Научная статья на тему 'Геомаркетинговые информационные системы как инструмент развития рыночного потенциала региона'

Геомаркетинговые информационные системы как инструмент развития рыночного потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
155
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИТ) / INFORMATION TECHNOLOGY (IT) / МАРКЕТИНГ / MARKETING / ГЕОМАРКЕТИНГ / GEOMARKETING / ГЕОМАРКЕТИНГОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ГМИС) / GEOMARKETING INFORMATION SYSTEMS (GMIS)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожков И.В.

В статье рассматривается одно из прикладных направлений развития маркетинговых информационных систем на основе технологий геомаркетинга. Исследуются сущность и назначение геомаркетинговых информационных систем (ГМИС), а также направления их возможного использования в маркетинговой деятельности современных предприятий. Анализируются примеры реализации ГМИС российских разработчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geomarketing INFORMATION SYSTEMS AS A TOOL OF improvement of MARKET POTENTIAL OF THE REGION

The article deals with one of the application areas of marketing information systems technology based on geomarketing. The author examines the nature and purpose of geomarketing information systems (GMIS) and the direction of their possible use in the marketing activities of modern enterprises. Examples of Russian GMIS are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Геомаркетинговые информационные системы как инструмент развития рыночного потенциала региона»

2. Морева Л.С. Современные аспекты маркетинга туризма // Научные труды Вольного экономического общества России. Том 188. М.: ВЭО России, 2014. - с. 409-416.

Bibliographical list

1. Moreva L.S. Marketing turizma i politika sbyta turistskih firm // Izvestija Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2007.- №1-2.

2. Moreva L.S. Sovremennye aspekty marketinga turizma // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. Tom 188. M.: VJeO Rossii, 2014. - s.409 - 416.

Контактная информация / Contact links

8 (910) 912-07-97

vivasport2012.lara@yandex .ru

ГЕОМАРКЕТИНГОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

GEOMARKETING INFORMATION SYSTEMS AS A TOOL OF IMPROVEMENT OF MARKET POTENTIAL OF THE REGION

И.В. РОЖКОВ, канд. экон. наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

I.V. ROZHKOV, Ph.D, associate professor

Financial University under the Government of the Russian Federation

Аннотация

В статье рассматривается одно из прикладных направлений развития маркетинговых информационных систем на основе технологий геомаркетинга. Исследуются сущность и назначение геомаркетинговых информационных систем (ГМИС), а также направления их возможного использования в маркетинговой деятельности современных предприятий. Анализируются примеры реализации ГМИС российских разработчиков.

Abstact

The article deals with one of the application areas of marketing information systems technology based on geomarketing. The author examines the nature and purpose of geomarketing information systems (GMIS) and the direction of their possible use in the marketing activities of modern enterprises. Examples of Russian GMIS are analyzed in the article.

Ключевые слова: информационные технологии (ИТ), маркетинг, геомаркетинг, геомаркетинговые информационные системы (ГМИС).

Keywords: information technology (IT), marketing, geomarketing, geomarketing information systems (GMIS).

В последнее время на отечественном и зарубежном рынках стали появляться новые разработки, не только еще более сближающие производителя и потребителя, но и позволяющие компаниям перейти в своей маркетинговой деятельности от ориентации на рынок в целом к ориентации на потребности конкретного индивидуума, на специфические особенности его поведения, чувства и эмоции [1, 2]. Эти технологии информационного маркетинга только начинают входить в арсенал российских компаний и, поэтому, представляют особый интерес для исследования. Часть из них была рассмотрена в специализированной литературе [3,4,5], поэтому остановимся на тех, которые пока не получили достаточного освещения. В последнее время внимание современных маркетологов привлекают так называемые геомаркетинговые информационные системы (ГМИС) [8]. Геомаркетинг -одно из современных направлений развития методологии информационного обеспечения маркетинговой деятельности, базирующееся на использовании пространственных данных в процессе принятия управленческих решений в рыночной деятельности современных предприятий, таких как: организация дистрибуции продукции, управление логистической деятельностью, обслуживание потребителей, маркетинговые исследования и пр.

