Научная статья на тему 'Каббалистические и масонские факторы формирования доктрины фрейдизма и психоанализа'

Каббалистические и масонские факторы формирования доктрины фрейдизма и психоанализа Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3070
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАНАЛИЗ / ФРЕЙДИЗМ / КАББАЛА / МАСОНСКИЙ ФАКТОР / СУБЛИМАЦИЯ ИУДАИЗМА / ОККУЛЬТНО-МИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ / КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОАНАЛИЗА / АРХЕТИПЫ ПСИХОАНАЛИЗА / МАСОНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ З. ФРЕЙДА / Z. FREUD''S MASONIC ACTIVITY / PSYCHOANALYSIS / FREUDIANISM / CABBALA / MASONIC FACTOR / JUDAISM SUBLIMATION / OCCULT AND MYSTICAL MODEL OF PSYCHOLOGY / CABALISTIC PRINCIPLES OF PSYCHOANALYSIS / ARCHETYPES OF PSYCHOANALYSIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ермаков Вячеслав Алексеевич

В статье анализируется проблема каббалистических и масонских факторов формирования фрейдизма и психоанализа. Рассмотрены основные работы западных и отечественных исследователей. Показана идейная и духовная взаимосвязь психоаналитического учения с еврейской религиозномистической традицией и масонством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ермаков Вячеслав Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CABALISTIC AND MASONIC FACTORS OF FREUDIANISM AND PSYCHOANALYSIS DOCTRINE FORMATION

The article inquires into an issue of cabalistic and masonic factors of Freudianism and Psychoanalysis doctrine formation, considering principle works of the occidental and national researches. The author discusses ideological and spiritual correlation between Psychoanalysis doctrine and Jewish religious mystical tradition and Masonry.

Текст научной работы на тему «Каббалистические и масонские факторы формирования доктрины фрейдизма и психоанализа»

УДК 1 (091) ; 159.964.26 Ермаков Вячеслав Алексеевич

кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и психологии Московского государственного университета экономики, статистики и информатики dom-hors@mail.ru

КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ И МАСОНСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОКТРИНЫ ФРЕЙДИЗМА И ПСИХОАНАЛИЗА

Ermakov Vyacheslav Alekseevich

PhD, Assistant Professor of the Sociology and Psychology Department, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics dom-hors@mail.ru

CABALISTIC AND MASONIC FACTORS OF FREUDIANISM AND PSYCHOANALYSIS DOCTRINE FORMATION

Аннотация:

В статье анализируется проблема каббалистических и масонских факторов формирования фрейдизма и психоанализа. Рассмотрены основные работы западных и отечественных исследователей. Показана идейная и духовная взаимосвязь психоаналитического учения с еврейской религиозномистической традицией и масонством.

Ключевые слова:

психоанализ, фрейдизм, каббала, масонский фактор, сублимация иудаизма, оккультно-мистическая модель психологии, каббалистические принципы психоанализа, архетипы психоанализа, масонская деятельность З. Фрейда.

Summary:

The article inquires into an issue of cabalistic and masonic factors of Freudianism and Psychoanalysis doctrine formation, considering principle works of the occidental and national researches. The author discusses ideological and spiritual correlation between Psychoanalysis doctrine and Jewish religious mystical tradition and Masonry.

Keywords:

psychoanalysis, Freudianism, Cabbala, masonic factor, Judaism sublimation, occult and mystical model of psychology, cabalistic principles of psychoanalysis, archetypes of psychoanalysis, Z. Freud's masonic activity.

В известных отечественных работах по истории психологии трудно встретить какие-либо упоминания о каббалистической и масонской доминанте в доктрине фрейдизма и психоанализа. Также в современной российской психоаналитической литературе практически отсутствуют какие-либо сведения об идейной и духовной взаимосвязи фрейдизма как идеологии и психоанализа как теории психологии с каббалистикой и масонством.

С одной стороны, такие исследователи психоаналитического учения и основатели психоаналитических ассоциаций в России, как П.С. Гуревич, В.М. Лейбин, В.И. Овчаренко, А.М. Руткевич, В.В. Старовойтов, А.М. Эткинд рассмотрели практически все возможные источники и факторы формирования психоаналитической доктрины [1]. Не рассмотренными остались только каббалистический и масонский (оккультно-мистические) факторы, без учета которых подлинная культурно-историческая и мировоззренческая сущность психоанализа и фрейдизма оказывается не выявленной, научно недостоверной.

С другой стороны, сегодня такие отечественные исследователи психологии, как Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Ю.М. Зенько, В.И. Слободчиков, Е.Т. Смирнова, Л.Ф. Шеховцова выступают с позиций святоотеческой психологии и выстраивают системную критику современных оккультномистических психологических направлений, к которым относят, как правило, и психоанализ.

Профессор Л.Ф. Шеховцова формулирует общую задачу в развитии святоотеческой психологии: «Особой задачей, православных психологов, запросом сегодняшнего дня является просвещение людей в области заблуждений современной психологии» [2, с. 18]. Научный анализ оккультно-мистических факторов формирования современного психологического знания видится многим ученым перспективной задачей в самоопределении психологии как науки.

