Научная статья на тему 'Влияние дадаизма на творчество Э. Э. Каммингса'

Влияние дадаизма на творчество Э. Э. Каммингса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАДАИЗМ / АВАНГАРДИЗМ / Э. Э. КАММИНГС / КОЛЛАЖНЫЙ ПРИНЦИП В ПОЭЗИИ / ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ / АВТОРСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ / ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ СЛОВА / ЭРОТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА / ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ПОЭЗИИ / DADAISM / AVANT-GARDE / E.E. CUMMINGS / A COLLAGE PRINCIPLE IN POETRY / INTERMEDIALITY / AN AUTHOR’S NEOLOGISMS / INNER ENERGY OF THE WORD / EROTIC LYRICS / EXPERIMENTS IN POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Насырова Д.Р.

В статье приводятся результаты исследования вопроса влияния дадаизма на творчество американского поэта, писателя и художника Э. Э. Каммингса. Дадаизм сложился во время Первой мировой войны, в значительной степени повлиявшей на формирование его идеологии, которая проявилась в отказе от сложившихся эстетических и идеологических концепций, в неприятии всякой системности. Сопоставив манифесты дадаизма, стихотворения и роман «Огромная камера» американского автора можно проследить непосредственную связь между художественными взглядами Каммингса и творчеством представителей этого модернистского направления. Так, Каммингс использует коллажную технику, присущую творчеству дадаистов, в одной из основных сцен своего романа. Стихотворения Каммингса, относящиеся к циклу эротической лирики, тематически перекликаются с идеями, представленными в манифестах дадаизма. Центральным элементом творчества дадаистов и американского автора являлись слово и его компоненты, посредством которых раскрывалась заложенная в них внутренняя энергия языка и речи. Этим обосновано стремление Каммингса и представителей дадаизма выявить изначальное значение слова, свободного от последующих смысловых наслоений. Отрицая привычные функции языка, они стремились заменить их новыми, зачастую лишенными возможности логического истолкования отношений. Особое внимание уделялось звуковой и ритмической составляющей языка, графическому отображению стихотворения на странице, то есть на то, что оказывает непосредственное влияние на чувственное восприятие, а не на рациональное понимание. Поэзия Каммингса представляет собой яркий пример взаимодействия разных видов искусства, что позволяет рассматривать интермедиальность в качестве его авторской стратегии. Несмотря на то, что дадаизм оказал непосредственное воздействие на американского поэта, его творчество осталось за рамками этого модернистского направления. В отличие от представителей дадаизма Каммингс не ставил цели ниспровержения признанных культурных ценностей, в его творчестве затрагиваются вечные темы любви, гармонии, индивидуальности, природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF DADAISM ON CUMMINGS’ WORK

The following article presents the results of the studying the questions of the influence of Dadaism on the work of the American poet, writer and artist E.E. Cummings. Dadaism appeared during the First World War that had a great impact on the formation of its ideology. The ideology of Dadaism revealed itself in the refusal of the established aesthetic and ideological conceptions as well as in the rejection of any systematic approach. By comparing the manifestos of Dadaism and Cummings' poetry and his novel «Enormous Room» there can be seen the direct connection between the author’s artistic views and the work of representatives of this modernist movement. Therefore, Cummings used the collage technique, which is characteristic for Dadaists’ works in one of the central scenes of his novel. Cummings' poems that are the part of his erotic lyrics are connected in their subject with the ideas of Dadaists presented in their manifestos. The main element of the work by Dadaists and the American author was a word and its components, through which the internal energy of language and speech was revealed. This grounds the desire of Cummings and the representatives of Dadaism to identify the original meaning of the word free from subsequent semantic layers. Denying the traditional functions of the language, they sought after replacing them with new ones, often without the possibility of a logical interpretation of the relations. Particular attention was paid to the sound and rhythmic components of the language, the graphical arrangement of the poem on the page that directly affected sensory perception rather than rational understanding. Cummings' poetry is a vivid example of the interaction of different types of art, which allows us to consider intermedia as the author’s strategy. Despite the fact that Dadaism influenced the American poet, his work remained beyond the scope of this modernist movement. Unlike Dada representatives, Cummings did not have an aim to overthrow traditional cultural values his aim; his works touch upon the eternal themes of love, harmony, individuality, nature.

Текст научной работы на тему «Влияние дадаизма на творчество Э. Э. Каммингса»

УДК: 821.111.(73)

ББК: 84(7)

Насырова Д.Р.

ВЛИЯНИЕ ДАДАИЗМА НА ТВОРЧЕСТВО Э.Э. КАММИНГСА

Nasyrova D.R.

