Научная статья на тему 'Анализ формирования и исполнения бюджета московсой области на современном этапе'

Анализ формирования и исполнения бюджета московсой области на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1586
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
доходы / расходы / бюджет / бюджетная система / валовой региональный продукт / дефицит / профицит. / revenues / expenditures / budget / budget system / gross regional product / deficit / surplus.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С. М. Кочеткова

В статье рассматривается структура доходов и расходов регионального бюджета Московской области, приводится динамика и основные тенденции поступлений и отчислений данного бюджета, анализ основных экономических показателей, темпы роста абсолютных значений, роль Московской области в бюджетной системе Российской Федерации, положение региона в межбюджетных отношениях, кроме того, представлены некоторые характеристики Московской области в демографическом отношении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FORMATION AND EXECUTION THE BUDGET OF THE MOSCOW REGION AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the structure of income and expenditure of the regional budget of the Moscow region, the dynamics and main trends of revenues and allocations of the budget, the analysis of the main economic indicators, the growth rate of absolute values, the role of the Moscow region in the budget system of the Russian Federation, the position of the region in inter-budgetary relations, in addition, presents some characteristics of the Moscow region in demographic terms.

Текст научной работы на тему «Анализ формирования и исполнения бюджета московсой области на современном этапе»

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА МОСКОВСОЙ ОБЛАСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

С.М. Кочеткова, студент

Тульский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

(Россия, г. Тула)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10845

Аннотация. В статье рассматривается структура доходов и расходов регионального бюджета Московской области, приводится динамика и основные тенденции поступлений и отчислений данного бюджета, анализ основных экономических показателей, темпы роста абсолютных значений, роль Московской области в бюджетной системе Российской Федерации, положение региона в межбюджетных отношениях, кроме того, представлены некоторые характеристики Московской области в демографическом отношении.

Ключевые слова: доходы, расходы, бюджет, бюджетная система, валовой региональный продукт, дефицит, профицит.

Региональные бюджеты РФ имеют большое значение для целостности функционирования бюджетной системы страны, в перечень их компетенций входит огромное количество важных вопросов, напрямую влияющих на благосостояние и качество жизни населения. Следовательно, бюджеты субъектов РФ нуждаются в должном внимании, а также в анализе прошлых статистических данных и проблемных вопросов, не решенных финансовыми программами прошлых периодов. Такой анализ проведем на примере бюджета Московской области, как одного из самых перспективных регионов нашего государства.

Площадь Московской области составляет 44300 км2. Согласно статистическому сборнику регион занимает 2-е место по численности населения (7,6 млн. человек на 01.01.2019). Валовый региональный продукт (ВРП) Московской области по итогам 2017 года составляет 3,8 трлн рублей, тем самым занимая лидирующую по-

зицию среди остальных субъектов РФ и 3-е место в общем списке регионов по ВРП, уступая городам федерального значения -Москве и Санкт-Петербургу.

Что касается демографической обстановки исследуемого региона, то в первую очередь стоит отметить снижение рождаемости. Так, в 2016 г. рождаемость - 13,1 ребенка на 1000 жителей в год, в 2017 г. -11,9 ребенка на 1000 жителей в год. Смертность при этом также снижается: в

2016 г. - 13 чел. на 1000 жителей в год, в

2017 г. - 12,3 чел. на 1000 жителей в год. Однако, за последние пять лет численность населения Московской области значительно возрастает, так, например, в 2014 г. она составляла 7 133 620 человек, в 2017 г. - 7 423 470 человек, в 2018 г. -7 503 385 человек. Демографический рост превысил отметку 79,9 тыс. человек в год. Плотность населения - 144,7 человека на 1 км . Это объясняется дополнительным притоком граждан в этот регион [1].

Рис. 1. Динамика структуры производства валового регионального продукта по видам экономической деятельности 2014-2016 гг. [2]

Фундаментальными отраслями экономики Московского региона являются: промышленность (12,0% ВРП), торговля (28,6% ВРП), а также деятельность, связанная с предоставлением деловых и финансовых услуг, включая научно-исследовательские, опытно-

конструкторские работы и ГГ-услуги (27,4% ВРП) (рис. 1).

В период с 2014 г. доля занятых в промышленности Московской области сокращается, но растет доля занятых в сфере услуг, что вполне соответствует мировым тенденциям информационного пути развития городов.

