Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшая школа / студентки / учебная деятельность / адапта-ция / дыхательная гимнастика / функциональные пробы / кардиореспираторная сис-тема / high school / female students / edu-cational activity / adaptation / breathing exer-cises / functional tests / cardiorespiratory sys-tem

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подоляка Анастасия Евгеньевна, Подоляка Олег Борисович

Изучено влияние дыхательной гимнастики на адаптационные процессы сту-денток к учебной деятельности. Предложена экспериментальная методика примене-ния различных методов дыхательной гимнастики. Проведен анализ психоэмоциональ-ного, функционального состояния студенток и их успеваемости по учебным предме-там, свидетельствующий, что занятия дыхательной гимнастикой оказали положи-тельное влияние на адаптацию к обучению студенток экспериментальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подоляка Анастасия Евгеньевна, Подоляка Олег Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF RESPIRATORY GYMNASTICS ON ADAPTATION OF STUDENTS

The influence of respiratory gymnastics on the adaptation processes of girl students to educa-tional activity was studied. An experimental method of using various methods of breathing exercises is proposed. The analysis of the psy-choemotional, functional state of the organism and the average performance in subjects, indi-cating that breathing exercises had a positive impact on the adaptation to learning of the ex-perimental group girl students.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 796.011.3:615.825.1 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11108

ВЛИЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ НА АДАПТАЦИЮ СТУДЕНТОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.Е. Подоляка, О.Б. Подоляка

Изучено влияние дыхательной гимнастики на адаптационные процессы студенток к учебной деятельности. Предложена экспериментальная методика применения различных методов дыхательной гимнастики. Проведен анализ психоэмоционального, функционального состояния студенток и их успеваемости по учебным предметам, свидетельствующий, что занятия дыхательной гимнастикой оказали положительное влияние на адаптацию к обучению студенток экспериментальной группы.

Ключевые слова: высшая школа, студентки, учебная деятельность, адаптация, дыхательная гимнастика, функциональные пробы, кардиореспираторная система.

INFL UENCE OF RESPIRA TORY GYMNASTICS ON ADAPTATION OF STUDENTS

Podolyaka A.E., candidate of science in physiccal education and sports, associate professor, [email protected], Russia, Cherepovets, Cherepovets State University, Podolyaka O.B., candidate of science in physical education and sports, associate professor, head of the Department, podol@ inbox.ru, Russia, Cherepovets, Cherepovets State University

The influence of respiratory gymnastics on the adaptation processes of girl students to educational activity was studied. An experimental method of using various methods of breathing exercises is proposed. The analysis of the psy-choemotional, functional state of the organism and the average performance in subjects, indicating that breathing exercises had a positive impact on the adaptation to learning of the experimental group girl students.

Key words: high school, female students, educational activity, adaptation, breathing exercises, functional tests, cardiorespiratory system.

Подоляка Анастасия Евгеньевна, канд. наук по физ. воспитанию и спорту, доц., [email protected], Россия, Череповец, Череповецкий государственный университет,

Подоляка Олег Борисович, канд. наук по физ. воспитанию и спорту, доц., зав. кафедрой, podol@ inbox.ru, Россия, Череповец, Череповецкий государственный университет

Важной социальной потребностью у студентов является не только получение профессиональных знаний, фо-мирование умений и навыков, но и развитие их как личности, с успешной социализацией в обществе и активной адаптацией к обучению в высшей школе [1]. Адаптация - это процесс активного и творческого приспособления индивида к условиям социальной среды, в частности к условиям обучения и воспитания в учебном заведении [2]. Современная студенческая молодежь в своем большинстве испытывает двигательный

дефицит, который приводит к выраженным функциональным нарушениям в организме, снижению физической и умственной работоспособности [3, 4], что приводит к снижению адаптации к учебной деятельности.

