Научная статья на тему 'Влияние духовности на социальные процессы общества'

Влияние духовности на социальные процессы общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4541
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА ДУХОВНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / МОРАЛЬ / СОЦИАЛИЗИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / SOCIO-ECONOMIC CHANGES / SUBSTANTIAL COMPONENT OF SPIRITUALITY / SOCIO-CULTURAL SPACE / SPIRITUAL PRODUCTION / MO-RALE / SOCIALIZING FUNCTION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черкасова Жанна Петровна

Рассматривается духовность как качество социального бытия. Осмысливается процесс духовного развития в соответствии с нравственными и эстетическими ценностями. Исследуются конституирующие основания духо вности, а также влияние духовности на социальные процессы. Раскрывается социально-культурный смысл духовности, функциональное наполнение духовности. Показано, что мораль, нравственность, художественно эстетическая жизнь общества важнейшие основания социального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUALITY EFFECTS ON SOCIAL PROCESSES IN SOCIETY

The article treats spirituality as a quality of social existence. The process of spiritual development is comprehended in accordance with moral and aesthetic values. The constitutive foundations of spirituality, as well as the influence of spirit-uality on social processes are studied. The socio-cultural meaning of spirituality and functional content of spirituality are revealed. It is shown that morals, ethics, art and aesthetic life of society are essential foundations of social interaction.

Текст научной работы на тему «Влияние духовности на социальные процессы общества»

местного самоуправления семи ранее созданных муниципальных образований. В результате муниципальными образованиями в области стали пять районов и г. Биробиджан.

Причины затянувшегося перехода Республики Саха (Якутия) к общефедеральному образцу организации местного самоуправления примерно те же, что и в Еврейской автономной области. Отдельные авторы, кроме того, выделяют и такую причину, как затянувшийся конфликт между исполнительной и законодательной властями Республики по вопросу уровня ор-

15

ганизации местного самоуправления .

В последующем в законодательных органах дальневосточных субъектов Федерации шла интенсивная работа по совершенствованию регионального избирательного поля в русле меняющегося федерального законодательства. В 1998- 1999 гг. в субъектах Федерации живо обсуждали, в какой форме развивать избирательное законодательство, что лучше - конкретный закон или кодекс. Результатом таких изысканий стало то, что в Амурской области и Хабаровском крае была проведена кодификация избирательных законов и изданы избирательные кодексы16.

Как показывает международный опыт формирования института местного самоуправления, при функционировании муниципальных органов большое значение имеют теоретические взгляды и практические усилия политических партий, определяющие конкрет-

15 Амбросьев А. Закончилась «столетняя война» между двумя ветвями власти республики // Эхо столицы. 2000. 15 декабря.

16 Избирательный Кодекс Амурской области от 29 сентября 1999 № 185-ОЗ; Избирательный Кодекс Хабаровского края от 4 июля 2000 г. № 227 // Сборник нормативных актов Законодательной Думы Хабаровского края. 2000. № 6, ч.2.

17 Хачатурян Б. Г. Политические партии и местное самоуправление в России: прошлое и настоящее // Стратегия России в историческом и мировом пространствах // Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 5 июня 2009 г.). М.: Научный эксперт. 2009. С. 613-610.

ное содержание и социальную направленность функционирования муниципальных органов.

Анализ программных заявлений российских партий, участвовавших в предвыборной борьбе в 19941998 гг. на местном уровне17, показывает отсутствие у большинства из них интереса к институту местного самоуправления, а потому лозунги кандидатов на выборные должности в основном содержали популистские обещания.

Проведенный анализ позволяет сказать, что первые избирательные кампании (1993- 1994 гг.) сопровождались серьезными трудностями, связанными, прежде всего, с отсутствием нормативного регулирования таких процессов на уровне субъектов Федерации и одновременно попытками отдельных администраций взять на себя некоторые полномочия избирательных комиссий в связи с нечёткой регламентацией их деятельности указами Президента РФ.

Итоги региональных выборных кампаний 19951996 гг. показали необходимость внесения изменений и в избирательную систему Российской Федерации в области проведения местных референдумов и выборов. В результате 19 сентября 1997 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»18. Но и этот закон не разрешил всех назревших проблем.

