УДК 332.14
ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТЕВЫХ КОМПАНИЙ НА РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
О. В. ФЕТИСОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятия и инновационной деятельности Е-mail: Fetissova66@inbox. т В. В. КУРЧЕНКОВ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики предприятия и инновационной деятельности Е-mail: Kurchenkov@mail. т Волгоградский государственный университет
В статье раскрываются особенности развития регионального потребительского рынка. Показана динамика развития сетевых компаний и их влияние на локальные региональные потребительские рынки. Раскрываются закономерности влияния процессов развития сетевого бизнеса на концентрацию спроса и предложения в городских агломерациях и периферийных территориях.
Ключевые слова: региональный потребительский рынок, сетевые формы организации бизнеса, пространственно-территориальная асимметрия.
За последние пятнадцать лет потребительский рынок России претерпел кардинальные изменения, связанные, прежде всего, с резким сокращением неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием сетей предприятий розничной торговли и общественного питания, возникновением острой конкуренции между крупными отечественными и глобальными международными сетями. Процессы развития сетевых форм организации бизнеса на потребительском рынке сопровождались постепенным его территориальным захватом и вытеснением с рынка большого количества самостоятельных, независимых (не объединенных в сеть) предприятий. Первоначально на потребительском рынке появились розничные торговые сети, в последующем стали появляться сетевые
предприятия предприятий общественного питания и сферы услуг.
Процесс освоения региональных потребительских рынков сетевыми организациями значительно сокращает возможности развития более мелких региональных конкурентов. Быстрыми темпами увеличивается число сетей и расширяются границы их территориального присутствия. В 2010 г. на национальном потребительском рынке осуществляли свою деятельность уже свыше 150 сетевых организаций, совокупный торговый оборот пятерки лидеров в 2009 г. превысил 800 мдрд руб. [4].
В среднесрочной перспективе можно ожидать увеличения темпа освоения регионов национальными и иностранными сетевыми компаниями. Это будет происходить как за счет поглощения региональных компаний, так и за счет органического роста. Все розничные сети осознают необходимость роста не менее чем на уровне показателей конкурентов. Сокращение доли рынка означает сокращение экономии на масштабе и ослабление переговорной силы в отношениях с поставщиками, а это приводит к повышению затрат розничных сетей по сравнению с конкурентами, ограничивая их способность противостоять ценовой конкуренции по мере насыщения конкретных региональных рынков.
Развитие регионального потребительского рынка Волгоградской области характеризуется стремительным ростом таких отраслей, как розничная торговля и общественное питание, в основном за счет появления крупных сетевых компаний. Свою деятельность на данном рынке во всех его отраслях осуществляют свыше 50 сетевых организаций (международного, национального и регионального уровней), на долю сетей розничной торговли приходится большая часть (37 сетей) от их общего количества. Кроме того, они гораздо крупнее, чем сетевые организации отрасли общественного питания и сферы оказания платных услуг населению, по ряду показателей: годовому обороту; количеству предприятий внутри сети; количеству работающих; величине годовой прибыли; величине собственного капитала.
Официальная статистика не всегда отражает истинные масштабы указанных процессов. Так, по состоянию на 1 января 2010 г. на региональном потребительском рынке в Волгоградской области было зарегистрировано 13 593 предприятия розничной торговли, а доля сетевых торговых предприятий в общем количестве составила только 4,4 % (417 ед.). При этом не учитывается ряд важных показателей, характеризующих состояние розничного потребительского рынка, таких как товарооборот сетевых компаний, доходность 1 м2 торговой площади, масштаб и формат предприятий, количество работающих и т. д.