Психоанализ, полагают христианские психологи, оказался тем идейным центром, на базе которого впоследствии стали возникать различные оккультные системы психологии.

Так, О.Е. Акимов - автор книг по критической биографии З. Фрейда - отмечает, что исследователи психоанализа и фрейдизма совершенно не учитывали «каббалистически-хасидский склад ума своего героя», а также, что Фрейд обладал «нумерологическим мышлением», что его сознание «было постоянно занято поиском закономерностей в духе мистическо-хасидского течения в иудаизме» [3, с. 119].

Отсюда определяется общая цель данной работы - посредством историографического анализа обобщить основные положения каббалистической и масонской проблематики психо-

анализа и фрейдизма, которые можно обнаружить в трудах зарубежных и отечественных исследователей.

Следует подчеркнуть, что в западных исследованиях каббалистические и масонские факторы формирования доктрины психоанализа и фрейдизма уже давно являются предметом научного и литературно-публицистического анализа. Например, в работах П. Джонса, Д. Дюка, Т. Саса можно встретить небольшие разделы, раскрывающие некоторые потаенные аспекты фрейдизма [4].

Отечественный историк В.М. Острецов следующим образом характеризует работы западных авторов, посвященные исследованию влияния каббалистики и масонства на создание З. Фрейдом психоанализа.

«Исследователь Дэвид Бакан, американец, в своем эссе пишет, что «фрейдизм есть перевоплощение еврейской мистики», «светский наряд» иудаизма. Это учение, по мнению этого исследователя, воскрешает в памяти «убедительную гипотезу» о некоем «пакте с дьяволом» и он объясняет многие особенности психоанализа тем, что его основатель «всю свою жизнь провел в виртуальном гетто, мире, состоящем исключительно из евреев».

Март Роберт в своем проникновенном очерке увидел в психоанализе «последнюю по времени разновидность комментариев к Талмуду». Другой исследователь, Персиваль Байлей, увидел во Фрейде «светского раввина». Некоторые же просто и, надо признать, убедительно подчеркивали, что психоанализ есть «скорее религия, чем наука. Она имеет свои догмы, свои ритуалы, а психоаналитические интерпретации почти мистичны, во всяком случае, очень мало контролируемы...

В январской книжке журнала Ордена «Бнай Брит Мэгэзин» за 1926 год вышла содержательная статья А. Робака, «брата», уполномоченного по делам психоанализа, имевшая характерный заголовок «Фрейд: хасид или гуманист?» Сам А. Робак рассматривал психоанализ как течение хасидизма, то есть течения еврейской мистики, в котором особенно сильна тяга к символотворчеству и стремление видеть во всей жизни символы, которые подлежат расшифровке. Все это, по мнению Робака, имеет свой эквивалент в психоанализе» (курсив наш. - В.Е.) [5, с. 664].

Существуют и специальные монографические исследования, раскрывающие иудео-масонскую специфику создания доктрины психоанализа и фрейдизма. Информацию о данных работах можно найти в «Еврейской энциклопедии».

«Вопрос о еврейских корнях фрейдизма, о роли «еврейского начала» в содержании его доктрины до сих пор привлекает к себе внимание и неоднозначно решается даже в еврейских интеллектуальных кругах. Так, если Анна Фрейд в 1977 без колебаний поддержала определение фрейдизма как «еврейской науки», то авторы ряда работ, вышедших в последнее десятилетие на английском языке [6], далеко не столь категоричны, они считают, что неправильно как полностью игнорировать еврейский фактор во фрейдизме, так и преувеличивать, а тем более абсолютизировать его» (курсив наш. - В.Е.) [7, с. 427].

Наиболее значимой из иностранных работ, на наш взгляд, раскрывающей идейную и духовную взаимосвязь фрейдизма и психоанализа с еврейской мистикой, является работа Дэвида Бакана «Зигмунд Фрейд и еврейская мистическая традиция» [8].

В общем виде литературу по рассматриваемой нами проблеме можно объединить в три группы историографических источников. Первая группа - это работы еврейских авторов - историков, теоретиков сионизма, психиатров. Вторая группа - это работы западных авторов, среди которых встречаются профессиональные историки, журналисты, психологи. Третья группа - это исследования православных ученых - деятелей современного русского возрождения.

Выделим основные положения из указанных групп источников, позволяющие раскрыть исследуемую проблему.

Современный идеолог сионизма Арье Барац не отделяет фрейдизм от иудаизма и дает фрейдизму весьма емкое и точное определение: «Фрейдизм как сублимация иудаизма» - так называется одна из глав в его книге [9, с. 81].

Автор ставит ключевой для понимания психоанализа вопрос: почему «сексуальное влечение представлялось Фрейду первичным движением человеческого существа, влечением, доминирующим над любыми другими его духовными и физиологическими потребностями» [10, с. 82], и приходит к следующему выводу.