Говоря об историческом значении данного этапа, необходимо отметить, что создание региональной избирательной системы в субъектах РФ, входящих в состав ДФО, позволило населению Якутии и Дальнего Востока в 1994-1997 гг. провести выборы в органы местного самоуправления и выборы должностных лиц местного самоуправления на законодательной основе, разработанной самими жителями регионов. Это свидетельствует об их легитимности.

18 СЗ РФ. 1997. № 38. ст. 4339.

УДК 130.122

ВЛИЯНИЕ ДУХОВНОСТИ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБЩЕСТВА

л

Ж.П.Черкасова1

Черемховский педагогический колледж, 665413, г. Черемхово, ул. Советская, 2.

Рассматривается духовность как качество социального бытия. Осмысливается процесс духовного развития в соответствии с нравственными и эстетическими ценностями. Исследуются конституирующие основания духовности, а также влияние духовности на социальные процессы. Раскрывается социально-культурный смысл духовности, функциональное наполнение духовности. Показано, что мораль, нравственность, художественно -эстетическая жизнь общества - важнейшие основания социального взаимодействия. Библиогр. 24 назв.

Ключевые слова: социально-экономические изменения; содержательная компонента духовности; социокультурное пространство; духовное производство; мораль; социализирующая функция.

Черкасова Жанна Петровна, заместитель директора по научно-методической работе, соискатель кафедры философии, религиоведения и теологии ИГУ, тел.: 89500939349, e-mail: jannacherkasova@mail.ru

Cherkasova Zhanna, Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Competitor for a scientific degree of the Department of Philosophy, Religious Studies and Theology of ISU, tel.: 89500939349, e-mail: jannacherkasova@mail.ru

SPIRITUALITY EFFECTS ON SOCIAL PROCESSES IN SOCIETY Zh.P.Cherkasova

Cheremkhovo Pedagogical College, 2 Sovetskaya, Cheremkhovo, 413665.

The article treats spirituality as a quality of social existence. The process of spiritual development is comprehended in accordance with moral and aesthetic values. The constitutive foundations of spirituality, as well as the influence of spirituality on social processes are studied. The socio-cultural meaning of spirituality and functional content of spirituality are revealed. It is shown that morals, ethics, art and aesthetic life of society are essential foundations of social interaction. 24 sources.

Key words: socio-economic changes; substantial component of spirituality; socio-cultural space; spiritual production; morale; socializing function.

Социально-экономические изменения в современном обществе приводят к востребованности личностного начала в человеке, а значит, и к увеличению такой общественной ценности, как духовность, без чего немыслимо присутствие человеческого в человеке. История человеческого общества позволяет проследить интерес к анализу содержательной компоненты духовности, причём последнее оказывается тесно связанным с попытками постичь закономерность бытия человека и условий достижения максимального уровня развития его сущностных сил. Процесс духовного развития предполагает осмысление своих действий и мыслей, сопоставление их с нравственными и эстетическими ценностями. Переживание своего бытия и взаимоотношений с другими людьми обусловливает непреходящую актуальность исследования влияния духовности на социальные процессы общества. Наша задача заключается в анализе влияния духовности на социальные процессы общества.

В.П. Зинченко обозначает этот процесс как деятельность, направленную на отыскание истины, на самосозидание, на самоопределение [8, с.9-10]. При этом он отмечает, что духовная сфера является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности общества. Она представлена как целостная система, имеющая достаточно сложную структуру, важнейшими компонентами которой выступают духовное производство и воспроизводство, духовные потребности и потребление, духовные отношения и общение. Основные продукты духовной деятельности, составляющие базу общественного сознания, включают в себя идеи, идеалы, принципы, нормы, которые конкретизируются в философских, научных, этических и эстетических знаниях.

А.К. Уледов, исследуя влияние духовности на социальные процессы, подчёркивает важность и необходимость управления духовными процессами. При этом он отмечает, что «в фокусе духовной жизни находится личность. Исследование духовной жизни -это главным образом исследование личности, формирования и развития её духовного мира, реализация духовных потенций в деятельности и поведении» [19, с.269]. Что же касается микроуровня духовной жизни отдельного индивида, то автор считает, что «об управлении им можно говорить лишь в самом общем плане. Да и духовная сфера, как система, поддаётся управлению трудно. Это связано с тем, что духовное производство... по своей сущности есть творческий процесс, который не поддаётся строгому регламенти-

рованию» [19, с.258].

