Научная статья на тему 'Влияние бюджетно-налоговой политики на экономическое развитие страны'

Влияние бюджетно-налоговой политики на экономическое развитие страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2244
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богачева А.М., Леонидова А.И.

Данная работа посвящена бюджетно-налоговой политики Российской Федерации. Выявляется ее влияние на экономическое развитие нашей страны. Проводится анализ налоговой составляющей и социальной направленности бюджетно-налоговой политики РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние бюджетно-налоговой политики на экономическое развитие страны»

Секция «Актуальные проблемы экономической теории и регионалистика »

- несбалансированная федеральная политика и отсутствие развитой комплексной концепции СЭЗ в Российской Федерации;

- низкий уровень компетенции местных властей;

- слабое развитие инфраструктуры и коммуникационных систем.

Например, единственные работоспособные СЭЗ РФ, такие как «Находка» в Приморском крае и «Янтарь» в Калининградской области не смогли реализовать ни одной из поставленных перед ними задач, ни по обеспечению занятости населения, ни по развитию наукоемких, импортозамещающих производств [3]. Совокупность всех этих факторов создало миф о том, что в Российской Федерации невозможно создать СЭЗ стандартного типа, и даже в случае если СЭЗ будет создана, то получится лишь внутренний оффшор, где экономические субъекты могут только уклоняться от уплаты налогов и как следствие, будут игнорировать возможности для инвестиций в национальную экономику [4].

Но вряд ли стоит полностью отказываться от практики создания СЭЗ в будущем. При грамотной политике и учете специфики менталитета локальных экономических субъектов, деятельность СЭЗ может способствовать ускорению научно-технологического прогресса и росту выпуска наукоемкой продукции. При этом нельзя рассматривать СЭЗ как панацею для оздоровления экономики государства в

целом, в подавляющем большинстве случаев подобные образования могут успешно решать лишь локальные задачи. Для этого в государстве должна быть разработана безкомпромисная правовая основа, так как неконтролируемый процесс создания СЭЗ сможет нарушить баланс между регионами государства, что особенно опасно для такого крупного федеративного образования, как РФ. Поэтому необходимо принятие рамочного федерального закона «О свободных экономических зонах», который бы четко определял полномочия федеральных властей и законодательных органов в отношении контроля над деятельностью СЭЗ для их реального применения в экономике государства.

Библиографические ссылки

1. Российские особые экономические зоны. URL: http://www.rosez.ru/

2. «Шэньчжэнь» - специальная экономическая зона Китая // http://www.sztj.com/

3. О локальных свободных экономических зонах в Калининградской области : закон Калининградской области от 9.10.97 г. № 11-47.

4. Дедул А. Свободные экономические зоны России: миф и реальность // Инвестиции в России. 1999. № 7.

© Блинников Е. Б., Леонидова А. И., 2010

УДК 330.565.012.23

А. М. Богачева Научный руководитель - А. И. Леонидова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ СТРАНЫ

Данная работа посвящена бюджетно-налоговой политики Российской Федерации. Выявляется ее влияние на экономическое развитие нашей страны. Проводится анализ налоговой составляющей и социальной направленности бюджетно-налоговой политики РФ.

Бюджетно-налоговая политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики и экономическое развитие страны. В настоящее время острой стала проблема эффективности и социальной направленности бюджетно-налоговой политики Российской Федерации, взаимоотношения ее структурных частей (налогов (доходов) и расходов).

Бюджетное и налоговое регулирование являются неотделимыми компонентами сферы интересов государства в области экономического развития страны. Из данных официального сайта ФСН России видно, что бюджет РФ получает огромные денежные средства путем налогооблажения. Например, в 2008 году было получено 8 455,70 млрд рублей, что составило практически 75 % всего государственного бюджета.

Что же касается динамики налоговых поступлений в государственную казну, то в период 20032008 гг. наблюдалась явная тенденция повышения общей величины средств полученных от налогов. Доля прямых налогов увеличивалась, косвенных -сокращалась. Например, налог на прибыль организаций за период 2003-2008 год увеличился на 10,7 %, налог на прибыль физических лиц вырос на 9,5 %, а НДС сократился практически в 2 раза, акцизы уменьшились более чем в 6 раз [1].

