Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ НА ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ'

ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ НА ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
156
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
музей / современная молодёжь / выставка / мероприятие / воспитание / кругозор / досуг / наука / искусство / посетитель / культура / художник / технология

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зарина Лутфидин Кизи Нуридинова

Статья посвящена влиянию деятельности музеев и центров (учреждений) искусств на воспитание современной молодёжи. Подробно анализируются аспекты, влияющие на кругозор молодёжи, а также проведения свободного времени с пользой. Изучается вопрос посещения музеев и привлечения молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ НА ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ»

ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ НА ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Зарина Лутфидин кизи Нуридинова

zaranoor@mail. ru

Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода

Аннотация: Статья посвящена влиянию деятельности музеев и центров (учреждений) искусств на воспитание современной молодёжи. Подробно анализируются аспекты, влияющие на кругозор молодёжи, а также проведения свободного времени с пользой. Изучается вопрос посещения музеев и привлечения молодёжи.

Ключевые слова: музей, современная молодёжь, выставка, мероприятие, воспитание, кругозор, досуг, наука, искусство, посетитель, культура, художник, технология.

THE IMPACT OF MUSEUMS ON THE EDUCATION OF MODERN YOUTH

Zarina Lutfidin kizi Nuridinova zaranoor@mail .ru

National Institute of Fine Arts and Design named after Kamoliddin Behzod

Abstract: The article is devoted to the influence of the activities of museums and art centers (institutions) on the education of modern youth. The aspects affecting the horizons of young people, as well as spending free time with benefits, are analyzed in detail. The issue of visiting museums and attracting young people is being studied.

Keywords: museum, modern youth, exhibition, event, education, outlook, leisure, science, art, visitor, culture, artist, technology.

Во все времена музей являлся сложным социокультурным институтом, который является в свою очередь, образовательным и воспитательным потенциалом для будущего и нынешнего поколения. Сегодня миссия музеев значительно выросла, так, как раньше музей был выставочной площадкой и хранилищем для экспонатов, то сейчас с каждым днём его функция расширяется и повышается его значимость. Наблюдается тенденция, связанная с расширением сфер деятельности музеев, поскольку существует потребность общества в музее - как культурном центре. Музей стремится привлекать, развлекать, информировать, быть приятным местом встречи, и в то же время

I ГсОТ^^^^Н 719 http://oac.dsmi-qf.uz

сохранять высокий культурный статус, а также влиять на воспитание современной молодёжи. Это влечет за собой появление новых пространств и дополнительных функций музея.

Музей способствует адаптироваться к современной среде, стимулировать развитие у посетителя творческого потенциала, понимание художественного процесса1.

Следует отметить, что пространство современного музея является креативной площадкой, открывающей новые возможности для посетителей. Для усовершенствования музеев в Узбекистане проводятся ряд систематических реконструкционных работ, для обновления и преобразования. А также необходимо подчеркнуть, что за последние годы в Узбекистане создано несколько новых музеев, которые сохраняют культурное и духовное наследие, знакомят наш народ с лучшими образцами национальной и мировой культуры. Это в частности Муйнакский экологический музей, Музей Макома в Шахрисабзе, Мемориальный музей Эркина Вахидова, Дом-музей Хазини, Музей славы и другие2.

Также, говоря о феномене современного музея, необходимо отметить то, что в XIX и XX века музей любого профиля осуществлял отбор и сохранение образцов культуры, воплощающих общественные ценности. Музей всегда выполнял функцию передачи знаний, основываясь, на коммуникационном общении и была связана с непосредственным соприкосновением с памятниками истории и культуры, то есть музей осуществлял дополнительное образование. Но в конце прошлого столетия представление о функции музея стало меняться.

За рубежом в XX-XXI века музей «стал рассматриваться как информационный центр культурного наследия, как институт социокультурной адаптации, как инструмент познания культурных ценностей прошлых эпох и современности. А также интерпретации их значений в целях общественного самопознания и самоопределения»3. Музеи во всём мире не только обновлялись, но и проводили работы для привлечения интереса молодёжи. Так, как обильный поток визуальной информации, обрушивающийся сегодня на человека, сопровождается общей деградацией «визуальной культуры», способствует утрате способности эстетического восприятия, открытости к художественным впечатлениям, «чувства среды», что в свою очередь негативно отражается на современной молодёжи и способствует развитию у них пассивно-потребительское отношением к миру. Именно музеи способны противостоять этим негативным тенденциям, обращая зрителей (посетителей, а

1 https://cyberleninka.ru/article/n/muzey-kak-kulturnyy-tsentr/viewer

2 Нишанова К. «Новые тенденции в развитии музеев Узбекистана»: Журнал «Санъат» // Ташкент - 2021. С 35.

3 Шляхтина Л. М. Современная методология реализации образовательной функции музея // Важский край: источниковедение, история, культура: исслед. и материалы. Вельск, 2004. Вып. 2. С. 100.

ГГлЦ^^Ш! 720 http://oac.dsmi-qf.uz

именно современную молодёжь) к созерцанию, воспитывая в них «визуальную культуру», а также будет использовать возможность адекватной вербализации4.

Будучи стабильным хранителем истории и «вечных ценностей», музей помогает посетителю найти свое место в информационном и визуальном потоке современной культуры, быстроменяющейся общественной и политической обстановке. Что, в свою очередь поможет современной молодёжи опираться на историческое наследие, расширить и обогатить свой кругозор и получать новые знания. В будущем это позволит формированию у них «эстетического видения» и воспитать в себе уважение к истории и культуры своей страны.

