УДК 159.913; 635.05:574
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
БЕРЕСТЕНКО Е.Д., ГРИГОРЬЕВ Ю.И., ЖЕЛТИКОВ А. А.*
Резюме: В статье представлены результаты исследования психологического статуса девушек 17-19 лет. Показано формирование акцентуаций характера у студенток педагогического ВУЗа в зависимости от экологических условий различных районов Тульской области.
Ключевые слова: акцентуации характера, темперамент, экологические условия.
THE PSYCHOLOGICAL STATUS IN GIRLS STUDENTS AND ECOLOGICAL CONDITIONS
OF TULA REGION
BERESTENKO E.D., ZHELTIKOV A.A., GRIGORIEV YU.I.
Summary: This article produces results of original research of psychological status of 17-19 years old girls. There have been shown forming of accentuation character of pedagogical university students which depends on ecological conditions of different districts of Tula region.
Key words: character accentuation, temperament, ecological conditions.
Постоянно нарастающее в последние годы загрязнение воздуха, воды оказывает негативное влияние на человека, затрудняя приспособление его организма к быстро меняющейся экологической обстановке. Последствия этого приводят к конфликту между биологической природой человека и окружающей его средой [1, 10]. В ряде работ показано, что нервно-психические перегрузки современного человека являются одной из значимых причин увеличения показателей заболеваемости среди населения [12, 15].
Тульская область относится к регионам, территории которых характеризуются неблагоприятной эколого-демографической ситуацией. При этом загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами является одной из основных экологических проблем для населения. Выбросы загрязняющих атмосферу веществ от стационарных источников в 2006 году были обезврежены только на 69,7% [8]. Климатогеографические и экологические особенности Тульской области позволяют разделить ее на две эколого-географические зоны - северо-западную и юго-восточную [14]. Такое деление обусловлено размещением добывающей и химической промышленности, а также уровнем ущерба природе от действующих предприятий преимущественно в юго-восточной зоне, которая наиболее пострадала вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. По показателям общей заболеваемости населения наиболее благополучными являются районы северо-западной части области, а неблагополучными - юго-восточной зоны [6]. Вместе с тем показана высокая нагрузка в Туле, которая характеризуется высокими уровнями антропогенных загрязнений.
По показателям общей заболеваемости населения наиболее благополучными являются районы северозападной части области, а неблагополучными - юго-восточной зоны [6]. Вместе с тем показана высокая нагрузка в Туле, которая характеризуется высокими уровнями антропогенных загрязнений. В настоящее время доказана связь адаптивных возможностей организма с состоянием его здоровья [3]. Психофизиологический статус является базовым компонентом уровня здоровья и духовно-деятельного потенциала, под которым понимается способность индивида, общества, этноса, группы к самореализации в целях устойчивого развития [11]. Психологическое состояние во многом зависит от окружающей среды и в основном обусловлено факторами социального, медицинского и экологического характера [2, 4, 7, 16].
Цель исследования - оценка психологического статуса девушек, постоянно проживающих в г.Туле и Тульской области и обучающихся в педагогическом ВУЗе. Для достижения цели были определены следующие задачи:
1). Изучить частоту распространения различных типов темперамента среди студенток в зависимости от региона постоянного проживания.
2). Проанализировать формирование у девушек акцентуаций характера в связи с экологическими условиями.
В процессе решения поставленных задач использовались: тест Айзенка - для определения типа темперамента, а для определения типа акцентуации характера - опросник Г. Шмишека. Обе методики валидны, вполне надежны, и в то же время являются достаточно простыми диагностическими инструментами [5]. Обработка результатов осуществлялась с применением прикладных статистических программ Microsoft Excel,
*
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого, Тула, 300026, пр. Ленина, 125, тел. (4872) 35-90-51
STATISTICA-5. Всего были обследованы 602 студентки очной формы обучения 1 курса Тульского педагогического университета. В зависимости от места постоянного проживания они были разделены на 3 группы -экозоны «Юг», «Север», «Тула».
Анализ результатов тестирования, определяющего тип темперамента, показал, что среди обследуемых респодентов значительную часть составляли экстраверты. Среди жительниц экозоны «Север» они встречались в 45,74% случаев, тогда как в г. Туле и на юго-востоке области этот показатель соответственно был равен 53,06% и 50,0%.