В промышленном секторе Московской области преобладающие позиции традиционно занимают предприятия тяжелых отраслей, важнейшими из которых явля-

ются отрасли машиностроения, легкой и химической промышленности, а также производства стройматериалов, они приносят региону более 2/3 всей производимой продукции. Кроме того, на территории Московской области активно ведется добыча различных природных ископаемых, таких как: торф, фосфориты, нерудные стройматериалы. Наряду с промышленной индустрией, в районах, прилегающих к Москве, не плохо развивается и сельскохозяйственная сфера, где можно выделить животноводство (молочное и молочно-мясное скотоводство, свиноводство, птицеводство), растениеводство (зерновое хозяйство, овощеводство, производство кормов). В Московской области также сосредоточены крупнейшие научные центры страны [3].

4500000 4000000 3500000 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0

3662299,8 3802953,2

3180924,6

2357081,9

2545951,5

2742886,1

2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г.

■ Валовый региональный продукт (в текущих ценах), млн. руб.

2017г.

Рис. 2. Динамика валового регионального продукта Московской области за 2012-2017 гг. в текущих ценах [4]

Анализ динамики ВРП за период с 2012 по 2016 гг. следует разбить на два временных интервала: с 2012 г. - 2014 г. и 2014 г. - по 2016 г. В первом промежутке наблюдается сравнительно низкий прирост ВРП: в пределах 107-108%. Второй же интервал

характеризуется более высокими темпами прироста: около 112-116% (рис. 2).

Если представить те же характеристики в долларовом эквиваленте, ситуация будет иметь совершенно иной вид.

1QQQQQ 8QQQQ 6QQQQ 4QQQQ 2QQQQ Q

75814,79

79935,68

71392,14

52180,52 54636,73

65174,86

I I

2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г.

■ Валовый региональный продукт, млн. долл.

2017г.

Рис. 3. Динамика валового регионального продукта Московской области за 2012-2016 гг. в

долларовом эквиваленте

Так, до 2013 года наблюдается прирост ВРП, а в последующие периоды, вплоть до

2016 года показатели идут на спад. Это объясняется резким падением курса рубля в 2014-2015 гг. Но, благодаря стабилизации нефтяных котировок, по итогам 2016 года рубль смог укрепиться к доллару, и в

2017 г. кривая ВРП Московской области вновь приобрела возрастающий характер.

Как и любой другой бюджет субъекта РФ, региональный бюджет Московской области входит в состав второго уровня бюджетной системы Российской Федерации, и основными параметрами для рассмотрения его эффективности, целесообразно будет принять доходные и расходные статьи.

Таблица 1. Основные параметры бюджета Московской области

(областного бюджета) 2016-2018 гг. [5]

Наименование показателя Бюджет МО 2016г. Бюджет МО 2017г. Бюджет МО 2018г.

(млрд. руб) (млрд. руб) (млрд. руб)

Доходы бюджета: 414,5 455,8 511,5

Расходы бюджета: 400,8 471,6 540,4

Дефицит бюджета 13,7 -15,8 -28,9

В 2018 г. доходы бюджета Московской области составили объем порядка 511,5 млрд. руб., с учетом роста практически на 97 млрд. руб. (+23%) относительно предыдущего 2017 г. Для расходов бюджета характерен опережающий рост на 139,6 млрд. руб. (ориентировочно +35%) относительно 2017 г. При этом, дефицит областного бюджета имеет тенденцию к увеличению, с 2016 по 2018 год он вырос в три раза.

Доходы бюджета Московской области в основном формируются за счет налога на

доходы физических лиц, налога на прибыль организации. А расходы формируются в соответствии с государственными программами Московской области, так как бюджет является программным.

В 2018 году консолидированный бюджет РФ был исполнен с профицитом: превышение доходов над расходами составило 2,7% ВРП, в 2017 г. дефицит бюджета составлял 1,4% ВРП. В разрезе регионов ситуация такова: 27 из них смогли перейти с дефицитного исполнения бюджетов на профицитное, 11 снизили уровень дефици-

та и лишь у трех регионов по итогам года дефицит бюджета увеличился, среди которых, как раз оказалась Московская область [6]. К причинам дефицитного показателя бюджета Московской области 2018 г. можно отнести приоритет социальной сферы в области основных расходов, так как бюджет должен обеспечивать все социальные обязательства.

На сегодняшний момент весьма актуальной является проблема влияния бюджетных финансов на экономический рост региона [7]. При этом в Московской области практически нет запасов полезных ископаемых, которые являются основой экономического развития страны в целом, то есть рост достигается за счет других факторов, а именно инвестиций.

