Научная статья на тему 'Тождественность и различия антисанкционных экономик в Иране и России'

Тождественность и различия антисанкционных экономик в Иране и России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
368
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / СТРАНЫ ВЕДУЩИХ САНКЦИЙ / АНТИСАНКЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Расулинежад Э., Бузари Б.

В этой статье рассмотрены тождественность и различия антисанкционных экономик в Иране и России. Так как Запад и его союзники в последние годы ввели разные санкции в отношении этих двух стран, одним из основных экономических приоритетов обеих стран является комплекс мер по снижению воздействия введенных санкций и укреплению национальной экономики. Эта политика известна в России как антисанкционная экономика, а в Иране как концепция экономического сопротивления. Исследование и понимание различий и сходства двух концепций в этих странах может иметь положительные результаты для экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIMILARITIES AND DIFFERENCES OF ANTI-SANCTIONS ECONOMIES IN IRAN AND RUSSIA

In this article, similarities and differences in anti-sanctions economies in Iran and Russia are examined. Since the West and its allies in recent years have imposed different sanctions on these two countries, one of the main economic priorities of both countries is providing efficient policies to reduce the impact of imposed sanctions and strengthen the national economy. In Russia, these politicies are known as anti-sanctions economy, while in Iran these policies are put under the concept of economic resistance. Understanding differences and similarities of these two concepts in these countries may have positive results for economic policy.

Текст научной работы на тему «Тождественность и различия антисанкционных экономик в Иране и России»

МАРКЕТИНГ

УДК 330

Э. Расулинежад, Б. Бузари*

ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ И РАЗЛИЧИЯ АНТИСАНКЦИОННЫХ ЭКОНОМИК

В ИРАНЕ И РОССИИ

В этой статье рассмотрены тождественность и различия антисанкционных экономик в Иране и России. Так как Запад и его союзники в последние годы ввели разные санкции в отношении этих двух стран, одним из основных экономических приоритетов обеих стран является комплекс мер по снижению воздействия введенных санкций и укреплению национальной экономики. Эта политика известна в России как антисанкционная экономика, а в Иране — как концепция экономического сопротивления. Исследование и понимание различий и сходства двух концепций в этих странах может иметь положительные результаты для экономической политики.

Ключевые слова: санкции, страны ведущих санкций, антисанкционная экономика, экономическое сопротивление.

Введение

Понятие «санкция» рассматривается с разных позиций в научной литературе. Например, Г.Б. Поляк писал, что санкции — это «меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к организациям в результате нарушения ими действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности» [6]. Или он определил санкции в качестве ограничений на экономические действия нации [7]. Как правило, экономические санкции представляют собой ограничения или запреты, применяемые одной или несколькими странами против целевой страны. Экономические санкции используются в качестве инструмента внешней политики многими правительствами. Можно сказать, что вместо военных действий вводятся экономические санкции [5]. Когда существует политический конфликт между нациями, всегда более сильная в экономическом и политическом смысле нация начинает вводить санкции для предотвращения любых военных операций.

И Иран, и Россия в своей истории стали объектами различных санкций против своей страны со стороны некоторых стран мира, в частности Запада и его союзников. В целом можно сказать, что исторически введение санкций было широко используемым инструментом для некоторых стран в отношении этих двух стран.

Санкции против Ирана были введены с 1951 года, в то же время поизошла национализация нефтяной промышленности в этой стране. После Исламской революции в Иране в 1979 году и оккупации посольства США в Тегеране Соединенные Штаты и их союзники наложили различные санкции против Ирана и его экономических интересов в мире. До 2005 года этот набор санкций стал непрозрачным и без ясных причин стал противостоять Исламской Республике Ирана. Например, в 1995 году США запретили экспорт своих товаров из третьих стран в Иран [1].

В 1996 году Соединенные Штаты ввели санкции 1ЬБА против компаний, которые вложили более 20 миллионов долларов в Иран и Ливию. Кроме того, после инцидента 11 сентября 2011 года был введен ряд политических и дипломатических санкций против Ирана. В целом эти санкции не оказали значительного влияния на экономику Ирана.

С 2006 года санкции были введены в отношении иранской ядерной энергетической программы Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, Западом и его союзниками против этой страны. В дополнение к дипломатическим, научным и культурным санкциям экономические санкции (банковские и финансовые санкции, санкции за экспорт нефти Ирана) оказали значительное негативное влияние, особенно в 2011—2011 годах, на экономику Ирана. 14 июня 2015 года было заключено

* © Расулинежад Эхсан (e.rasoulinezhad@ut.ac.ir), кафедра исследований России, Кавказа и Центральной Азии, Факультет Глобальных Исследований, Университет Тегерана, 1417614418, Иран, Тегеран, площадь Тегеран-Революция, Революционная улица, ул. Азар, 16.