«Происхождение Фрейда подсказывает, что свое «пансексуальное» видение он мог воспринять из еврейской традиции, «сублимировав» ее духовно-теологические прозрения в теорию голой физиологической сексуальности. Дело в том, что в иудаизме имеется еще одна «коренная идея», а именно признание того, что брачная образность лежит в основе мира, и не только мира, но и самого Всевышнего. Согласно учению Зогара, в Боге есть два начала:

мужское и женское. При этом «зивуг» (соитие) признается в каббале, как основой внутриутробной жизни, так и ведущей категорией миротворения» [11, с. 83].

Итак, согласно А. Барацу, фрейдизм в своих концептуальных основаниях есть плод «сублимированного иудаизма», а именно: З. Фрейд «сублимировал» иудейскую религиозно-брачную доктрину внутрисемейных конфликтов в собственную доктрину бессознательных кровосмесительных психических тенденций «отца, сына, дочери и матери», а также еврейскую религиозную традицию выявления «добродетелей и грехов предков» в свою теорию патологии бессознательного, то есть обнаружения скрытых бессознательных конфликтов, наследуемых от прародителей.

Более того, религиозная проблематика иудейской ветхозаветной истории была «сублимирована» в «психоаналитическую теологию», в которой религия предстала как своеобразный «общественный невроз».

Известный советский психиатр О.Г. Виленский, а сегодня один из ведущих клиницистов в Израиле, исследовав клиническую биографию «отца психоанализа», обращает внимание на особенность восприятия учения З. Фрейда европейской общественностью.

«Подавляющее большинство ученого мира Вены отвергало его, сложилось мнение, что Фрейд - «гадкая и отвратительная личность и порнографист»... Ближайшие ученики и последователи Фрейда были евреи (Адлер, Ференци, Ранк и др.), значительная часть его пациентов -тоже. Создавалось впечатление, что только евреи интересуются психоанализом, что это «еврейская наука», «воинствующий иудаизм» [12, с. 79].

Важно отметить: по мере развития психоаналитического движения большинство европейских ученых и интеллектуалов рассматривали психоанализ как инородное вторжение в духовное и интеллектуальное пространство европейской (христианской) культуры.

О специфике первоначального восприятия психоанализа сообщается в «Еврейской энциклопедии».

«Фрейдизм, - отмечает автор, - .был воспринят как доктрина, совершенно чуждая европейской культуре, бросающая вызов всем ее основным ценностям и не имеющая европейских корней. В противовес преобладающей в европейской культуре рационалистической традиции, представляющей человека, в первую очередь, разумным существом, фрейдизм провозгласил сферу бессознательного не только источником психопатологических состояний, но и фактором, определяющим всю частную и общественную жизнь человека.

По мнению многих, такая доктрина совсем не случайно была создана одними евреями.

Немало ученых отвергало психоанализ целиком, отказывая ему в какой-либо причастности к науке; еще в 1910 на Конгрессе немецких неврологов и психиатров и в 1911 на заседании Венгерского медицинского общества психоанализ квалифицировался как чистая порнография, создатель и приверженцы которого должны находиться в ведении полиции. В эти годы, а нередко и позднее оставался в силе бойкот научных обществ и организаций, разделявших установки фрейдизма, и предпринимались попытки лишить ученых-психоаналитиков (например, К. Абрахама в Германии и

Э. Джона в Англии) докторских званий «за пропаганду подобной грязи» [13, с. 422-427].

Таким образом, для верного понимания фрейдизма и психоанализа весьма важно подчеркнуть: не научный поиск и не объективность клинических исследований являются базовыми источниками учения З. Фрейда, а именно еврейская ментальность «отца психоанализа», его иудейский подход к психологии, его сублимация религиозно-мистических основ иудаизма.

Научность психоанализа со дня его основания и до нашего времени является предметом дискуссий. Достаточно сказать, что такие всемирно известные ученые, как И. Павлов, Г. Айзенк, К. Хорни отрицали клиническую достоверность и научную обоснованность психоанализа.

Следует отметить: в конце XIX - первой трети ХХ в. развитие европейской психологии шло тремя путями, конкурировали три универсальные модели психологии. Христианская (кафолическая) модель пастерской психологии, атеистическая (научная) и фрейдистская (оккультно-мистическая) модели психологии.

В объективном изучении истории развития психоанализа нельзя полностью исключить из исследований то обстоятельство, что фрейдистская модель психологии, представленная как общечеловеческая, на самом деле имела все признаки иудео-талмудической психологии. Для непредвзятых исследователей вполне очевидно, что фрейдистский образ психологии соответствовал еврейскому архетипу (талмудическому и хасидо-каббалистическому), но был разрекламирован и внедрен в общественное сознание как универсальный, общечеловеческий.

Подтверждение этой исторической аберрации можно обнаружить в статье Веры Рубинштейн «Иудаизм и психоанализ: попытка соотнесения». Суммируем основные положения работы автора.

1. Первая книга, как и другие книги Торы, имеет несколько названий. Одно из таких названий «Книга сновидений». Основная работа Фрейда, которой он придавал особое значе-

ние, - «Толкование сновидений». Итак, «современная психология начинается с теории сновидений» и «во многом основана на традиции иудаизма и еврейской ментальности».

