2. Мерсиянова, И.В. Территориальное общественное самоуправление как форма общественного участия [Текст] / И.В. Мерсиянова // Вопросы государственного и муниципального управления. -2010. - № 3. - С. 149-168.
3. Полищук Л., Меняшев Р. Миф о социальном капитале // URL: http://www.forbes.ru/-column/54307-mLf-o-sotsialnom-kapitale-rossii
УДК 130.2
Апостолиди Е.В. студент 2 курса лечебный факультет Феоктистова А. Д. студент 2 курса лечебный факультет СГМУВ.И. Разумовского Россия, г. Саратов
ВЛИЯНИЕ БУДДИЗМА НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ИНДИИ
Аннотация:
Статья посвящена анализу влияния буддизма на культуру востока, в особенности на Индию. Оно проявлялось в возведении храмов, садов, различных архитектурных строений. Под его воздействием развивалось искусство скульптуры. Буддизм принес с собой индийскую литературную традицию - пояснять смысл высказывания на конкретных примерах, с помощью кратких историй - притч. Данные истории помогали получить правильный, с точки зрения буддизма, взгляд на жизнь.
Ключевые слова: буддизм, культура, искусство, влияние, традиции.
Apostolidi E. V. the 2nd year student General Medicine Faculty V.I. Razumovskiy Saratov State Medical University Feoktistova A. D. the 2nd year student General Medicine Faculty V.I. Razumovskiy Saratov State Medical University THE INFLUENCE OF BUDDHISM ON THE DEVELOPMENT OF
INDIAN CULTURE
The article is devoted to the analysis of the influence of Buddhism on the culture of the East, especially India.. It was manifested in the construction of temples, gardens, various architectural buildings. Under his influence, the art of sculpture developed. Buddhism has brought with it to the Indian literary tradition to explain the meaning of statements on specific examples with the help of short stories - parables. These stories helped to get the right view from the point of view of Buddhism.
Key words: Buddhism, culture, art, influence, traditions
Буддизм оказал глубокое влияние на становление принципов традиционной восточной культуры. Прежде всего на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.
С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные комплексы. Строились многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийская архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.
Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана с растительным миром, с красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, столь благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями. Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа.
Развитие скульптуры проявилось прежде всего в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.
Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов -переводчиков, компиляторов, переписчиков.
Значительное влияние буддизм оказал на культуру Индии. Особое место в индийской культуре занимает архитектура. Подлинными шедеврами архитектуры Буддизма являются ступа в Санчи и Сарнатхе .
Ступа (вершина) - это трехступенчатое сооружение, в основе которого квадратный постамент, состоящее из полукруглого корпуса и зонтовидной верхней части. Согласно преданию После смерти Будды в Кушинагаре, его тело было кремировано с царскими почестями. После этого, восемь сторон, представлявших разные области Индии, потребовали отдать им священный прах Будды для воздвижения ступы, пепел был разделен на 8 частей и помещен в этих ступах. Позднее ступы строились для хранения праха почитаемых в народе духовных лиц или в часть тех или иных событий в истории буддизма.
Части ступы означают различные элементы: Основание - земля; лестница - вода, полушария - огонь; шпиль - воздух, верхушка -пространство. Ступа считается вертикальной моделью мироздания. Но
возможно и другое толкование: фундамент - омраченное состояние человека, лестница и купол - начало движения к Просветлению, шпиль -состояние бодхисатвы, постигшего Истину, верхушка - полное осознание природы Будды в себе.
Храмовые ворота ступы в Санчи (I в. до н.э.) широко известны своими рельефами, составляющими единое целое с архитектурой. На рельефах изображены не только люди, но и животные, также довольно часто встречается растительный орнамент. В разнообразии фигурных сцен поражает ощущение всепроникающей жизни и энергии, одушевляющей все формы. Любовь к природе, преклонение перед её величием и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях - основные темы индийского искусства.
В первые века нашей эры буддийское искусство Индии радикально меняется, связанно это с возникновением антропоморфного образа Будды, который становится главным предметом изображения. В это время возникают три художественных центра: Гандхара, Матхура и Амаравати.
Искусство Гандхары своим возникновением обязано завоевательным походам Александра Македонского (327 год до н.э.), благодаря которым эллинистическая культура простерлась далеко на восток и возник удивительный синтез греческого и индийского искусства, где формы были заимствованными, а содержание - буддийским. Мастера Гандхары овладевали техникой ваяния человеческого тела и одухотворенного лица; трактовка складок одеяний, завитков волос и других второстепенных деталей - совершенно греческая.
В это время происходят серьезные изменения как в самом буддизме, так и в мировоззрении небуддийской Индии. В буддизме зарождается концепция махаяны, Великой Колесницы, одним из положений которой является присутствие природы будды в каждом живом существе. В индуизме развивается учение бхакти - личное общения с божеством, не требующее пышных жертв, основанное на искреннем чувстве устремления к богу. Хоть все эти учения различны, их объединяет отсутствие грани между обычным человеком и той сущностью, которая считается высочайшей; в обоих учениях божественная сущность , как бы она ни понималась, становится гораздо ближе к человеку, чем в ранних религиозно-философских системах. Вероятно, это сближение является причиной появления антропоморфного образа Будды.
