Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РОСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РОСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / МЕНЕДЖМЕНТ / МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борис Ольга Александровна, Никулина Анна Васильевна

Влияние молодежи на управление предприятиями становится все более заметным и весомым в условиях цифровизации всей деятельности общества. Благодаря свежести взглядов, отсутствию приверженности строгим директивам, нахождению нестандартных путей решения проблем, молодые специалисты дают мощный толчок развитию менеджмента предприятия. В статье выявлены проблемы вовлечения молодежи в инновационные процессы менеджмента, включая профессионально-техническую неспособность компаний к использованию преимуществ новых цифровых тенденций. Дана оценка возможностям их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF YOUTH ACTIVITIES ON IMPROVING THE EFFICIENCY OF ENTERPRISE MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

The influence of young people on the management of enterprises is becoming more and more noticeable and significant in the conditions of digitalization of all activities of society. Thanks to the freshness of views, the lack of adherence to strict directives, finding non-standard ways to solve problems, young specialists give a powerful impetus to the development of enterprise management. The article reveals the problems of involving young people in innovative management processes, including the professional and technical inability of companies to take advantage of new digital trends. An assessment of the possibilities of their solution is given.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РОСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

DOI: 10.38197/2072-2060-2022-237-5-169-183

влияние деятельности молодежи на рост эффективности менеджмента предприятия в условиях

цифровизации1

the impact of youth activities on improving the efficiency of enterprise management in the context of digitalization

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации МД-2787.2021.2 «Трансформация региональной системы молодежного предпринимательства в инновационную модель, эффективно функционирующую в условиях цифровизации (на материалах

Северо-Кавказского. федерального, округа)».............................................................

170

борис ольга александровна

Профессор кафедры менеджмента института экономики и управления ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет», доктор экономических наук, доцент

olga a. boris

Professor of the Management Department of the Institute of Economics and Management of the North Caucasus Federal University, Doctor of Economics, Docent

никулина анна васильевна

Аспирант кафедры менеджмента института экономики и управления ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет»

anna v. nikulina

Postgraduate student of the Management Department of the Institute of Economics and Management of the North Caucasus Federal University

АННОТАЦИЯ

Влияние молодежи на управление предприятиями становится все более заметным и весомым в условиях цифровизации всей деятельности общества. Благодаря свежести взглядов, отсутствию приверженности строгим директивам, нахождению нестандартных путей решения проблем молодые специалисты дают мощный толчок развитию менеджмента предприятия. В статье выявлены проблемы вовлечения молодежи в инновационные процессы менеджмента, включая профессионально-техническую неспособность компаний к использованию

преимуществ новых цифровых тенденций. Дана оценка возможностям

их решения.

ABSTRACT

The influence of young people on the management of enterprises is becoming more and more noticeable and significant in the conditions of digitalization of all activities of society. Thanks to the freshness of views, the lack of adherence to strict directives, finding non-standard ways to solve problems, young specialists give a powerful impetus to the development of enterprise management. The article reveals the problems of involving young people in innovative management processes, including the professional and technical inability of companies to take advantage of new digital trends. An assessment of the possibilities of their solution is given.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Цифровизация, молодежь, менеджмент, молодежное предпринимательство, повышение эффективности управления. KEYWORDS

Digitalization, youth, management, youth entrepreneurship, improving management efficiency.

Введение

Геополитическая энтропия конкурентного противостояния компаний на мировом рынке в условиях диджитализации определяет необходимость активного и инициативного поиска качественно новых стратегий, методов инновационных преобразований и технологий контроллинга трансформационных процессов для формирования рекомендаций по обеспечению устойчивого развития. В нестабильных условиях, осложненных цифровой трансформацией, увеличивается ценность поиска факторов роста эффективности менед-

жмента организаций и достижения ими устойчивых конкурентных позиций, в котором непосредственную ценность имеют молодые грамотные профессионалы, разбирающиеся в своей сфере и тонко чувствующие мельчайшие изменения в экономике [1, 2].

