ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТЕЙ
Н.Б. Балашев, канд. техн. наук, старший преподаватель К.С. Ашуркова, студент
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Тульский филиал)
(Россия, г. Тула)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10471
Аннотация. В статье рассматривается взаимозависимость региональных финансов и валового регионального продукта на примере Тульской и Ярославской областей на современном этапе. Анализируются структура и динамика развития отраслей экономики регионов за период 2008 по 2018 гг. Рассматриваются состояние региональных бюджетов за указанный период и перспективы обеспечения ускоренного роста экономики регионов. Приводятся данные по мероприятиям, способствующим повышению инвестиционной привлекательности регионов.
Ключевые слова: валовый региональный продукт, отраслевая структура, темпы роста показателей, уровень и динамика ресурсов, структура расходов, инвестиционная привлекательность.
В соответствии с Посланием Президента России Федеральному собранию от 1 марта 2018 г. и его указами от 07.05.2018 г., а также Посланием Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 [1-3] перед руководством регионов поставлены задачи ускоренного развития региональной экономики. В данной статье рассматривается взаимосвязь бюджетного финансирования и экономического развития регионов.
В связи со стоящими перед регионами задачами проведем анализ ориентированности экономики и бюджетов Тульской и Ярославской областей на выполнение этих задач.
Оба рассматриваемых региона располагаются в Центральном федеральном окру-
ге: Тула - на юго-западе, Ярославль - на северо-востоке. Исторически Тула, как центр Тульской области, младше Ярославля на 136 лет: даты основания городов 1146 г. и 1010 г. соответственно [4-5].
По состоянию на 2019-й год в Тульской области, площадь которой составляет 25 700 кв. км, проживает около 1,5 млн. человек [6]. Ярославская область в 1,4 раза больше по площади - 36 400 кв. км, но немного меньше по численности населения -около 1,3 млн. человек [7].
Для анализа экономического развития регионов рассмотрим динамику объемов валового регионального продукта в период 2008-2018 гг., а также сумму ВРП на душу населения (рис. 1).
50 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
ВРП Тульской обл. ■ ВРП на душу населения Тульской обл.
ВРП Ярославской обл. ■ ВРП на душу населения Ярославской обл.
Рис. 1. Динамика ВРП (млрд. руб.) и ВРП на душу населения (тыс. руб. в год на человека) [8-10]
Указанный период исследования выбран с целью рассмотрения процесса преодоления регионами экономического кризиса 2008-2009 гг. и начала действия экономических санкций 2014 г. со стороны США и Евросоюза против России. Как видно из представленных диаграмм, общий объем ВРП Ярославской области восстанавливался после кризиса 2008-2009 гг. немного быстрее, чем ВРП Тульского ре-
гиона. Только начиная с 2014 года, Тульской области удалось существенно (в 1,2 раза по сравнению с 2013 г.) увеличить темп роста ВРП и обойти по этому показателю Ярославскую область (1,09 раза).
В целом же, за рассматриваемый период ВРП Тульской области увеличился к 2018 году по сравнению с 2008 годом в 2,40 раза, ВРП Ярославской области - в 2,38 раза (рис. 2).
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Тульская обл ^^—Ярославская обл
Рис. 2. Динамика темпа роста ВРП [8]
ВРП на душу населения имеет большее денежное выражение в Ярославской области. В 2008 году значение ВРП на душу населения в Ярославской области превышало Тульскую область в 1,14 раза и лишь
в 2017 году различие составило 1,08 раза, однако оба региона значительно (в 1,6 -1,7 раза) отстают от значения ВВП на душу населения в среднем по стране (рис. 3).
3G
Рис. 3. Сравнение ВВП РФ на душу населения и ВРП на душу населения по итогам
2017 г. (тыс. руб. в год на человека)
Для выяснения причин выявленного экономического роста рассмотрим отраслевую
структуру ВРП анализируемых регионов (рис. 4).
