Научная статья на тему 'Влияние Дальнего вихревого следа от несущего винта на характеристики ближнего поля скоростей'

Влияние Дальнего вихревого следа от несущего винта на характеристики ближнего поля скоростей Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
146
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученые записки ЦАГИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСУЩИЙ ВИНТ / ДАЛЬНИЙ ВИХРЕВОЙ СЛЕД / ИНДУКТИВНАЯ СКОРОСТЬ / ПЕЛЕНА / ДОБАВКИ

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Миргазов Р. М., Щеглова В. М.

Кратко изложен экономичный, комбинированный метод определения формы вихревой пелены и индуктивных скоростей от нее как на диске несущего винта, так и непосредственно внутри пелены для режимов горизонтального полета, который включает в себя определение индуктивных скоростей от нелинейных вихревых следов протяженностью в nv деформированных витков спиралей следа (nv число витков) с дальнейшим добавлением к ним скоростей от удаленного вихревого следа, подсчитанных по дисковой теории. Оценены поправки к индуктивным скоростям от укороченного следа при учете вихревого удаленного следа для индуктивных скоростей, направленных не только вдоль оси у, но и в направлении осей х и z. Проведены расчеты для значений характеристики режима полета μ = 0.31 и 0.0917. Результаты расчетов индуктивных скоростей представлены для разной протяженности нелинейного вихревого следа в сравнении с индуктивными скоростями, определенными по комбинированному методу. Произведена оценка влияния поперечных вихрей на индуктивные скорости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние Дальнего вихревого следа от несущего винта на характеристики ближнего поля скоростей»

Том ХХХХ

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЦАГИ 2 0 09

№ 1

УДК 629.735.015.3.035.62

ВЛИЯНИЕ ДАЛЬНЕГО ВИХРЕВОГО СЛЕДА ОТ НЕСУЩЕГО ВИНТА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛИЖНЕГО ПОЛЯ СКОРОСТЕЙ

Р. М. МИРГАЗОВ, В. М. ЩЕГЛОВА

Кратко изложен экономичный, комбинированный метод определения формы вихревой пелены и индуктивных скоростей от нее как на диске несущего винта, так и непосредственно внутри пелены для режимов горизонтального полета, который включает в себя определение индуктивных скоростей от нелинейных вихревых следов протяженностью в пу деформированных витков спиралей следа (пу — число витков) с дальнейшим добавлением к ним скоростей от удаленного вихревого следа, подсчитанных по дисковой теории. Оценены поправки к индуктивным скоростям от укороченного следа при учете вихревого удаленного следа для индуктивных скоростей, направленных не только вдоль оси у, но и в направлении осей х и г.

Проведены расчеты для значений характеристики режима полета ц = 0.31 и 0.0917. Результаты расчетов индуктивных скоростей представлены для разной протяженности нелинейного вихревого следа в сравнении с индуктивными скоростями, определенными по комбинированному методу. Произведена оценка влияния поперечных вихрей на индуктивные скорости.

Ключевые слова: несущий винт, дальний вихревой след, индуктивная скорость, пелена, добавки.

Расчетная практика [1, 2] показывает, что для получения более достоверных результатов при определении мгновенных индуктивных скоростей в плоскости диска и осредненных по времени индуктивных скоростей в вихревом следе за несущим винтом, а также формы этого следа следует учитывать протяженность сходящих с лопасти вихрей в пу = 30 — 45 и более витков, причем, чем меньше ц, тем больше должно быть число витков пу, определяющих длину следа. В работе [1] при определении формы вихревой пелены и индуктивных скоростей от нее по нелинейной схеме учитывались лишь 5 витков как при подсчете индуктивных скоростей, так и при исправлении геометрии следа с учетом его нелинейных перемещений.