По данным исследований регуляторной функции психики человека, адаптация к учебной деятельности заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебных семестров. Некоторые исследователи [5] выделяют следую -

щие этапы адаптации студентов к учебному процессу: физиологический -занимает около 2 недель, психологический - длится до 2 месяцев, социально-психологический - продолжается до 3 лет. Если адаптация не происходит вовремя, то развитие неудовлетворенности обучением и нарушения психических функций (мышление, внимание, память, восприятие) происходят по принципу усиления обратной связи: чем больше накапливается нарушений, тем больше они усугубляют процесс дальнейшей адапта -ции [6].

Улучшение процесса адаптации к условиям обучения и повышение эффективности восстановления учебной работоспособности студентов являются достаточно актуальной задачей высшей школы [7]. Наблюдается тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта в процессе адаптации студентов к условиям обучения.

В научной литературе описано выполнение упражнений, синхронизированных с глубоким диафрагмальным дыханием, как при лечении [8], так и с оздоровительной целью [9].

В результате исследований [10] доказано, что дыхательные упражнения могут быть эффективной альтернативой для повышения физической подготовленности у студенток.

Эффективность ежедневных осознанных дыхательных практик описана при тестовой тревоге студентов [11] и для студентов со снижен -ным уровнем двигательной подготовленности [12]. Возможность примене -ния дыхательных гимнастик для улучшения процессов адаптации студенток в отмеченных работах не исследовалась.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что использование дыхательных гимнастик на занятиях физической культурой и спортом будет способствовать улучшению адаптационных процессов студентов.

Целью исследования являлось изучение влияния дыхательной гим -настики на адаптационные процессы студенток в учебной деятельности.

Материалы и методика исследования. В тестировании приняли участие 40 студенток из двух групп (щ=20, п2=20) гуманитарного института Череповецкого государственного университета.

Применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, опрос и анкетирование, педагогическое наблюдение и эксперимент, функциональные исследования, методы количественной обработки полученных результатов. Были отобраны две группы одинаковой профессиональной направленности, среднего возраста и с отсутствием значимых отличий по функциональным показателям и среднему результату рейтинговой оценки качества образования.

В ходе трехлетнего педагогического эксперимента в контрольной группе занятия по физической культуре и спорту проводились в соответствии с утвержденной программой, два раза в неделю. В экспериментальной группе два раза в неделю студентки помимо выполнения заданий по программе применяли методики дыхательной гимнастики. В начале каждого семестра на протяжении 10 занятий акцент делался на диафрагмальном дыхании, а также применялось глубокое очищающее и успокаивающее дыхание. На наш взгляд, сочетание в одном занятии различных методик дыхания нерационально, поскольку у них различная техника выполнения, темп и направленность воздействия. Поэтому в середине семестра для улучшения эмоционального настроя и релаксации применялись дыхательные гимнастики Стрельниковой и Ниши, поочередно раз в неделю в течение 10 недель. Далее - 5 занятий с добавлением дыхательных упражнений из пранаямы, направленных на концентрацию внимания и улучшение памяти: анулома вилома, капалабхати, бхастрика, уджайн, удгит-пранаяма. Выбор периода применения методик основывался на результатах опроса, направленного на выяснение адаптационных потребностей студенток.

Результаты исследования и их обсуждение. Анкетирование в начале эксперимента показало, что на 1-м курсе у студенток контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) групп существенных различий по субъективному уровню тревожности и неуверенности нет (р>0,5).

В ходе исследования были выявлены основные мотивы поступления в вуз студенток первого курса: на первом месте - «мечтали учиться именно здесь» (в ЭГ - 65 % и КГ - 60 %), на втором - «свой вариант» (продолжение образования после профильного колледжа и т. п.) (в ЭГ - 15 %, КГ -20 %), на третьем - «в этот вуз было легче поступить» (в ЭГ - 15 %, КГ - 10 %) и на четвертом - «настаивали родители» (в ЭГ -5 %, КГ - 10 %).