Молодежь является своеобразным двигателем общества, его позитивной силой, которая должна способствовать развитию страны и является носителем большого потенциала, мы считаем недопустимым оставлять эту ключевую социальную группу наедине со своими проблемами, особенно важно задействовать весь имеющийся потенциал молодежи для повышения эффективности управления предприятиями [3, 4].

Цель

В связи с актуальностью выявления проблем и решений в процессе управленческой активизации молодежи в статье ставится цель оценить направления повышения эффективности менеджмента с участием молодых специалистов, которые, хоть и не имеют большого опыта в управлении организацией, но и свободны от «зашоренности» взглядов на решение каких-либо проблем, готовы рисковать и получать благодаря смелым действиям больше прибыли.

Материалы и методы исследования

Данное исследование базируется на анализе активности молодежи в малом бизнесе с учетом влияния ковидной пандемии и факторов цифровизации. Раскрываются теоретические и практические аспекты возникновения трудностей вовлечения молодежи в инновационные процессы, в формирование ключевых компетенций, важных для успеха бизнеса.

Методологической базой исследования стали методы диалектики, логики, системного, сравнительного и морфологического анализа и синтеза факторов влияния молодежи на эффективность современного менеджмента.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показало исследование, молодежному поколению свойственно в большей степени создание стартапов, венчурных фондов, регистрация на платформах краудфандинга, то есть внедрение цифровых платформ для инновационных проектов, развитие этих инструментов показано на рисунке.

2017 2018 2019 2020 2021

127 160 77 304,4 1800

Рисунок. Динамика развития стартапов и венчурных фондов в РФ, млн долл.2

Как видно из рисунка, объемы российского венчура в 2021 году по сравнению с 2020 годом выросли в 6 раз, а в сравнении с 2017 годом — в 14 раз. При этом с учетом проектов российских фаундеров, реализованных за рубежом, сумма привлеченных средств будет еще выше — 3,3 млрд долл.

На наш взгляд, существует ряд трудностей, тормозящих вовлечение молодежи в инновационные процессы менеджмента на предприятиях в цифровом обществе:

2 Составлено автором по материалам журнала Inc.Russia [Электронный ресурс] — URL: https:// incrussia.ru/understand/top-100/.

4630483231P@N>P@?B7@N>P@?V

— основной составляющей является отсутствие предпринимательских компетенций. Далеко не все учебные заведения могут гордиться наличием эффективных программ обучения высококлассных предпринимателей, курсов повышения квалификации или переподготовки кадров в сфере предпринимательской деятельности. Но при этом современное передовое молодежное инфокоммуникационное предпринимательство, чтобы иметь потенциал комплексного поступательного развития, должно быть обеспечено формированием у молодежи профессиональных предпринимательских компетенций и их постоянным совершенствованием [5];

— как бы ни парадоксально звучало, но существует и недостаточная информированность молодежи об имеющихся программах подготовки, поддержки, развития молодежного предпринимательства в регионе и стране;

— слабая связь экономической, гуманитарной и технологической составляющей в процессах цифровизации общества. Например, цифровыми достижениями принято считать исключительно технические, прорывные изобретения, аналогов которым еще нет. Однако важным шагом к запуску такого изобретения является научное обоснование этого продукта. К цифровым технологиям всегда следует подходить системно [6];

— сильным тормозом в развитии молодежного предпринимательства и привлечении молодежных специалистов на предприятия являются и барьеры законодательной и исполнительной власти. Долгое время в нашей стране не существовало федерального закона о молодежной политике, не говоря уже о закреплении каких-то прав за молодыми предпринимателями и молодыми специалистами. Закон о мо-

лодежной политике в Российской Федерации был принят в декабре 2020 года [7].

Влияние молодежи на менеджмент на предприятиях в эпоху цифровизации невозможно не оценить по достоинству. Благодаря новому нестандартному мышлению молодежь имеет возможность находить инновационные пути выхода из ситуаций, казавшихся стандартными и почти всегда бесперспективными. Для повышения производительности и эффективности менеджмента предприятия рядом ученых разработаны рекомендации, которые могут быть применимы к большинству организаций [8, 9]. Среди них нужно отметить следующие:

— описать и оцифровать схемы управления организации для более легкого доступа к ним персонала, занимающегося развитием организационной структуры. В эпоху цифрови-зации предпринимателям гораздо проще контролировать работу сотрудников, поскольку инновации помогают облегчить рутинные действия и расширяют возможности менеджмента предприятия;

— четко определить задачи и функционал каждого подразделения и должности для исключения дублирования полномочий;

— определить количественные и качественные показатели целевого конечного продукта, что позволит в большей степени структурировать деятельность организации и направить ее усилия к развитию узнаваемости организации на различных рынках.

