Туркин М. М.,
ВЛИЯНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ НА ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
20.2. ВЛИЯНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ НА ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Туркин Михаил Михайлович, кандидат юридических наук
Nav_t@mail.ru
Лошкарев Игорь Олегович, магистрант кафедры государственно-правовых дисциплин Место учебы: Российский государственный социальный университет
loshkarev.1994@mail.ru
Аннотация: в статье комплексно исследуется влияние доступа к информации, содержащей государственную тайну на особенности заключения трудового договора. Анализируются нормативно-правовые акты, осуществляющие правовое регулирование государственной тайны в Российской Федерации. Авторами исследуется процедура приема на работу граждан на должности, предусматривающие допуск к сведениям, составляющих государственную тайну. Ключевые слова: государственная тайна, трудовой договор, правовое регулирование, степени секретности, процедура приема на работу.
INFLUENCE OF ACCESS TO INFORMATION CONTAINING STATE SECRETS ON THE SPECIFICS OF THE CONCLUSION OF AN EMPLOYMENT CONTRACT
Turkin Mikhail M., PhD in law
Nav_t@mail.ru
Loshkarev Igor O., master's degree 2 courses of full-time education Department of state and legal disciplines Study place: Russian state social University
loshkarev.1994@mail.ru
Annotation: the article explores the influence of access to information containing state secrets on the specifics of the conclusion of an employment contract. Analyzed are normative legal acts that carry out legal regulation of state secrets in the Russian Federation. The authors examine the procedure for recruiting citizens for positions that provide access to information that constitutes a state secret. Keywords: state secret, labor contract, legal regulation, the degree of secrecy, the procedure for hiring.
В последнее время на территории Российской Федерации устройство на работу (для кандидата) становится довольно сложным процессом. В первую очередь к будущему работнику выдвигаются различные требования, которым он должен соответствовать - «деловые качества». К ним относятся и владение иностранным языком, и умение управлять автомобилем, и обладание навыками обращения с компьютерной техникой и многое другое.
Помимо этого, работодатель начинает заботиться о своих «коммерческих секретах», старается не упустить важную информацию для конкурентов, для чего различные службы безопасности проверяют лояльность будущего работника, и в этот момент становится актуальным вопрос - «умеете ли вы хранить тайну?».
В свою очередь понятие тайна является достаточно широким, и под ним понимаются сведения, преднамеренно (умышленно) скрываемые лицом, ими обладающим. И фраза семьи Ротшильдов: «Кто владеет информацией, тот владеет миром», как и прежде остается актуальной.
Если же мы говорим о наличии у предпринимателей информации, распространение которой может пагубно повлиять на ведение бизнеса, то о тайнах государства говорить вообще не приходится.
Так, законодатель в Российской Федерации определяет государственную тайну как - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства [16, с. 17; 10].
Правовое регулирование государственной тайны в России осуществляется посредством: Конституции Российской Федерации; Федерального закона РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ; Закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1; постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» и другими нормативно-правовыми актами, в том числе ведомственными, согласованными в обязательном порядке с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны [3, ст. 2].
Нельзя не согласиться с Д.И. Кившиком, который в своей работе отмечает, что допуск граждан к государственной тайне является одним из способов ее защиты, так как вследствие проверочных мероприятий обнаруживаются те граждане, которые в наибольшей степени отвечают установленным требованиям, направленным на сохранность государственной тай-
Проблемы экономики и юридической практики
3'2018
ны. На основании содержания схем распределения обязанностей и регламентов работы, должностных и производственных инструкций должны основываться выводы о наличии в трудовой функции работы с информацией, составляющую государственную тайну [9, с. 141-142].
В то же время, по нашему мнению, допуск к государственной тайне не следует рассматривать лишь как способ выявления граждан, способных хранить государственную тайну, но и также как способ выявлять лиц способных данную тайну разгласить, что в эпоху распространенности телекоммуникационных средств общения может способствовать «утечки» охраняемой законом информации.
