Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ '

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет страны / бюджетная политика / исполнение бюджета / санкции / геополитическая обстановка / кризис / нефтегазовые и ненефтегазовые доходы / расходы бюджета / country's budget / budget policy / budget execution / sanctions / geopolitical situation / crisis / oil and gas and non-oil and gas revenues / budget expenditures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тажудинова Джамиля Авачараевна, Мусаева Сакинат Мурадбеговна

Экономика России в настоящее время переживает сложный период – это геополитическая обстановка и жесткое санкционное давление со стороны запада. В данной статье рассматриваются вопросы исполнения бюджета в кризисных условиях. Причины дефицита бюджета, уменьшение доходной части и увеличение расходной. В ходе исследования использовались различные общенаучные и специальные методы, в частности, логический, экономико-статистический. Подчеркивается, что зависимость бюджета от нефтегазовых поступлений является одной из основных причин неустойчивости экономики России, так как доходы бюджета могут резко меняться в зависимости от мировых цен на нефть и нефтепродукты; от общего объема добычи и экспорта нефти и газа и т.д., необходимо поменять ориентиры с добывающих отраслей на научно-технологический сектор и на привлечение инвестиций. Конечно же, выдвинутые санкции недружественных стран негативно влияют на экономику страны, препятствуют ее развитию, однако в результате проведенного исследования выявлено, что санкции не всегда приводят к негативным последствиям, а могут, напротив, способствовать мобилизации собственных ресурсов и их более рациональному использованию на внутреннем рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тажудинова Джамиля Авачараевна, Мусаева Сакинат Мурадбеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF ECONOMIC SANCTIONS ON BUDGET EXECUTION IN CONDITIONS OF THE PRESENT GEOPOLITICAL SITUATION

The Russian economy is currently going through a difficult period, this is a geopolitical situation and tough sanctions pressure from the West. This article discusses the execution of the budget in a crisis. Causes of the budget deficit, a decrease in revenue and an increase in expenditure. In the course of the study, various general scientific and special methods were used. In particular, logiсal, economic and statistical methods. The dependence of the budget on oil and gas revenues is one of the main reasons for the instability of the Russian economy, since budget revenues can change dramatically depending on world prices for oil and oil products; from the total volume of production and export of oil and gas, etc., it is necessary to change the focus from the extractive industries to the scientific and technological sector and to attract investment. Of course, the imposed sanctions of unfriendly countries negatively affect the country's economy and impede its development, however, as a result of the study, it was found that sanctions do not always lead to negative consequences, but, on the contrary, can contribute to the mobilization of their own resources and their more rational use in the domestic market.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ »

УДК 336.14 ББК 65.261.3

DOI 10.24412/2412-2025-2022-4-20-29

Тажудинова Джамиля Авачараевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Мусаева Сакинат Мурадбеговна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Tazhudinova Jamilya Avacharaevna - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University of National Economy

Musaeva Sakinat Muradbegovna - PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University of National Economy

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ

ОБСТАНОВКИ

IMPACT OF ECONOMIC SANCTIONS ON BUDGET EXECUTION IN CONDITIONS OF THE PRESENT GEOPOLITICAL SITUATION

Экономика России в настоящее время переживает сложный период - это геополитическая обстановка и жесткое санкционное давление со стороны запада. В данной статье рассматриваются вопросы исполнения бюджета в кризисных условиях. Причины дефицита бюджета, уменьшение доходной части и увеличение расходной. В ходе исследования использовались различные общенаучные и специальные методы, в частности, логический, экономико-статистический. Подчеркивается, что зависимость бюджета от нефтегазовых поступлений является одной из основных причин неустойчивости экономики России, так как доходы бюджета могут резко меняться в зависимости от мировых цен на нефть и нефтепродукты; от общего объема добычи и экспорта нефти и газа и т.д., необходимо поменять ориентиры с добывающих отраслей на научно-технологический сектор и на привлечение инвестиций. Конечно же, выдвинутые санкции недружественных стран негативно влияют на экономику страны, препятствуют ее развитию, однако в результате проведенного исследования выявлено, что санкции не всегда приводят к негативным последствиям, а могут, напротив, способствовать мобилизации собственных ресурсов и их более рациональному использованию на внутреннем рынке.

