УДК 159.964.2 Ермаков Вячеслав Алексеевич
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии и психологии Московского государственного университета экономики, статистики и информатики
Бажданова Юлия Викторовна
старший преподаватель кафедры социологии и психологии
Московского государственного университета экономики, статистики и информатики
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ВЫТЕСНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЕ З. ФРЕЙДА
Резюме:
Авторы статьи, проведя историографическое исследование критики психоаналитического движения, выдвигают гипотезу о том, что психоаналитическая доктрина Фрейда есть не что иное, как составляющая часть масонского проекта, ставящего своей целью вытеснение религиозного сознания.
З. Фрейда по праву можно назвать основателем атеизма в психологической науке. Выдвинутые им четыре положения о религии стали догмами атеистически настроенной части человечества. Среди них утверждение о том, что религия, провоцирующая страх у людей, является, скорее, универсальным общечеловеческим неврозом, который можно лечить посредством психоанализа; обоснование возникновения идеи Бога в результате действия эдипова комплекса с целью противостояния сверхмощи природы; мысль об иллюзорности религии (и даже близости к бредовым идеям в психиатрии) вследствие ее недоказуемости; требование о полном изгнании религиозных идей из европейской культуры. Однако в конце ХХ в. президент Международной психоаналитической ассоциации Отто Кернберг заявил о необходимости пересмотра позиции Фрейда, признав религиозность одной из ключевых человеческих потребностей. Положения Фрейда частично были реализованы в сфере медицины и психологии. Примером тому служит существование в аппарате этих наук понятия «Комплекс Бога», преодоление которого возможно во время психоаналитических сеансов. Свидетельством деструктивного социально-психологического значения антихристианских манифестаций в психоаналитическом учении Фрейда служат многочисленные работы отечественных и западных ученых. К примеру, психологическая опасность психоанализа была научно подтверждена Г. Айзенком и П. Медаваром, в то время как российские ученые и православные деятели расценивают психоанализ как оккультную теорию с элементами сатанизма. Итогом исследования стал вывод о существовании явления, которое можно обозначить как атеистический невроз (в противовес религиозному неврозу Фрейда), приведшего к ряду культурно-исторических катастроф ХХ в.
Ermakov Vyacheslav Alekseevich
PhD (Philosophy), Assistant Professor, Social Science and Psychology Department, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics
Bazhdanova Yulia Viktorovna
Senior Lecturer, Social Science and Psychology Department, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics
HISTORICAL ASPECT OF THE PROBLEM OF RELIGIOUS CONSCIOUSNESS REPRESSION IN THE PSYCHOANALYTIC DOCTRINE OF Z. FREUD
Summary:
After the historiographical research reviewing the criticism of the psychoanalytical movement, the authors hypothesize that the psychoanalytic doctrine of Freud is nothing but an integral part of the Masonic project, which aims at the repression of the religious consciousness.
Z. Freud can rightly be called a founder of the atheism in the psychological science. His four theses about the religion became dogmas for atheistic part of humankind. Among them, the assertion that the religion, provoking fear in people, is more a universal human neurosis, which can be treated by the psychoanalysis; justification of the idea of God as a result of the Oedipus complex with an aim to confront the superpower of the nature; the idea of the illusory nature of the religion (or even its similarity to the delusions in psychiatry) because of its unprovability; the demand for the complete expulsion of the religious ideas from the European culture.
However, in the late 20th century the President of the International Psychoanalytical Association, Otto Kernberg stated the need to review the position of Freud by recognizing religiousness as one of the key human needs.
Freud's theses were partially adopted in the field of medicine and psychology, for instance, existence in the vocabulary of those sciences of the concept of "god complex", overcoming of which is possible during psychoanalytic sessions.
Numerous works of domestic and foreign scholars argue the destructive socio-psychological meaning of the anti-Christian manifestations in the psychoanalytic teachings of Freud. For example, psychological danger of the psychoanalysis has been scientifically proven by H. Eysenck and P. Medawar, while Russian scientists and Orthodox leaders consider the psychoanalysis to be an occult theory with elements of Satanism. As a research result it is concluded that there is a phenomenon that can be described as the atheistic neurosis (in opposition to the religious neurosis of Freud), which led to a number of cultural and historical catastrophes of the 20th century.
Ключевые слова:
Keywords:
религиозное сознание, вытеснение, масонство, кон-спирология, универсальный невроз, психоанализ, фрейдизм, каббала, деконструкция христианского сознания, антихристианское значение фрейдизма.
religious consciousness, repression, freemasonry, conspiracy theory, universal neurosis, psychoanalysis, Freudianism, Kabbalah, deconstruction of Christian consciousness, anti-Christian meaning of Freudianism.
