Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА'

ВЛИЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
516
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дотдуева Жанна Борисовна, Богатырева Асият Сагитовна

В данной статье рассмотрены некоторые аспекты влияния дошкольного образования на развитие личности ребенка. Значительное внимание в ней уделяется требованиям к образовательным стандартам, траектории развития дошкольника. Психологи этот стандарт называют «нестандартный стандарт». Здесь внимание уделяется определенному отрезку конкретного возрастного этапа. Но в нем есть некоторые моменты, которые особенно важны с нашей точки зрения. Самобытность детства в последнее время начала утрачивать свое значение. Это было связано с тем, что общество, государство, родители предъявляли к дошкольному детству свои особые требования. В новом образовательном стандарте изменилась ситуация отношения к ребенку в рамках отечественной системы образования. Практическая значимость состоит в том, что материал статьи можно использовать при изучении социокультурной задачи в образовательном пространстве, в преподавании психологии развития, общей психологии, психологии личности, социальной психологии, социальной педагогики и различных спецкурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дотдуева Жанна Борисовна, Богатырева Асият Сагитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PRESCHOOL EDUCATION ON THE DEVELOPMENT OF THE CHILD'S PERSONALITY

This article discusses some aspects of the influence of preschool education on the development of the child's personality. Considerable attention is paid to the requirements for educational standards, the trajectory of the preschool child's development. Psychologists call this standard as "non-standard standard" . Here, attention is paid to the specific segment of the specific age stage. But there are some points in it that are particularly important from our point of view. The identity of childhood has recently begun to lose its significance. This was due to the fact that society, the state, and parents had their own special requirements for preschool childhood. In the new educational standard, the situation of the attitude to the child within the domestic education system has changed. The practical significance lies in the fact that the material of the article can be used in the study of socio-cultural problems in the educational space, in the teaching of developmental psychology, general psychology, personality psychology, social psychology, social pedagogy and various special courses.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»

недифференцированное^ личности подростка.

Полученные нами в исследовании результаты свидетельствуют о том, что дефицит модели психического формируется в семье, связан с личностными характеристиками родителей и, очевидно влияет на формирование делинквентного поведения. Характеристики межличностного взаимодействия подростка с родителями, а также их ментальные репрезентации фиксируются в виде устойчивой модели поведения, которая затем распространяется на отношения с другими людьми.

Дальнейшее изучение психологических особенностей подростков с делинквент-ным поведением и социальных условий их развития, позволит выявить внутренний потенциал развития личности подростка и разработать стратегию его реабилитации и реинтеграции в общество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, О.И. Особенности копинг-стратегий старших подростков из неполных семей / О.И. Иванова, О.Р. Бусарова // Психология и право. - 2020. - Том 10., № 1. - С. 103-115.

2. Найденова, А.В. (2005), Модель психического детей-сирот : автореф. дис. ... канд. пси-хол. Наук // Найденова Антонина Вячеславовна. - Москва, 2005. -28 с.

3. Сергиенко, Е.А. Развитие модели психического как ментальный механизм становления субъекта / Е.А. Сергиенко // Субъект, личность, психология человеческого бытия : коллективная монография / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. - Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - С. 113-146.

4. Сергиенко, Е.А. (2020), Модель психического в онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко, Е.И. Лебедева, О. А. Прусакова. - Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. - 415 с.

5. Российское законодательство XI-XVIII веков об уголовной ответственности несовершеннолетних / С.Н. Шишков, Е.В. Макушкин, Е.Г. Дозорцева, В.Д. Бадмаева, Е.В. Нуцкова // Психология и право. - 2020. - Том 10, № 4. - С. 231-244.

REFERENCES

1. Ivanova, O. I. and Busarova, O. R. (2020), "Features of coping strategies of older adolescents from incomplete families", Psychology and Law, Vol. 10, No. 1, pp. 103-115.