Установлено, что сравнительно чаще высокие показатели по шкале нейротизма отмечались у девушек, постоянно проживающих в г.Туле - 57,82%. В то же время у студенток из экозоны «Север», этот показатель был несколько ниже - 54,26%, а у проживающих в экозоне «Юг» он составлял 49,44%. При рассмотрении шкал интраверсии-экстраверсии отмечено, что показатели в г.Туле (14,68±0,25) были достоверно выше, чем в экозоне «Север» (13,75±0,34; р<0,05). При сравнении экозон «Север» и «Юг» более высокие значения получены у жительниц юго-восточной части области, 13,75±0,34 и 14,7±0,22 соответственно (р<0,05). Статистически достоверной разницы между подобными показателями среди проживающих в г.Туле и на «Юге» не выявлено (р>0,05). При сравнении показателей по шкале нейротизма в обследуемых группах не отмечено статистически достоверных различий (р>0,05).
Установлено, что студентки были искренни в ответах на вопросы при тестировании. При этом следует обратить внимание на максимальный показатель по шкале «ложь», который не превышал 7 баллов, что наблюдалось всего в 1,92% случаев от общего количества обследуемых. В подавляющем большинстве наблюдений по этой шкале преобладали значения в интервале от 0 до 3 баллов. Изучение результатов тестирования показало преобладание девушек с акцентуациями характера в г. Туле по сравнению с другими экозонами по большинству шкал: застревающий тип личности, эмотивность, педантичность, тревожность, циклотимный и возбудимый типы, дистимичность (рис. 1).
80 70 60
% 50
количество 40 случаев 30 20 10 0
123456789 10
шкалы опросника □ Тула □ Юг □ Север
Рис. 1. Численность случаев акцентуаций по шкалам опросника Шмишека (в % от общего их количества)
Далее была проведена оценка результатов опроса по методике Шмишека в зависимости от региона проживания студенток (табл. 1). Было показано, что в сравниваемых группах девушек из экозон «Тула» и «Север» различия имеются по шкале тревожности, показатели которой оказались достоверно выше для экозоны «Север» (р<0,05). По остальным шкалам статистически достоверных различий не было выявлено (р>0,05).
Таблица 1
Средние значения показателей по шкалам опросника Шмишека в зависимости от региона
проживания студенток
Показатели шкалы опросника Шмишека Номер шкалы Экозона «Тула» Экозона «Юг» Экозона «Север»
Гипертимность 1 15,27±0,64 17,56±0,5 15,0±0,88
Застревающий тип 2 13,03±0,65 14,36±0,42 13,62±0,64
Эмотивный тип 3 12,36±0,61 13,58±0,53 13,85±0,83
Педантичный тип 4 11,45± 0,76 14,36±0,5 13,62±0,76
Тревожный тип 5 11,64±0,59 13,09±0,54 14,68±0,46
Циклотимный тип 6 13,27±0,77 16,2±0,57 14,77±0,76
Демонстративный тип 7 12,18±0,7 13,22±0,52 13,85±0,83
Возбудимый тип 8 10,81±0,76 12,11±0,61 11,65± 1,02
Дистимичность 9 13,09±0,59 12,44±0,48 13,15±0,8
Экзальтированный тип 10 14,36±0,9 16,25±0,69 14,0 8± 1, 1
(I
Не
При сравнении средних значений экозон «Север» и «Юг» можно отметить достоверную разницу по шкале гипертимности (р<0,05), которые были выше у жительниц юго-запада области. Также достоверные различия отмечены по шкале тревожности, показатели которых оказались выше на северо-востоке (р<0,05). Полученные данные свидетельствуют о том, что хотя девушки с гипертимной акцентуацией встречаются реже всего на юго-западе области, но подвижность, общительность, чрезмерная самостоятельность более выражены именно у них. И напротив, несмотря на то, что девушки с тревожным типом личности на северо-востоке области встречаются реже, чем на «Юге», проявления этой черты более выражены у «северянок». Кроме того, выявлены наиболее значительные различия между акцентуациями характера у жительниц Тулы и экозоны «Юг». Достоверные различия здесь отмечены по шкалам гипертимности, педантичности и циклотимности, по которым показатели были достоверно выше у жительниц юго-востока области (р<0,05).
Как видим, лица с общительным, подвижным стилем поведения, и наоборот, ригидностью, инертностью психических процессов на юго-западе области встречаются реже, чем в других экозонах. Однако проявления этой черты наиболее выражены именно у девушек, проживающих на «Юге». Педантичность наиболее ярко проявляется у жительниц юго-востока области, хотя девушки с акцентуацией характера по данному типу встречаются здесь реже, чем на «Севере» и в Туле.