На рис. 1 приведены графики формы нелинейного следа, полученные расчетным путем, за одной из лопастей для концевого жгута на режиме полета ц = 0.0917 и при значениях пу, рав-

_ ~ V) С08 аэ тг ^

ных 5, 15, 30, 45. Здесь ц =------, где У0 — скорость набегающего потока, аэ — угол атаки

юЯ

винта, ю — угловая скорость вращения винта, Я — радиус винта. Интенсивности сходящих вихрей были заданы. Видно, что за пределами диска отличие форм для разных пу достаточно велико. По мере продвижения циклоид (витков) вниз по потоку, в зависимости от заданной длины следа, деформации этих следов будут возрастать, что и показывает этот рисунок. Данная геометрия следа отражается и на мгновенных индуктивных скоростях (рис. 2), которые также сильно отличаются друг от друга при разных значениях пу. Не наблюдается стремления величин скоростей к быстрому сближению друг с другом, поэтому трудно сказать что-либо определенное о необходимой длине вихревого следа. Расчеты показывают, что при малых значениях ц, в том числе и для ц = 0.0917, принятое число витков вихревого следа, по-видимому, недостаточно для получения более достоверных результатов (рис. 1 и 2). Подобное исследование проводилось в работе [2] для одного из переходных значений ц = 0.195, где также было показано, что учет влияния удаленного следа может иметь значение.

Рис. 1. Форма вихревого следа концевого жгута одной из лопастей несущего винта для разной протяженности следа (пу = 5, 15, 30, 45) витков в плановой

проекции

На рис. 2, б представлены результаты расчетов на режиме ц = 0.31 для лопастей с заданными интенсивностями вихрей при разной длине вихревого следа от пу = 5 до пу = 30 витков вихревых спиралей. Из рисунков видно, что при ц = 0.31 длина вихревого следа не оказывает влияния на мгновенные индуктивные скорости. Все расчеты можно проводить при длине следа в пять витков (укороченном следе), однако расчеты с определяемой из совместного расчета нагрузок и индуктивных скоростей циркуляцией показали, что небольшое влияние удаленного следа возможно.

Учет протяженности сходящих вихрей в 30 — 45 витков приводит к большому объему вычислительных операций и, вследствие этого, к большому времени счета, что не приемлемо для машин умеренной мощности. Отсюда следует, что необходимы упрощения в расчетной

Рис. 2. Распределение индуктивных скоростей в зависимости от азимута для пу = 5, 15, 30, 45 и 60 одного из концевых сечений лопасти г/К = 0.97 на ц = 0.0917 (а) и ц = 0.31 (б) для сечений лопасти г/К = 0.97, 0.725, 0.35 и 0.176 для пу = 15 и 30

модели для практической реализации алгоритма на таких машинах. Для этой цели и предложен комбинированный метод расчета с использованием дисковой теории, который позволяет существенно сократить потребное время счета.

Дальний вихревой след ранее был исследован М. Н. Тищенко. Он рассматривал вихревой цилиндр, основанием которого являлся недеформированный эллипс. В данной же работе колонна прямолинейных удаленных вихрей строится на сдеформированном основании, полученном из расчета по нелинейной теории.

1. Постановка задачи. Комбинированный метод расчета индуктивных скоростей в плоскости диска несущего винта и в вихревом следе за ним включает в себя определение индуктивных скоростей от нелинейных вихревых следов небольшой протяженности с дальнейшим добавлением к ним индуктивных скоростей от удаленного вихревого следа, подсчитанных по дисковой теории.

Основные идеи метода определения форм следа и индуктивных скоростей изложены в работе [1], где для косого потока предложен экономный метод расчета формы нелинейного вихревого следа и индуктивных скоростей как в плоскости винта, так и в его вихревом следе.

В случае вязкой жидкости индуктивная скорость в любой точке пространства может быть найдена по соотношению [1, 3]

=1

(11)

где г — вектор, соединяющий элемент <1 с точкой вычисления скоростей; Ь — длина вихревой нити. Сомножитель К (г) дает распределение вихрей внутри жгута при диффузии, для ускорения вычислений целесообразно его аппроксимировать функцией [1, 3]:

К (г )=■

(г2 +е2 )3

Здесь £ = 1/28 — положительная малая величина ( = 2\У), V — кинематический коэффициент вязкости, I — время диффузии.

Уравнение переноса элементов вихрей удовлетворяет следующему уравнению:

<г (^, т,;) =

(12)

при начальном условии г (5, т, ^) = г0 (5, т). Здесь 5 — координаты положения точек; ^ — рас-

сматриваемый момент времени; т — момент схода элемента вихря (время диффузии исчисляется

3

г

от момента времени т); У0 — поток, набегающий на винт в горизонтальном полете и составляющий с плоскостью диска винта эффективный угол атаки аэ = ак + а^ где ак — конструктивный угол атаки несущего винта, а^ — угол завала оси винта в плоскости хоу при маховом движении.

