УДК 612.821:[613.1:574.2]
влияние экологических условий на психологическое состояние студенток
© 2009 г. Е. Д. Берестенко, А. А. Желтиков,
Ю. И. Григорьев
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, г. Тула
В последние десятилетия на морфологические, иммунные и психофизиологические характеристики человека стали более активно воздействовать изменения природной среды,связанные с научно-техническим прогрессом. Постоянно нарастающее загрязнение воздуха и воды оказывает негативное влияние на человека, затрудняя приспособление его организма к быстро меняющейся экологической обстановке. Последствия этого приводят к конфликту между биологической природой человека и окружающей его средой [1, 10]. В связи с этим в ряде работ показано, что нервно-психические перегрузки современного человека являются одной из значимых причин увеличения показателей заболеваемости среди населения [12,13,15].
Тульская область относится к регионам,территории которых характеризуются неблагоприятной эколого-демографической ситуацией. При этом загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами является одной из основных экологических проблем для населения. По данным Территориального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора, в 2006 году в области зарегистрировано более 3 млн тонн отходов производства и потребления, из которых было использовано и обезврежено всего около 2 млн тонн. Выбросы загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников в 2006 году были обезврежены только на 69,7 %. В этом же году, по данным Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, 45,4 % проб воды, взятых из источников централизованного водоснабжения, не отвечали гигиеническим нормативам по санитарнохимическим показателям [8].
Климатогеографические и экологические особенности Тульской области позволяют разделить ее на две эколого-географические зоны — северо-западную и юго-восточную [14]. Это разграничение следует из исторически сложившегося рубежа, проходившего по «засечной» черте, разделяющей лесную (экозона «Север») и лесостепную (экозона «Юг») ее территории. Такое деление обусловлено и размещением добывающей и химической промышленности, а также уровнем ущерба природе от действующих предприятий преимущественно в юго-восточной зоне, которая наиболее пострадала вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
По показателям общей заболеваемости населения наиболее благополучными являются районы северо-западной части области, а неблагополучными — юго-восточной зоны. Вместе с тем показана высокая нагрузка в г. Туле, которая характеризуется высокими уровнями антропогенных загрязнений [6].
В настоящее время доказана связь адаптивных возможностей организма с состоянием его здоровья [3]. Даже незначительные от-
В статье представлены результаты исследования психологического статуса девушек 17-19 лет.
Показано формирование акцентуаций характера у студенток педагогического вуза в зависимости от экологических условий различных районов Тульской области.
Ключевые слова: темперамент, акцентуации характера, экологические условия.
клонения в адаптивном потенциале могут вызвать самые разнообразные нарушения здоровья, снизить качество жизни индивида. Известно, что здоровье человека складывается из трех его составляющих: структурно-функциональной, физико-химической и психоэмоциональной. Психофизиологический статус является базовым компонентом уровня здоровья и духовно-деятельного потенциала, под которым понимается способность индивида, общества, этноса, группы к самореализации в целях устойчивого развития [11]. Психологическое состояние во многом зависит от окружающей среды и в основном обусловлено факторами социального, медицинского и экологического характера [2, 4, 7, 16].
Индивидуальные психологические характеристики личности являются важными в реализации адаптивных способностей человека. В то же время темперамент считается тем устойчивым признаком, который позволяет разделить людей на группы по определенным типам и проследить особенности проявления их реакции на психоэмоциональный стресс. При этом под темпераментом понимаются индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой подразумевают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных их проявлений, а также некоторые внешние особенности поведения человека, характеризующие его подвижность и активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.
Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние. При этом акцентуированные характеры чаще всего зависят не только от природно-биологических свойств, но и от факторов внешней среды, которые накладывают определенный отпечаток на образ жизни человека. В связи с этим следует отметить, что акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты. В результате конкретная черта личности может стать акцентуированной. Акцентуация — это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в предпатологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и в конечном итоге приобретают патологический характер, разрушая структуру личности [9]. В этой связи научно-практический интерес представляет изучение влияния экологических факторов на психологическое состояние человека.
Целью данного исследования явилась оценка психологического статуса девушек, постоянно проживающих в г. Туле и Тульской области и обучающихся в педагогическом вузе.
Методика исследования
Для достижения цели были определены следующие задачи: 1. Изучитьраспространение различных типов темперамента среди студенток в зависимости от ре-
гиона постоянного проживания. 2. Проанализировать формирование у девушек акцентуаций характера в связис экологическими условиями.