Заключение. Следует отметить, что средние показатели по шкале интраверсии-экстраверсии достоверно выше у проживающих в юго-восточной части и областном центре по сравнению с северо-западом Тульской области. В экозоне «Север» проживает большее количество экстравертов, но абсолютные цифры у них ниже, что отражается на среднем значении показателя шкалы экстраверсии-интраверсии.
Высокая психо-эмоциональная нагрузка в условиях урбанизированного центра оказывает существенное влияние на формирование акцентуаций личности. Они наиболее часто регистрируются у проживающих в областном центре, что является отражением повышенных нервных перегрузок постоянных жительниц г. Тулы. В то же время среди девушек, приехавших из районов области в г.Тулу, такие изменения не отмечались, несмотря на то, что на момент осмотра они проживали в Туле, обучаясь в педагогическом университете, и подвергались тем же перегрузкам, что и коренные жительницы этого города. У студенток из неблагополучной в экологическом отношении зоны «Юг» достоверно обнаруживались самые высокие показатели сразу по нескольким шкалам - гипертимность, педантичность, циклотимность. а у проживающих на северо-западе области - по шкале тревожности по сравнению с другими двумя экозонами.
Полученные данные свидетельствуют о том, что на формирование акцентуаций характера могут оказывать воздействие не только социально-экономические и бытовые факторы, но и неблагоприятные экологические воздействия и психо-эмоциональные перегрузки в условиях урбанизированного центра.
Литература
1. Агаджанян, Н.А. Очерки по экологии человека / Н.А. Агаджанян .- Москва - Астрахань, 1997.-С. 4-6.
2. Агаджанян, Н.А. Экопортрет и здоровье жителей средней полосы России / Н.А. Агаджанян,
A.А.Желтиков, А.Е.Северин. - Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2000. - 309 с.
3. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М.Баевский, Л.П. Береснева .- М.: Медицина, 1997. - 221 с.
4. Батоцыренова, Т.Е. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптационных реакций организма студентов из различных природно-климатических регионов: Автореф. дис... докт. биол. наук / Т.Е. Батоцыренова.- Москва: изд-во Владимирского государственного университета, 2007.- 35 с.
5. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев.- С-Пб.: Питер, 2002.- 511 с.
6. Желтиков, А.А. Экологическое состояние и здоровье жителей Тульской области / А.А. Желти-ков.- Москва-Тула: изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 1999.- 92 с.
7. Желтиков, В.А. Экологические условия и психоэмоциональная неустойчивость молодежи /
B.А.Желтиков, А.А. Желтиков // Экология человека.- 2005.- №8.- С.27-31.
8. Здравоохранение Тульской области. Статистический сборник. -Тула: Туластат, 2007.- 150 с.
9. Леонгард К. Акцентуированные личности / К.Леонгард.- Киев: Наукова думка, 1981.- 389 с.
10. Авцын, А.П. Микроэлементозы человека: этиология, классификация, органопатология / А.П.Авцын [и др.].- М.: Медицина, 1991.- 496 с.
11. Орлова, Е.А. Исследование характера внутришкольных отношений в рамках федеральной программы «Дети Чернобыля» /Е.А. Орлова, Д.И. Чемоданова // Журнал практического психолога. -1998.-№ 4.- С.24-35.
12. Пшенникова, М. Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии (продолжение) / М. Г. Пшенникова // Патологическая физиология и экспериментальная терапия: Квартальный научно-теоретический журнал.- 2001.- № 1.- С. 26-31.
13. Пшенникова, М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии (окончание) / М.Г. Пшенникова // Патологическая физиология и экспериментальная терапия: Квартальный научно-теоретический журнал.- 2001.- № 4 .- С. 28-40.
14. Тарарина, Л.Ф. Реестр растительного покрова Тульской области. / Л.Ф.Тарарина, [и др.].-Тула, 1989.- Т.1.- С. 134-135.
15. Судаков, К.В. Теория функциональных систем и ее применение в физиологии и медицине / К.В. Судаков // Новости медико-биологических наук.- 2004.- № 4.- С.109 -133.
16. Юсупов, Р.А. Эколого-физиологическое обоснование методов и средств оптимизации качества жизни и охраны здоровья населения (по материалам республики Татарстан): автореф. дис. докт. биол. наук / Р.А.Юсупов.- Москва: ООО ТФ «БИНОМ», 2007.- 43 с.