Научная статья на тему 'Инновационное развитие регионального потребительского рынка {на примере Г. О. Самара)'

Инновационное развитие регионального потребительского рынка {на примере Г. О. Самара) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / РАЗВИТИЕ / ВЕНДИНГ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потапова Елена Владимировна

Рассмотрены актуальные проблемы развития регионального потребительского рынка, проанализировано состояние и тенденции инновационного развития потребительского рынка региона. Предложены механизмы стимулирования инновационного развития потребительского рынка путем организации эффективного взаимодействия органов власти с хозяйствующими субъектами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actual problems of development of the regional consumer market are considered in tne article, the condition and tendencies of innovative development of the consumer market of region is analysed. Mechanisms of stimulation of innovative development of the consumer market through effective communication between authorities and business entities are offered

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие регионального потребительского рынка {на примере Г. О. Самара)»

УДК 338.242 (045)

Е.В. Потапова

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО

РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ г.о. САМАРА)

Потребительский рынок - важнейший атрибут современной системы хозяйствования: эффективное его развитие составляет основу формирования рыночной экономики каждой страны.

Несмотря на широкое использование термина «потребительский рынок», сегодня отсутствует не только законодательное, но и общепринятое доктринальное его определение.

Многие ученые-исследователи рассматривают потребительский рынок с позиций отраслевого подхода как совокупность отдельных отраслей торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Вместе с тем, на наш взгляд, такой подход является ограниченным и не раскрывает сущности данной экономической категории. Подобная трактовка исключает важнейшие этапы жизненного цикла продукции, не отделимые от сферы потребительского рынка, - проектирование и производство продукции, а также ее утилизацию.

Таким образом, механизм функционирования потребительского рынка региона представляет собой активное взаимодействие факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сформировавшихся на данной территории.

Управление потребительским рынком базируется на традиционных технологиях и методах планирования, в которых приоритет принадлежит статистической информации о показателях состояния рынка и его предприятий, а также опыту, накопленному в условиях централизованной системы управления региональной, в том числе городской, экономикой. Вместе с тем очевидно, что система управления, недостаточно учитывающая специфику потребительского рынка как объекта управления, не эффективна.

Для создания эффективной системы управления потребительским рынком необходимо исследовать его как особую сферу экономической деятельности, обеспечивающую удовлетворение потребностей населения в регионах и городах, включая изменения в поведении людей, в том числе обусловленные изменениями в образовании, культуре, традициях, привычках, а также социальными и институциональными изменениями, определяющими качество жизни.

Управление потребительским рынком в регионе должно основываться на принципах, моделях, алгоритмах и методах, предполагающих адекватную методологию исследования всего комплекса проблем и формирование новой системы менеджмента.

Как объект управления этот рынок, на наш взгляд, характеризуют взаимодействующие подсистемы: субъекты хозяйствования, секторы инфраструктуры рынка, а также население конкретной территории. Соответственно, управление потребительским рынком в современных условиях хозяйствования позволяет регулировать два типа отношений: конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов, а также этих субъектов с поставщиками сырья, материалов, иных ресурсов и потребителями продукции (товаров, работ, услуг). Как правило, эти отношения регулируются действующими федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми актами.

Организационно потребительский рынок представлен сетью предприятий розничной и мелкооптовой торговли, общественного питания, оптовыми базами, посредническими организациями и различными предприятиями сферы услуг.

Пространственно потребительский рынок определяется территорией, в пределах которой потребители могут приобрести товар или услу-

гу. Учитывая, что регионам России присущи естественные и исторически сложившиеся экономико-географические особенности, можно отметить, что региональный потребительский рынок имеет соответствующую территориальную определенность.

В качестве региональных рынков принято выделять потребительские рынки: экономического района; края, области, республики, округа; города; района; отдельных населенных пунктов, входящих в состав района.

Рассмотрим инновационное развитие регионального потребительского рынка на примере потребительского рынка городского округа Самара.

Городской округ представляет собой крупный областной центр (население городского округа составило 1 133,8 тыс. чел. по состоянию на 01.01.2010 г.) [1].

В целом состояние потребительского рынка характеризуется положительной динамикой: число предприятий розничной торговли возросло с 5079 объектов в 2008 г. до 5124 в 2009 г. и 5303 объектов по состоянию на первый квартал 2010 г. [2]. Динамика оборота розничной торговли (см. таблицу) свидетельствует о тенденциях увеличения показателя в 2007-2008 г. и уменьшении его величины в 2008-2009 г., что обусловлено влиянием экономического кризиса и, соответственно, снижением покупательской способности населения и падением спроса на товары и услуги.