THE INFLUENCE OF DADAISM ON CUMMINGS' WORK

Ключевые слова: дадаизм, авангардизм, Э. Э. Каммингс, коллажный принцип в поэзии, интермедиальность, авторские неологизмы, внутренняя энергия слова, эротическая лирика, эксперименты в поэзии.

Keywords: dadaism, avant-garde, E.E. Cummings, a collage principle in poetry, intermediali-ty, an author's neologisms, inner energy of the word, erotic lyrics, experiments in poetry.

Аннотация: в статье приводятся результаты исследования вопроса влияния дадаизма на творчество американского поэта, писателя и художника Э. Э. Каммингса. Дадаизм сложился во время Первой мировой войны, в значительной степени повлиявшей на формирование его идеологии, которая проявилась в отказе от сложившихся эстетических и идеологических концепций, в неприятии всякой системности. Сопоставив манифесты дадаизма, стихотворения и роман «Огромная камера» американского автора можно проследить непосредственную связь между художественными взглядами Каммингса и творчеством представителей этого модернистского направления. Так, Каммингс использует коллажную технику, присущую творчеству дадаистов, в одной из основных сцен своего романа. Стихотворения Каммингса, относящиеся к циклу эротической лирики, тематически перекликаются с идеями, представленными в манифестах дадаизма. Центральным элементом творчества дадаистов и американского автора являлись слово и его компоненты, посредством которых раскрывалась заложенная в них внутренняя энергия языка и речи. Этим обосновано стремление Каммингса и представителей дадаизма выявить изначальное значение слова, свободного от последующих смысловых наслоений. Отрицая привычные функции языка, они стремились заменить их новыми, зачастую лишенными возможности логического истолкования отношений. Особое внимание уделялось звуковой и ритмической составляющей языка, графическому отображению стихотворения на странице, то есть на то, что оказывает непосредственное влияние на чувственное восприятие, а не на рациональное понимание. Поэзия Каммингса представляет собой яркий пример взаимодействия разных видов искусства, что позволяет рассматривать интермедиальность в качестве его авторской стратегии. Несмотря на то, что дадаизм оказал непосредственное воздействие на американского поэта, его творчество осталось за рамками этого модернистского направления. В отличие от представителей дадаизма Каммингс не ставил цели ниспровержения признанных культурных ценностей, в его творчестве затрагиваются вечные темы любви, гармонии, индивидуальности, природы.

Abstract: the following article presents the results of the studying the questions of the influence of Dadaism on the work of the American poet, writer and artist E.E. Cummings. Dadaism appeared during the First World War that had a great impact on the formation of its ideology. The ideology of Dadaism revealed itself in the refusal of the established aesthetic and ideological conceptions as well as in the rejection of any systematic approach. By comparing the manifestos of Dadaism and Cummings'poetry and his novel «Enormous Room» there can be seen the direct connection between the author's artistic views and the work of representatives of this modernist movement. Therefore, Cummings used the collage technique, which is characteristic for Dadaists' works in one of the central scenes of his novel. Cummings' poems that are the part of his erotic lyrics are connected in their subject with the ideas of Dadaists presented in their manifestos. The main element of the work by Dadaists and the American author was a word and its components, through

which the internal energy of language and speech was revealed. This grounds the desire of Cum-mings and the representatives of Dadaism to identify the original meaning of the word free from subsequent semantic layers. Denying the traditional functions of the language, they sought after replacing them with new ones, often without the possibility of a logical interpretation of the relations. Particular attention was paid to the sound and rhythmic components of the language, the graphical arrangement of the poem on the page that directly affected sensory perception rather than rational understanding. Cummings' poetry is a vivid example of the interaction of different types of art, which allows us to consider intermedia as the author's strategy. Despite the fact that Dadaism influenced the American poet, his work remained beyond the scope of this modernist movement. Unlike Dada representatives, Cummings did not have an aim to overthrow traditional cultural values; his works touch upon the eternal themes of love, harmony, individuality, nature.

