Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭДИПАЛЬНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ НА СИБЛИНГОВ И ИХ ПОВЕДЕНИЕ'

ВЛИЯНИЕ ЭДИПАЛЬНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ НА СИБЛИНГОВ И ИХ ПОВЕДЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
183
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБЛИНГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭДИПОВ КОМПЛЕКС / РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ФИКСАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гойда А.Ю.

В статье проанализирован феномен эдиповой зависимости и сиблингового взаимодействия. Рассматривается влияние эдипова периода развития на формирование регрессивного поведения сиблингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE OEDIPAL PERIOD OF DEVELOPMENT ON SIBLINGS AND THEIR BEHAVIOR

The article analyzes the phenomenon of oedipal dependence and sibling interaction. The influence of the oedipal period of development on the formation of regressive behavior of siblings is considered.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭДИПАЛЬНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ НА СИБЛИНГОВ И ИХ ПОВЕДЕНИЕ»

УДК 316.6:392.3

Гойда А.Ю. студент 2 курса

факультета психологии и педагогического образования

ГБОУ ВО РК «КИПУ» Россия, Республика Крым, г. Симферополь ВЛИЯНИЕ ЭДИПАЛЬНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ НА СИБЛИНГОВ

И ИХ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация. В статье проанализирован феномен эдиповой зависимости и сиблингового взаимодействия. Рассматривается влияние эдипова периода развития на формирование регрессивного поведения сиблингов.

Ключевые слова: сиблинговое взаимодействие, эдипов комплекс, регрессия поведения, фиксация.

Goyda A. Y.

THE INFLUENCE OF THE OEDIPAL PERIOD OF DEVELOPMENT ON SIBLINGS AND THEIR BEHAVIOR

Annotation: The article analyzes the phenomenon of oedipal dependence and sibling interaction. The influence of the oedipal period of development on the formation of regressive behavior of siblings is considered.

Keywords: sibling interaction, Oedipus complex, regression of behavior, fixation.

Постановка проблемы. Проблема глубинно-психологического ракурса понимания роли эдипальной зависимости актуальной для практической психологии. Несмотря на большое количество исследований, посвященных эдиповому комплексу, без внимания долгое время оставался глубинно-психологический аспект эдипальной зависимости сиблингов и ее влияния на формирование личностных характеристик.

Цель статьи. Исследовать влияние эдипального периода развития сиблингов на глубинные детерминанты формирования поведения.

Изложение основного материала. В научной психологической литературе отмечается, что словосочетание «сиблинговое взаимодействие» используется для определения взаимоотношений между родными братьями, сестрами.

Сиблинги, в переводе с англ. «Sibling» - брат или сестра, дети одних родителей. Термин «сравнения сиблингив» как метод психологического анализа предложен Ф. Гальтон в конце XIX в. и используется для изучения и описания особенностей развития психики детей в семье, и в качестве экспериментальной модели дифференциальной психологии для изучения феноменологии и природы индивидуальных различий. В критическом словаре психоанализа трактуется как «сиблинги (sib, sibling) - старые английские слова, обозначающие родственников или

родню. Восстановленные психологами и социологами, чтобы избежать необходимости уточнения пола братьев и сестер субъекта. Отсюда сиблингове соперничество (sibling - rivalry): соперничество с братьями и сестрами »[3].Проблема формирования психики сиблингов в психологической литературе представлена в работах: А.Адлера, Ф.Гальтона, И.Ф.Дементьева, О.Л.Кононко, Р.Мей, Е.Стотленд, В.Томана, Фрейда, Г.Юнга, Т.С.Яценко и др., Которые отмечали особой значимости взаимоотношений детей в семье связанными с психосоциального развития. Большое значение уделялось исследователями фаллической стадии психосексуального развития или Эдиповом периода развития детей в семье.

Эдипов комплекс определяется в научной литературе как «имманентное бессознательный эротическое влечение ребенка к одному из родителей противоположного пола и связанное с этим агрессивное чувство к одному из родителей своего пола »[5, с. 283]. В психоаналитическом словаре В. Н. Лейбина эдипов комплекс трактуется как «Проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающиеся выражением чувств любви и ненависти к родителям. ... Она одновременно любит и ненавидит каждого из родителей, обожает их и желает им смерти, хочет быть похожей на них и боится быть наказанным за свои бессознательные желания »[1, с. 1134]. Понятие эдипова комплекса детализированное в энциклопедии психоаналитических терминов и понятий Б. Е. Мура и Б. Файна как «присущее представителям обоих полов характерно сочетание инстинктивных влечений, целей, объектных отношений, страхов и идентификаций, что универсально проявляется на пике фаллической фазы развития (от 2,5 до 6 лет) и сохраняет свое организующее значение на протяжении всей жизни »[2, с. 255]. Эдипов поезд, замечает Фрейд, является наиболее Эмотивная образованием психики. Вследствие неосознанности и недосягаемости цели (единение с либидным объектом) возникает напряжение психической системы, а вследствие существования «табу» на единение с первичным либидным объектом возникает преграда к удовлетворению либидных желаний, порождает неразрывное единство желания и реального запрета в психике ребенка.