Проблема вытеснения религиозного сознания в глубины «коллективного бессознательного» приобретает сегодня особую актуальность в связи с тем, что данное вытеснение приводит, с одной стороны, к наполнению общественного сознания разного рода «суррогатами религиозности» (магия, шаманизм, «тоталитарные секты», оккультизм и т. д.); с другой стороны, общественное сознание опустошается, наступает «экзистенциальный вакуум», нарастают процессы обесценивания и обессмысливания человеческой жизни, расширяется «постмодернистский психоз».
Более того, для ученых, мыслящих в масштабах истории, становится очевидным, что благодаря господству религиозного сознания человеческие общества сдерживались от массового насилия и уничтожения людей. Мировой слом религиозного сознания, начатый в эпоху Возрождения и активизировавшийся во время Великой французской революции 1789 г., привел в ХХ в. к таким жертвам, которые превысили общее количество людских потерь за все 19 веков христианской истории человечества. Количество жертв «атеистического мятежа» только в России, по подсчетам историков, в ХХ в. составило более 100 млн человек [1]. Многие ученые и общественные деятели полагают, что «окончательный выход» из христианской цивилизации будет связан с «мировой катастрофой» [2].
Активизация процесса вытеснения религиозного сознания в конце Х1Х - начале ХХ вв. была во многом спровоцирована деятельностью различного рода масонских организаций, в которых на протяжении десятков лет принимал активное участие З. Фрейд [3].
Сегодня ознакомление с исторической литературой конспирологической и ревизионистской направленности дает возможность исследователям по-иному подойти к оценке известных культурно-исторических явлений [4]. «В прикладной политологии и политической журналистике конспирологический метод получил самое широкое распространение», - отмечает профессор А.Г. Дугин [5, с. 9]. Конспирологические темы все чаще встречаются в научных журналах, защищаются диссертации, посвященные «теориям заговора» [6]. Поэтому вполне правомерно рассматривать психоаналитическую доктрину З. Фрейда с точки зрения конспирологического подхода, а именно как составную часть «масонского заговора» и значимую часть идеологии «западной масонской цивилизации».
Отечественные исследователи фрейдизма изучали вопросы «предыстории возникновения психоаналитических идей» [7, с. 63], «философских предшественников З. Фрейда» [8, с. 115-150], «идейные истоки той неутомимой и страстной войны с религией, которую Фрейд вел на протяжении почти полувека» [9, с. 71]. Однако в советских и постсоветских работах практически нигде не встречается даже упоминания об идейной взаимосвязанности фрейдизма с масонством.
Также в известных научно-публицистических биографиях З. Фрейда как западных, так и отечественных авторов отсутствуют какие-либо упоминания о масонской деятельности З. Фрейда. В классических работах Э. Джонса, М. Шура, П. Ферриса, Р. Дадуда, П. Розена, М. Штереншиса, О. Акимова, А. Щербакова масонская проблема во фрейдизме принципиально игнорируется и не рассматривается [10]. Только первый биограф З. Фрейда - Фриц Виттельс на последних страницах своей книги кратко отмечал: «Сам он (здесь З. Фрейд. - В. Е., Ю. Б.) уже много лет член еврейской масонской ложи» [11, с. 187].
В психоаналитических энциклопедиях и словарях, как и в указанной выше биографической литературе, не удается обнаружить каких-либо сведений о масонской деятельности «отца психоанализа» [12]. В современных учебниках и монографиях по психоанализу таких авторов, как П.С. Гуревич, Е.В. Змановская, В.М. Лейбин, В.В. Старовойтов, исследовательский акцент в основном делается на различных вариантах психоаналитической методологии, исключая рассмотрение исторического контекста формирования психоаналитического движения в еврейской культурной среде и масонских ложах Европы [13].
Таким образом, историческая объективность и научная достоверность в изучении феноменологии фрейдизма и психоанализа оказывается неполной, отчасти сокрытой. Поэтому возникает исследовательская необходимость восполнения культурно-исторического контекста становления психоаналитического движения и идеологии фрейдизма.
Психоанализ и фрейдизм, по нашему мнению, вполне объективно можно рассматривать как западный масонский проект. Отсюда общая цель данной работы - исследовать проблему вытеснения религиозного сознания в психоаналитической доктрине через призму идей «вольных
каменщиков». Принципиально важно раскрыть сущность различных аспектов критики религии З. Фрейдом во взаимосвязи с масонскими концептами.
Основным методом для решения задач исследования является историографический анализ, которой позволяет обнаружить идеологическое единство фрейдизма и масонства в их общем деле деконструкции и вытеснения традиционного религиозного сознания.
О масонской деятельности «отца психоанализа» и о «еврейских корнях» доктрины фрейдизма свидетельствуют различные авторы. Приведем некоторые историографические данные исследователей, раскрывающие специфику «масонской работы» «брата» Фрейда.
