Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА'

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИЕ / ВОКАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ГОЛОСООБРАЗОВАНИЕ / ПОСТАНОВКА ГОЛОСА / ДЫХАНИЕ / ТЕССИТУРА / ВОКАЛЬНАЯ МЕТОДИКА / ТЕМБР / ДИАПАЗОН ГОЛОСА / ПЕРЕХОДНЫЕ НОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ташматов Мансур Ганиевич

В статье рассматриваются некоторые вопросы методики преподавания вокала. Затрагиваются вопросы начального этапа работы преподавателя со студентом вокального отделения. Автор делает выводы, опираясь на свой педагогический опыт. Освещаются отдельные аспекты методики постановки голоса. Отмечается сложность профессии вокалиста, требования предъявляемые к нему. Большое внимание уделяется вопросу определения типа голоса, установки корпуса и головы студента. Вокальная методика многогранна, сложна и включает в себя множество вопросов и проблем, требующих своего учета. В частности, учета психологии творчества певца, особенностей голосообразования, изменения дыхания, гигиены голоса и т.п. Каждая из этих проблем требует к себе особого внимания, а также глубокого и всестороннего анализа и освещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE METHOD OF SETTING THE VOICE

The article discusses some of the issues of vocal teaching methods. The questions of the initial stage of the teacherꞌs work with the student of the vocal department are touched upon. The author draws a conclusion based on his pegagogical experience. Some aspects of the voice traning technique are highlighted. It is noted about the complexity of the profession of a vocalist, about the requirements presented to him. Much attention is paid to the question of determining the type of voice, the installation of the body and head of the student. The vocal technique is multifaceted, complex and includes many issues and problems that require their own consideration. In particular, taking into account the psychology of the singer's creativity, the peculiarities of voice formation, changes in breathing, voice hygiene, etc. Each of these problems requires special attention, as well as deep and comprehensive analysis and coverage.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА»

К ВОПРОСУ О МЕТОДИКЕ ПОСТАНОВКИ ГОЛОСА Ташматов М.Г. Email: [email protected]

ТашматовМансур Ганиевич — доцент, кафедра эстрадного вокала, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые вопросы методики преподавания вокала. Затрагиваются вопросы начального этапа работы преподавателя со студентом вокального отделения. Автор делает выводы, опираясь на свой педагогический опыт. Освещаются отдельные аспекты методики постановки голоса. Отмечается сложность профессии вокалиста, требования предъявляемые к нему. Большое внимание уделяется вопросу определения типа голоса, установки корпуса и головы студента.

Вокальная методика многогранна, сложна и включает в себя множество вопросов и проблем, требующих своего учета. В частности, учета психологии творчества певца, особенностей голосообразования, изменения дыхания, гигиены голоса и т.п. Каждая из этих проблем требует к себе особого внимания, а также глубокого и всестороннего анализа и освещения. Ключевые слова: пение, вокальное мастерство, голосообразование, постановка голоса, дыхание, тесситура, вокальная методика, тембр, диапазон голоса, переходные ноты.

TO THE QUESTION OF THE METHOD OF SETTING THE VOICE

Tashmatov M.G.

Tashmatov Mansur Ganievich - Associate Professor, DEPARTMENT OF POP VOCAL, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article discusses some of the issues of vocal teaching methods. The questions of the initial stage of the teacher's work with the student of the vocal department are touched upon. The author draws a conclusion based on his pegagogical experience. Some aspects of the voice traning technique are highlighted. It is noted about the complexity of the profession of a vocalist, about the requirements presented to him. Much attention is paid to the question of determining the type of voice, the installation of the body and head of the student.

The vocal technique is multifaceted, complex and includes many issues and problems that require their own consideration. In particular, taking into account the psychology of the singer's creativity, the peculiarities of voice formation, changes in breathing, voice hygiene, etc. Each of these problems requires special attention, as well as deep and comprehensive analysis and coverage. Keywords: singing, vocal skill, voice formation, voice production, breathing, tissetura, vocal technique, timbre, voice range, transition notes.