2. В книге профессора В.М. Лейбина «Фрейд, психоанализ и современная западная философия» подробно рассмотрено влияние различных философских систем на психоанализ З. Фрейда. Обойденным остался только иудаизм.

3. «И в семье Фрейда, и в его окружении говорили на идиш. Фрейд состоял в обществе «Бнай Брит» <Сыны Завета>, которое посвящало свою деятельность развитию открытого иудаизма. Именно на собраниях «Бнай Брит» Фрейд впервые зачитывал свои работы, делился своими идеями».

4. Множество сходных положений существует у психоанализа с еврейской традицией. Основы иудаизма и основы психоанализа совпадают.

«И в иудаизме, и в психоанализе заложен герменевтический (закодированный, тайновед-ческий) подход. Так, устная Тора раскрывает тайное значение письменной Торы. Так и у Фрейда «явный элемент является составной частью скрытых мыслей, толкование должно восстановить целое по этой части или намеку».

«И в иудаизме, и в психоанализе делается упор на традицию, на непосредственную передачу знаний и опыта от учителя к ученику. Только это дает возможность интерпретатору превратить скрытое, тайное в доступное прочтению и пониманию. Среди и психоаналитиков, и евреев весьма распространены споры относительно передачи традиции, ее понимания, образования новых школ и вражда между ними».

«О символическом в психоанализе и в иудейской традиции можно сказать словами самого Фрейда: «священное писание евреев, так приближающееся к поэтическому, полно сексуально-символических выражений, которые не всегда правильно понимались и толкование которых, например, Песни Песней, привело к некоторым недоразумениям». Здесь же можно затронуть тему сексуальности, которая выражена в психоанализе и иудаизме. Толкование первого слова в Торе занимает несколько страниц. А работа Фрейда «Леонардо» основана на разборе одного сновидения» (курсив наш. - В.Е.) [14].

Общий вывод автора рассматриваемой работы в достаточной степени основателен: понять и усвоить психоанализ, так же как и иудаизм, возможно лишь при условии формирования определенного взгляда на мир, то есть сформировав еврейское мировоззрение, которое в своих ментальных основаниях состоит из ветхозаветной идеологии «избранного народа», а также талмудизма, каббалистики и хасидизма.

Подчеркнем: различные исследователи иудаизма, каббалы, масонства неоднократно обращали внимание на прямое совпадение иудейской мистики с основами психоанализа.

«Научные взгляды Фрейда, - пишет О.А. Платонов, - явились развитием идей каббалы в области психологии. По учению каббалистов, наслаждение не только основная категория жизни, но и ее цель. Энергия наслаждения является воплощением всего сущего. Эти же кощунственные с позиции Христианства мысли Фрейд проводил в своей теории психоанализа: человек живет по принципу наслаждения, стремится удовлетворить свои желания, прежде всего сексуальные; вся культура человечества - сублимация неудовлетворенности сексуального желания, человеческого «либидо». Если человек не удовлетворяет свое желание, то оно уходит в область бессознательного и начинает изнутри травмировать его. Избавиться от этой травмы можно с помощью психоанализа» [15, с. 450-451].

«Если вспомнить, что сам «бог» иудаизма - двуполое существо, что эта бисексуальность пронизывает все эманации этого «бога», если представить себе, что сам принцип зла в иудаизме связан с разрушением, а не с грехом, то увидишь корни психоаналитической теории о нищете, кровосмешении, всех прочих мифов психоанализа, и увидишь отчетливо, что этот принцип есть действительно навязываемый под научной личиной иудейский тип мышления и иудейская религия, с характерной мифологией, прикрытой личиной науки.

Фрейд в своем методе «лечения» и исследования пациента предлагал один-единственный метод - это метод аналогий, предложенный в свое время символической каббалистикой для расшифровки мира, закодированного в символах. Ничего принципиально нового, отличного от этой методики, Фрейд и его последователи не предложили.

Таким образом, психоанализ представляет собой языческую религию каббалистов» [16, с. 655].

Можно выделить целый ряд принципиальных совпадений каббалистической мистики с психоанализом.

Первый (основной) каббалистический принцип психоанализа состоит в столкновении двух противоположных пластов психики - сознательного и бессознательного с целью отключения критической функции сознания и программирования психики через подсознание. Подобное

столкновение, согласно Каббале, необходимо для установления связи с трансцендентным духовным миром.

Критически мыслящая личность, сознание которой не поражено столкновением психических противоположностей, не способна к принятию иного типа духовности. Но если психика человека находится во власти противоположностей, то естественно она неустойчива, колеблется. А где наблюдается неустойчивость психического мира человека, там появляется возможность изменения, принятия духовных видений и явлений.

Второй каббалистический принцип психоанализа определяет, что после столкновения сознательного и бессознательного наступает динамическое равновесие противоположенных психических реальностей. В каббалистике, как и в психоанализе, необходимо примирение в себе противоположностей - доброго и злого начала.