В 25 муниципальных образованиях и 4 городских округах Волгоградской области осуществляют деятельность следующие розничные сетевые компании: ЗАО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»); ООО «Тамерлан» (сеть магазинов «Пятерочка»); ООО «Радеж» (сеть магазинов «Радеж»); ООО «МАН» (сеть магазинов «МАН»); ООО «Веста» (сеть магазинов «Семья»); ООО «Эльдорадо» (сеть магазинов «Эльдорадо»); ОАО «Компания «М. Видео» (сеть гипермаркетов «М. Видео»); ОАО «Компания «Евросеть» (сеть магазинов-салонов сотовой связи «Евросеть»); ЗАО «ГК «Связной» (салоны связи «Связной») и др.
Кроме того, на региональном потребительском рынке Волгоградской области, в секторе розничной торговли, осуществляют свою деятельность крупные сети, имеющие в регионе не более трех предприятий: ООО «Лента», гипермаркет «Лента»; ООО «Русель-М», гипермаркеты «Карусель»; группа компаний «О'КЕЙ» (супермаркеты «О'КЕЙ-Экс-пресс»); ООО «Реал», гипермаркет «Реал». Так как все вышеперечисленные сети работают в формате
гипермаркета, то являются крупнейшими предприятиями региона и особо значимыми в структуре потребительского рынка региона.
Освоение территорий национального потребительского рынка сетевыми операторами проходит по двум различным сценариям. Иностранные компании открывают первые предприятия на российском рынке в гг. Москве и Санкт-Петербурге, а затем в городах с населением более одного миллиона, постепенно двигаясь от центров концентрации спроса к периферии в предприятиях одного формата. Это объясняется тем, что для них величина трансформационных и трансакционных издержек при вхождении на потребительский рынок другой страны практически одинаковая величина, не зависимая от региона России. Российские сетевые организации первоначально дислоцируются в регионах своего создания и только затем, когда пройден предел концентрации предложения (отсутствует целесообразность открытия новых предприятий в «родном» городе) в разных форматах, постепенно начинают свою экспансию в соседние регионы. И только когда достигнута достаточно высокая концентрация финансовых ресурсов, выходят на столичные рынки. Несмотря на различные сценарии региональной экспансии иностранных и российских сетевых компаний, их стратегия развития состоит из определенной последовательности действий (рис. 1) [1, с. 34—35].
Одним из основных параметров при разработке такой стратегии является составление рейтинга приоритетных регионов. В основе приоритетности — наличие центров высокой концентрации потребительского спроса. Поэтому освоение региональных потребительских рынков сетевыми предприятиями происходит крайне неравномерно.
В развитии потребительского рынка Волгоградской области прослеживаются те же тенденции. Особенно это характерно для розничной торговли, так как сетевые процессы в этой отрасли начались первыми. Пройден момент перенасыщения предприятиями рынка гг. Волгограда и Волжского, количественное развитие ритейлеров привело к дефициту существующих площадей, потенциально приспособленных под организацию магазина в формате дискаунтера. Построены тор-гово-развлекательные комплексы с организацией торговых предприятий в форматах супермаркета и гипермаркета практически во всех районах данных городов. Далее происходит освоение городских округов Волгоградской области, но в районы областного центра сетевые предприятия не двигаются,
считая их экономически не привлекательными для ведения бизнеса.
Проведенное исследование территориального распределения предприятий потребительского рынка позволяет сделать вывод о неравномерности его развития и сосредоточении организаций отраслей данного рынка в центрах концентрации спроса (см. таблицу) [6, с. 151—152].
Расширение экспансии сетевых компаний усиливает асимметрию пространственно-временной организации экономики региона. Розничные сетевые структуры дислоцируются преимущественно в крупных муниципальных
образованиях Волгоградскойрис. 1. Последовательность действий по разработке и реализации стратегии региональ-области. В отдаленных отной экспансии сетевых компаний районных центров населен-
ных пунктах, с малой численность населения, в настоящее время функционируют торговые предприятия с формой обслуживания «через прилавок» в форматах гастронома и магазинов промышленных товаров.