Исключительного расцвета искусство Гандхары достигло при Кушанах (1-Ш века), из которых наиболее знаменит "царь царей" Канишка (78-123 годы). При нём был созван Четвертый буддийский собор, где и оформилось учение махаяны. Царь приглашал выдающихся ваятелей и зодчих, так что искусство Гандхары достигло при нем подлинного расцвета. Именно к этому периоду относятся наиболее одухотворенные образы Будды, сочетающие классическую античную трактовку лица и самоуглубленность индийского философа.
Совершенно иным является искусство Матхуры (среднеиндийское царство, на территории которого находится современный Дели), где шло развитие чисто индийских традиций, так что и мужские и женские фигуры предстают мощными, красавицы - с пышной грудью и бедрами, мужчины (в первую очередь, Будда) - с плечами невероятной ширины. Вероятно, в Матхуре антропоморфный образ Будды сформировался даже раньше, чем в Гандхаре, но в отличие от северных образцов, матхурские скульптуры полны жизнелюбивой силы, а не возвышенной отрешенности. В образах почти нагих красавиц скульпторы нередко изображали куртизанок, щедро жертвовавших буддийской Общине.
Рельефы Амаравати (Южная Индия) отличает богатая сюжетика, их повествовательная традиция еще более богата, чем в Санчи. Сюжетные композиции Амаравати по праву считаются наивысшим достижением буддийского барельефа. В искусстве Амаравати впервые появляется изображение лежащего Будды - так передается его уход в нирвану.
Расцвет буддийского искусства Индии приходится на эпоху Гуптов (IV-V века). Знаменитым памятником этого времени считаются фрески пещерного монастыря в Аджанте. Изначально Аджанта не входила в царство Гуптов, данный факт свидетельствует о том, что гуптская культура перешагнула государственные границы, став поистине общеиндийской..
Тибетское искусство тесно связано с буддизмом. Наибольшее влияние буддизм приобрел в XV-XVI вв. В то время когда светским и духовным правителем стал Далай-лама, в Тибете были возведены многочисленные монастыри - крупные архитектурные ансамбли расположенные на склонах гор, поднимающиеся уступчатыми террасами от склона к вершине. Силуэты которых кажутся естественным продолжением горных хребтов. Плоские крыши храмов венчают золоченые бронзовые символы буддизма жалцаны -высокие цилиндрические сосуды со списками молитв внутри (знак тождества буддийской веры).
В храмах и дворцах Тибета особое место занимали произведения скульптуры и живописи, которые также неразрывно связанны с буддизмом. Изготовляли статуи и иконы в монастырях под руководством лам. Писать икону - танка считалось священнодействием: для этого выбирали благоприятные дни и часы, во время работы читали молитвы. Центральное божество окружено другими, при этом вверху изображения главное божество семейства, а внизу охранители как опора. Фигура главного божества обычно обрамлялась сценами его подвигов.
Буддизм принес с собой индийскую литературную традицию -пояснять смысл высказывания на конкретных примерах, с помощью кратких историй - притч. Данные истории помогали получить правильный, с точки зрения буддизма, взгляд на жизнь.
Тибетские буддисты используют во время медитации предметы и изображения, которые символически выражают положения буддизма. К ним относятся изображения богов, Мандала, ваджра и колокольчик, четки,
ритуальные кинжалы, молитвенные мельницы, колесо закона, ступы, изображения лотоса, колесо сансары.
Мандала - понятие многостороннее. Это философская концепция буддийской вселенной, её горизонтальная модель. Это магическая диаграмма, используемая в медитации. Или это план храма, в котором находится самый главный Будда или Бодхисаттва, и вокруг него все остальные храмы.
Колесо Закона - символическое изображение учения Будды. Это круг с восьмью радиус - спицами, символизирующими распространение учения по четырем основным и четырем промежуточным сторонам света. Является символом совершенства. Изображение колеса Закона всегда помещают над входом в храм и подле него изображение двух ланей, первых свидетелей Просветления Будды.
Итак, мы рассмотрели основные положения и ценности буддизма -самой древней религии. Буддизм оказал огромное влияние на культуру Востока.
В архитектурной культуре на рельефах изображены не только люди, но и животные, также довольно часто встречается растительный орнамент. В разнообразии фигурных сцен поражает ощущение всепроникающей жизни и энергии, одушевляющей все формы. Любовь к природе, преклонение перед её величием и изобилием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях -основные темы индийского искусства.
Искусство Гандхары своим возникновением обязано завоевательным походам Александра Македонского благодаря которым эллинистическая культура простерлась далеко на восток и возник удивительный синтез греческого и индийского искусства, где формы были заимствованными, а содержание - буддийским.
Искусство Гуптов отличается глубокой человечностью, пластическим совершенством скульптуры и монументальной архитектурой. Искусствоведы говорят о лаконической соразмерности, гармоническом равновесии всех пропорций.
Тибетская культура оказалась под наибольшим влиянием буддизма во времена Далай -лама. В храмах появлялись произведения искусства , связные с буддизмом , помогая в медитации (Мандала, Колесо Закона).
Использованные источники:
1. https: //vk.com/ away.php?to=http%3A%2F%2Fstudbooks. net%2F544766%2Fk ulturologiya%2Fvliyanie_buddizma_mirovuyu_kulturu&cc_key=
2. http: //www.landart.ru/01 -motivs/c-randhawa/01c006. htm
3. http: //www.landart.ru/01 -motivs/c-randhawa/01c006. htm
4. https://religion.wikireading.ru/81869