«По толкованиям каббалистов, правая рука, обращенная к Богу, означает необходимость и зло, а левая, протянутая дьяволу, - свободу и добро. Таким образом, свобода и добро, по учению каббалистов идут со стороны сатаны. Сатанинское миросозерцание, которым была проникнута иудейская каббала, отрицала наличие сознательного, личного Бога в христианском понимании. Богом признавалась всякая сила Вселенной и собрание всех индивидуальных сознаний и разумов. Все существующее объявлялось Богом. Каббалисты признавали огромное количество духов., стремясь подчинить их своему влиянию и посредством их воздействовать на мир. Чернокнижие, магия, астрология, алхимия и другие сатанинские методы, которые использовали каббалисты, составляли «науку» колдовства, входившую в каббалу» [17, с. 39].

Отсюда становится ясно, почему З. Фрейд настаивал на раскрытии «работы бессознательного». Проникая в бессознательное, в темную безблагодатную психическую структур, Фрейд пытался установить невидимый, каббалистический контакт с потусторонними силами, с трансцендентным миром. «Мистицизм каббалы, - отмечает православный автор, - связан с сознательным стремление человека проникнуть в таинственный мир злых духов с целью познания его тайн и использования в своих целях» [18, с. 268].

Третий принцип заключается в обосновании необходимости все возрастающего роста «энергии либидо» как в личной жизни конкретного человека, так и в социокультурной практике всех людей, без какого-либо учета нравственных императивов. «Каббалисты не признавали никаких нравственных законов, предоставляя полную свободу отдаваться человеку всем страстям и похотям его греховной природы. Как справедливо отмечал исследователь иудаизма, «половой инстинкт - вот истинное божество, которым проникнута каббала, плотское наслаждение - вот то святое святых, то откровение, в котором проявляется деятельное присутствие божества» [19, с. 41].

Четвертый принцип закрепляет представление о природе человека как бисексуального существа. «На протяжении столетий каббала утверждала, что Бог есть одновременно и мужчина, и женщина; следовательно, человек, будучи образом и подобием Бога, также является ан-дрогинным существом» [20, с. 142].

Аналогичным образом в психоанализе природа человека трактуется как бисексуальность, то есть «двойственность сексуальной ориентации человека, наличие в нем мужской и женской предрасположенности, маскулинных и феминных установок» [21, с. 76].

Перечень вышеприведенных принципиальных совпадений каббалистической мистики с психоанализом можно продолжать далее, обнаруживая все большее количество аналогий. Все это показывает, что психоаналитическое учение З. Фрейда было наполнено еврейским мистицизмом.

Творчество и деятельность Зигмунда Фрейда невозможно отделить от его еврейских корней, от мистической традиции иудаизма. «Дед Фрейда Шломо и прадед Эфраим были учеными раввинами, отец вырос в хасидской общине. Сигизмунд-Шломо получил хорошее еврейское образование, а в день его 35-летия отец преподнес ему семейную Тору с посвящением на иврите. Фрейд использовал в своем творчестве идеи хасидизма», - отмечает исследователь [22, с. 87].

Национально-религиозная наследственность доминировала в психике З. Фрейда. Причем наследственность Зигмунда Яковлевича Фрейда была исключительно элитарно-иудейской, то есть определялась принадлежностью к духовным вождям еврейского народа - раввинам. Отец

З. Фрейда «Якоб Фрейд, сын раввина Шломо Фрейда, внук раввина Эфраима Фрейда» [23, с. 15].

Известный исследователь фрейдизма Пол Феррис в своей книге посвятил целую главу «Еврей-фанатик» проблеме иудейской психологии З. Фрейда и его отношениям к собственной нации. Автор приводит малоизвестные высказывания «отца психоанализа».

«В 1935 году он <Фрейд> говорил корреспонденту: «Я всегда сохранял верность своему народу и никогда не притворялся не тем, что я есть: евреем из Моравии, родители которого из Австрийской Галиции. На свой семьдесят пятый день рождения в 1931 году он ответил на по-

здравление главного раввина Вены, что, к своему удивлению, обнаружил, что “где-то в душе, в потайном уголке, я - еврей-фанатик”» [24, с. 398-399].

Западный историк еврейства Пол Джонс, обращаясь к рассмотрению специфики еврейской доминанты в психоаналитическом учении, отмечал следующие обстоятельства, связанные с личностью З. Фрейда.

«Родители его были из галицийских хасидов, причем мать из ультра хасидского города Броды. Никто из его детей не крестился и не женился на неевреях. Его сын Эрнст стал сионистом. Сам он всегда относил себя к евреям, в последнее десятилетие открыто подчеркивал, что является евреем, а не австрийцем или немцем. Он знал Герцля и уважал его. Когда его открытия ударили по его популярности, он обратился к Бнай-Брит и позднее так объяснял это: «В моем одиночестве во мне появилась тяга к кругу избранных, благородных людей, которые способны дружески воспринимать меня, независимо от того, сколь наглы мои заявления.