Иными словами, геомаркетинговые исследования является современной формой маркетингового исследования, позволяющей визуально проанализировать внешние и внутренние показатели компании, различные аспекты ее прошлой, текущей и будущей рыночной деятельности, включая инфраструктуру и конкурентную среду в привязке к ее географическому расположению. Геомаркетинговые исследования проводятся на основе геоинформационных систем (ГИС), включающих внешнюю и внутреннюю социально-экономическую информацию относительно базового предприятия и его локации.

ГИС - это информационная система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, анализ, распространение и визуализацию данных распределенных как в пространстве, так и во времени. ГИС интегрирует картографическую информацию, таблицы, аэро- и космические снимки, данные статистики и переписи, материалы полевых исследований, социальных опросов и пр. в единой цифровой базе географических данных (геоданных). Очень важной функцией ГИС является возможность связи с внешними реляционными БД под управлением различными СУБД, которые позволяют хранить большие массивы как атрибутивной так и пространственной информации. Также ГИС представляет собой специализированное программное обеспечение 506

(программную оболочку), которое позволяет осуществлять, перечисленные выше, функции ГИС. Основная задача ГИС заключается в принятии управленческих решений, основанных на пространственном анализе, математико-картографическом моделировании, визуализации,

прогнозировании и оценке. Использование ГИС - это системный подход в исследованиях, которые основываются на объективных данных. В работе ГИС используются высокодетальные карты и планы городов масштабов 1:2000 - 1:10 ООО, составленные как ведущими коммерческими, так и государственными картографическими организациями. Большое внимание уделяется актуальности адресных данных городов. Наряду с картографическими источниками информации в настоящее время применяются материалы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Наряду с геоданными, в ГИС широко используются источники вторичной маркетинговой информации от основных поставщиков - государственных учреждений, а также научно- исследовательских, информационных и аналитических центров, профессиональных организаций [6]. Первичная маркетинговая информация, используемая в ГИС, может предоставляться либо самими заказчиками, либо получаться от контактных источников [10] в администрациях городов, из открытых источников, в ходе опросов населения и проведения фокус-групп. Для получения актуальной информации об объектах недвижимости могут проводиться исследования с использованием систем глобального позиционирования GPS.

Примером реализации ГМИС может служить система «Геоинтеллект», разработанная ООО «Центр пространственных исследований» (г. Санкт-Петербург). Она предназначена для профессиональных аналитиков, исследователей, консультантов, работающих в разных областях сферы бизнеса и стремящихся оперативно оценивать потребителей, покупателей на карте города [7]. ГМИС «Геоинтеллект» наиболее востребована для решения маркетинговых задач в следующих отраслях: FMCG-ритейл; fast-food ритейл, HoReCa; банковское обслуживание; ритейл; медицинское обслуживание; фитнес-индустрия; девелопмент и инвестиции; транспорт и др.

Функции данной ГМИС дают возможность получать запрашиваемую маркетологами информацию в определенной географической точке или необходимом радиусе, а также визуализировать имеющиеся в системе данные по территориальным единицам - городам, районам, муниципальным округам и т.д. При выборе информации в точке или радиусе, система выдает данные по населению, заработной плате, количеству новых зданий и квартир, бизнесцентров, гипермаркетов, супермаркетов и магазинов «шаговой доступности». При проведении анализа используются такие поставщики отраслевой рыночной и вторичной маркетинговой информации как Росстат, Российская гильдия риелторов, Центр политической информации, ЦИК, Метрополитен,

Система использует Немаловажным достоинством ГМИС «Геоинтеллект» является то, что она имеет демоверсию, доступную на официальном сайте. Хотя, геоданные, представленные в демоверсии

искажены, она позволяет потенциальным клиентам ознакомиться с основным функционалом ГМИС и принять решение о ее приобретении. Возможностями ГМИС «Геоинтеллект» уже пользуются такие крупные компании как ЮниКредитБанк, агентство недвижимости GVRSawyer, холдинговая компания «Адамант», сеть фастфуда KFC и др. Применение ГМИС не только расширяет возможности маркетинговой деятельности, но в совокупности с другими видами маркетинговой информации и инструментами информационного маркетинга может быть положены в основу планирования и развития всей концепции бизнеса [11].

Библиографический список

1. Агарков А.И., Голов P.C. Управление инновационной деятельностью: Учебник для бакалавров. -М: Издательско -торговая корпорация «Дашков и К», 2014. -208с.

