Научная статья на тему 'Маркетинговые подходы в сбалансированном развитии регионального туризма (на примере Калужского региона)'

Маркетинговые подходы в сбалансированном развитии регионального туризма (на примере Калужского региона) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / MARKETING / ТУРИЗМ / TOURISM / ПЕРСПЕКТИВЫ / PROSPECTS / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / TOURISM INDUSTRY / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морева Л.С.

В статье определяется роль маркетинга в туризме, а также проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING APPROACHES IN THE BALANCED DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM (ON THE EXAMPLE OF KALUGA REGION)

The article defines the role of marketing in tourism, as well as challenges, innovative approaches and perspectives of development of tourism industry in the region.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые подходы в сбалансированном развитии регионального туризма (на примере Калужского региона)»

МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ В СБАЛАНСИРОВАННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОГО РЕГИОНА)

MARKETING APPROACHES IN THE BALANCED DEVELOPMENT OF REGIONAL TOURISM (ON THE EXAMPLE OF KALUGA REGION)

Л.С. MOPEBA, канд. экон. наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации, Калужский филиал

L.S. MOREVA, Ph.D, associate professor

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Kaluga branch

Аннотация

В статье определяется роль маркетинга в туризме, а также проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма в регионе.

Abstract

The article defines the role of marketing in tourism, as well as challenges, innovative approaches and perspectives of development of tourism industry in the region.

Ключевые слова: маркетинг, туризм, перспективы, проблемы, индустрия туризма, региональная политика.

Keywords: marketing, tourism, prospects, problems, tourism industry, regional policy.

В условиях кризисных ситуаций в мире туризм является необходимым механизмом оживления экономики, поскольку туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и др. Сегодня туризм выполняет важную роль в комплексном решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения [1]. В связи с этим значительно возрастает роль маркетинга услуг, призванного помочь клиенту по достоинству оценить организацию и ее услуги.

Маркетинг услуг значительно отличается от маркетинга товаров, ведь услуга нематериальна - ее нельзя увидеть, услышать или потрогать. Поэтому 502

качество оказания услуг, а также навыки и знания персонала становятся ключевым фактором успеха сервисной фирмы. Стратегия маркетинга услуг -создание необходимых условий приспособления к требованиям рынка услуг, разработка системы мероприятий по изучению рынка услуг, повышению конкурентоспособности и прибыльности [2]. Так, например, в стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года было отмечено, что одним из потенциалов развития Калужской области как «региона нового развития» является сфера туризма.

Калужскую область по праву можно назвать жемчужиной центральной России, это уникальнейшая территория по наличию памятников истории, культуры и природы России. По предложению губернатора Калужской области А.Д. Артамонова область необходимо включить в «Золотое кольцо России». Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, область имеет возможность развития туризма различных форм: от делового, культурно-познавательного, событийного, религиозного до агротуризма и спортивного туризма с активными формами отдыха.

Предопределяющими факторами успешного развития туризма в области являются близость столицы Москвы, генерирующей мощный поток туристов и наличие инновационных центров, способных обеспечить конкурентоспособность туристско-рекреационного направления с учетом динамического развития области. Но из-за мощного информативного потока о культуре, природе и быте зарубежных стран иногда забываются многие культурные особенности муниципальных образований, утрачивается традиционный уклад жизни сельских поселений региона. Традиционно субъектами аграрного туризма остаются Жуковский, Дзержинский, Ферзиковский, Мещовский, Юхновский районы. Реализация данных туристских направлений не может осуществляться без оказания поддержки со стороны государственной власти данных субъектов.

