Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДИСЦИПЛИНУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ВУЗАХ'

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДИСЦИПЛИНУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пушкарева Арина Юрьевна, Коробейникова Елена Ивановна

Проблема укрепления и сохранения здоровья актуальна в любые времена как для общества в целом, так и для подрастающего поколения. Физическая активность является ключевой составляющей, определяющей благополучное здоровье человека на протяжении всей его жизнедеятельности, ее недостаток увеличивает риск заболеваний. Выбор тех или иных методов по проведению и организации воспитательной и обучающей деятельности определяется профессиональными навыками учителя, педагога в сочетании как с личной заинтересованностью, так и с предстоящими задачами формирования физической культуры личности, культуры здорового образа жизни молодежи. В работе рассматриваются проведение занятий по физической культуре в период сложной эпидемиологической обстановки в стране, причины низкой продуктивности дистанционных занятий и приведены способы решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пушкарева Арина Юрьевна, Коробейникова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF DISTANCE LEARNING ON THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" IN UNIVERSITIES

The problem of strengthening and preserving health is relevant at any time both for society in jeneral and for the younger generation in particular. Physical activity is a key component that determines a person's well - being throughout his life, its lack increases the risk of diseases. The choice of certain methods for conducting and organizing educational and training activities is determined by the professional skills of a coach, a teacher in combination with both personal interest and the upcoming tasks of forming the physical culture of the personality, the culture of a healthy lifestyle of young people. The paper discusses the conduct of physical education classes during a difficult epidemiological situation in the country, the reasons оf the low productivity of distance learning and provides ways to solve this problem.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДИСЦИПЛИНУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" В ВУЗАХ»

УДК 796

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ДИСЦИПЛИНУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ВУЗАХ

THE IMPACT OF DISTANCE LEARNING ON THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE» IN UNIVERSITIES

Пушкарева Арина Юрьевна

студент

институт технологии, экономики и сервиса Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г.Волгоград, Россия Pushkareva Arina Yurievna student

institute of technology, economics and service Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Коробейникова Елена Ивановна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г.Волгоград, Россия Korobeynikova Elena Ivanovna senior lecturer department of the physical culture Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. Проблема укрепления и сохранения здоровья актуальна в любые вре-мена как для общества в целом, так и для подрастающего поколения. Физическая активность является ключевой составляющей, определяющей благополучное здоровье человека на протяжении всей его жизнедеятельности, ее недостаток увеличивает риск заболеваний. Выбор тех или иных методов по проведению и организации воспита-тельной и обучающей деятельности определяется профессиональными навыками учителя, педагога в сочетании как с личной заинтересованностью, так и с предстоящими задачами формирования физической культуры личности, культуры здорового образа жизни молодежи. В работе рассматриваются проведение занятий по физической культуре в период сложной эпидемиологической обстановки в стране, причины низкой про -дуктивности дистанционных занятий и приведены способы решения данной проблемы.

Abstract. The problem of strengthening and preserving health is relevant at any time both for society in jeneral and for the younger generation in particular. Physical activity is a key component that determines a person's well-being throughout his life, its lack increases the risk of diseases. The choice of certain methods for conducting and organizing educational and training activities is determined by the professional skills of a coach, a teacher in combination with both personal interest and the upcoming tasks of forming the physical culture of the personality, the

culture of a healthy lifestyle of young people. The paper discusses the conduct of physical education classes during a difficult epidemiological situation in the country, the reasons оf the low productivity of distance learning and provides ways to solve this problem.

Ключевые слова: физическая культура; дистанционное обучение; студенты; здоровый образ жизни.

Key words: physical education; distance learning; students; healthy lifestyle.

Выбор темы не случаен, в настоящее время актуальность выбранной темы по-прежнему высока, так как эпидемиологическая обстановка в регионах оставляет желать лучшего. В статье рассматриваются причины низкой продуктивности дистанционных занятий по предмету «Физическая культура» и приведены способы решения данной проблемы.

Цель исследования предполагает определение основных методов и форм реализации дистанционного обучения в процессе преподавания физической культуры для дальнейшего совершенствования образовательного процесса в вузе.

Задачи:

1) изучить преподавание такого предмета как «Физическая культура» в рамках дистанционного обучения;

2) выявить проблемные зоны в дистанционном формате преподавания физической культуры.

В процессе исследования использовались изучение и анализ источников научно-методической литературы, обработка изученного материала.