УДК 078

Это небольшая статья ставит перед собой весьма скромную цель - освещение отдельных аспектов методики постановки голоса, имеющих важное значение на начальном этапе работы преподавателя со студентом вокального отделения.

Индивидуальное занятие по вокалу начинается со знакомства со студентом, которое происходит при прослушивании вокалиста на вступительных экзаменах. Хотя педагог, не принимающий в них участия, бывает лишен возможности такого знакомства. Вместе с тем невозможно составить достаточное представление о голосовых данных на основе единичного исполнения вокалистом отдельных партий, арий, романсов и других произведений.

Кроме этого не следует упускать из виду и то, что волнение студента на экзамене может помешать проявлению им своих голосовых возможностей.

Определить музыкальность, уровень музыкальной подготовки, эмоциональность, артистичность, культуру исполнения и т.п. удается только лишь после долгих и многих индивидуальных занятий.

В процессе обучения студента вокальному искусству, важно, прежде всего, составление подробного плана работы, предполагающего постепенную, поступательную и поэтапную работу с каждым студентом.

Разумеется, что в самом начале работы со студентом, первым шагом будет процесс знакомства педагога с ним, при котором, прежде всего, необходимо расположить его к себе, создать благоприятную атмосферу в аудитории.

Следует избегать возникновения натянутых отношений между студентом и преподавателем, так как они могут тормозить, или даже препятствовать достижению, поставленной цели. Дело в том, что такие отношения становятся причиной стеснения и скованности студента. Понятно, что в таком стоянии он не сможет проявить свои голосовые возможности.

Следовательно, педагог должен учесть все это и направить все свои усилия, технику и технологию преподавания не только на обучение студента, привитие профессиональных навыков, но и на налаживание дружелюбных отношений, которые способны сделать его духовным руководителем студента.

В этом отношении можно рекомендовать педагогу проведение доверительных бесед, в частности, о себе, своих близких, родных и т.п.

В процессе работы по голосообразованию, важно то, чтобы студент был подробно ознакомлен со спецификой, проблемах требованиях, предъявляемых к вокалисту, о возможности его сталкивания с лишениями и даже жертвами чем-либо, ради своей будущей профессии.

В связи с этим можно привести слова Л.Б. Дмитриева о том, что «пение - это не только работа голосового аппарата и мышц, это большой нервный труд, в результате которого может наступить утомление» [1; 98].

Следует помнить о том, что первые успехи в овладении вокальным искусством могут способствовать проявлению звездной болезни, которая может привести к нежелательным явлениям. В частности, студент начнет форсировать, переоценивать свои возможности, довольствоваться достигнутым результатом. А это в свою очередь, может привести к бездеятельности студента, пропуску им занятий. Его попытка всеми силами выйти на большую сцену, может плачевно отразиться не только на его дальнейшей учебе, но и на здоровье. Дело в том, что неокрепший еще голос, может не выдержать той большой нагрузки, которую потребует сцена, что как результат, может привести к срыву.

Поэтому с первых же занятий необходимо настраивать студента на постоянную и систематическую работу над собой. Однако это не означает, что в процессе овладения студентом вокальных навыков нужно препятствовать его каким-либо начинаниям.

Увлечение студентом пением в отсутствии преподавателя, тоже могут привести к нежелательным последствиям, поэтому его необходимо предостеречь от этого. Иначе он может растерять все, что было достигнуто в течение времени обучения студента. К тому же самостоятельное пение может выработать у студента неверную манеру пения, что потом педагогу вместо работы над дальнейшим развитием его голоса, придется много времени затратить на исправление ошибок, допущенных им.

Одним из важных моментов в процессе работы со студентом является определение типа его голоса. Ведь понять природу голоса, подобрать упражнения и вокальный репертуар, построить работу в соответствии с ней, задача не простая.

При определении типа голоса преподаватель не должен ориентироваться на свои первые впечатления о голосовых возможностях студента, так как они могут быть обманчивыми.

Следует учесть и то, что иногда студент, подражая кому-либо из известных певцов, либо по какой-то другой причине, обладатель высокого голоса, может пытаться «сажать» голос, «басить», и наоборот.

