Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕНОРОВ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИК ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ'

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕНОРОВ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИК ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академический вокал / тенор / вокальная педагогика / мужской голос / academic vocal / tenor / vocal pedagogy / male voice

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ли Бонин

В статье анализируются современные техники вокальной педагогики, применяемые в обучении теноров. Автор акцентирует внимание на особенностях высоких мужских голосов, которые необходимо учитывать в образовательном процессе. Выявляются основные аспекты педагогической работы с вокалистами, а также приводится анализ наиболее популярных приемов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING METHODS FOR TENORS: AN ANALYSIS OF MODERN VOCAL PEDAGOGY TECHNIQUES

The article analyzes modern techniques of vocal pedagogy used in teaching tenors. The author emphasizes the peculiarities of high male voices, which should be taken into account in the educational process. The main aspects of pedagogical work with vocalists are revealed, and the most popular teaching methods are analyzed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕНОРОВ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИК ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ»

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕНОРОВ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНИК ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Ли Бонин, аспирант

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-3-175-177

Аннотация. В статье анализируются современные техники вокальной педагогики, применяемые в обучении теноров. Автор акцентирует внимание на особенностях высоких мужских голосов, которые необходимо учитывать в образовательном процессе. Выявляются основные аспекты педагогической работы с вокалистами, а также приводится анализ наиболее популярных приемов обучения.

Ключевые слова: академический вокал, тенор, вокальная педагогика, мужской голос.

В современной вокальной педагогике по-прежнему актуальна проблема индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Преподавателям необходимо подстраивать учебный процесс под конкретного студента, вкладывать множество усилий в его развитие, при этом стремясь вырастить самостоятельного вокалиста, способного к качественной работе без постоянного руководства. Особое внимание важно уделять тембру голоса, поскольку для певцов голос является основным исполнительским инструментом. Среди всех типов певческого голоса можно выделить тенор -уникальный мужской голос, отличающийся особой окраской и художественной выразительностью. Особенности педагогической работы с тенорами состоят в необходимости оберегать тембр вокалистов, обладающих широким диапазоном и возможностью исполнять высокие ноты [6, с. 161]. В данной статье будут рассмотрены современные техники вокальной педагогики, применяемые в работе с тенорами и проанализированы важные аспекты развития певческих навыков у теноров. Статья может быть полезна как вокальным педагогам, так и начинающим исполнителям.

Исполнительские требования к теноровому голосу выше, чем к другим типам голосов из-за специфической тесситуры. Без надлежащего руководства по вокальной технике и подбору подходящего репертуара исполнители рискуют обрести проблемы со здоровьем: узлы на голосовых связках, хронические заболевания верхних дыхательных путей и даже потеря голоса. Большая часть известного тенорового репертуара состоит из оперных пар-

тий, полных драматизма. Безусловно, качественное исполнение складывается не только из освоения технических вокальных навыков - вокалисту необходимо обладать актерским талантом и уметь создавать собственную интерпретацию исполняемого материала. При внимательном отношении к технике и руководстве репертуаром на ранних этапах обучения вокалист будет лучше подготовлен к успешной и долгой исполнительской карьере.

Пение требует от человека делать выдох намного дольше, чем это необходимо для обычной речи в повседневной жизни. Стандартный подход к дыханию, пропагандируемый многими педагогами, называется «арро§-§ю». Итальянский глагол арр1аге означает «поддерживать» или «опираться». Эта техника включает в себя идеи управления дыханием и поддержки. Учитывая частоту, с которой тенору приходится использовать верхний диапазон, и повышенное давление на дыхание, необходимое для воспроизведения этих звуков, скоординированное дыхание является необходимостью. Суть «аррю» заключается в том, что противоположные силы, растяжение и расширение грудной клетки и мускулатуры гортани, обеспечивают поддержку голоса. Мышцы нижней части живота помогают поддерживать эту позу и задерживают выведение воздуха, но реальный импульс для дыхания дает динамическая энергия, присущая расширенной грудной клетке. Поэтому «ар-рю» означает динамическую мышечную поддержку, необходимую для поддержания открытой позы, способной создать целенаправленный поток воздуха, а не активное со-

кращение мышц, которое выводит воздух с неустойчивой скоростью. Верхние мышцы живота должны быть относительно расслаблены и вытянуты наружу, а нижние мышцы живота должны быть сокращены или «подтянуты» внутрь. При выполнении данной техники дыхания следует избегать мышечного напряжения, но мышечный тонус жизненно необходим для любого энергичного физического действия». Нижние мышцы живота должны быть задействованы, чтобы поддерживать открытую позу и противостоять запа-данию грудной клетки без чрезмерных усилий, создавая ощущение легкости и наполненности в туловище и шее.

Широкий диапазон тенора предполагает соединение в одном тембре таких ярких характеристик звучания, как высокие и «полетные» ноты с яркими «глубокими» низкими нотами [4, с. 206]. Певцу необходимо уметь «переключать» звучание с грудного регистра в головной и наоборот. С этим процессом можно разобраться, освоим технику «ра88а§ю» - перехода между резонаторами. Таким образом, при помощи «ра88а§ю» достигается «смешанный» голос, поскольку противоположные мышечные активности приходят в равновесие. Для того чтобы мышцы гортани нашли баланс и выровнялись с резонаторным трактом, голос должен всегда оставаться свободным и реагировать на постоянно меняющиеся требования. Динамический баланс между противоположными мышечными силами не может быть достигнут путем принудительной «настройки» техники. Ключ к обретению динамического равновесия лежит в свободе гортани через регулируемый воздушный поток. Основываясь на обратной связи с преподавателем и собственном сенсорном опыте, позволяющем ощутить координацию мышц, тенор может регулировать поток воздуха таким образом, чтобы обеспечить достаточное давление на вдохе, не создавая чрезмерного подглоточного давления [2, с. 341]. Когда мышцы гортани достаточно свободны и поддерживаются правильным дыханием, точки «ра88а§ю» сводятся к минимуму и достигается единый тембр во всем диапазоне тенора.