В последние несколько лет все чаще появляется вопрос о качестве образования и возможностях его улучшить. В связи с событиями последних лет, а именно, многочисленной заболеваемостью населения, что все чаще заставляет учебные заведения закрываться на карантин, появляются проблемы, связанные с отсутствием должной подготовки к проведению дистанционных занятий.

В России медиа-сфера развивается значительно медленнее, чем в других странах, следовательно, сложнее грамотно распределить время, ресурсы и количество информации, необходимой для проведения урока. Эта проблема касается и дисциплины «Физическая культура». Небольшой процент учебных заведений (школ, колледжей и вузов) заинтересовано в сохранении должной подготовки уроков физической культуры во время карантина. Чаще всего предмету уделяется малое количество часов, а во время дистанционного образования дисциплина представляет собой конспектирование готового материала или выполнение типовых заданий, что влечет за собой снижение двигательной активности учащихся, отсутствие у них желания заниматься спортом.

Вследствие отсутствия должной мотивации и регулярных занятий спортом здоровье обучающихся находится под угрозой. Учащимся не хватает организованности для выполнения физических нагрузок в должной мере вне стен учебных заведений. Решением этой проблемы могло бы стать проведение дистанционных уроков в формате тренировок, но качество онлайн-образования в России на данном этапе оставляет желать лучшего. В стране недостаточно ресурсов для оснащения учебных заведений техникой с необходимой мощностью и скоростью интернета, чтобы занятия

проходили без технических неполадок.

С указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» традиционная форма обучения претерпела значительные изменения. Обучение с использованием современных информационных технологий повлекло за собой создание новой образовательной среды, которая в процессе обучения предоставляла возможность обучающимся самостоятельно овладевать знаниями в условиях постоянно-обновляющейся информации. Студенты, находящиеся на дистанционном обучении не так сильно ограничены в пространстве и времени, что может позволить проводить занятия по дисциплине в любое удобное для сторон время. Однако, нельзя не учитывать специфику данного предмета, по причине которой обучение не может быть реализовано полностью. Для реализации обучения в правильном формате требуется сочетать практическую самостоятельную работу студента и развитие творческого подхода к обучению. Подобная концепция разрабатывается в настоящее время. При использовании новых методов образовательного процесса реализовываются образовательные требования.

Рассмотрим эти методы:

Создание, развитие и укреплении мотивационной составляющей. Конечно же, дистанционное обучение предполагает больше свободного времени у студентов, однако, превалирующая часть учащихся не может грамотно распоряжаться им. Студенты могут потерять мотивацию к учебе, оставляя большое количество заданий на крайний срок.

Использование большего объема теоретических материалов в новых форматах. Данный метод подразумевает отличную от обычной подачу материала: это и множественное количество учебных пособий, и демонстрационных презентаций, и цифровых онлайн-видео. Вряд ли учащиеся будут заинтересованы в прочтении сплошного текста, либо конспектировании огромного количества материала. Следует составлять более творческие задания, при выполнении которых будет учитываться не только необходимость в проверке знаний теоретической базы учащихся, но и развитие их мыслительных, творческих способностей. Данный метод предполагает подачу материала в динамичном, интерактивном формате, при его помощи формируется мировоззренческая система научного подхода к физической культуре, повышается мотивация у обучающихся, тем самым, вовлекая их в подробное постижение физической культуры.

Тесты как способ оценки знаний учащихся в условиях дистанционного обучения. Данный метод является одним из эффективных, так как можно быстро отследить уровень знаний обучающихся по дисциплине и провести анализ ошибок и темы, по которым большинство студентов не имеют полной осведомленности. Электронные тестирования находят широкое применение в различных образовательных учреждениях и разных дисциплинах, в области проверки знаний этот метод наиболее универсален [1, с. 60].

Таким образом, участие квалифицированных педагогов в создании теоретических баз дисциплины «Физическая культура» необходимо и так же важно, как исполь-

зование различных технологий дистанционного образования для качественного и эффективного образовательного процесса в условиях самоизоляции. Профессионализм преподавательского состава играет огромную роль особенно в период дистанционного обучения. Отказ от привычного проведения уроков, мобильность и быстрая адаптация к постоянно меняющейся ситуации - вот что представляет собой работа педагога. Качественная преподавательская работа зачастую выражается в выстраивании психолого-педагогических аспектов физической культуры. Кроме того, физическая культура представляет собой, прежде всего, практическую дисциплину, однако введение дистанционного формата обучения в значительной степени сузило основные цели физической культуры, ограничив двигательные и функциональные особенности дисциплины [2, с. 51-55]. Это значит, что педагог находится в довольно сложной с профессиональной точки зрения ситуации. Необходимо и выполнять учебный план, и находить новые пути подачи материала для обучающихся, чтобы замотивировать их к получению знаний и правильному подходу к собственному здоровью.

