Актуальные проблемы и перспективы развития потребительского рынка Ростовской области в контексте долгосрочного социально-экономического развития региона
А.Н.Иванов, директор департамента потребительского рынка Ростовской области (г. Ростов-на-Дону),
С.Н.Тамбовцев, директор института экономики и управления РГСУ, к.э.н., доцент (г. Ростов-на-Дону),
Р.В.Шеховцов, д.э.н., профессор кафедры маркетинга и логистики РГСУ, (г. Ростов-на-Дону)
Потребительский рынок - один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, основной целью которого является обеспечение территориальной и ценовой доступности широкого ассортимента качественных товаров и услуг для потребителей.
В торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения Ростовской области формируется около 18% валового регионального продукта и занято 24,6% работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей и наемных работников). Расходы населения на приобретение товаров и оплату услуг занимают 80% в структуре использования денежных доходов населения области.
Особую роль в развитии потребительского рынка области играет торговля. Оборот розничной торговли за последние 10 лет в сопоставимых ценах вырос в 2,5 раза. По величине розничного товарооборота Ростовская область входит в первую десятку субъектов Российской Федерации. Удельный вес Ростовской области в общем объеме оборота розничной торговли Российской Федерации составляет 3%. Среди регионов ЮФО Ростовская область занимает 2-ое место (уступая Краснодарскому краю) по обороту розничной торговли на душу населения.
Институциональная структура розничной торговли в Ростовской области имеет устойчивую тенденцию увеличения доли торгующих организаций, осуществляющих свою деятельность в рамках стационарной торговой сети (с 66,1% в 2000 году до 88% - в 2010), при снижении удельного веса рыночной и ярмарочной торговли (с 33,9% в 2000 году до 12% в 2010). Ростовская область входит в число 11 субъектов Российской Федерации, в которых сложились наиболее благоприятные условия для развития сетевой торговли, что повышает заинтересованность федеральных розничных операторов в присутствии на потребительском рынке региона. Наблюдается стабильный рост торговых объектов современных форматов и новых форм обслуживания: гипермаркетов, супермаркетов, торговых центров и др. Для сельской местности более характерно развитие сетевых магазинов - дискаунтеров. По итогам 2010 года международными, федеральными и региональными торговыми сетями обеспечено 17,6% общего объема оборота розничной торговли, что на 1,2% выше показателей 2009 года и среднего по России уровня (16,7%).
Потребительский рынок характеризуется высокой инвестиционной привлекательностью, о чем свидетельствует постоянный рост количества торгующих предприятий: за 2000-2011 гг. их число увеличилось вдвое. На начало 2011 года на потребительском рынке области действовали40 тыс. торговых объектов. Вместе с тем инвестиционная активность в Ростовской области связана с территориальной концентрацией спроса на потребительские товары и услуги и близостью транспортно -складской инфраструктуры и распределяется избирательно. Данные условия имеются не только в пределах Ростовской агломерации, но и в крупных городских округах (Таганрог, Новочеркасск, Шахты и др.).
В общественном питании в кризисный период произошло снижение деловой активности. По итогам 2009 года оборот общественного питания в сравнении с предыдущим годом сократился на 4,2%. В 2010 году наметились позитивные тенденции,
прирост оборота общественного питания к уровню 2009 года в сопоставимых ценах составил 6,4%. Среди регионов ЮФО Ростовская область по этому показателю занимает 4-е ранговое место, уступая Республике Адыгея (112,8%), Астраханской области (112,6%) и Республике Калмыкия (106,5%).
На начало 2011 года на потребительском рынке области действовали 5,9 тыс. объектов общественного питания. Основную часть оборота общественного питания формируют субъекты малого предпринимательства (80,7%). Структура сети предприятий общественного питания складывается в основном из ресторанов, баров, кафе (40%), школьных, студенческих столовых и столовых при предприятиях и организациях (30%), закусочных (30%). На потребительском рынке области успешно функционируют стационарные и нестационарные сети быстрого питания, в том числе работающие по франчайзингу с крупными сетевыми компаниями. Популярным, востребованным и доступным видом общественного питания является фаст-фуд.
В Ростовской области принимаются меры по совершенствованию организации питания детей и подростков. По месту учебы организовано 1 447 объектов общественного питания (столовые, кафе, закусочные, раздаточные, буфеты). На начало 2011 года в области охват горячим питанием составил 76% школьников. С 2007 года в области реализуются мероприятия «Донское школьное молоко» по стопроцентному обеспечению бесплатным дополнительным молочным питанием учащихся начальных классов.