Ключевые слова: бюджет страны, бюджетная политика, исполнение бюджета, санкции, геополитическая обстановка, кризис, нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, расходы бюджета.

The Russian economy is currently going through a difficult period, this is a geopolitical situation and tough sanctions pressure from the West. This article discusses the execution of the budget in a crisis. Causes of the budget deficit, a decrease in revenue and an increase in expenditure. In the course of the study, various general scientific and special methods were used. In particular, logical, economic and statistical methods. The dependence of the budget on oil and gas revenues is one of the main reasons for the instability of the Russian economy, since budget revenues can change dramatically depending on world prices for oil and oil products; from the total volume of production and export of oil and gas, etc., it is necessary to change the focus from the extractive industries to the scientific and technological sector and to attract investment. Of course, the imposed sanctions of unfriendly countries negatively affect the country's economy and impede its development, however, as a result of the study, it was found that sanctions do not always lead to negative consequences, but, on the contrary, can contribute to the mobilization of their own resources and their more rational use in the domestic market.

Keywords: country's budget, budget policy, budget execution, sanctions, geopolitical situation, crisis, oil and gas and non-oil and gas revenues, budget expenditures.

Введение. Едва ли оправившись от пандемии, экономика России столкнулась с новыми вызовами - введение жестких внешних санкций после начала проведения специальной военной операции (СВО) на Украине.

Экономические санкции против Российской Федерации затронули финансовый сектор, экспорт и импорт, международные резервы. Крупные мировые компании друг за другом покинули Россию. Вслед за внешними вызовами добавились и внутренние - отток экономически активного населения и капитала из страны.

В связи со всеми этими событиями, включая замораживание валютных активов, исполнение и планирование бюджета под влиянием санкций недружественных стран становится особо актуальным.

Рассмотрим основные характеристики федерального бюджета за 2019-2024 гг.

Таблица 1

Основные характеристики федерального бюджета РФ (млрд руб.)

Показатель 2019 2020 2021 2022 закон 2023 закон 2024 закон

ВВП 110 046 106 974 124 438 133 328 141 881 151 513

Нефть (долл/барр) 63,8 41,8 66,0 62,2 58,4 55,7

Доходы 20 188,8 18 719,4 25286,1 25 021,9 25 540,2 25 831,8

Нефтегазовые 7 924,3 5 127,0 9.056,2 9 542,6 9 194,6 8 564,6

Ненефтегазовые 12 264,5 13 438,5 16229,9 15479,3 16345,6 17267,2

Расходы 18 214,5 22 821,7 24762,1 23694,2 25241,1 26354,4

Дефицит/ профицит 1 974,3 - 4 102,1 524 1327,7 299,1 - 522,6

Источник: составлено авторами на основе данных Министерства финансов РФ

Анализ. Проанализировав показатели данной таблицы, видим, что расходы бюджета РФ в 2020 году превысили доходы на 4 102,1 млрд руб., сменив профицит федерального бюджета на дефицит.

Бюджет 2020 года был исполнен с рекордным дефицитом за последние пять лет. Причинами этому послужило:

- снижение доходов бюджета, как результат пандемии и снижения цены на нефть.

- увеличение расходов бюджета на финансирование антикризисных программ.

Следует уточнить, что в период пандемии в России пострадали разные слои бизнеса, что повлекло за собой уменьшение налоговых поступлений в бюджет, а государство, в свою очередь, вынуждено было поддерживать бизнес, увеличивая расходы на оказываемую помощь.