Рис. 4. Отраслевая структура ВРП на душу населения Тульской и Ярославской областей (в тыс. руб./год на человека) [8]
Как видно из диаграмм, самую большую долю в составе ВРП Тульской области занимает статья добывающие и обрабатывающие производства (41% в 2018 г.). На втором месте находится строительство и операции с недвижимым имуществом, доля которых в 2-3 раза меньше (15,5%) доли промышленных производств в рассматриваемом периоде [11]. Это связано с исторической ролью Тулы как арсенала России и соответствующего уровня развития этих отраслей еще в период СССР. На третьем месте оптовая и розничная торговля (12,3%).
В Ярославском регионе доля добывающих и обрабатывающих производств также значительна (порядка 27%), но все же уступает Тульской области в денежном
выражении почти на 87 млрд. руб. (или на 40% в расчете на душу населения в 2018 г.). На втором месте также, как и в Тульской области строительство и операции с недвижимым имуществом (19%), на третьем - оптовая и розничная торговля (17%). Что касается таких важных для общества направлений, как образование и здравоохранение, то каждый житель Ярославского региона получил эти услуги на сумму в 1,2 раза большую, чем в Тульском регионе [12].
Анализ темпов роста ВРП на душу населения в обеих областях выявил значительные колебания от спада к росту, причем в некоторых сферах довольно значительные (рис. 5).
Рис. 5. Темпы роста ВРП на душу населения в период 2008-2018 гг. (в %) [11-12]
К примеру, сельскохозяйственная сфера Тульского региона в период 2008-2013 имела отрицательную тенденцию (сократилась почти на 18%), но в следующем временном промежутке 2013-2018 она значительно увеличила темпы прироста (на 42,6%) наравне с долей добывающего и обрабатывающего производств, имеющих схожую направленность (-10% в 20082013 и +51,2% в 2013-2018).
В Ярославской области по темпам прироста в 2008-2013 лидирует сфера строительства и недвижимости (+39,8%), которая в следующем временном периоде сокращает проценты роста, однако, уступает только сельскохозяйственной сфере. Наибольшую отрицательную тенденцию в
Ярославском регионе 2008-2013 имела сфера транспорта и связи. Она сократилась почти на 15,5%, а в следующие годы перешла в положительную динамику с темпами прироста 2,2%.
Дальнейшее ускоренное развитие регионов невозможно без прямой и косвенной поддержки регионов со стороны Федерального правительства и без целенаправленной политики региональных властей на выполнение задач, поставленных Президентом [1-3].
Рассматривая динамику бюджетов анализируемых регионов (рис. 6) можно констатировать, что финансовые возможности для обеспечения этих задач у регионов есть.
Рис. 6. Динамика показателей бюджетов Тульской и Ярославской областей в 2008-2018 гг. и на плановый период 2019-2021 гг. (в млрд. руб.) [13]
Бюджет Ярославской области является более сбалансированным на протяжении всего рассматриваемого периода по сравнению с бюджетом Тульской области, однако в 2018 году в Тульской области бюджет исполнен с профицитом в 3,7 млрд. руб., тогда как в Ярославской области - с дефицитом в 1,2 млрд. руб.
Плановый период 2019-2021 гг. в Тульской области предполагает превышение расходов над доходами, значение дефицита бюджета в 2019 г. в Тульской области запланировано на уровне 4,7 млрд. руб., однако имеющаяся динамика экономических показателей свидетельствует о реальной возможности обеспечения более высокого доходного потенциала бюджета.
Правительство Ярославской области стремится минимизировать дефицит бюджета, увеличивая расходы в соответствии с ростом доходной части бюджета ввиду значительной величины госдолга региона и необходимости минимизации дальнейших заимствований. На 01.01.2019 сумма госдолга Ярославской области почти в 2,1 раза превышает госдолг Тульской области и составляет 37,2 млрд. руб. Ярославская область занимает 17 место из 18 субъектов Центрального федерального округа по величине этого показателя, а Тульская область - 7 место с суммой госдолга 17,9 млрд. руб. [14].
