Научная статья на тему 'Свободные экономические зоны: сущность, возможности'

Свободные экономические зоны: сущность, возможности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3005
424
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блинников Е.Б., Леонидова А.И.

Свободная экономическая зона как особый вид экономического образования прочно вошла в мировую экономику. Свободные экономические зоны создаются для привлечения инвестиций и для обеспечения технологически-промышленного роста, а в депрессивных регионах, чтобы подтянуть их к стабильно-развивающимся уровню.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свободные экономические зоны: сущность, возможности»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

тивно использовать эффективные механизмы господдержки производителей.

Возможности «диверсификационной» модели развития российской экономики весьма ограничены. В высокотехнологичных отраслях мировой экономики доминируют ТНК, в трудоемких же отраслях с

традиционной технологией Россия не может конкурировать с Китаем и Индией, располагающими огромными ресурсами дешевой рабочей силы.

© Батурина Э. А., Цветцых А. В., 2010

УДК 330.101.541

Е. Б. Блинников Научный руководитель - А. И. Леонидова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: СУЩНОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТИ

Свободная экономическая зона как особый вид экономического образования прочно вошла в мировую экономику. Свободные экономические зоны создаются для привлечения инвестиций и для обеспечения технологически-промышленного роста, а в депрессивных регионах, чтобы подтянуть их к стабильно-развивающимся уровню.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) одновременно выполняет множество социально-экономических и научно-технологических целей, которые желает материализовать государство-создатель благодаря СЭЗ. В основном возможности СЭЗ можно разделить на следующее:

1. Экономические преимущества:

- более глубокое включение национального рынка в мировую экономическую систему, которое предпологает привлечение инвестиций для развития высокорентабельной производственной и коммерческой деятельности;

- использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;

- увеличение итоговых налоговых поступлений в государственный бюджет страны в которой и была создана СЭЗ.

2. Социальные задачи, решаемые при создании СЭЗ:

- комплексное развитие депрессивного региона включающее увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;

- обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных и управленческих кадров;

- насыщение рынка высококачественными товарами.

3. Научно-технологических цели, реализуемые с применением СЭЗ подразделяются:

- использование новейших технологий и инновационных форм менеджемента;

- привлечение опыта и достижений международных научно-исследовательских институтов [1].

Все эти и другие цели организации СЭЗ могут быть реализованы только при целой системе условий, создаваемых для инвесторов заинтересованным государством. В этом плане можно назвать наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

- наличие хорошо разработанной и прозрачной законодательной базы, гарантирующей права и

стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;

- благоприятная экономическая конъюнктура и наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);

- благоприятная природно-географическая среда;

- политическая стабильность, создающая общий благоприятный инвестиционный климат.

Проблема создания СЭЗ состоит в том, что результаты вышеуказанного эксперимента зачастую разительно отличаются. Например, в Китае, где с начала 1978 года в 14 городах были образованы зоны экономического развития, и объем инвестиций в каждую из этих зон составлял от 1 до 2 млрд долл., с ежегодным ростом привлечения новых инвестиций до 70 %. И уже в 2009 г. инвестиции в ведущую СЭЗ Китая «Шэньчжэнь» достигли 34 млрд долл. А вот в Украине, где с 1992 г. было создано 11 СЭЗ и 9 территорий приоритетного развития, не произошло ни роста инвестиций, ни развития производства, а лишь реализовались внутренние оффшоры, где, практически нарушая законы государства, компании осуществляли уход от налогов. И аналогичная ситуация произошла и с СЭЗ в Российской Федерации [2].

Можно связать неактивное развитие СЭЗ РФ в 90-х годах с рядом объективных причин, главные из которых являются:

- нестабильность политической, экономической и правовой среды в государстве;

- нестабильное состояние российской экономики и финансовой системы в период кризиса 90-х годов;

- отсутствие государственных либо квалифицированных коммерческих структур, готовых принять крупные инвестицеонные кредиты и гарантировать их возвращение, как на региональном так и на федеральном уровнях, а также не были решены вопросы с гарантиями для крупных кредитных линий, в частности, отсутствовало соответствующее залоговое законодательство;

Секция «Актуальные проблемы экономической теории и регионалистика »

- несбалансированная федеральная политика и отсутствие развитой комплексной концепции СЭЗ в Российской Федерации;

- низкий уровень компетенции местных властей;

- слабое развитие инфраструктуры и коммуникационных систем.