С.П. Штумф, определяя ценностное содержание духовности и относя её к особой форме актуализации социальной потенции личности, выделяет в духовности три начала: интеллектуальное (когнитивное), нравственно-сакральное и художественно-эстетическое, сходящиеся в одной «точке» - аксиологическом локусе духовного экзистенциала человеческого бытия [24, с.15-16]. Этим составляющим духовной жизни человечества (способностям человеческой природы) отвечают такие составляющие духовной деятельности, как вера, познание, нравственность, искусство. Им, в свою очередь, соответствуют духовные ценности, относимые к разряду высших: Благо, Истина, Любовь, Красота. В истории выработались и основные типы духовных личностей: праведник (моралист), мыслитель (мудрец) и художник (творец). Эти стороны образуют единую духовную жизнь, наполненную поиском, энергийным началом. Они интегрируются в целостную систему духовного жизнестроительства и жизнетворчества.

Одним их важнейших духовных оснований социального взаимодействия является обращение к морали. Мораль является одним из главных механизмов не только регуляции отношений, но и одухотворения человека. Можно вполне определённо сказать, что нравственность является первопричиной духовности. В процессе обретения знаний, выбора жизненной позиции и идеалов человек осмысливает и переживает не только свой личный жизненный опыт. Порой смысл жизни может быть обретён лишь тогда, когда он уже не реализуем. Но переживание своей судьбы даёт динамическое начало поиску новых ценностей и знаний, не позволяет личности деградировать. Поэтому настолько значимо содержание духовности как нравственного основания не только и не столько индивидуального, сколько социального бытия. Оно интегрирует мысль, знания и переживания с поведением-действием. И поскольку социальное и индивидуальное находятся в диалектической взаимосвязи, то здесь очень важной представляется такая характеристика духовности, как степень развитости души человека [12, 15]. О ней говорит наличие милосердия в личности, без которого духовность невозможна. По определению А.А. Гусейнова, милосердие представляет собой доброжелательное, заботливое, сострадательное, любовное отношение к другому человеку [5, с.349]. В милосердии человек жертвует собой ради другого, ограничивает себя. Оно (как и каждый компонент ду-

ховности) обязательно подразумевает сознательное усилие, направленное на содействие благу другого человека и имеет в качестве своего нормативного источника высшее основание - целостный внутренний духовный опыт личности [13, с.176-192].

Можно выделить еще одно не менее важное духовное основание в обществе - художественно-эстетическую жизнь общества, связанную с духовной культурой. Обладая собственными закономерностями, она распространяет своё действие на все области духовной жизни в целом. Эстетическое восприятие, вызываемое произведениями искусства и культуры (художественными произведениями) не выражается в действиях непосредственно, немедленно. Но, служа сами себе целью, накопляясь и повторяясь, эстетические эмоции приводят к практическим результатам. Они ложатся в основу поведения человека и влияют на внутренние свойства личности (происходит длительное изменение нашего поведения и нашего организма; недаром искусство всегда рассматривалось как часть и средство воспитания).

Эстетическое переживание действует на нас раздражающим образом, побуждает к чему-либо, создаёт неопределённую и огромную потребность в каких-либо духовных актах (деяниях). Оно, по меткому выражению Л.С. Выготского, «...раскрывает и вызывает к жизни огромные и до того подавленные и стеснённые силы, ...действует подобно землетрясению, обнажая к жизни новые пласты» [2, с. 242-243]. Но неверным будет считать, что, воспринимая какое-либо произведение искусства, мы выполняем исключительно индивидуальную реакцию, связанную только с нашей личностью. На самом деле мы принимаем участие в сложнейшем социокультурном процессе, и акт нашего личностного художественного восприятия опосредованно влияет на динамическое начало искусства, его содержательную наполненность. В искусстве находят отражение витальные и социальные потребности и интересы личности и общества, оно примиряет, уравновешивает человека с миром в критические и ответственные минуты жизни.