На вопрос «Нравится ли учиться?» большая часть студенток дала ответ «да» (в ЭГ - 55 %, КГ - 50 %), «не нравится учиться» - в ЭГ - 20 %, КГ - 25 % и «еще не решили» - по 25 % в обеих группах.

На вопрос «Как Вы оцениваете свою адаптацию к обучению?» количество положительных и отрицательных ответов распределились примерно поровну: в ЭГ - 45 % студенток считали свою адаптацию полной и 55 % - частичной, в КГ - 55 и 45 % соответственно.

На приспособленность к студенческому коллективу влияют такие факторы, как отношение группы, наличие друзей, отношение преподавателей и др. Так, на вопрос «Со всеми своими одногруппниками Вы успели наладить товарищеские отношения?» - 55 % студенток ЭГ ответили «да», 25 % - «нет», в КГ эти показатели составили 60 и 20 % соответственно. Ответ «частично» наблюдался в 20 % случаев в обеих группах.

Анкетирование выявило субъективную неуверенность студенток первого курса в желании обучаться (25 % в обеих группах). Это свидетельствует о том, что во время выбора учебного заведения они были недостаточно информированы. Во время исследования была выявлена следующая закономерность: студентки, которым нравится учеба, практически все хотели учиться в данном учебном заведении, им свойственна целеустремленность и уверенность в себе.

На втором и третьем курсах студенткам задавались схожие вопросы для сравнения показателей неуверенности и тревожности поведения. Существенные различия в ответах на вопросы анкеты у студенток прослеживались на втором курсе. На третьем курсе у студенток контрольной группы по результатам анкетирования наблюдался наибольший показатель неуверенности и тревожности (более чем на 21 % они были не удовлетворены учебой по сравнению со студентками экспериментальной группы).

Исследования функционального состояния кардиореспираторной системы студенток приведены в таблице.

Функциональные изменения кардиоресператорной системы студенток экспериментальной и контрольной групп, М±т

Функциональные пробы Курс

1-й 2-й 3-й

ЭГ n=20 КГ n=20 p ЭГ n=191 КГ n=20 p ЭГ n=19 КГ n=182 p

Генчи, с 35,9 ±1,99 36,45 ±2,33 >0,05 37,63 ±1,85 37,45 ±1,85 >0,05 39,42 ±1,87 37,72 ±2,8 <0,05

Ортостатическая, уд/мин 21,25 ±3,97 21,8 ±3,47 >0,05 20,26 ±3,7 21,3 ±3,54 >0,05 19,53 ±3,27 21,72 ±2,97 <0,05

Руфье, усл. ед. 6,50 ±1,5 6,25 ±1,59 >0,05 6,00 ±1,2 5,8 ±1,15 >0,5 5,32 ±1,49 5,89 ±1,37 <0,05

Примечание: 1 - студентка переведена в другой институт, 2 - две студентки

отчислены.

Рассматривая динамику роста показателей по группам отдельно, следует отметить отсутствие значимых изменений в КГ (р>0,5) и положительную динамику в ЭГ (р<0,05), за исключением показателей Руфье (р>0,1). Сравнивая результаты ЭГ в начале и конце эксперимента, были выявлены положительные изменения (р<0,05): в пробе Руфье - на 9,51 %, пробе Генчи - на 4,79 %, ортостатической пробе - на 4,13 %. На втором курсе наблюдались различия в показателях неуверенности и тревожности, а на третьем курсе появилась значимая разница в функциональных показателях. Полученные результаты психологического и функционального состояния свидетельствуют о первичности психологических процессов.

Для оценки адаптации студенток к обучению был использован средний результат успеваемости по семестрам (рисунок).

I эг кг

1 -й семестр

5-й семестр

Средний результат успеваемости в 1-м и 5-м семестрах, балл

Анализ результатов успеваемости студенток ЭГ и КГ в начале эксперимента (1 -й семестр) показал, что значимых отличий между ними не было, в конце эксперимента (5-й семестр) - средний результат в ЭГ стал достоверно выше, чем в КГ (р<0,01).