2. Naidenova, A.V. (2005), Model of the mental state of orphaned children, dissertation, Moscow

3. Sergienko, E. A. (2005), "The Development of theory of mind as a mental mechanism of formation of the subject", The Subject, personality, psychology of human existence, Publishing house "Institute of psychology RAS", Moscow, pp. 113-146.

4. Sergienko, E. A. Lebedeva, E. I. and Prusakova, O. A. (2020), The mental Model in ontogenesis of the person, Publishing house "Institute of psychology RAS", Moscow

5. Shishkov, S. N. Makushkin, E. V. Dozortseva, E. G. Badmayeva, V D. and Nutskova, E. V. (2020), "Russian legislation of the XI-XVIII centuries on criminal liability of minors", Psychology and Law, Vol. 10, No. 4, pp. 231-244.

Контактная информация: gartvik.elena@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.06.2021

УДК 159.96

ВЛИЯНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

РЕБЕНКА

Жанна Борисовна Дотдуева, старший преподаватель, Асият Сагитовна Богатырева,

старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет имени

У.Д. Алиева, Карачаевск

Аннотация

В данной статье рассмотрены некоторые аспекты влияния дошкольного образования на развитие личности ребенка. Значительное внимание в ней уделяется требованиям к образовательным

стандартам, траектории развития дошкольника. Психологи этот стандарт называют «нестандартный стандарт». Здесь внимание уделяется определенному отрезку конкретного возрастного этапа. Но в нем есть некоторые моменты, которые особенно важны с нашей точки зрения. Самобытность детства в последнее время начала утрачивать свое значение. Это было связано с тем, что общество, государство, родители предъявляли к дошкольному детству свои особые требования. В новом образовательном стандарте изменилась ситуация отношения к ребенку в рамках отечественной системы образования. Практическая значимость состоит в том, что материал статьи можно использовать при изучении социокультурной задачи в образовательном пространстве, в преподавании психологии развития, общей психологии, психологии личности, социальной психологии, социальной педагогики и различных спецкурсов.

Ключевые слова: психология личности, образование, развитие, индивидуальность, личность, сюжетно-ролевая игра, субъект деятельности, коммуникация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p419-422

INFLUENCE OF PRESCHOOL EDUCATION ON THE DEVELOPMENT OF THE

CHILD'S PERSONALITY

Zhanna Borisovna Dotdueva, the senior teacher, Asiyat Sagitovna Bogatyreva, the senior teacher, Aliev Karachay-Cherkessia State University, Karachaevsk

Abstract

This article discusses some aspects of the influence of preschool education on the development of the child's personality. Considerable attention is paid to the requirements for educational standards, the trajectory of the preschool child's development. Psychologists call this standard as "non-standard standard". Here, attention is paid to the specific segment of the specific age stage. But there are some points in it that are particularly important from our point of view. The identity of childhood has recently begun to lose its significance. This was due to the fact that society, the state, and parents had their own special requirements for preschool childhood. In the new educational standard, the situation of the attitude to the child within the domestic education system has changed. The practical significance lies in the fact that the material of the article can be used in the study of socio-cultural problems in the educational space, in the teaching of developmental psychology, general psychology, personality psychology, social psychology, social pedagogy and various special courses.

Keywords: personality psychology, education, development, personality, personality, story-role-playing game, subject of activity, communication.

Тема влияние дошкольного образования на развитие личности ребенка особенно актуальна в рамках нового стандарта образования в дошкольных образовательных учреждениях. Значительное внимание в ней уделяется именно детской психологии и дошкольной психологии. Психологи этот стандарт называют «нестандартный стандарт»[5]. Почему такое произошло? Здесь внимание уделяется определенному отрезку конкретного возрастного этапа. Но в нем есть некоторые моменты, которые особенно важны с нашей точки зрения.