В процессе решения поставленных задач использованы тест Айзенка для определения типа темперамента и опросник Леонгарда — Шмишека для установления типа акцентуации характера. По Г. Ю. Айзенку, содержание опросника определяет личностные черты человека по двум основным «осям»
— интроверсия-экстраверсия (замкнутость или обращенность вовне) и стабильность-нестабильность (уровень тревожности). Также в данном опроснике присутствует шкала «ложь». В используемом тесте Леонгарда — Шмишека учитываются акцентуации характера по 10 шкалам: 1 — гипертимность (подвижность), 2 — застревающий (умеренная общительность) и 3 — эмотивный (эмоциональный) тип личности, 4 — педантичный, 5 — тревожный и 6 — циклотимный (быстро меняющийся) типы, 7 — демонстративность, 8 — возбудимость, 9 — дистимичность (медлительность), а также 10 — экзальтированный тип акцентуации характера. Обе методики валидны, вполне надежны и в то же время являются достаточно простыми диагностическими инструментами [5].
Обработка результатов осуществлялась с применением прикладных статистических программ Microsoft Excel, Statistica-5. Оценка различий групп наблюдений проводилась с использованием параметрического критерия статистики — t-критерия Стьюдента для независимых выборок.
Были обследованы студентки очной формы обучения первого курса Тульского педагогического университета. В зависимости от места постоянного проживания они были разделены на три группы по экозонам «Юг», «Север», «Тула». В этих группах проведено тестирование по вышеуказанным методикам: по тесту Айзенка 421 девушка («Тула» 147, «Север» 94, «Юг» 180), по методике Шмишека — 181 («Тула» 66, «Север»60, «Юг»).
Результаты и обсуждение
Анализ результатов тестирования, определяющего тип темперамента, показал, что среди обследуемых респондентов значительную часть составляли экстраверты. Среди жительниц экозоны «Север» они встречались в 45,74 % случаев, тогда как в г. Туле и на юго-востоке области этот показатель соответственно был равен 53,06 и 50,00 % (рис. 1).
Установлено, что сравнительно чаще высокие показатели по шкале нейротизма отмечались у девушек, постоянно проживающих в Туле — 57,82 %. В то же время у студенток из экозоны «Север» этот показатель был несколько ниже — 54,26 %, а у проживающих в экозоне «Юг» он составлял 49,44 % (рис. 2).
При рассмотрении шкал интраверсии-экстраверсии отмечено, что показатели в Туле (14,68 ± 0,25) были достоверно выше, чем в экозоне «Север» (13,75 ±
0,34; t = 2,20). При сравнении показателей экозон «Север» и «Юг» более высокие значения получены
Рис. 1. Распространение различных типов вертности (число случаев в %) в зависимости от региона проживания
Тула Север
Рис. 2. Сравнительные показатели выявления различных уровней нейротизма у девушек (число случаев в %) в зависимости от региона проживания
у жительниц юго-восточной части области, 13,75 + 0,34 и 14,70 + 0,22 соответственно (1 = 2,35). Статистически достоверной разницы между подобными показателями среди проживающих в г. Туле и в экозоне «Юг» не выявлено.
При сравнении показателей по шкале нейротизма в обследуемых группах не отмечено статистически достоверных различий.
Установлено, что студентки были искренни в ответах на вопросы при тестировании. При этом следует обратить внимание на то, что максимальный показатель по шкале «ложь», который не превышал 7 баллов, наблюдался всего у 1,92 % от общего количества обследуемых. В подавляющем большинстве наблюдений по этой шкале преобладали значения в интервале от 0 до 3 баллов.
Изучение результатов тестирования показало преобладание девушек с акцентуациями характера в г. Туле по сравнению с другими экозонами по большинству шкал: застревающий тип личности, эмотив-ность, педантичность, тревожность, циклотимный и возбудимый типы, дистимичность (рис. 3).
Рис. 3. Численность случаев акцентуаций по шкалам опросника Леонгарда — Шмишека (в % от общего их количества)
Далее была проведена оценка результатов опроса по методике Шмишека в зависимости от региона проживания студенток (таблица). Было показано, что в сравниваемых группах девушек из экозон «Тула» и «Север» различия имеются по шкалам тревожности и педантичности, показатели которых оказались достоверно выше для экозоны «Север» (1 = 2,02 и 1 = 4,06 соответственно). Это говорит о том, что хотя девушки с таким складом характера регистрируются в северной экозоне реже,они значительно более тревожны, неуверенны в себе и минорны, чем жительницы областного центра. По остальным шкалам статистически достоверных различий не было выявлено.