Еще одним немаловажным фактором является видение конечной цели. Каждый из нас охотнее выполняет какое-то задание, если в полной мере осознает ценность полученного в конце результата. Целью освоения дисциплины «Физическая культура» является формирование убеждений, интересов, ценностей, а также осознанного подхода к внедрению спорта в свою жизнь. Как нам известно, дистанционное обучение в большинстве своем связано с сидячим образом жизни и предполагает длительное время, проведенное за компьютером. Именно поэтому необходимо совершенствовать методы ведения физической культуры, чтобы учащиеся осознавали важность спорта и здорового образа жизни.

Использование комплексного подхода как в техническом, так и в теоретическом плане, способно в наибольшей степени удовлетворять требования образовательной программы в совершенствовании физического воспитания учащихся. Время дистанционного образования можно использовать для формирования определенных спортивно-ценностных ориентиров, которые необходимы для самореализации лич-ности. Это значит, что на момент дистанционной формы образования дисциплина «Физическая культура» находит свое выражение в формировании теоретических знаний и мировоззренческих позиций у обучающихся.

Несмотря на сложную обстановку в мире и отсутствие возможности проводить занятия очно, есть множество способов следовать учебному плану. К примеру, все мы осведомлены о большом количестве онлайн-платформ для обучения, подготовки к экзаменам или тренировкам. С помощью опроса можно выявить, какая форма работы привлекает учащихся больше всего. Может быть, часть ребят захочет заниматься йогой с помощью видеороликов, фитнесом или аэробикой. Часть обучающихся может предпочесть отрабатывать полученные знания с помощью написания творческих работ. Это могут быть статьи, монографии или рефераты. Однако, несмотря на формат работы, все студенты будут заинтересованы в изучении дисциплины и правильном ее усвоении.

Стоит помнить также о том, что некоторые ограничения в связи с эпидемиологической обстановкой в нашей стране уже снимаются, а это значит, что в скором време-

ни есть возможность вернуться к прежнему формату работы касаемо дисциплины «Физическая культура». Но также есть вероятность, что и после снятия ограничений часть занятий можно будет проводить в режиме онлайн, тем самым, укрепляя сферу интернет-образования и пробуя новые техники для обучения.

Обобщив все то, что было приведено выше, можно сформулировать вывод, что физическая культура действительно необходима, даже если формат дистанционного обучения значительно снизил возможности ее проведения в должной форме. Грамотный преподаватель ищет новые пути для проведения занятий в новом формате, и со временем данный вид обучения будет осуществляться на более высоком уровне. Спорт должен присутствовать в жизни каждого из нас - именно это необходимо донести до студентов, тем самым, сформировав их мотивационную среду. С помощью интерактивных видео, презентаций, большого количества новой и полезной информации можно будет заинтересовать и развить у обучающихся осознанное и организованное отношение к себе и своему здоровью. Какой бы не был итог, можно уверенно утверждать, что физическая культура и спорт необходимы, и должны занимать свое место в жизни любого человека, особенно подрастающего поколения. Ведь прежде всего это забота о себе, своем здоровье, а значит и светлом будущем.

Литература

1. Волков В. Ю. Компьютерные технологии в физической культуре, оздоровительной деятельности в образовательном процессе// Теория и практика физической культуры. 2001. № 2. С. 60-63.

2. Петров П. К. Информационная компетентность как основа для формирования профессионализма будущих специалистов по физической культуре и спорту // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. №3. С. 51-55.

References

1. Volkov V. Yu. Komp^yuterny^e texnologii v fizicheskoj kuTture, ozdoroviteTnoj deyateTnosti v obrazovateTnom processe [Computer technologies in physical culture, health-improving activities in the educational process]. Teoriya i praktika fizicheskoj kuTtury - Theory and practice of physical culture, 2001, no. 2, pp. 60-63.

2. Petrov P. K. Informacionnaya kompetentnosf kak osnova dlya formirovaniya professionalizma budushhix specialistov po fizicheskoj kuTture i sportu [Information competence as a basis for the formation of professionalism of future specialists in physical culture and sports]. Fizicheskaya kuTtura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: education, education, training, 2010, no. 3, pp.51-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.