УДК 1 (091)
Ермаков Вячеслав Алексеевич
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и психологии Московского государственного университета экономики, статистики и информатики [email protected]
ТЕОРИЯ «ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА» З. ФРЕЙДА В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНЫХ СМЫСЛОВ И ПЕРЕЖИВАНИЙ ОБРЯДА «ОБРЕЗАНИЯ»
Ermakov Vyacheslav Alekseevich
PhD, Assistant Professor of the Sociology and Psychology Department, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics [email protected]
Z. FREUD’S THEORY OF OEDIPUS COMPLEX IN THE CONTEXT OF PERSONAL MEANINGS AND EXPERIENCE OF CIRCUMCISION RITE
Аннотация:
В статье анализируется проблема влияния обряда «обрезания» на формирование теории «Эдипова комплекса» З. Фрейда. Рассмотрены взгляды отечественных ученых. Показано значение его психологических и духовных проблем. Обоснована гипотеза об определяющем значении фактора «обрезания» в создании психоаналитической теории.
Ключевые слова:
психоанализ, фобии, технология обряда, психологическое значение обряда, «комплекс кастрации», «Эдипов комплекс», алгоритм работы головного мозга, пограничные состояния психики, этиология ненависти и страха.
Summary:
The article analyzes the influence of cultural and historical circumcision ceremony on the formation of Z. Freud’s theory of Oedipus complex. The author considers views of the national researchers, shows relevance of the psychological and spiritual features of the rite, and substantiates a hypothesis of determining value of the circumcision factor in creation of the psychoanalytic theory.
Keywords:
psychoanalysis, phobia, technology of a ceremony, psychological value of the rite, "castration complex", "Oedipus complex", algorithm of brain work, borderline state of mentality, hatred and fear etiology.
Исследователи психоаналитического учения практически не рассматривали создание
З. Фрейдом теории «Эдипова комплекса» в контексте личностных смыслов и переживаний, сопряженных с обрядом «обрезания». Эта тема в достаточном объеме не исследовалась как в отечественной, так и в зарубежной историографии фрейдизма и психоанализа. Самые известные биографы «отца психоанализа» (Ф. Виттельс, Э. Джонс, П. Феррис, М. Штереншис, О. Акимов) отчасти поднимали данную проблему, но не придавали ей большого значения [1]. Тем не менее, данная проблема реально существует, и ее раскрытие позволит по-новому осмыслить основные положения психоаналитической концепции («Эдипов комплекс» и «комплекс кастрации»).
Известный российский психоаналитик профессор В.М. Лейбин отмечает, что «В <...> анти-психоаналитической литературе Фрейда обвиняют <...> особенно в том, что он выдвинул представления о присущем каждому человеку эдипове комплексе, который в действительности является не чем иным, как мифом <...> плодом воображения врача, перенесшего свои собственные воспоминания детства сперва на других пациентов, а затем на весь человеческий род» [2, с. 647].
«Эдипов комплекс» - это далеко не «миф», как полагали критики психоанализа, и не «универсальное первоначало человеческой культуры», как считал З. Фрейд и его последователи, а исторически обусловленная фобия людей, прошедших обряд «обрезания».
Непосредственное влияние культуры иудаизма, кабалистики, масонства на создание доктрины фрейдизма отмечалось различными авторами [3]. Существует литература, в которой отражено влияние рассматриваемого обряда, как на культуру иудаизма, так и на формирование психоаналитического учения. Из многообразия историографических источников по данной проблеме нас, в первую очередь, интересуют работы отечественных ученых. Проанализируем некоторые работы и докажем предлагаемый нами тезис: создание теории «Эдипова комплекса» З. Фрейдом было во многом обусловлено фактором «обрезания».
Первоначально необходимо раскрыть культурно-историческую сущность обряда, а затем показать, каким образом данный он повлиял на личность З. Фрейда и отразился в его теории «Эдипова комплекса».
Раскрытие исторического смысла и психологического значения обряда «обрезания» сегодня во многом обусловлено той полемикой в научной и культурной среде, которая ведется как в
Европе, так и в России. Феномен «обрезания» получает сегодня новое осмысление и исследуется в различных аспектах.
