• уменьшение минимальных размеров вновь образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения со 150 га до 1 га для вовлечения большего их количества в хозяйственный оборот;
областная программа «Развитие потребительской кооперации в Ульяновской области на период до 2012 года» будет способствовать восстановлению системы потребкооперации, что позволит: а) сельским жителям реализовывать разнообразную продукцию; б) сформировать постоянную систему обеспечения продуктами малонаселенных пунктов; в) создать условия для самозанятости населения. На реализацию программы требуется 150 млн р., финансирование началось с 2010 г. [3].
В докладе министра сельского хозяйства Ульяновской области А. Чепухина на II Областном сельском сходе по вопросу «О перспективах развития агропромышленного комплекса Ульяновской области» 15 декабря 2010 г. обозначено, что в 2011 г. поддержка сельскохозяйственного производства будет осуществляться через следующие областные целевые программы:
«Развитие сельского хозяйства Ульяновской области на 2008—2012 годы»;
«Развитие малых форм хозяйствования на селе Ульяновской области на 2010—2012 годы»;
«Развитие потребительской кооперации в Ульяновской области на период до 2012 год».
На их реализацию выделено 337,5 млн р.
Исходя из результатов 2010 г., приоритетными для сельского хозяйства Ульяновской области на ближайшую перспективу являются следующие направления:
• развитие животноводства;
• страхование сельскохозяйственных культур;
• развитие малых форм хозяйствования на селе;
• привлечение инвесторов;
• техническое перевооружение и мелиорация;
• развитие Агропромпарка Ульяновской области.
Список литературы
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг. // АПК: экономика и управление. — 2007. — № 9. — С. 6—23.
2. Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области на 2008—2012 годы» // Ульяновск-Агро. — 2008. — № 3. — С. 25—32.
3. Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства» // Ульяновск-Агро. — 2006. — № 12.
УДК 339.166.82 Ф.К. Джанибекова
Ставропольский государственный аграрный университет
СОСТОЯНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Инфраструктура продовольственного рынка создает общие условия, обеспечивающие непрерывность воспроизводственного процесса хозяйственного оборота:
• поскольку сокращает время производства и обращения и тем самым ускоряет экономический оборот; увеличивает хозяйственный потенциал рассматриваемой хозяйственной системы, способствуя рациональному использованию в процессе производства всех видов ресурсов;
• способствует сокращению запасов на складах предприятий, ускоряет оборачиваемость оборотных средств;
• уменьшает накладные расходы и соответственно снижает себестоимость продукции. Функционирование инфраструктуры продовольственного рынка возможно только при наличии следующих структур, находящихся в сложном взаимодействии: экономически и юридиче-
ски независимых от государства производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; специализированных и универсальных товарных бирж, обеспечивающих процесс ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие; финансово-кредитной системы; коммерческих предприятий, обеспечивающих высокий профессиональный уровень сделок по купле-продаже (брокерских, информационных, консультационных); транспортно-экспедиционных предприятий, осуществляющих доставку продукции до потребителя; предприятий, специализирующихся на складских операциях (прием грузов на ответственное хранение, сдача в аренду складских помещений, осуществление погрузочно-разгрузочных, сортировочных, комплектовочных и упаковочных операций); торговых предприятий (оптовых и розничных сетей и магазинов, торговых домов и т. п.).
121
Основой для унифицированного понимания сущности, содержания и функций инфраструктуры продовольственного рынка в целом и отдельных продуктовых рынков может служить Концепция комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 гг., одобренная Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. № 936 и сама Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998—2005 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1998 г. № 593 [1-3].
В соответствии с этими программными документами основными подсистемами инфраструктуры продовольственного рынка, как одного из видов товарных рынков, можно считать следующие: подсистема оптово-посреднических организаций; подсистема складского хозяйства; подсистема информационного обеспечения; подсистема тароупаковочной индустрии; подсистема транспортного обслуживания; подсистема кредитно-финансового и организационного обеспечения; подсистема нормативно-правовой регламентации деятельности участников рынка.