Творчество американского поэта, писателя и художника Эдварда Эстлина Кам-мингса неразрывно связано с модернистскими течениями и направлениями первой четверти XX века. Несомненно, что на становление его авторского стиля оказал влияние и дадаизм. Дадаизм (фр. «dada», «деревянная лошадка», слово было выбрано наугад в первой открывшейся странице словаря), который сложился почти одновременно и независимо друг от друга в Цюрихе и Нью-Йорке во время Первой мировой войны, во многом повлиявшей на формирование идеологии дадаизма. Бессмысленность и жестокость военных действий, а также вызванные ими последствия, продемонстрировавшие незначительность человеческой жизни, обусловили для дадаистов бессмысленность существования. «Обнажившаяся хрупкость здания европейской культуры приводит их к мысли о необходимости уничтожения самого человеческого разума и всех его достижений, искоренения культурных парадигм, которые, с точки зрения дадаизма, ответственны за произошедшую катастрофу»1. Многие приверженцы дадаизма, среди которых можно выделить Р. Хаусмана, Р. Хюльзенбека, Г. Балля, Т. Тцара, М. Дюшана, подчеркивали бескомпромиссный разрыв с идеологическими и эстетическими концепциями, которые господствовали в разное время в течение предыдущих веков: XVII, XVIII и XIX веков, и наивысшую свободу автора. Дадаизм не признавал никаких сложившихся и устоявшихся формулировок, истолкований, представлений и классификаций. Будучи, по

1 Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК Ин-телвак, 2001. С. 194.

словам П. Бюргера2, «самым радикальным движением европейского авангардизма»3, дадаизм избегал всякой системности. Достаточно сложно очертить признаки и характерные черты дадаизма, так как в определении самого этого термина наблюдается не только значительное разнообразие, но и парадоксальность.

Первая попытка осмысления и описания дадаизма принадлежит Гуго Баллю в его дневнике «Бегство из времени», опубликованном в 1927 году. Он изложил концепции, которые в последующем легли в основу художественной идеологии дадаизма. Автор, в частности, выдвинул тезис о том, что «в системе художественного произведения частью этого произведения может стать сам художник»4. Подобную идею можно обнаружить и в одной из автобиографических лекций Э.Э. Каммингса: «я становлюсь моим писательством» («Ibecomemywriting»5). В течение 1921-1923 годов американский автор познакомился со многими ведущими дадаистами, среди которых следует выделить Л. Эрэгона, А. Бре-тона, Т. Тцара, поэтому он был непосредственно знаком с концепциями дадаизма.

Современный американский исследо-

2 П. Бюргер - немецкий филолог, автор книги «Теория авангарда». Автор выдвинул тезис о том, что искусство к концу XIX столетия стало частью системы, которая господствовала в обществе, поэтому протест новых авангардистских направлений был направлен против искусства как части общественного устройства, а не против отдельных стилей или художественных произведений.

3 Цит. по: Седельник В.Д. Дадаизм и дадаисты. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 8.

4 Там же. С. 11.

5 Cummings E. E. i - six nonlectures. The Charles Eliot Norton Lectures. 1952-1953. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1953. P. 4.

ватель Д. Перкинс в своей книге «История современной поэзии: модернизм и далее», говорит о том, что несмотря на непосредственное влияние дадаизма на поэтическую технику американского автора, а также несмотря на очевидное сходство некоторых произведений Каммингса с работами дадаистов, ярко проявившееся в произвольном искажении логической последовательности и языковых норм, Каммингс был далек от дадаизма1. Об этом же пишет и А. Руиз, утверждая следующее: «Нельзя сказать, что Каммингс являлся дадаистом, ...так как он не разделял всеобщего отрицания и радикализма, присущих представителям дадаист-ского направления, .но очевидно присутствие значительных параллелей между некоторыми из его эстетических концепций и экспериментов и идеями дадаизма»2. П.В. Мерфи отмечает, что «Дада способствовало формированию характерного экспериментального стиля Э.Э. Каммингса» . Дж. Сэлзер пишет, что «Дадаизм ... повлиял также и на Э.Э Каммингса»4. М. Дэвидсон, говоря о том, что «американские версии Да-да никогда не были такими же радикальными, как их европейские аналоги», тем не менее указывает, что некоторые характерные особенности дадаизма могут быть прослежены в творчестве ряда американских авторов: Р. Мак Элмона, У.К. Уильямса, М. Лой и Э.Э. Каммингса5. Авторы книги «Лирическое я в Дзен и Э.Э. Каммингс» М. Бьюлэнд Бернз и Р. Снайдер утверждают, что «дадаизм, возможно, оказал наибольшее влияние на Каммингса, чем любое другое художественное направле-

1 Perkins David. A History of Modern Poetry: Modernism and After. - Cambridge: Harvard University Press, 1987. P. 46.

2 Ruiz Antonio. The Dadaist Prose of Williams and Cummings: A Novelette and [No Title]. William Carlos Williams Review. Volume 28, Number 1-2, Spring/Fall 2008. P. 107, 111.

3 Murphy Paul Vincent. The New Era: American Thought and Culture in the 1920s. - Rowman & Little-field Publishers, 2011. P. 94.

4 Selzer Jack. Kenneth Burke in Greenwich Village: Conversing with the Moderns, 1915-1931. - University of Wisconsin Press, 1996. P. 125.