Таким образом, наблюдаемые в конце педагогического эксперимента позитивные изменения в психическом и функциональном состоянии студенток ЭГ, а также в их успеваемости свидетельствуют об эффективности применения авторской технологии организации физкультурных занятий для улучшения адаптационных процессов к учебной деятельности в учебной среде высшей школы.

Список литературы

1. Подоляка А.Е. Развитие профессионально значимых физических качеств средствами физической рекреации студентов гуманитарных спе -циальностей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Психо -логия. Философия. Педагогика. 2019. Т. 19. № 3. С. 329-333.

2. Карпенко Ю.Д. Динамика функционального состояния и адаптационных процессов у студентов // Гигиена и санитария. 2012. № 4. С. 61-63.

3. Козина Ж.Л., Ашанин В.С. Гармоничное сочетание интеллектуального и физического развития как необходимое условие укрепления здоровья студентов и подготовки квалифицированных специалистов // Физи -ческое воспитание студентов творческих специальностей: сб. науч. трудов / под ред. проф. С.С. Ермакова. Харьков: Изд-во ХГАДИ (ХХПИ), 2007. № 1. С. 152-156.

4. Организационный и педагогический опыт физкультурного образования в Тульском государственном университете / Е.В. Белых [и др.] // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 2. С. 13-22.

5. Йулдашева С.М. Теоретические аспекты социально -психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе // Достижения науки и образования. 2019. № 2 (43) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-sotsialno-psihologiches-koy-adaptatsii-studentov-pervokursnikov-k-obucheniyu-v-vuze (дата обращения: 20.06.2020).

6. Вагапова А.Р. Экопсихологические характеристики процесса адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2011. № 2. С. 37-41.

7. Анисимова Т.Г., Шуметов В.Г. Адаптация современного студенчества к обучению в вузе: количественный анализ результатов социологического исследования // Управление в условиях динамично развивающегося общества. 2013. № 5. С. 176-180.

8. An add-on training program involving breathing exercises, cold exposure, and meditation attenuates inflammation and disease activity in axial spondylarthritis / G.A. Buijze [et al.] // A proof of concept trial. Exercise Immunology Review. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://pubmed. ncbi.nlm.nih.gov/31790484/ (дата обращения: 20.06.2020).

9. Синянский В.А., Каленик Р.С., Назаренко Б.А. Использование дыхательных упражнений работниками образовательных организаций МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 1. С. 33-39.

10. Csepregi Е, Szekanecz Z, Szanto S. The effects of breathing exercises in comparison with other exercise programs on cardiorespiratory fitness among healthy female college students // Exercise Immunology Review. 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://pubmed.ncbi. nlm. nih. gov/ 31640315/ (дата обращения: 20.06.2020).

11. The Effectiveness of Daily Mindful Breathing Practices on Test Anxiety of Students / H. Cho [et al.] // Exercise Immunology Review. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 309341762_The_Effectiveness_of_Daily_Mindful_Breathing_Practices_on_Tes t_Anxiety_of_Students (дата обращения: 20.06.2020).

12. Обоснование эффективности занятий по оздоровительной методике для студентов со сниженным уровнем двигательной подготовленно -сти / В.А. Кузьмин [и др.] // Физическое воспитание студентов. 2015. Т. 19. № 6. С. 43-49.

References

1. Podolyaka A.E. Razvitie professional'no znachimyh fizicheskih kachestv sredstvami fizicheskoj rekreacii studentov gumanitarnyh special'nostej [Development of professionally significant physical qualities by means of physical recreation of students of humanitarian specialties] // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Psihologiya. Filo-sofiya. Pedagogika [Bulletin of the Saratov University. New episode. Psychology. Philosophy. Pedagogy]. 2019. Vol. 19. No. 3. P. 329-333.