В сфере бытового обслуживания населения ведущую роль играет малый бизнес и особенно индивидуальное предпринимательство. По предварительным данным, субъекты малого предпринимательства в 2010 году формировали 90,4% общего объема бытовых услуг в Ростовской области, причем на долю граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, приходилось 80,9% от общего объема. В последние годы отмечается процесс развития сетевых форматов предприятий бытового обслуживания: парикмахерские и салоны красоты, организации по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта, бытовой техники и электроники, которые демонстрируют более высокие темпы роста. В структуре бытовых услуг в 2010 году преобладали такие виды, как ремонт и строительство жилья и других построек (59,1%), ремонт и техобслуживание автомототранспортных средств (13%), услуги парикмахерских (9,9%), ремонт и индпошив одежды, индпошив и вязание трикотажных изделий (6,1%), которые формировали 88,1% общего объема бытовых услуг.
Опережающий рост цен на услуги по сравнению с ценами на товары на потребительском рынке Ростовской области в определённой степени определил ежегодное снижение физического объема бытовых услуг, оказанных населению (в 2007 году - 96,3%, 2008 году - 99,9%, 2009 году - 98,4%, 2010 году - 96,8%). Это явилось одним из факторов, которые привели к снижению доли бытовых услуг в общем объеме платных услуг (с 16,7% в 2007 году до 15,1% - в 2010 году).
Ключевые проблемы долгосрочного развития потребительского рынка Ростовской области.
1. В части инфраструктурного развития:
- низкая обеспеченность населения цивилизованной инфраструктурой потребительского рынка;
- высокая территориальная дифференциация в уровне развития потребительского рынка, дискриминирующая потребности сельского населения, проживающего в отдаленных и малочисленных поселениях1;
- ограниченные возможности подключения к коммунальным сетям;
- сложности с получением земли под строительство новых объектов потребительского рынка.
- недостаточный уровень развития логистической инфраструктуры и услуг.
2. В части организационного развития:
- слабые хозяйственные связи между региональными производителями и
организациями торговли и общественного питания;
- недостаточный уровень развития как горизонтальной, так и вертикальной кооперации;
- наличие большого числа посредников в товаропроводящей цепи.
3. В части развития конкуренции:
- недостаточный уровень конкуренции между организациями потребительского
рынка;
- растущие барьеры входа в крупные сетевые компании;
4. В части обеспечения защиты прав потребителей:
- высокая доля контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции;
- низкая эффективность контроля и надзора деятельности субъектов потребительского рынка в части обеспечения требуемого качества и безопасности реализуемой продукции и услуг.
В качестве основных ограничений, сдерживающих развитие потребительского рынка в Ростовской области, необходимо выделить следующие:
- на фоне опережающего роста реальных денежных доходов населения Ростовской области по итогам 2010 года по сравнению с Российской Федерацией (соответственно, 105,2% в РО против 103,9% в РФ) наблюдается тенденция отставания среднедушевых денежных доходов населения от среднероссийских показателей (соответственно, 14 394,1 руб. против 18 722,3 руб. в среднем по России). Среди регионов ЮФО область по этому показателю уступает Краснодарскому краю и Астраханской области (16 521,2 руб. и 14 593,3 руб., соответственно). Сохраняется высокая дифференциация заработной платы между работниками, занятыми различными видами деятельности, а также между городскими округами и муниципальными образованиями;
- несмотря на высокую концентрацию населения, в области фиксируется самый высокий в Южном федеральном округе удельный вес населения пенсионного возраста (28,9%) и устойчивое снижение численности постоянно проживающего населения в результате естественной убыли.
В краткосрочной перспективе данные факторы в совокупности будут негативно влиять на темпы развития потребительского спроса и ёмкость потребительского рынка Ростовской области в целом.
Приоритетными направлениями развития потребительского рынка Ростовской области до 2020 года являются:
1. Формирование добросовестной конкуренции на потребительском рынке Ростовской области для гарантированного обеспечения населения качественными товарами и услугами по доступным ценам в объемах и ассортименте, достаточных для полноценной жизнедеятельности.
2. Снижение территориальной дифференциации в развитии потребительского
рынка.
3. Формирование благоприятных условий для продвижения товаров и услуг, производимых на территории Ростовской области, укрепление продовольственной и экономической безопасности региона.
Основные задачи и мероприятия развития потребительского рынка Ростовской области на период до 2020 года.
В сфере розничной торговли:
1. Развитие инфраструктуры торговли:
- развитие розничной торговой сети современных форматов, в том числе в малых и отдаленных населенных пунктах;
- достижение нормативов минимальной обеспеченности населения области торговыми площадями, и прежде всего в сельских территориях;
- развитие инфраструктуры системы потребительской кооперации в муниципальных районах11;
- обязательное градостроительное планирование, разработка схем размещения торговых объектов;
- совершенствование процедур выделения площадей под торговые объекты, повышение доступности площадей и земель для развития торговых и логистических организаций с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
- формирование и ведение торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность на территории области;
- инфраструктурная поддержка развития субъектов малого предпринимательства.