5 Davidson Michael. Ghostlier Demarcations:

Modern Poetry and the Material Word. - University of

California Press, 1997. P. 13.

6

ние» .

Следующие отрывки из стихотворений и цитаты из манифестов могут являться основанием для подтверждения непосредственной связи между взглядами американского автора и представителей дадаизма.

Например, концовка стихотворения Каму

мингса «Человечество, я люблю тебя» перекликается с утверждениями Т. Тцара.

«Человечество я люблю тебя потому что ты / все время прячешь секрет / жизни в своих штанах и забываешь / что он там и садишься // на него / и потому что ты вечно / творишь поэмы в объятиях / смерти Человечество // я ненавижу тебя»8.

Т. Тцара в одном из манифестов провозгласил: «Мы плюем на человечество . Дада есть устранение всякой логики - избавление от памяти»9.

М. Вебстер в своей статье «Огромная камера: сама по себе Дада» также подчеркивает связь творчества американского автора с различными направлениями авангардного искусства периода Первой мировой войны. В частности, Вебстер проводит параллель между представителями дадаизма и персонажами единственного романа Каммингса, говоря о том, что «пока цюрихские дадаисты старались обрести примитивный индивидуализм Дада, многие в «Огромной камере» (особенно те, которых Каммингс называет «восхитительными горами») являются творцами и индивидуальностями от природы, они уже дадаистские мастера и знатоки, не осознавая этого»10. Автор статьи говорит о том, что понимание «неоднозначной и парадоксальной эстетической теории, которую Каммингс намечает и показывает в «Огром-

6 Buland Burns Michael, Snyder Rima. The Lyric Self in Zen and E.E. Cummings. - Strategic Book Publishing & Rights Agency, 2015. P.20.

7 Cummings E.E. Complete poems. 1904-1962 / Edited by George J. Firmage. - New York: Liveright, 1992. P. 53.

8 Перевод В.Л. Британишского. Британишский В.Л. От Уитмена до Лоуэлла. Американские поэты в переводах Владимира Британишского; [сост., ввод. тексты и пред. В.Л. Британишского]. - М.: Аграф, 2005. С. 111.

9 Цит. по: Selzer Jack. Kenneth Burke in Greenwich Village: Conversing with the Moderns, 1915-1931. - University of Wisconsin Press, 1996. P. 125.

10 Webster M. The Enormous Room: A Dada of One's Own. Spring/Fall 2006. № 14-15. P. 127.

ной камере» невозможно без освещения влияния Дада и других художественных направлений первой четверти ХХ века. Так, к примеру, герои романа К. и Б., перед тем как покинуть место своего заключения, собирают в обычной серой коробке абстрактный коллаж, используя для его создания всевозможные материалы: листья, куски ткани, обертки от конфет, почтовые марки и другие предметы. Цель этого занятия не ясна никому из присутствующих в камере, но, несмотря на это, каждый приносит что-либо свое и добавляет его в коллаж, тем самым внося свой вклад в его создание.

Нетрудно проследить в этом поступке, описанном Каммингсом так детально, пересечение с идеями представителей дадаизма, касающихся иррационально чувственного искусства. Также следует отметить очевидную схожесть в способе создания коллажа, которым часто пользовались дадаистские художники. Ж. Арп делал акцент на произвольности и случайности сочетания элементов, приклеивая четырехугольники из цветной бумаги в том порядке, в каком они высыпались на холст. Например, подобной коллажной техникой сделана картина «Картина бумагой» - «Tableau en papier» (Ж. Арп, 1916) или картина К. Швитерса «Merzbild 32 A. Das Kirschbild» (1921). Следует отметить, что использование коллаж-ного принципа не осталось лишь в рамках изобразительного искусства, он широко используется и в поэзии. Литературовед К. Шуман пишет о поэтическом творчестве Арпа: «То, что Арп называет «случайностью», является чисто дадаистской манерой. Она высвобождает силы, которые сознательно используются антихудожественно и должны главным образом свести ad absurdum все, что обычно ассоциируется с искусством: эстетическую форму, законы композиции, размер и стиль. Новые возможности, которые открывает «случайность», Арп обнаружил прежде всего за рамками границ, в которых действуют законы логики и здравого человеческого смыс-

ла» . Как отмечает Т.Н. Андреюшкина, «поэтический язык получает характер эксперимента, из которого вырастают комбинации, не порожденные смыслом, но скорее этот смысл порождающие»4. В поэзии Кам-мингса можно встретить множество примеров, когда на первый взгляд случайное разделение или объединение слов, частей слов ведет к образованию речевой конструкции, которая создает новый, более точный образ. При этом, чтобы достигнуть желаемого результата, автор намеренно отступает от принятых грамматических и орфографических норм, а также зачастую нарушает и традиционную логику.