Темпы прироста параметров бюджетов рассматриваемых регионов представлены в таблице:
Таблица 1. Сравнительная характеристика темпов прироста параметров бюджета Туль-
ской и Ярославской областей 200S-2018 (%) [13]
Годы/Область Тульская область Ярославская область
Доходы Расходы Доходы Расходы
2008-2010 +15,98 +29,15 +3,36 +2,78
2010-2012 -12,55 -18,35 +3,10 +10,70
2012-2014 +37,26 +43,91 +15,13 +20,48
2014-2016 +44,23 +35,87 +3,78 -15,63
2016-2018 +1,58 -9,27 +22,46 +34,14
2GG8-2G18 86,49 81,3G 47,83 52,47
Темпы прироста ясно показывают, что динамика бюджета Ярославской области в период 2008-2021 гг. является более плавной и сбалансированной. В то же время показатели бюджета Тульского региона претерпевают значительные скачкообразные колебания, выражающиеся в попеременных спадах и подъемах темпов прироста доходных и расходных статей.
Для того чтобы выявить степень влияния региональных бюджетов на экономическое развитие регионов, необходимо проанализировать динамику бюджетных расходов на финансирование программ развития регионов. Для этого рассмотрим структуру расходов региональных бюджетов, направленных на реализацию социально-экономических программ (рис. 7).
ЗЗ
2019 (план)
2018 (факт)
Тульская область
I
I
I
13,
12,4
5,9
5,2
5,2
2 ■ 1,7 0,2
18
13, 2
■ 11,6
1 5,g
5,2
4,8
■ 2,1 Ш i л ■ 1.1
17,8
Ярославская область
1
9,5
8 ,8
8,
1 0,8
1 1.2 ■ 2 1 0,3
17
9,6
8 6
■ 7,4
1 0,9
7,1
1 0,8 ■ 1,7 1 0,8
Образование
Здравоохранение
Соц. поддержка населения
■ Энергоэффективность, ЖКХ и транспорт
■ Улучшение демограф, ситуации и занятости
■ Обеспечение функционир-я органов власти
■ Развитие сельского и лесного хоз-в, охрана окр. среды
■ Культура, спорт, туризм
■ Развитие промышл-ти и предпринимат-ва
Рис. 7. Структура расходов бюджетов Тульской и Ярославской областей по направлениям государственных и муниципальных программ, в млрд. руб. [15-16]
Как можно увидеть из представленных диаграмм, бюджеты обеих рассматриваемых областей имеют социальную направленность. Наибольшая доля расходов каждого бюджета приходится на образование (порядка 30%), а также здравоохранение и социальную поддержку населения (каждый из этих разделов занимает около 20% всех расходов). Остальные 30% по-разному распределяются на обеспечение функционирования органов государственной власти, отраслевых министерств сельского, лесного хозяйств, спорта, туризма,
культуры, транспортной системы, промышленности и предпринимательства и предоставление субсидий и грантов организациям по приоритетным направлениям развития экономики. При этом большое значение имеют меры по повышению эффективности и оптимизации расходов [1718]. Большое значение для развития экономики регионов играет их финансовая поддержка из бюджета. Это осуществляется за счет выделения субсидий и грантов (рис. 8).
Рис. 8. Динамика финансирования коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг из региональных
бюджетов, млрд. руб. [19]
Как видно из диаграммы (рис. 8), тен- ваемых регионах с 2015 года и, очевидно, денция роста финансовой поддержки про- требует восстановления в плановом пе-изводителей была нарушена в рассматри- риоде 2019-2021 гг. Общая доля субсидий
в консолидированном бюджете расходов регионов без учета внебюджетных фондов в период с 2011 по 2018 годы составила для Тульской области 7,8%, для Ярославской области - 5,5% [19].
Основное воздействие Правительств регионов и прочих органов управления экономикой осуществляется за счет обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионах, выделения выгодно расположенных земельных участков и создания льготных налоговых стимулов для развития имеющихся и создания новых предприятий в регионах [20].
Объем инвестиций в основной капитал в Тульском регионе в 2016 г. составил 112,6 млрд. руб., в 2017 г. - 127,1 млрд. руб., темп роста - около 13%. По данному показателю Тульская область занимает первое место в ЦФО и 10-е место по России. Объем инвестиций в основной капитал в Ярославской области за 2016 год 88,4 млрд. руб. или в 1,27 раза меньше чем в Тульской области, в 2017 году - 79,8 млрд. руб. снижение объема инвестиций на 10% [21].
