Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНИК / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / GAME / PLAY ACTIVITY / PRESCHOOL CHILD / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / UPBRINGING / DEVELOPMENT / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забоева Майя Алексеевна

Статья посвящена проблеме организации игровой деятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации. Раскрыто первостепенное значение игры как сквозного механизма развития личности воспитанника, оказывающего существенное влияние на становление всех психических процессов личности; сущность игры как культурной практики и педагогической формы, специфические черты свободной игры ребенка, такие как непринужденность, естественность. Автором обозначены особенности дидактических и свободных игр дошкольников, подчеркивается необходимость и самоценность каждого из этих видов игры. Описаны возможные источники развития игровой культуры у дошкольников. В работе указаны организационно-методические проблемы, с которыми сталкивается практический работник в процессе организации игровой деятельности в детском саду, реализуя требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, некоторые способы их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забоева Майя Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF THE EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE GAME IN THE MODERN PRESCHOOL EDUCATION CONDITIONS

The article is devoted to the problem of organizing children's play activity in a pre-school educational organization. The article reveals the primary importance of the game as a cross-cutting mechanism for the development of the pupil's personality which has a significant impact on the formation of all mental processes of the individual; the essence of the game as a cultural practice and pedagogical form, specific features of the child's free play such as ease and naturalness. The author identifies the features of didactic and free games of preschool children, emphasizes the necessity and self-worth of each of these types of games. Possible sources of game culture development in preschool children are described. The paper indicates the organizational and methodological problems that a kindergarten’s educator faces in the process of organizing play activity in a kindergarten, implementing the requirements of the Federal State Educational Standard of Preschool Education and some ways to resolve them.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ИГРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

siteta: (g. Nizhnevartovsk, 6-7 aprelja 2020) [X¥7I All-Russian scientific and practical conference of Nizhnevartovsk State University. Part 2. Social Sciences]. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskij gosudarstvennyj universitet, 2020, pp. 166-170.

2. Ore O. Priglashenie v teoriju chisel [Invitation to number theory]. Moscow: Nauka, 1980. 128 p.

3. Rossijskaja Federacija. M-vo obrazovanija i nauki. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija: prikaz ot 17.12.2010 g. № 1897 [Elektronnyi resurs] [On the approval of the federal state educational standard for basic general education]. URL: https://clck.ru/NbHGs (Accessed 09.11.2020).

4. Primernaja osnovnaja obrazovatel'naja programma osnovnogo obshhego obrazovanija: odobrena resheniem feder. ucheb.-metod. ob#edinenija po obshhemu obrazovaniju, protokol ot 08.04.2015 N 1/15: red. ot 04.02.2020 [Elektronnyi resurs] [Approximate basic educational program of basic general education]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus».

5. Ushinskij K.D. Pedagogicheskie sochinenija. V 6 t. T. 4 [Pedagogical works. In 6 volumes.Vol. 4]. Egorov S.F. (ed.). Moscow: Pedagogika, 1989.

6. Fuentes P. Reading Comprehension in Mathematics. The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas, 2010, no. 72, pp. 81-88.

8. Vilenius-Tuohimaa P.M., Aunola K. The association between mathematical word problems and reading comprehension. An International Journal of Experimental Educational Psychology, 2008, no. 28, pp. 409-426.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

П.В. Жигалова, студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование (Профиль: Математика)», ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, Россия, e-mail: Zhigalova.PV@yandex.ru.

СВЕДЕНИЯ О НАУЧНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ:

Е.Ю. Бутко, преподаватель кафедры физико-математического образования, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, Россия, e-mail: butko@nvsu.ru, ORCID: 0000-0003-2276-0142.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

P.V. Zhigalova, 4rd-year Student of the direction in Pedagogical Education (Mathematics), Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia, e-mail: Zhigalova.PV@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE SCIENTIFIC LEADER:

E.Yu. Butko, Lecturer, the Department of Physical and Mathematical Education, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia, e-mail: butko@nvsu.ru, ORCID: 0000-0003-2276-0142.

УДК 373.2

Майя Алексеевна Забоева

г. Шадринск

Реализация воспитательно-образовательного потенциала игры в условиях современного дошкольного образования

Статья посвящена проблеме организации игровой деятельности детей в условиях дошкольной образовательной организации. Раскрыто первостепенное значение игры как сквозного механизма развития личности воспитанника, оказывающего существенное влияние на становление всех психических процессов личности; сущность игры как культурной практики и педагогической формы, специфические черты свободной игры ребенка, такие как непринужденность, естественность. Автором обозначены особенности дидактических и свободных игр дошкольников, подчеркивается необходимость и самоценность каждого из этих видов игры. Описаны возможные источники развития игровой культуры у дошкольников. В работе указаны организационно-методические проблемы, с которыми сталкивается практический работник в процессе организации игровой деятельности в детском саду, реализуя требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, некоторые способы их разрешения.