2. Артемьева O.A. Особенности трансформации понятия «продукт» в информационном обществе II Экономика и управление в машиностроении. -2015. - № 5. - С. 26-27.

3. Голов P.C. Инновационно-информационное поле как эффективная синергетическая система для развития и распространения инновационно-инвестиционных проектов II Научные труды Вольного экономического общества России. — 2009. — №5, — Том 118. — С. 133-163. — 1,2п. л.

4. Маркетинг и современность: Коллективная монография /под общей ред. д.э.н. C.B. Карповой; отв. ред. к.э.н. О.Н. Романенкова - М.: Изд-во «Вузовский учебник», 2014. - с. 362. сс. 295-317

5. Рожков И.В. Информационные системы и технологии в маркетинге: монография / И.В. Рожков. - М.: Издательство «Русайнс», 2014.

- 196 с.

6. Рожков И.В. Эволюция маркетинга в контексте развития информационных технологий. Научные труды Вольного экономического обществаРоссии. Том 179. М.: 2014. сс. 639-646.

7. Рожков И.В. Функциональная модель маркетинговой информационной системы предприятия на основе переменных комплекса маркетинга //Научные труды Вольного экономического общества России. -2007. Том 86.

8. Рожков И.В. Структурно-функциональный анализ моделей маркетинговых информационных систем //Научные труды Вольного экономического общества России. - 2009. Том 127.

9. Рожков И.В. Маркетинговые информационные системы предприятий сферы услуг //Директор по маркетингу и сбыту. - 2010. - № 11.

- С. 19-28.

10. Рожков И.В. Реализация принципов клиентоориентированного бизнеса на основе информационных технологий (обзор зарубежных

журналов) // Экономика и управление в машиностроении. - 2014. - № 5. - С. 63-64.

11. Jones A., Fallon G., Golov R. Obstacles to foreign direct investments in Russia.//European Business Review. 2000. T. 12. №4. C. 187-197.

Bibliographical list

1. Agarkov A.P., Golov R.S. Upravlenie innovacionnoj dejatel'nost'ju: Uchebnik dlja bakalavrov. -M: Izdatel'sko -torgovaja korporacija «Dashkov i K», 2014. -208s.

2. Artem'eva O.A. Osobennosti transformacii ponjatija «produkt» v informacionnom obshhestve // Jekonomika i upravlenie v mashinostroenii. - 2015. - №5,- S. 26-27.

3. Golov R.S. Innovacionno-informacionnoe pole kak jeffektivnaja sinergeticheskaja sistema dlja razvitija i rasprostranenija innovacionno-investicionnyh proektov // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. — 2009. — №5, — Tom 118. — S. 133-163. — 1,2 p. l.

4. Marketing i sovremennost': Kollektivnaja monografija /pod obshhej red. d.je.n. S.V. Karpovoj; otv. red. k.je.n. O.N. Romanenkova - M.: Izd-vo «Vuzovskij uchebnik», 2014. - s. 362. ss. 295-317

5. Rozhkov I.V. Informacionnye sistemy i tehnologii v marketinge: monografija / I.V. Rozhkov. - M.: Izdatel'stvo «Rusajns», 2014. - 196 s.

6. Rozhkov I.V. Jevoljucija marketinga v kontekste razvitija informacionnyh tehnologij. Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. Tom 179. M.: 2014. ss. 639-646.

7. Rozhkov I.V. Funkcional'naja model' marketingovoj informacionnoj sistemy predprijatija na osnove peremennyh kompleksa marketinga //Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. - 2007. Tom 86.

8. Rozhkov I.V. Strukturno-funkcional'nyj analiz modelej marketingovyh informacionnyh sistem //Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. - 2009. Tom 127.

9. Rozhkov I.V. Marketingovye informacionnye sistemy predprijatij sfery uslug //Direktor po marketingu i sbytu. - 2010. - №11,- S. 19-28.

10. Rozhkov I.V. Realizacija principov klientoorientirovannogo biznesa na osnove informacionnyh tehnologij (obzor zarubezhnyh zhurnalov) // Jekonomika i upravlenie v mashinostroenii. - 2014. - №5,- S. 63-64.

11. Jones A., Fallon G., Golov R. Obstacles to foreign direct investments in Russia.//European Business Review. 2000. T. 12. № 4. S. 187-197.

Контактная информация / Contact links

8 (495) 725-15-73

ivr1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.