ВЛИЯНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ И КОММУНИКАТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Н.А. Бреднева
Bredneva N.A. Influence of dialogue tasks on the cognitive and communicative activity of the students in the process of studying a foreign language. The article is dedicated to the investigation of influence of dialogue tasks on the cognitive processes of students studying a foreign language. The author represents types of dialogue tasks upgrading the cognitive and communicative activity of the students.
Обращение к идее диалога в педагогике в настоящее время обусловлено гуманистической направленностью происходящих изменений в образовании - переосмыслением роли личности в культуре, развитием теории личностно-ориентированного обучения.
В идее диалога заложены способы развития личности в культуре: диалог позволяет сказать «свое слово» (М.М. Бахтин), услышать «слово» собеседника и, тем самым, «вступить в диалог» с окружающим миром на основе равноправного общения.
В последнее время идея диалога получила свое распространение не только в лингвистике и педагогике, но ив философии, психологии, истории, культурологии. Это объясняется значительным интересом к данному явлению по причине его многозначности и глубины.
Диалогическая речь в плане ее лингвистических особенностей была и остается предметом исследования отечественных и зарубежных лингвистов, в частности, С.С. Берк-нера, Г. А. Вейхмана, Т.Г. Винокур, И.Р. Гальперина, М. Л. Михалина, Л.В. Щербы,
Л.П. Якубинского и др.
Проблеме обучения диалогической речи при изучении иностранного языка посвятили свои труды следующие ученые: И. Л. Бим, Д.И. Изаренков, Ц. Йотов, Г.М. Кучинский, Е.М. Розенбаум, В.Л. Скалкин, Э.П. Шубин и др.
Анализ научной литературы свидетельствует об актуальности идеи диалога для совершенствования теории и практики современного образовательного процесса. Диалог считается одним из активных методов обучения, который позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся. Однако диалогические приемы не
занимают в настоящее время доминирующей позиции ни в школе, ни в вузе. Это объясняется несколькими причинами:
1. Неразработанностью системы обучения диалогу.
2. Недостаточным вниманием преподавателей к данному приему.
Несмотря на имеющиеся работы в области методики обучения диалогической речи, еще не все вопросы решены и не использованы резервные возможности для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся при обучении основным формам и функциональным типам диалога.
Диалог требует такого взаимодействия субъектов учебного процесса, в результате которого будут созданы условия для становления и развития личности с ее индивидуально-неповторимым восприятием мира и осмыслением способов взаимодействия с окружающими.
Диалогическое мышление и общение осуществляется на практике с помощью диалогических заданий. Суть диалогических заданий состоит в обращении к личности субъекта образовательного процесса, развитии и обогащении ее опыта. В этом случае происходит переориентация с усвоения знания, задаваемого извне, к необходимости прийти к решению путем рассуждения, сравнения, анализа, интерпретации, выражения личностного опыта.
Диалог является одним из действенных способов развития коммуникативной компетенции, который способствует приобретению и развитию критического мышления, логического оформления собственных мыслей на иностранном языке, умения слушать и слышать собеседника и адекватно реагировать.
В отличие от монологических заданий, которые основаны на эксплуатации памяти, диалогические задания развивают умения выражения собственной точки зрения, критического восприятия, логического анализа, самоанализа, прогнозирования, сопоставления точек зрения, сравнения информации, выражения оценочных суждений.
Диалогические задания направлены на развитие и обогащение личностного опыта обучаемых в плане развития культуры диалогического мышления и общения: преодоление субъективно-одностороннего понимания в восприятии окружающего мира, развитие критичности мышления и толерантного отношения к иному мнению, умение доказательно и аргументированно рассуждать, соблюдать логическую последовательность в изложении, анализировать и интерпретировать смыслы, понятия и т. д. Диалогическое общение предполагает отказ от авторитарной позиции, равноправное двустороннее взаимодействие, активную роль всех задействованных в общении сторон и способствует развитию «своего голоса», своей позиции в «диалоге личностей».
Применение диалога на занятиях иностранного языка позволяет значительно активизировать учебную деятельность учащихся, повышает их мотивацию к учению. Если при других видах работы ученики могут оставаться безучастными, наблюдать учебный процесс «со стороны», то диалог включает в работу всех без исключения.
Обращение к диалогу как способу активизации познавательной деятельности учащихся вызывает необходимость рассмотрения влияния диалога на познавательную деятельность личности.
Диалогическое общение активизирует сознательные и подсознательные процессы психики - восприятие, мышление, память, и, следовательно, является мощным средством активизации познавательной деятельности студентов. Благодаря использованию различных типов диалогов у студентов создаются предпосылки для вызова из памяти и переноса языкового материала в конкретные ситуации общения. Разнообразие диалогического материала способствует индивидуализации обучения, дает возможность максимально реализоваться любому учащемуся -коммуникативному и некоммуникативному.
