Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ONLINE: СПЕЦИФИКА И НЕОБХОДИМОСТЬ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ONLINE: СПЕЦИФИКА И НЕОБХОДИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / РЕЖИМ СНА / ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Людмила Михайловна, Быкова Диана Игоревна

В данной работе рассмотрены актуальные проблемы дистанционного обучения, а именно, потребность в организации дистанционных занятий по дисциплине «Физическая культура» для студентов. На основании проведенного исследования было заключено, что совершенствование дистанционного обучения является необходимостью. Для решения данной проблемы были разработаны рекомендации по организации академических занятий по дисциплине «Физическая культура» в формате online. Совершенствование системы организации дистанционного образования необходимо в современных условиях развития общество. Предложенные варианты образовательного процесса имеют ряд преимуществ и недостатков, поэтому комплексное их использование не рассматривается. Проблемы во многом заключаются в том, что невозможно быстро и результативно деформировать образовательный процесс на иную форму, поэтому данные методы могут быть актуальны в определенный период времени или использоваться как дополнительные задания к очным академическим занятиям. Совершенствование образовательного процесса является необходимым условием современного высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянова Людмила Михайловна, Быкова Диана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS ONLINE: SPECIFICS AND NECESSITY

In this paper, the actual problems of distance learning are considered, namely, the need for the organization of distance learning in the discipline «Physical Culture» for students. Based on the conducted research, it was concluded that the improvement of distance learning is a necessity. To solve this problem, recommendations were developed for the organization of academic classes in the discipline «Physical Culture» in the online format. Improvement of the system of organization of distance education is necessary in modern conditions of development of society. The proposed variants of the educational process have a number of advantages and disadvantages, so their complex use is not considered. The problems largely lie in the fact that it is impossible to quickly and effectively deform the educational process into a different form, so these methods may be relevant in a certain period of time or used as additional tasks for full - time academic classes.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ONLINE: СПЕЦИФИКА И НЕОБХОДИМОСТЬ»

УДК 796.819

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ONLINE: СПЕЦИФИКА И НЕОБХОДИМОСТЬ

PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS ONLINE: SPECIFICS AND NECESSITY

Лукьянова Людмила Михайловна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Lukyanova Lyudmila Mikhailovna senior lecturer department of physical culture Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Быкова Диана Игоревна

студент

Институт русского языка и словестности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Волгоград, Россия Bykova Diana Igorevna student

Institute of russian language and lexicology Volgograd state socio-pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В данной работе рассмотрены актуальные проблемы дистанционного обучения, а именно, потребность в организации дистанционных занятий по дис-циплине «Физическая культура» для студентов. На основании проведенного исследования было заключено, что совершенствование дистанционного обучения является необходимостью. Для решения данной проблемы были разработаны рекомендации по организации академических занятий по дисциплине «Физическая культура» в формате online. Совершенствование системы организации дистанционного образования необходимо в современных условиях развития общество. Предложенные варианты образова-тельного процесса имеют ряд преимуществ и недостатков, поэтому комплексное их использование не рассматривается. Проблемы во многом заключаются в том, что невозможно быстро и результативно деформировать образовательный процесс на иную форму, поэтому данные методы могут быть актуальны в определенный период времени или использоваться как дополнительные задания к очным академическим занятиям. Совершенствование образовательного процесса является необходимым условием современного высшего образования.

Abstract. In this paper, the actual problems of distance learning are considered, namely, the need for the organization of distance learning in the discipline «Physical Culture» for students. Based on the conducted research, it was concluded that the improvement of distance learning is a necessity. To solve this problem, recommendations were developed for the

organization of academic classes in the discipline «Physical Culture» in the online format. Improvement of the system of organization of distance education is necessary in modern conditions of development of society. The proposed variants of the educational process have a number of advantages and disadvantages, so their complex use is not considered. The problems largely lie in the fact that it is impossible to quickly and effectively deform the educational process into a different form, so these methods may be relevant in a certain period of time or used as additional tasks for full-time academic classes.

Ключевые слова: дистанционное обучение; физическая активность; физическая подготовка; здоровый образ жизни; режим сна; правильное питание; методические рекомендации.

Keywords: distance learning; physical activity; physical fitness; healthy lifestyle; sleep mode; proper nutrition; methodological recommendations.

Несколько лет назад говорить о проведении дистанционных занятий было нехарактерно для образовательных организаций. Однако, современная эпидемиологическая ситуация способствовала временной трансформации формата академических занятий и, в зависимости от ограничительных мер, организации вынуждены установить дистанционный и смешанный формат обучения для того, чтобы избежать больших скоплений людей в одном месте. Проблема организации дистанционных занятий по физической культуре является актуальной, так как студенческий возраст важный период жизни человека: изменяется режим дня, питание, увеличиваются нагрузки, уменьшается количество свободного времени, а в условиях дистанционного образования уменьшается физическая активность, что способствует развитию многих заболеваний. Недостаток физической активности пагубно сказывается на состоянии внутренних органов, приводит к развитию тяжелейшей патологии, вызывает расстройства эмоциональной сферы, депрессии, неврозы [1].

