Научная статья на тему 'Взаимодействие человека и природы посредством духовности как важнейшее условие устойчивого развития'

Взаимодействие человека и природы посредством духовности как важнейшее условие устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2164
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
БИОСФЕРА / НООСФЕРА / ЖИЗНЕПРИГОДНОСТЬ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ТЕХНИЗАЦИЯ / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / ДУХОВНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ РЕГУЛЯТИВЫ / СМЫСЛОЖИЗНЕННОСТЬ / ЦЕННОСТЬ / ДЕСАКРАЛИЗАЦИЯ / ПРИРОДОПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИРОДОСОРАЗМЕРНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТИВ / ПАРАДИГМА СОЦИОПРИРОДНОГО ИМПЕРАТИВА / LIVING (CONVENIENCE) / BIOSPHERE / NOOSPHERE / INDUSTRIALIZATION / TECHNICALIZATION / SPIRITUAL CRISIS / SPIRITUALITY / SPIRITUAL REGULATORS / MEANING VITALITY / VALUE / PROFANIZATION / NATURE TRANSFORMING ACTIVITIES / NATURE PROPORTIONALITY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / AXIOLOGICAL REGULATOR / PARADIGM OF SOCIO-NATURAL IMPERATIVE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черкасова Жанна Петровна

Выявляются противоречия, приведшие к изменению состояния биосферы, нарушению устойчивого развития. Проанализирован процесс отчуждения человека от природы. Обозначены ценностные, целевые, смысловые явления духовного кризиса. Определена значимость духовности и ее регулятивов для перехода общества к ноосфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION BETWEEN MAN AND NATURE THROUGH SPIRITUALITY AS AN ESSENTIAL CONDITION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The article reveals contradictions that have led to the change in the state of biosphere, the breaking of sustainable development. The author analyses the estrangement process of the man from the nature. She identifies value, objective, notional phenomena of the spiritual crisis. She determines the significance of spirituality and its regulators for society conversion to the noosphere.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие человека и природы посредством духовности как важнейшее условие устойчивого развития»

равновесия, регулировать уровни своего бытия» [3, с. 60]. Выход из ситуации предельного разрушения с точки зрения циклических теорий, возможен только при разрывании цикла (дециклировании). Термин де-циклирование при изучении циклических процессов первыми стали употреблять экономисты С. де Вольф и Н.Д. Кондратьев. Сегодня данное понятие имеет широкое применение в медицине (например в наркологии), однако в социально-философских науках практически не используется. В данной статье термин де-циклирование употребляется применительно к социальным процессам. Дециклирование - это механизм непосредственного воздействия на циклические социальные процессы с целью изменения (сбивания) конкретного цикла. Революции, социальные реформы и т.д. связаны с попытками децикличности. Со стремлением изменить циклические процессы в экономике связано государственное планирование. Одной из самых эффективных методик социального дециклиро-вания является смена элит. При этом, как правило, возникает новая цикличность, которая в ситуации новой предельной цикличности потребует и нового де-циклирования. Даже стремление к бессмертию связа-

но с дециклированием, т.е. разрыванием естественного человеческого цикла: рождение-детство-юность-зрелость-старость-смерть. Со стремлением устранить циклический фатализм в жизни общества (перестать быть «вечными жертвами бесконечной космической шутки») связана теория А. Тойнби, в которой он полагает, что цикличность есть движение прошлого, а в настоящем и будущем все зависит от преобразовательных действий людей. «Знание прошлого, считает Тойнби, говорит нам только об одной из многих будущих возможностей. И это позволяет избежать повторения нежелательного для нас развития событий, разумеется, при условии, что мы в этом искренне заинтересованы и готовы приложить все необходимые усилия» [2].

На разных временных отрезках (циклах) истории и человек, и общество меняют свои качественные показатели. На конечном пределе развития современного типа общества не завершается эволюционный путь человека, но он входит в новую постглобальную стадию своего развития, что коренным образом изменит его образ жизни.

Библиографический список

1. Азроянц Э.А. Вдохи и выдохи истории. М., 2006. [Электронный ресурс]: URL:

http://xrh.ru/e107_plugins/content/content.php7content7. (дата обращения: 14.02.2010).

2. Гречко П.К. Концептуальные модели истории [Электронный ресурс]: URL:

//http://www.xrh.ru/e107_plugins/content/content.php7content.18 .9. (дата обращения: 05.01.2010).