Бузари Бабак (boozari.ru@gmail.com), магистр глобальных исследований, Факультет Глобальных Исследований, Университет Тегерана, 1417614418, Иран, Тегеран, площадь Тегеран-Революция, Революционная улица, ул. Азар, 16.

всеобъемлющее соглашение о ядерной программе Ирана — Всесторонняя совместная программа действий (.1СРОЛ) — между Ираном и Р5 + 1 (Китай, Россия, Франция, Германия, Англия и США), санкции, введенные с 2006 года, были остановлены.

В мае 2018 года президент США Дональд Трамп объявил о выходе Соединенных Штатов в ближайшем будущем из 1СРОЛ. Как известно, Иран, который испытывал экономические санкции с 1951 года, также увидит возобновление (повторение) санкций со стороны Запада и его союзников в будущем. В такой ситуации стране необходимо использовать политику для смягчения негативных последствий санкций, которые в совокупности называются «антисанкционной экономикой». И хотя в экономической литературе Ирана есть понятие «антисанкционная экономика», вместо этого в Иране распространена более общая концепция «экономики сопротивления». Что касается разницы в антисанкционной экономике и экономическом сопротивлении, следует отметить, что экономическое сопротивление связано не только с бойкотом, но и с более сильным и толерантным макроэкономическим показателем страны. Антисанкционная экономика является одним из подмножеств экономического сопротивления, которое направлено на то, чтобы активно смягчить негативные последствия введенных санкций. На самом деле экономическое сопротивление — это акт и действие, а экономика антисанкций — это реакция и реагирование. В Иране были проведены исследования по вопросам санкций и экономического сопротивления. Например, Маджиди и другие (2014) [2] исследовали влияние экономических санкций на операции с иранскими авиакомпаниями и пришли к выводу, что существование технологических санкций и импорт компонентов авиакомпаний имели отрицательное влияние на производительность и эффективность, негативно сказались на производительности этой отрасли промышленности в Иране.

История санкций против России восходит к Ленинградской блокаде во время Второй мировой войны, когда военная Германия заблокировала город Ленинград (Санкт-Петербург). Второй важный пакет санкций был введен Западом против СССР в 1980-х годах из-за Советско-афганской войны. С начала конфликта России с Украиной в 2014 г. западные страны ввели пакет политических и экономических санкций. Дело в том, что экономика России — одна из самых крупнейших в мире, ответ России на западные санкции был зеркальным. Россия начала торговые войны и отказалась от импорта продуктов из западных стран. Кроме того, Россия разработала контрмеры, такие как импортозамещение, в частности в сфере сельского хозяйства, поиск новых торговых партнеров и рынков сбыта, расширение экономических связей с восточными азиатскими и латиноамериканскими странами. Все эти антимонопольные меры России помогли этой стране снизить негативные последствия западных санкций.

Очевидно, что обе страны (Иран и Россия) приняли свои национальные экономики в условиях санкций. В этом отношении они использовали несколько политических мер, чтобы нивелировать негативные последствия западных санкций. Несмотря на то что западные страны не достигли целей от наложенных санкций в отношении этих двух стран, они не прекратили санкции. Следовательно, Иран и Россия продолжат политику борьбы с санкциями. Для достижения более высокой эффективности этой политики Ирану и России важно изучить опыт друг друга, который может помочь им улучшить свою политику противостояния западным санкциям.

Характеристики экономик Ирана и России

В экономиках Ирана и России энергетический сектор играет важную роль, потому что доходы от экспорта источников энергии являются основной составляющей бюджета государств. Более того, энергетический сектор имеет наибольшую долю ПИИ, занятости и экспорта в их национальных экономиках (см. таблицу).

Таблица

Сравнение нескольких макроэкономических переменных Ирана и России, 2016 г.

Переменная Единица измерения Год Россия Иран

ВВП $ млн 2016 1 283 162 494 447

ВВП на душу населения $ 2016 8946 5038

Военные расходы $ млн 2016 483 127

Рейтинг инноваций - 2016 43 78

Уровень безработицы % 2016 5,5 12,5

Производство автомобилей - 2016 1 303 989 1 164 710

Объем экспорта $ млн 2016 281 825 66 000

Экспорт (% ВВП) % 2016 21,96 16,32

Объем импорта $ млн 2016 191 406 40 000

Импорт (% ВВП) % 2016 14.91 9.89

Население - 2016 143 440 000 80 227 428

Уровень рождаемости % 2016 13,30 17,10

Уровень смертности % 2016 1,78 1,69

Источник: составлено авторами на основании разных сведений.