В основе метода лежит представление пелены в поточной системе осей и последовательный учет деформаций в точках ряда «сечений», перпендикулярных скорости набегающего потока. Перемещение расчетных точек в одном таком «сечении» мало влияет на скорости в другом, что обеспечивает быструю сходимость последовательных приближений. Аппроксимация левой части системы нелинейных интегро-дифференциальных уравнений (1.2) производится методом Эйлера первого порядка по времени. Таким образом, происходит уточнение координат формы нелинейной системы вихрей. Для экономии счета полученные на каждом шаге уточнения используются только в последующих шагах. В «сечениях», лежащих выше расчетного на данном шаге, уточнения не вводятся, а в «сечениях», лежащих ниже расчетного, координаты исправляются на прирост их в расчетном по сравнению с предыдущим приращением. Данный алгоритм отличается тем, что достаточно детальный учет изменения циркуляции по радиусу и азимуту достигается при умеренном числе потребных вычислительных операций.

Вихри, сошедшие с лопасти в точках (, у), смещаются с постоянной скоростью сноса У0 и составляют с продольной осью х угол ас, равный

ас = агсэт

( V >

у

Ух

(1.3)

где г = г/К (Я — радиус винта); У у и Ух — проекции скорости набегающего потока по осям ох и оу, деленные на юК и соответствующие выражениям:

Уу = ( -У0 §1п аэ - у )сОЭ аэ, Ух = У0 - ( -У0 вШ аэ - у ) в1

У = —(313 12 У ) ----- средний осевой компонент индуктивной скорости по диску, который

приблизительно можно определить из этого соотношения.

Массивы циркуляций сходящих вихрей могут быть заданы из предварительных расчетов или определены в процессе совместного расчета аэродинамических нагрузок на винт, формы пелены и индуктивных скоростей. В рамках лопастной нелинейной теории несущий винт заменяется несущими вихревыми линиями с переменной по азимуту и радиусу циркуляцией

Пр ¥) = Г(р У)/(юК 2) и циркуляциями сходящих с сечений лопасти свободных продольных

и поперечных вихрей, равными д-Г(р, —)др и д--Г(р, —)д— соответственно.

Решение уравнений (1.2) осуществляется в дискретной форме. Задавшись рядом значений дискретных точек р = ру, — = —,, у = ур, вихревая пелена заменяется сеткой, состоящей из прямых отрезков вихревых нитей. Результаты работы программы, реализующей этот алгоритм, приведены на рис. 3, где в трех проекциях представлена форма нелинейного вихревого следа при протяженности свободных вихревых нитей в пу = 5 витков при ц = 0.0917.

Последние расчетные точки этого следа принадлежат вихрям, составляющим набор из Кьу вихревых пелен, и имеют координаты Ху, у у, г у, через которые проходит некоторое семейство

кривых Ы у (у, КЬ, Ху, у у, г у), где у — азимут лопастей при вращении винта; у — номер расчетных точек по размаху лопасти; Кь — число лопастей винта. От точек с указанными выше

из лопастей в трех проекциях (ц = 0.0917)

координатами, лежащими на кривых Lij, идут прямолинейные вихри известной интенсивности,

дающие след в виде полубесконечного цилиндра, образующими которого эти вихри и являются. Этот след назван удаленным или дальним. От удаленных вихрей по дисковой теории определяются приращения к мгновенным индуктивным скоростям, полученным по нелинейной теории для укороченного следа в пять оборотов.

Кривые Lij представляют собой не что иное, как последнее сдеформировавшееся при расчете «сечение», в которое сверху в точках с координатами X-, у-, упираются вихри удаленного следа (рис. 4 и 5). Указанный выше цилиндр, образованный прямолинейными вихрями, идет по линии сноса, определяемой углом ас (1.3).