3. Леви В. Разговор в письмах. М.: Советская Россия, 1982. 272 с.

4. Сорокин П.А. Социология революции. М.: Издательский дом «Территория будущего» РОССПЭН, 2005. 768 с.

5. Янсен Ф. Эпоха инноваций. М.: ИНФРА-М, 2002. 308 с.

УДК 130.122

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ ПОСРЕДСТВОМ ДУХОВНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Ж.П.Черкасова1

Черемховский педагогический колледж, 665413, г. Черемхово, ул. Советская, 1.

Выявляются противоречия, приведшие к изменению состояния биосферы, нарушению устойчивого развития. Проанализирован процесс отчуждения человека от природы. Обозначены ценностные, целевые, смысловые явления духовного кризиса. Определена значимость духовности и ее регулятивов для перехода общества к ноосфере.

Библиогр. 12 назв.

Ключевые слова: биосфера; ноосфера; жизнепригодность; индустриализация; технизация; духовный кризис; духовность; духовные регулятивы; смысложизненность; ценность; десакрализация; природопреобразующая деятельность; природосоразмерность; устойчивое развитие; аксиологический регулятив; парадигма социо-природного императива.

INTERACTION BETWEEN MAN AND NATURE THROUGH SPIRITUALITY AS AN ESSENTIAL CONDITION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT Z.P. Cherkasova

Cheremhovo Teachers Training College, 1, Soviet St., Cheremhovo, 665413.

The article reveals contradictions that have led to the change in the state of biosphere, the breaking of sustainable de-

1 Черкасова Жанна Петровна, соискатель, заместитель директора по научно-методической работе, e-mail: jannacherkasova@mail.ru

Cherkasova Zhanna, Deputy Director for Scientific and Methodological Work, Competitor for a scientific degree of the Department of Philosophy, Religious Studies and Theology of Irkutsk State University, tel.: 89500939349, e-mail: jannacherkasova@mail.ru

velopment. The author analyses the estrangement process of the man from the nature. She identifies value, objective, notional phenomena of the spiritual crisis. She determines the significance of spirituality and its regulators for society conversion to the noosphere. 12 sources.

Key words: biosphere; noosphere; living (convenience); industrialization; technicalization; spiritual crisis; spirituality; spiritual regulators; meaning vitality; value; profanization; nature transforming activities; nature proportionality; sustainable development; axiological regulator; paradigm of socio-natural imperative.

В мире к концу второго тысячелетия обострились противоречия, поставившие под угрозу возможность дальнейшего сосуществования человека и природы. Изменения состояния биосферы и ухудшение здоровья людей, явившиеся последствием экологической напряженности, побуждают сделать необнадеживающий прогноз о существовании человека как вида. Причиной этого стало безмерное вмешательство человека и общества в природу без учета пределов естественных параметров жизнепригодности биосферы. Особенно высокий уровень воздействия на природу был инициирован быстрым развитием науки и техники в эпоху индустриализации. Глобальная экологическая проблема, явившаяся следствием технократического воздействия и материального потребления, отодвинула на второй план духовные факторы существования человека, тем самым обозначив явные признаки духовного кризиса, прежде всего, в определении иерархии ценностей, целей, смыслов, концентрации проблем.

Явления духовного упадка в нашей жизни проявляются также в отсутствии стремления человека к истине, добру и красоте. В практической деятельности отношения между истиной, добром и красотой можно сформулировать как отношения между наиболее яркими проявлениями этих идеалов на практике - наукой, моралью и искусством, придав им значение форм духовно-практического взаимодействия человека с природой в процессе ее освоения и преобразования. Помимо многих причин внешнего порядка, эти отношения детерминированы внутренней причиной - духовной сущностью человека, представляющей собой био-психо-социальное явление, основанное на отражении сущего окружающего мира в результате рациональной и иррациональной оценки и трансформации в статус должного внутренним миром человека. Духовность по своей сущности соответствует процессу традсцендирования человеком наличной действительности и стремления к более совершенному бытию [9]. Духовность проявляется тогда, когда, во-первых, человек осознает недостаточность и неполноту своего существования и устремляется к более совершенной жизни в попытках преодолеть в первую очередь себя, свою зависимость от окружающего мира путем внутреннего самосовершенствования, а не подтягивания внешних условий к своим потребностям; во-вторых, когда необходимо решать смысложизненные проблемы и ставить при этом акцент на целеполагающие ориентации деятельности человека духовным содержанием.