В свою очередь, в целях исключения приведенного выше примера, российский законодатель предусмотрел особые условия, которые в обязательном порядке должны быть указаны в трудовом договоре (далее - Контракт). Так, если вакантная должность предусматривает доступ к источникам, содержащим названные сведения (перерабатывать, обрабатывать, пересылать или другим образом использовать данные сведения), то работодатель, основываясь на российском законодательстве о государственной тайне, должен выдвинуть условие о включении в трудовой договор обязательства работника о неразглашении им указанных сведений, а также ряд других дополнительных условий [11; 13].
Наличие данного условия в контракте, заключенном с работником, означает, что последний принял на себя определенные обязанности, а также согласен с определенными ограничениями прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации [1, ст. 4398].
Статья 24 названного Закона предусматривает ограничение в следующих гражданских правах: в праве выезда за границу; в праве на распространение сведений, составляющих государственную тайну; в праве на неприкосновенность частной жизни (в период проведения необходимых проверочных мероприятий). Следовательно, кандидат на должность, предусматривающую работу с информацией составляющей государственную тайну, приличии желания, обязан подписать соответствующее согласие на ограничение его прав.
Так, российский законодатель устанавливает три степени секретности сведений, которые составляют государственную тайну, и грифы секретности для носителей, соответствующие этим степеням:
- «особой важности»;
- «совершенно секретные»;
- «секретные» [12, с. 126].
В постановлении Правительства РФ «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» закреплен порядок установления величины ущерба, который может быть причинен безопасности российского государства в результате распространения сведений, составляющих государственную тайну. Также им установлены правила отнесения данных сведений к той или иной степени секретности.
В ранее обозначенных в статье нормативно-методических документах устанавливаются качественные и количественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации. С помощью Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, определяется разграничение полномочий по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, между органами государственной власти [14].
Теперь рассмотрим вопрос, связанный с приемом соискателя на работу, предполагающую доступ к информации, содержащей государственную тайну. Процедура приема на такую работу несколько осложняется, и может затянуться на несколько месяцев. Помимо этого, при приеме на работу граждан Российской Федерации в различные организации, где обязательным условием для их устройства является наличие допуска к государственной тайне, существует ряд необходимых аспектов. Их игнорирование соискателем в будущем может привести к негативным последствиям, затрагивающим как самого претендента, так и организацию, в которую он устраивается.
Какие же конкретно нормативные правовые акты регламентируют прием соискателя на работу или службу?
Во-первых, это 10 и 11 главы Трудового кодекса РФ. Они устанавливают процедуру достижения договоренности, ее юридического закрепления в форме трудового договора, а также этапы приема кандидата в организацию [2, ст. 3].
Во-вторых, Постановление Правительства № 63 от 2010 года, в котором определяется порядок доступа граждан Российской Федерации и должностных лиц к государственной тайне, а также устанавливаются правила оформления учетных документов и список документации, необходимой для оформления подобного допуска [5, ст. 762].
В-третьих, это Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 989н от 2011 года. В нем утвержден реестр медицинских противопоказаний для трудовой деятельности с государственной тайной, определен порядок предоставления гражданам Российской Федерации и должностным лицам справки об отсутствии у них медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Также в нем установлен и ее срок действия [6, ст. 234].
В-четвертых, Закон «О государственной тайне» № 5485-1 от 1993 года. Им установлены временные ограничения для работающих лиц, которые имеют доступ к государственной тайне, закреплены их степени секретности и формы допуска [4, с. 8220-8235].
Для устройства на работу в различные организации, где обязательным условием для трудоустройства является наличие допуска к государственной тайне, гражданам Российской Федерации нужно пройти несколько этапов:
1. Предоставить необходимую документацию для трудоустройства в организацию. Список нужной документации закреплен в 65 статье Трудового кодекса Российской Федерации. Кроме нее в организацию нужно предоставить и ряд иных документов:
- справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- фото 4 на 6 в количестве двух штук;
- загранпаспорт (при наличии);
- копию свидетельства о заключении и (или) расторжении брака (при наличии);
- копию свидетельства о смерти близких родственников (при наличии);
- копию документов, подтверждающих награждение государственными наградами, почетными грамотами.