Правовой аспект проблемы «обрезания». В европейских странах сегодня активно обсуждается обряд «обрезания». «Суд немецкого города Кельн <...> постановил, что обряд обрезания мальчиков, предусмотренный исламом и иудаизмом, представляет собой “нанесение телесных повреждений”, а совершение обрезания является уголовно наказуемым преступлением» [4]. «Это вызвало большой резонанс в Германии, где проживает около четырех миллионов мусульман и сотни тысяч евреев. Суд решил, что право ребенка на физическую неприкосновенность превышает право родителей на совершение религиозных обрядов. Закон принят для защиты детей от религиозного насилия в рамках положений Конвенции о правах ребенка. Ребенок не может подвергаться физическому <...> насилию во время религиозных обрядов без осознанного выбора самого ребенка. Удаление любой части тела человека недопустимо. <...> Профессиональная ассоциация детских врачей Германии также выступила в поддержку запрета, заявив, что телесный вред, наносимый обрезанием, может привести к пожизненным физическим и особенно психологическим травмам» [5].
Исторический аспект проблемы «обрезания». «Обычай обрезания был широко распространен на Ближнем Востоке (особенно у египтян, аммонитян, эдомитян и моавитян (см.: Иер. 9:24-26 МТ: ...все эти народы обрезаны...)» [6]. Практика обрезания крайней плоти у ближневосточных народов засвидетельствована с III тыс. до н. э. У большинства народов обряд совершается над мальчиками и юношами 10-17 лет (в Древнем Египте - на 14-м году) и составляет как бы посвящение в мужчины, официальное признание половой зрелости. В отличие от других древних народов, практиковавших обрезание, в иудаизме оно должно производиться не в период начинающейся половой зрелости, а сразу же после рождения, на восьмой день.
В древности обрезание было призвано служить внешним признаком Израиля, а также «напоминать израильтянам об обетованиях, заключенных в Божьем Завете (относительно потомства, владения землей) (Быт. 17:4-8)» [7].
В книгах Священного Писания обряду придается исключительно религиозное значение. Оно является одной из заповедей в Пятикнижии:
«17.10. .Да будет у вас обрезан весь мужеский пол.
17.11. .обрезывайте крайнюю плоть вашу; и сие будет знамением завета между Мною и
вами.
17.12. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола.
17.13 .и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» [8].
В культуре иудаизма данному обряду придается особое значение, что видно из последующего текста. «Если ребенок умер до того, как был обрезан (в течение восьми дней от рождения или позже), согласно Киццур Шульхан Арух, то его обрезают возле могилы, чтобы снять с него позор, ведь быть похороненным с необрезанной крайней плотью - это позор для него. <.> Если забыли обрезать и похоронили его с крайней плотью, тогда следует открыть могилу и обрезать его» [9, с. 476].
Технология ритуально-религиозного обряда «обрезания» в иудейской традиции описывается в книге доктора богословия, профессора Диакона Андрея Кураева [10].
Обряд «обрезания» на протяжении тысячелетий вплоть до нашего времени не претерпел существенных изменений. Он по-прежнему остается главным в принятии «гиюра» (посвящения, без которого нельзя стать ни полноценным иудеем, ни гражданином Израиля) и имеет принципиальное значение в судьбе современных граждан Израильского государства. Так, «молодому человеку, 3 года назад приехавшему в Израиль, пришлось вторично перенести операцию обрезания» [11, с. 33].
Медицинский аспект проблемы «обрезания». Обрезание или обрезание («циркум-цизия», лат. агситаэю) - это хирургическая «операция кругового иссечения (обрезания) крайней плоти полового члена» [12], то есть удаление у мальчиков и мужчин крайней плоти с различными целями: социальными (инициация, регулирование сексуальности, предотвращение сексуальных практик, считающихся порочными); религиозными (посвящение Богу, в настоящее время практикуется главным образом у мусульман и иудеев (Брит мила)); медицинскими (устранение анатомического недостатка, профилактика заболеваний).