Духовность раскрывается в совокупности ценностей, на которые ориентируется человек в процессе жизнедеятельности. Сейчас, когда на первый план

выходит проблема выживания, необходимость перехода к устойчивому развитию, цели и приоритет ценностей должны быть пересмотрены. Главной целью необходимо сделать сохранение высшей общечеловеческой ценности - Жизни на Земле. Она должна основываться на реализации единства духовных ценностей истины, добра и красоты, поиске механизма духовной регуляции практической жизни вообще и в освоении природы в частности. Это позволило бы объединить науку и ценностные формы общественного сознания в достижении целей устойчивого развития.

Первоначальное отчуждение человека от природы - это его зависимость от существующих природных реальностей, заставивших его искать способы и средства противостоять им, чтобы выжить. В дальнейшем это отчуждение усиливается зависимостью от созданных человеком орудий труда, стремлением к их совершенствованию, чтобы быть более сильным и ловким. По мере изготовления орудий труда формировались сам человек и общество в целом. Если поначалу труд являлся способом борьбы человека за существование, то постепенно он становился способом преднамеренного приспособления окружающей природы к себе, и, в конце концов, труд стал формой доминирования человека над природой. Открытие законов природы и непонимание ограниченности ее ресурсов способствовали безмерной ее эксплуатации, которая привела к современному экологическому кризису. Как видно, путь отчуждения от природы сопровождал человека с начала его истории, и в современном мире напряженность в системе «общество - природа» достигла предельных величин. Создание машин и механизмов, растущая технизация труда еще более отдалили человека от природы, человека от самого себя как части этой природы. Если хозяйственная деятельность человека и раньше порождала нежелательные для человека экологические последствия, то в эпоху индустриализации (19-20 век) они достигли своего апогея. Процесс отчуждения в индустриальном обществе характеризуется превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ей [7].

Отчуждение можно определить как противопоставление человека природе, как растущее чувство превосходства человеческого «я» над всем живым в биосфере и, в то же время, как потерю своего собственного человеческого достоинства из-за растущей зависимости от возрастающих материальных потребностей в результате утраты духовных качеств. Увлекшись удовлетворением своих потребностей [10; 11], улучшением жизненных условий, достижением большей материальной комфортности бытия, человек по-

терял свою «истинную собственность» - духовную сущность. В результате он перестал отличать добро от зла, плохое от хорошего. Все это усугубило отношение человека к себе подобному, мужчины к женщине и, вообще, к любой жизни на земле.

Процессу отчуждения человека от природы способствовали также и некоторые причины социально-экономического характера. Среди них отмечается подчинение материального производства интересам собственника, в связи с чем труд превращается в работу для кого-то. Научно-технический прогресс, индустриализация производства вызвали к жизни строительство новых городов, вследствие чего возникли массовая миграция населения и отрыв человека от исконной среды обитания, которые заставляли его менять установленный образ жизни и приспосабливаться к новому. Урбанизация, наращивание темпов жизни, утверждение технооптимистических настроений способствовали подмене истинных целей жизни средствами жизни - вместо цели духовного развития человечества в гармонии с природой посредством научно-технической мысли и роста экономики реали-зовывалась цель достижения научно-технического прогресса и экономического роста путем духовной деградации человека и деградации природы. Развитие науки и экономический рост сопровождались стремительным ростом населения. Удовлетворение материальных потребностей всех требовало ускорения темпов добычи полезных ископаемых, производства огромного количества продуктов питания, одежды, предметов быта, жилищного строительства, в результате чего темпы деградации биосферы достигли таких пределов, когда она стала неспособной к самовосстановлению [3].

Произошедшие негативные трансформации в развитии наук, их дифференциация и узкая специализация стали причиной однобокого совершенствования знаний, что привело к рассогласованию действий различных сфер производства и негативно сказалось на состоянии природы и здоровье человека. Отрыв науки от морали привел к самоценности науки. Наука превратилась в идола, которому поклонялись все. Нравственным начали считать все, что научно обосновано. По этому же принципу развивались техника и технологии, способствующие непосредственно и опосредованно уничтожению жизни на земле.