Данная тенденция является положительной, так как прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности населения. Их увеличение демонстрирует повышение уровня дохода населения, его платежеспособности, а значит и об улучшении степени экономического развития страны. Косвенные же налоги переносятся на конечного потребителя, и

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

их уменьшение означает, что граждане данной страны будут меньше переплачивать за нужный им товар [2].

Таким образом, в связи с такой зависимостью бюджетно-налоговой политики от налогов, в данном разделе следует напомнить о рисках налоговой политики и ее обязательном критерии: гибкости налоговой системы.

Налоги могут вводиться или отменяться только на основе законов, поэтому установление новых налогов - это длительный процесс. Его можно условно разделить на ряд этапов, так называемые лаги (периоды запаздывания) налоговой политики:

1. Законодательный лаг - период разработки законопроекта о введении налога, его принятие [2].

2. Исполнительный лаг - начинается с момента принятия соответствующего закона и связан с необходимостью организации взимания налога [2].

3. Финансовый лаг - период с момента введения нового налога до реального перечисления денег в бюджет [2].

4. Контрольный лаг - период, когда после внесения всех обязательных платежей налоговой службой проводится проверка правильности их исчисления, определяется сумма недоимок, корректируется прогноз налоговых поступлений на следующий период [2].

Наличие временных лагов препятствует использованию налоговой политики как инструмента сглаживания экономических циклов. Их продолжительность очень трудно прогнозировать (хотя при-

Из данных таблицы стоит отметить, что США признает социальную политику в качестве важной сферы ответственности законодателей и государства, что, к сожалению не свойственно России.

Следовательно, из выше сказанного можно сделать вывод, что наша бюджетно-налоговая политика не является социально направленной и не способствует в полной мере экономическому развитию России.

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт ФСН РФ. URL: http://www.nalog.ru/index.php?topic=budjet.

мерно, продолжительность налоговых лагов равна 1,5 года), а значит нельзя точно определить, какую стадию экономического цикла придется введение нового налога.

Другая трудность применения налогов рациональные ожидания. Заявление о планируемом введении новых или увеличении существующих налогов побуждает плательщиков искать способы снижения налогового бремени [2].

Всем известно, что также, одним из наиболее существенных показателей уровня экономического развития является уровень жизни граждан данной нам страны.

Для того, чтобы уровень жизни населения повышался необходимо, чтобы бюджетно-налоговая политика страны была социально направленной. Это позволит постоянно стимулировать граждан с хорошим достатком к повышению их уровня благосостояния, а группам людей, которым необходима государственная финансовая поддержка, обеспечить эту поддержку. Так является ли бюджетно-налоговая политика РФ социально направленной?

Отвечая на выше поставленный вопрос, я не могу не согласиться с А. Дейкиным в том, что современный российский бюджет, развивающийся пока в «либеральном» направлении, ставит более узкие задачи, чем бюджет США. Социальная и стимулирующая составляющие которого, на много выше, хотя доля российского бюджета в ВВП скорее превышает американскую [3] (см. таблицу).

2. Сайт информационно-аналитического комплекса «Бюджетная система РФ». «Универсальная информационная система РОССИЯ» как предметно-ориентированная база для исследований и учебных программ в области бюджетной сферы. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Education/distant/ publfi-

nance_2003_/publfinance_2003_06_/publfinance_2003 _06_000.htm.

3. Сенчагов В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста //Вопросы экономики. 2008. № 5. С. 65-80.

© Богачева А. М., Леонидова А. И., 2010

Сравнительная таблица социальной направленности бюджетов США и России

Страна Всего доходов КБ из них Оборона, общественный порядок и оборона ЖКХ Здравоохранение Отдых, культура и религия Образование Социальная защита

Россия млрд 5 429,9 890,5 401,81 689,59 119,45 662,44 1 411,77

в % 100 16,4 7,4 12,7 2,2 12,2 26

США млрд 3 724 644,25 70,75 785,76 33,51 629,35 692,66

в % 100 17,3 1,9 21,1 0,9 16,9 18,6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.