Вопрос о художественно-эстетической жизни общества мы связываем с пониманием культуры вообще и с соотношением культуры и общества, культуры и человека, в частности. С одной стороны, художественно-эстетическая деятельность предстаёт как полигон духовной жизни: язык, искусство, теоретические знания являются важнейшим свидетельством развития общества и знаменуют собой рождение духовной культуры. С другой - она выступает качественным показателем развития духовной сферы, то есть определяет степень развития духовных богатств общества, уровень овладения ими и степень использования духовных ценностей.

Художественно-эстетические начала духовности нельзя рассматривать без наличия у человека разнообразных познавательных потребностей. Другими словами, обязательным качеством, ассоциирующимся с богатством и величием духовного мира личности, является потребность познания прекрасного [3, 6]. Точнее говоря, та её разновидность, которая связана

с тенденциями развития, с потребностью не довольствоваться простым присвоением имеющихся знаний, не ограничивать себя рамками ныне существующих норм, но стремиться раздвинуть эти нормы, освоить новые сферы действительности. Искусство создаёт для нас неповторимые образы и миры, в которых мы страдаем и радуемся, сочувствуем и наслаждаемся. И эти переживания доставляют нам удовольствие, так как через них мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди жили и чувствовали иначе, чем мы. Это постижение обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Красота, прекрасное являются основными категориями эстетического, художественного сознания, предполагая отражение внутреннего мира человека через соотношение общих законов чувственно-образного освоения мира с художественно-творческим их выражением.

Категорией, противоположной духовности, является бездуховность, которая может встречаться либо как изначально заданная (в форме девиантных и де-менвентных отклонений), либо как приобретенная в процессе жизнедеятельности, что обычно связано с социальной и личной духовной нищетой. В таком случае она предстаёт как потеря духовности и синонимична потере человечности. Длительный кризис духовности у отдельной личности ведёт к её (личности) деградации. По меткому замечанию А.И. Зеличенко: «Человек «зарастает жиром», утрачивает контакт с миром, глупеет, эмоции притупляются, интересы сужаются. Наступает духовная смерть. При духовной смерти человек замыкается в собственной раковине. Он закрыт для этических, эстетических, религиозных и других ценностей. Понятия Совести, Красоты, Истины, Тайны, Смысла жизни, Бога оказываются не наполненными живыми переживаниями. Становится невозможным проникновение во внутренний мир окружающих людей» [7,16]. Ослабленными оказываются не только и не столько интеллектуальные, сколько эмоциональные связи с миром. Духовная смерть, в отличие от физической, растянута во времени. Этот процесс способен охватить не только отдельную личность, но и общество в целом. Выявляется это в насильственном разрушении системы высших, надличностных, общечеловеческих ценностей, определяющих главные цели, идеалы и смыслы общественного и личностного бытия, в циничном отношении к самой человеческой жизни, в принижении ценности человеческой личности, её совести, чести и достоинства. Это приводит к частичной утрате духовных основ человеческого бытия, к смешению добра и зла, безобразного и прекрасного, возвышенного и низменного. Они становятся почти равноценными, что приводит к глубочайшему нравственному кризису, дегуманизации личности и общества в целом.

Социальное основание духовности предполагает различные формы научных, нравственно-этических, художественно-эстетических, религиозных, философских взглядов и представлений. Они перерабатываются в горниле духовности и выдаются как отличные от обыденного человеческого опыта. Кроме внутренних проявлений духовности, существуют и внешние, не

контролируемые личностью механизмы проявления духовности на социальном уровне. Это институциональные - идеологические, государственные, воспитательные, образовательные институты и процессуальные, субъективированные механизмы, связанные с историческим ракурсом. Здесь определяется, насколько личность готова усвоить, освоить работу по интериоризации этих элементов. Показателями готовности этих элементов выступают (могут быть) свободная творческая деятельность, знания, способности, потребность в преобразовании, гражданственность. Непременным мотивационным основанием является собственное внутреннее волеизъявление при свободном следовании внешней необходимости. Духовность может быть «взращённой в процессе», и это делает человека личностью.