Таблица показывает данные некоторых макроэкономических переменных в этих двух странах. Согласно данным, представленным в таблице, экономический размер ВВП России больше, чем Ирана. Кроме того, в 2016 году ВВП на душу населения в России составил более 8900 долларов, а в Иране — около 5000 долларов. Уровень безработицы в России — 5,5 % в 2016 году, а этот же показатель в экономике Ирана — 12,5 %. В 2016 году объем экспорта России — 281 825 миллионов долларов, тогда как объем экспорта Ирана — около 60 000 миллионов долларов. Что касается импорта, то российский импорт составлял около 191 000 миллионов долларов, в то время как импорт Ирана из других стран мира — всего 40 000 миллионов долларов.

Тождественность и различия антисанкционных экономик в Иране и России

Политика противодействия санкциям двух стран, Ирана и России, имеет тождественность и различия, которые мы рассматриваем в этом разделе.

Тождественность:

1) В обеих странах правительством было принято фундаментальное решение об укреплении внутренней экономики, использовании и реализации разработанной концепции. Таким образом, с экономической точки зрения в обеих странах была создана инфраструктура по противодействию негативным последствиям экономических санкций, внедрение которой являлось политикой экономического сопротивления;

2) Существует интеграция и национальное единство и согласование в реализации экономического сопротивления в обеих странах. Правительство осознает важность и необходимость экономического сопротивления, проводит соответствующую политику внутри страны, нация при этом объединяется, местные производители получают преференции в плане как производства продукции, так и ее реализации;

3) Произошло изменение внешнеторговой политики двух стран, Иран и Россия пересмотрели рынки импорта и экспорта.

Различия:

1) В Иране политика экономического сопротивления противодействует бойкоту западных стран благодаря концепции экономического саморазвития, которая может стать средством для прихода к более полному и стабильному курсу экономики Ирана. Но в России концепция экономического сопротивления отталкивается от существования экономических санкций. В современной русской экономической литературе она также называется антисанкционной экономикой;

2) В Иране политика экономического сопротивления способствует поощрению и укреплению основ экономической силы внутри страны. В России же одним из средств экономического сопротивления, наряду с укреплением отечественной экономики, также являются ответные санкции по отношению к государствам, которые ввели экономические ограничения против этой страны;

3) Наличие модели, основанной на исламских учениях, в экономике Ирана.

Политика экономического сопротивления помогает Ирану противостоять санкциям. Она предполагает определенные меры против экономических санкций: это допуск частного сектора к внешней торговле «черным золотом»; снижение потребления энергии в Иране, использование бартерных сделок во внешней торговле, стремление к разнообразию источников импорта, реформированию финансовых рынков, а также привлечению инвестиций в области экономики, не относящиеся к нефти. Предложенная программа поддерживает проведение приватизации и увеличение экспорта электроэнергии, газа, нефтехимической продукции.

Комбинация способов экономического сопротивления, разработанная Россией и Ираном, дает возможность стабилизации экономик двух стран и выхода их на новый уровень.

Заключение

В этой статье мы сравнили антисанкционные политики двух стран — Ирана и России, которые стали объектом различных санкций со стороны западных стран в течение последнего десятилетия.

Иран под большим международным прессингом и с ужесточением санкций в связи с ядерной энергетической программой стал более активно действовать в плане экономического сопротивления. Учитывая перспективу возврата экономических санкций со стороны Соединенных Штатов после их выхода из соглашения .1СРО, экономическое сопротивление считается одной из важнейших экономических приоритетов страны.

С момента введения санкций против Соединенных Штатов и их союзников с 2014 года и предвидения введения санкций Россия приняла свой план антисанкций и воплощает его эффективно и высокими темпами.

Анализ антисанкционных экономик этих двух стран показывает, что обе страны утверждают, что их политика укрепит их национальную экономическую инфраструктуру. Существует национальное единство в осуществлении такой политики против санкций и экономических угроз Запада и его союзников в обеих странах.

Эта политика также привела к перемещению и коммерческому повороту обеих стран от Европы к Азии.

Однако существуют различия в антисанкционной политике Ирана и России.

Наиболее важным из них является более широкая концепция экономического сопротивления в Иране по сравнению с антисанкционой экономикой в России. Кроме того, широкая интеграция России в мировую экономику привела к тому, что Россия имеет возможность предпринять более эффективные контрсанкции, чем Иран.

А также в экономическом сопротивлении Ирана есть исламские учения, которые создают связь между исламской экономикой и экономикой сопротивления [3].