За 2018 год объем инвестиций в основной капитал в Московской области вырос почти на 23%, сейчас это почти 900 млрд. руб., а в 2016 году было всего 600 млрд. За два года регион поднялся с 21 -го на 9-е

место в Национальном инвестиционном рейтинге субъектов России. Важное звено составляют вложения в инфраструктуры и особые меры поддержки, имеющие социальную направленность - это долгосрочные бюджетные инвестиции, которые окупаются и идут на пользу не только инвестиционному климату в регионе, но и имеют заметный экономический эффект для федерального бюджета.

Московская область является активным регионом - «донором», то есть регионом, который отчисляет в бюджет больше денежных средств, чем из него получает [8]. Так, например, в 2018 году налоговые поступления Московской области составили 920,08 млрд. руб., из которых лишь 560,37 млрд. руб. (практически 61%) остались в ведении субъекта, (остальная часть денежных средств (39%) была направлена в федеральный бюджет для последующей выплаты дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (рис. 3).

Рис. 3. Структура налоговых поступлений Московской области по уровням бюджета РФ за 2016-218 гг. [9]

В сравнении с предыдущими периодами можно наблюдать рост общих показателей и, соответственно, рост поступлений по всем уровням бюджета РФ: по федеральному уровню за период 2016-2018 гг. объем поступлений увеличился на 27%, по уровню бюджета субъекта РФ - на 24%.

В целом по доходам за 2016-2018 годах отмечается изменение динамики от снижения в 2016-2017 годах к росту в 2018 году: в 2016 году исполнение составило 97,7% или на 2,3% ниже утверждённого бюджета, в 2017 году - 99,4% или на 0,6% ниже утверждённого бюджета, при этом за

2018 год отмечается превышение плановых назначений на 2,3%. По отдельным видам статей (например: государственная пошлина, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и т.д.) плановые значения были перевыполнены, в связи с корректировками по их фактическому поступлению. В свою очередь, были и непредусмотренные бюджетом поступления по шести видам платежей на общую сумму 8761 тыс. рублей, из них преимущественно за размещение твёрдых коммунальных отходов и пользование недрами на территории РФ.

Исполнение бюджета Московской области в 2018 году происходило в условиях роста основных показателей социально-экономического развития Московской области и небольшого роста инфляции в пределах 4,3%.

Рост расходов бюджета наблюдался по следующим позициям (в сравнении с 2017 г.):

- промышленное производство -110,2%;

- инвестиции в основной капитал -122,7%;

- строительные работы - 118,2%;

- оборот розничной торговли - 108,2%;

- оборот оптовой торговли - 103,2%;

- платные услуги населению - 100,8%. В общей сложности на протяжении трёх

лет 2016-2018 гг. уровень исполнения бюджета Московской области по расходам остается практически на одном уровне: в 2018 году - 89,9%, в 2017 году - 86,0%, в 2016 году - 86,6%.

•Исполнено за период (млрд. руб.) > Закон о годовом бюджете (млрд. руб.)

Рис. 4. Информация по расходам бюджета Московской области в разрезе отчетных периодов 2018 года [10]

Наибольшая доля кассовых расходов (почти 61%) выпадает на IV квартал 2018 года, что свидетельствует о недостатках равномерности планирования и исполнения бюджета и сложностях процедуры оформления бюджетных расходов [11]. Если давать оценку годовых расходов в разрезе направлений деятельности, то она будет включать в себя следующие категории (в процентном соотношении относительно общего количества расходов):

- «Иные бюджетные ассигнования» -58,5%;

- «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» - 57,6%;

- «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» - 48,8%;

- «Межбюджетные трансферты» -39,5%;

- «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям» - 37,4%.

Таким образом, в последние годы, исполнение бюджета Московской области характеризуется тенденциями, когда в течение одиннадцати месяцев финансового (отчетного) года «сдерживается» исполнение расходной части бюджета, а на заключительном этапе расходные обязательства стремительно наращиваются.

Доля расходов, предусмотренных Законом о бюджете Московской области на 2018 год, на реализацию государственных программ Московской области составила 97,7% или 584,5 млрд. рублей (в 2017 году - 97,2% или 532,9 млрд. рублей). Внесение изменений в государственные программы Московской области в части объёмов финансирования сопровождалось увеличением количества показателей и их значений.

Кроме того, в 2018 году увеличился объём дебиторской задолженности Мос-

ковской области на 16,4 млрд. рублей

(28.