Ментальный элемент духовности представляет собой своеобразное отражение истории и культуры своего народа - народной ментальности. Общественно-историческая практика показала, что освоение культурно-исторических особенностей, традиций своего народа является источником духовного самовосхождения личности. Свой духовный потенциал человек развивает лишь через постоянную связь и отношения с обществом. Духовной личность может стать лишь при условии быть включённой в общественные отношения и как активный участник всего человечества принимать на себя ответственность за судьбы мира.

Анализируя роль духовности в социальной сфере, нельзя не отметить роль и значение социализирующей функции, так как от степени развития духовной сферы человека зависит успех данной личности в обществе, в котором она живёт (в действительности это утверждение не всегда «работает»). Это выражается в стремлении к самореализации и самоутверждению, в старании занять достойную социальную нишу. Социализирующую функцию можно подразделить на несколько составляющих, детерминированных пространственно-временным континуумом человеческого бытия: социокультурную, воспитательную, идеологическую. Эти стороны имеют относительную самостоятельность, но в целостном виде действуют в диалектическом единстве, а выходя за пределы, границы, могут вступать в противоречие друг с другом.

В первую очередь - это социокультурная сторона. Специфика этой грани состоит в том, что духовная деятельность человека понимается как единство культуры и типов и форм социальности. Отношения между социальными объектами формируются в различных типах деятельности - экономических, политических и других. Но ярче всего духовность проявляет себя именно в совокупности культурных способов и результатов человеческой жизнедеятельности. Понять духовность вне культуры нельзя [11, 21].

Культура как материальный и духовный опыт всегда конкретна. Она представляет собой или культуру данного вида деятельности (например, культура земледелия, культура управления, культура мышления и т.п.), или культуру определенного исторического периода развития (культура древности, культура опреде-

лённого века и т.п.), или культуру какого-либо субъекта деятельности (культура преподавателя, культура молодежи и т.п.), или, наконец, культуру какого-либо народа, нации, которая вбирает в себя весь опыт и все богатство жизни данного народа. Культура в этом случае несёт в себе образ этой деятельности, образ субъектов деятельности: народа, нации, личности. Она их различает, показывает их индивидуальное лицо. Культура отражает устойчивые компоненты человеческой истории - антропологические, этнические, социальные, и более изменчивые - личностные структуры. Именно в духовной культуре духовность находит свою топическую и темпоральную определённости.

Духовность, с одной стороны, формирует и конкретизирует основные принципы такой социокультурной системы, как историческая общность. С другой стороны, учитывая многомерность человека как био-социо-духовного существа и непременного элемента этой системы, она обеспечивает её подвижный баланс, изменчивость. Духовность даёт возможность преобразования общества как социокультурной организации.

Ещё одна сторона социализирующей функции -воспитательная. Она представляет собой дидактические формы проявления духовности и отвечает на вопросы: зачем, каким образом, для чего мы воспитываем определённое содержание в человеке с самого раннего возраста. Идея духовного становления и развития подразумевает налаживание у ребёнка, а позднее взрослого человека, разнородных связей с миром, с другими людьми, динамику их преобразования в реальную ситуацию формирования. Духовность в этом ракурсе выступает особым проявлением социального и индивидуального бытия, в котором проявляется мера социализации и индивидуализации личности. Действия воспитателей и самодеятельность индивида являются ответом на социальный общественный запрос. Общество этими средствами направляет, регулирует деятельность и самодеятельность личности по освоению духовных ценностей [17, 18].

И последняя составляющая функции социализации - идеологическая. Миф о деидеологизации духовности не имеет под собой сколько-нибудь серьёзных оснований и должен быть развенчан. Человек, живя в обществе, не может быть свободен от определяющих его жизнь господствующих сил. Идеология с помощью своего категориального инструментария достаточно опосредованно отражает действительность. Всё зависит от её конкретного содержания, социально-исторического контекста и способов навязывания (внедрения) в сознание людей. Политически окрашенное слово «идеология» имеет смысл системы политических верований и убеждений, ориентированных на определённые пути завоевания власти. В этом смысле она выступает как совокупность всех приемлемых и неприемлемых средств для достижения целей. Но первичное значение, определённое этимологией самого слова, означает прообраз вещей, в которых они воплощаются как их смыслы. И для нас ближе именно этот ракурс термина «идеология», в значении руководящей идеи, стержня, замысла того, что требует осу-

ществления. В этом смысле идеология выступает как методологический принцип духовности, обладающий регулятивной силой в поисках путей решения теоретических или практических задач и тесно связанный с мировоззрением, убеждениями, ценностными ориен-тациями, с положительно направленной духовной компонентой, действующей в обществе.