В процессе работы по определению типа голоса следует ориентироваться на такие признаки, как тембр, диапазон голоса студента, место расположения его переходных нот, способность выдерживать тесситуры и т.п.

Тембр и диапазон голоса можно выявить на первых занятиях. Однако каждый из этих данных в отдельности не позволит точно определить тип голоса студента. Бывает и так, когда тембр голоса студента соответствует одному типу голоса, а диапазон - другому. К тому же тембр голоса может деформироваться от повреждения или неправильного пения, а значит может обмануть даже опытного вокалиста.

При классификации голоса следует ориентироваться и на переходные ноты тоже. Эти переломные или переходные (из одного регистра в другой) ноты в процессе обучения могут стать незаметными. Но у начинающего певца они обычно ощущаются явственно. Различные типы голосов имеют переходные звуки на разной высоте.

Типичные переходные ноты:

Тип голос ноты октава

Тенор: ми - фа - фа-диез - соль вторая

Баритон: ре - ми-бемоль - ми вторая

Бас: ля - си-бемоль - си - до - до-диез. малая - первая

Сопрано: ми - фа - фа-диез вторая

Меццо - сопрано: до - ре - ре-диез вторая

В определении типа голоса могут помочь и так называемые примарные тоны, т.е. тоны, наиболее легко и естественно звучащие у данного певца. Они чаще находятся в средней части голоса. В частности, у теноров - в области звука «до» первой октавы, у баритона - в области звука «ля» малой октавы, у баса - в области звука «фа» малой октавы и т.п.

Отличить тип голоса может помочь определение способности певца выдерживать тесситуру, свойственную данному типу голоса.

Под тесситурой1 понимается средняя звуковысотная нагрузка в данном произведении в отношении к диапазону конкретного голоса. Она может быть низкой, хотя произведение может содержать предельные верхние звуки, и наоборот - высокой, но без предельных верхних звуков. В качестве примера высокой тесситуры у тенора можно привести, арию Ленского в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин», арию Омона в опере «Зейнаб и Омон» композиторов Т. Садыкова, Д. Закирова, Ю. Раджаби и Б.И. Зейдмана, песню молодого цыгана в опере С.В. Рахманинова «Алеко».

Таким образом, понятие тиссетуры относится к тому участку диапазона голоса, где голос чаще всего должен находиться при пении данного музыкального произведения. Если голос близок по характеру к теноровому, но «не держит» теноровой тесситуры, то это вероятнее всего, баритон.

В процессе пения немаловажное значение имеет установка корпуса и головы. Вопрос этот можно рассматривать с двух точек зрения: эстетической и ее влияния на голосообразование. Студент с первых же своих занятий по вокалу должен привыкать к естественной, непринужденной, красивой позе, исключающей зажимы внутри и тем более внешние (сведение рук и т.п.), которые отвлекают и нарушают гармонию.

Не следует, конечно же, думать, что положение корпуса определяет характер голосообразования. Однако поза, при которой брюшной пресс натянут и грудная клетка находится в свободном, развернутом состоянии, может считаться наилучшей для работы над голосом.

Свободное, но активное состояние корпуса мобилизует мышцы студента на выполнение задания. Если они распущены и поза вялая, то трудно рассчитывать на успех в развитии нужных навыков. Так как нервно-мышечная собранность, способна мобилизовать и нервную систему, благодаря которой формируются вокальные навыки студента.

Внешний облик будущего артиста должен быть соответствовать определенным требованиям. В частности, напряженное положение головы, опущенная или высоко поднятая голова всегда ведет к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань, что мешает пению, плохо отражается на звучании. Слишком низко наклоненная голова также мешает свободному звукообразованию, так как влияет на положение гортани.

В процессе занятий улыбка может быть важным и необходимым приемом, тонизирующе действующим на состояние организма. Так что использование ее может вызывать нужное внутренне приподнятое состояние, а также мышечную собранность, психологическую готовность к выполнению задания. Так что привитие всех этих навыков студентам с первых же занятий способно хорошо послужить процессу постановки голоса студента.

Список литературы / References

1. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000.

1 Тесситура - итальянское слово, означающее высотное положение звуков в музыкальном произведении по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.