Негативные трансформации произошли и в эстетическом основании духовности. Отрыв искусства от морали лишил его нравственных и эстетических ценностей, обезличил его. Коммерциализация искусства поставила изготовление его продукции на поток, не требующий совершенствования таких человеческих добродетелей, как чувство красоты и гармонии, терпения и трудолюбия. Некоторые виды искусства, особенно кино и телевидение, взяли на вооружение пропаганду культа насилия и разврата. Мало того, искусство оказалось узурпированным малочисленной элитой, не отличающейся высокими духовными качествами и талантливостью, но взявшей на себя смелость формировать вкусы и мнения. Навязывание фантасмагории, сюрреализма, электронной музыки, дешевых

развлекательных шоу, перемешанных с рекламой, способствует психической деградации человека и перемещению его чувственности в виртуальный мир, далекий от естественного. Отрывая человека от реальной жизни, развивая в нем неспособность противостоять трудностям и решать создавшиеся проблемы, подобное искусство ведет к психическим срывам и заболеваниям, потере идеалов и смысла самой жизни (десакрализации), к ограниченности мышления индивидов, к явлению вседозволенности не только по отношению к человеку, но и природе.

Психологическим фактором, нарушающим духовное равновесие, следует считать изменение объема получаемой человеком информации и ее качества. Система средств массовой информации, призванная удовлетворять духовные потребности, на самом деле способствует, в большинстве случаев, падению духовных качеств современного человека, уводя его от правдивой информации и навязывая ему суррогат вместо подлинных эстетических ценностей. Политическая и экономическая ангажированность средств массовой информации формирует в людях безверие, потребительское мировосприятие, представляя вещи единственным стимулом жизни, мерилом престижа и всех человеческих качеств.

Путь отчуждения человека от природы, сопровождающий его с начала трудовой деятельности, привел к созданию искусственной среды жизни. Неуправляемое ее развитие способствовало разрушению среды естественной, природной и коррозии оснований духовности человека.

Идеи устойчивого развития, предполагающие экологически безопасную модель социально-экономического развития, содержат условия, которые в той или иной мере упираются в духовные нормы деятельности человека, мобилизуют его интеллектуальный и нравственный потенциал. Устойчивое развитие не должно ставить под угрозу природные системы, от которых зависит жизнь на планете. Соображения устойчивости требуют, чтобы задолго до достижения предельно-допустимых запасов природных ресурсов наука обеспечила бы их оценку, а этические ценности способствовали бы уменьшению интенсивности их использования. Рост экономики должен обеспечить оптимальный уровень жизни каждого, не разрушая его духовность и не развивая чрезмерные претензии на потребительство. Предполагая комплекс мер, связанных с проблемой роста населения, устойчивое развитие дает возможность этического выбора: либо жизнь в условиях обеспечения минимально необходимых потребностей, либо существование на грани выживания и постепенная гибель. Наука при планировании будущего должна подумать о мерах по нормированию демографических процессов и стабилизации роста населения. Жизненно необходимое действие заключается и в сохранении биоразнообразия, т.к. его исчезновение грозит разрушением биосферы. Поскольку все страны находятся во взаимозависимом положении, необходимо признание всеми общих интересов и осуществление сотрудничества на основе гуманных принципов справедливости и равенства. Анализ ос-

новных идей устойчивого развития показывает, что нет таких целевых установок этого развития [4], которые бы не были связаны с духовными «качествами» человека или общества, знаниями или нравственным содержанием. Роль их очень важна, поскольку определяет целенаправленность и целеустремленность в выборе дальнейших действий. Нет видимых причин, из-за которых человечество, если бы оно захотело и взялось за осуществление идей устойчивого развития, не смогло бы справиться с этой задачей.

Устойчивое развитие включает в себя разрешение проблемы потребления и этически обосновывает его ограничениями, ответственностью и долгом перед будущими поколениями. С одной стороны, в понимании цели устойчивости развития лежит этическая категория социальной справедливости в удовлетворении витальных потребностей всех слоев населения нынешнего поколения и всех последующих. С другой стороны, - это нравственная обязанность формирования такого непрекращающегося развития, в котором благополучие человека сопровождалось бы благополучием окружающей природы и всех живых организмов, ее населяющих. В целом, проблему устойчивого развития можно определить как проблему материализации нашего дальнейшего духовного совершенствования, т.е. такого изменения природопреобразующей деятельности под влиянием духовных ориентаций, которое позволяло бы природе самовосстанавливаться, а человеку удовлетворять свои витальные потребности. В связи с этим основным принципом устойчивого развития предлагается считать природосоразмер-ное сочетание духовности с практикой, заключающееся в научном понимании проблемы с этической и эстетической сторонами ее практического воплощения. Причем этот принцип должен сочетаться с неотложностью предполагаемых действий.