К. Шуман добавляет, что дадаисты полагали, что: «...при помощи шумов (звуков, криков) жизнь может сама говорить за себя. Эта предпосылка легла, очевидно, в основу чтения «симультанных стихов», когда несколько человек одновременно произносили разные тексты. Такой способ декламации должен был доказать, что границы между литературой и музыкой преодолены и что традиционные названия жанров - в том числе и в лирике - приобрели иной смысл, который более не соответствовал их первоначальным значениям или намеренно их опровергал»5. Во многих произведениях Каммингсу удается добиться подобного эффекта передачи одновременной речи сразу нескольких персонажей или определенного звукового фона, окружающего героев, как,

например, в стихотворении «я сидел в

6

максорли» .

В поэзии американского автора можно привести в пример большое количество на первый взгляд случайных слияний или раз-

1 Ibid. P. 129.

2 Жан Арп - немецкий и французский поэт, художник, график, скульптор, представитель цюрихского дадаизма.

Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и

Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / Отв. ред.

К. Шуман. - Пер. с нем. С. К. Дмитриева. - М.: Республика, 2001. С. 73.

4 Андреюшкина Т.Н. Немецкоязычный сонет: эволюция жанра: монография. - Тольятти: ТГУ, 2010. С. 164.

5 Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / Отв. ред. К. Шуман. - Пер. с нем. С. К. Дмитриева. - М.: Республика, 2001. С. 74.

6 См. об этом подробнее: Насырова Д.Р. Принципы кубизма в поэзии Э.Э. Каммингса // Ученые записки Орловского государственного университета. - Орел: Изд-во ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2015. - С. 193-194.

делений частей слов или целых слов, значения которых после таких языковых экспериментов раскрывается совершенно по-иному и ведет к образованию прежде не подразумеваемого смысла. К примеру, слово из стихотворения «не сострадай больному бизнесмонстру» «manunkind» (в переводе В.Л. Британишского «бесчеловечеству»), которое не существует в английском языке и является авторским неологизмом, образованным из двух слов «man» («человек») и «unkind» («злой, жестокий»). В стихотворениях Каммингса подчеркивается важность графического восприятия, при устной декламации суть многих его произведений не может быть раскрыта в полной мере. В одном из своих писем в 1969 году он пишет, что «не все мои стихотворения написаны для чтения вслух - некоторые ... для того, чтобы быть увиденными & не услышанными»1. Р.С. Кеннеди утверждает, что многие стихотворения, которые создал американский автор, вовсе не могут быть поняты, если реципиент не видит их расположение на странице2. Таким образом, Каммингс преодолевает не только границы между литературой и музыкой, но и границы между литературой и живописью, создавая при этом в своих работах синтез смыслового, видимого и слышимого начал.

Основной практикой дадаистов являлось высмеивание и ниспровержение признанных культурных ценностей посредством переноса акцентов с серьезного и почтительного на дерзкий и шутовской. В отличие от представителей дадаизма творчество Каммингса не было направлено на ниспровержение культурного наследия и культуры как таковой, а в большинстве своем касалось высмеивания тех общественно-политических установок, которые подавляли свободу личности. Каммингс выступал против лицемерия и чванливости чиновничьего аппарата, а также против человеческих пороков, которые в той или иной степени являлись результатом особенностей

1 Cummings E.E. Selected Letters of E.E. Cum-mings. Edited by Frederick Wilcox Dupee and George Stade. - Harcourt, Brace & World, 1969. P. 267.

2 Cummings E.E. Selected poems. / With introduction and commentary by Richard S. Kennedy. - New York: Liveright, 1994. P. xvi.

сложившегося к 20-м годам XX века общества потребления. Американский поэт не ставил себе цели высмеивания произведений великих деятелей искусства, напротив, в своих автобиографических лекциях он упоминает влияние на его творчество таких «классических» поэтов, как Шекспир и Данте, а также отмечает, что их стихотворения служили для него лучшими образцами жанра3. К тому же, в его стихотворениях часто можно обнаружить реминисценции и аллюзии на многочисленные работы поэтов и писателей прошлых столетий: «Great Dante stands in Florence», «Chaucer» и др.