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что увеличение такой общественной ценности, как духовность, приводящее к востребованности личностного начала в человеке, напрямую связано с социальными изменениями в современном обществе.

Именно в духовной сфере активно проявляет себя взаимосвязь и единство субъективных факторов и объективных условий социальных процессов. Духов-

ное производство, являясь пространством репродукции общественного сознания, интегрирует общество в социальную целостность, выступает, в свою очередь, духовной стороной общеисторического процесса. Тем самым, соподчинённость субъективных факторов и объективных условий оказывает значительное опосредованное влияние на развитие общества в целом.

На социальном уровне у феномена духовности превалирует социализирующая функция. От степени развития духовности у человека зависит успех данной личности в обществе, в котором она живёт (в действительности это утверждение не всегда «работает»). Это выражается в стремлении к самореализации и самоутверждению, в старании занять достойную социальную нишу.

Библиографический список

1. Бхактиведанта А.Ч. Наука самосознания. СПб., 1991.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. М., 1998.

3. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

4. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1988.

5. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.

6. Диденко В.Д. Духовная реальность и искусство: эстетика преображения. М., 2005.

7. Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996.

8. Зинченко В.П. Культура и духовность // Вопросы философии. 1996. №4. С. 9-10.

9. Зинченко В.П. Размышления о душе и её воспитании (Час души) // Вопросы философии. 2002. №2. С. 119-136.

10. Капьной И. Гражданское общество. М.: Истоки и современность, СПб.: 2002.

11. Карпов А.О. Образовательные универсалии и социокультурная динамика // Мир психологии. 2004. №2. С. 235241.

12. Крушанов А.А. Прекрасная незнакомка по имени «Душа» // Вестник Российского философского общества. 2006. №3. С.78-81.

13. Лакруа Ж. Чувство и нравственность // Культурология: Дайджест. 2003. № 1. С. 176-192.

14. Разин А.В. Нравственный мир человека. М., 2003.

15. Сероштан М.В. Духовно-нравственный вектор современного образования // Вестник МГУ. 2004. №2. С. 81-94.

16. Синицин А.Н. Слово Божие о материи духа, души и плоти. Слово Божие о духовности и бездуховности. Слово Бо-жией Матери о России. М., 2005.

17. Тимофеева С.В. От сердца к сердцу, или «Страна прикосновения сердец». Красноярск, 2004.

18. Троицкий Н.И. О воспитании мировоззрения и любви. Красноярск, 2003.

19. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. М., 1980.

20. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф.Губский, Г.Ф.Кораблёва, В.А.Лутченко. М.: ИНФРА-М, 2000.

21. Черносвитов П.Ю. Культура как адаптивная система: ресурсный и информационный аспекты // Мир психологии. 2004. №1. С. 242-253.

22. Шумихина Л.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург, 1998.

23. Шутц У. Совершенная ясность: основы жизненной философии. Харьков, 2004.

24. Штумпф С.П. Духовность как социокультурный феномен: аксиологическая направленность и перспективы развития: автореф. дис. ...канд. философ. наук. Красноярск, 2007. 18 с.

УДК 316.4

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

М.В.Чуркина1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Исследуются социальные страхи и их типологизация. Рассматриваются подходы к исследованию социальных страхов и тревог населения, первый подход связан с исследованием катастрофического сознания различных групп населения, второй - с исследованием рисков. Проводится сравнение социологических исследований, посвященных анализу фобий и угроз в массовом сознании населения страны, проводимых ВЦИОМ и Институтом социологии Российской академии наук совместно. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: общество; социальные страхи и риски; инновационные фобии; катастрофы и их виды.

1Чуркина Мария Викторовна, аспирант кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89501112130, e-mail: mariya-churkina-88@mail.ru

Churkina Mariya, Postgraduate of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89501112130, e-mail: mariya-churkina-88@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.