В 2021 году завершился переходный период нормализации бюджетной политики после пандемии: по мере восстановления деловой активности и повышения устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам антиковидные программы завершались, и курс основных направлений бюджетной политики смещался на средне-долгосрочные задачи содействия достижению национальных целей развития страны.

По итогам 2021 года бюджет РФ оказался лучшим за последние годы, так как был исполнен с профицитом 0,4 % ВВП, несмотря на то, что планировался он изначально с дефицитом в размере 2,4 % ВВП. Доходы федерального бюджета, утвержденного на 2021-2023 годы, планировались на уровне 18,8 трлн рублей, а расходы - 21,52 трлн рублей, но по факту, по данным, представленным в таблице 1, видно, что при доходах в 25,3 трлн руб. расходы 2021 года составили 24,8 трлн руб. [1]. Государственный бюджет 2021 года был закрыт с профицитом в 524 млрд руб. благодаря росту нефтегазовых и ненефтегазовых доходов за счет повышения нефтяных цен и восстановления деловой активности. Безусловно, такой результат на фоне затянувшейся пандемии СОУГО-19 выглядит заметно лучше дефицита.

Рост ненефтегазовых доходов в 2021 году был обусловлен увеличением поступлений внутреннего НДС и НДС на ввозимые товары на 28 % и 27 % соответственно [1]. Конечно, такое изменение доходной части бюджета в положительную сторону сыграло большую роль для социально-экономического развития страны. Однако это повышение, как все мы понимаем, имеет временный характер, и рассчитывать на него в перспективе мы не можем.

Около 40 % дохода бюджета страны составляют нефтегазовые поступления, такая зависимость бюджета наблюдается уже довольно долгое время. Объем поступающих в казну нефтегазовых доходов может резко меняться, и это зависит от ряда факторов: от мировых цен на нефть и нефтепродукты; от общего объема добычи и экспорта нефти и газа и т.д. Поэтому нам необходимо поменять ориентиры с добывающих отраслей на научно-технологический сектор и на привлечение инвестиций. Именно такие цели и задачи были поставлены правительством на плано-

22

вый период 2023-2025 гг. для повышения потенциала развития экономики страны [2], и основным инструментом в достижении поставленных целей и задач должна быть грамотно продуманная бюджетная политика, направленная на социально-экономическое развитие страны, и первоочередные действия по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.

Главной целью реализации бюджетной политики остается и на сегодняшний день «сохранение бюджетной устойчивости», которое подразумевает под собой дальнейшее обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней.

Конечно, все эти события, происходящие в России в последние годы: пандемия, затем осложнение геополитической обстановки, не могут не наложить свой отпечаток на взаимоотношения центра и регионов. Санкции со стороны западного сообщества существенно могут усложнить жизнь регионов, которые столкнулись с рисками снижения бюджетных доходов после того, как РФ покинули иностранные компании и были введены экспортные и импортные ограничения. Хотя по итогам 10 месяцев 2022 года совокупные доходы консолидированных бюджетов регионов продолжили демонстрировать положительную динамику, но уже с замедлением. Так, если за первые шесть месяцев 2022 года совокупные доходы выросли на 24,8 % к соответствующему периоду 2021 г., то по истечении 10 месяцев рост составил 15,4 % [3]. Рост бюджетных доходов наблюдался в 77 регионах. В результате произошло уменьшение количества дотационных регионов, что несомненно является положительной тенденцией. Такое стало возможным благодаря действиям бюджетной политики, направленной на увеличение доходной базы регионов. Одним из таких направлений является внедрение новой системы управления регионов - практики кураторства российских регионов.

Кураторство закреплено за теми регионами, чьи показатели по среднедушевому доходу, уровню безработицы, инвестициям в основной капитал и доле населения с доходами ниже прожиточного минимума оказались наихудшими. Предполагается, что для этих регионов будут определены приоритетные направления развития, а кураторы будут координировать работу департаментов и способствовать отбору наиболее важных проектов. Министры-кураторы должны будут отчитаться о проделанной работе перед правительством.