Следует обратить особое внимание на необходимость активизации взаимодействия между органами власти, крупным бизнесом, молодыми специалистами и предпринимателями, которые при поддержке государства смогут

разрабатывать и внедрять цифровые технологии в уже существующие или вновь созданные компании [10].

В контексте существующих изменений российского общества необходимо также уделить внимание использованию цифровых сетевых технологий, развитию интернет-направлений, что способствует развитию индивидуализации молодежного менеджмента на предприятиях [11]. Молодежь проще ориентируется в инновационных формах занятости, что позволяет ей быть мобильной в нестабильных условиях экономики.

Множество барьеров на пути повышения эффективности менеджмента на предприятии можно разделить на несколько условных направлений. Существующее планирование и прогнозирование на многих предприятиях не позволяет определить необходимые ресурсы, время для достижения поставленных целей, а также не дает понимания по уровню отклонения от стратегии и целевых показателей продаж.

Отсутствие структурированной воронки продаж со статистикой продаж не позволяет оценить проблемные места работы каждого сотрудника и то, на каком действии процесс останавливается. Отсутствие статистических данных позволяет всем участникам процесса находить причины, отговорки, включать эмоции в оправдании своего бездействия/ действия по достижению целей.

Если в компании цели не описаны цифрами, не определено, кто ответственный за реализацию планов, тогда теряется понимание, к чему идет компания и что хочет реализовать (в товаре, штуках, рублях, сотрудниках, клиентах). В этом случае достичь цели становится сложно и сам процесс достижения цели получается неуправляемым, протекает самостоятельно.

Профессиональный, структурированный, прогнозируемый и прозрачный результат возможен, лишь когда систематически и осознанно будет выполняться технологический процесс (почему было сделано то или иное действие, сколько подходов/действий необходимо для достижения) и дисциплинированно выполнены все необходимые действия.

Соответственно, чтобы достичь результатов, необходимо контролировать и влиять на процесс (количество и качество: звонков, встреч, выявления потребностей, презентаций, подготовки предложений, заключительных переговоров), а не на конечные цифры.

Безусловно, период распространения новой коронави-русной инфекции внес определенные коррективы в работу любой организации. Особенно ярко это проявилось в ускоренном внедрении онлайн-технологий, интернет-ресурсов в деятельность любой организации. Для сохранения имеющихся объемов продаж и поддержания существующего уровня развития компаниям пришлось перестраивать собственные каналы сбыта и изучать магазины онлайн-тор-говли. Важным моментом этого нелегкого периода является показатель сохранения рабочих мест и увеличение числа квалифицированных молодых специалистов, позволивших посмотреть на работу предприятия с иной стороны.

Как отмечают исследователи, в современных условиях появились сложности и проблемы, определенные профессионально-технической неспособностью компаний к использованию преимуществ новых цифровых тенденций, а также неготовностью качественно определенных актуальных методических положений по управлению цифровыми трансформационными процессами. Как следствие, в кризисной ситуации ограниченность финансовых и человеческих ре-

сурсов остро ставит вопрос роста эффективности управления этими процессами [12].

Следующим испытанием для многих предприятий (как российских, так и зарубежных) стало начало военной операции Российской Федерации на территории Донецкой и Луганской Народных Республик. В условиях сильнейшей нестабильности экономической ситуации в России и мире, тяжелейшего давления со стороны зарубежных государств на деятельность российских организаций и небывалых скачков валют, продолжающихся с конца февраля 2022 года, крайне тяжело разрабатывать стратегию повышения эффективности менеджмента на предприятии. Однако без неустанной работы невозможно достичь основной цели — развивать предприятие, повышать его имидж на российском и мировом рынках, создавать новые рабочие места, в том числе и для молодых специалистов. Необходимо разработать основные предложения по выходу организации на интересующие рынки, даже в нестабильной экономической ситуации в мире.