Внезапное открытие Фрейдом психоанализа и его переход из врачей в знахари были в чем-то сродни обращению, причем еврейского типа. Нет сомнения в том, что Фрейд обладал динамизмом основателя религии или великого еретика.

Фрейд воспринял многие элементы иудаизма. Его техника интерпритации снов в ряде случаев аналогична методике Зогара. Фрейд хотел основать новую систему квазирелигиозно-го закона, причем со всей силой и настойчивостью, какими обладал.

.фрейдизм как кредо распространялся и практиковался преимущественно евреями. Фрейд был носителем традиции еврейской иррациональности, то есть он ближе к Наманиду и Бешту, чем к Маймониду» [25, с. 422-427].

Таким образом, для нашей работы наиболее важно констатировать тот непреложный факт, что психоанализ, представляемый многими учеными в качестве одной из базовых основ академической науки - психологии, во многом является существенным элементом распространения еврейского мировоззрения. Поэтому психоанализ и фрейдизм следует рассматривать, в первую очередь, как еврейскую мистическую психологию.

К исследованию мистических аспектов психоаналитического учения обращался известный критик основ европейской цивилизации - Рене Генон.

«Сатанинский характер психоанализа, - пишет Р. Генон, - ясно обнаруживается в психоаналитическом толковании символизма». Подлинный символизм, с точки зрения Традиции, имеет сверхчеловеческую природу, открываясь через полноценную сакральную доктрину или особые пророческие инициатические сны и видения. Если обычная, непсихоаналитическая, психология до Фрейда предлагала искаженное, профаническое толкование символизма, сводя его до чисто человеческого уровня, то после Фрейда символы стали толковаться еще менее адекватным образом - в «подсознательном» и «инфернальном» смысле. Символ для фрейдистов - это нечто сугубо «инфернальное», гротескно сатанинское.

Генон указывает на тот факт, что все содержание психоанализа являет собой почти полную аналогию темным ритуалам, связанным с «почитанием дьявола». Следовательно, искать надо где-то в этой сфере» [26].

Наш современник, известный исследователь масонства - Ю.Ю. Воробьевский, так же как в свое время Р. Генон, выделяет несколько аспектов инфернализации в системе психоанализа.

Во-первых, «обращение к подсознанию» в духовном аспекте, согласно Ю.Ю. Воробьев-скому, есть не что иное как «заклинание демонов».

«Фрейд основывает бессознательное на кровосмешении, каннибализме и кровожадности. Осознав эти комплексы, якобы и можно избавиться от неврозов. Однако под видом медицинской практики знаменитый психиатр сделал достоянием миллионов страшный сатанинский ритуал. Он высвобождает все низшее в человеке. Все, что скрыто от его сознания по милости Бо-жией» [27, с. 73].

Во-вторых, Ю.Ю. Воробьевский обращает внимание на общие архетипы в доктрине психоанализа и в доктрине сатанизма.

«Печально известный Алистер Кроули понимал вызывание духов как способ блокирования сознания и извлечения из бессознательного обитающих в нем демонов. Многочисленные «имена силы», к которым взывает маг, должны произноситься монотонным голосом. Как мантры. И тогда духи приходят на помощь - дают «знания» и «силу». Но не странно ли: и атеистический психоанализ, и пропитанный мистикой сатанизм говорят об одном и том же... Фрейд в 1921 году писал: «союз и сотрудничество между психоаналитиками и оккультистами может. оказаться многообещающим».

Какова природа такого «союза»? Ведь Фрейд называл себя материалистом. На вопрос убедительно отвечает архимандрит Рафаил (Карелин): «Человек находится под перекрестным воздействием импульсов, идущих от светлого и темного миров. Но психоаналитиками он рас-

сматривается изолированно от них, поэтому сатанинские импульсы приписываются ему самому. И, следовательно, психоанализ - это методическое внушение человеку, что он по природе своей демон» [28, с. 73-74].

В-третьих, Ю.Ю. Воробьевский подчеркивает непосредственную взаимосвязь фрейдизма и масонства как антихристианских доктрин.

«Достоверным является то, что он (Фрейд) был посвящен в масонскую организацию «Бнай Брит». Историк Давид Малькам писал: «Фрейд всегда оставался признательным «Бнай Бритту» за то, что только благодаря этой организации ему удалось поставить ногу в стремя и начать широко обсуждать тему, казавшуюся в ту эпоху скандальной».

Характерно, что в 1970-е гг. именно в венской штаб-квартире «Бнай Брит» проводились международные конференции по психоанализу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еврейский писатель Теодор Лессинг называл психоанализ «чудищем, порожденным еврейским духом». Еще один известный еврей, профессор психиатрии из Нью-Йорка д-р Сас, также говорит о психоанализе «не как о предмете науки, а как о предмете еврейства».

Да именно в среде масонов, аккумулировавших дары различных антихристианских традиций, Фрейду и был дан мистический опыт» [29, с. 75-76].

Надо полагать, что самое существенное в создании фрейдизма и психоанализа связано с масонской деятельностью З. Фрейда.