Куратором Северного Кавказа назначили Александра Новак, который займется стабилизацией топливно-энергетического комплекса региона. Данный комплекс является особо актуальным и проблемным для Республики Дагестан. Отсутствие и постоянное отключение электроэнергии - одна из основных проблем республики на протяжении последних 10-15 лет, так как потребление электроэнергии в Дагестане стабильно растет, а новых объектов по ее выработке не вводится.

Конечно, есть регионы, на которые санкции все же оказали негативное воздействие, а также которые терпят на себе последствия мирового кризиса из-за всеобщего локдауна и спада производства. Это регионы, которые специализируются на металлургии и добыче железной руды, в т.

ч. в Белгородской (-42,4%), Липецкой (-42,7%) и Курской (-50,0%) областях. К пострадавшим от санкций регионам можно отнести и Карелию (там серьезно пострадала деревообработка), также пострадали и регионы, связанные с автомобильной промышленностью, например, Калужская и Калининградская области. Особо проблемным для них стало сокращение и уход иностранных компаний с российского рынка, что привело к остановке производства из-за прекращения поставок импортных комплектующих.

Еще одной, на наш взгляд, острой становится тема выравнивания региональных диспропорций. Это так называемые дотационные и высокодотационные регионы, которые хронически зависимы от федерального бюджета и не могут в силу ряда причин самостоятельно покрыть свои расходные обязательства, не могут реализовать свой потенциал, вносят дисбаланс в территориальное развитие и создают угрозу бюджетной устойчивости и, как следствие, целостности государства.

Можно сказать, что многие дотационные регионы уже привыкли к многолетней подпитке из центра, а данный механизм выравнивания бюджетной обеспеченности оказался не столь эффективным, как ожидалось. На рисунке 1 представлен список десяти самых дотационных регионов России.

10 самых дотационных регионов России в 2022 году

Респ. Башкортостан Респ. Тыва Респ. Крым Респ. Бурятия Ставропольский край Алтайский край Чеченская Респ. Камчатский край Респ. Саха (Якутия) Респ. Дагестан

ш 18,89

20,48

1 22,73

» 24,04

26,72

32,47

3 6,83

44,17

80,18

20

40

60

80

100

0

Рис. 1. Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ 2022 года (млрд руб.), составлено автором на основе

данных Росстата Одним из самых высокодотационных регионов России уже на протяжении многих лет остается Республика Дагестан. За 2021 г. в бюджет республики было направлено 72,5 млрд руб., в 2022 году - 80,18 млрд руб., примерно такой же объем предусмотрен и в 2023 году, но несмотря на это, по показателям экономического роста республика продолжает занимать самые низкие строчки среди регионов России [2]. К сожалению, как показала практика, мы можем судить о том, что дотации не отвечают целям бюджетной политики на сегодняшний день, они не стимулируют регионы к поиску способов повышения собственной самостоятельности. Поэтому необходимо пересмотреть механизмы оказания

финансовой помощи регионам для выравнивания региональных диспропорций через призму их эффективности в обеспечении бюджетной устойчивости регионов, особенно в современных условиях.

Рассматривая влияние санкций на экономическую составляющую развития регионов, можно сказать, что отчасти санкции сыграли положительную роль, дали толчок для поиска и раскрытия внутренних резервов регионов. Так, например, в Дагестане стал развиваться туризм после вынужденных ограничительных мер в период пандемии и санкций. Конечно, на данный момент это только зачатки, первые шаги в развитии этой сферы, есть много проблем и недочетов, с которыми сталкиваются предприниматели и без участия и поддержки государства в виде специальных программ поддержки, субсидий, льгот и т.п. достичь определенных успехов не получится. Так, Дагестан в 2023 году может получить из федерального бюджета более 567,8 млн рублей на реализацию мероприятий «Развитие туристической инфраструктуры» в рамках госпрограммы РФ «Развитие туризма». В общем на развитие туризма в регионах России из федерального бюджета планируется выделить почти 11 млрд рублей.