Сегодняшняя рыночная инфраструктура — это сложная, постоянно меняющаяся система. Создаются новые организации, растет перечень и объем услуг, меняются технологии обслуживания клиентов, идет поиск новых форм и методов работы, совершенствуются материально-техническая база и квалификация кадров, формируются новые отношения с государством и другими участниками рынка.
Потребительский рынок Ростовской области является одним из бюджетообразующих секторов экономики. Большинство предприятий потребительского рынка являются плательщиками единого налога на вмененный доход. На сегодняшний день налоговые поступления в бюджеты всех уровней от предприятий торговли и общественного питания возросли до 8 % всех налоговых поступлений в Ростовской области.
По объему реализуемых населению товаров и услуг потребительский рынок сформирован на 81,2 % за счет розничной торговли, на 16,9 % — за счет платных услуг, 1,9 % — за счет общественного питания.
По формам собственности хозяйствующих на потребительском рынке субъектов решающее значение принадлежит предприятиям негосударственной формы, на долю которой приходится 98 % оборота розничной торговли, 85 % оборота общественного питания и более 88 % — объема реализации платных услуг населению.
Торговля, как проводник рыночных отношений, стала ведущей отраслью, не только удовле-
122
творяющей потребности населения, но и формирующей спрос на товары с учетом покупательских предпочтений (воздействуя на поставщиков в насыщении рынка товарами в соответствии с запросами населения). Динамизм объемов и структуры реализации товаров приобрел устойчивый характер. В течение последних лет отмечается устойчивый рост физической массы оборотов розничной торговли. Обеспечен традиционно самый высокий по сравнению с соседними регионами товарооборот на душу населения. Ведется интенсивное строительство магазинов, универсамов, специализированных фирменных магазинов, супермаркетов. В 2010 г. введено в действие рынков и павильонов на 753 торговых места больше, чем в 2006 г.
Стабилизация финансового состояния торговых организаций позволила провести реконструкцию действующих предприятий розничной торговой сети, а также модернизировать крупные рынки в торговые комплексы. Ряд из них отвечает мировым образцам обслуживания покупателей.
Основными покупателями на рынке сельхозпродукции выступают крупные и мелкие оптовые торговцы. В основном они используют собственные оборотные средства, применяя свой транспорт либо арендуя его на стороне.
Мелкие посредники на мясо-молочном рынке приобретают продукцию у населения и поставляют ее на рынки города.
Основными каналами сбыта выступают заготовительные организации, причем цена реализации 1 т зерна увеличилась почти в два раза относительно 2006 г. и составила в 2010 г. 5464 р./т (таблица).
Из данных, приведенных в таблице, видно, что стоимость продукции сельского хозяйства увеличилась практически в два раза по всем показателям относительно 2006 г., наблюдается постоянное сокращение объемов закупок потребительскими кооперациями. Среди каналов распределений выросла роль и величина бартерных операций, что объясняется нехваткой оборотных средств в сельском хозяйстве, заблокированием счетов большей части сельхозпредприятий из-за их неплатежеспособности.
Роль самого «бартерного» товара играет зерно как наиболее универсальный товар, являющийся эквивалентом денег в современном сельском хозяйстве. По оценкам экспертов, до 25 % объемов реализации зерна приходится на обменные операции, т. е. оплату материально-технических ресурсов, услуг и т. п., сохраняется повсеместная практика предоставления хозяйствами вместо заработной платы своим работникам натуральных выплат.
За последние 10 лет отмечается рост оборота общественного питания как на предприятиях общественного питания, так и на предприятиях других отраслей экономики. Активизация работы промышленных предприятий, строительных органи-
Каналы и цена реализации сельхозпродуктов, т, сельскохозяйственными организациями по всем каналам, р.
Наименование Реализовано всего, т Загот- органи- зации По- требко- пера- ции На рынке Население, включая натуральную оплату Бартер
2006 г.
