Научная статья на тему 'НАРОД-ЗМЕЕПОКЛОННИК НА ЗАЩИТЕ СВЯЩЕННЫХ РЕЛИКВИЙ : НАГПУР И САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ БУДДИЗМА'

НАРОД-ЗМЕЕПОКЛОННИК НА ЗАЩИТЕ СВЯЩЕННЫХ РЕЛИКВИЙ : НАГПУР И САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ БУДДИЗМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / НАГПУР / НЕПРИКАСАЕМЫЕ / ДАЛИТЫ / МАХАРЫ / БУДДА / БУДДИЗМ / НАГИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сидорова Светлана Евгеньевна

14 октября 1956 г. на огромном пустыре в городе Нагпуре Бхимрао Амбедкар, один из отцов-основателей независимой Индии, создатель индийской Конституции и социальный реформатор, принял буддизм, отрекшись от индуизма, а заодно и от своей принадлежности к неприкасаемым (далитам). Вместе с ним обряд обращения совершили несколько сот тысяч человек, став последователями нового течения древней религии, получившего название наваяна. Нагпур был не единственным городом, претендовавшим на право предоставить площадку для проведения церемонии, но именно у него обнаружилось бесспорное преимущество перед конкурентами. Статья посвящена конструированию нарратива, связавшего некогда блуждавшие по Индийскому субконтиненту буддийские реликвии, мигрировавший полумифический змееподобный народ нагов с территорией Нагпура и закрепившего за ним статус центра новой социально-религиозной традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SACRED RELICS UNDER THE PROTECTION OF NAGAS : NAGPUR AND THE GEOGRAPHY OF BUDDHISM

On October 14, 1956, on a huge vacant lot in the city of Nagpur, Bhimrao Ambedkar, one of the founding fathers of independent India, the creator of the Indian constitution and a social reformer, converted to Buddhism together with approximately 600 thousand of his followers. In this way, they renounced Hinduism and their belonging to the untouchables (dalits). Nagpur was not the only city that claimed the right to provide a site for the ceremony, but it demonstrated an undeniable advantage over competitors. The article is devoted to the construction of a narrative that connected the wandering Buddhist relics, the migrated semi-mythical serpent-like people of the Nagas with Nagpur and consolidated its status as the center of a new socio-religious tradition, which got the name of Navayana.

Текст научной работы на тему «НАРОД-ЗМЕЕПОКЛОННИК НА ЗАЩИТЕ СВЯЩЕННЫХ РЕЛИКВИЙ : НАГПУР И САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ БУДДИЗМА»

ЮЖНАЯ, ЮГО-ВОСТОЧНАЯ И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ

С.Е. СИДОРОВА*. НАРОД-ЗМЕЕПОКЛОННИК НА ЗАЩИТЕ СВЯЩЕННЫХ РЕЛИКВИИ : НАГПУР И САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ БУДДИЗМА.

Аннотация. 14 октября 1956 г. на огромном пустыре в городе Нагпуре Бхимрао Амбедкар, один из отцов-основателей независимой Индии, создатель индийской Конституции и социальный реформатор, принял буддизм, отрекшись от индуизма, а заодно и от своей принадлежности к неприкасаемым (далитам). Вместе с ним обряд обращения совершили несколько сот тысяч человек, став последователями нового течения древней религии, получившего название наваяна. Нагпур был не единственным городом, претендовавшим на право предоставить площадку для проведения церемонии, но именно у него обнаружилось бесспорное преимущество перед конкурентами. Статья посвящена конструированию нарратива, связавшего некогда блуждавшие по Индийскому субконтиненту буддийские реликвии, мигрировавший полумифический змееподобный народ нагов с территорией Нагпура и закрепившего за ним статус центра новой социально-религиозной традиции.

Ключевые слова: Индия; Нагпур; неприкасаемые / далиты / махары; Будда; буддизм; наги.

SIDOROVA S.E. Sacred Relics Under the Protection of Nagas : Nagpur and the Geography of Buddhism.

* Сидорова Светлана Евгеньевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, старший научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН.