На рис. 4, а и 5 представлена фронтальная проекция последнего «сечения» в момент окончания формирования следа. В случае линейной системы вихрей проекция представляла бы собой эллипс. В случае нелинейной системы вихрей указанный эллипс сильно деформируется, образуя сложные пересекающиеся контуры с появляющимися перегибами (рис. 4, а). Видно накручивание его краев на линии траекторий частиц, выходящих из боковых частей диска. Представленная на рис 4, б профильная проекция показывает нелинейные деформации в вертикальной плоскости.

Рис. 4. Схемы расположения удаленных продольных и поперечных вихрей:

а — фронтальная проекция; б — профильная проекция

Рис. 5. Расположение линий Lij, проходящих через каждое сечение лопасти с индексом-, в деформированной плоскости L

Метод расчета формы вихревого следа и индуктивных скоростей, предложенный в работе [1], учитывает влияние толщины диффундирующих вихрей. Параметр толщины пелены свободных вихрей, начавших диффундировать, в = 0.55 берется в виде:

(1.4)

где ( -т) — время жизни вихрей, V э — эквивалентный коэффициент кинематической вязкости при турбулентной диффузии в вихревом следе несущего винта, равный Уэ = 0.0037 (/V)3^4 V ~ 100у,

при этом v — коэффициент кинематической вязкости окружающей среды. Величина определяется исходя из толщины пограничного слоя в момент его отрыва с задней кромки лопасти экспериментально или путем расчета [1].

До кривых Lij и на них толщина вихрей определялась по формуле (1.4). Ниже этих кривых

прямолинейные вихри, образующие удаленный вихревой след, имеют такую величину параметра толщины е , какой она получилась на кривой Lij . В зависимости от радиуса расчетных сечений

и азимута эти величины лежат в пределах 0.0051 — 0.0055 при коэффициенте турбулентной вязкости в следе V,, = 0.005.

2. Вычисление индуктивных скоростей. Определение индуктивных скоростей по дисковой теории от свободных вихрей в любой точке пространства сводится к вычислению и последующему суммированию индуктивных скоростей, вызываемых двумя видами вихрей — продольными и поперечными. Для продольных вихрей интегрирование ведется по образующей наклонного цилиндра.

Поперечные свободные вихри расположены на радиальных направлениях. Каждый элементарный свободный поперечный вихрь образуется в плоскости вращения несущего винта в точке с координатами pj и у в момент прохождения несущей линии через эту точку. Определение

индуктивных скоростей осуществляется от полубесконечной вихревой полоски, составленной

—►

из вихревых элементарных отрезков dl. По дисковой теории это равносильно определению индуктивной скорости в точке (х, у, z) от отрезка вихря dl с началом в точке (, уу-, zj)

и концом в точке (xj+1, у}+1, z}+1) [4].

2.1. Расчет мгновенных индуктивных скоростей от прямолинейных полубесконечных вихрей. В данном случае полубесконечные вихри начинаются в точках, где заканчиваются вихри, найденные по нелинейной теории (рис. 4, а, б), и уходят в бесконечность с направлением по скорости сноса вихревого цилиндра. Пусть полубесконечный вихрь, циркуляция которого известна и постоянна вдоль всей своей длины, задается в своем начале в точке на кривой Lij радиус-вектором

Г, декартовыми координатами x1, у1, Zx. Вихри имеют направление, задаваемое вектором

1 = lJ + У + lzk, где l = \Jlx + 1У + lz2 = I lx = C0s (ac ) ly = sin (ac ) lz = °.

Расчетные точки, в которых определяются индуктивные скорости по лопасти от продольных вихрей W, задаются радиус-вектором r.

Тогда скорость в произвольной точке r в векторном выражении вычисляется по формуле [5]:

W =-----------------Wr Wi-

р 2л

( - r1 )х l

K (r), (2.1.1)

— 2 где Г — отнесенная к юЯ циркуляция прямого вихря.

В итоге индуктивные скорости от вихревого полубесконечного цилиндра определяются как

1Р ■ 1Р ТЬ 1Р

_ =ис^ уу_г _ = Г^. Уу_г _ =Уу_г (2 12)

прх ^ ^ "пр у ^ у’ ^прг ^ ^

2л tV 1 *’ прУ 2л 1 у’ прг 2л

1 0

где 1р — число разбиений по азимуту, -V — количество разбиений по радиусу.

Оценка влияния прямолинейных вихрей с постоянной циркуляцией, уходящих в бесконечность, ведется с помощью формул (2.1.2).