Западный историк П. Джонсон следующим образом характеризует «масонскую работу» З. Фрейда: «По вторникам раз в две недели собрание в "Бнай-Брит". ...Его сын Эрнест стал сионистом. ... Он знал Герцля и уважал его. ... Фрейд воспринял многие элементы иудаизма. Его техника интерпретации снов в ряде отношений аналогична методике Зогара. .еврейский элемент во фрейдизме восходит не к хасидам, а к Моисею. .фрейдизм как кредо распространялся и практиковался преимущественно евреями» [14, с. 471-475].
Российский политолог В.В. Большаков подчеркивает активное участие З. Фрейда в создании масонской ложи: «"Орден Бнай Брит". на иврите означает "Сыновья Завета". .сионистская организация масонского типа, в которую входят наиболее известные евреи-обладатели огромных состояний, видные деятели международного сионистского движения, вся сионистская элита. ... Первая ложа "Бнай Брит" в Европе была создана в 1882 г. в Германии. Среди организаторов венского отделения организации в 1895 г. был известный психоаналитик и каббалист Зигмунд Фрейд» [15, с. 142].
Отечественный историк В.М. Острецов приводит следующие факты деятельности З. Фрейда в масонских организациях: «7 декабря 1897 г. "брат" Фрейд произносит на заседании ложи свою первую "планш". .все речи Фрейда. были посвящены его психоаналитическим исследованиям. . Фрейд в течение сорока лет был членом "Бнай Брит". . По мнению "Бнай Брит", Фрейд выполнил библейскую весть об Исполнении здесь и теперь. . Это значит, что учение психоанализа глубоко укоренено в еврейской мистике и в иудаизме в целом. . Фрейд дошел до создания своего собственного направления в масонстве и своей собственной ложи в системе "Бнай Брит"» [16, с. 661-663].
Исследователь масонства Ю.Ю. Воробьевский обобщает характеристики известных деятелей культуры, показывающих неразрывную связь еврейства, масонства и фрейдизма. Он пишет: «Характерно и то, что еврейский писатель Теодор Лессинг назвал психоанализ "чудищем, порожденным еврейским духом"». Еще один известный еврей, профессор психиатрии из Нью-Йорка доктор Сас также говорит о психоанализе «не как о предмете науки, а как о предмете еврейства. Да, именно в среде масонов, аккумулировавших дары различных антихристианских традиций, Фрейду и был дан мистический опыт» [17, с. 75-76].
Итак, суммируем приведенные выше данные. З. Фрейд создал «собственное направление в масонстве», разделял идеи сионизма, пропагандировал каббалистику и мистицизм и параллельно с этим вел активную подрывную деятельность духовных основ христианской цивилизации. Идеи З. Фрейда и вся его «научная» деятельность вначале получали одобрение на заседаниях масонских лож, а затем популяризировались в обществе.
З. Фрейд, будучи активным деятелем «масонского заговора» против христианской цивилизации, сформулировал целый ряд положений, которые прочно вошли в сознание современной атеистически настроенной части человечества. Приведем фрейдистские положения и проанализируем их, подтверждая сведениями авторитетных исследователей фрейдизма, масонства и истории евреев.
Положение первое (психоаналитическая трактовка сущности религии). «Я сам, -писал Фрейд, - осмелился в 1910 г. впервые коснуться религиозно-психологической проблемы, проведя параллель между церемониалом религиозным и невротическим» [18, с. 42]. Религия возникает там, где возникает страх, полагал «отец психоанализа». А если религия провоцирует страх и тем самым усиливает невроз, то, следовательно, религия есть тотальное психическое расстройство всего человечества. Особо «одержимыми» Фрейд считал монахов. Все верующие, согласно Фрейду, страдают «навязчивым неврозом». «Навязчивый невроз можно рассматривать как индивидуальную религиозность, религию - как всеобщий невроз навязчивых состояний, -таков основной вывод Фрейда», - отмечает профессор В.М. Лейбин [19, с. 455]. Религия, таким образом, объявлялась З. Фрейдом «универсальным общечеловеческим неврозом», а носители религиозного сознания - патологическими сумасшедшими.
Очевидно, постановка «психиатрического диагноза» верующей части человечества, которая и во времена Фрейда и сейчас составляет подавляющее большинство населения планеты, имела свой «масонский заказ».
Подтверждение масонской программы диагностирования верующих как психически больных можно обнаружить в раскрытии «масонских секретов» крупным немецким государственным деятелем, генеральным директором концерна АЕГ Вальтером фон Ратенау. Вот его подлинные слова: «Только 300 человек, все друг друга знающие, управляют Европой. Они избирают преемников из своих. Эти евреи имеют силу сломать любой строй, где и какой признают "не умным". Христианство, по их мнению, безумие и должно скоро сгинуть» [20, с. 239].