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, дошкольник, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, воспитание, развитие, образование.

Maiia Alekseevna Zaboeva

Shadrinsk

The realization of the educational potential of the game in the modern preschool education conditions

The article is devoted to the problem of organizing children's play activity in a pre-school educational organization. The article reveals the primary importance of the game as a cross-cutting mechanism for the development of the pupil's personality which has a significant impact on the formation of all mental processes of the individual; the essence of the game as a cultural practice and pedagogical form, specific features of the child's free play such as ease and naturalness. The author identifies the features of didactic and free games of preschool children, emphasizes the necessity and self-worth of each of these types of games. Possible sources of game culture development in preschool children are described. The paper indicates the

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020

45

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

organizational and methodological problems that a kindergarten's educator faces in the process of organizing play activity in a kindergarten, implementing the requirements of the Federal State Educational Standard of Preschool Education and some ways to resolve them.

Keywords: game, play activity, preschool child, Federal State Educational Standard of Preschool Education, upbringing, development, education.

Игра - любимый вид деятельности детей дошкольного возраста. Это объясняется множеством причин: в ходе игровой деятельности они взаимодействуют, обмениваются впечатлениями и опытом, проявляют симпатию и антипатию, учатся договариваться и др.

Игру и детство невозможно отделить друг от друга. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка [3]. Приобретает особое значение и правильная организация развивающей предметно-пространственной игровой среды в дошкольной образовательной организации, принципы построения которой также определены в Стандарте и эффективно реализуются в педагогической практике.

Н.А. Короткова рассматривает игру детей в двух аспектах: как культурную практику и как педагогическую форму [1].

Игра как культурная практика предполагает свободу, позволяет ребенку овладеть игровой культурой, обладающей такими чертами:

- свобода,

- необязательность;

- наличие внутренней цели (удовольствие от процесса деятельности).

Игра как педагогическая форма теряет некоторые обозначенные черты, решает обучающие задачи, наполнена программным содержанием. В ней прослеживается доминирующая позиция взрослого, который ставит цели перед воспитанниками, сосредоточивает и удерживает их внимание на содержании. Так реализуется дидактическая игра.

Как отмечает Р. Кайуа, игра - «это деятельность свободная, ее нельзя сделать обязательной для игрока, чтобы она не утратила свою природу радостно-влекущего настроения» [1, С. 13].

Важнейшей особенностью детской игры А.В. Микляева называет элемент свободы, связанный с осуществлением игровой деятельности. Ребенка невозможно включить в игру «насильно», помимо воли [2].

По требованию ФГОС ДО, педагогам необходимо поддерживать спонтанность, естественность игры. Однако, по-прежнему, одной из тенденций современного воспитательно-образовательного процесса в детском саду является вытеснение из него свободной детской игры в угоду дидактической. Другая тенденция - отсутствие должного внимания к свободной (творческой) игре дошкольника.

Вопрос об излишней дидактизации воспитательно-образовательного процесса звучит так: как использовать возможности игры в целях макси-

мального развития ребенка, не сделав при этом нагрузку на ребенка непосильной, оставив достаточное время для свободной игры? Скорее, должна быть выбрана разумная позиция взрослого (педагога и родителя) - сочетание игр с правилами с предоставлением свободы для игр по инициативе ребенка. Ребенок может с удовольствием выполнить задания в дидактической игре, но у него всегда останется желание самостоятельного организовать сюжетную игру с выделением роли (со словами «А давай ты будешь ...») и созданием воображаемой ситуации. И позиция взрослого не должна быть ограничена навязыванием лишь обучающих игр с правилами. Сюжетные игры позволяют ребенку ощутить свободу (выбора сюжета, воображаемой ситуации, партнеров по игре, ее длительности и т.д.), получить удовольствие. В то же время, игры с правилами учат детей ставить перед собой задачу, разрешать ее, быть дисциплинированными, некоторые из них развивают чувство времени, способность выполнять задание в указанный временной отрезок - все это будет способствовать переходу ребенка на новую ступень образования и принятию позиции школьника. Безусловно, игра как вид культурной практики и игра как педагогическая форма необходимы, самоценны, незаменимы, обладают значительным воспитательно-образовательным потенциалом. Важная задача современного образования - развивать их, не прибегая к «перегибам».

При оценке состояния сюжетно-ролевой игры современных дошкольников многие теоретики и практики указывают на такие тенденции в ее развитии: она не достигает высокого уровня, в частности, дети не разыгрывают сюжет от начала до конца, у них нет заранее продуманного плана. Однако сущность сюжетно-ролевой игры и состоит в том, чтобы быть свободным в действиях, в развитии воображаемой ситуации. С другой стороны, справедливо отмечается, что сюжеты игр однотипны, речь детей бедна, действия невыразительны, что требует особого внимания со стороны педагогов.