2.2. Индуктивные скорости от вихревой полоски (прямого отрезка вихря конечного

—►

поперечного сечения). Скорость Лу от бесконечно тонкого отрезка вихря Л/, произвольно расположенного в пространстве, представляется как

Лу =

Г Л/ х г

( -Л ^ Л* -* Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 х гЛ Л/ х гв

4п

[л/ х г ]

Гв

К (г).

Скорость же от вихря конечного поперечного сечения согласно с учетом вида функции К (г) будет

Г Л/ х г

Лу =-

( Л

Л/ х 1Л Л/ х /

4п[ х г ]2+л V

КФЛ+е2 Фв+е2 у

хI. (2.2.1)

Здесь /л и /в — радиусы-векторы, соединяющие точки Л (, у1, г1) и В (х2, у2, 12)

начала и конца отрезка вихря с точкой приложения скорости х, у, 1.

Окончательно для вычисления индуктивных скоростей от всей системы удаленных вихрей (прямолинейных вихревых нитей для продольных вихрей и прямолинейных вихревых полосок для поперечных) на основании (2.1.2 и 2.2.1) имеем следующие соотношения: для продольного компонента индуктивной скорости по оси X

___ Гк А А

Я

ГУ у

Гк У 'Р Гк У 'Р = я + я =-КУУяг -ГК^УУлу

: "пр* поп* х 4п х’

10 1 0

для осевого компонента индуктивной скорости по оси у

Гк 'р Гк У 'р

я = Я + Я = -КУУяг -ГК^УУлу-

"V "пр/ ^попу у 4_ “V

10 1 0

для бокового компонента индуктивной скорости по оси 1

ГК У 'Р ГК 'р

Я = Я + Я =1К^УУяг -ГК^УУАу

1 пр^ "'поп., 2_ 1 4_ ^Уг-

^.я 10 2 0

3. Результаты расчетов. Объектом данного исследования является лопасть несущего винта вертолета с идущим по всему размаху профилем КЛСЛ 23010. При этом коэффициент подъемной силы винта был равен е{ = 0.01074, эффективный угол атаки несущего винта аэ = 0.85°, угол конусности винта а0 = 1.146°. Рассматривались режимы полета ц = 0.31 и 0.0917. Расчеты проводились по нелинейной схеме для лопасти несущего винта как с заданной циркуляцией сходящих с нее продольных вихрей, так и циркуляцией, определяемой из совместного расчета нагру-

зок на винте и индукции.

На рис. 6 и 8 в расчетных сечениях г/Я = 0.97 и 0.725 при заданной циркуляции представлены приращения от удаленного нелинейного следа к индуктивным скоростям, определенным при расчете с укороченной вихревой пеленой в пять витков. Эти приращения определялись как

ау=Ууд - Уук (3.1)

и получились довольно заметными (вторая значащаяся цифра после запятой) для нелинейного следа.

Рис. 6 относится к случаю, когда циркуляция вихрей задается. Наибольшие приращения здесь наблюдаются в задней части ометаемого диска в районе азимутов у = 0 — 90°. На графиках введены обозначения: «Лу_45» — для расчетных приращений согласно (3.1); «и_дис» — для приращений, полученных по дисковой теории от прямолинейных вихрей. Полного совпадения этих двух поправок к индуктивным скоростям от укороченного следа ожидать не следует. Можно только сказать, что порядок их величин и качественный характер поведения кривых одинаков, а также следует отметить, что влияние удаленного следа оценивается в сравнении с индуктивными скоростями от вихрей конечной длины, хотя и довольно значительной.

Подобные результаты расчетов, только для распределений циркуляции, определенной из совместного расчета с нагрузками, показаны на рис. 8.