Abstract. On October 14, 1956, on a huge vacant lot in the city of Nagpur, Bhimrao Ambedkar, one of the founding fathers of independent India, the creator of the Indian constitution and a social reformer, converted to Buddhism together with approximately 600 thousand of his followers. In this way, they renounced Hinduism and their belonging to the untouchables (dalits). Nagpur was not the only city that claimed the right to provide a site for the ceremony, but it demonstrated an undeniable advantage over competitors. The article is devoted to the construction of a narrative that connected the wandering Buddhist relics, the migrated semi-mythical serpent-like people of the Nagas with Nagpur and consolidated its status as the center of a new socio-religious tradition, which got the name of Navayana.

Key words: India; Nagpur; untouchables/dalits/mahars; Buddha; Buddhism; Nagas.

Для цитирования: Сидорова С.Е. Народ-змеепоклонник на защите священных реликвий : Нагпур и сакральная география буддизма // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9 : Востоковедение и африканистика. - 2022. - № 1. - С. 74-88. DOI: 10.31249/RVA/2022.01.04

В западной части Нагпура, одном из крупнейших городов индийского штата Махараштра и географического центра Индии, находится территория площадью около 14 акров - дикшабхуми. Название, которое в переводе с санскрита означает место/земля (bhumi) обращения/посвящения (diksa), отсылает к событию, состоявшемуся здесь 14 октября 1956 г. В тот день Бхимрао Амбед-кар (1891-1956), также известный как Бабасахеб, политический деятель, социальный реформатор, один из основных авторов индийской Конституции и министр юстиции в первом правительстве независимой Индии, принял буддизм. Вместе с ним ритуал обращения совершили еще несколько сотен тысяч человек1, собравшихся на огромном городском пустыре, что сделало это мероприятие случаем самой массовой религиозной конверсии в истории человечества. Особенным в этой церемонии стало то, что, так же

1 Точное число участников неизвестно. В различных источниках цифра варьируется от 350 тыс. до 1 млн человек. Наиболее часто встречается цифра в 600 тыс. человек.

как и Амбедкар, все обратившиеся были далитами1, находившимися в соответствии с индусскими представлениями об общественном мироустройстве за пределами четырехварновой2 системы и считались изгоями, соприкосновение с которыми ритуально оскверняло представителей «чистых» каст.

Амбедкар принадлежал к касте махаров, которые составляют большую часть неприкасаемых в Махараштре, откуда он был родом. Когда во второй половине 1920-х годов Амбедкар начал заниматься общественной деятельностью, он видел основную причину социально-политической и экономической неустроенности Индии не в иностранном правлении, а в кастовой системе. Несмотря на поддержку борьбы за независимость, он дистанцировался от деятельности Махатмы Ганди и лидеров Индийского национального конгресса, которые хотя и полагали, что неприкасаемость должна быть устранена, но в целом выступали за сохранение кастовой системы как костяка социального устройства Индии. К 1935 г., осознав бесперспективность радикального реформирования индуизма, Амбедкар объявил, что, родившись далитом, он им не умрет, т.е. перестанет быть индусом. Это был акт протеста против неизбежности, формальной непреодолимости узаконенного догмами индуизма неравенства, передаваемого по наследству. В течение следующих лет Амбедкар изучал различные социальные и экономические теории, мировые религиозные системы и в конечном итоге пришел к пониманию, что наиболее приемлемой альтернативой индуизму является аутентичная для ЮжноАзиатского субконтинента традиция буддизма, в которой нет кастового деления, а идея равенства является доминирующей. Переработанное Амбедкаром и обогащенное новыми концепциями идейное наследие буддизма3 получило название наваяна («Новая

1 Далиты («угнетенные, подавленные») - политизированный термин для обозначения низкокастовых (бывших неприкасаемых), пришедший на смену понятию хариджаны («дети бога»), введенному в 1930-х годах М. Ганди. В официальных документах эта категория населения определяется как «зарегистрированные касты».

2 Варна - одно из сословий (брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры), на которые делилось индийское общество.

3 Основные положения учения Амбедкара изложены в его книге «Будда и его дхамма» («Будда и его учение») [5].

колесница»), составив компанию уже существовавшим трем древним течениям - хинаяне («Малая колесница»), махаяне («Великая колесница») и ваджраяне («Алмазная колесница»)1.