Средние значения показателей по шкалам опросника Леонгарда — Шмишека в зависимости от региона проживания студенток
Показатель шкалы опросника Номер шкалы Экозона «Тула» Экозона «Юг» Экозона «Север»
Гипертимность 1 15,27+ 0,64 + 7, 0 15,0 + 0,88
Застревающий тип 2 13,03 + 0,65 14,36 + 0,42 13,62 + 0,64
Эмотивный тип 3 12,36+ 0,61 13,58 + 0,53 13,85+ 0,83
Педантичный тип 4 11,45 + 0,76 14,36 + 0,5 13,62 + 0,76
Тревожный тип 5 + 49 со ю 13,09 + 0,54 14,68+ 0,46
Циклотимный тип 6 13,27+ 0,77 +7 сч, ю 6 0, 14,77+ 0,76
Демонстративный тип 7 12,18 + 0,7 13,22 + 0,52 + 53 оо °о 3, 0
Возбудимый тип 8 10,81 + 0,76 12,11 + 0,61 11,65+ 1,02
Дистимичность 9 13,09+ 0,59 12,44 + 0,48 13,15+ 0,8
Экзальтированный тип 10 14,36+ 0,9 0 6, 9 1+ 14,08+ 1,1
При сравнении средних значений экозон «Север» и «Юг» можно отметить достоверную разницу по шкале гипертимности (1 = 2,53), которые были выше у жительниц юго-запада области. Также достоверные различия отмечены по шкале тревожности, показатели которых оказались выше на северо-востоке (1 = 2,24). Полученные данные свидетельствуют о том, что хотя девушки с гипертимной акцентуацией встречаются реже всего на юго-западе области, но подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность более выражены именно у них. И напротив, несмотря на то, что девушки с тревожным типом личности на северо-востоке области встречаются реже, чем на «Юге», проявления этой черты более выражены у «северянок».
Кроме того, выявлены наиболее значительные различия между акцентуациями характера у жительниц Тулы и экозоны «Юг». Достоверные различия здесь отмечены по шкалам гипертимности, педантичности и циклотимности, по которым показатели были достоверно выше у жительниц юго-востока области (1 = 2,82, 1 = 3,20, 1 = 3,06 соответственно).
Как видим, лица с общительным, подвижным стилем поведения и, наоборот, ригидностью, инертностью психических процессов на юго-западе области встречаются реже, чем в других экозонах. Однако проявления этой черты наиболее выражены именно у девушек, проживающих в экозоне «Юг». Педантичность наиболее ярко проявляется у жительниц юго-востока области, хотя девушки с акцентуацией характера по данному типу встречаются здесь реже, чем в экозоне «Север» и в Туле.
Таким образом, среди жительниц областного центра и юго-запада области, т. е. зон, являющихся экологически неблагоприятными, преобладают экстраверты (50,00 и 53,06 % случаев соответственно). Черты экстравертности: общительность, склонность к контактам, стремление бывать на людях, более выражены у девушек, проживающих в этих же экозонах. Наиболее высокий уровень нейротизма (57,82 %) характерен для жительниц областного центра с его более напряженным ритмом жизни. Самый низкий уровень по этой шкале — 49,44 % — наблюдается у жительниц экозоны «Юг», где преобладают малонаселенные сельские районы Можно предположить, что черты характера по шкалам экстраверсии-интраверсии больше связаны именно с экологическими факторами, в то время как уровень нейротизма является реакцией на психоэмоциональную перегрузку.
Рассматривая формирование акцентуаций личности в зависимости от экологических условий, можно отметить, что у студенток из неблагополучной в этом отношении зоны «Юг» достоверно обнаруживались самые высокие показатели по следующим шкалам: гипертимность, педантичность, циклотимность. У проживающих на более благоприятном по экологическим условиям северо-западе области акцентуации характера отмечались только по одной шкале (тревожность) по сравнению с другими двумя экозонами. Высокая психоэмоциональная и экологическая нагрузка в условиях урбанизированного центра также оказывает существенное влияние наформирование акцентуаций личности. Они наиболее часто регистрируются у проживающих в областном центре девушек, что является отражением повышенных перегрузок постоянных жительниц г. Тулы. В то же время среди студенток, приехавших в Тулу из районов области, такие изменения отмечаются реже, несмотря на то, что на момент осмотра они проживали в Туле, обучаясь в педагогическом университете, и подвергались действию тех же факторов, что и коренные жительницы этого города. То есть наиболее сильно акцентуации характера проявлялись у жительниц областного центра и экологически неблагоприятного юга области по сравнению с девушками из более благополучного севера-запада области.