Структура предприятий торговли Волгоградской области в 2009 г. представлена следующим образом:
• 44 % от общего количества торговых предприятий располагаются на территории 33 муниципальных районов Волгоградской области;
• 19 % торговых предприятий приходится на предприятия, осуществляющие торговую деятельность в городских округах Волгоградской области (кроме городского округа — г. Волгоград);
• 37 % торговых предприятий расположены на территории городского округа Волгограда.
В 2010 г. 47 % общего количества стационарных торговых предприятий области специализировались на продаже промышленной группы товаров, причем в муниципальных районах их доля составляла 31 %. В структуре оборота розничной торговли Волгоградской области за 2010 г. удельный вес торговых сетей составил 21,9 %, в том числе в обороте продовольственных товаров — 31 %.
На конец 2010 г. отсутствовали розничные торговые сети в следующих муниципальных райо-
нах: Киквидзенском, Октябрьском, Руднянском, Старополтавском. Одна розничная торговая сеть осуществляла продажу в 6 муниципальных районах: Алексеевском, Быковском, Нехаевском, Николаевском, Новониколаевском, Палласовском. В остальных муниципальных районах и городских округах осуществляли торговую деятельность несколько торговых сетей [2].
Сетевые предприятия с современными форматами и формами торговли пока еще не спешат осваивать удаленные и малочисленные населенные пункты региона. Основной проблемой функционирования потребительского рынка Волгоградской области является неравномерность территориального развития, его асимметрия, что, в свою очередь, приводит к асимметрии спроса и предложения и неравномерности экономического развития региона в целом.
Приоритетными направлениями развития потребительского рынка Волгоградской области являются: создание эффективной товаропроводящей системы организации рынка, обеспечение баланса интересов субъектов различных уровней в развитии потребительского сектора, создание благоприятных условий для предприятий разных размеров и организационно-правовых форм, что обусловлено необходимостью равномерного пространственно-территориального покрытия спроса
Территориальное распределение предприятий потребительского рынка Волгоградской области по состоянию на 01.01.2010
Территориальные образования Предприятия торговли, % от общего количества Предприятия общественного питания, % от общего количества Предприятия по оказанию платных услуг населению, % от общего количества Общее количество предприятий потребительского рынка
Волгоградская область 100 100 100 100
Всего по городским округам... 56,4 88,6 78,8 69,6
В том числе: г. Волгоград 37,3 72,2 61,3 51,4
г. Волжский 5,4 9,9 11,5 8,8
г. Камышин 4,8 3,8 3,0 3,8
г. Михайловка 4,9 1,2 1,2 2,8
г. Урюпинск 2,1 0,8 1,1 1,5
г. Фролово 1,9 0,6 0,7 1,2
Всего по районам... 43,6 11,4 21,2 30,4
и удовлетворения потребностей всех социальных групп населения. Сетевые формы организации бизнеса предприятиями потребительского рынка, кроме проблемы неравномерности его развития, привели к ослаблению конкурентных позиций местных товаропроизводителей. Проведенные исследования [3] показывают, что в различных сетях реализация местных товаров в товарообороте составляет от 30—40 % (рис. 2). В зависимости от группы товара доля может колебаться.
Основными проблемами, которые препятствуют налаживанию сотрудничества между товаропроизводителями и розничными сетями, являются:
• плата за вход в сеть, за место на полке, за каждое новое наименование продукции или ассортимента;
• навязывание со стороны сетей невыгодных условий оплаты;
• жесткая ассортиментная матрица в отдельных розничных сетях, работающих в формате дис-каунтера: 42
• необходимость поставки продукции на логистические центры сетевых ^^^ ^^^ зз компаний, которые расположены в других регионах;
• «нераскрученность» товарных марок местных товапроизводителей;
• нестабильность в ассортименте выпускаемой продукции, отсутствие на товарах штрих-кодов;
• слабая система логистики. Необходимо сформировать новые
территориальные центры роста как В Магнит Пятерочка МАН районах концентрации предприятий потребительского рынка так и в отдаленных Рис. 2. Доля продукции местных товаропроизводителей в товарообо-
районах, обеспечивая доступность пот- ротах розничных сетевых магазин°в, %
ребительского рынка в цивилизованных формах его организации, пропорциональность развития всех элементов инфраструктуры потребительского рынка в городских округах и муниципальных районах Волгоградской области, уменьшив масштабы неравномерности регионального развития. Для чего предполагается осуществить ряд мероприятий, способствующих развитию регионального потребительского рынка (рис. 3) [6, с. 164—165].