На ряду всему перечисленному, современный музей является культурным и досуговым центром, местом встречи, особенно для современной молодёжи. Во многих современных странах музеи служат учреждением, где проводят различного рода презентаций, научные конференций, также служит «лофтом» (от англ. loft - «чердак» - современное название помещения, для устаревания там молодёжных мероприятий). Такого рода «лофта», или иначе говоря -«современным музейным помещением» со времён независимости в Ташкенте служило здание Центра современного искусства, Ташкентский Дом Фотографии и музеи, посвящённые великим учёным и мыслителям. Особенно, необходимо выделить Центр современного искусства - где часто проводились образовательные мероприятия и выставки, куда привлекались учёные и специалисты из разных стран. Данные образовательные мероприятия и выставки направлены в большинстве случаев для привлечения посетителей (в большом количестве современную молодёжь) и ознакомление их с современной культурой и искусством в мире и в Узбекистане. С помощью таких мероприятий современной молодёжи предоставляется возможность в принятий участия в публичных лекциях и дискуссиях о современном искусстве, архитектуре, дизайне. Послушать и ознакомиться с информацией о последних тенденциях кинопоказов, а также, присутствовать и расширить свой кругозор во время встречи с художниками и искусствоведами со всего мира и Узбекистана. Проведение в таких центах мастер-классы на тему художественного образования и современных технологий также способствует пробуждению интереса к культуре и искусства у молодёжи5. Как пример, можно привести организацию выставки Dixit Algorizmi - «Как говорил аль-Хорезми» (октябрь 2021 год). Где команда зарубежных специалистов организовали выставку посвящённая Великому учёному- математику аль-Хорезми, а также о влиянии его работ на сегодняшнее технологическое

4 Каган М. С. Музей в системе культуры // Вопр. искусствознания. 1994. № 4. С. 356.

5 https://ccat.uz/

П^тта^^Ш 721

http://oac.dsmi-qf.uz

ускорение, современную культуру и западные инновации. Выставка не связана с какой-то конкретной областью, а в целом отдает дань уважения ученому и его трудам. Благодаря участию международных специалистов и визуальных художников в сфере ремесла, кино, музыки, архитектуры, дизайна и технологии, на выставке были представлены работы, касающиеся вопросам представления алгоритма, то есть, его значение на формирование различных взаимодействии в современной культуре через приложения смартфонов. С помощью мультисенсорной и иллюстративной выставки можно было прослеживать взаимодействие математических элементов и алгоритма, которые оказали огромное влияние на общество и культуру, начиная от древности до современности6. В частности, проведение такого рода выставок способствует отличной мотивацией для подрастающего поколения. А также, изучение работ учёного и его влияние на современную жизнь - может сыграть большую роль в воспитании молодёжи и изменения их мировоззрения в лучшую сторону.

Особенно, важно подчеркнуть Ташкентский Дом Фотографии, где в частности проводятся выставочные работы молодых художников и фотографов. Помимо этого, каждый год в Ташкентском Доме Фотографий проводятся модные показы и защиты дипломных работ студентов художественного ВУЗа. Вход в Ташкентский Дом Фотографий почти всегда свободный, что является привилегией для молодёжи, который хочет провести досуг с интересом и пользой. Самым крупным мероприятием, организуемым Ташкентским Домом Фотографий является проведение один раз в два года Ташкентское международное фотографическое биеннале - «Ташкент», на котором участвуют большое количество фотографов со всего мира. В данном биеннале, фотографы со всего мира и отечественные фотографы делятся своими работами и опытом. В свою очередь, проведение такого рода биеннале способствует приобретению опыта и общения со специалистами этой сферы7. Общение и приобретение опыта в данных выставках и мероприятиях помогает некоторой категории молодёжи (занимающиеся и интересующиеся культурой и искусством) определиться выбором профессии или найти своё истинное предназначение в жизни.

Еще одним важным «культурным познавательным центром» для современной молодёжи является Музей Искусства Миниатюры Востока имени Камолиддина Бехзода. Так, как искусство миниатюры является древнейшим искусством в стране, ему уделяется особое внимание. Музей посвящен Великому художнику-Миниатюаристу Камолиддину Бехзоду, признаваемый

6 https://mytashkent.uz/2021/10/06/vystavka-kak-govoril-al-horezmi.

7 https://uzbekistan.travel/ru/o/tashkentskij -dom-fotografii/

ГТТТУЙ^^Ш! 722

http://oac.dsmi-qf.uz

одним из крупнейших мастеров гератской школы рисования, на Западе, который получил признание как: «Рафаэль Востока»8.

Каждый год при проведении ежегодной недели искусств - Музей Искусства Миниатюры Востока имени Камолиддина Бехзода также является фигурирующим местом для проведения выставочных работ молодых и талантливых художников. Которое несомненно дает возможность молодым художникам заявить о себе и раскрыть свой потенциал.

В заключении, нужно отметить, что: во-первых, посещение музеев и центров искусств даёт современной молодёжи возможность узнать что-то новое, во-вторых, развить чувство патриотизма и гордости за свою страну. В-третьих, провести время с пользой и удовлетворить свои духовные потребности, в четвёртых, возможность определения и выбора будущей профессии, что является главной проблемой каждого молодого поколения, который стоит на пороге взрослой жизни. Все перечисленные аспекты и приведенные примеры непременно играют важную роль в воспитании современной молодёжи.

Использованная литература

1. Нишанова К. «Новые тенденции в развитии музеев Узбекистана»: Журнал «Санъат» // Ташкент - 2021. С 35.

2. Шляхтина Л. М. Современная методология реализации образовательной функции музея // Важский край: источниковедение, история, культура: исслед. и материалы. Вельск, 2004. Вып. 2. С. 100.

3. Каган М. С. Музей в системе культуры // Вопр. искусствознания. 1994. № 4. С. 356.

8 http://kbmsm.uz/ru/

LKÜ^M

723

http://oac.dsmi-qf.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.