Зерновые культуры 3 934 633 2 968 1 921 2 880 1 902 2 626
Скот и птица 75 947 44 938 34 124 36 027 33 967 382 396
Молоко 116 860 6 673 6 243 6 913 9 219 6 452
Яйца пищевые 798 691 1 398 - 1 449 1 600 1 451
2007 г.
Зерновые культуры 2 827 733 5 370 4 419 5 115 3 482 4 503
Скот и птица 98 615 38 737 - 41 655 31 367 38 556
Молоко 108 253 8 811 5 161 8 753 6 375 8 056
Яйца пищевые 820 213 1 856 - 1 792 1 792 1 926
2008 г.
Зерновые культуры 4 457 460 5314 2 139 4 195 2849 3 289
Скот и птица 111 139 60 517 - 51 672 43 976 53 913
Молоко 105 617 1 025 - 10 933 9 655 15 000
Яйца пищевые 787 695 - - 2 274 2 576 2 489
2009 г.
Зерновые культуры 3 177 137 3891 3 574 3 883 2 498 3 186
Скот и птица 121 724 66 863 36 006 58 499 48 678 60 341
Молоко 113 352 9180 - 9 654 12 227 15 652
Яйца пищевые 853 805 3 063 2 017 2 126 2 116 2 178
2010 г.
Зерновые культуры 2 987 844 5 464 - 4 573 2 928 4 814
Скот и птица 165 599 83 702 - 57 624 46 131 52 982
Молоко 108 397 13 365 11 689 13 165 14 914 14 967
Яйца пищевые 902 228 2 657 - 2 155 2 259 2 581
заций, предприятий транспорта, топливной, мясной и молочной промышленности способствовала возобновлению деятельности столовых и буфетов на этих предприятиях. Ежегодно прирост посадочных мест приблизительно составил 50 %. Продолжается активная работа по сертификации предприятий общественного питания.
На территории Ростовской области успешно функционирует Зерновой союз, учредителями которого стали 16 сельхозпроизводителей.
В Ростовской области создана финансовая инфраструктура, обеспечивающая организационные основы для привлечения инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики. Биржевой рынок в области представляют: Донская биржа «Деловой Двор», Ростовская товарная биржа, Южнорусская зерновая биржа, а также ОАО «Ростовская валютно-фондовая биржа», ставшая центром биржевой торговли юга России. РВФБ — организатор торговли иностранной валютой в регионе, уполномоченная биржа Банка России на организованном рынке ценных бумаг.
Кроме того, проводится работа по формированию на территории Ростовской области трех оптово-логистических зон по производству и реализации сельскохозяйственной продукции, одна из которых овощеводческого направления.
Создание таких зон предполагает организацию централизованной системы торгово-закупочной деятельности сельхозпродукции, произведенной крестьянскими (фермерскими), личными подсобными хозяйствами и коллективными сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Основное место в указанной системе отведено созданному год назад Некоммерческому партнерству «Аграрный рынок». Для организации закупки и сбыта сельхозпродукции руководством НП «Аграрный рынок» прорабатывается вопрос привлечения в партнерство новых членов и развития сети фирменных торговых павильонов в городских округах области.
Одной из ключевых задач развития продовольственного рынка как региона, так и страны в целом автор видит в создании единого информаци-
онного пространства с использованием современных электронных сетей и технологий, что позволит предоставить участникам рынка необходимые ориентиры для ведения бизнеса и существенно снизить издержки. Развитие сети региональных бизнес-центров и информационно-маркетинговых организаций позволит оперативно влиять на ситуацию региональных продовольственных рынков.
Список литературы
1. Стукач, В.Ф. Инфраструктура продовольственного зернового рынка Омской области / В.Ф. Стукач, В.Н. Елкина. — Омск: Изд-во ОмГАУ, 2002. — 160 с.
2. Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 гг. // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 25. — Ст. 2910.
3. Концепция Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 гг. // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 33. — Ст. 4005.