Антикастовая, а впоследствии антииндусская пропаганда Амбедкара имела огромную поддержку по всей Махараштре в виде мощного низового движения среди махаров. Нагпур был хотя и важным, но лишь одним из многих локусов такой активности. О его рядовом с этой точки зрения положении свидетельствовал тот факт, что в 1954 г. Амбедкар публично провозгласил местом проведения церемонии обращения в буддизм Мумбаи. Это право оспаривал и Дели. В дальнейшем он изменил решение, и именно Нагпуру выпала честь предоставить площадку для кульминационного события. Это было тем более примечательно, что после беспорядков в 1923 г. у местной мечети и бегства основной массы мусульман Нагпур являлся преимущественно индусским городом. Более того, именно там в 1925 г. появилась и до сих пор располагает главной штаб-квартирой Раштрия сваямсевак сангх (Союз добровольных служителей нации), самая влиятельная в Индии организация индусского национализма, проповедующая идеи хин-дутвы2. Тем не менее по сравнению с другими махараштранскими городами у Нагпура обнаружилось особенное преимущество - он оказался связанным с буддийской традицией. И именно на этой связи начал акцентировать внимание Ваманрао Годболе (19222006), один из активных участников далитского движения в Нагпуре и организатор церемонии обращения. Как пишет в своей автобиографии его младший сподвижник Васант Мун (род. 1932), «Годболе изучал буддизм глубоко и детально. Он привез из Мумбаи содержавшую подробный анализ книгу "Жизнь Будды" Эдварда Дж. Томаса» [21, р. 149].

Земля нагов

В книге Томаса содержатся упоминания о полубожественном народе полузмей-полулюдей - нага/нагов во главе с царями-

1 О жизни, деятельности и идеях Амбедкара написаны сотни книг и статей, см., напр., [29].

2Хиндутва - «индийскость», «индусскость»; идеология консолидации индийского общества на основе унифицированной версии индуизма.

77

змеями1, почитаемыми как в индуизме, так в и буддизме и джайнизме [26]2. Например, среди различных историй с участием нагов в «Махабхарате» есть сюжет о сожжении Арджуной, одним из братьев Пандавов, и Кришной леса Кхандавы, в котором жили наги во главе со змееподобным правителем Такшакой, что положило начало их вражде [2, главы 214-225]. Другой сюжет повествует о смерти Парикшита, внука Арджуны, от укуса Такшака. В отместку сын Парикшита царь Джанамеджая учинил жертвоприношение змей с намерением уничтожить их всех до одной. На помощь им пришел Астика, сын мудреца Джагаткару и Манасы, богини нагов и сестры Васуки, еще одного царя нагов3, и остановил расправу, не допустив их полного истребления [2, главы 13, 34, 48-51].

В то время как пураны, Махабхарата, Рамаяна и другие тек-сты4 повествуют о мифических существах, некоторые исследователи склонны видеть в этих рассказах свидетельства существования древнего народа не- или доарийского происхождения с широким ареалом расселения от современного Нагаленда вплоть до Центральной Индии и Шри-Ланки. Как прослеживает Гаррет Ланге со ссылкой на работы Дж. Фергюссона, М. Дига, Ч. Олдхэма [12; 15; 22], поиски исторической подоплеки начались еще в XIX в. и продолжаются до сих пор [19]. Так, Джон Доусон пишет: «Их цари правили в Матхуре, Падмавати и других местах, а их имя сохранилось в названии современного Нагпура5. Мифологические истории, возможно, основываются на исторических фактах, но все они перемешаны и перепутаны. Наиболее предпочтительной является версия, что наги имеют скифское происхождение, а свое название они получили от обычая поклонения змеям...» [14, р. 213]6. Иравати Карве [17, р. 138-146] полагает, что наги в мифах

1 М^а (санскр.) - змей.

2 Подробнее см.: [16, р. 300].

3 Именно Васука в индусской иконографии обвивает шею Шивы, и его использовали боги и асуры вместо веревки во время пахтания океана.

4 Подробнее см.: [19].

5 Нагпур (город змей) расположен около реки Нага.

6 Генезис и ареал расселения нагов с опорой на данные археологических раскопок прослеживает Навал Вийоги в книге «Наги - древние правители Индии» [27].

были «символически дегуманизированы, чтобы легитимировать геноцид», а вышеописанные истории о вражде Пандавов с Такша-кой повествуют о «холокосте не против животных, а против людей, которые маркируются как животные», и освобождении территорий от автохтонных неарийских народов и заселении их ариями (цит. по: [19]).