Ритуально-хирургическая операция «обрезания» в психологическом аспекте - это балансирование психики и всего организма новорожденного на грани жизни и смерти. О смертельных случаях в результате проведения обряда свидетельствует известный религиозный источник «Киццур Шульхан Арух». «Если у женщины двое сыновей умерли после обрезания, и, очевидно, что обрезание послужило истощению их сил, - третьего сына <.> не обрезают, пока он не вырастет, и его силы не окрепнут. Если у женщины от обрезания умер один сын, и у ее сестры произошло то же, тогда сыновьям всех остальных сестер не делают обрезание, пока они не вырастут» [13].
В качестве обоснования операции часто приводятся соображения гигиены, которые были выдвинуты еще Филоном Александрийским, но вряд ли в этом причина. Циркумцизию делают по
чисто медицинским показаниям, например, при фимозе, - если его не лечить, то нарушается работа мочевого пузыря и почек, у взрослого мужчины могут появиться еще и сексуальные проблемы.
Психогенетический аспект проблемы «обрезания». По проблеме раскрытия психогенетического значения обряда «обрезания» существуют различные версии. Приведем некоторые из них.
В работах русско-американского писателя, автора многочисленных публикаций и лекций евгенистического содержания Г.П. Климова дается объяснение обряда «обрезания» с позиции концепции так называемой «высшей социологии» («дегенералогии»). «Обрезание», полагает автор, связано с «одним из физических признаков дегенерации и называется он фимоз» [14, с. 200]. Согласно Г.П. Климову, «сама природа или Бог» дает понять этой болезнью (фимозом), что необходимо «прекратить дальнейшее размножение». Люди различных наций и рас, страдающие фимозом, полагает писатель, выбраковываются «природой и Богом» как «бионегатив-ный» человеческий потенциал.
Академик, генерал-майор К.П. Петров рассматривал проблему обрезания во взаимосвязи с работой мозга. «Как известно, мозг человека состоит из двух полушарий: правого и левого, -отмечал исследователь. Правое отвечает за процессно-образное мышление, левое - за абстрактно-логическое. И есть у человека сознание и подсознание. В подсознании хранится вся генетически наследуемая информация. <.> Родился человек. Он начинает воспринимать окружающий мир таким, каков он есть: шорохи, звуки, вкус материнского молока, лучи солнца. <.> Все это естественно, это все есть в реальной жизни. И алгоритм начинает формироваться правильно, а генетическая программа отрабатывается естественным образом. <.> Но в этот момент маленькому человечку наносят смертельный удар в одно из самых чувствительных мест. Больно! И мозг такого человечка на определенное время “думает” только об этой боли, “зацикливается” на ней, и <.> перестает отрабатывать естественную генетическую программу по формированию правильного алгоритма головного мозга. То есть “обрезание” приводит к искажению алгоритма работы головного мозга человека. <.> Искажение алгоритма работы головного мозга человека отражается и на генетике самого человека, а при воспроизводстве поколений таких “обрезанных” - ошибка в генетике все более возрастает» [15, с. 54-58].
Духовный аспект проблемы «обрезания». В первых христианских общинах «обрезание» проводилось всем мужчинам без исключения, однако впоследствии этот обряд проводился только над язычниками, принявшими христианство, против чего впоследствии протестовал апостол Павел.
В раскрытии духовной сущности проблемы «обрезания» немаловажное значение имеет оценка гностиков. Один из апокрифов - «Евангелие от Фомы» - сообщает по вопросу об обрезании, заданном Христу, следующее: «Ученики его сказали ему: Обрезание полезно или нет? Он сказал им: Если бы оно было полезно, их отец зачал бы их в матери обрезанными» [16, с. 40].
Исторически известно, что Иисус Христос отменил обряд обрезания, а апостол Павел заповедовал: «Берегитесь обрезания» (Фил. 3, 2). Он использует понятие «обрезания» как символ обновления человека через веру во Христа и называет эту процедуру «обрезанием Христовым», заключающейся в «совлечении греховного тела плоти». Не случайно удаление крайней плоти совершается, в отличие от иудейского обряда, не ножом по плоти, а в сердце и по духу. Тем самым обрезание, по его мнению, теряет свой смысл и становится ненужным.