Несмотря на имеющиеся угрозы, стоит выделить несколько возможностей повышения эффективность менеджмента на предприятии и расширения каналов сбыта продукции:

— выход на новые рынки. Постоянное развитие и совершенствование политики в области исследований и разработок создает конкурентное преимущество для выхода на новые рынки;

— зарубежное сотрудничество. Масштаб компании по объемам производства, выручке и количеству специалистов позволяет компании развивать новые отношения с зарубежными партнерами путем создания совместного производства или открытия местного зарубежного дистрибьюторского филиала;

— интерес России к стратегическим инновациям. Поскольку Россия заинтересовалась стратегическими инновациями, эта отрасль может рассчитывать на увеличение государственного финансирования, и именно молодежь будет играть здесь ведущую роль.

заключение

В завершение следует отметить, что решение всех указанных выше проблем, при всей их важности, направленности, прежде всего, на молодежь, — дело весьма небыстрое и крайне сложное, в связи с тем, что большинство из них имеет глобальный и комплексный характер, как следствие, требует огромнейших усилий всех, кто занимается средним, высшим и дополнительным образованием молодежи, а также научными изысканиями, интересными молодым людям. Как говорится, все глобальные проблемы современного мира имеют молодежное лицо, молодежное измерение и молодежное решение.

В период выхода из кризиса будет проведена глобальная перестройка рынка труда, где определяющей станет глобальная цифровизация, входящая во все сферы экономической деятельности. Поэтому для создания благоприятных условий участия молодежи в предпринимательской деятельности государству необходимо более развернуто и ответственно подойти к решению существующих проблем в этой отрасли.

В предыдущие два года (2020-2021 годы), особенно в первые несколько недель после объявления ограничений, вызванных пандемией COVID-19, не только была приостановлена деятельность, но и возникли совершенно новые предприятия, существенно ускорилась цифровая трансформация всех бизнес-процессов, реализуемая в отечественных и за-

рубежных организациях. Многие изменения и достижения прочно входят в жизнь компаний, изменив не только технологии, но и организационное поведение сотрудников, а также качественный характер управления.

Библиографический список

1. Толкачев С.А., Морковкин Д.Е. Тренды цифровизации обрабатывающих отраслей промышленности Германии и России // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2019. — Т. 218. — № 4. — С. 260-272.

2. Тальников Е.В. Государственная молодежная политика: методика выработки конструктивных решений. Сб. науч. тр. / Е.В. Тальников // Российский экономический журнал. 2014. № 2. С. 9-12.

3. Попов Г.Х., Красильников В.Н. Думать о будущем, работать на будущее // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2015. — Т. 195. — № 6. — С. 29-56.

4. Бабанов А.Б. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях цифровой трансформации / А.Б. Бабанов, Р.Х. Шаваев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 427-430.

5. Духанина Л.Н. Опережающее образование-ресурс новой индустриализации // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2015. — Т. 195. — № 6. — С. 450-465.

6. Юдин А.В., Свищева Н.В. Особенности поведения потребителей в digital-среде в условиях формирования нового «поколенческого мышления» // Научные труды Вольного экономического общества России. — 2019. — Т. 218. — № 4. — С. 418-430.

7. Борис О.А. Влияние цифровизации и пандемии на занятость и бизнес-компетенции молодежи / О.А. Борис, В.Н. Парахина, Р.М. Устаев, А.В. Никулина, В.С. Алиева // Актуальные направления

научных исследований XXI века: теория и практика. 2021. Т. 9. № 3 (54). С. 79-91.

8. Корнев Я.А., Ракитина И.С. Определение источников роста производительности труда в Российской Федерации на основе сравнительного анализа // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2018. - Т. 212. - № 4. - С. 41-51.

9. Пророков А.Н. Российское предпринимательство: молодежь, инновации, малый бизнес // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2011. - Т. 148. - С. 266-276.

10. Boris O. Modern Problems of Youth Employment and their Entrepreneurial Solution/ O. Boris, V. Parakhina, A. Nikulina // Process management and scientific developments. - Birmingham, 2021. - Рр. 23-29.