В соответствии с российским законодательством о государственной тайне в подобные организации не могут быть трудоустроены лица, имеющие:
- неснятую или непогашенную судимость;
Туркин М. М.,
ВЛИЯНИЕ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ НА ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
- медицинские противопоказания для работы в подобных организациях;
- лица, постоянно проживающие на территории иностранных государств, либо имеющие близких и родственников, проживающих за пределами Российской Федерации [15, с. 113].
Специальной номенклатурой должностей работников, которые подлежат оформлению на допуск к государственной тайне, устанавливается перечень должностей, на которые гражданам Российской Федерации при их трудоустройстве оформляется специальный допуск к государственной тайне. Поэтому трудоустройство граждан Российской Федерации на данные должности осуществляется в строгом соответствии с ней.
2. Ознакомиться с нормативно-правовыми актами в сфере защиты государственной тайны, в том числе с перечнем собственных прав и обязанностей, социальными гарантиями и ограничениями, вступающими в силу с момента подписания претендентом трудового договора и оформления ему допуска к государственной тайне.
3. Далее работником кадрового подразделения организации осуществляется проверка предоставленной гражданином Российской Федерации документации на ее соответствие пунктам рукописной анкеты претендента. После проведения проверки всех предоставленных документов и их финального редактирования, анкета гражданина Российской Федерации подписывается кадровым работником организации и заверяется печатью. Затем она, вместе с фотографией претендента и его медицинской справкой передается в режимно-секретный отдел организации [7, с. 7-8].
4. После этого проверка достоверности и правильности заполнения анкеты гражданином Российской Федерации осуществляется работником режимно-секретного отдела. В случае не обнаружения им каких-либо ошибок в анкете он приклеивает на нее фотографию претендента, ставит свою подпись на ней, заверяет печатью. Срок действия анкеты, после ее заполнения гражданином Российской Федерации равен одному месяцу. В случае если за этот период ввиду каких-либо причин допуск претенденту не будет оформлен, то анкета должна заполняться им повторно.
В след за этим гражданину Российской Федерации оформляется карточка-допуск. В ней содержится информация о его фамилии, имени, отчестве, дате рождения, месте регистрации и фактического проживания, а также сведения о его образовании, загранпаспорте, близких родственниках. Ей присваивается индивидуальный номер, на внешней стороне приклеивается фотография претендента. После этого она подписывается начальником режимно-секретного отдела организации и заверяется печатью. На внутренней стороне карточки-допуска отражается решение руководителя о допуске будущего сотрудника к государственной тайне. Там он ставит свою подпись и печать.
5. После оформления гражданину Российской Федерации карточки-допуска, работодатель вправе заключить с ним трудовой договор. Помимо этого, работодатель должен будет заключить с претендентом обязательство о не разглашении им сведений, составляющих государственную тайну. Оно является обязательным дополнением к трудовому договору. В соответствии с российским законодательством о государственной тайне данное обязательство должно быть составлено в двух экземплярах и подписано работником. Один экземпляр этой документации должен храниться в кадровом подразделении
организации, второй - передается работнику, в отношении которого и была составлена данная документация.
Последующая процедура трудоустройства гражданина Российской Федерации в организацию стандартна: издается приказ, оформляется запись в трудовой книжке, заполняется личная карточка на сотрудника.
В заключении хотелось бы отметить, что в настоящее время, век высоких информационных технологий, развитых социальных сетей и в целом социально-технического прогресса, информация стала одним из самых дорогих и необходимых ресурсов. Для успешного и эффективного развития государства, при условии рассмотрения государственной тайны отдельно, необходимо совершенствовать механизмы защиты данной информации от третьих лиц для сохранения и укрепления своего государственного суверенитета [8, с. 261].