В духовном плане при стремлении к становлению устойчивого развития проблема ограничения потребностей станет одной из определяющих. Важно без промедления ориентировать сознание людей на понимание смысловой целостности и взаимообусловленности человека и природы, на ограниченность природных ресурсов. Поэтому в основании духовного совершенства должно лежать изменение материального потребления и замена утилитарных ценностей на духовные. Именно в этом направлении нужно совершенствовать всю систему духовно-практической деятельности (воспитание, образование, науку, искусство, этику, философию, идеологию). Самым быстродейст-венным средством в этом плане может стать правильная эколого-информационная политика, которая внедряла бы в сознание людей доминантную идею конкретного страха, основанного на последствиях преступно небрежной деятельности людей по преобразованию природы. Внедрение такой идеи должно стимулировать возникновение чувства, побуждающего к экологически ответственной деятельности. Конкретный страх должен стать стимулятором воли и ценностным регулятивом, направленным на общую гуманистическую цель устойчивого развития - выживание

человечества и удовлетворение людьми жизненно необходимых потребностей достаточно долгое время.

Другим важным регулятором устойчивого развития является сохранение ценностно-смысловой целостности культуры и ее эстетической составляющей. Поскольку искусство в последние годы органично интегрировалось в систему средств массовой коммуникации, оно обрело мощный канал влияния на сознание человека и общества в целом. С другой стороны, оно стало отрываться от физической реальности, от природы и ее целостности, стало терять свою эстетичность как мерило совершенства и гармонии. Искусство через достижения научного и технического прогресса стало способствовать доминированию не вербального способа постижения мира, а виртуального, отделяющего еще дальше человека от природы и ее натуральной эстетической ценности. Развивающаяся эстетическая недоразвитость лишает человека силы воображения, которая призвана в современной ситуации способствовать преобразованию мира в природосооб-разный мир. В силу же того, что творческий потенциал является своеобразным связующим звеном между искусством и наукой, из-за нарушения способности видеть может нарушиться способность мыслить. Поэтому следует использовать любые, в том числе и информационные, возможности, чтобы разрешить противоречие между социально-творческим началом и сохранением биосферы, направив научно-технический прогресс в русло экологических императивов и целей устойчивого развития [4].

При переходе к устойчивому развитию духовность должна черпать силы в знаниях, реализованных в науках. Именно научные знания, которые сыграли немалую роль в деградации биосферы, должны теперь помочь в рациональном управлении окружающей средой и развитием в целях выживания человечества (В.И.Вернадский, Э.В.Гирусов, В.А.Лось, Н.М.Мамедов, Н.Н.Моисеев, Е.В.Никонорова, В.С.Степин, Н.А.Трофимчук, А.Д.Урсул, Я.С.Яскевич и др.). В связи с этим представляется необходимой выработка этико-экологических критериев в выборе направления развития и совершенствования наук. Основным критерием при этом должна стать польза на благо человека и общества в их единстве с природой. К не менее важным моментам нужно отнести обязательность включения в систему познания самого человека, футурологический принцип на основе этики предостережения от возможного вреда, обязательную этико-экологическую оценку научных результатов и др. Формирование ценностных критериев современной науки возможно в рамках сближения и интеграции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания, дополнения его культурно-этическими параметрами и гуманистическими ориентирами. Любую глобальную проблему современности невозможно решить какой-либо одной или двум наукам. Возникла онтологическая необходимость организации наук по проблемному принципу, заключающемуся в интегра-тивном осмыслении проблемы и комплексном ее решении, с использованием методологических принципов синергетики. И итеративность знаний сейчас не-

обходима для исследования и поддержания в устойчивом состоянии биосферы, поэтому требует развития биосферный комплекс наук, важнейшей задачей которого было бы согласование законов развития общества с законами природы. Задача состоит в создании нового социоприродного рационализма наук, включающего в себя ценностные компоненты. Таким образом, современная наука, озадаченная моральными установками, должна стать стратегическим фактором выживания человечества на основе гармоничного сочетания критериев общественного развития и эволюции природных процессов.