и составил на 1 января 2019 года

73,3 млрд. рублей. При этом просроченная дебиторская задолженность сократилась на 3,3 млрд. рублей или на 8,7% и составила 34,7 млрд. рублей. Значительный объем дебиторской задолженности сложился исходя из просроченной задолженности по расчётам с плательщиками налоговых доходов, и расчётов по выданным авансам, в том числе объёмом непогашенной дебиторской задолженности, образовавшейся на начало отчётного финансового года в связи с а авансированием государственных контрактов, заключённых в прошлые годы.

Объём кредиторской задолженности за 2018 год также увеличился - на 3,3 млрд. рублей или на 7,7% и составил 45,8 млрд. рублей, из которых значительную долю, а именно 96,6% или 44,2 млрд. рублей составляют расчёты по доходам, в том числе, с плательщиками налоговых доходов. Как и в предыдущие финансовые годы, решающими причинами образования задолженности приходятся проведение конкурсных процедур в заключительном квартале, и последующее неисполнение

обязательств по государственным контрактам и перенос сроков на следующий период.

Таким образом, исполнение бюджета Московской области в 2018 году происходило в условиях роста основных социально-экономических показателей развития. В основном наблюдается превышение прогнозных макроэкономических значений, примененных при формировании проекта бюджета. Тем не менее, несмотря на постепенный рост доходов, и сокращения расходной части, отклонение бюджета Московской области от дефицитного значения в 2019 году не прогнозируется. Можно отметить низкую эффективность использования денежных средств, что не позволяет исполнить имеющиеся проблемы в полной мере и потребует дополнительного анализа и применения математических методов обработки показателей эффективности [12]. Наиболее приоритетным вопросом в исполнения бюджета Московской области 2018г. являлся вопрос собираемости налогов. Решение данной проблемы позволит сократить дефицит московского бюджета и стимулировать

рост поступлений в будущих периодах.

Библиографический список

1. Московская область - статистика по региону [Электронный ресурс]: https://russia.duck.consulting/regions/50#collapse511390 (Дата обращения 17.06.2019 г.)

2. «Бюджет для граждан» на основании принятого закона Московской области «О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» [Электронный ресурс]: https://budget.mosreg.ru/download/Byudj et_dlya_grajdan(2)/BdG-2016-po-zakony.pdf (Дата обращения 17.06.2019 г.)

3. Московская область - экономика региона [Электронный ресурс]: http://www.moskvaobl.ru/eco/ (Дата обращения 17.06.2019 г.)

4. Валовый региональный продукт по субъектам РФ в 1998-2017 гг. [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#_(Дата

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обращения 17.06.2019 г.)

5. Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов [Электронный ресурс]: http://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannye-byudzhety-subektov/ (Дата обращения 17.06.2019 г.)

6. Аналитическое кредитно рейтинговое агентство; Итоги исполнения бюджетов российских регионов в 2018 году [Электронный ресурс]: https://www.acra-ratings.ru/research/1103 (Дата обращения 17.06.2019 г.)

7. Балашев Н.Б., Ашуркова К.С. Влияние бюджетного финансирования на экономическое развитие регионов на примере Тульской и Ярославской областей. Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-1. С. 28-36.

8. Балашев Н.Б., Шлотгауер Е.А. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2019. С. 28-30.

9. Налоговая аналитика. Поступления по субъекту РФ: Московская область [Электронный ресурс]: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm#ru-RU (Дата обращения 17.06.2019 г.)

10. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Московской области за 2018 год [Электронный ресурс]: http://www.mosoblduma.ru/upload/site1/document_file/Zaklyuchenie_KSP_MO_po_vneshney_ proverke_godovogo_otcheta_za_2018_g.pdf (Дата обращения 17.06.2019г.)

11. Балашев Н.Б., Хиневич Д.Ю., Нурмухаметов Р.К. Проблемы контроля расходования средств бюджета // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2016. № 1. С. 14-15.

12. Балашев Н.Б., Хиневич Д.Ю. К вопросу оценки эффективности бюджетных расходов на современном этапе // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. № 2-1. С. 355-359.

ANALYSIS OF FORMATION AND EXECUTION THE BUDGET OF THE MOSCOW

REGION AT THE PRESENT STAGE

S.M. Kochetkova, student

Financial university under the Government of the Russian Federation (Tula branch) (Russia, Tula)

Abstract. The article deals with the structure of income and expenditure of the regional budget of the Moscow region, the dynamics and main trends of revenues and allocations of the budget, the analysis of the main economic indicators, the growth rate of absolute values, the role of the Moscow region in the budget system of the Russian Federation, the position of the region in inter-budgetary relations, in addition, presents some characteristics of the Moscow region in demographic terms.

Keywords: revenues, expenditures, budget, budget system, gross regional product, deficit, surplus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.