2. Оптимизация торговой деятельности.
2.1. Повышение эффективности взаимодействия с вертикально интегрированными компаниями:
- совершенствование механизмов налогообложения, в целях минимизации зависимости территориальных бюджетов от финансовой политики иногородних компаний и недопущения снижения уровня налоговых платежей;
- оптимизации ассортиментной политики федеральных и региональных торговых сетей в целях увеличения в товарообороте доли товаров, произведенных на территории области и обеспечения баланса интересов торговых сетей и организаций-поставщиков.
2.2. Качественное развитие торговой деятельности:
- сокращение звенности товародвижения в целях регулирования и ограничения неоправданного роста потребительских цен, в том числе, на социально-значимые товары;
- расширение прогрессивных форм обслуживания населения, в том числе и в сельской местности;
- развитие системы розничной торговли и сферы услуг социальноориентированного формата;
- развитие развозной торговли;
- распространение ассоциированной торговли;
- поддержка развития субъектов малого предпринимательства на потребительском
рынке;
- внедрение новых форм торговли - дистанционной, заказ товаров по каталогам и через Интернет.
2.3. Содействие повышению конкурентоспособности региональных товаропроизводителей:
- содействие региональным предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности, сельхозтоваропроизводителям в установлении прямых хозяйственных связей с предприятиями розничной торговли, в том числе с помощью организации региональных и участия в международных выставках и ярмарках;
- развитие фирменной торговли местных производителей;
- стимулирование повышения качества товаров местных товаропроизводителей, проведение независимых потребительских экспертиз и исследований продукции, создание автоматизированного банка данных продукции в рамках бренда «Сделано на Дону».
В сфере общественного питания и бытового обслуживания:
- обеспечение 100% охвата горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений, в частности, за счет создания комбинатов питания, поставляющих продукцию в школьные столовые, переоборудования и переоснащения столовых и пищеблоков в образовательных учреждениях;
- повышение технического уровня предприятий общественного питания, реконструкцию и модернизацию объектов отрасли;
- стимулирование инвестиционной активности;
- распространение инновационных форм деловой практики;
- развитие сети предприятий с использованием механизма франчайзинга;
- развитие комплексной системы бытового обслуживания населения в сельской местности;
- повышению квалификации кадров предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения.
В сфере защиты прав потребителей:
Главным направлением в вопросах защиты прав потребителей должно оставаться создание на территории области благоприятных условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечение их соблюдения, в том числе посредством повышения доступности консультативной, юридической помощи потребителям. При этом главным принципом должно быть предупреждение и профилактика нарушения, а не защита уже нарушенных прав потребителей.
Основными задачами государственной политики по обеспечению защиты прав потребителей, является:
- повышение уровня правовой грамотности потребителей;
- информированности потребителей о потребительских свойствах товаров (работ, услуг); повышение уровня доступности информации о товарах (работах, услугах), в том числе посредством создания современной системы информационного обеспечения в области торговой деятельности на базе интернет-технологий, позволяющей широко информировать субъектов потребительского рынка об изменениях нормативно-правовой базы, проводить рыночные обследования и опросы, организовать горячую линию по вопросам соблюдения их прав потребителей и т.д.;
- улучшение качества реализуемых на потребительском рынке товаров и оказываемых услуг и работ;
- мониторинг и предупреждение необоснованного роста цен на социально -значимые товары.
В сфере кадрового обеспечения:
Важной задачей развития потребительского рынка является формирование системы подготовки и переподготовки кадров для сферы торговли, общественного питания и бытового обслуживания (государственно-частное партнерство в сфере специального профессионального образования, проведения мероприятий по профессиональной ориентации молодежи, содействие в трудоустройстве выпускников средних специальных учебных заведений).
I На начало 2011 года в 576 сельских населенных пунктах, где проживают около 37 тыс. человек, торговые объекты отсутствуют вообще.
II Развитие системы потребительской кооперации является приоритетным направлением развития потребительского рынка муниципальных районов Ростовской области. Торгующие предприятия потребительской кооперации в дореформенный период обеспечивали более 30% объема товарооборота области. В настоящее время, потребительская кооперация области, являясь многоотраслевой системой, осуществляет закупки и переработку сельскохозяйственной продукции, торговое и бытовое обслуживание более чем в 1200 населенных пунктах. За прошедшие 10 лет в области отмечалась позитивная динамика совокупного объема деятельности системы потребительской кооперации, рост которой за указанный период составил 2,4 раза (с 1,5 млн. руб. в 2000 году до 3,6 млн. руб. - в 2010 году).