В условиях, когда под сомнение ставится возможность дальнейшего существования жизни на Земле, усиливаются тенденции поиска этических норм и ценностей, составляющих основание духовности, в которых сама жизнь и ее сохранение рассматриваются как главный ценностно-нормообразующий принцип. Все более конкретными становятся этические проблемы разных наук. Сращивание этических проблем с научными наиболее ярко прослеживается на примере экологии. Экология исследует естественнонаучный материал вокруг проблемы сохранения жизненной среды. На ней основывается экологическая культура, которая совмещает природу с социальным окружением. Отсюда близость экологической сферы к социальным проблемам общества. Этическая сторона проблемы упирается в социально-нравственные позиции человека и общества по отношению к природе. Поэтому мерой экологической культуры выступает как раз экологическая этика, которая создает предпосылки экологических действий, ориентированных на сохранение и развитие природного (включая человека) бытия. Экологизация морали отражает осознаваемую зависимость человека и общества от сохранения определенного уровня состояния природы. То есть экологические условия среды жизни должны соотноситься с правилами нахождения в ней человека. Отсюда вытекает необходимость этизации экологических норм и экологизации этики и использование этого взаимодействия в качестве одной из методологических основ духовного регулирования процесса перехода общества к устойчивому развитию.

Цели любых действий должны подвергаться оценке со стороны дальних последствий, поэтому важнейшее значение приобретает футурология предостережения. Предположенная ею вероятность негативных последствий должна переживаться человеком так, чтобы возникло чувство, побуждающее к соответствующей деятельности по недопущению этих последствий. Таким чувством является страх. Именно через страх мораль и нравственность будут являться и регуляторами отношений человека и общества с природой. Страх за жизнь, как стимулятор экологической ответственности, становится именно тем аксиологическим регулятивом, который действует ради одной общей цели - выживания человека как вида в окружающей его биосфере, побуждая человека к природосо-образной деятельности [2]. Ответственность должна согласовываться с волей для ломки старых стереоти-

пов преобразования природы и установки новых духовных парадигм человеческой деятельности.

Сама же этика теперь требует понимания ее как теории, объектом исследования которой являются не только отношения между людьми, но и их отношения к природным явлениям. Тем более, что, во-первых, этические установления ответственности в сложившейся ситуации отношений между природой и обществом выводятся как раз из знания, касающегося факторов необходимости выживания и являющегося истинным и всеобщим (фактами, научно подтвержденными, являются такие, как потепление климата, наличие озоновых «дыр», повсеместное загрязнение питьевой воды и воздуха, ухудшение здоровья населения и т.д.). Во-вторых, эти моральные установления претендуют не на индивидуальный или социально-групповой характер, а на планетарный и универсальный. И, в-третьих, данные моральные нормы произрастают не из волевых решений индивида или социальной группы, а из самого реального бытия. Поэтому необходим научный анализ этических проблем отношения к природе. Этика призвана теоретически обосновать положение о том, что отношение человека к природе не должно строиться на основе только принципа полезности или целесообразности, а должно обосновываться принципами органической взаимосвязи, взаимозависимости, которые предполагают формирование специфических нравственных отношений. Новая этика должна вернуть людей к мере [5]. Причем это касается не только меры потребления, изменения образа жизни, но также демографической стабилизации и экономического развития. Она же должна определить содержание и установить границы человеческой деятельности из осмысления природно-социальной взаимозависимости и взаимообусловленности. Поэтому ближайшей целью диссертант определяет формирование новой этики как этики устойчивого развития на основе ответственности как критерия новой духовности. Только через духовность можно выработать сознательное отношение к биосфере как фундаменту жизни.

Построение этики устойчивого развития должно основываться на реальных следствиях действия и выражать объективную ответственность, а не только субъективное самоопределение личности. В связи с этим парадигма социоприродного императива должна соответствовать той ситуации, в которой человек сейчас находится, например: «Поступай так, чтобы следствия твоего действия были в согласии с непрерывностью подлинной человеческой жизни на Земле» [12, с. 110-112].

Ноосферные ориентации всей духовно-практической деятельности должны обеспечить не стихийное развитие общества и природы, а разумно управляемое. Целью науки должны стать не простое изучение конкретных фактов, например, изменения параметров биосферы, но и выработка на их основе экологического императива: системы абсолютных запретов и нравственно-экологических критериев в ограничении той или иной деятельности человека. Она должна уже сегодня ответственно назвать условия поддержания биосферы в том состоянии, которое бы

