Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК НА РАЗВИТИЕ ТЕНОРОВОГО ГОЛОСА'

ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК НА РАЗВИТИЕ ТЕНОРОВОГО ГОЛОСА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академический вокал / тенор / вокальная педагогика / мужской голос / дыхательные техники / academic vocal / tenor / vocal pedagogy / male voice / breathing techniques

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Бонин

В статье рассматриваются распространенные проблемы, с которыми сталкиваются вокалисты-тенора при ежедневной певческой практике. Автор акцентирует внимание на необходимости комплексной работе с голосовым аппаратом, в частности, с дыханием. Описываются некоторые эффективные дыхательные практики, способствующие освоению навыка правильного дыхания, и, как следствие – развитию тенорового голоса и повышению профессиональных компетенций вокалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF BREATHING TECHNIQUES ON TENOR VOICE DEVELOPMENT

The article deals with common problems that tenor vocalists face in their daily singing practice. The author emphasizes the necessity of complex work with the vocal apparatus, in particular, with breathing. Some effective breathing practices are described, which contribute to mastering the skill of correct breathing and, as a consequence, to the development of tenor voice and to the increase of professional competence of the vocalist.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК НА РАЗВИТИЕ ТЕНОРОВОГО ГОЛОСА»

ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК НА РАЗВИТИЕ ТЕНОРОВОГО ГОЛОСА Ли Бонин, аспирант

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-3-172-174

Аннотация. В статье рассматриваются распространенные проблемы, с которыми сталкиваются вокалисты-тенора при ежедневной певческой практике. Автор акцентирует внимание на необходимости комплексной работе с голосовым аппаратом, в частности, с дыханием. Описываются некоторые эффективные дыхательные практики, способствующие освоению навыка правильного дыхания, и, как следствие - развитию тенорового голоса и повышению профессиональных компетенций вокалиста.

Ключевые слова: академический вокал, тенор, вокальная педагогика, мужской голос, дыхательные техники.

Особенности педагогической работы с тенорами состоят в необходимости оберегать уникальный тембр вокалистов, обладающих широким диапазоном и возможностью исполнять высокие ноты. Помимо работы над интонацией, теноров необходимо обучать грамотному использованию дыхания, гортани, челюстей, языка и мягкого нёба. Правильное дыхание является фундаментальной основой хорошей техники и имеет решающее значение для звучания [4, с. 236]. В данной статье будут рассмотрены основные проблемы с дыханием, возникающие в процессе обучения теноров вокалу, и выявлены эффективные методы их решения.

Принцип певческого дыхания прост: расположившись в расслабленной, но уверенной позиции, вокалист глубоко вдыхает, не поднимая плеч и груди, но расширяя живот наружу и ребра из стороны в сторону. Один из принципов, о котором следует помнить при вдохе, заключается в том, что движение живота и ребер не зависит от дыхания. Певец просто вдыхает и позволяет телу естественно расширяться. Затем во время выдоха исполнитель должен поддерживать брюшными мышцами положение вдоха, чтобы замедлить выход воздуха и обеспечить его постоянную подачу для пения. Это также поддерживает звук с помощью постоянного давления воздуха, которое можно контролировать по своему усмотрению для различных целей во время пения. На практике освоение навыка дыхания требует определенной работы, поскольку

необходимо изменить неправильные дыхательные привычки [2, с. 98].

Наиболее распространенная проблема с дыханием у начинающих вокалистов - это избыток подглоточного давления воздуха, вызванный либо сжатием грудной клетки, либо жестким чрезмерным сокращением брюшных мышц. Подглоточное давление возникает тогда, когда воздух слишком сильно давит на голосовые складки, что значительно сокращает диапазон певца и влияет на чистоту интонации [3, с. 12]. Чтобы устранить сжатие грудной клетки, грудина и верхние ребра удерживаются во время вдоха, что заставляет дыхание опускаться ниже и глубже, а также избавляет грудную клетку от необходимости поддерживать дыхание во время выдоха. Чтобы ослабить сильное сокращение живота, во время вокала можно покачивать бедрами вперед-назад, что делает невозможным жесткое сокращение мышц живота. Это также отвлекает внимание от активного расслабления брюшных мышц, поскольку активные мысли о расслаблении могут привести к возникновению напряжения.

В процессе обучения после дыхания основное внимание уделяется голове и шее. В частности, внимание уделяется гортани, челюсти, языку и мягкому нёбу, а также тому, как снять напряжение и гнусавость и создать пространство для правильного резонирования [1, с. 132]. Координация этих участков голосового тракта позволяет свободно издавать звук и использовать весь потенциал голоса. При напряжении, вызванном поднятой

гортанью, можно использовать дыхательное упражнение с задыханием, чтобы опустить гортань в более нейтральное положение. Как только будет установлено, что высота тона меняется в зависимости от положения гортани, вокалист может спеть короткую гамму из трех нот, предваряемую низким задыхающимся дыханием. Упражнение медленно продолжается вверх по диапазону певца, по мере того как он учится сохранять расслабленную гортань во время пения. Во время упражнения внутреннее восприятие своего голоса может отличаться от внешнего из-за опущенной гортани, и этот звук, производимый нижней частью гортани, может показаться студенту непривычным.