Отто Ранк заметил: «По легенде об Эдипе кроется таинственное вопрос возникновения и назначения человека, которое он пытался принять решение не интеллектуально, а с помощью реального возвращения в материнское чрево »[4, с. 81]. Преодоление эдипова комплекса, по мнению А.Фрейд, не означает его разрушения: энергия либидо вытесняется и латентно обусловливает формирование механизмов психики [7]. По мнению Т.С.Яценко, инцестный состав не осознается субъектом, зато приоритетности приобретает желание нежного контакта с либидного объектами [11].

Отношения сиблингов преломляются сквозь призму детско-родительских взаимоотношений, не свободны от эдипальных фиксаций. Фрейд писал: «Часто сами родители оказывают решающее

влияние на пробуждение эдиповой установки в ребенка, следуя половому влечению, и там, где несколько детей, отец явным образом отдает нежную предпочтение дочери, а мать сыну . Эдипов комплекс разрастается в семейный комплекс, когда появляются другие дети. Опять опираясь на эгоистическое чувство, он мотивирует отрицательное отношение к появлению братьев и сестер и желание обязательно устранить их. Об этих чувство ненависти дети заявляют, как правило, даже чаще, чем о чувствах, истоки которых - родительский комплекс »[8, с.212]. Для сиблингов это переживание оказывается чрезвычайно важным, программирует его дальнейшую жизнь, даже если он не помнит этого факта. «Ребенок, отодвинута рождением нового ребенка на второй план, первое время почти изолирована от матери, с трудом прощает ей это свое положение; у него появляются чувства, которые у взрослого можно было бы назвать глубоким ожесточением, и часто они становятся причиной длительного отчуждения » [8, с.213]. С взрослением братьев и сестер, по словам Фрейда, установки по ним меняются: мальчик может выбрать объектом любви сестру как замену «Неверной» матери, а девочка в старшего брата и его нежном отношении находит замену отцу. При этом «между несколькими братьями, ухаживающие маленькую сестру, уже в детстве возникают ситуации враждебного соперничества, значимого для дальнейшей жизни »[8, с.213].

Эдипальная зависимость предусматривает остановку, фиксацию влечения. Фиксация определяется в психоанализе как устойчивая зависимость от объектов (в прошлом опыта, способов удовлетворения, отношений, стереотипов поведения и т.д.) и внутреннего фактора амбивалентности (внутренней противоречивости) вследствие закрепление интересов человека на определенной травматической события, влияет на ее настоящее и будущее. Поэтому, по словам Фрейда, «даже те компоненты, что развились дальше, могут легко вернуться на одну из этих более ранних ступенек, которые мы называем регрессией ... Фиксация и регрессия не совсем независимы друг от друга. Чем крепче фиксации на пути развития, тем быстрее функция отступит перед внешними трудностями, регрессирующую до сих фиксаций »[8,с.217]. Таким образом формируется разветвления неосознаваемых психических механизмов, которые задают регрессивные формы поведения субъекта, обусловливают драматические повторы, связанные с базальной противоречием между принципом реальности и принципом удовольствия. При таких условиях любая просоциальная активность взрослого сиблинга может иметь регрессивную почву, что вызывается инфантильным интересом (зафиксированным еще в эдипальной ситуации), который «завязан» на эдипальном притяжении к отцу и матери, и, как следствие, конкурентной тенденций в сиблингах. Последние в результате переносов имеют тенденцию к актуализации во взрослой жизни субъекта, в семантически и по времени отдаленных от первичной ситуациях, а поэтому приобретают регрессивных признаков и препятствуют в самореализации.