Кроме того, в рамках кластерной политики Тульского региона существует и активно развивается особая экономическая зона «Узловая», созданная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года № 302 на территории Узловского района Тульской области [22]. Общая площадь ОЭЗ составляет 471 га. Согласно программе развития срок действия льготного периода в налогообложении «Узловой» - 49 лет. Приоритетными направлениями развития ОЭЗ являются химическая промышленность и металлургия. Важно отметить, что резиденты данной экономической зоны получают специальные льготы, в частности освобождение от уплаты налогов на имущество, землю, транспорт, а также импортной пошлины и НДС. Налог на прибыль в течение первых пяти лет резидент-ства составляет 2%, следующие 5 лет -7%, а после, вплоть до 2065-го года, -15,5%. Среди резидентов ОЭЗ «Узловая»: ООО «АгроГриб», ООО «Тульский завод алюминия», ООО «Инновационные промышленные покрытия» и другие органи-
зации, среди которых и недавно начавший свою работу китайский завод «Haval Motor Manufacturing Rus», являющийся дочерней компанией знаменитой «Great Wall motor», которая осуществляет инвестиции заводу [23].
В Ярославской области аналогично Тульской ОЭЗ образованы территории опережающего развития «Тутаев» (с 28.09.2017), «Гаврилов-Ям» (с 16.03.2018) и «Ростов» (с 30.06.2018) [24-25].
Для резидентов названных ТОР существуют особые льготы, такие, как освобождение от уплаты налогов на прибыль и имущество в течение первых пяти лет (последующие 5 лет - 12 и 1,1% соответственно), земельного налога - в течение первых трех лет. Отчисления в страховые взносы для резидентов следующие: 6% в ОПС, 1,5% в ОСС и 0,1% в ОМС (в общем 7,6%) в течение десяти лет. Специализация названных территорий опережающего развития довольно разнообразна. Градообразующим предприятием «Тутаева» является ПАО «Тутаевский моторный завод», который занимается изготовлением двигателей и коробок передач. Для «Гаврилов-Яма» таким предприятием служит АО «ГЗМ «Агат», производящее современные агрегаты для авиационной техники, а также аппаратуру для мобильной грузоподъемной техники и товары народного потребления. ТОР «Ростов» специализируется главным образом на производстве оптико-механических и оптико-электронных приборов дневного и ночного видения военного и гражданского назначения и изготовлении электронных блоков и кабелей. Вся производственная деятельность осуществляется на ПАО «Ростовский оптико-механический завод» [25].
В заключении необходимо отметить, что в обоих регионах созданы и продолжают развиваться благоприятные условия для осуществления значительного экономического роста. Ежегодный темп роста ВРП в текущих ценах в исследованном периоде превышает 26%, ежегодная инфляция за этот же период составила 13% [26], т.е. даже с учетом инфляционных процессов обеспечивался ежегодный рост ВРП в 13%. Снижение темпа роста ВРП в 2016-
2017 гг. до 7-8% свидетельствует о необ- будет способствовать эффективная реали-ходимости принятия дополнительных зация указов Президента и национальных комплексных мер по интенсификации ре- программ Правительства РФ. гионального развития, чему, безусловно,
Библиографический список
1. Послание Президента Федеральному Собранию от 01.03.2018. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/. (дата обращения: 15.03.2019).
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204. [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/. (дата обращения: 15.03.2019).
3. Послание Президента Федеральному Собранию от 20.02.2019. [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/. (дата обращения: 15.03.2019).
4. Карта России по регионам [Электронный ресурс]: http://haveall.net/karta-rossii-po-regionam/. (дата обращения: 13.03.2019).
5. Даты основания городов России [Электронный ресурс]: http://www.historbook.ru/daty_gorodov.html. (дата обращения: 13.03.2019).
6. Регионы России: Тульская область [Электронный ресурс]: http://guide.travel.ru/russia/tula_region/. (дата обращения: 13.03.2019).
7. Регионы России: Ярославская область [Электронный ресурс]:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ярославская_область. (дата обращения: 13.03.2019);
8. Валовый региональный продукт [Электронный ресурс]:
http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#. (дата обращения: 15.03.2019).
9. Оценка валового регионального продукта Ярославской области [Электронный ресурс]: http://www.duma.yar.ru/files/Infoanalit/2018/25/a1005_2.pdf. (дата обращения: 7.04.2019).