Известный американский исследователь идеологии масонства Д. Дюк вполне точно определяет, что критика З. Фрейдом религии была не спонтанной, а имела «свой заказ». Процитируем автора: «Размышления Фрейда, безусловно, имеют свой заказ..., его предположения составляли целостную часть его войны против культуры неевреев. Именно в этом духе он рассматривал "Тотем и табу" как победу над Римом и католической церковью» [21, с. 105].
Положение второе (психоаналитическая версия происхождение религии и отрицание реальности бытия Бога). «Религиозные представления произошли из. необходимости защитить себя от подавляющей сверхмощи природы», - полагал З. Фрейд [22, с. 110]. Эта «необходимость защиты от природы» привела в дальнейшем, по Фрейду, к появлению идеи Бога. Причем «с психоаналитической точки зрения, личный бог - это не что иное, как идеализированный отец; религия - общечеловеческий невроз, подобный соответствующему детскому неврозу, коренящемуся в эдиповом комплексе, то есть в амбивалентном отношении ребенка к отцу», - отмечает профессор В.М. Лейбин [23, с. 489].
Фрейд прослеживает две линии, ведущие к появлению религии: мотив тотемной жертвы и отношение сына к отцу. Он писал: «Каждый создает Бога по образу своего отца так, что его личное отношение к Богу зависит от отношения к физическому отцу и вместе с тем колеблется и меняется и что Бог, в сущности, есть не что иное, как возвеличенный отец» [24, с. 45].
Вот какую оценку антирелигиозным взглядам З. Фрейда дает известный богослов: «Из поддающегося психологическому анализу влияния. бессознательных факторов и в особенности отношений между ребенком и родителями на религию и образ Бога нельзя - вопреки предположению Фрейда - вывести никаких аргументов за или против существования Бога. .желание Бога ("проекция"!) еще не является аргументом в пользу существования Бога, но оно также не может служить аргументом против; желанию Бога может соответствовать реальный Бог» [25, с. 113-114].
Положение третье (психоаналитическая оценка религиозных догматов). Все утверждения религии, согласно З. Фрейду, недоказуемы. Эти утверждения, считал он, - «лишь продукт собственной психической деятельности людей» [26, с. 116]. Отсюда религия определялась «отцом психоанализа» как «иллюзия», и «она близка в этом аспекте к бредовым идеям в психиатрии» [27, с. 119].
Характеризуя взгляды З. Фрейда на религию, известный отечественный психиатр отмечал следующее: «Согласно Фрейду, все религии произошли от тотемизма., в их основе лежит эдипов комплекс., а молитвы и ритуалы - не более чем навязчивости. Абсолютно все люди проходят в детстве через эдипов комплекс, вследствие этого страдают неврозом, а затем постепенно изживают эдипов комплекс самостоятельно или с помощью психоаналитика. Отсюда Фрейд делает заключение, что религия как продукт эдипова комплекса и "коллективный невроз" может быть изжита с помощью психоанализа (?!). Опять мания величия - Фрейд берется ликвидировать религию! В итоге он предрекает крушение религий и их исчезновение - под натиском достижений науки и технического прогресса» [28, с. 92].
Положение четвертое (психоаналитическая диагностика религиозного сознания в целом). «Религию., - писал Фрейд, - можно считать общечеловеческим неврозом, который, подобно соответствующему детскому неврозу, коренится в эдиповом комплексе, в амбивалентном отношении к отцу.», поэтому «.благочестивый верующий в высокой степени защищен от опасности известных невротических заболеваний: усвоение универсального невроза снимает с него задачу выработки своего персонального невроза» [29, с. 131].
В результате по мере развития психоаналитической трактовки феномена религиозного сознания критика религии З. Фрейда постепенно переросла в идею тотального уничтожения религии в целом. Фрейд пошел дальше своих идейных предшественников - философов эпохи Просвещения. По мысли Фрейда, оказалось недостаточным «заменить религию разумом», необходимо было, полагал он, «изгнать из нашей европейской культуры религию окончательно» [30, с. 137]. И в деле уничтожения религии З. Фрейд большое значение отводил именно психоанализу.
В своих определениях психоанализа З. Фрейд дает и такое: психоанализ есть «метод, уничтожающий иллюзии (Freud, 1911)», то есть метод, уничтожающий религию, которая, согласно Фрейду, и есть основная «иллюзия человечества»; последователи Фрейда, так же как и он, усматривали философское значение психоанализа как метода борьбы с религиозным сознанием: «.психоанализ - это освобождающая наука в духе эпохи Просвещения» (Adorno, 1966), то есть
освобождение от религии; «...психоанализ - это критика идеологии» (Flibeitnass, 1968), то есть религиозной идеологии [31, с. 2].