Связь народа нагов, как мифического, так и исторического, с землями Нагпура была очень важна, так как уже в соответствии с буддийской традицией после спасения наги стали последователями Будды. Как говорил в своей лекции Максим Русанов, зарождавшийся в районе Магадхи буддизм тесно соседствовал с двумя культами - якшей и нагов, первые из которых «выступали как существа враждебные, а вторые, напротив, дружественные Будде» [3]. Исследуя связи между буддизмом и нагами, Лоуэлл Блосс пишет, что новая религия не просто поглотила более древние культы, но включила их в себя: «Будда утверждает свое превосходство над региональными божествами, но позволяет более старому божеству демонстрировать власть под эгидой нового авторитета» [8, р. 45]. По сути же, по словам Блосса, применительно к нагам это был случай все той же религиозной конверсии [ibid.]. Наги, легенды о которых во множестве содержатся в буддийских текстах, были не просто почитателями Будды, но и важными фигурами в жизни вероучителя. Например, царь нагов Мучалинда укрыл своим змеиным капюшоном Будду во время медитации под деревом Бодхи от дождя и бури. И совсем особую роль они сыграли в сохранении буддийских реликвий.

Томас в своей книге со ссылкой на Махапариниббана-сутту, одну из сутт священного собрания буддийских текстов палийского канона, описывающую последние дни Будды, приводит два списка священных реликвий [26, р. 158-160]. В одном речь шла о сохранившихся после кремации Будды останках, востребованных несколькими царями из разных регионов Северной Индии. Чтобы уладить дело миром, брахман Дрона поделил их на восемь частей, над которыми были возведены ступы. Про одну из частей сообщалось, что она оказалась во владениях колиев в городе Рамаг (р) аме под охраной царей нагов. Когда спустя несколько веков принявшийся за распространение буддизма царь Ашока (прав. 273-232 до н.э.) из династии Маурьев вознамерился извлечь реликвии, чтобы

распределить их между 84 тысячами построенных им ступ, он смог добраться только до семи из них. Восьмая же, находившаяся в Рамаг (р) аме, осталась нетронутой. Историческая хроника «Ма-хавамса» о ранней истории Шри-Ланки и ее царях сообщает, что сам Будда уже на смертном одре предсказал, что останки из Рамаг (р) амы окажутся впоследствии в царстве нагов, а затем на острове Ланка, где будут помещены внутри Великой Ступы. Чтобы предсказание исполнилось, змеиный царь и встал на защиту ступы в Рамаг (р) аме против посягательства Ашоки. Позже ступа была смыта водами Ганги в океан, откуда все те же наги перенесли чашу с реликвиями во владения царя Каланаги в Манжерике. Он возвел над реликвиями ступу из драгоценных камней и вместе с другими нагами поклонялся им [25, р. 210-211]. Восстанавливая по текстам древнюю географию Индии, Александр Каннингэм1 полагал, что Манжерика находилась в восточной части субконтинента к югу от Дантапуры, столицы древнего государства Калинги (нынешняя Орисса), где хранилась еще одна реликвия - зуб Будды, и располагалась между реками Годавари и Кришна [10, карта между с. 526 и 527] и простиралась еще южнее. По его мнению, урна с прахом могла храниться в местечке Дхараникотта, рядом с современным городом Амаравати, где во время археологических обследований и раскопок 1816 и 1845 гг. были обнаружены остатки огромной ступы [10, р. 534-542]. Именно за этой частью реликвий в начале IV в. н.э. прибыл посланец с Ланки, аскет Сонаттара, и, несмотря на ухищрения нагов удержать священные останки, смог забрать их и доставить на остров, где над ними также была сооружена ступа [р. 212-215; 24, р. 160-175; 25]. Тем самым сбылось предсказание Будды.

Путешествие зуба

Помимо восьми частей праха книга Томаса, по которой Год-боле изучал буддизм, упоминает еще четыре зуба Будды, один из

1 Александр Каннингэм (1814-1893) состоял на службе Ост-Индской компании в качестве военного инженера, в 1861 г. занял пост главы археологической службы Индии. В 1830-1840-х годах осуществлял раскопки в местах, связанных с жизнью Будды и буддизмом, в Сарнатхе, Санкиссе, Санчи. Написал историю буддизма на основе анализа архитектурных памятников Центральной Индии [11].

которых опять же оказался под протекцией царей нагов, правда, без указания его местоположения. В переводе Томаса на английский язык соответствующий текст Махапариниббана-сутты, звучит так:

One tooth by the Tidiva gods is worshipped,

(Одному зубу поклоняются в стране 33 богов1)

And in Gandhara city one is honoured,

(Один находится в городе Гандхара)

In the Kalinga-raja's realm one also.