Широкое распространение на территории городского округа получил сетевой принцип создания предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в которых внедряются новейшие технологии продажи товаров. Основные сетевые структуры, действующие на самарском рынке: ООО «Метро Кэш энд

Керри», магазин «МЕТРО»; ЗАО «ТД «Перекресток», универсамы «Перекресток»; ЗАО «Тандер», магазины «Магнит»; ООО «Агро-торг-Самара», магазины «Пятерочка»; ООО «Любимый магазин», магазины «Любимый магазин»; ООО «Родник-Розница», магазины «Родник»; ООО «Эльдорадо», ООО «Эльдорадо-Поволжье», магазины «Эльдорадо»; ООО «Алгоритм», магазины «Кот-Бегемот»; ИП Виноградова, ИП Попов, магазины «Марафон», а также многие другие предприятия.

В последние годы на самарском рынке успешно развиваются сети гипермаркетов и супермаркетов продовольственных и непродовольственных товаров крупных федеральных и международных операторов («Ашан», «Леруа Мерлен» и др.). Активное развитие получили специализированные сети по продаже непродовольственных товаров.

Рост численности специализированных предприятий намного превышает рост общего числа объектов розничной торговли в городе, что свидетельствует не только о появлении новых специализированных магазинов, но и о перепрофилировании уже существующих предприятий. Данная тенденция вызвана усилением конкуренции, необходимостью поиска собственной для каждого предприятия ниши на рынке и выработки эффективной стратегии развития. В частности, в последнее время активно увеличивается численность сети мелкорозничных предприятий, специализирующихся на продаже цветов, сигарет. Растет число специализированных магазинов одежды, обуви, парфюмерии, в основном за счет развития сетевой формы торговли как российских, так и иностранных операторов («Фабрика качества», «Цыпочка из Обшаровки», «Глория Джинс», «Села», «Рив Гош» и др.).

Показатели развития розничной торговли г.о. Самара за 2007-2009 гг. [1]

Показатели 2007 2008 2009 2010 (I кв.) 2008 к 2007, % 2009 к 2008, % 2010 к 2009, %

Оборот розничной торговли, млн руб. Количество предприятий розничной торговли 134800 4870 172921,8 5079 182397,2 5124 260448,8 5303 128,3 104,2 105,5 100,8 142,8 103,4

Сетевой принцип организации бизнеса используется владельцами предприятий общественного питания - от закусочных и трактиров до ресторанов класса люкс («ИльПатио», «Бир-хаус», «Тануки», «Планета суши», «Жили-Были» и др.).

Инновационные преобразования на потребительском рынке проявляются, в первую очередь, новыми форматами ведения бизнеса, освоением перспективных технологий ведения бизнеса - многие предприятия торговли и общественного питания в Самаре работают по технологии франчайзинга (магазин «Пятерочка», ресторан быстрого питания «Ростикс КФС»), для выполнения непрофильных задач (охрана, клининг, реклама, ведение бухгалтерского учета) предприятиями все чаще используется аутсорсинг.

Практически повсеместно на предприятиях потребительского рынка возрождается вендинг. Если в период своего расцвета, в советское время (1960-1990 гг.), вендинг был представлен главным образом автоматами по продаже газированной воды, то сегодня ассортимент товаров, реализуемых посредством автоматов, существенно расширился (чай, кофе, чипсы, сухарики, газеты, журналы, пункты продажи билетов на железнодорожный транспорт и т. д.).

В поисках новых рынков сбыта, а также путей повышения конкурентоспособности инновационным решением для многих предприятий, представленных на самарском рынке, стало создание интернет-магазина. Многие крупные магазины и торговые центры активно приглашают посетителей, используя рекламу и РЯ, при этом значительно возрастает роль сайта торгового предприятия.

Интернет-магазины обладают рядом неоспоримых преимуществ. Руководители предприятий имеют возможность устанавливать более низкие цены, что объясняется отсутствием определенных издержек (аренда торговых площадей, обучение обслуживающего персонала, зарплата продавцов-консультантов) и фактически продают свой товар со склада. Среди основных преимуществ данной формы инновационного развития предприятий торговли и общественного питания можно выделить:

- круглосуточный режим функционирования ресурса;

- отсутствие необходимости наличия торгового персонала для работы в зале;

- возможность презентации товара, который в данный момент на складе отсутствует;

- четкую ориентацию на целевую аудиторию;

- возможность бесконечно расширять ассортимент товаров и услуг в одном «помещении».