Ранняя инфантильная ситуация приобретает для сиблингив значение объективной реальной действительности. А.Фрейд гласило: «Чем младше ребенок, тем больше она подвержена воздействию объективного мира. Повседневное поведение и симптоматика ребенка легко объясняются родительской заботой или пренебрежением; отношениями, основанными на любви или отсутствия любви; переоценкой или недооценкой или сразу гармонией или дисгармонией супружеской жизни родителей [7, с. 58]. С эдипального ситуацией связаны и возрастные степени развития, на каждой из которых, по А.Фрейд, родители служат разным потребностям ребенка: «потребность в объединении (симбиозе) с матерью ...; потребность в помощи для ориентирования в окружающем мире ...; потребность в объектах внешнего мира ... ; потребность в помощи и руководстве для ориентации во внутреннем мире и овладении им ... ; потребность в образцах для формирования «Сверх-Я» [7, с.54]. Проявления эдипальных фиксаций Фрейд видел в детской лжи. Он писал: «Понятно, что дети врут, когда этим следуют ложь взрослых. Но некоторые случаи лжи хорошо воспитанных, неиспорченных детей имеют особое значение, и воспитателям следует задуматься над ними вместо того, чтобы сердиться на такую ложь. Она происходит под влиянием очень сильной любви и становится губительной, если вызывает недоразумения между ребенком и тем лицом, которое она любит »[6, с. 269].

Психодинамическая теория и разработан Т.С.Яценко метод активного социально-психологического познания доказывает, что эдипального ситуация связана с усечением мощной энергетической направленности влечения, а потому приводит к капсулирования нереализованной либидной энергии, а следовательно, тенденция к реализации в поведении первичного влечения остается неизменной. Благодаря фиксации энергии сиблинг остается амбивалентно привязанным к объекту либидо, или замещающих объекта из семейного круга (брата или сестры). Такая фиксированность НЕ подвергается волевому контролю, поскольку притяжения сложилось внеопытное и связано с динамикой психической энергии. Именно это может иметь проявление в стремлении безраздельно получать любовь и поддержку либидного или замещающих объектов, в соперничающие или агрессивных тенденциях по сиблингив, имеющих скрытый инфантильный интерес -угодить родителям и доказать, что «я - лучше брата (сестру)».

Эдипального притяжения вызывают стабилизацию регрессивных проявлений поведения. Т.С.Яценко отмечает: «эдипального чувство ревности, прежде всего в единения родителей, провоцируют аффекты, которые могут выражаться в агрессии в отношении первичного либидного объекта. Поэтому ребенок теряет способность поддерживать конструктивные отношения с внешним миром, и, как следствие, противоречиво относится и к самому себе (самоидентификация). такая амбивалентность выражается в отторжении части себя (или себя целиком) ... Этому способствуют также родители своими завышенными требованиями к

ребенку и неосознаваемым ими инициирования отношение к детям, блокирует удовольствие детских потребностей.

Подобные процессы происходят и у ребенка: внутренние образы в определенной степени соответствуют объектам внешнего мира »[7, с. 62]. Регрессия поведения сиблингив имеет скрытую цель инфантильного характера: единение с первичными либидного объектами, желание сохранять такая связь нерушимым. Т.С.Яценко замечает: «Мы неоднократно убеждались: эдипова ситуация находит решения в убеждении, что «я соединяюсь с отцом (с матерью) через яйцеклетку, которая дала мне жизнь ». Да, развязку находит защитная тенденция - «желаемое превращается в действительное», в способы соединения с запрещенным (инцестуозных) объектом, которому они были присущи. Поэтому имеет место роковая обреченность человека на определенные регрессивные способы поведения; уменьшение давления этой «обреченности» на сознание фактически означает ослабление соединяющего цепи с табуированным объектом.

При этом сам факт такого регрессивного единения находится за пределами сознания »[10, с. 47]. Регрессивный характер единения заключается в его инфантилизации, что ведет к закреплению чувства неполноценности, ненужности (например, по логике: «брата или сестру всегда любили больше»), упрочение амбивалентных чувств к родителям, сиблингив, самого себя; внутреннее «слияния» с отдельными психологическими чертами родителей (эффект «родительской позиции» в отношениях с сиблингами) стойку противоречие между стремлением субъекта к эмоциональной независимости и императивное желания не отсоединяться от родителей (что проявляется в рационализации «младший ребенок остается при родителях »).

В контексте проблемы сиблингових отношений (на фоне эдипального ситуации) новое значение приобретает феномен замещения. Т.С.Яценко отмечает, что процесс замещения «стремится интегрировать инфантильное прошлое (вытеснение) с будущим через поиски реализации (путем вытеснений и действенности сопротивлений) капсулированной энергии, который хочет найти убежище в объектах, имеющих сходство с первичными либидного объектами, хотя и по отдельным значимыми качествами » [10, с. 31]. Таким объектом нередко оказывается брат или сестра, регрессивный характер отношений с которым открывает путь разрядки психического напряжения, созданного эмоциональной, психологической или физической недостижимостью родителей. При этом основная часть энергии остается фиксированной на первичном объекте.