Модификация гласных - важнейшая техника тенорового голоса, поскольку тесситура тенора лежит в диапазоне, где модификация

гласных необходима. Модификация гласных предназначена для достижения унификации гаммы и увеличения присутствия форманты певца. Форманта певца, или вокальное кольцо, - резонанс голосового тракта. Конфигурация гортани меняется для каждого гласного, и должно происходить соответствующее изменение формы резонаторного тракта. Например, гласный звук [и] имеет очень низкую первую форманту и очень высокую вторую форманту. Гласный [и] воспринимается как яркий, потому что вторая форманта имеет такую высокую частоту. И наоборот, гласный [у] имеет низкие первую и вторую форманты, а низкие частоты формант означают, что гласный [у] воспринимается как более «темный» звук. Когда высота тона и форманты гласных не совпадают, применяется модификация. Это означает, что при сужении рта получаются более «светлые» гласные, а при сужении гортани - более «темные». Начинающие певцы-тенора должны работать над эффективной модификацией гласных, которая включает в себя естественное опускание гортани, как это происходит на вдохе [5, с. 16].

Комбинацией идей модификации гласных и «appoggio» является исторический подход итальянской школы «giro», что переводится как «поворот». Особенно важный для теноров, «giro» усиливает головной голос так, что он уменьшает напряжение гортани и способствует ощущению «легкости», которое является признаком сбалансированного пения. В основе вокальной техники «giro» лежит путь, по которому дыхание несет голос. Если тенор может направить дыхание по этой изогнутой траектории, он добивается более приятного и округлого тона, который воспроизводится без усилий. Когда голос переносится на дыхании по траектории вверх и назад вокруг мягкого нёба, координация дыхания и резонанса позволяет певцу преодолевать переходы в голосе с минимальными усилиями [1, с. 199]. Это минимизирует напряжение, испытываемое гортанью, и обеспечивает вокальную свободу в точках «passaggio». При подходе к высоким нотам с помощью «giro» тенор направляет дыхание и, следовательно, расположение гласных вверх и вперед, так что гласные звучат немного выше и вперед, одновременно изменяя гласные в сторону нейтрального по-

ложения. Подход giro смягчает устранение давящей фонации и неравномерного вибрато.

Хотя вокальный диапазон певца является одним из факторов при выборе репертуара, тесситура играет гораздо более важную роль. Тесситура - это средний диапазон высоты тона в музыкальном произведении, а также наиболее комфортный для певца диапазон высоты тона. Термин «chiaroscuro» представляет собой сочетание итальянских слов «ясный» («chiaro»), и «темный» («oscuro»). Он лежит в основе сбалансированного резонанса тембра и управления голосом. С помощью этой техники тенор может достичь желаемого резонанса таким образом, чтобы обеспечить

свободу гортани и хорошее управление дыханием. Для достижения этого эффекта используются принципы модификации гласных.

Для тенора развитие технических навыков является необходимостью, учитывая большое количество сложных вокальных пассажей на высоких нотах. Постепенное освоение всеми техниками способствует качественному развитию певца. Педагогам вокала стоит аккуратно вводить новые приемы исполнения и внимательно следить за состоянием голосового аппарата обучающегося - любой зажим или чрезмерное напряжение связок могут привести к серьезным последствиям для здоровья вокалиста [3, с. 57].

Библиографический список

1. Волченко, Н. Техника прикрытия звука, как защитный механизм фонационного аппарата певца / Н. Волченко // World of Music. - 2010. - № 4(45). - С. 197-201.

2. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики. - Москва: Музыка, 1968. - 674 с.

3. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2007. - 191 с.

4. Плющ, Е.Д. Формирование тембральной окраски голоса / Е.Д. Плющ // Теоретические и практические аспекты развития музыкально-эстетического образования: Сборник статей / Научный редактор О.В. Грибкова. - Москва: Издательство «Перо», 2017. - С. 204-211.

5. Трунов, И.В. Вопросы вокального воспитания тенора и сопрано: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2016. - 28 с.

6. Чжу, Т. Проблемы определения типа певческого голоса при обучении вокалу / Т. Чжу // Музыка. Педагогика. Культура. - Санкт-Петербург: КультИнформПресс, 2020. - С. 159-165.

TEACHING METHODS FOR TENORS: AN ANALYSIS OF MODERN VOCAL PEDAGOGY TECHNIQUES

Li Boning, Postgraduate Student

Herzen Russian State Pedagogical University

(Russia St. Petersburg)

Abstract. The article analyzes modern techniques of vocal pedagogy used in teaching tenors. The author emphasizes the peculiarities of high male voices, which should be taken into account in the educational process. The main aspects of pedagogical work with vocalists are revealed, and the most popular teaching methods are analyzed.

Keywords: academic vocal, tenor, vocal pedagogy, male voice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.