Постоянное использование диалогов на занятиях обеспечит развитие навыков аудирования и говорения. Диалогические задания «заставляют» учащихся активно пользоваться всеми накопленными знаниями, умениями, навыками; извлекать их из памяти в нужный момент. Кроме того, диалогическое общение развивает умения логического анализа, выражения своего мнения, сопоставления различных точек зрения. При диалогическом подходе к обучению происходит передача знаний не обычным, информационным методом, не напрямую от преподавателя к учащимся, а опосредованно, через общение и взаимодействие. Идет ориентация не на память обучаемых, не на механическое заучивание фраз, а на осмысленное общение, в процессе которого происходит автоматическое запоминание учебного материала. Все перечисленные выше факторы будут способствовать активизации мыслительных процессов студентов - восприятия, понимания иностранной речи на слух, мышления, и, в конечном итоге, обеспечат активизацию познавательной деятельности студентов.
Для решения диалогических задач необходимо развитие диалогического мышления, для которого характерна ориентация не на себя, а на собеседника, совместный поиск решения проблемы.
Диалогическое общение предполагает развитие «своего голоса» в диалоге, наличие своей точки зрения. Вместе с тем, для удачного протекания диалога необходима атмосфера сотрудничества, речевое взаимодействие партнеров, стремление к пониманию друг друга. Диалог позволяет приобрести навыки и умения рассуждать, полемизировать, вести дискуссию.
Для развития познавательной и коммуникативной активности на занятиях иностранного языка могут быть использованы следующие виды диалогических заданий:
1. Задания для развития умения выражать собственную точку зрения.
2. Задания для развития умения выделять и соотносить различные точки зрения.
3. Задания для развития умения выделять причинно-следственные связи и логически анализировать факты, мнения.
4. Задания для развития умения смыслового прогнозирования.
5. Задания для развития умения выражать оценку явлений, событий, фактов.
Использование диалогических заданий в обучении создает реальные педагогические возможности для перенесения акцента с познания предметного мира на развитие индивидуальной позиции, «слова», «голоса» каждого учащегося в процессе обучения. Диалогические задания стимулируют изменения в способе мышления студентов, которые проявляются в умении анализировать, сопоставлять и интерпретировать факты, мнения, критически воспринимать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Применение диалога дает возможность дифференцированного подхода к процессу обучения и позволяет исходить не из общих требований, а из реального уровня каждого учащегося и выбирать индивидуальные методы и средства повышения познавательной и коммуникативной активности.
Диалогические приемы обучения побуждают субъекта выработать собственное понимание в процессе рассуждения и группо-
вого обсуждения. Для таких приемов важна способность учащихся к самооценке, рефлексии, внутреннему диалогу.
Диалогическое общение подразумевает отказ от авторитарной позиции, предполагает равноправное двустороннее взаимодействие, активную роль всех участвующих в общении сторон, способствует развитию «своего голоса» и становлению «сопричастной» позиции в «диалоге личностей». Тем самым создаются реальные педагогические возможности для развития и обогащения личностного опыта обучаемых.
Таким образом, диалог обладает широким спектром возможностей и имеет очевидные преимущества перед другими видами работы. Он может максимально мотивировать речевую деятельность учащихся, активизировать познавательные процессы и обеспечить эффективное формирование иноязычных речевых умений.
Поступила в редакцию 8.07.2006 г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИПЕРТЕКСТА В АКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ ПРОФИЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
И.В. Куликова
Kulikova I.V. Using hypertext in the active teaching of English for specific purposes. The article deals with the descriptions of fundamental differences between a traditional linear text and hypertext and shows the
advantages of using the latter for teaching L2 to future
Актуальной задачей, стоящей перед преподавателями иностранного языка в неязыковых вузах, является поиск возможностей повышения качества знаний студентов. Для решения этой непростой проблемы представляется необходимым уделять больше внимания развитию личности обучаемых, полнее задействовать их интеллектуальную сферу, иначе говоря, нужно активизировать их коммуникативную речемыслительную деятельность [1]. Инструментом подобной активизации может, на наш взгляд, явиться специально подготовленный учебный гипертекст на иностранном языке.
engineers.
Феномен гипертекста, появившись на стыке разных отраслей знания, чрезвычайно многогранен и может рассматриваться с разных точек зрения. «С одной стороны, это особый способ представления, организации текста, с другой - новый вид текста, противопоставленный по многим своим свойствам обычному тексту... И, наконец, это новый способ, инструмент и новая технология понимания текста» [2].
Принципиальным для него является свободное перемещение по информационному пространству, сжатое изложение сведений, необязательность сплошного чтения текста и