Наиболее значимая работа в отечественной историографии, посвященная масонской деятельности «брата Фрейда», находится в разделе «Приложения» в уже цитированной нами книге В.М. Острецова. В качестве эпиграфа к данной статье - «Фрейд и Бнай-Брит» - помещено характерное высказывание, принадлежащее одному из основателей сионизма О. Герцу: «Фрейд был не только великим ученым, но также евреем... сознательным евреем и гордостью «Бнай Брит» [30, с. 660].

Собранные автором исторические сведения о масонской деятельности «отца психоанализа» следует процитировать более подробно.

1. «Посвящение в ложу состоялось 23 сентября 1897 года. Один французский исследователь по этому поводу пишет: «Согласно документам, которые мы могли изучить, кажется, что Бнай Брит внесло большой вклад в дело Фрейда - как в само создание психоаналитического корпуса, так и в его развитие во всем мире».

2. «Надо сказать, что с 1926, Бнай Брит стала гордиться своим членом и тем, что именно она стала той силой, которая сделала психоанализ мировым учением. Сегодня хорошо известно, что Фрейд в течение сорока лет был членом «Бнай Брит», причем первые десять лет он участвовал в жизни ложи самым активным образом, не пропуская практически ни одного заседания и участвуя в работах Комитета Ложи. Он был членом и Научно-исследовательского Комитета Ложи. В 1901 г. он написал даже работу «Цели и средства Ордена Бнай Брит».

3. «Бнай Брит» никогда не прекращала поддерживать дело распространения психоанализа и пропаганду идей Фрейда: «Когда после окончания войны в 1945 г. еврейская жизнь вновь организовалась в Вене, Бнай Брит вновь была возвращена к жизни вместе с ложей «Цви Перетц Шайе». «Тогда почувствовали горестно, что мысль великого Брата Бнай Брит Фрейда была почти полностью забыта на его собственной родине, в его собственном городе. Только маленький кружок психоаналитиков из Психоаналитической Ассоциации сохранял еще его наследство. Вот почему Бнай Брит вменил себе в обязанность сделать все возможное для возрождения Фрейда в Австрии».

4. «Остается выяснить вопрос, почему же «Бнай Брит» так активно стала помогать осуществлению идей 3. Фрейда. По мнению «Бнай Брит», «Фрейд выполнил библейскую весть об Исполнении здесь и теперь, во всей полноте». Это значит, что учение психоанализа глубоко укоренено в еврейской мистике и в иудаизме в целом. Обычно скрывается тот факт, что Фрейд имел удивительное влечение к практической магии и оккультизму. На этом пути, развивая свою теорию, Фрейд, по словам его биографа Эмиля Людвига, дошел до создания своего собственного направления в масонстве, и своей собственной ложи в системе Бнай Брит» [31, с. 661-664].

Таким образом, можно подвести итог данного историографического анализа и привести основные выводы.

Зигмунд Фрейд - наследник и интерпретатор иудео-каббалистической мистической традиции, который применительно к современности трансформировал и закодировал идеи каббалистического учения в своей системе психоанализа, придав им искаженный смыл всеобщих психологических закономерностей.

Метафизическая сущность психоанализа обнаруживается в общих каббалистических и психоаналитических архетипах: бисексуальности природы человека, отрицании нравственных законов и приоритете сексуальной энергии каббалистического божества или психоанали-

тического «либидо», активным проникновением в запредельный духовный мир или в «бессознательное» и др.

Масонская деятельность «отца психоанализа» со всей очевидностью свидетельствовала о его стремлении внедрить в психологию каббалистические и масонские идеи и переориентировать европейскую общественность на обращение к внецерковной, светской и якобы «научной психологии» - психоанализу, а по сути оккультной иудео-каббалистической мистике.

Ссылки:

1. См.: Гуревич П.С. Психоанализ. М., 2007 ; Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990 ; Его же. Психоанализ: проблемы, исследования, дискуссии: научная монография. М., 2008 ; Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. Минск, 1994 ; Руткевич А.М. Психоанализ. М., 1997 ; Старовойтов В.В. Современный психоанализ: грани развития. М., 2009 ; Эткинд А.М. Эрос невозможного. Развитие психоанализа в России. М., 1994.

2. Шеховцова Л.Ф. Душа и тело в православной психологии: психофизиологические аспекты взаимоотношений. СПб., 2011.

3. Акимов О.Е. Правда о Фрейде и психоанализе. М., 2005.

4. См.: Дюк Д. Еврейский вопрос глазами американца. Харьков, 2004 ; Джонс П. Популярная история евреев. М., 2000 ; Сас Т. Миф душевной болезни. М., 2010.

5. Острецов В.М. Масонство, культура и русская история. М., 1998.

6. Например, Браун В. Фрейд и его раннее окружение. Н.Й, 1968 ; Миллер Дж. Фрейд: человек, его мир и влияние. Бостон-Торонто, 1972 ; Розен П. Фрейд и его последователи. Н.Й., 1975 ; Клейн Д. Еврейские корни психоаналитического движения. Н.Й, 1981.

7. Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1999.