Самобытность детства в последнее время начала утрачивать своего значения. Это было связано с тем, что общество, государство, родители предъявляли к дошкольному возрасту свои особые требования. Эти требования не всегда соответствовали тому пути, по которому собственно развивается ребенок [1]. Если сейчас речь идет о том, что ребенок должен выбирать свой индивидуальный маршрут, а взрослый должен ему помогать в этом вопросе, то здесь встает вопрос - а каким образом? Ведь огромное количество детей, которым, если предоставить сейчас право выбора, хочет ли он учиться, узнавать что-то новое, ребенок в большинстве случаев выбирает или телевизор, или компьютерные игры. Он не хочет учиться. Но учиться надо. А в школе новые образовательные стандарты. И учитель начальной школы тоже должен учитывать индивидуальность и самобытность ребенка. А ребенок не готов, он не хочет и, что делать потом с этим ребенком. Так вот, задача воспитателя как раз в том, чтобы ребенок захотел. Любой ребенок. И сделать это мож-

но, только очень хорошо разбираясь в каких-то личностных особенностях, в особенностях развития, в особенностях возраста. Так же и в психологических. Подобрать педагогические инструменты непосредственно для этого возраста [4; 6].

В новом образовательном стандарте изменилось ситуация отношения к ребенку в рамках нашей системы образования. И изменилось, кстати, отношения к воспитателю. Если раньше первым представителем государства, с которой встречался ребенок с точки зрения государства, был учитель начальной школы, то сейчас в рамках введения стандарта и уточнение позиции о том, что дошкольное образование - это полноправное начальная ступень образовательной системы. Теперь первым представителем государства, с которым сталкивается ребенок и родитель - является воспитатель. По большому счету, статус воспитателя теперь вырос в разы. Соответственно, требования тоже другие [2]. Если учитывать специфику возраста, особенности возраста, то приходится отказаться от некоторых аспектов, которые были в понимании этого периода ранее.

Дети перестали уметь играть в сюжетно-ролевые игры. Они умеют играть в развивающие игры, они умеют играть в компьютерные игры, некоторые уже умеют читать в этом возрасте. Но все-таки, сюжетно-ролевая игра является основой для нашего будущего, взрослого, нормального поведения. Потому что в старшем возрасте нас ожидают существенные проблемы [7]. Причем есть еще одна проблема, которая в принципе, тоже существенно «бьет» по ребенку. Это количество детей в семье. Разница в возрасте между детьми. Когда у ребенка в семье нет партнера по играм. А сюжетно-ролевая игра это такой вид игры, в которой невозможно играть одному, но, разве что, с воображаемыми друзьями. Но это не совсем полноценный вариант, потому что тогда невозможно прийти к истине в споре [3]. Соответственно, единственное место, где у ребенка остается возможность научиться играть в сюжетно-ролевую игру - это детский сад. Потому что на площадке взрослые всегда находятся рядом с ребенком. А это не дает ребенку принимать самостоятельные решения. Это не дает ему возможность самому решать какие-то проблемы, которые возникают во время игры. В детском саду эти возможности есть. Там есть возможность отточить свои навыки игры. Именно поэтому роль дошкольного образования на данный момент очень велика.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акбаева Д. Д. Психолого-педагогические особенности организации игр для повышения эффективности социализации ребенка-дошкольника / Д. Д. Акбаева // Семья и дети в современном мире : материалы Международной научно-практической конференции / под общей и научной редакцией В.Л. Ситникова. - Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2019. - С. 17-26.

2. Психологические факторы, оказывающие влияние на устойчивость личности / Л.Х. Ачабаева, А.С. Богатырева, Ж.Б. Дотдуева, Л.А. Бахина, Н.М. Аджигайтарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 615-619.

3. Ачабаева Э.Т. Исследование особенностей общения детей дошкольного возраста / Э. Т. Ачабаева // Молодежь. Наука. Образование : сборник научных трудов. - Карачаевск : КЧГУ, 2020. -С. 18-23.