На рис. 7 приведены кривые индуктивных скоростей при заданной циркуляции от вихрей укороченного следа в 5 витков (_5), от следа в 45 витков (_45) и индуктивной скорости, полученной по предложенному комбинированному методу от всей системы вихрей. Численные результаты для полных индуктивных скоростей, приведенные на рис. 7, получены суммированием скоростей от укороченного следа длиной в 5 витков и добавок от удаленного следа, полученных по дисковой

Рис. 6. Добавки от удаленного вихревого следа с заданной циркуляцией:

- сечение лопасти 0.97; б — сечение 0.725, обозначения: «_45» — для расчетных добавок, «и_дис» — определенных по дисковой

теории, а — угол атаки винта

Рис. 7. Кривые индуктивных скоростей при заданной циркуляции от вихрей укороченного следа в 5 витков (_5), от следа в 45 витков (_45) и индуктивной скорости, полученной по предложенному комбинированному методу

от всей системы вихрей:

а — сечение 0.97; б — сечение 0.725

а

Рис. 8. То же, что на рис. 6, только циркуляция сходящих вихрей определена совместно с индуктивными скоростями

Рис. 9. Индуктивные скорости с учетом определенных из совместного расчета циркуляции вихрей:

«_5с005» — от укороченного следа в 5 витков; «_15с005» — от удаленного следа в 15 витков; ууЛ — полная индуктивная скорость

от всего вихревого следа

а — сечение 0.97; б — сечение 0.725

теории. Кривые этих скоростей во всех сечениях лопасти качественно хорошо повторяют характер поведения других кривых, имеют более спокойный характер и их абсолютные величины меньше почти по всему размаху. Приведены результаты только для наиболее нагруженных сечений.

Результаты при совместном расчете нагрузок на лопасти и индуктивных скоростей представлены на рис. 9. На этом рисунке под обозначениями «_5с005», «_15с005» показаны индуктивные скорости для вариантов с укороченным следом в 5 и 15 витков. Кривая ууЛ дает значения индуктивных скоростей, полученных суммированием индуктивных скоростей от укороченного нелинейного вихревого следа и добавки от удаленного следа, подсчитанной по дисковой теории. Наблюдаются заметные отличия в значениях индуктивных скоростей в задней части ометаемого диска из-за влияния удаленного следа, особенно в первой четверти на у = 0 — 90°. Отрицательные величины индуктивных скоростей меньше.

Проведена оценка возможных добавок от удаленных продольных вихрей к индуктивным скоростям от укороченного следа в направлении осей х, у и 1 (рис. 10). Можно сказать, что эти скорости имеют один и тот же порядок. Скорости Лух и Ли имеют тот же характер в поведении кривых, что и Луу. Индуктивные скорости от удаленных продольных вихрей Лух в передней части диска в районе, близком к у = 0, работают на торможение. На скорости Лу1 очень сильно влияет удаленный вихревой след на азимутах у = 270 — 315°.

с1ух

Добавки к индуктивным скоростям в направлении оси х от удаленного вихревого следа 0.97: ------------ 0.725: -*-0.35: 0.176

0 П12

ошн

О £104

■ \ X ь

**/ уг*—м. /

1 ч^- / ■

4 5 9 ) 1: 5 1! о 2: •V; А о Г 3 г*-* 5 3<

-О £104

йуу

0П5

Добавки к индуктивным скоростям в направлении оси у от удаленного вихревого следа 0.97;------------- 0.725; -*-0.35; 0.176

ТУ

шт.

тшз / -

г ^7*-^

с N ч ^ у*' } \|/°

4 5 9 3 1С 5 У< 0 2' 52; 'А. 0 / 3 5 3(

0 П4 0 £13 0 £12 0£И 0 01)1 0 £12

Добавки к индуктивным скоростям в направлении оси 2 от удаленного вихревого следа 0.97;------------- 0.725; -*-0.35; 0.176

У

5 9 ) 1: 5 1? о 2: 5 2; 0 3 5 3(

. 'А

Рс: V

0 £14 О £16 О £18 •0.1

Рис. 10. Добавки &х, сЬу, к индуктивным скоростям от укороченного следа в направлении

осей х, у, 2 соответственно от удаленного следа по различным сечениям лопасти

Величины мгновенных индуктивных скоростей от поперечных удаленных вихрей (рис. 11) имеют между собой такие же соотношения, как и индуктивные скорости от продольных, удаленных, прямолинейных вихрей. Абсолютные значения этих величин очень малы (в пределах точности расчета), чтобы оказывать влияние на индуктивные скорости в плоскости несущего винта и в вихревом следе за ним.