(Один во владениях царя Калинги)

Another still the Naga-rajas honour.

(Еще один почитается царями нагов) [26, p. 159].

Три из четырех зубов имели довольно ясную территориальную локализацию. Первый отправился на небо, второй - в Гандха-ру, регион на северо-западе Индостана, третий - в уже упомянутую Калингу, древнее государство со столицей в Дантапуре. Само название свидетельствовало о том, что это было место хранения зуба, там при раскопках также обнаружились остатки ступы. Из Дантапуры царственные супруги принцесса Хемамала и принц Дантха вывезли зуб на Ланку. По дороге они потерпели крушение и нашли временный приют у нагов, как считает Каннингэм, все в той же Манжерике, которая лежала на пути беглецов [10, р. 534]. У Томаса, использовавшего перевод Махапариниббана-сутты с языка пали, сделанного в 1910 г. Т. Рис-Дэвидсом [23, р. 191], местонахождение последнего зуба не определено. Однако Махапари-нирвана-сутра, независимый текст на санскрите, также посвященный финальному отрезку жизни Будды, сообщает, что он почитается нагами в Рамаг (р) аме [28, р. 450], т.е. в том месте, откуда и была смыта в океан ступа вместе с хранящей прах урной, и которая потом переместилась в Манжерику. Несмотря на наличие более конкретной информации в санскритском тексте, Джон Стронг, автор книги «Реликвии Будды», констатирует, что про четвертый зуб известно меньше всего, если только не предположить, что его вместе с другими реликвиями забрал из Манжерики на Шри-Ланку аскет Сонаттара [24, р. 186]. Неясность с местопо-

1 Тйхча - то же самое, что и ТауаЫшза (пали) или Trayastrimsa (санскр.) - в буддизме небеса, обитель 33 богов. Подробнее см. [9, р. 233].

ложением четвертого зуба, видимо, заставляла британских исследователей колониальных времен в свое время сомневаться относительно того, сколько реликвий (одна или две) находилось в Ман-жерике (см. напр., [p. 86-87; 10, p. 391; 20]). Она же позволяет авторам современных исследований в пересказе последней части сутты/сутры превратить не имеющую точной топографической привязки дентальную реликвию из зуба, «почитаемого нагами», в зуб, оказавшийся в «земле нагов». Именно «земля нагов» («land of the Nagas») в качестве места пребывания четвертого зуба появляется в монументальном труде П.В. Бапата «2500 лет буддизму», вышедшем в мае 1956 г. по случаю юбилейной даты [7, p. 279]. В более поздней маратхиязычной книге Х.Л. Косаре также фигурирует нага бхуми (земля нагов) [18, p. 228-230]. Наконец, Навал Вийоги, автор книги «Наги: древние правители Индии», задался целью определить, где находится земля нагов, хранящая еще один зуб. Сложная цепочка рассуждений и сопоставлений различных сюжетов приводит его к выводу, что это не Калинга и не Манже-рика, а отдельная территория. В качестве решающего аргумента («solid evidence») он приводит слова молитвы, обращенной к зубу, которую почерпнул в книге Косаре:

eka dathati dasapure eka nag pure ahu | eka gandhar visaye ekasi puna sinhale || chatassa ta mahadatha, nivvana rasadipika | pujita naradevehi tapi bandami dhatayo || Авторский перевод на английский выглядит так: One of the tooth relics of Tathagata is secure in Tridaspur and the second in Nagpur,

Один священный зуб Татхагаты1 укрыт в Тридаспуре, второй в Нагпуре,

third in Gandhara country and fourth in Sinhal country. Третий - в Гандхаре, четвертый - в стране Сингал2. All these four tooth relics are being worshipped by all the divinities for the sake of human deliverance,

Все божества поклоняются четырем зубам ради освобождения человечества,

1 Татхагата (Tathagata, санскр.) - один из эпитетов Будды. Подробнее см. [9, p. 826].

2 Шри-Ланка.

because they provide the taste of Niravana-Rasa (Juice of bliss). Hence, I also bow down.

потому что они дарят нектар блаженства, и я тоже преклоняюсь [27, p. 393].