Однако очевидность некоторых пересечений в стилях американского автора и представителей этого модернистского направления неоспорима. Один из самых последовательных представителей дадаизма Р. Хаусман пишет: «ДАДА освободилось от всех конвенциональных границ, в том числе и от границ этики, до того незыблемых»4. В этом отношении приверженность Кам-мингса к эротической лирике и описанию в своих стихотворениях откровенных сцен, а также многочисленные произведения о падших женщинах, может быть сопоставима с идеями, заложенными в основе дада-истского направления. Следует отметить, что достаточно большое количество подобных стихотворений в творчестве американского поэта позволило Дж. Дж. Фермаджу опубликовать их совместно с авторскими рисунками отдельной книгой. В качестве примера можно привести следующие произведения Каммингса, в которых он затрагивает темы, не принятые для столь откровенного освещения и нарушающие культурные каноны: «можно мне почувствовать, сказал он», «дьявол прокрался в райский сад», «в изысканное», «я буду», «сквозь безвкусную совсем эффектную», «сначала она как часть плохо смазанного маслом», «ее мягкость так обманчива», «грязные оттенки ее поцелуя», «прекрасное пробуждение от небрежного влажного поцелуя» и др.

Центральным элементом творчества

3 Cummings E.E. i - six nonlectures. The Charles Eliot Norton Lectures. 1952-1953. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1953. P. 47.

4 Цит. по: Седельник В.Д. Дадаизм и дадаисты. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 5.

дадаистов являлось слово и его компоненты, посредством которых представители дадаизма стремились обнаружить и раскрыть заложенную в них внутреннюю энергию языка и речи. Интерес многих дадаистов, в том числе и американского поэта, вызывали такие значения слова, которые не соответствовали утвердившимся со временем его толкованиям в обществе. В творчестве дадаистов, и отчасти в работах Каммингса, язык разрушался не только как лингвистический феномен, но и уничтожался в более широком смысле, как язык культуры. Потребность в новом языке, находящемся за пределами разума, возникла от того, что смысл и значения слов, используемых в поэтической речи, стерлись от частого употребления. Исследователь творчества американского поэта, Р.С. Кеннеди, обращает внимание на то, что Каммингс перенял принцип дадаистов, который заключался в «разрушении общепринятого и традиционного для того, чтобы обнаружить нечто новое и удивительное в художественном действии и для того, чтобы найти скрытую истину, которая находится за гранью рацио-нального»1.

Исследователь русского авангардизма Е. Бобринская отмечает: «Пытаясь угадывать в словах . дорациональный чувственный опыт, ... авангардное искусство в 1910-е годы разрабатывало особые техники оживления . реальной значимости и предметного переживания расхожих образов и архети-пов...»2. Энергия языка, заключенная в слове и его компонентах, приковывала внимание авторов, которые стремились проникнуть к изначальному, докультурному значению слова, свободного от последующих смысловых наслоений. «Воскрешение сло-ва»3, ставшее одним из основных принципов раннего русского авангарда, применимо и к творческому поиску как дадаистов, так и

1 Kennedy Richard S. Dreams in the Mirror. A Biography of E.E. Cumming. - New York: Liveright, 1994. P. 71.

2 Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. - М.: Пятая страна, 2003. С. 25.

3 «Воскрешение слова» - название печатного издания доклада В. Б. Шкловского «Место футуризма в истории языка», вышедшего в 1914 году, которое считается первой работой складывающегося в то время русского формализма.

американского поэта. В.Б. Шкловский рассматривал поэтический язык как способ преобразования восприятия фактов бытия, которые переходят из сферы повседневного использования в сферу заново увиденных, переживаемых и поэтому существующих на самом деле вещей и явлений. Он также подчеркивал потребность в нарушении традиционных канонов, стремление противодействовать обыденности восприятия и стимулировать его обновление с помощью неординарного, неотягощенного культурным контекстом взгляда на жизненные фак-

4

ты и реалии искусства .

Отмечая сходство идей дадаистов и русских авангардистов, прежде всего В.В. Хлебникова и А.Е. Крученых, В.Д. Седельник говорит о том, что и те, и другие «ставили слово в центр бытия, в центр существования человека и его мира, благодаря чему проявлялось (или должно было проявляться) магико-мифическое измерение языка, напоминающее о его первоначальном, изначальном состоянии»5. Мистическая, божественная сторона языка являлась основополагающим элементом для творческой энергии, энергии созидания. Такой подход к языку был близок и Каммингсу, и дадаистам, и русским авангардистам. Общие черты поэзии американского автора с творчеством отдельных европейских и русских модернистов, в частности В. Хлебникова, В. Маяковского, Аполлинера, отмечает и В.Л. Британишский6. Отрицая привычные функции языка, они стремились заменить их новыми загадочными, зачастую лишенными возможности логического истолкования отношениями. А. Крученых писал: «.художник волен выражаться не только общим языком (понятиями), но и личным (творец индивидуален), и языком, не имеющим определенного значения (не застыв-

4 См. об этом подробнее: Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. Том 2 / Глав. редактор и автор проекта С.Я. Левит. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. С. 979.