С каждым годом виртуальная торговля становится все более популярной в Самаре: увеличивается количество компьютеров у населения, растет уровень интернетизации, а также повышается степень доверия потребителей к данной форме обмена. Наиболее успешными проектами онлайн-торговли являются интернет-магазины непродовольственных товаров -бытовой и организационной техники, программного обеспечения, мультимедийных изданий.

В конце 2009 г. на самарском рынке онлайн-торговли появился электронный ресурс 8аша-га. tradecat.ru, представляющий собой электронный каталог товаров и услуг, ориентированный на жителей Самары и призванный максимально облегчить жизнь каждого пользователя проекта. В каталоге содержится база товаров и услуг, реализуемых как в самарских интернет-магазинах, так и в магазинах традиционного формата. В рамках проекта потребители получили возможность осуществлять поиск товаров по заданным параметрам, ознакомиться с характеристиками и описаниями товаров и услуг, а также подобрать террито-риально приближенное место их реализации, удобное для потребителя.

На сегодняшний день в сфере массового спроса Интернет не может выступать полноценной альтернативой традиционным магазинам, однако ряд тенденций свидетельствует о том, что для развития торговли через Интернет существуют хорошие предпосылки и в ближайшие годы интернет-проекты получат все более активное развитие и распространение.

Одним из направлений инновационного развития потребительского рынка города стала инициатива администрации города по организации эффективной системы социального об-

служивания населения - предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания социального значения.

В реализации данного направления администрацией городского округа совместно с представителями бизнеса разработаны акции «Социальный хлеб» и «Забота». Так, за период с 2008 по 2010 гг. на территории города открыто более 20 объектов мелкой розницы, реализующих продукты питания первой необходимости по сниженным ценам. Постоянно проводится работа по расширению ассортиментного перечня товаров, подбираются более приспособленные помещения под социальные магазины. Сегодня на территории города функционирует четыре магазина-дискаунтера, реализующих товары народного потребления по ценам ниже средних розничных.

Между администрацией городского округа Самара и руководством ряда предприятий общественного питания достигнут ряд соглашений о сотрудничестве по созданию специальных условий при оказании услуг общественного питания для социально незащищенных слоев населения. В рамках совместной акции сформирована дислокация общедоступных столовых, расположенных на территории городского округа Самара, предоставляющих горячее питание по социальным ценам. Данная совместная акция администрации и представителей бизнеса сферы общественного питания получила название «Забота». В целях реализации акции флайеры на посещение социальных столовых распространены среди районных отделов социального обслуживания и защиты населения (40 тыс. флайеров), 5 тыс. флайеров переданы в 23 муниципальные поликлиники. В I квартале 2010 г. около 1750 человек получили горячее питание по приглашениям в социальных столовых [2].

Также в целях поддержки социально незащищенного населения администрацией городского округа ежегодно утверждаются тарифы на помыв малоимущих граждан в муниципальных банях.

Информация о дислокации объектов потребительского рынка социального значения рас-

пространяется посредством объявлений, размещенных на официальном сайте администрации городского округа, а также через средства массовой информации.

Традиционно в период сбора урожая администрацией города организуется проведение сельскохозяйственных ярмарок в целях поддержки местных сельхозпроизводителей и качественного насыщения рынка товарами и услугами, реализуемыми без посредников.

Реализация широкого спектра продовольственных товаров непосредственно производителем позволяет достичь удовлетворения потребностей населения в качественных и доступных продуктах питания, что особенно важно в период неизбежного роста цен на зерно, муку, крупы и другие продовольственные товары первой необходимости, связанного с неурожаем вследствие экстремальных погодных условий.

Вместе с тем положительная динамика развития потребительского рынка Самары и наличие инновационных преобразований сопровождаются рядом серьезных проблем, требующих решения без отлагательства.

Одна из первостепенных проблем - отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей регулировать размещение объектов на территории города в соответствии с потребностями населения. Неравномерность размещения объектов потребительского рынка на территории городского округа создает диспропорции в обеспеченности населения площадями торговых предприятий, предприятий общественного питания и бытового обслуживания. Центральные районы города перенасыщены объектами торговли и общественного питания, в то время как других районах в них наблюдается недостаток.

В значительной степени указанные диспропорции связаны с перепрофилированием части продовольственных объектов в смешанные, а также неконтролируемым ростом числа нестационарных объектов (киосков, павильонов), составляющих конкуренцию магазинам формата «у дома». Качество продовольственных товаров, реализуемых посредством нестационарных

объектов, значительно уступает «магазинному» в силу невозможности соблюдения ряда санитарных правил и норм, обусловленной конструкцией объектов.