«У египтян обрезывались только жрецы, - отмечал русский религиозный философ В.В. Розанов, - и тотального обрезания у всех египтян не было. Тогда почему же “обрезание” стало производиться у всего мужского населения евреев?» [17, с. 18].
Ответ на этот вопрос можно обнаружить в монографии д. э. н. О А. Платонова, который опубликовал в своей книге «Загадка сионских протоколов» (2006) документ под названием «Тайна еврейства» («Записка неизвестного автора из секретного архива тайной полиции 1895 г.»). Согласно этому документу «Чтобы закрепить даже внешним признаком религиознокультурную особенность еврейства, Моисей и включил в иудаизм обряд обрезания» [18, с. 117].
Ритуальный аспект проблемы «обрезания». Диакон Андрей (Кураев) следующим образом характеризовал обряд «обрезания»: «Пример заповеди, которая была сама в себе “недоброй”, но некоторое время полезной: обрезание. На место древнего семитского (финикийцы-семиты) обычая приносить в жертву божеству первенца приходит обрезание: кровь ребенка льется перед лицом Бога, но все же - не вся. “По жестокосердию” Израиля ему разрешается кровавый обряд» [19].
Психологический аспект проблемы «обрезания». Человеческая психика и само существование человека в результате проведения обряда «обрезания» ставятся на грань между жизнью и смертью. Психика людей, переживших опыт насильственного, смертельного, «пограничного состояния» наполняется, как правило, мистическим содержанием, пронизывается им и фиксируется на данном опыте. Что же содержится в этом опыте (в «обрезании»)? В нем имеются: переживание насилия, увечья и страдания от перенесенной операции. Все это совершенно
бессознательно будет впоследствии активно воздействовать на личность. Психический опыт неистребим, его невозможно изъять из глубин душевной жизни.
Психологическое значение, личностные трудности и конфликты, связанные с «обрезанием» рассмотрены в классическом труде «Кошерный секс. Евреи и секс» профессора Алжирского университета Жоржа Валенсена, одного из пионеров сексологических исследований в Европе. Он рассматривает целую группу психофизиологических проблем, вызванных фактором «обрезания».
1. «У подростка, знающего, что он обрезан, может возникнуть комплекс кастрата, хоть и ничем не оправданный; уменьшение размеров члена может навести на мысль об уменьшении сексуальных возможностей, особенно если поначалу возникают затруднения с женщинами. Недаром талмудисты считают, что обрезание призвано обуздывать сексуальность.».
2. «Обрезанные мужчины, как правило, боятся раздеться на людях; так, Рахлин, еврей, обосновавшийся во Франции и ставший антисемитом, горько жаловался: «Свидетельствую, что во время войны я опасался показать кому бы то ни было мой половой орган, что я страдал и страдаю, словно у меня на теле несмываемое клеймо, делающее меня объектом насмешек и ненависти.».
3. «Мотадонт вспоминал двух евреев, у которых вместе с крайней плотью была удалена оконечность головки. В прошлом веке известный сифилидолог Рикор, призванный для рассмотрения разбора жалобы на мойла, установил, что тот действительно заразил 12 детей, отсасывая, согласно ритуалу, кровь после удаления крайней плоти; четверо из двенадцати умерли.».
4. «Крайняя плоть содержит сальные железы, и следствием ее удаления может стать высыхание головки, затрудняющее половые сношения. Кроме того, в детстве крайняя плоть защищает мочеточник от проникновения инфекции вследствие легких травм, царапин и язвочек...».
5. Профессор Бельт <.>, специалист по технике восстановления крайней плоти, пишет, что на операции настаивают, как правило, мужчины, считающие, что ослабление чувствительности головки в результате обрезания повинно в их импотенции» (Курсив мой -В.Е.) [20, с. 130-134].
Данные, приведенные профессором Ж. Валенсеном, объективно показывают, что бесследно (без вреда для психического развития личности) «обрезание» не происходит. В той или иной степени фактор «обрезания» откладывает отпечаток на психическую жизнь человека. Однозначно определить, каким образом и в каком возрасте психика человека отреагирует на факт «обрезания» практически невозможно. Однако вполне можно полагать, что культурно-исторический фактор «обрезания» сыграл значительную роль в создании психоанализа, ибо иудейская наследственность З. Фрейда со всей необходимостью нашла свое воплощение в разработанной им доктрине психологии. Об этом свидетельствуют вполне компетентные исследователи.