Вполне закономерно, что богоборец З. Фрейд приветствовал революцию 1917 г. в России. «Фрейд, - отмечает профессор В.М. Лейбин, - рассматривал переворот в этой стране (здесь в России, - В. Е., Ю. Б.) в качестве предвестника лучшего реального будущего, по сравнению с иллюзиями спасения, основанными на христианской религиозности» [32, с. 401].
Следует отметить, что именно в коммунистической России в 1920-е гг. «мировая закулиса» пыталась соединить два масонских проекта - фрейдизм и троцкизм. В случае победы «троцкистов» над «сталинистами» речь могла идти о фрейдо-троцкизме как о политико-психологическом объединении, направленном на дальнейшее проведение деконструкции православного самосознания русского народа.
Таким образом, изучение фрейдизма и психоанализа как составной части масонской идеологии позволяет сформулировать основные положения масонской программы, которую реализо-вывали З. Фрейд и его последователи в отношении религии и верующих.
Реконструкция антирелигиозной масонской программы З. Фрейда
1. Тотальная дискредитация религии как «массового безумия», а верующих - как невротиков и психопатов.
2. Рассмотрение религии как невроза или психоза, который нуждается в лечении.
3. Вытеснение религии из психиатрической теории и практики.
4. Переориентация решения душевных проблем верующих от христианской пастырской психологии к антихристианской психоаналитической.
5. Постановка психиатрических диагнозов верующим (различные виды «религиозной патологии») с последующим психиатрическим лечением.
6. Введение в психиатрию и психологию оккультных, антихристианских методов психотерапевтического воздействия.
7. Критика христианской морали и нравственности как психической патологии и попытка их замены на «сексуальную мораль».
8. Использование каббалистических и талмудических подходов в психологии и психиатрии для опровержения христианской психологии.
9. Развитие в психиатрии и психологии атеистического мировоззрения с целью «замещения религии».
10. Замена духовного контроля Церкви над душевной жизнью европейских народов на контроль психиатров, психологов и психоаналитиков.
Здесь следует сказать, что данная программа исторически была постепенно реализована, в первую очередь в сферах медицины и психологии. Так, например, в психоанализе существует понятие «Комплекс Бога», который необходимо преодолевать в ходе психоаналитических сеансов. В «учебниках по психиатрии для врачей религия рассматривается как невроз или психоз, в любом случае - болезнь, которая нуждается в лечении», - отмечает критик религиозных воззрений «отца психоанализа» [33, с. 107].
З. Фрейду удалось сформулировать и обосновать антихристианскую доктрину в психологии. «Фрейд, - подчеркивает исследователь, - заложил основу атеистического направления в психологии. Однако не только он, но и многие известные психологи и психиатры ХХ в. были убежденными атеистами. Б. Скиннер, основатель школы бихевиоризма, и А. Эллис, основатель учения о рационально-чувственной терапии, были, пожалуй, самыми известными из них. В итоге мир психологии стал как бы оборотной стороной атеизма» [34, с. 501].
Только теперь на рубеже ХХ-ХХ! вв. многие ученые начинают постепенно понимать, что «доктрина психоанализа - это самое большое надувательство интеллектуального сознания ХХ в. ... Все серьезные научные исследования раскрыли обман фрейдистской теории. В действительности теория Фрейда, которую никакое научное исследование не подтвердило, держится только на вере его последователей» [35].
Величайшее заблуждение, которое охватило большинство психологов, было опровергнуто результатами их же исследований. Первоначально стала очевидна полная научная необоснованность теорий Фрейда. Психологи пришли к выводу, что вера, вопреки утверждениям Фрейда и иных теоретиков психологии, была краеугольным камнем в фундаменте умственного здоровья и полноценности человека.
Президент Международной психоаналитической ассоциации в 1996-1999 гг. Отто Керн-берг пришел к заключению о необходимости пересмотра позиции З. Фрейда в отношении религии как иллюзии, которая будет заменена разумом. «Последующее развитие психоанализа, по мнению американского психоаналитика, позволило признать религиозность фундаментальной человеческой потребностью» [36, с. 11-12].
Американский исследователь ПатрикГлинн писал: «Все высказывания Фрейда о вере оказались абсолютно неверными. Исследования, проведенные в сфере психологии в последние 25 лет, показали, что вера в Бога не только не была своего рода неврозом, как утверждали Фрейд и его послушники; напротив, вера была самым гармоничным элементом умственного и физического здоровья и счастья человека. Множество исследований, последовательно проведенных друг за другом, показали, что существует прямая связь между здоровым поведением верующего человека, исполняющего все религиозные предписания, и, как антипода вере, поведением людей с алкогольной, наркотической зависимостями, степенью разводов и самоубийствами, депрессиями среди безбожников» [37, с. 502].