8. Bakan D. Sigmund Freud and the Jewish Mystical Tradition. Meneola, New York, 2004.

9. Сознание третьего храма. Минск, 2007.

10. Там же.

11. Там же.

12. Виленский О.Г. Зигмунд Фрейд и психоанализ: взгляд психиатра. М., 2009.

13. Краткая еврейская энциклопедия.

14. Рубинштейн В. Иудаизм и психоанализ: попытка соотнесения. URL: http://www.jewish-heritage.org/jr2a6r.htm.

15. Платонов О.А. Терновый венец России. Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации. М., 1998.

16. Острецов В.М. Указ. соч.

17. Платонов О.А. Указ. соч.

18. Каббала - заговор против Бога. М., 2008.

19. Платонов О.А. Указ. соч.

20. Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм. М., 2003.

21. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. СПб., 2001.

22. Штереншис М. Зигмуд Фрейд. Герцлия, 2009.

23. Бабен П. Зигмунд Фрейд: трагик в возрасте науки. М., 2003.

24. Феррис П. Зигмунд Фрейд. Мн., 2001.

25. Джонс П. Популярная история евреев. М., 2000.

26. Дугин А.Г. Елевсинские топи фрейдизма. URL: http:my.arcto.ru/public/ konsrev/freud.htm.

27. Воробьевский Ю.Ю. Стук в Золотые врата. М., 2005.

28. Там же.

29. Там же.

30. Острецов В. М. Указ. соч.

31. Там же.

References (transliterated):

1. See: Gurevich P.S. Psikhoanaliz. M., 2007 ; Leybin V.M. Freyd, psikhoanaliz i sovremennaya zapadnaya filosofiya. M., 1990 ; Idem. Psikhoanaliz: problemy, issledovaniya, diskussii: nauchnaya monografiya. M., 2008 ; Ovcharenko V.I. Psikhoanaliticheskiy glossariy. Minsk, 1994 ; Rutkevich A.M. Psikhoanaliz. M., 1997 ; Starovoytov V.V. Sovremenniy psikhoanaliz: grani razvitiya. M., 2009 ; Etkind A.M. Eros nevozmozhnogo. Razvitie psikhoanaliza v Rossii. M., 1994.

2. Shekhovtsova L.F. Dusha i telo v pravoslavnoy psikhologii: psikhofiziologicheskie aspekty vzaimootnosheniy. SPb., 2011.

3. Akimov O.E. Pravda o Freyde i psikhoanalize. M., 2005.

4. See: Dyuk D. Evreyskiy vopros glazami amerikantsa. Khar'kov, 2004 ; Dzhons P. Populyarnaya istoriya evreev. M., 2000 ; Sas T. Mif dushevnoy bolezni. M., 2010.

5. Ostretsov V.M. Masonstvo, kul'tura i russkaya istoriya. M., 1998.

6. I.e., Braun V. Freyd i ego rannee okruzhenie. N.Y, 1968 ; Miller Dzh. Freyd: chelovek, ego mir i vliyanie. Boston-Toronto, 1972 ; Rozen P. Freyd i ego posledovateli. N.Y., 1975 ; Kleyn D. Evreyskie korni psikhoanaliticheskogo dvizheniya. N.Y, 1981.

7. Kratkaya evreyskaya entsiklopediya. lerusalim, 1999.

8. Bakan D. Sigmund Freud and the Jewish Mystical Tradition. Meneola, New York, 2004.

9. Soznanie tret'ego khrama. Minsk, 2007.

10. Ibid.

11. Ibid.

12. Vilenskiy O.G. Zigmund Freyd i psikhoanaliz: vzglyad psikhiatra. M., 2009.

13. Kratkaya evreyskaya entsiklopediya.

14. Rubinshteyn V. Iudaizm i psikhoanaliz: popytka sootneseniya. URL: http://www.jewish-heritage.org/jr2a6r.htm.

15. Platonov O.A. Ternoviy venets Rossii. Tayna bezzakoniya: iudaizm i masonstvo protiv Khristianskoy tsivilizatsii. M., 1998.

16. Ostretsov V.M. Op. cit.

17. Platonov O.A. Op. cit.

1B. Kabbala - zagovor protiv Boga. M., 200B.

19. Platonov O.A. Op. cit.

20. Besserman P. Kabbala i evreyskiy mistitsizm. M., 200З.

21. Leybin V.M. Slovar'-spravochnik po psikhoanalizu. SPb., 2001.

22. Shterenshis M. Zigmud Freyd. Gertsliya, 2009.

23. Baben P. Zigmund Freyd: tragik v vozraste nauki. M., 200З.

24. Ferris P. Zigmund Freyd. Mn., 2001.

25. Dzhons P. Populyarnaya istoriya evreev. M., 2000.

26. Dugin A.G. Elevsinskie topi freydizma. URL: http:my.arcto.ru/public/ konsrev/freud.htm.

27. Vorob'evskiy Y.Y. Stuk v Zolotie vrata. M., 2005.

2B. Ibid.

29. Ibid.

30. Ostretsov V. M. Op. cit.

31. Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.