Значение фактора «обрезания» в создании теории «Эдипова комплекса». Российский профессор психиатрии О.Г. Виленский, а в последние годы жизни один из ведущих клиницистов Израиля, изучая психоанализ, рассматривал ряд проблем, связанных с феноменом «обрезания». «Фрейд, - отмечал он, - выдвигает постулат, что еврейский религиозный обряд обрезания, который делают мальчикам на 8-й день после рождения, - это не что иное, как символическая кастрация. А это в свою очередь предотвращает у еврейских детей комплекс кастрации. Но и это еще не все. Оказывается, именно поэтому обряд обрезания вызывает зависть у других народов (возможно, подсознательную), что и приводит к антисемитизму. Последний тезис Фрейда окончательно оформляет всю идею кастрационного комплекса как типично бредовую (систематизированный нелепый бред)» [21, с. 33].
«Фрейд, - полагал О.Г. Виленский, - <.> оценивает кастрационный комплекс как корень антисемитизма, давая такое объяснение: мальчики в детской слышат разговоры об обряде обрезания у евреев и делают вывод, что, раз у евреев что-то отрезают, значит, у них нет пениса, а это порождает презрение к ним. Такой тезис Фрейда трудно понять с позиции здравой логики. <.> Откуда он знает, что в детской ведутся такие разговоры. <.> И, если даже допустить, что дети <.> наивно понимают обрезание как удаление пениса, почему это вызывает у них не сочувствие к несчастным евреям, а антисемитизм? А если даже это и так, то почему эти чувства сохраняются и позже, когда дети становятся старше и понимают разницу между обрезанием и ампутацией пениса? Все это опять-таки носит характер бредовой идеи» [22].
«З. Фрейд, - приходит к выводу О.Г. Виленский, - несомненно, прошел обряд обрезания, и <.> считал это “обременительным обычаем”» [23]. Возможно, поэтому в результате патологической фиксации психики «отца психоанализа» на «обрезании» все проблемы человечества сводились им к половой сфере.
Отечественный исследователь Н.Н. Островский обращает внимание на негативные переживания, связанные с «обрезанием»: «страх и ненависть к существу мужского пола, производящему операцию, сохраняется на всю жизнь, усилив не только «эдипов комплекс», от которого Фрейд не смог избавиться до конца жизни, но и соответствующее отношение к любому мужчине любой национальности, в соответствии с механизмом “трансфера”. <.> Боль от травмы, нанесенной в момент формирования сознания, полностью определяет его последующее состояние» [24, с. 62-65].
Можно предположить, что патологическая фиксация психики иудеев на половой сфере от поколения к поколению меняла их представления о нормальном взаимодействии полов и нашла свое преломление во фрейдизме.
Очевидно, что так называемый в психоанализе «кастрационный комплекс» есть не что иное, как устойчивая фобия, передающаяся из поколения в поколение. «Страх кастрации», который, согласно психоанализу, испытывают тотально все мальчики по отношению к собственным отцам был универсализирован и приписан «отцом психоанализа» всему мужскому полу человечества.
Важно отметить: психологам, психиатрам известна следующая социально-
психологическая закономерность, «когда бредовая идея становится всеобщим достоянием и возводится в ранг постоянного обычая, обязательного для всех, она фактически перестает быть бредовой» [25]. Так и произошло с психологическими идеями и концепциями З. Фрейда.
В самом центре психоаналитической концепции З. Фрейда находится теория «Эдипова комплекса» как универсальная и свойственная всему человечеству формула ненависти - отношения детей к родителям. «В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, - отмечает профессор, - скрыт, по мнению Фрейда, ключ к тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца <...> как соперника, который вызывает и ненависть, и страх» (Курсив мой - В.Е.) [26, с. 20].