Таким образом, в брату или сестре лицо ищет «отца» или «мать» (особенно взвешивая на то, что нередко старший сиблинг берет на себя основную функцию по ухода за младшим) и одновременно нежный контакт с сиблингами часто подменяется регрессивными формами поведения.

Т.С.Яценко отмечает: «Эдипова зависимость одновременно требует,

чтобы рядом был первичный либидного объект (отец или мать), такой же степени, как и мечта об отношениях, которые связывали его с родителями. Драма же порождается действенностью закона «вынужденного повторения », что детерминирует феномен« порочного круга »и обусловливает повтор драмы, хотя и на другом сюжетном фоне »[10, с. 32]. замещение либидного объекта может происходить по отдельным чертами, которые были значимыми для субъекта во взаимоотношениях с родителями. При этом сиблинг бы обречен на драматические повторы переживаний эмоционально нагруженных состояний, связанных с ревностью, завистью, враждебностью. По мнению Т.Яценко, благодаря Эдипов зависимости ребенок рано открывает философию пессимизма, драматизма, что обусловливает, в свою очередь, драму отношений с другими людьми, сиблингами [9]. На основе эдипова комплекса в условиях пребывания в определенном эмоциональном окружении эдиповой триады формируются объектные отношения. для формирования объектных отношений решающее значение имеет глубина восприятия и переживания сиблингами внутрисемейных взаимоотношений.

Выводы. Итак, Эдипов период развития императивно детерминирует поведение сиблингив, заключающийся в создании «жизненных программ», направленных на замаскированную реализацию инфантильных ценностей в актуальной поведении. Инвариантность «программ», обусловленных Эдипов зависимости, заключается прежде всего в том, что при всей вариативности и динамики поведения неизменной остается регрессивная устойчивость (тенденция к конкуренции, ревности, зависти при сохранении амбивалентной эмоциональной привязанности к брату или сестры). Выявление в психокоррекционной процессе характера эдипальных фиксаций сиблингами способствует познанию внутренней противоречивости его психики, что приводит нивелирования внутренней противоречивости, высвобождение либидного потенциала с зажимов инфантильно -регрессивных тенденций.

Использованные источники:

1. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу / В. Лейбин. - СПб. : Питер, 2001. - 688 с.

2. Психоаналитические термины и понятия: словарь / [под. ред. Борнесса

3. Мура и Бернарда Д. Фаина]. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 304 с.

3. Ранк О. Травма рождения / О.Ранк; пер. с англ. - М.: Аграф, 2004. - 400с.

4. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю.Головин. - М.: Харвест, 2003. - 976 с.

5. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.: Педагогика-Пресс,1993. - 140 с.

6. Фрейд А. психопатологий детства / А. Фрейд. - М.: Издательский дом NOTA BENE,2000. - 224 с.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. - М.: Наука, 1989. -

456с.

8. Яценко Т.С. Агрессия: психодинамическая теория и феноменология / Т.С. Яценко, А.В. Глузман, Ф.Э. Мелоян, Л.Г.Туз - М.: ВЫСШАЯ ШКОЛА-ХХ! , 2010. - 271 с.

9. Яценко Т. С. Теория и практика групповой психокоррекции: Активное социальнопсихологическое обучение / Т.С.Яценко; учеб. пособие. - М.: Высшая шк. , 2004. - 679 с.

Голами Хосейн профессор Бейги М. аспирант Тегеранский университет

Тегеран Пулаки П.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

МГУ

Россия, г. Москва ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЛОЖНОСТИ ПРИ

ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ РЕЧИ ИРАНСКИХ СТУЛДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Данная статья посвящена рассмотрению основных трудностей при обучении иранских учащихся устной речи на занятиях по русскому языку. В данной статье перечисляются факторы, которые негативно влияют на процесс обучения устной речи в иранской аудитории. В ней предлагаются возможные способы преодоления сложностей при обучении устной речи иранских студентов на занятиях русского языка. Целью данной статьи является ознакомление читателей с проблемой при преподавании устной речи и предложение способов ее решения.

Ключевые слова: РКИ, иранская аудитория, устная речь

Gholamy H. Professor. University of Tehran Beigi M. postgraduate. University of Tehran Poulaki P. Lomonosov Moscow State University

This article is devoted to analyze the main difficulties those appear in the process of teaching Iranian students how to speak Russian in the classrooms. We name the factors that negatively affect on learning speak Russian and having dialog on Russian in the audience of Iranian students. We offer the possible ways to overcome difficulties in teaching Iranian students speaking on Russian in the classroom of the Russian language. The purpose of this article is to familiarize readers with the problems that appear in the process of teaching and suggest the ways of solving it.

Key words: Iranian audience RAF, speaking language

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.