При этом следует отметить, что инфраструктурное развитие региона должно быть опережающим по отношению к его экономическому (отраслевому) развитию, поскольку развитая инфраструктура для большинства отраслей и секторов экономики является одним из ключевых факторов успеха и непременным условием размещения бизнеса на территории того или иного региона.
Таким образом, развитие сетевых форм организации торгового бизнеса оказывает значительное влияние на региональный потребительский рынок. С одной стороны, это способствует концентрации
Ш
23
i
1
Перекресток Рамстор
METRO
Рис. 3. Основные технологические блоки структурно-функциональной модернизации регионального потребительского рынка
Мероприятия, способствующие проведению структурной модернизации Взаимосвязь с другими программными документами и направлениями развития региона Решаемые задачи в ходе выполнения данных мероприятий
Разработка программы развития инфраструктуры потребительского рынка региона Необходимо увязать с региональной стратегией развития, сформулировать требования к целевым темпам развития коммунальной и транспортной инфраструктуры Опережающее развитие инфраструктурных объектов потребительского рынка в соответствии с прогнозами социально-экономического развития региона
Проведение градостроительного планирования, предусматривающего выделение необходимых земель и площадей для торговых, логистических и других аналогичных организаций Должно быть связано с программами развития Волгоградской области и муниципальных образований, т. е. учитывать перспективное развитие экономической и демографической ситуации, тип поселения, его архитектурные и исторические особенности и др. Обеспечение равномерного и соответствующего потребностям населения развития потребительского рынка
Разработка системы тендеров, проведение открытых аукционов по предоставлению земель и площадей под строительство торговых объектов и объектов инфраструктуры В основу должны быть положены Федеральные законы от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Создание равных условий для всех субъектов потребительского рынка региона, обеспечение прозрачности и открытости, снижение уровня коррупции
Разработка и утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ дифференцированных арендных ставок за предоставляемые торговым организациям в аренду площади, находящиеся в муниципальной или региональной собственности Критерием определения значений дифференциальных показателей стоимости аренды должен являться норматив минимальной обеспеченности населения площадями торговых объектов Привлечение в потребительский сектор организации и представителей малого бизнеса
предложения в местах высокого спроса, в первую очередь в областных агломерациях, а также его последующей концентрации и на периферийных территориях. С другой стороны — развитие сетевых компаний ограничивает развитие мелких торговых предприятий, ориентированных на местного производителя. В связи с этим стратегия модернизации регионального потребительского рынка должна быть направлена на обеспечение взаимодействия всех субъектов данного рынка с участием органов государственной власти всех уровней, направленное на повышение конкурентоспособности отраслей потребительского рынка.
Список литературы
1. Ваганов А. Розничная сеть становится национальной // Витрина. 2002. № 5. С. 30—35.
2. Наличие розничных торговых сетей в муниципальных районах и городских округах Волго-
градской области на конец 2009 г. URL: http: //www. volgastat. ra/predprinimatel/torg/torgsety htm.
3. Проблемы взаимодействия местных производителей продуктов питания и розничной торговли. URL: http://www. Volgograd. ru/business/ analitik/78172.pub.
4. Розничные торговые сети по продаже продуктов питания (FMCG) в России: аналитическое исследование Департамента консалтинга РИА «РосБизнесКонсалтинг». URL: http://www. consulting. rbc. ru.
5. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области: официальный сайт. URL: http://www. volgastat. ru.
6. Фетисова О. В., Зверев А. В. Структурно-функциональная модернизация регионального потребительского рынка // Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011.