10. Объем ВРП Тульской области в 2018 году [Электронный ресурс]: http://mk.tula.ru/news/n/9682925/. (дата обращения: 7.04.2019);
11. Производство и использование валового регионального продукта Тульской области / Туластат. [Электронный ресурс]:
http://www.tulastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tulastat/resources/071ef,8004619a1b5a 1fde9edfce35b80/Краткий+ежегодник+%28сборник%29+Тульская+область+в+цифрах+201 7.pdf. (дата обращения: 15.03.2019).
12. Производство и использование валового регионального продукта Ярославской области / Ярстат. [Электронный ресурс] http://yar.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/yar/resources/3b8fc580488a0ddaa57af5f7eaa5adf2/ Ярославская+область+в+цифрах+2018г.pdf. (дата обращения: 15.03.2019).
13. О бюджете Тульской и Ярославской областей [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document (дата обращения: 15.03.2019).
14. Министерство Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/subdbt/2017/. (дата обращения: 21.03.2019).
15. Об утверждении бюджетного прогноза Тульской области на 2017-2028 годы постановление Правительства Тульской области от 02.02.2017 № 35. [Электронный ресурс]:
йк^/С :/Documents%20and%20Settings/Admin/Мои%20документьI/Downloads/71002017 02060007.pdf. (дата обращения: 24.03.2019).
16. Об утверждении Бюджетного прогноза Ярославской области на долгосрочный период (на 2016 - 2027 годы) постановление Ярославской области от 12.02.2016 № 139-П (ред. от 28.02.2019). [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/432893277. (дата обращения: 24.03.2019).
17. Балашев Н.Б., Хиневич Д.Ю. К вопросу оценки эффективности бюджетных расходов на современном этапе // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 2-1. С. 355-359.
18. Балашев Н.Б., Хиневич Д.Ю., Нурмухаметов Р.К. Проблемы контроля расходования средств бюджета // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2016. № 1. С. 14-15.
19. Консолидированные бюджеты субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Информация официального сайта Федерального казначейства: [Электронный ресурс]:
http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/.
20. Балашев Н.Б., Кузнецова Е.А. Развитие упрощенной системы налогообложения в Тульской области. Вестник Тульского филиала Финуниверситета. - 2015. - №1. С. 21-23.
21. Сравнительные характеристики субъектов Центрального федерального округа. Тульский статистический ежегодник 2017. [Электронный ресурс]:
http://www.tulastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tulastat/ru/publications/official_public ations/electronic_versions/ (дата обращения: 23.03.2019).
22. О создании на территории муниципального образования Узловский район Тульской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Постановление Правительства РФ от 14.04.2016 №302. [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196813/. (дата обращения: 23.03.2019).
23. Особая экономическая зона УЗЛОВАЯ [Электронный ресурс]: http://www.uzlovaya.ru/#main. (дата обращения: 23.03.2019).
24. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской
Федерации. Федер. закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ (ред. от 27.12.2018). [Электронный ресурс]:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/. (дата обращения: 23.03.2019).
25. Территории опережающего социально-экономического развития [Электронный ресурс]: http://www.yarregion.ru/depts/der/Pages/TOSER.aspx. (дата обращения: 24.03.2019).
26. Уровень инфляции в РФ. Инфляционные калькуляторы. [Электронный ресурс]: уровень-инфляции.рф/инфляционные_калькуляторы.aspx.
THE IMPACT OF BUDGET FUNDING FOR THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS ON THE EXAMPLE OF TULA AND YAROSLAVL REGIONSN
N.B. Balashev, candidate of technique science, senior lecturer K.S. Ashurkova, student
Financial university under the Government of the Russian Federation (Tula branch) (Russia, Tula)
Abstract. The article deals with the interdependence of regional Finance and gross regional product on the example of Tula and Yaroslavl regions at the present stage. The structure and dynamics of regional economic sectors development for the period 2008 to 2018 are analyzed. The state of regional budgets for this period and the prospects for accelerated growth of the regional economy are considered. The data on the activities contributing to the increase of investment attractiveness of the regions are given.
Keywords: gross regional product, branch structure, growth rates of indicators, level and dynamics of resources, structure of expenses, investment attractiveness.