Также в Республике Дагестан имеется большой потенциал развития сельскохозяйственной отрасли, который на сегодняшний день практически не используется. Следует рассмотреть эту отрасль как одно из ключевых направлений импортозамещения, направить на ее развитие финансовую поддержку целевого назначения.

Со стороны правительства, несмотря на финансовую нестабильность, оказывается всесторонняя финансовая поддержка регионов страны. Так, при исполнении бюджета 2022 года были использованы дополнительные финансовые ресурсы, которые направлялись на мероприятия и программы, позволяющие ускорить достижение национальных целей развития.

Это, прежде всего, повышение благосостояния и улучшение качества жизни граждан посредством обеспечения устойчивых темпов роста экономики и расширения потенциала сбалансированного развития.

Финансовая поддержка регионов со стороны федерального бюджета за 10 месяцев 2022 г. показала положительную динамику, почти в 1,5 раза были увеличены субсидии из федерального бюджета, направленные на реализацию национальных проектов. Однако следует отметить, что в 2023 году планируется сокращение финансирования нацпро-ектов на 240 млрд рублей, что отмечено в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. Это вынужденная мера, ставшая результатом ужесточившихся санкций против России, так как сам бюджет планируется с дефицитом в 2,93 трлн руб.

Проведем сравнительную характеристику пополнения федерального бюджета за 2019 - 2022 гг. (см. таблицу 2).

По данным таблицы можно проследить положительную динамику роста доходов, кроме 2020 года, где доходы снизились за счет снижения нефтегазовых поступлений на 36% и налогов, связанных с импортом на 6%. Снижение налогов, связанных с импортом, за исследуемый период

мы видим и в 2022 году на 14% от показателя предыдущего года, как результат введенных санкций.

Таблица 2

Сравнительная характеристика доходов федерального бюджета за 1-е полугодие 2019-2022 гг. (млрд руб.)

Период 1, 2 квартал Доходы, всего Нефтегазовые доходы Ненефтегазовые доходы Налоги, связанные с внутренним производством Налоги, связанные с импортом

2019г. 9 549,9 4 121,9 5 428,0 3 025,6 1 675,1

2020г. 9 091,9 2 661,0 6 430,8 3 028,3 1 589,6

2021г. 11 265,8 3 776,0 7 489,8 3 808,1 2 212,7

2022г. 14 017,1 6 375,9 7 641,2 4 712,1 1 926,9

Источник: составлено автором по данным Минфина РФ

Однако, начиная со второго полугодия 2022 года, положительная динамика профицитного бюджета начинает меняться в противоположную сторону и уже с июня три месяца подряд бюджет закрывался с дефицитом. Так, с июня по сентябрь 2022 года дефицит федерального бюджета составил около 1359 млрд руб. (в июне - 121 млрд руб., в июле -893 млрд руб. и в августе - 345 млрд руб.) [3]. Причиной дефицита бюджета на фоне роста доходов является заметное наращивание расходов: за восемь месяцев с начала текущего года они выросли на 19,5%, а в числовом выражении прирост составил 2,85 трлн руб.

Данный дефицит федерального бюджета правительство намерено покрыть из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Данные средства должны пойти, в первую очередь, на исполнение социальных обязательств и замещение государственных заимствований, погашение госдолга и предоставление бюджетных кредитов субъектам страны.

По данным Минфин РФ объем Фонда национального благосостояния на 1 октября 2022 г. составил 10,792 трлн руб. (эквивалент $187,975 млрд), или 8,1% ВВП. За месяц он сократился на 1,08 трлн руб. По прогнозам Минфина, объем фонда к концу 2022 г. должен был достичь суммы в 8,99 трлн руб. (или 6,2% ВВП), а в 2023 г. - 6,3 трлн (или 4,2% ВВП), в 2024 г. - 5,95 трлн (или 3,7% ВВП), в 2025 г. - 6,6 трлн (или 3,9% ВВП) [1].