Вийоги полагает, что в молитве под Нагпуром следует понимать ту самую нага бхуми, землю нагов. Данные археологических раскопок позволяют ему соотнести эту землю с Видарбхой, территорией в Центральной Индии, главным городом которой является современный Нагпур1. Еще в XIX в. Джеймс Фергюссон в книге о культе поклонения змеям в Индии, построенной на анализе остатков ступ в Санчи и Амаравати, писал: «Мы почти ничего не знаем о народах, населявших огромное центральное плато Индии, по краям которого как раз и были возведены эти две ступы... Народ же, который идентифицируется по скульптурам из ступ. является настоящим змеепоклонником, и если его связь с Такси-лой (главное место культа змеепоклонства, как пишет Фергюссон в другом разделе, [15, p. 95]) и Панджабом будет установлена, то это прольет свет на многие проблемы исследования. Пока же обращу внимание на любопытную деталь: если провести прямую линию от Таксилы до Амаравати, она пересечет Бхислу, Нагпур и другие места, где преобладает змеепоклонство, и эта прямая выглядит как траектория миграции народа. Если таковая когда-либо имела место, то задолго до появления буддизма, возможно, до или вследствие великой войны, описанной в Махабхарате» [15, p. 224].

К моменту, когда Вийоги приступил к своему исследованию, в результате археологических раскопок в Видарбхе обнаружилось много мегалитических памятников, которые связывают с нагами. Кроме того, Вийоги исходил из того, что над всеми буддийскими реликвиями строились ступы, остатки которых так или иначе обнаруживались в перечисленных в сутре/сутте местах (кроме, конечно, неба)2. Это означало, что и над четвертым зубом должна была быть соответствующая постройка. Таковой он считает ступу в Пауни, местечке в 82 км от Нагпура, остатки которой обнаружи-

1 Первое упоминание Нагпура относится к X в., а современный город был основан в 1702 г.

2 При этом Стронг в своем исследовании обращает внимание, что над частицами праха Будды возводились ступы, а над зубами храмы [24].

83

ли во время раскопок 1969-1970 гг. Размерами это сооружение превосходило ступу в Санчи1, т.е. это была mahastйpa (Великая ступа), что свидетельствовало о ее важности. Время ее строительства относят к домаурийскому периоду2, это могло означать, что буддизм в районе Видарбхи появился не во времена прозелитской деятельности Ашоки, а гораздо раньше, еще при жизни Будды, и что зуб, подобно другим реликвиям, доставили сюда сразу после совершения Буддой паринирваны3 [27, р. 393-394].

Таким образом, реликвии перемещались с севера на юг, двигаясь по восточному краю субконтинента, и лишь один зуб, предположительно, приблизился к Центральной Индии. В результате этих построений территория Нагпура оказалась вписанной в сакральную географию буддизма за счет проживания на ней некогда славного народа, неразрывно связанного с именем Будды и немало сделавшего для сохранения его наследия, и, возможно, присутствия священной реликвии. Это дало городу повод начать обзаводиться новыми ритуалами, традициями и предметами культа. В 1952 г. нагпурские махары, к тому моменту уже ежегодно проводившие десятидневное празднование дня рождения Амбедкара, решили отмечать еще и день рождения Будды, который приходится на май. По этому случаю в тот год была организована огромная процессия, стартовавшая из Ситабалди - места компактного проживания махаров в Нагпуре - и охватившая другие районы города. Один торговец барабанами подарил махарской общине четырехфутовую статую Будды из цемента, которая была установлена на территории храма Виттхала-Рукмини в Ситабалди и перед которой начали совершать обряд пуджи [21, р. 133].

Поэтому, когда Годболе обратился к Амбедкару с письмом, отстаивая преимущества Нагпура перед Мумбаи в качестве пло-

1 Одна из древнейших буддийских ступ в Индии, построенная по приказу императора Ашоки.

2 Такое мнение выразил С.Б. Део, проводивший раскопки в Пауни [13, р. 21, 25].

3 Паринирвана (раптгуапа, санскр.) - букв. полная нирвана. Нирвана (тггапа, санскр.) - букв. угасание; термин, описывающий отсутствие желаний, привязанностей, страданий, страстей и освобождение от цепи перерождений, наступающее после физической смерти. Подробнее о соотношении паринирваны и нирваны см. [9, р. 600-605].