Бессознательная месть и ненависть в отношениях детей к родителям - центральный постулат теории «Эдипова комплекса». Известно, что этиология ненависти имеет глубоко личностную структуру и может быть вызвана различными причинами. Однако исключить то, что обряд «обрезания» никак не влияет на формирование психологически негативных форм мировосприятия нельзя.
Возможно психологические травмы, полученные З. Фрейдом в результате совершения обряда «обрезания», нашли свое отражение в концептуальных положениях психоанализа. В психоаналитической доктрине содержится «осквернение» чувства любви, которое рассматривается как ««совпадение неврозов»; взаимодействие детей в семье трактуется как ««сексуальное соперничество» «маленьких извращенцев»; понятие совести у Фрейда полностью исключается. Психолог, как известно, страдал затяжными депрессиями, был «кокаинистом» и закончил жизнь самоубийством (посредством эвтаназии).
Итак, обобщая выше приведенные данные, можно обозначить основные выводы. Во-первых, обнаруживается непосредственная связь фактора «обрезания» с теорией «Эдипова комплекса» З. Фрейда. Во-вторых, вполне очевидно, что обряд «обрезания» был неосознаваемой первопричиной, неким эпифеноменом, который оказал громадное влияние как на личность основателя психоанализа, так и на индуцируемые из психологических глубин этой личности фантомные психоаналитические теории. В-третьих, теорию «Эдипова комплекса» можно рассматривать как психологический комплекс людей, прошедших обряд «обрезания».
Ссылки:
1. См.: Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. М., 2007; Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1996; Феррис П. Зигмунд Фрейд. Минск, 2001; Штереншис М. Зигмунд Фрейд. Герцлия, 2009; Акимов О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе. М., 2005.
2. Лейбин В.М. Психоанализ: проблемы, исследования, дискуссии. М., 2008.
3. См.: Bakan D. Sigmund Freud and the Jewish Mystical Tradition. Meneóla; N.Y., 2004; Острецов В.М. Масонство, культура и русская история. М., 1998.
4. Суд немецкого города Кельн объявил обрезание вне закона. URL: http://ria.ru/world/20120627/685834006.html (дата обращения: 12.08.2013).
5. Дебаты о запрете обрезания вышли за пределы Германии. URL: http://rus.azattyq.org/content/circumcision-cologne-children- rights/24677521 .html (дата обращения: 12.08.2013).
6. Библейская энциклопедия Брокгауза. URL: http://enc-dic.com/enc_bible/Obrezanie-2988.html (дата обращения: 12.08.2013).
7. Там же.
8. Библия онлайн. URL: http://bibleonline.ru/bible/rus/01/17/ (дата обращения: 12.08.2013).
9. Ганцфрид С.Ш. Киццур Шульхан Арух. М., 2006.
10. Диакон Кураев А. Как делают антисемитом. М., 1999. С. 85-86.
11. См.: Севастьянов А.В. Чего от нас хотят евреи. М., 2008.
12. Медицинская энциклопедия. URL: http://www.medical-enc.ru/22/circumcision.shtml (дата обращения: 12.08.2013).
13. Ганцфрид С.Ш. Указ. соч. С. 475-476.
14. Климов Г.П. Божий народ. Краснодар, 2007.
15. Петров К.П. Тайны управления человечеством или Тайны глобализации. Кн. 1. М., 2009.
16. Сравнительное богословие: учеб. пособие. Кн. 3. // Прогностически-аналитический центр Академии Управления. М., 2007.
17. Розанов В.В. Собрание сочинений. Юдаизм. М., 2009.
18. См.: Платонов О.А. Загадка Сионских протоколов. М., 2006.
19. Диакон Кураев А. Указ. соч. С. 85-86.
20. Валенсен Ж. Кошерный секс. Евреи и секс. М., 2000.
21. Виленский О.Г. Зигмунд Фрейд и психоанализ: взгляд психиатра. М., 2009.
22. Там же. С. 60-61.
23. Там же. С. 100.
24. Островский Н.Н. Внутренний враг. Генеалогия зла. М., 2003.
25. Виленский О.Г. Указ. соч. С. 85.
26. Ярошевский М.Г. Зигмунд Фрейд - выдающийся исследователь психической жизни // Психология бессознательного: сб. произведений. М., 1990.