Такие прогнозы следует связать с тем, что из-за западных санкций в этом году правительством было принято решение о приостановлении бюджетного правила (пополнение ФНБ дополнительными нефтегазовыми доходами), теперь дополнительные нефтегазовые доходы будут направляться на поддержку экономики страны. В связи с этим в 2023 г. ФНБ пополняться не будет, поскольку средства перечисляются в фонд по итогам года.

Анализируя прогнозы экономических аналитиков, можно предположить, что российская экономика должна перейти к восстановительному росту уже в начале 2023 года, а по итогам 2024 года большинство основных показателей, включая ВВП, промышленное производство, инвестиции в основной капитал, показатели уровня жизни населения, превы-

сят в сопоставимых ценах докризисные значения. Не смогут выйти на докризисные уровни только показатели внешней торговли (см. табл. 4).

Таблица 4

Макроэкономические условия формирования федерального бюджета (в %)

Показатели 2021г. 2022г. (оценка) 2023г. (прогноз) 2024г. (прогноз) 2025г. (прогноз)

Темпы прироста ВВП 4,7 -2,9 -0,8 2,6 2,6

Оборот розничной торговли 7,8 -6,1 2,7 3,7 3,1

Инвестиции в основной капитал 7,7 -2,0 -1,0 3,9 3,7

Реальные располагаемые денежные доходы населения 3,0 -2,2 1,6 2,8 2,5

Источник: составлено автором на основе данных проекта «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

Мы можем предположить, что давление на экономику будут оказывать сокращение внешнего спроса и ограничения со стороны предложения как следствие замедления мировой экономики, санкционного давления и нарушения логистических цепочек.

В 2023 году основной вклад в замедление экономики будут вносить сокращение инвестиционного спроса (инвестиции в основной капитал сократятся на 2% в 2022 году и на 1% в 2023 году) и падение экспорта (экспорт товаров в реальном выражении сократится в 2022 году на 8,7 %, в 2023 году - на 1,7 %).

Благодаря западным санкциям существенно сократился в нашу страну импорт, соответственно сократятся поступления в бюджет в виде налога, связанного с импортом. Данные поступления значительно сократились уже в 2022 году (см. табл. 3). По прогнозам Центрального Банка России дальнейшее падение импорта ожидается в размере до 37 % [6].

Конец 2022 года для экономики нашей страны преподнёс еще один сюрприз, последствия которого практически сразу отразятся на доходах бюджета. Введено эмбарго на поставки российской нефти морским путем в Европу, а с февраля 2023 года такой же запрет коснется и нефтепродуктов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на все трудности, с которыми в последние годы сталкивается Россия, все факторы, влияющие на поступление доходов, были учтены в проекте бюджета 2023-2025 гг. Естественно данный проект бюджета отличается от всех предыдущих: с одной стороны, западные санкции и беспрецедентное давление на нашу страну, с другой - проведение специальной военной операции. Поэтому основными задачами бюджетной политики на 2023-2025 годы были выделены: реализация социальных и инфраструктурных проектов и поддержка солдат и офицеров, выполняющих задачи в ходе СВО.

Следовательно, среди статей расходов бюджета ключевыми остаются:

1. социальная политика, на которую планируется выделить 6284,9 млрд рублей, или 25,3 % от общего объема;

2. национальная оборона, на которую будет выделено 4,98 трлн рублей, или 17 % от бюджетных трат;

3. национальная безопасность и деятельность правоохранительных органов, на которую отведено около 3-х трлн рублей (15 % расходов).

