Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
УДК: 372.87+784.9
Трунов И.В.
старший преподаватель, Липецкий государственный педагогический университет
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ВЫСОКИМИ МУЖСКИМИ ГОЛОСАМИ В КЛАССЕ СОЛЬНОГО ПЕНИЯ
В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические вопросы обучения студентов с высоким мужским певческим голосом — тенором. Они касаются и изначального определения характера голоса, его тембровой разновидности, проблем звукоизвлечения и голосоведения (в частности, фальцета), вопросов выбора вокальных упражнений и художественного тенорового репертуара.
Ключевые слова: сольное пение, тенор, звукоизвлечение, голосоведение, фальцет.
Начиная обучение студента, преподаватель зачастую затрудняется определить характер его голоса: тембровая окраска лирического баритона может напоминать теноровую, а драматического тенора иногда путают с баритоном. Кроме того, у начинающих вокалистов тембр порой бывает искаженным неправильной настройкой, форсировкой, заглубленным или облегченным звуковедением и т. д. Усложняет задачу и разнообразие видов теноров: драматический, лирико-драматический, лирический (легкий и крепкий), характерный и тенор-альтино.
Тем не менее, выявление индивидуальных голосовых особенностей — задача крайне важная, хоть и весьма трудная, ответственная и требующая определенного времени. Известно, что знаменитый Карузо, начиная как лирический тенор лишь со временем развился в мощный драматический.
Таким образом, в целях бережного отношения к исполнительскому аппарату вокалиста, желательно не торопиться на первых же уроках с определением характера его голоса. Наиболее корректной становится работа с тенором на начальном этапе его обучения как с лирическим. Тем более, что из всех видов теноров лирический — наиболее распространенный. Непременными качествами этого голоса являются мягкость, гибкость, природная податливость и подвижность, чистота тембра, способность к гибкой нюансировке и др. В то время как драматический тенор «отличается большей силой и широтой звучания» [4, с. 542], ему свойственна напористость, даже некоторая форсированность в динамике и подаче звука.
Возвращаясь к вопросу вокального воспитания тенора, желательно учесть, что это один из самых трудноформируемых, подверженных самым различным дефектам голосов. Так, у одних обнаруживается привычка к горловому, носовому и, образно говоря, «блеющему» пению (среди вокалистов существует даже выражение «баран в голосе»). Другие же приспосабливаются петь фальцетным приемом или в разговорной манере.
При кропотливой работе педагога и под его чутким руководством многие подобного рода недостатки со временем устраняются. Но есть те, которые считаются практически непреодолимыми. Например, физиологический недостаток слишком высоко поднятой при фонации гортани. Даже при хорошо звучащем среднем регистре такой тенор бывает лишен возможности развития верхнего регистра (хотя открытым звуком он может дойти до ля первой октавы). С художественной точки зрения открытое звучание голоса проигрывает, так как производит впечатление однообразия, бескрасочности, «стертости» тембра. У поющего оно как правило вызывает быструю утомляемость вследствие перенапряжения, неудобство в произношении слов (к примеру, певец поет «люблю», а звучит «лебле», так как гласная у при открытом пении искажается).
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
Вопрос важности формирования прикрытого звука у певца очевиден. Тенор, как правило, начинает прикрывать звук на фа, фа-диез первой октавы и «именно на этих нотах чаще всего открытое звучание резко отличается от прикрытого» [5, с. 91]. Для менее заметного перехода, незадолго до него звук желательно округлить. Это достигается несколькими способами. Например, начиная от ре первой октавы голосоведение воспроизводить с фонемой о или у, при этом, подходя к верхам, подтянуть брюшной пресс, что послужит опорой дыхания.
Использование различных фонем полезно для теноровых упражнений (также, как и для всех остальных голосов), так как помогает вокалисту определить оптимальную позицию для голоса. Драматические тенора часто используют для распевки гласные о, у. Многие же лирические тенора хорошо настраиваются благодаря гласной е, хотя здесь есть предостережение: продолжительные упражнения на эту фонему могут отключить голос от грудного резонатора, оставив только головной. Нижний регистр часто выстраивается на гласную а, но она трудна при пении в более высоком регистре. Оптимальным является ее пение в сочетании с другими гласными и согласными.
На гласных у, а также и легче удается звукоизвлечение фальцета, в то время как на о, а, э фальцетное звучание удается труднее [5, с. 103]. Навык петь фальцетом тенорам желателен, так как он этот прием является элементом выразительности и обладает исключительным колоритом. Есть некоторые теноровые арии, в которых фальцет звучит особенно убедительно, отображая задуманный композитором образ. Например, в арии царя Берендея из Снегурочки Н. Римского-Корсакова, в арии Дубровского из одноименной оперы Э. Направника.
Существует как минимум два приема звукообразования фальцета: на проточном легком и так называемом опертом дыхании. Если первый дается тенорам довольно просто, то второй приходится отрабатывать. Владение фальцетом особенно полезно тем тенорам, которые склонны к форсированному пению, а значит к пересмыканию связок. Вот что об этом говорит знаменитый оперный певец и педагог С. Юдин: «...умение петь фальцетом очень благоприятствует полноценному звучанию верхней части диапазона и его прикрытости» [5, с. 101]. Кроме того, во многих случаях фальцетом можно заменить грудное piano, а опертый фальцет очень выручает теноров без крайнего верха.
Большую роль в работе с высокими мужскими голосами играет грамотный выбор вокально-педагогического репертуара, как сугубо инструктивного, так и художественного. Обязательным компонентом каждого урока является определенный комплекс упражнений, гамм, арпеджио, вокализов, способствующих «вокально-технической оснащенности певца» [3, с. 126]. Помимо этого, настройке голоса помогают отдельные фразы и отрывки из оперных партий. Например, знаменитый педагог Барра использовал на уроках заключительный отрывок из арии Васко да Гама из «Африканки» Мейербера, считая его «контрольной фразой, позволяющей проверить свои ощущения и помогающей спокойному и уверенному овладению верхним отрезком голосового диапазона» [3, с. 133].
В вопросах выбора учебного и концертного репертуара, как и в других, касающихся работы над исполнительским аппаратом вокалиста, безусловно, важен индивидуальный подход с учетом всех особенностей голоса студента. В рамках данной статьи удалось лишь прикоснуться к некоторым из большого количества важным аспектам обучения вокалу. В данном случае они касаются особенностей работы с высокими мужскими голосами — тенорами, и затрагивают проблемы их разновидности, идентификации тембра, культуры звука, некоторых параметров развития вокальной техники, способов звукоизвлечения (в частности, фальцета) и выбора репертуара.
В заключение хотелось бы отметить, что тенор учится не только брать верхние ноты, а и, как писал Б. Асафьев, «петь гнев, сострадание, боль, шутку, насмешку, ласку, поцелуй, лукавство, смелость — словом, всю гамму чувствований» [цит. по:1, с. 31]. Тенор не просто высокий мужской голос, это прежде всего Герман, Хозе, Отелло, Канио, тенор — это
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.Баепсе
«характер величия, бурного напора, подъема сил, проявление мужественной энергии» [2, с. 64].
Литература
1. Лебедев Н. Исполнительские традиции русских оперных певцов. М.,1964
2. Ливанова Т. Музыкальная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи. М.,1980
3. Лушин Б. На уроках маэстро Барра // Вопросы вокальной педагогики. Сб. статей. Вып. 6. Л.: Музыка, 1982. — С. 123-141
4. Тенор // Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 542
5. Юдин С. Формирование голоса певца. Музгиз, 1962. — 166 с.