5 Седельник В.Д. Дадаизм и дадаисты. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 20.

6 Британишский В.Л. От Уитмена до Лоуэлла. Американские поэты в переводах Владимира Брита-нишского; [сост., ввод. тексты и пред. В.Л. Брита-нишского]. - М.: Аграф, 2005. С. 102.

шим), заумным»1. В своей статье «О поэзии и заумном языке» Шкловский комментирует высказывание русского авангардиста и его идейных соратников следующим образом: «.их эмоции могут быть лучше всего выражены особой звукоречью, часто не имеющей определенного значения и действующей вне этого значения, или помимо

его, непосредственно на эмоции окружаю-

2

щих» .

В творчестве Г. Балля, А. Крученых, Э.Э. Каммингса и некоторых других модернистских писателей и поэтов, к примеру, П. Шеербарта, присутствуют так называемые «звуковые стихотворения», в которых авторы уделяют особое внимание звуковой и ритмической составляющей языка, темб-ральным особенностям человеческого голоса, то есть ко всему тому, что оказывает непосредственное влияние на чувственное и инстинктивное восприятие, а не на рациональное понимание. В манифесте «Садок Судей II» русские авангардисты Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, В. Хлебников и др. пишут, что они «стали придавать значение словам по их начертательной и фонетической характеристике»3. Стихотворение американского автора «молниеносно(» («^(»4, 1935) представляет собой образец подобного подхода, направленного больше на создание определенных ощущений и эмоций у реципиента, чем на построение четких логических связей. Сосредоточение на мгновенно возникающих и постоянно меняющихся ощущениях, стремление передать образы внешнего мира в их изменчивости и текучести обуславливают раздробленность и фрагментарность поэтического текста, что в свою очередь ведет к нарушению грамматического и синтаксического строя языка.

1 Цит. По: Шкловский В., Эйхенбаум Б. и др. Поэтика. - Петроград: 18-я Государственная Типография, 1919. С. 13.

2 Там же. С.14.

3 Цит. по: Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца XIX - начала XX века. Хрестоматия: Учебное пособие для филологических специальностей ун-тов. - М.: Высшая школа, 1982. С. 350.

4 Cummings E.E. Complete poems. 1904-1962 /

Edited by George J. Firmage. - New York: Liveright,

1992. Р. 429.

«молниеносно( / рас!секая золото // круг / )сночерн / а(Лость)я // ско-рост-т-секущая-ско-рост- / Ь? / этО / (бы) / Ла / пЛыву / щаЯ / птиц // а,»5

асги^ЕоМЧ а- т <н \ оп-и ро-п т от \ (М1

Американский поэт в своих стихотворениях неоднократно подчеркивает перво-степенность чувств и ощущений в сравнении с умственными возможностями. В качестве примера можно привести следующие отрывки из стихотворений: «так как чувство бежит впереди» («втсеГееН^вйгв!»6, 1926), «этот жеребеночек ново» («ШеШ^е-Ьогее18пе,^у»7,1950), «алый мой вьюрок»

о

(««оригркйпсЬ» , 1963) и т.д. В каждом из них в той или иной степени утверждается идея того, что мир чувственного безграничен, в то время, как мир рационального ограничен, и, лишь следуя своим эмоциям и ощущениям, можно по-настоящему быть в гармонии с собой, насладиться сегодняшним днем, настоящим моментом, который

5 Перевод В.Л. Британишского. Британишский В.Л. От Уитмена до Лоуэлла. Американские поэты в переводах Владимира Британишского; [сост., ввод. тексты и пред. В.Л. Британишского]. - М.: Аграф, 2005. С. 124.

6 Cummings E.E. Complete poems. 1904-1962 / Edited by George J. Firmage. - New York: Liveright, 1992. P. 291.

7 Ibid. P. 657.

8 Ibid. P. 836.

никогда больше не повторится.