В стороне не остались и остальные статьи расходов - в полном объеме в бюджете учтены задачи строительства 5 тыс. школ и ремонт 2,7 тыс. медицинских организаций, а также семи кампусов мирового уровня в Москве, Калининграде, Екатеринбурге, Новосибирске, Уфе, Челябинске и Нижнем Новгороде [4].

По ключевым направлениям импортозамещения на создание современной технологической независимой научно-производственной базы, начиная с 2023 года, правительство намерено направить более 1,7 трлн рублей.

Как мы видим, правительство запланировало множество системных мер по реализации бюджетной политики. Выбранные меры охватывают практически все сферы жизнедеятельности государства и по прогнозам должны постепенно вывести экономику страны из сегодняшнего кризисного положения.

Резюмируя все выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

- беспрецедентное санкционное давление и изменение условий внешней торговли привели к замедлению или снижению динамики большинства экономических показателей страны. Однако, несмотря на резкое изменение внешних условий, российская экономика показала достаточную степень устойчивости и адаптации к новым условиям;

- санкции со стороны недружественных стран оказывают двойственное влияние - с одной стороны санкции негативно влияют на экономику страны, препятствуют ее развитию, а с другой - служат мощным стимулом развития внутреннего производства;

- следует сделать финансовую поддержку регионов, речь идет о дотациях и субсидиях, более эффективной, создать условия, при которых эта поддержка будет результативной. Можно предложить использовать программно-целевой подход к реализации направленных финансовых средств, который будет ориентирован на комплексное социально-экономическое развитие, сократив бюрократизм и коррупцию;

- одним из путей развития и роста экономики регионов, повышения уровня самостоятельности и увеличения ВРП должен стать курс им-портозамещения, что позволит сбалансировать бюджет, а может и вывести его на уровень регионов-доноров;

- как уже отмечалось выше, в 2023 году предполагается сокращение экспорта и импорта товаров, данная ситуация также может сыграть положительную роль в развитии экономики, направив средства и возможности государства на дополнительную поддержку импортозамещения.

Список литературы:

1. Министерство финансов РФ «Федеральный бюджет» [Электронный ресурс]: официальный сайт - URL: https://minfin.gov.ru/ru/ statistics/fedbud/

2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» [Электронный ресурс] : официальный сайт: -URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/35d/r2d8d7whira13h9qik1mt45q6vwcrabw.pdf

3. Федеральная служба государственной статистике «Социально-экономическое положение России» [Электронный ресурс] : официальный сайт. - Москва: январь-сентябрь, №9, 2022 г. - URL : https://gks.ru/bgd/regl/b22 01/Main.htm

4. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» [Электронный ресурс]: официальный сайт. - URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1582011/#review

5. Балашев, Н.Б., Воскресенская, Л.Н., Добрынина, А.Д. Бюджетная политика как основополагающий фактор экономического роста России в современных условиях // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2021. - № 4. - С. 167-176. - DOI:10.26726/1812-7096-2021-4-167-176

6. Морунова, Г.В. Влияние западных санкций на бюджет Российской Федерации / Г.В. Морунова, Д.И. Тимошенко, В.А. Королева, А.А. Апте-карев. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96727/

УДК 338.26 ББК 65.012

DOI 10.24412/2412-2025-2022-4-29-37

Абдулманапов Салихбек Габибулаевич - доктор экономических наук, профессор, директор НИИ Управления, экономики, политики и социологии, руководитель Центра компетенций по проектной деятельности, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Abdulmanapov Salikhbek Gabibulayevich - Doctor of Economics, Professor, Director of the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Head of the Competence Center for Project Activities, Dagestan State University of National Economy

ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

THE PROBLEM OF INTRODUCING PROJECT MANAGEMENT INTO THE STRATEGIC MANAGEMENT SYSTEM OF A MUNICIPALITY

Обоснована необходимость внедрения проектного подхода в систему стратегического управления муниципальным образованием, предложен

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.