щадки для проведения церемонии, он акцентировал внимание не на активном участии города в далитском движении, чем могли похвастаться многие места, а на его буддийском прошлом. Выдержку из письма Годболе Амбедкару привел Мун: «Нет объяснений, на каком основании вы выбрали Мумбаи. В нем нет священных мест, связанных с буддизмом. Если предпочтение было бы отдано одному из них, то у нас не было бы возражений. Поэтому вам следует пересмотреть решение и остановить выбор на Нагпуре» [21, p. 149]. Усиливая аргументацию, Годболе сообщил, что «в одной книге есть упоминание о пребывании зуба Будды в Нагпуре». Хотя в исследовании Томаса таких сведений нет, однако к этому моменту в Нагпуре уже была собрана довольно обширная библиотека с книгами, посвященными Будде и его учению [21, p. 127].

В интервью на следующий день после обращения Амбедкар, объясняя свой выбор Нагпура в качестве места для первой церемонии, тоже обратился к упомянутому мифу об истреблении нагов и их счастливом спасении: «Почему именно Нагпур был выбран для этого мероприятия? Почему обращение не произошло в каком-нибудь другом месте? Те, кто читал историю буддизма, знают, что в Индии, если кто и распространял это учение, это был народ нагов. Этот народ был врагом ариев. Между ариями и неариями была жестокая война. В пуранах можно найти примеры притеснения ариями нагов. Агасти муни помог только одному нагу спастись1. Мы все произошли от него. Народ нагов, который вытерпел столько страданий, хотел обрести великого человека, который повел бы их за собой. Они нашли такого человека в Гаутаме Будде.

1 Не вполне ясно, почему в качестве спасителя Амбедкар упомянул вместо Астики великого мудреца Агастью. Связывает героев лишь похожий эпизод в «биографиях». У Агастьи не было сыновей. Однажды он набрел на яму, в которой вниз головой висели его давно ушедшие из жизни предки. Эта кара их постигла из-за того, что род не имел продолжения. Чтобы освободить их, Агастья женился на Лопамудре, дочери царя Видарбхи, и после того, как она зачала сына, удалился отшельником в лес. Точно так же отец Астики Джагаткару практиковал жесткую аскезу и безбрачие, и однажды он увидел дерево с висевшими на нем вверх тормашками предками, страдавшими из-за отсутствия продолжателя рода. Женившись на Манасе и родив сына, он освободил предков. Возможно, сходство сюжетов, а также тот факт, что жена Агастьи Лопамудра была из Видарбхи, исторической области, центром которой является современный Нагпур, стали причиной путаницы.

Наги распространили учение Будды по всей Индии. Так и мы подобны нагам. Предположительно наги жили в Нагпуре и близлежащих землях. Поэтому они назвали этот город Нагпуром. В 27 милях отсюда протекает река Нага. Конечно же, название реки произошло от названия людей, которые здесь когда-то жили. И это главная причина выбора места» [6].

В 1978 г. Нагпур уже в прямом смысле слова застолбил свое место на сакральной географической карте буддийского Индостана, когда на пустыре, где происходило обращение, был заложен фундамент ступы - Дикшабхуми. Возведенная к началу XXI в. по образцу постройки в Санчи архитектором Шео Даном Малом, она является одним из самых больших аналогичных зданий в мире и самой большой полой ступой.

Питер Браун в исследовании о развитии культа христианских святых, на которое ссылается в своей книге Стронг, «отметил важность мобильности реликвий в распространении и децентрализации христианства. В отличие от святых мест, таких как Иерусалим или Рим, которые зафиксированы в определенных точках пространства, реликвии могут быть транспортированы в новые регионы, чтобы основать новые центры, иногда на далекой периферии христианского мира. В этом отношении реликвии были эффективным компонентом практики паломничества; они доставляли святых людям вместо того, чтобы люди шли к святым» (цит. по [24, р. 179]).

Зуб Будды одна из самых известных и почитаемых реликвий во всем буддийском мире, который «стал объектом "страсти" многих правителей», постепенно «набирая вес как государственная реликвия, легитимирующая власть того, кто ей обладал» [1, с. 18; 4, с. 133, 138]. Точно так же и пространства, которые он пересекал, получали основания считаться сакральными и претендовать на особое внимание или положение. Замешанный на мифической истории и данных научных исследований нарратив, установивший связь между блуждающими святыми предметами, мигрирующим змееподобным народом и Нагпуром, актуализировал скрытый до поры до времени символический капитал города, который, воспользовавшись им, стал центром новой социально-религиозной традиции, превратился в место накопления специфических риту-

альных и паломнических практик, иконографических образов и

материальных объектов.