После того как, как решена проблема зажима гортани, можно переходить к снятию напряжения в челюсти. Если челюсть напряжена из-за того, что жевательные мышцы задействованы и напряжены во время пения, можно использовать маневр покачивания челюстью, чтобы расслабить её. Когда вокалист исполняет гамму поступенно вверх и вниз, челюсть быстро покачивается из стороны в сторону. Можно обнаружить, что при приближении к верхним нотам диапазона, движения челюсти либо замедляются, либо полностью прекращаются. В этот момент нужно напомнить исполнителю о необходимости поддерживать покачивание без мышечного сопротивления. Со временем челюсть потеряет напряжение, и пение станет более свободным и легким. Обычно, когда напряжение в челюсти снимается, исчезает и напряжение в языке, поскольку эти два элемента взаимосвязаны. Однако если после устранения напряжения в челюсти язык все еще напряжен, можно применить упражнение на подкручивание языка и гласных. Начиная с упражнения, которое затрагивает только две гласные (например, [у] и [и]), можно петь гаммы, чтобы освободить язык между этими двумя гласными. Затем можно вводить больше гласных и слогов, чтобы заставить язык и губы двигаться и освободиться от напряжения. Со временем вокалист сможет исполнять эти упражнения несколько раз подряд, не напрягая язык.

Еще одним важным аспектом освоения певцами дыхательными практиками является работа с мягким нёбом. Неправильное поло-

жение этого участка голосового аппарата сильно влияет на качество звучания. Гнусавость возникает, когда мягкое нёбо опущено и воздух при пении выходит через нос. Кроме того, при опущенном мягком нёбе звук становится тусклым и не может резонировать и проецироваться. Один из приемов, позволяющих поднять нёбо - как можно дольше удерживать согласные [с] или [ф]. В таком положении нёбо будет приподнято и не позволит воздуху просочиться через нос. Другая работающая техника - пение гамм на звонких согласных [з] и [в]. Оба приема позволят научить вокалиста поднимать мягкое нёбо, не создавая нового напряжения, и исполнять более звонкий звук без пения «в нос» [5, с. 61].

Эффективным решением проблемы слишком слабого дыхания в процессе пения может стать техника «поддержки». Она состоит в использования других частей тела (например, мышц), связанных с работой легких и гортани, для достижения желаемых результатов, включая улучшение тембра, способность петь длинные фразы и дольше удерживать ноты. Успешную связь между мускулатурой тела (в основном живота и спины) и гортани (для производства звука и тона) часто называют «поддержкой тона». Многие преподаватели и исследователи вокальных техник, предпочитают называть то, как певец использует нижнюю часть тела для регулирования воздушного потока в зависимости от своих непосредственных вокальных потребностей, «управлением дыханием», что предполагает сознательную и успешную координацию или умелое направление внимания и энергии на работу дыхания [6, с. 326]. Управление дыханием включает в себя два важных аспекта:

1) регулирование количества воздуха, проталкиваемого через голосовые складки, включая темп, с которым воздух выходит из легких;

2) обеспечение устойчивости потока воздуха.

Самый эффективный способ поддержать тон или управлять дыханием - это позволить диафрагме медленно подниматься, используя мышцы вдоха, чтобы минимальный и устойчивый поток воздуха проходил через вибрирующие складки. Поддержка тона работает за счет сокращения мышц живота, создавая повышенное давление в брюшной полости и

грудной клетке, что позволяет более тщатель- вать интонацию; исполнять технически сложно контролировать расслабление диафрагмы и ные пассажи с легкостью; петь музыкальные ее подъем вверх. Расслабление мышцы менее фразы чистым и ровным звуком на легато; контролируемо, чем ее сокращение, поэтому уметь проецировать тон голоса вперед, чтобы поддержка дает исполнителям возможность заполнить большой зал без использования качественно управлять своим звуком. внешнего усиления. Все эти условия невоз-

Анализируя все вышеприведенные техни- можны без освоения навыка певческого ды-ки, можно сделать следующий вывод: в со- хания. Поэтому педагогам вокала стоит обра-временной вокальной педагогике решается тить пристальное внимание на различные ды-множество актуальных проблем обучения хательные техники, которые не только убере-профессиональных певцов. Вокалист должен гут вокалиста от проблем со здоровьем, но и владеть рядом необходимых технических позволят добиться значительного развития навыков, среди которых: уметь контролиро- качества голоса.

Библиографический список

1. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. - Москва: Музыка, 1968. - 674 с.

2. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2007. - 191 с.

3. Иготти, Е.Ю. Теория и практика интонирования в современной вокальной музыке: специальность 17.00.02 «Музыкальное искусство»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Иготти Елена Юрьевна. - Санкт-Петербург, 2011. - 24 с.

4. Ростовцева, А.В. Проблема певческого дыхания как основы постановки голоса / А.В. Ростовцева // Профессиональное музыкальное искусство в контексте мировой культуры: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Самара, 13 апреля 2021 года. - Самара: Самарский государственный институт культуры, 2021. - С. 233-238.

5. Ташматов, М.Г. К вопросу о методике постановки голоса / М.Г. Ташматов // Проблемы современной науки и образования. - 2021. - № 5-1 (162). - С. 59-61.

6. Тихонова, А.М. Упражнения на развитие певческого дыхания / А.М. Тихонова // Педагогика Севера: история и современность: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Якутск, 19 октября 2023 года. - Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2023. - С. 323-328.

INFLUENCE OF BREATHING TECHNIQUES ON TENOR VOICE DEVELOPMENT

Li Boning, Postgraduate Student

Herzen Russian State Pedagogical University

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article deals with common problems that tenor vocalists face in their daily singing practice. The author emphasizes the necessity of complex work with the vocal apparatus, in particular, with breathing. Some effective breathing practices are described, which contribute to mastering the skill of correct breathing and, as a consequence, to the development of tenor voice and to the increase of professional competence of the vocalist.

Keywords: academic vocal, tenor, vocal pedagogy, male voice, breathing techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.