Результаты анализа влияния экономических санкций против Ирана на рост ВВП показали, что в период с 2011 по 2014 год экономические санкции привели к сокращению реального ВВП Ирана на 17 % [4] .

Исследования внешнеторговой политики Ирана в период санкций выявили, что в 2006—2013 гг. введение экономических санкций против Ирана привело к азиатизации торговли (Asianization) и антиевропейской (De-Europeanization) торговле в этой стране.

Библиографический список

1. Haghgoo J. Sanctions, an permanent instrument against Iran's revolution // The Center of Islamic Revolution's documents. 2013. URL: http://www.dsrc.ir/View/article.aspx?id=2133.

2. Majidi A., Nedjat S., Mohammadi A., Jamshidi E., and Majdzadeh R. 2014. Impact of sanctions on Iranian airlines: How people in Iran feel about air travel safely? International Journal of Disaster Risk Reduction. 10 (A). P. 67-74.

3. Gharehgozli O. (20170. An estimation of the economic cost of recent sanctions on Iran using the synthetic control method. Economic Letters, 157, P. 141-144.

4. Nasre Esfahani M., and Rasoulinezhad E. (2017). Iran's trade policy of Asianization and de-Europeanization under sanctions // Journal of Economic Studies, 44 (4). P. 552-567.

5. Rogers E.S. (1996). Using economic sanctions to prevent deadly conflict// Discussion paper in Harvard Kennedy School, No. 96-02. Retrieved from : https://www.belfercenter.org/publication/using-economic-sanctions-prevent-deadly-conflict [30.05.2018].

6. Ильина E.B. Влияние санкций на экономику России // Вестник экономики, права и социологии. 2015. № 4. C. 34-38.

7. Мусанкина А.А. Об общем понятии санкции нормы права // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 1 (50). C. 32-38.

References

1. Haghgoo J. Sanctions, an permanent instrument against Iran's revolution. The Center of Islamic Revolution's documents, 2013. Available at: http://www.dsrc.ir/View/article.aspx?id=2133 [in Persian].

2. Majidi A., Nedjat S., Mohammadi A., Jamshidi E., and Majdzadeh R. Impact of sanctions on Iranian airlines: How people in Iran feel about air travel safely? International Journal of Disaster Risk Reduction, 2014, 10 (A), pp. 67—74 [in English].

3. Gharehgozli O. An estimation of the economic cost of recent sanctions on Iran using the synthetic control method. Economic Letters, 2017, 157, pp. 141 — 144 [in English].

4. Nasre Esfahani M. and Rasoulinezhad E. Iran's trade policy of Asianization and de-Europeanization under sanctions. Journal of Economic Studies, 2017, 44 (4), pp. 552—567 [in English].

5. Rogers E.S. Using economic sanctions to prevent deadly conflict. Discussion paper in Harvard Kennedy School, 1996, no. 96-02. Available at: https://www.belfercenter.org/publication/using-economic-sanctions-prevent-deadly-conflict [accessed 30.05.2018].

6. Ilyina E.V. Vliianie sanktsii na ekonomiku Rossii [Influence of sanctions on the economics of Russia]. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii [The Review of Economy, the Law and Sociology], 2015, no. 4, pp. 34—38 [in Russian].

7. Musankina A.A. Ob obshchem poniatii sanktsii normy prava [On the general concept of sanctions rule of law]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava [Actual Problems of Russian Law], 2015, no. 1 (50), pp. 32—38 [in Russian].

E. Rasoulinezhad, B. Buzari*

SIMILARITIES AND DIFFERENCES OF ANTI-SANCTIONS ECONOMIES IN IRAN AND RUSSIA

In this article, similarities and differences in anti-sanctions economies in Iran and Russia are examined. Since the West and its allies in recent years have imposed different sanctions on these two countries, one of the main economic priorities of both countries is providing efficient policies to reduce the impact of imposed sanctions and strengthen the national economy. In Russia, these politicies are known as antisanctions economy, while in Iran these policies are put under the concept of economic resistance. Understanding differences and similarities of these two concepts in these countries may have positive results for economic policy.

Key words: sanctions, targeted nations, anti-sanctions economy, economical resistance.

Статья поступила в редакцию 20/IX/2018. The article received 20/IX/2018.

* Rasoulinezhad Ekhsan (e.rasoulinezhad@ut.ac.ir), Department of Russian, Caucasian and Central Asian Studies, Faculty of Global Studies, University of Tehran, 16th Azar Street, Enghelab Square, Tehran, 1417614418, Iran.

Buzari Babak (boozari.ru@gmail.com), Master of Global Studies, Faculty of Global Studies, University of Tehran, 16th Azar Street, Enghelab Square, Tehran, 1417614418, Iran.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.