Так проведение крупных ярмарок, приуроченных к историко-культурным событиям областного и местного значения и мероприятий событийного туризма (фестивалей, праздников, реконструкции значимых событий), работа по изучению объектов этнографии и народных промыслов, сбор и обобщение информации по старинным легендам, притчам и преданиям способствуют развитию культурно-познавательного туризма в Калужской области, о чем свидетельствует увеличение количества действующих маршрутов и программ по объектам туристского показа (более 40 в 2014 году). В этом контексте созданы условия для развития спортивного туризма с активными формами отдыха. При этом главная задача маркетинга состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска, а также обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития. Достижение этой задачи невозможно без продуманного и всеобъемлющего планирования. При разработке стратегии и текущих планов важно опереться

не только на анализ зарубежных туристических рынков, но и на наличие благоприятных внутренних условий и факторов [2].

Так в последние годы за счет динамичного развития экономического и инвестиционного потенциала области, формирования индустриальных технопарков, таких как «Ворсино», «Калуга-юг», «Росва», «Грабцево», где размещено производство крупнейших иностранных и российских компаний («Volkswagen», «Peugeot Citroen», «Volvo», «Samsung» и др.) возрастает и привлекательность делового (конгрессионного) туризма. Но пока еще сдерживающим фактором развития на территории области делового туризма является недостаточно необходимое количество коллективных средств размещения с учетом развитой туристской инфраструктуры, с учетом специфики данного направления развития туризма, предполагающей наличие конференц-залов, современных пресс-центров.

Оказание государственной поддержки субъектам туристской индустрии в рамках реализации целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области на 2011-2016 годы» позволит повысить эффективность проводимых мероприятий:

- с учетом занятости населения, что выражается в более полном использовании трудового потенциала, как следствие снижение напряженности на рынке труда;

- в части увеличения уровня доходов населения за счет оплаты туристами услуг проживания, питания, транспорта, иных услуг, связанных с пребыванием в Калужской области;

- в сфере благоустройства территорий и развития социальной сферы;

- в части увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ.

Таким образом, по мере развития туристско-рекреационного комплекса Калужской области все большее внимание необходимо уделять повышению качества маркетинга туристских услуг как основному фактору формирования прогнозируемого объема туристского потока в Калужской области, что непосредственно будет способствовать укреплению единства культурно-информационного пространства области, в том числе доведению до российских и иностранных туристов и экскурсантов полной и достоверной информации о материальных и духовных ценностях региона, его исторического и культурного наследия, а также роли маркетинга и месте туризма в современном мире.

Библиографический список

1. Морева Л.С. Маркетинг туризма и политика сбыта туристских фирм II Известия Сочинского государственного университета. - 2007.- №1-2.

2. Морева Л.С. Современные аспекты маркетинга туризма // Научные труды Вольного экономического общества России. Том 188. М.: ВЭО России, 2014. - с. 409-416.

Bibliographical list

1. Moreva L.S. Marketing turizma i politika sbyta turistskih firm // Izvestija Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2007.- №1-2.

2. Moreva L.S. Sovremennye aspekty marketinga turizma // Nauchnye trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. Tom 188. M.: VJeO Rossii, 2014. - s.409 - 416.

Контактная информация / Contact links

8 (910) 912-07-97

vivasport2012.lara@yandex .ru

ГЕОМАРКЕТИНГОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

GEOMARKETING INFORMATION SYSTEMS AS A TOOL OF IMPROVEMENT OF MARKET POTENTIAL OF THE REGION

И.В. РОЖКОВ, канд. экон. наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

I.V. ROZHKOV, Ph.D, associate professor

Financial University under the Government of the Russian Federation

Аннотация

В статье рассматривается одно из прикладных направлений развития маркетинговых информационных систем на основе технологий геомаркетинга. Исследуются сущность и назначение геомаркетинговых информационных систем (ГМИС), а также направления их возможного использования в маркетинговой деятельности современных предприятий. Анализируются примеры реализации ГМИС российских разработчиков.

Abstact

The article deals with one of the application areas of marketing information systems technology based on geomarketing. The author examines the nature and purpose of geomarketing information systems (GMIS) and the direction of their possible use in the marketing activities of modern enterprises. Examples of Russian GMIS are analyzed in the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.