Одним из источников развития детской игровой культуры ранее являлось детское сообщество, в частности, городской (сельский) двор [1]. По сути, это разновозрастная группа детей, объединенная не только территориально, но и по интересам. В ней дети учились взаимодействовать, развивали нравственные, коммуникативные качества и в доступной форме осваивали культуру игры. В современном мире «дворовая культура» по множеству причин представлена слабо. Таким образом, один из источников развития детской игры утерян. В связи с этим актуальным становится вопрос: кто бы мог стать

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ™ __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-0291

PEDAGOGICAL SCIENCES

таким носителем игровой культуры для ребенка? Безусловно, им должен стать взрослый.

По мнению Н.А. Коротковой, родители могут стать такими источниками игровой культуры, но в современных условиях, когда большинство из них вовлечены в «потребительскую гонку» [1, С. 47] и чрезмерно заняты, следовательно, не могут реализовать имеющийся воспитательный потенциал.

Дети в группе детского сада могут и сами влиять на становление игры друг друга. Однако зачастую это влияние прямо противоположно ожидаемому. По исследованиям К. Гарви и Н.А. Коротковой, в группе детского сада «игра, скорее, снижается, чем подтягивается к уровню более развитых детей, которые приобрели игровой опыт дома» [1, С. 48]. Совершенствование игровых умений происходит в совместной игре с авторитетным партнером - педагогом.

В процессе вхождения в детскую игру в качестве партнера педагог может столкнуться с некоторыми проблемами:

1). Отсутствие гибкости поведения: необходимо, чтобы педагог мог из позиции наставника-учителя легко и своевременно перейти в позицию партнера по игре. На практике же часто видим две крайности: либо дисциплинарная строгость и требования, либо педагог-друг, который уже не может контролировать ситуацию.

2). Определение места игровой деятельности в образовательном процессе. Сегодня он разделен на 2 части: организованная образовательная деятельность и свободная игра. Поскольку первая часть -обязательная, требования к ее проведению высокие и серьезные, то свободная игра воспринимается педагогами часто как время отдыха от детей, он следит преимущественно за соблюдением культуры поведения воспитанниками.

3). Спорным является вопрос руководства сюжетными играми детей. Какие приемы следует использовать педагогу: прямого или косвенного руководства? Как их применение повлияет на развитие детской игры? По-прежнему встречаются попытки научить детей играть в «хорошие» игры, с правильным ролевым содержанием, управлять игрой детей.

Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко в педагогическую науку был предложен термин «формирующая игра». Она означает подключение взрослого к свободной игре детей, при этом он выступает как равноправный партнер и в то же время как носитель игровой культуры, демонстрирующий сложные способы игровой деятельности. Так педагог позволяет ребенку перейти на более высокий уровень игры. При этом все специфические свойства игры сохраняются (свобода, ненавязчивость, непринужденность и естественность обстановки и др.).

4). Кроме того, имеет место и оказывает значительное влияние на реализацию трудовых функций педагога «профессиональная усталость воспитателя». По определению Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, под ней понимается эмоциональный фон напряжения, пресыщения, который иногда вызывается постоянной погруженностью в общество маленьких детей. В таком случае может усиливаться авторитарная позиция взрослого, давление на детей, либо, наоборот, им предоставляется полная свобода, в том числе и в игровой деятельности. Такое случается и профессионалами своего дела, любящими воспитанников.

В целом, следует сказать, что совместная игра ребенка и педагога должна выглядеть естественной и непринужденной для ребенка, но для педагога это должна быть серьезная деятельность, требующая тщательной подготовки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Короткова, Н.А. Сюжетная игра дошкольников / Н.А. Короткова. - Москва : Линка-Пресс, 2016. - 256 с. -Текст : непосредственный.

2. Микляева, А.В. Психология детской субкультуры : учеб.-метод. пособие / А.В. Микляева. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. - 228 с. - Текст : непосредственный.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 14.11.2020). - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Korotkova N.A. Sjuzhetnaja igra doshkol'nikov [Role game for preschoolers]. - Moscow: Linka-Press, 2016. - 256 p.

2. Mikljaeva A.V. Psihologija detskoj subkul'tury: ucheb.-metod. posobie [Psychology of children's subculture]. Sankt-Peterburg: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2018. - 228 p.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija [Elektronnyi resurs] [Federal state educational standard of preschool education]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (Accessed 14.11.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

М.А. Забоева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования,

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: zaboyevi@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3360-4188.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

M.A. Zaboeva, Ph. D. in Pedagogic Science, Associate Professor of the Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: zaboyevi@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3360-4188.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.