Проведено сравнение экспериментальных и расчетных индуктивных скоростей в вихревом следе несущего винта для у = -45° (рис. 12, а, б) и у = 45° (рис. 12, в). На рисунках введены следующие обозначения: кривая с обозначением «экс» — для экспериментальных средних индук-

тивных скоростей; с обозначением «_5с005» — для средних индуктивных скоростей от укороченного следа; с обозначением «ууЛ» — для средних индуктивных скоростей с учетом влияния от удаленного следа. В качественном отношении расчетные индуктивные скорости ууЛ точнее отображают характер поведения экспериментальных индуктивных скоростей по сравнению со скоростями от укороченного вихревого следа. В численном выражении кривые ууЛ также ближе к экспериментальным.

Добавки к индуктивным скоростям в направлении оси х от поперечных удаленных вихрей

0.97;--- 0.725; —0.35; 0.176

О

-0.00002

-0.00004

-0.00006

-О.СОООЗ

-0.0001

Добавки к индуктивным скоростям в направлении оси у от поперечных удаленных вихрей

Добавки к индуктивным скоростям в направлении оси г от поперечных удаленных вихрей

0.97;--- 0.725; -*-0.35; 0.176

Рис. 11. Добавки к индуктивным скоростям от удаленных поперечных вихрей Лх, Лу,

по различным сечениям лопасти

<!\’Х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О.СООСС

а)

х№ = -0.79; г/Л = 0.79; \|/ —45° —о— экс; —»— _5с005; —ууё м>ус

3 -с 2 -С *1 0 п "’ 0 1 0 2 0 и 0

---ШЙр -0_й4—

N. \ - А А*

* -; к/

--Ч А 1 - г

944-

У

б)

х/Я = -0.85; г/Я = 0.85 ■ экс; —•— 5с005; —*— уус] ч>ус

3 -с 2 -С .1 0 1 0 2 ~0 Зо 0

о— А А'1 —^ і ”

*, \ \

, _ І VI п ПР V

&+-

У

в)

х/Л = -0.79; Ш = 0.79, у = 45°

экс; —*— _5с005; —іуй м>ус

.3 -с 2 -0 &-| і <Шг- — 1 -0’"Х) гО—5 3° 0 —*

г

о*-. 0 1

■&7Й-

У

Рис. 12. Сравнение средних индуктивных скоростей на у = -45° (а, б) и у = 45° (в):

экспериментальные кривые («экс»), от укороченного вихревого следа в 5 витков (кривая «_5с005»), с учетом влияния удаленного вихревого следа (кривая «ууЛ>)

Выводы. 1. Проведенные расчеты показали, что учет удаленных вихрей на режиме ц = 0.31 при заданной циркуляции почти не влияет на индуктивные скорости и мало влияет на индуктивные скорости при циркуляции, определяемой из совместного расчета.

2. На режиме полета ц = 0.0917 влияние удаленного вихревого следа весьма существенно как для заданной циркуляции, так и для определяемой из совместного расчета.

3. Доля индуктивных скоростей от удаленных поперечных вихрей в общих индуктивных скоростях крайне мала.

Работа выполнена при частичной поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 08-08-00984 а).

1. ЩегловаВ. М. К расчету индуктивных скоростей за несущим винтом по нелинейной модели с учетом диффузии вихрей // Ученые записки ЦАГИ 2007. Т. XXXVIII, № 3 — 4.

2. ЩегловаВ. М., МиргазовР. М. Влияние удаленного вихревого следа на мгновенные индуктивные скорости в плоскости несущего винта / ФГУП «ЦАГИ»; Материалы XVI школы-семинара «Аэродинамика летательных аппаратов». — Жуковский, 2005.

3. БаскинВ. Э., КоролеваК. К. К нелинейной вихревой теории винта вертолета в горизонтальном полете // Труды ЦАГИ. 1966, вып. 1013.

4. Ван Ши Цунь. Обобщенная вихревая теория несущего винта вертолета // Вопросы аэродинамики несущих винтов вертолета. МАИ. — М.: Оборонгиз, 1961.

5. БабкинВ. И., БелоцерковскийС. М., ГуляевВ. В., ДворакА. В. Струи и несущие поверхности. Моделирование на ЭВМ. — М.: Наука, 1989.

Рукопись поступила 16/1У 2007г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.