Кризис исторического сознания, который нашел свое отражение в кризисе культуры, неуверенность в безграничных возможностях разума, сомнение в надежности рационализма и позитивизма, неприятие буржуазного мира и отказ от привычных способов его художественного выражения проявились в творчестве многих представителей модернизма, в том числе и Кам-мингса. Философские концепции последней трети XIX столетия ознаменовали собой начало процесса размывания границ между различными видами искусства, появления его новых видов и преобразования самого статуса художественного произведения, который в первые десятилетия ХХ века заявил о себе в полную силу. Поэзия Каммингса представляет собой яркий пример синтеза разных видов искусства, необычное сочетание графического и звукового элементов в его стихотворениях подчеркивает новаторство его поэтической техники. При этом, используя столь нетрадиционные художественные приемы, нарушая многие каноны,

принятые в литературе, автору удается сохранить связь с поэтической традицией, так как во многих произведениях затрагиваются вечные темы: любовь, отношение творца и толпы, критика человеческих пороков, воспевание гармонии и естественности природы, человеческой индивидуальности и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Влияние дадаизма на творчество Э.Э. Каммингса непосредственно связано с формированием новой культурной парадигмы в первой четверти XX века. В условиях стремительных изменений, которые коснулись всех сфер искусства, американскому поэту и писателю удалось создать собственный авторский стиль, характеризующийся синтезом поэтических и изобразительных средств выражения, объединив в своих работах черты различных художественных направлений, в том числе и дадаизма. Однако он не ставил себе цели оставаться в рамках той или иной идеологии, на протяжении всего творческого пути Каммингс руководствовался лишь своим художественным видением и мироощущением.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреюшкина, Т.Н. Немецкоязычный сонет: эволюция жанра: монография. - Тольятти: ТГУ, 2010. - 379 с.

2. Бобринская, Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. - М.: Пятая страна, 2003. -

302 с.

3. Британишский, В.Л. От Уитмена до Лоуэлла. Американские поэты в переводах Владимира Британишского; [сост., ввод. тексты и пред. В.Л. Британишского]. - М.: Аграф, 2005. - 287 с.

4. Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кёльне: Тексты, иллюстрации, документы / отв. ред. К. Шуман; пер. с нем. С. К. Дмитриева. - М.: Республика, 2001. - 559 с.

5. Культурология. Энциклопедия: в 2-х т. Том 2 / гл. редактор и автор проекта С.Я. Левит. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 1184 с.

6. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК Интелвак, 2001. - 1596 с.

7. Насырова, Д.Р. Принципы кубизма в поэзии Э.Э. Каммингса // Ученые записки Орловского государственного университета. - Орел: Изд-во ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2015. - C. 191-195.

8. Седельник, В.Д. Дадаизм и дадаисты. - М.: ИМЛИ РАН, 2010. - 552 с.

9. Соколов, А.Г., Михайлова, М.В. Русская литературная критика конца XIX - начала XX века. Хрестоматия: учебное пособие для филологических специальностей ун-тов. - М.: Высшая школа, 1982. - 368 с.

10. Шкловский, В., Эйхенбаум, Б. и др. Поэтика. - Петроград: 18-я Государственная Типография, 1919. - 170 с.

11. Buland, Burns Michael, Snyder, Rima. The Lyric Self in Zen and E.E. Cummings. - Strategic Book Publishing & Rights Agency, 2015. - 140 p.

12. Cummings, E.E. Complete poems. 1904-1962 / Edited by George J. Firmage. - New

York: Liveright, 1992. - 1135 p.

13. Cummings, E.E. The Enormous Room. - Dover Publications, 2002. - 208 p.

14. Cummings, E.E. i - six nonlectures. The Charles Eliot Norton Lectures. 1952-1953. -Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1953. - 120 p.

15. Cummings, E.E. Selected Letters of E.E. Cummings. Edited by Frederick Wilcox Dupee and George Stade. - Harcourt, Brace & World, 1969. - 296 p.

16. Cummings, E.E. Selected poems. / With introduction and commentary by Richard S. Kennedy. - New York: Liveright, 1994. - 187 c.

17. Davidson, Michael. Ghostlier Demarcations: Modern Poetry and the Material Word. -University of California Press, 1997. - 273 p.

18. Kennedy, Richard S. Dreams in the Mirror. A Biography of E.E. Cumming. - New York: Liveright, 1994. - 544 p.

19. Murphy, Paul Vincent. The New Era: American Thought and Culture in the 1920s. -Rowman & Littlefield Publishers, 2011. - 282 p.

20. Perkins, David. A History of Modern Poetry: Modernism and After. - Cambridge: Harvard University Press, 1987. - 694 p.

21. Ruiz, Antonio. The Dadaist Prose of Williams and Cummings: A Novelette and [No Title]. William Carlos Williams Review. Volume 28, Number 1-2, Spring/Fall 2008, pp. 101-115.

22. Selzer, Jack. Kenneth Burke in Greenwich Village: Conversing with the Moderns, 19151931. - University of Wisconsin Press, 1996. - 254 p.

23. Webster, M. The Enormous Room: A Dada of One's Own. Spring/Fall 2006. № 14-15. P. 127-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.