Полученные данные свидетельствуют о том, что на формирование акцентуаций характера могут оказывать воздействие не только социально-экономические и бытовые факторы, но и неблагоприятные эколо-
гические воздействия зоны проживания, а также психоэмоциональные перегрузки в условиях урбанизированного центра.
Список литературы
1. Агаджанян Н. А. Очерки по экологии человека / Н. А. Агаджанян. — М. ; Астрахань, 1997. — С. 4 — 6.
2. Агаджанян Н. А. Экопортрет и здоровье жителей средней полосы России / Н. А. Агаджанян, А. А. Желти-ков, А. Е. Северин. — Тула : ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2000. - 309 с.
3. Баевский Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р. М. Баевский, Л. П.Береснева. — М. : Медицина, 1997. — 221 с.
4. Батоцыренова Т. Е. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптационных реакций организма студентов из различных природно-климатических регионов : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Батоцыренова Т. Е. — М. : Владимирский государственный университет, 2007.— 35 с.
5. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. — СПб. : Питер, 2002. — 51 1 с.
6. Желтиков А. А. Экологическое состояние и здоровье жителей Тульской области / А. А. Желтиков.— М. ; Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н.Толстого, 1999. — 92 с.
7. Желтиков В. А. Экологические условия и психоэмоциональная неустойчивость молодежи / В. А. Желтиков, А. А. Желтиков // Экология человека. — 2005. — № 8. — С. 27—31.
8. Здравоохранение Тульской области : стат. сборник.
— Тула : Туластат, 2007. — 150 с.
9. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леон-гард. — Киев : Наукова думка, 1981. — 389 с.
10. Микроэлементозы человека: этиология, классификация, органопатология / А. П. Авцын [и др.]. — М. : Медицина, 1991. — 496 с.
11. Орлова Е. А.Исследование характера внутри-школьных отношений в рамках федеральной программы «Дети Чернобыля»/ Е. А. Орлова, Д. И. Чемоданова // Журнал практического психолога. — 1998. — № 4. — С. 24 — 35.
12. Пшенникова М. Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии (продолжение) // Патологическая физиология и экспериментальная терапия : Квартальный научно-теоретический журнал. — 2001. — № 1. — С. 26—31.
13. Пшенникова М. Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии (окончание) // Патологическая физиология и экспериментальная терапия.
: Квартальный научно-теоретический журнал. — 2001. — № 4. — С. 28—40.
14. Реестр растительного покрова Тульской области / Л. Ф. Тарарина [и др.]. — Тула, 1989. — Т.1. — С. 134—135.
15. Судаков К. В. Теория функциональных систем и ее применение в физиологии и медицине / К. В. Судаков // Новости медико-биологических наук. — 2004. — № 4. — С. 109—133.
16. Юсупов Р. А. Эколого-физиологическое обоснование методов и средств оптимизации качества жизни и охраны здоровья населения (по материалам республики Татарстан) : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Юсупов Р. А. — М. : ООО ТФ «БИНОМ», 2007. — 43 с.
ECOLOGICAL CONDITIONS OF TULA REGION AND PSYCHOLOGICAL STATUS OFGIRLS
E. D. Berestenko, A. A. Zheltikov,
Yu. I. Grigoriev.
State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy,
Tula
This article producesresults of original research of psychologicalstatus of 17-19 years old girls. There have been shownformingof accentuationcharacter of pedagogical university students which depends on ecological conditions of different districts of Tula region.
Key words: character accentuation ; temperament; ecological conditions.
Контактная информация:
Берестенко Елена Дмитриевна — кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры основ медицинских знаний и физкультурно-оздоровительных технологий факультета физической культуры Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого Адрес: 300026, г. Тула, пр. Ленина, д. 125 Тел.: (4872) 31-12-78, 38-02-18, 27-07-37 E-mail: [email protected]
Статья поступила 17.07.2008 г.