Многие известные ученые полагали, что психоанализ является не наукой, а своеобразной формой религиозного сознания. Так, например, «К. Ясперс всячески подчеркивает религиозный характер психоаналитической мысли, религиозную суть психоаналитического движения», - отмечает профессор О.А. Власова [38, с. 47]. В своей знаменитой работе «Общая психопатология» К. Ясперс оценивает психоанализ как «философское или религиозное движение» и «мифотворческую фантазию» [39, с. 439-442].
Не научность, а специфическую «религиозность» психоанализа можно объяснить, по нашему мнению, идеологическими принципами масонских организаций, которые пропагандировали психоаналитическое учение.
Формально З. Фрейд позиционировал психоанализ как атеистическую концепцию, но атеизм и научность служили только масонским прикрытием идей З. Фрейда. «Руководящими принципами масонской деятельности являются атеизм и космополитизм. Цель масонства - разрушение христианской культуры и замена ее масонским миром, основанным на атеизме и материализме», - отмечал известный представитель русской эмиграции [40, с. 57].
В случае с психоанализом масонами использовался герменевтический подход: придать каббалистической мистике З. Фрейда образ научности. На деле же психоанализ никогда не являлся атеистической, научной теорией. Психоанализ формально позиционировался как научное учение, но в глубинном, герменевтическом смысле психоанализ - это закодированная каббалистика, пронизанная масонской идеологией. Основная цель психоаналитического движения состояла в пропаганде масонских идей под видом «новой науки» в психологии и психиатрии [41].
Вопросы идейной и духовной связанности фрейдизма с сионизмом, иудаизмом и масонством рассматривались различными авторами. Идеолог сионизма А. Барац в своей книге «Сознание третьего храма» ясно и точно определяет, что «фрейдизм действительно является сублимацией иудаизма» [42, с. 84].
Отечественный психиатр О.Г. Виленский обратил внимание на особенность восприятия учения З. Фрейда европейской культурной элитой: «Подавляющее большинство ученого мира Вены отвергло его, сложилось мнение, что Фрейд - "гадкая и отвратительная личность и порно-графист". ... Ближайшие ученики и последователи Фрейда были евреи (Адлер, Ференци, Ранк и т. д.), значительная часть его пациентов - тоже. Создавалось впечатление, что только евреи интересуются психоанализом, что это "еврейская наука", "воинствующий иудаизм"» [43, с. 79].
В книге западного автора С.Л. Джилмена «Фрейд, раса и пол» прослеживается мысль о том, что психоанализ как психотерапевтическая методика имеет национальное значение и применим только для евреев. К представителям же всех прочих наций психоанализ неприменим, он психически и духовно опасен для них, и к тому же совершенно не нужен [44].
Психологическая опасность психоанализа для здоровья людей исследовалась весьма авторитетными учеными. Британский психолог Ганс Айзенк, «проанализировав исследования, изучавшие корреляцию между смертностью и видами психотерапии., заключил, что психоанализ в целом имеет деструктивный эффект, ... оказывает психологический стресс на пациента, что ведет к повышению риска онкологических заболеваний и ишемической болезни сердца. ... Биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как "самое грандиозное интеллектуальное мошенничество ХХ в."» [45].
Стоит отметить: такие известные западные ученые и философы, как Р. Генон, К. Яспер, Г. Айзенк, К. Поппер, А. Эллис, выстраивали критику фрейдистского учения, исходя из эмпирических фактов и теоретических обобщений, рассматривая кратко духовные и религиозные источники формирования доктрины фрейдизма.
«Сатанинский характер психоанализа, - писал Рене Генон, - ясно обнаруживается в психоаналитическом толковании символизма» [46, с. 223]. «Психоанализ мало чем отличается от шаманского колдовства», - отмечал Ганс Айзенк [47, с. 194].
В современной же российской критике фрейдизма основной акцент делается именно на духовной стороне психоаналитического учения. Как известно, за каждым типом психологического
учения можно обнаружить определенный тип духовности. Какой же тип духовности стоит за психоаналитическим учением?
Ответ на этот вопрос дают православные ученые, общественные и религиозные деятели, которые оценивают психоанализ как деструктивную оккультную теорию [48]. Ю.Ю. Воробьевский полагает, что в доктринах психоанализа и сатанизма существуют общие архетипы, общий тип духовности: «И атеистический психоанализ, и пропитанный мистикой сатанизм говорят об одном и том же» [49, с. 73]. «Фрейд - один из предвестников антихриста», - заключает протоиерей Александр (Шаргунов) [50, с. 230].