Нами было проведено исследование физической активности студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета (далее ВГСПУ). В исследовании приняли участие 150 студентов института русского языка и словесности, которым было необходимо в течение пяти дней отмечать часы прием пищи, часы сна, часы, проведенные за ПК и, с помощью специального приложения «Здоровье» фиксировать количество шагов. Полученные показатели отражены в диаграммах (рисунок 1).

■ сбитый режим дня, неправильное питание, низкий уровень физической активность

■ нормальный режим сна, среднее питание, средний уровень физической активности

■ правильный режим сна и питания, высокий урокень физической активности

■ правильный редим сна, среднее питание, низкий уровень фтизической активности

Рис. 1. Мониторинг здорового образа жизни студентов ВГСПУ

Как видно на диаграмме, 2/3 студентов института русского языка и словесности имеют низкий уровень физической активности. Анализируя данные студентов, были определены основные причины, по которым отсутствует физическая нагрузка. 9 из 10 студентов ответили, что дистанционное обучение требует много времени на выполнение теоретических и практических заданий по другим предметам, поэтому занятие спортом отходит на второй план и времени на это не хватает.

Преобладает сидячий образ жизни, неправильное питание и отсутствие сна на форе стресса и волнения. Образовательная программа Волгоградского государственного социально-педагогического университета предполагает двигательную активность студентов с 1 по 3 курс на занятиях по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». Однако, в условиях дистанционного обучения часы занятия спортом преимущественно были заменены выполнением теоретических заданий. Совершенно справедливо считать, что физическая культура включает в себя не только навыки и практическое применение знаний, но и теоретическое просвещения. Однако, как показало исследование, полностью исключать физическую нагрузку нельзя. Для решения данной проблемы нами были разработаны методические рекомендации, направленные на повышение физической активности студентов в отведенные для данной дисциплины часы.

Одним из признаков здорового образа жизни является правильное питание. Необходимость соблюдения правильного питания, исключение быстрых перекусов для студентов имеет большое значение [2]. Поэтому, было предложено вводить в практику дистанционных занятий «Марафоны правильного питания». Для удобства организации студентами правильного питания в домашних условиях были предложены приложения для телефона, созданные специалистами, например, «Правильное питание», «Диеты - правильное питание», «Счетчик калорий от Fat Secret» и др. Длительность марафона устанавливается преподавателем. Отчет по результатам марафона проводились в формате доклада на академических онлайн

занятиях. Перед запуском марафона даны необходимые рекомендации студентам и активные ссылки на источники достоверной информации о калорийности продуктов, об индивидуальных особенностях организма. На основании полученных рекомендаций, студенты смогут не только самостоятельно подобрать питание на неделю марафона, но и использовать знания в дальнейшем по индивидуальной необходимости.

Норма физической нагрузки высчитывается для каждого человека индивидуально, поэтому необходимость знаний и в данном случае является острой проблемой и актуальным вопросом. Решить данную проблему мы предлагаем посредством демонстрации правильности и корректности упражнений, направленных на поддержание общей физической активности, т. е. разминка. Посредством видеоконференций организовать «домашнюю разминку» несложно, однако, для упрощения процесса, мы предлагаем разделить на каждое занятие упражнения по группам мышц. Это позволит закрепить теоретические знания, соответственно, определить значение разминки для себя, сильные и слабые места физической кондиции каждого студента. Такой формат проведения академических занятий позволит контролировать физическую активность студентов, совершенствовать физические возможности студентов индивидуально.

Общее самочувствие человека является важным условием при выборе физической нагрузки, поэтому необходимо обеспечить определенными знаниями и студентов [3]. Общее самочувствие определяется посредством измерения пульса и давления. Для более точного результата необходимо сравнить эти показатели до и после кратковременных физических нагрузок. Такое обследование можно организовать как на академическом занятии в дистанционном формате, так и самостоятельно для каждого. Данные заносятся в дневник самоконтроля.

Еще один способ увеличения мотивации к физической активности можно обеспечить посредством организации пеших соревнований. Данный способ активно используется во многих бытовых приложениях, например, социальная сеть «ВКон-такте» часто организовывает турниры, а показатели считаются в самом приложении. Сотовый оператор «Мегафон» также использовал данный способ как средство увеличения тарифных категорий «Гиги за шаги». По нашему мнению, состязательная обстановка может способствовать увеличению физической активности. Важным условием здесь является соблюдение ежедневной нормы. Для возрастной группы студентов нормой является 10000 шагов. Такой способ может стать причиной прогулок на свежем воздухе, что поможет улучшить кровообращение в организме и снять напряжение с глаз, после долгой работы по учебным заданиям на ПК.