Например, единственные работоспособные СЭЗ РФ, такие как «Находка» в Приморском крае и «Янтарь» в Калининградской области не смогли реализовать ни одной из поставленных перед ними задач, ни по обеспечению занятости населения, ни по развитию наукоемких, импортозамещающих производств [3]. Совокупность всех этих факторов создало миф о том, что в Российской Федерации невозможно создать СЭЗ стандартного типа, и даже в случае если СЭЗ будет создана, то получится лишь внутренний оффшор, где экономические субъекты могут только уклоняться от уплаты налогов и как следствие, будут игнорировать возможности для инвестиций в национальную экономику [4].

Но вряд ли стоит полностью отказываться от практики создания СЭЗ в будущем. При грамотной политике и учете специфики менталитета локальных экономических субъектов, деятельность СЭЗ может способствовать ускорению научно-технологического прогресса и росту выпуска наукоемкой продукции. При этом нельзя рассматривать СЭЗ как панацею для оздоровления экономики государства в

целом, в подавляющем большинстве случаев подобные образования могут успешно решать лишь локальные задачи. Для этого в государстве должна быть разработана безкомпромисная правовая основа, так как неконтролируемый процесс создания СЭЗ сможет нарушить баланс между регионами государства, что особенно опасно для такого крупного федеративного образования, как РФ. Поэтому необходимо принятие рамочного федерального закона «О свободных экономических зонах», который бы четко определял полномочия федеральных властей и законодательных органов в отношении контроля над деятельностью СЭЗ для их реального применения в экономике государства.

Библиографические ссылки

1. Российские особые экономические зоны. URL: http://www.rosez.ru/

2. «Шэньчжэнь» - специальная экономическая зона Китая // http://www.sztj.com/

3. О локальных свободных экономических зонах в Калининградской области : закон Калининградской области от 9.10.97 г. № 11-47.

4. Дедул А. Свободные экономические зоны России: миф и реальность // Инвестиции в России. 1999. № 7.

© Блинников Е. Б., Леонидова А. И., 2010

УДК 330.565.012.23

А. М. Богачева Научный руководитель - А. И. Леонидова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВЛИЯНИЕ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ СТРАНЫ

Данная работа посвящена бюджетно-налоговой политики Российской Федерации. Выявляется ее влияние на экономическое развитие нашей страны. Проводится анализ налоговой составляющей и социальной направленности бюджетно-налоговой политики РФ.

Бюджетно-налоговая политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики и экономическое развитие страны. В настоящее время острой стала проблема эффективности и социальной направленности бюджетно-налоговой политики Российской Федерации, взаимоотношения ее структурных частей (налогов (доходов) и расходов).

Бюджетное и налоговое регулирование являются неотделимыми компонентами сферы интересов государства в области экономического развития страны. Из данных официального сайта ФСН России видно, что бюджет РФ получает огромные денежные средства путем налогооблажения. Например, в 2008 году было получено 8 455,70 млрд рублей, что составило практически 75 % всего государственного бюджета.

Что же касается динамики налоговых поступлений в государственную казну, то в период 20032008 гг. наблюдалась явная тенденция повышения общей величины средств полученных от налогов. Доля прямых налогов увеличивалась, косвенных -сокращалась. Например, налог на прибыль организаций за период 2003-2008 год увеличился на 10,7 %, налог на прибыль физических лиц вырос на 9,5 %, а НДС сократился практически в 2 раза, акцизы уменьшились более чем в 6 раз [1].

Данная тенденция является положительной, так как прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности населения. Их увеличение демонстрирует повышение уровня дохода населения, его платежеспособности, а значит и об улучшении степени экономического развития страны. Косвенные же налоги переносятся на конечного потребителя, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.