2. Karpenko Yu.D. Dinamika funkcional'nogo sostoyaniya i adaptacionnyh proces-sov u studentov [Dynamics of the functional state and adaptation processes in students] // Gi-giena i sanitariya [Hygiene and sanitation]. 2012. No. 4. P. 61-63.

3. Kozina Zh.L., Ashanin V.S. Garmonichnoe sochetanie intellektual'nogo i fizi-cheskogo razvitiya kak neobhodimoe uslovie ukrepleniya zdorov'ya studentov i podgotovki kvalificirovannyh specialistov [. Harmonious combination of intellectual and physical development as a necessary condition for strengthening students' health and training qualified specialists] // Physical education of students of creative specialties: collection of articles. scientific works / ed. prof. S.S. Ermakova. Kharkov: Publishing house of KSADI (KhKhPI), 2007. No. 1. P. 152-156.

4. Organizacionnyj i pedagogicheskij opyt fizkul'turnogo obrazovaniya v Tul'skom gosudarstvennom universitete [Organizational and pedagogical experience of physical education in Tula State University] / E.V. Belyh [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport]. Issue 2. P. 13-22.

5. Juldasheva S.M. Teoreticheskie aspekty social'no-psihologicheskoj adaptacii stu-dentov-pervokursnikov k obucheniyu v vuze [Theoretical aspects of socio-psychological adaptation of first-year students to study at a university] // Dostizheniya nauki i obrazovaniya [Achievements of Science and Education]. 2019. No. 2 (43) [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-studentov-pervokursnikov-k-obucheniyu-v-vuze (date accessed: 20.06.2020).

6. Vagapova A.R. Ekopsihologicheskie harakteristiki processa adaptacii studentov pervogo kursa k obrazovatel'noj srede vuza [Ecopsychological characteristics of the process of adaptation of first-year students to the educational environment of the university] // Izves-tiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya raz-vitiya [Bulletin of the Saratov University. New episode. Acmeology of education. Developmental psychology]. 2011. No. 2. P. 37-41.

7. Anisimova T.G., Shumetov V.G. Adaptaciya sovremennogo studenchestva k obucheniyu v vuze: kolichestvennyj analiz rezul'tatov sociologicheskogo issledovaniya [Adaptation of modern students to university studies: a quantitative analysis of the results of sociological research] // Upravlenie v usloviyah dinamichno razvivayushchegosya obshchestva [Management in a dynamically developing society]. 2013. No. 5. P. 176-180.

8. An add-on training program involving breathing exercises, cold exposure, and meditation attenuates inflammation and disease activity in axial spondyloarthritis / G.A. Buijze [et al.] // A proof of concept trial. Exercise Immunology Review. 2019. [Electronic resource]. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31790484/ (date accessed: 20.06.2020).

9. Sinyanskij V.A., Kalenik R.S., Nazarenko B.A. Ispol'zovanie dyhatel'nyh uprazh-nenij rabotnikami obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [The use of breathing exercises by employees of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. Issue 1. P. 33-39.

10. Csepregi E, Szekanecz Z, Szanto S. The effects of breathing exercises in comparison with other exercise programs on cardiorespiratory fitness among healthy female college students // Exercise Immunology Review. 2019. [Electronic resource]. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/31640315/ (date accessed: 20.06.2020).

11. The Effectiveness of Daily Mindful Breathing Practices on Test Anxiety of Students / H. Cho [et al.] // Exercise Immunology Review. 2016. [Electronic resource]. URL: https://www.researchgate.net/publication/309341762_The_Effectiveness_of_Daily_Mindful _ Breathing _Practices_on_Test_Anxiety_of_Students (date accessed: 20.06.2020).

12. Obosnovanie effektivnosti zanyatij po ozdorovitel'noj metodike dlya studentov so snizhennym urovnem dvigatel'noj podgotovlennosti [Substantiation of the effectiveness of health-improving methods for students with a reduced level of motor fitness] / V.A. Kuz'min [et al.] // Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical education of students]. 2015. V. 19. No. 6. P. 43-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.