4. Бостанова С. Н. Психологическая поддержка развития личности младшего школьника учителями / С. Н. Бостанова // Повышение качества образования воспитания в современном образовательном пространстве России : материалы Международной научно-практической конференции. - Москва : «Спутник+», 2017. - С. 46-50

5. Дотдуева Ж.Б. Психологические факторы удовлетворенности личности условиями образовательного процесса / Ж.Б. Дотдуева, Д.Р. Базарова, А.И. Чернова, И.И. Басхаева // Вестник Университета Российской академии образования. - 2018. - № 5. - С. 45-51.

6. Семенова Ф.О. Психологическое сопровождение безопасной образовательной среды в условиях перехода на новые образовательные стандарты / Ф. О. Семенова // Дети. Общество. Будущее : материалы III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». - Москва, 2020. - С. 276-278.

7. Эсеккуева Т.А. К проблеме межличностных отношений в разновозрастных группах дошкольников / Т.А. Эсеккуева // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: сборник научных трудов / Отв. ред. Чомаева Г.А. - Карачаевск : КЧГУ, 2019. -С. 144--148.

REFERENCES

1. Akbayeva, D.D. (2019), "Psychological and pedagogical features of the organization of games to improve the effectiveness of socialization of a preschool child", Family and children in the modern world, Materials of the International Scientific and Practical Conference, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, pp. 17-26.

2. Achabaeva, L.H., Bogatyreva, A.S., Dotdueva, Zh.B., Bakhina, L.A. and Adzhigaytarova, N.M. (2020), "Psychological factors influencing the stability of the personality", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 615-619.

3. Achabaeva, E.T. (2020), "Research of communication features of preschool children", Youth. Science. Education, Collection of scientific papers, KCSU, Karachaevsk, pp. 18-23.

4. Bostanova, S.N. (2017), "Psychological support for the development of the personality of a younger schoolboy by teachers", Improving the quality of education in the modern educational space of Russia, Materials of the International Scientific and Practical Conference, Sputnik+, Moscow, pp. 46-50.

5. Dotdueva, Zh.B., Bazarova, D.R., Chernova, A.I. and Baskhaeva, I.I. (2018), "Psychological factors of personal satisfaction with the conditions of the educational process", Bulletin of the University of the Russian Academy of Education, No. 5, pp. 45-51.

6. Semenova, F. O. (2020), "Psychological support of a safe educational environment in the conditions of transition to new educational standards", Children. Society. Future, Materials of the III Congress "Mental Health of the XXI century", Moscow, pp. 276-278.

7. Esekkueva, T.A. (2019), "On problem interpersonal relations in different age groups of preschool children", Traditions and innovations in psychology and social work, Collections of scientific papers, KCSU, Karachaevsk, pp. 144-148.

Контактная информация: gerbekova2012@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.05.2021

УДК 159.923.33

К ВОПРОСУ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Юлия Владимировна Жильцова, кандидат психологических наук, доцент, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

Аннотация

Введение. Изучение проблемы отклоняющегося поведения имеет особую важность, поскольку в настоящее время очевидна потребность государства и общества в сдерживании роста проявлений социальных девиаций современной молодежи. Данный факт обуславливает необходимость глубокого изучения отклоняющегося поведения, факторов его развития, разработки и введения эффективных профилактических и коррекционных технологий, основанных на объективной и своевременной диагностике социальных отклонений. В последнее время доминирующими факторами отклоняющегося поведения являются кризисы государства, экономики, общества и личности. Итак, объектом нашего исследования является отклоняющееся поведение современной молодежи. Цель исследования - изучить условия возникновения отклоняющегося поведения современной молодежи, а именно психологические особенности личности и её склонность к проявлению девиаций. Методика и организация исследования: в исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет, проживающие в г. Рязани и обучающиеся в высших учебных заведениях, в количестве 128 человек, использована методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) и индивидуально-типологический опросник (Л.Н. Собчик). Результаты исследования и их обсуждение: научная новизна исследования заключается в том, что выявлены психологические условия, влияющие на формирование отклоняющегося поведения современной молодежи, доказана зависимость между психологическими особенностями личности и возникнове-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.