Норматив обеспеченности населения площадями предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания установлен СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Однако величина данного норматива, утвержденная в 1989 г, сегодня день, с учетом динамичного развития инфраструктуры потребительского рынка, устарела и утратила свою актуальность.

Согласно ст. 5-6 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [3] к полномочиям Правительства РФ и федеральных органов регулирования торговой деятельности относится утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ - установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 указанного закона разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Таким образом, одно из первоочередных направлений инновационного развития потребительского рынка Самары - актуализация действующих нормативов, а также разработка четкого нормативного регламента по размещению нестационарных торговых объектов. В силу отсутствия утвержденного норматива обеспеченности на региональном уровне в настоящее время разработка схемы размещения нестационарных торговых объектов отложена.

Своеобразной проблемой, связанной, в первую очередь, с недостатком денежных средств, является затяжной характер процесса преобразования открытых рынков в стационарные торговые объекты. В соответствии с поправками, внесенными в ст. 11 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» [4] (в требования к планировке, перепланировке и застройке рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений), процесс перехода открытых рынков под крыши капитальных зданий должен осуществиться управляющими рынками компаниями до 01.01.2013 г.

Часть рынков уже изменили свой статус и стали торговыми центрами, отказавшись от права торговать по нефиксированным ценам. Таким образом, вопрос сокращения открытых продовольственных рынков является, в основном, результатом административных мер, нежели инициативой управляющих рынками компаний. Во избежание возникновения массового банкротства необходимо учитывать финансовое состояние и возможности субъектов бизнеса, а также степень настоятельности решения проблемы и выработать гибкую политику, направленную на поддержание баланса интересов сторон.

Эффективное взаимодействие органов власти и представителей бизнеса призвано обеспечить устойчивое развитие потребительского рынка, улучшение качества товаров и условий обслуживания населения, а также увеличение доходности предприятий. Сегодня взаимодействие достигается путем организации и проведения конференций, конгрессов и совещаний представителей власти и бизнеса

Учитывая изложенные проблемы и состояние потребительского рынка городского округа Самара, можно сделать вывод о том, что инновационное развитие возможно исключительно посредством взаимодействия органов власти с представителями хозяйствующих субъектов -путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов и активного сотрудничества в сфере доведения товаров и услуг до конечного потребителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Интернет-ресурс Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.samarastat.ru

2. Данные квартальных отчетов Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара [Текст].

3. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации

[Электронный ресурс] : Федер. закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. // Консультант-плюс: Версия Проф. / АО «Консультант-плюс». - М., 2010.

4. О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон № 271-ФЗ от 30.12.2006 г. // Консультант-плюс: Версия Проф. / АО «Консультант-плюс». - М., 2010.

УДК 338.2

Н.К. Шинкаренко

МЕСТО ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОМПАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Деятельность лесопромышленного комплекса (ЛПК) России базируется на крупнейшей в мире лесосырьевой базе. Лесной покров занимает 59 % всей территории страны. На долю России приходится более пятой части мировых запасов лесных ресурсов (для США и Канады эта величина составляет около одной десятой для каждой). Россия находится в числе лидеров не только по абсолютным запасам древесины, но и по удельным показателям обеспеченности лесными ресурсами [6].

Эффективность использования лесных ресурсов сегодня крайне низка. Фактически заготавливается менее четверти от реально возможного объема древесины (табл. 1).

Одной из главных причин этого является слабый уровень развития инфраструктуры для лесозаготовки. Согласно информации, фигурировавшей на II Российско-Финляндском лесном саммите в Хельсинки, около 70 % готового к переработке леса на территории России сгнивает на корню из-за неразвитой транспортной инфраструктуры. Так, протяженность лесных дорог в России превышает 1,2 млн км, причем практически все они построены еще до 1991 г.

Отсутствие достаточного количества лесных дорог приводит к тому, что разработки ведутся в непосредственной близости от коммуникаций, сооруженных еще в советский период. В результате лес в этих районах в значительной степени использован. При этом 80 % лесных дорог приходится на грунтовые дороги, вывозка древесины по которым возможна только в зимнее время. Такое положение приводит к вынужденной сезонности производства. Фактически активная лесозаготовка на многих территориях ведется не более пяти месяцев в году.

Таблица 1

Фактическая вырубка древесины в России в 2003-2009 гг. относительно ее экологически безопасного уровня [5]

Показатели 2003 2004 2006 2009

Экологически безопасный уровень вырубки, млн м3/год 511,2 509,8 510,6 516,8

Фактический уровень вырубки, млн м3/год 118,0 115,0 110,6 116,8

Уровень использования лесного фонда, % 23,1 22,6 21,7 22,6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.