Наибольшую критику психоаналитического учения среди православных мыслителей вызывает так называемая «либерализация сексуальности», пропагандировавшаяся в доктрине психоанализа. Известно, что «бисексуальность» и «содомитство» трактуются в православии как элементы сатанинских культов. В связи с этим в книге «Каббала - заговор против бога» православные авторы приводят следующую оценку деятельности З. Фрейда: «Приверженец талмудического иудаизма и большой почитатель каббалы, З. Фрейд заявил, что вся культура человечества должна строиться на удовлетворении сексуального желания. Опираясь на "догматы" каббалы, Фрейд "научно обосновывает" бисексуальность человека, провозглашает отмену всех запретов в этой области и поощряет содомитство» [51, с. 88-89].
Православный автор А.С. Шустрова, показывая идейную связь масонства с доктриной сатанизма, дает следующую краткую дефиницию масонства: «Сознательные масоны суть прожженные сатанисты» [52, с. 175].
Таким образом, основываясь на вышеизложенных историографических данных, можно дать общую оценку учения З. Фрейда как масонского проекта по вытеснению религиозного сознания.
Оценка фрейдизма как масонского проекта по деконструкции религиозного сознания
З. Фрейд перевернул научно обоснованную и подтвержденную христианской антропологией и научной психологией сущность человеческой психики, утверждая, что не сознание контролирует подсознание, а наоборот, сознание подчинено подсознанию. Такое утверждение имело своей целью опровергнуть разумность человека, рассмотреть социальную практику и христианскую культуру как действие иррациональных стихий.
Получилась своеобразная масонская пирамида, где подсознание играет ключевую роль в деятельности человека и общества. Фрейдистский взгляд на психику подрывал основы европейского рационализма, лишал человека разумности, что и требовалось масонству в целях деконструкции христианского сознания, ниспровержения христианской цивилизации.
Фрейдистская идея тотального господства в психике бессознательных процессов, рассмотрение человека как существа, «подавленного бессознательным» содержала в себе масонскую идею «социального бессознательного», то есть бесструктурного управления обществом (через подсознание), что, собственно, веками вырабатывалось в антихристианских оккультных сектах и масонских организациях.
Фрейдистский проект - «вылечить» все человечество от «религиозного невроза» - получил свое искажение и привел к противоположным результатам. Появился атеистический невроз, который стал наполняться манией потребительского прогресса и манией демократических свобод. Невротизация безбожной, атеистической культуры и цивилизации приобрела глобальные масштабы. Атеистический невроз явился мощным провоцирующим фактором ряда культурно-исторических катастроф ХХ в., которые проявились в мировых и гражданских войнах.
В заключение необходимо подчеркнуть: всеобщий, универсальный характер религии дает основание полагать, что рассмотрение ее в качестве «ошибки человечества», свойственное фрейдизму, будет односторонним и предвзятым подходом.
Присущий французскому Просвещению и затем подхваченный марксизмом и далее фрейдизмом взгляд на религию как «ложное иллюзорное сознание», «опиум для народа» или «всеобщий невроз навязчивости» не дает возможности глубоко проникнуть в специфику религиозного опыта, понять его своеобразие и социокультурное значение.
Ссылки:
1. См.: Платонов О.А. История русского народа в ХХ веке. М., 2009.
2. См.: Платонов О.А. Россия и мировое зло. Труды по истории тайных обществ и подрывной деятельности сионизма. М., 2011 ; Назаров М.В. Вождю Третьего Рима. М., 2005.
3. См.: Острецов В.М. Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки. М., 1998.
4. См.: Брачев В.С. Масоны и власть в России. М., 2003 ; Воробьевский Ю., Соболева Е. Пятый Ангел вострубил. Масонство в современной России. М., 2002 ; Платонов О.А. Масонский заговор в России. Труды по истории масонства. Из архивов масонских лож, полиции и КГБ. М., 2011 ; Попов Г.В. Невидимая брань: конспирологический анализ религиозно-политических учений. М., 2009 ; Сенченко Н.И. Невидимый заговор против человечества. М., 2012 ; Хлебников М.В. «Теория заговора». Опыт социокультурного исследования. М., 2012.
5. Дугин А.Г. Конспирология (наука о заговорах, секретных обществах и тайной войне). М., 2005.
6. Амирян Т.Н. Конспирология: дискурс и жанр // Проблемы истории, филологии, культуры. 2012. № 1 ; Багдасарян В.Э. «Теории заговора» в отечественной историографии второй половины Х1Х-ХХ вв.: критика мифологизации истории : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2000 ; Хмелевский С.В. Взгляд на развитие цивилизации сквозь призму конспирологии: доктрина и реальность // Социально-политические науки. 2013. № 1.
7. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
8. Руткевич А.М. Психоанализ : Истоки и первые этапы развития : курс лекций. М., 1997.
9. Попова М.А. Фрейдизм и религия. М., 1985.