Соответственно лица, претендующие на должности, связанные с доступом к государственной тайне, должны более тщательно проверяться уполномоченными на то лицами и структурными подразделениями. Так как нарушения или несоблюдение должностными лицами вышеперечисленных этапов трудоустройства граждан на должности, предусматривающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, может привести к утрате данных сведений или несанкционированному допуску к ним посторонних лиц.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,02%.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 года № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 года № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018): (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.02.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
3. О безопасности : федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015): (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.10.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 2.
4. О государственной тайне : закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 26.07.2017): (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 41. С. 8220-8235.
5. Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне : постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (ред. от 29.12.2016): (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 7. Ст. 762.
6. Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использований сведений, составляющих государственную тайну : приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 № 989н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.2011 № 22016) // Российская газета. 2011. № 234.
7. Воронцова М.А., Цветкова Д.В. Механизм получения лицензии на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну // Вопросы современной юриспруденции. 2016. № 11(61). С. 5-11.
Проблемы экономики и юридической практики
3'2018
8. Гильмуллина Д.А. Государственная тайна в правовом государстве // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 2. С. 259-261.
9. Кившик Д.И. Взаимодействие органов безопасности с государственными органами, другими органами и организациями в области защиты государственной тайны // Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие». Сборник избранных статей. - СПб.: Изд-во ГНИИ «Нацразвитие». 2017. С. 140-145.
10. Ленковская Р.Р., Изотова И.Н. Гражданско-правовые способы защиты информации. В сборнике: Актуальные проблемы российского законодательства Ситдикова Л.Б., Волкова М.А./ Сборник статей. Москва, 2010. С. 109-116.
11. Ленковская Р.Р. Правовое обеспечение конфиденциальности информации и персональных данных в Российской Федерации// Образование и право. 2013. № 7 (47). С. 135-141.
12. Сериков В.Н. К вопросу о тайнах государственных и не государственных // Право и безопасность. 2011. № 12. С. 122-126.
13. Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой режим информации// Юридический мир. 2007. № 5. С. 66-72.
14. Ситдикова Л.Б. Информация как правовая и как гражданско-правовая категория: статус информации в гражданском праве.// Гражданское право. 2007. № 2. С. 41-47.
15. Чуракова Е.Н., Лошкарев А.В., Таничев Г.В. Государственная тайна // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. - Пермь: Изд-во «ИП Сигитов Т.М.». 2017. С. 111-114.
16. Щербаченко А.К., Попандопуло Д.В. О проблеме критериев отнесения сведений к составляющим государственную тайну в области правоохранительной деятельности органов внутренних дел // Юристъ-Правоведъ. 2016. № 1(74). С. 16-22.
РЕЦЕНЗИЯ
В представленной статье проведено комплексное исследование, в котором рассматриваются как общетеоретические, так и практические вопросы влияния доступа к информации, содержащей государственную тайну на особенности заключения трудового договора. Дается определение понятию государственная тайна. Анализируются нормативно-правовые акты, осуществляющие правовое регулирование государственной тайны в Российской Федерации.
Также в статье раскрываются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и грифы секретности для носителей, соответствующие данным степеням. Обозначаются ограничения, налагаемые на граждан Российской Федерации в их гражданских правах при работе со сведениями, являющимися государственной тайной. Исследуется процедура приема на работу граждан на должности, предусматривающие допуск к сведениям, составляющих государственную тайну.
Помимо этого, авторами сделан обоснованный вывод, о том, что допуск к государственной тайне не следует рассматривать лишь как способ выявления граждан, способных хранить государственную тайну. Его следует также рассматривать как способ выявления лиц способных названную тайну разгласить. Одновременно сделан вывод о возможных способах распространения информации имеющий ограниченный доступ посредствам телекоммуникационный средств связи.
В целом статья Туркина М.М., Лошкарева И.О. отражает современные подходы к комплексному исследованию влияния доступа к информации, содержащей государственную тайну на особенности заключения трудового договора.
Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.
Рецензент,
Батеева Е.В.