обеспечивало дальнейшее развитие человечества. Вся последующая наука, только будучи этичной, может претендовать на прогрессивность и гуманистич-ность. Наука же должна сыграть особую роль в выработке новых ценностей и мировоззренческих ориентиров. Поэтому особую роль предстоит сыграть наукам гуманитарного направления, которые, организуясь по проблемному принципу, могли бы комплексно направлять развитие в соответствии с целью выживания. Философия должна наполнить новым содержанием категории должного, причинности и необходимости, связать их социальность с природностью окружающего мира. Но чтобы разрешать противоречия между интересами, целями и задачами отдельных субъектов, необходимо в рамках социальных наук их выявить, высветить возможности выбора этих субъектов и вероятные последствия этого выбора для человечества. Поскольку при этом нельзя игнорировать несовершенство знаний о самом человеке, его внутренней сущности, то к вышеуказанному комплексу наук должны подключиться аналитическая и гуманистическая психология, которые через обогащение нашего сознания пониманием природного духа и изучение целостности человека в его высших проявлениях способствовали бы интегративному разрешению проблемы выживания.

Помимо совершенствования науки, важным этапом на пути перехода к устойчивому развитию должно стать улучшение «качества» самого человека, достичь которого невозможно без соответствующего воспитания и образования. Они должны обеспечить новый аспект ответственного отношения к природе как универсальной ценности на основе сосредоточения воли, мысли и действия. Целью образования и воспитания должно стать объяснение того, что жизнь есть главная ценность и сохранение ее должно быть главной Целью жизни.

Целью образования и предметом обучения должен стать сам человек и цели, отвечающие его жизненным интересам. Важно обучать человека через искусство, в частности, музыку, танец, театр и т.д. Оно способствует развитию не только эстетических чувств. Будучи тесно сплетенным с психологической и биологической сущностью человека, подобное обучение стимулирует познание глубинного человеческого «Я» [8; 11].. Развивая через искусство универсальную чувственность, можно улучшить способность чувственно воспринимать природу как цель и предмет духовной деятельности.

Будущая фаза развития человека должна стать его органическим духовным саморазвитием, основанным на самоограничении и самообуздании в отноше-

нии потребления, где каждый должен взять на себя бесконечную нравственную ответственность за судьбу биосферы. Сущностное совершенствование мира в стремлении привести его к устойчивому развитию возможно, но оно пойдет из духовной глубины человека, сформированного в его сознании приоритета нравственно-экологических действий. Движение к ноосфере - это движение к новому духовному состоянию человека и человечества. В этом плане преобразованию сознания должна способствовать наука о человеке, которая должна понять, что ценности, которыми движим человек, следует искать в природе самого человека, его деятельности. Эти ценности не нужно изобретать искусственным путем, а нужно познавать, как и любую тайну природы. Поэтому ценности, цели, устремления человека, до сих пор считавшиеся ненаучными, должны стать предметом ее изучения.

Возможны два пути в достижении понимания природы как предмета этической деятельности: путь добровольного (индивидуально волевого) согласия каждого и всех и путь законного принуждения через право. Человек, как существо разумное, должен осознать в процессе воспитания и образования, что выход из создавшегося отношения к природе нужно искать в себе: самодисциплине, самоконтроле и самоограничении. Это путь изменения образа жизни и потребления самостоятельно, без принуждения. Другой путь -через принуждение сверху законами и санкциями является менее привлекательным, но возможным. В таком сочетании этической системы, которая готовит духовную почву для самодисциплины, и политико-правовой системы, создающей силовое поле в виде законов, видится оптимальный путь формирования нравственно-экологического императива в отношениях человека с природой.

Таким образом, важно отметить, что риск в сохранении жизни, который возник сейчас, требует от человека напряжения всех духовных сил: познавательных, нравственных и эстетических. Наука, искусство, мораль, философия, образование, религия (роль которой требует отдельного изучения) должны подняться на качественно новый уровень комплексного подхода к решению возможности и необходимости коэволюци-онного развития человека и природы. Их взаимное влияние на основе здравого смысла позволит сблизить научное понимание проблемы дальнейшего развития человечества и духовное видение этого пути. Объединение науки и ценностных императивов сознания позволят урегулировать механизм практического взаимодействия человека с природой и на этой основе согласовать дальнейшие социально-экологические и экономические потребности общества.

1. Абрамов Ю.Ф., Кардонова И.А. Глобальная регионализация: содержание и особенности познания (экономико-политический аспект). Иркутск: ИГУ, 2005. 56 с.

