Научная статья на тему 'Влияние детско-родительских отношений в семье на развитие тревожности детей старшего школьного возраста'

Влияние детско-родительских отношений в семье на развитие тревожности детей старшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1142
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ШКОЛЬНИКИ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние детско-родительских отношений в семье на развитие тревожности детей старшего школьного возраста»

УДК 151.7:371.018 ББК 88.834.01:74.9

Камскова Юлиана Германовна

доктор медицинских наук, профессор

кафедра теоретических основ физической культуры и спорта Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Павлова Вера Ивановна доктор биологических наук, профессор

кафедра теоретических основ физической культуры и спорта Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Kamskova Yuliana Germanovna Doctor of Medicine, Professor

Chair of Theoretical Fundamentals of Physical Training and Sports Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Pavlova Vera Ivanovna Doctor of Biology Professor

Chair of Theoretical Fundamentals of Physical Training and Sports Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Влияние детско-родительских отношений в семье на развитие тревожности

детей старшего дошкольного возраста The Influence of Children-and-Parent Relationships in the Family for Senior Per-School Children's Anxiety Developing

Проблема детско-родительских отношений на сегодняшний день является одной из ведущих проблем дошкольной педагогики. Дошкольный возраст является периодом становления личности ребенка и его социализации в обществе. Как правило, в образцы поведения и взаимоотношений в обществе и семье ребенок формирует на основе сложившихся моделей семейных отношений своих родителей.

The problem of children-and-parent relationship is by far one of the leading problems of preschool pedagogy today. Preschool age is a period of a child's development and his socialization in the society. As a rule, the children form their behavior patterns and relationships in society and family on the basis of the existing models of family relationships of their parents.

Ключевые слова: тревожность, детско-родительские отношения.

Key words: anxiety, children-and-parent relationship.

Для изучения детско-родительских отношений в семье необходимо выявить:

1. Уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.

2. Удовлетворённость ребенка своим положением в семье.

3.Родительское отношение к ребёнку.

Методику исследования составили две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.

При работе с детьми мы использовали следующие методы:

- рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман);

- методика «Неоконченные предложения».

Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.

При работе с родителями нами были использованы следующие методы: -анкетирование;

-тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Исследование проводилось на базе МДОУ №5 г. Челябинск, Ленинский район. Было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.

Работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали тест Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».

Целью данного исследования явилось изучение межличностных отношений в семье «глазами ребёнка»;

-выявление отношений в семье, вызывающих тревожность ребёнка. Методика проведения:

Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты

Формативными особенностями считается качество изображения:

тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.

Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям: наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых, эмоциональное напряжение и дистанция, дискомфорт, наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка — сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка — улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).

К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей (50 %).

К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей (20 %).

После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей тревожность в системе детско-родительских отношений: физическое наказание, отсутствие общения с родителями, неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей), общение с ребёнком на повышенных тонах.

По результатам теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.

Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворенных своим положением в семье, 15 детей, часто испытывающих дискомфорт, хотя и удовлетворенных.

В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей не устраивают взаимоотношения с родителями.

Для получения дополнительных сведений об отношении родителей к детям и детей к родителям, необходимо было выявить причины, вызывающие тревожность у детей. С этой целью мы использовали методику «Неоконченные предложения».

Методика проведения: детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы первое, что придёт в голову.

Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).

Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).

В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье.

Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %).

В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или с одним из них.

По результатам нашего исследования нами были выявлены причины,

вызывающие тревожность у ребёнка: боязнь физического наказания, страх остаться дома одному, отсутствие родительской ласки, крики родителей за проступки.

Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у 15 (50 %) — наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У 6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях тревожность не наблюдалась.

По результатам методики «неоконченные предложения» можно сделать вывод, что во многих семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними нет взаимопонимания.

Для выявления уровня знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка шестилетнего возраста мы предложили анкету родителям состоящую из 10 вопросов.

Методика проведения:

Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить уровень их знаний о воспитании ребенка 6 лет. Обработка результатов показала, что из 30 родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о воспитании детей шестого года жизни.

Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании.

У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. Трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.

Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания.

Для выявления родительского отношения к детям был предложен тестопросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

Методика проведения:

Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.

На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация — это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип родительских отношений, как отвержение и авторитарная гиперсоциализация. Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к ребёнку злость, раздражение, досаду.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину родительского отношения к детям:

Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях (33 %).

К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %). Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях (20 %).

По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.

Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.

Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились: детские отношения к родителям, знания родителей о воспитании ребенка, родительские отношения к детям.

Высокий уровень — характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.

Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.

Низкий уровень - характеризуется незнанием родителей о воспитании детей. Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку раздражительность и обиду.

Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как влияют на развитие тревожности у детей.

Тревожность - один из серьезных барьеров, осложняющий жизнь ребенка, влияющий на психическое здоровье детей и процесс становление

личности, формирующийся на этапе дошкольного детства. Одной из основных причин детской тревожности на наш взгляд, является нарушением детско -родительских отношений в семье.

Причины, способствующие развитию тревожности у детей, следующие: у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка, ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен своим положением в семье), дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания, в семье — неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.

Высокий уровень - детско-родительских отношений в семье исключает развитие тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. / Д.Я. Райгородский //Самара, 1998. - 672 с.

2. Романова, Е.С. Графические методы в практической психологии / Е С. Романова //СПб.- 2001. - С. 416.

Bibliography

1. Raygorodsky, D.Ya. Practical Psychodiagnostics / D.Ya. Raygorodsky. -Samara, 1998. - 672 p.

2. Romanova, E.S. Graphical Methods in Applied Psychology / E.S. Romanova. - St. Petersburg. - 2001. - P. 416.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.