10. См.: Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1996 ; Шур М. Зигмунд Фрейд: жизнь и смерть. М., 2005 ; Феррис П. Зигмунд Фрейд. Минск, 2001 ; Дадуд Р. Фрейд. М., 1994 ; Розен П. Фрейд и его последователи. СПб., 2005 ; Штерен-шис М. Зигмунд Фрейд. Герцлия, 2009 ; Акимов О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе. М, 2005 ; Щербаков А. Зигмунд Фрейд. Великий лохотронщик. М., 2007.
11. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. М., 2007.
12. См.: Психоанализ. Популярная энциклопедия. М., 1998 ; Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. М., 1998 ; Лейбин В.М. Постклассический психоанализ : энциклопедия. М., 2006. Т. 1.
13. Гуревич П.С. Психоанализ. Фрейдизм и неофрейдизм : учебник для магистров. М., 2013. Т. 1 ; Змановская Е.В. Современный психоанализ. Теория и практика. СПб., 2011 ; Лейбин В.М. Психоанализ: проблемы, исследования, дискуссии : науч. моногр. М., 2008 ; Старовойтов В.В. Современный психоанализ: основные школы и направления развития. М., 2013.
14. Джонсон П. Популярная история евреев. М., 2000.
15. Большаков В.В. Голубая звезда против красной. Как сионисты стали могильщиками коммунизма. М., 2014.
16. Острецов В.М. Цит. соч.
17. Воробьевский Ю.Ю. Указ. соч.
18. Фрейд З. «Я» и «оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991. Кн. 1.
19. Лейбин В.М. Психоанализ : учебник. СПб., 2002.
20. Бегунов Ю.К. Тайная история масонства. М., 2006.
21. Дюк Д. Еврейский вопрос глазами американца. Харьков, 2004.
22. Цит. по: Сумерки богов. М., 1989.
23. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб., 2001.
24. Цит. по: Змановская Е.В. Указ. соч.
25. Кюнг Г. Фрейд и будущее религии. М., 2013.
26. Цит. по: Сумерки богов.
27. Там же.
28. Виленский О.Г. Зигмунд Фрейд и психоанализ : Взгляд психиатра. М., 2009.
29. Цит. по: Сумерки богов.
30. Там же.
31. Психоанализ : материал из Википедии [Электронный ресурс] // Википедия : свобод. энц. URL: https://ru.wikipe-dia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7 (дата обращения: 20.08.2014).
32. Лейбин В.М. Зигмунд Фрейд и психоанализ в России : Фрейд З. Работы по психоанализу ; Лейбин В.М. Фрейд и Россия. М., 2000.
33. Кюнг Г. Указ соч.
34. Забегайло О.Н. Духовное понимание истории. М., 2009.
35. Зигмунд Фрейд [Электронный ресурс]. URL: http://www.psychology.ru/whoswho/Sigmund_Freud.stm (дата обращения: 20.08.2014).
36. Старовойтов В.В. Современный психоанализ: грани развития. М., 2009.
37. Цит. по: Забегайло О.Н. Указ. соч.
38. Власова О.А. К. Ясперс и психоанализ: методологическая критика // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». 2012. № 2 (12).
39. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.
40. Иванов В.Ф. Русская интеллигенция и масонство. От Петра Первого до наших дней. М., 2008.
41. Ермаков В.А. Каббалистические и масонские факторы формирования доктрины фрейдизма и психоанализа // Теория и практика общественного развития. 2012. № 9.
42. Сознание третьего храма. Минск, 2007.
43. Виленский О.Г. Указ. соч.
44. См.: Gilman S.L. Freud, Race and Gender. Princenton, 1993.
45. Психоанализ : материал из Википедии [Электронный ресурс].
46. Цит. по: Дугин А.Г. Консервативная революция. М., 1994.
47. Цит. по: Акимов О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе. М., 2005.
48. См.: Перцев И.Н. Зигмунд Фрейд: обольщенный обольститель [Электронный ресурс] // Русская православная психология. 2008. URL: http://dusha-orthodox.ru/napravleniya/pertsov-i.n.-zigmund-freyd-obolschennyiy-obolstitel.html (дата обращения: 24.08.2014) ; Иеромонах Макарий (Маркиш). Острие мглы. Кощей бессмертный ХХ века? [Электронный ресурс] // Русская православная психология. 2008. URL: http://dusha-orthodox.ru/napravleniya/makariy-markish-ier-omonah.-koschey-bessmertnyiy-xx-veka.-kniga-o-freydizme.html (дата обращения: 24.08.2014).
49. Воробьевский Ю.Ю. Указ. соч.
50. Протоиерей Александр (Шергунов). Последнее оружие. М., 2008.
51. Каббала - заговор против Бога. М., 2008.
52. Шустрова А.С. Психиатрия и церковь : Возможен ли союз? Заграничные ереси внедряются в Россию. М., 2003.