2. Гайденко В.П., Смирнов В.А. Формирование двух типов отношения к природе в христианской культуре //Экологические проблемы в условиях перестройки. М., 1991. Вып. 11. С. 35

Библиографический список

3. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н. и др. Экология и экономика природопользования. М., 1998. С.83

4. Ващекин Н.И., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Глобализация и устойчивое развитие. М.: Слово, 2002.

5. Диденок В.Д. Духовная реальность и искусство: эстетика преображения. М.: Беловодье, 2005. 279 с.

6. Кульпин Э.С. Социоестественная история: предмет, метод, концепция. М., 1992. С.15

7. Соловьев В.С. Духовные основы жизни. Философские начала цельного знания // Избранные произведения. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 544 с.

8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / под общ. ред. Г.А.Балла и др. М.: Смысл, 1999. 424 с.

9. Фомина З.В. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов, 1997. С.109-115

10. Фромм Э. Душа человека. М.: ООО Издательство АСТ-ЛТД, 1998. 664 с.

11. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. СПб.: Питер, 2002.352 с.

12. Johas H.Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethik fur die technologische zivilization. Zurich, 1987.

УДК 72 (091) ББК 85. 113

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕРЕВЯННОЙ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА ИРКУТСКА ПО ПРИНЦИПУ ОКОННОГО ДЕРЕВЯННОГО ОБРАМЛЕНИЯ

В.С.Шишканов1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В статье приводится классификация стилей декора деревянной застройки Иркутска и раскрываются основные принципы классификации. Также приведены и проанализированы примеры декоративного убранства оконных проемов в деревянной архитектуре других городов России. Ил. 8. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: декор; наличник; обрамление; язычество; стили.

CLASSIFICATION OF HISTORICAL WOODEN BUILDINGS OF THE CITY OF IRKUTSK ON THE PRINCIPLE OF WINDOW WOODEN FRAMING V.S. Shishkanov

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article provides a classification of decor styles of Irkutsk wooden buildings, and reveals the basic classification principles. The author presents and analyses the decoration examples of window openings in the wooden architecture of other Russian cities as well. 8 figures. 4 sources.

Key words: decor; platband; framing; paganism; styles.

Декор памятников деревянной архитектуры Иркутска имеет глубокий культурологический и символический смысл, уходящий корнями в дохристианскую, языческую эпоху Древней Руси. Этот факт можно расценивать как шанс получить статус охраняемого объекта, дающий государственную охрану зданиям исторической деревянной застройки Иркутска, не вошедшим в перечень объектов культурного наследия. Однако надо отметить, что согласно литературным источникам декор рассматривается только как элемент декоративного искусства и упоминается в описании предметов, входящих в перечень охраняемых, в то время как основная ценность памятника измеряется исторической составляющей, планировкой и особенностями конструктивного решения.

Поскольку декор присутствует практически на всех деревянных объектах города, независимо от их статуса, то согласно поставленной цели в контексте данной статьи, все они являются ценными. Настоящее исследование в большей степени посвящено изучению оконного обрамления иркутской деревянной архитектуры, так как именно этот вид декоративного оформления помогает наилучшим образом классифицировать (отнести к определенному стилю) как декор фасада, так и сами объекты. Согласно исследованию А.И. Скворцова [4] «главным декоративным элемен-

том фасада дома является наличник окна». В этом же исследовании предложена классификация оконных обрамлений с точки зрения пропильного узора. В основу классификации положены две большие группы, одна из которых возникла под непосредственным воздействием архитектурных форм города и восприняла их конструктивно- декоративные особенности, а другая родилась в сфере народного творчества. Более точно автор предлагает классифицировать оконный декор по верхней части наличника:

- раскрепованный прямолинейный карниз с широкой подкарнизной доской - очелье (рис. 1);

- карниз «конем» с треугольным фронтоном очелья. Второй вид наличника восходит к древнерусским формам и является наиболее распространенным в центральной части России (рис. 2).

Выбор в пользу оконного декора связан в основном с тем, что декоративное оформление фриза, карниза, лопаток, подоконной части фасадов и т.д. не имеет характерных или более заметных отличий, нежели оформление наличников окон. Поэтому применяемый в исследовании принцип - «систематизация по оконному декору» вполне может быть (в большинстве случаев) основным критерием классификации деревянной архитектуры.

1Шишканов Владимир Сергеевич, аспирант, тел.: (3952) 597958; e-mail: Hazard1149@mail.ru Shishkanov Vladimir, Postgraduate Student, tel.: (3952) 597958; e-mail: Hazard1149@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.