Оптимальным и приспособленным способом организации занятий можно определить видео-визитки. Мы предлагаем пропагандировать здоровый образ жизни в сети, т.е. в социальных сетях участников. Участникам необходимо смонтировать ускоренное видео месячного марафона утренней зарядки. Преимущество здесь в том, что данный способ не занимает много времени, в отличии от зарядки в дистанционном формате академических занятиях, позволяет ввести в свой распорядок дня привычку утренней зарядки. К концу видео участникам необходимо дать отзыв о данном марафоне, например, какие изменения наглядные и ненаглядные

появились, как трудно было заставить себя каждое утро разминаться, появилось ли желание продолжить зарядку вне марафона.

Проводя дополнительное тестирование студентов, участвовавших в исследовании, мы определили, что 50% из них не знакомы с многими видами спорта. Так, например, чтобы решить данную проблемы, необходимо проводить внутригруп-повой мониторинг в формате квиза или квеста. Относительно недавно был разработан бесплатный сайт myQuiz.ru, который позволяет в прямом эфире наблюдать за выбранными ответами студентов. Мы предлагаем использовать данный сайт для дополнительного просвещения и проверки знаний студентов на различные темы, посвященные спорту в целом и конкретно в регионе.

Необходимость использования перечисленных способов организации дистанционных занятий обосновано результатами исследования. Важная задача преподавателя, который выбирает форму взаимодействия на академическом занятии - учитывать индивидуально-психологическое состояние, так как резкие физические нагрузки могут стать причиной ухудшения физического состояния. Психологическая подготовка студентов также является условием для применения данного рода способов и форм организации занятий, так как готовность систематизации распорядка дня, питания и сна требует осознанности студентов в данном вопросе.

К минусам применения составленного нами комплекса можно отнести: при подготовке к исследовательским и теоретическим заданиям необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии (далее - ИКТ), соответственно, цель данных занятий деформируется и становится резонной изначальному варианту; наличие атрибутов, необходимых для прове-дения дистанционных занятий, т. е. для наглядности выполнения физических упраж-нений необходимо использование камеры смартфона или ПК, а для комментирования - использование микрофона. Как показывает проведенные нами опрос, 5% ранее участвовавших в исследовании студентов не имеют возможность дистанционного общения на академических занятиях. Далее, к минусам данного комплекса можно отнести материальное состояние и отсутствие времени. Так, 17% учащихся, в условиях дистанционного образования, вынуждены обеспечивать себя материально, соответственно, по ряду причин не могут выполнять минимальные требования по марафонам или соревнованиям по ходьбе.

Мы пришли к выводу о том, что практиковать дистанционное образование по физической культуре необходимо планомерно и регулярно, это позволит выработать ряд привычек, которые в дальнейшем студенты могут использовать в собственных целях. К тому же, основу здорового питания и правильный режим дня необходим каждому человеку для нормализации и совершенствования физического здоровья, психологического состояния и познавательной деятельности.

Предложенные рекомендации позволят студентам выработать полезные привычки, а также получить необходимые знания по физической культуре и определить индивидуальные особенности и возможности своего организма.

Литература

1. Рыбачук Н. А. Эффективность онлайн-обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Вып. 3. С. 7-12.

2. Шутова Т. Н., Якуц Е. И., Рыбакова Е. О. Особенности создания онлайн-курсов по физической культуре и спорту // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. Вып. 12. С. 297-301.

3. Соловьев М. М., Тихонов Р. Г., Купреев М.В., Святченко П. Б. Влияние онлайн -занятий по физической культуре на работоспособность студентов в условиях самоизоляции // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. № 10. С. 348-351.

References

1. Rybachuk N. A. Effektivnost' onlayn-obucheniya po distsipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» [The effectiveness of online training in the discipline "Physical culture and sport"]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya - Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, 2020, Issue 3, pp. 7-12.

2. Shutova T. N., Yakuts E. I., Rybakova E. O. Osobennosti sozdaniya onlayn-kursov po fizicheskoy kul'ture i sportu [Features of creating online courses in physical culture and sports]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta - Scientific notes of Lesgaft University, 2020, Issue. 12, pp. 297-301.

3. Solov'ev M. M., Tikhonov R. G., Kupreev M.V., Svyatchenko P. B. Vliyanie onlayn-zanyatiy po fizicheskoy kul'ture na rabotosposobnost' studentov v usloviyakh samoizolyatsii [The influence of online physical education classes on students' performance in self-isolation]. // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta - Scientific notes of Lesgaft University, 2020, no. 10, pp. 348-351.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.