11. Boris O. Creation of Favorable Entrepreneurial Ecosystems for the Development of Youth Business in Agricultural Regions of the South of Russia/ O. Boris, V. Parakhina, A. Simonov// IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. (DAICRA 2021) - IOP Publishing Ltd, 2022. - С. 012143.

12. Овчинникова О.П., Харламов М.М., Кокуйцева Т.В. Методические подходы к повышению эффективности управления процессами цифровой трансформации на промышленных предприятиях // Креативная экономика. - 2020. - Том 14. -№ 7. - С. 1279-1290.

References

1. Tolkachev S.A., Morkovkin D.E. Trendy cifrovizacii obrabatyvajushhih otraslej promyshlennosti Germanii i Rossii // Nauchnye trudy Vol>nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. - 2019. - T. 218. - №. 4. -S. 260-272.

2. Tal>nikov E.V. Gosudarstvennaja molodezhnaja politika: metodika vyrabotki konstruktivnyh reshenij. Sb. nauch. tr. / E.V. Tal>nikov // Rossijskij jekonomicheskij zhurnal. 2014. № 2. S. 9-12.

182

3. Popov G.H., Krasil>nikov V.N. Dumat> o budushhem, rabotat> na budushhee // Nauchnye trudy Vol>nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. - 2015. - T. 195. - №. 6. - S. 29-56.

4. BabanovA.B. Faktory povyshenija konkurentosposobnosti predprijatija v uslovijah cifrovoj transformacii / A.B. Babanov, R.H. Shavaev. — Tekst: neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2021. — № 50 (392). — S. 427-430.

5. Duhanina L.N. Operezhajushhee obrazovanie-resurs novoj industrializacii // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. — 2015. — T. 195. — №. 6. — S. 450-465.

6. Judin A.V., Svishheva N.V. Osobennosti povedenija potrebitelej v digital-srede v uslovijah formirovanija novogo" pokolencheskogo myshlenija" // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. — 2019. — T. 218. — №. 4. — S. 418-430.

7. Boris O.A. Vlijanie cifrovizacii i pandemii na zanjatost' i biznes-kompetencii molodezhi / O.A. Boris, V.N. Parahina, R.M.Ustaev, A.V. Nikulina, V.S. Alieva // Aktual'nye napravlenija nauchnyh issledovanij XXI veka: teorija i praktika. 2021. T. 9. № 3 (54). S. 79-91.

8. Kornev Ja. A., Rakitina I. S. Opredelenie istochnikov rosta proizvoditel'nosti truda v Rossijskoj Federacii na osnove sravnitel'nogo analiza // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. — 2018. — T. 212. — №. 4. — S. 41-51.

9. 9. Prorokov A.N. Rossijskoe predprinimatel'stvo: molodezh', innovacii, malyj biznes // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. — 2011. — T. 148. — S. 266-276.

10. Boris O. Modern Problems of Youth Employment and their Entrepreneurial Solution/ O. Boris, V. Parakhina, A. Nikulina // Process management and scientific developments. — Birmingham, 2021. — Pp. 23-29.

11. Boris O. Creation of Favorable Entrepreneurial Ecosystems for the Development of Youth Business in Agricultural Regions of the South

of Russia/ O. Boris, V. Parakhina, A. Simonov// IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. (DAICRA 2021) — IOP Publishing Ltd, 2022. — С. 012143. 12. Ovchinnikova O.P., Harlamov M.M., Kokujceva T.V. Metodicheskie podhody k povysheniju jeffektivnosti upravlenija processami cifrovoj transformacii na promyshlennyh predprijatijah // Kreativnaja jekonomika. — 2020. — Tom 14. — № 7. — S. 1279-1290.

Контактная информация / Contact information

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» 355017 Ставрополь, Пушкина ул., 1

North Caucasus Federal University, 1, Pushkin Str., Stavropol, 355017, Russia

Борис Ольга Александровна / Olga A. Boris oboris@ncfu.ru

Никулина Анна Васильевна / Anna V. Nikulina poletunovaanna@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.