Список литературы

1. Глушкова И.П. Пространственное перемещение людей и вещей как исследовательская парадигма. Прошлое, настоящее, будущее / Глушкова И.П. (рук. проекта), Сидорова С.Е. (отв. ред.) // Под небом Южной Азии. Парадигма мобильности и поиски смыслов за пределами статичности. - Москва : Наука : Восточная литература, 2015. - С. 8-23.

2. Махабхарата. Адипарва (книга 1) / пер. и комм. В.И. Кальянова ; под ред. А.П. Баранникова. - Москва : Ладомир, 1992. - 736 с. - (Литературные памятники).

3. Русанов М. Жизнь Будды : легенды и тексты : лекция. - URL: https://arzamas. academy/uni/eastwest/buddha.

4. Сафронова А.Л. Буддизм в историко-культурной традиции Шри Ланки. -Москва : Муравей, 2005. - 400 с.

5. Ambedkar B.R. The Buddha and His Dhamma. - Siddharth : Siddharth College Publication, 1957. - 600 p.

6. Ambedkar B.R. Why Was Nagpur Chosen? - URL: http://www.columbia.edu/ itc/mealac/pritchett/00ambedkar/txt_ambedkar_conversion.html#03

7. Bapat P. Y. 2500 Years of Buddhism. - Delhi : The Publications Division of the Ministry of Information and Broadcasting, Government of India, 1956. - 504 p.

8. Bloss L.W. The Buddha and the Naga : A Study in Buddhist Folk Religiosity // History of Religions. - 1973. - Vol. 13, N 1. - P. 36-53.

9. Encyclopedia of Buddhism / Buswell R.F. (ed. In Chief). - New York : MacMillan Reference USA, 2004. - 981 p.

10. Cunninghum A. The Ancient Geography of India. - London : Trübner & Co., 1871. - 589 p.

11. Cunninghum A. The Bhisla Topes; or Buddhist Monuments of Central India. -London : Smith, Elder and Co., 1854. - 372 p.

12. Deeg M. Der Buddha und Die Nagas. Buddhistische Unterwerfungsmythen und Regenmagie // Hörin. - München : Iudicium Verlag, 2008. - Bd. 15 : Vergleichende Studien zur japanischen Kultur. Comparative Studies in Japanese Culture. Eine Veröffentlichung des Hauses der japanischen Kultur (EKO) in Düsseldorf. - S. 91114.

13. Deo S.B., Joshi J.P. Pauni Excavation. - Nagpur : Nagpur University, 1972. -119 p.

14. Dowson J. A Classical Dictionary of Hindu Mythology and Religion, Geography, History and Literature. - London : Routledge & Kegaan Paul LTD, 1953. - 411 p.

15. Fergusson J. Tree and Serpent Worship. Or Illustrations of Mythology and Art in India in the First and Fourth Centuries after Christ. From the Sculptures of the Buddhist Topes at Sanchi and Amravati. - London : India Museum, 1868. - 248 p.

16. Jones C.A., Ryan J.D. Encyclopedia of Hinduism. - New York : Facts On File, Inc., 2007. - 552 p.

17. Karve I. Yuganta : The End of an Epoch. - Poona : S.R. Deshmukh for Deshmukh Prakashan. - 1989. - 270 p.

18. Kosare H.L. Prächin Bhärtatil Nag (W^W ^Kdl^d ^M) (in Marathi). - Po-Nagpur : Neha Prakashan, 2008. - 299 p.

19. Lange G. Cobra Deities and Divine Cobras: The Ambiguous Animality of Nagas // Religions. - 2019. - Vol. 10(8). - URL: https://www.mdpi.com/2077-1444/10/8/454

20. Low J. Gleanings in Buddhism // Journal of the Asiatic Society of Bengal. - Calcutta : J. Thomas, Baptist Mission Press, 1848. - Jule to Desember, vol. 17, part 2. -P. 72-98.

21. Moon V. Growing up Untouchable in India: A Dalit Autobiography. - Lanham, Maryland : Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2000. - 203 p.

22. Oldham Ch.F. The Sun and the Serpent. A Contribution to the History of Serpent-Worship. - London : Archibald Constable & Co, Ltd., 1905. - 207 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Rhys Davids C.A.F. Dialogues of the Buddha : In 3 vols. Bound in 2. - Delhi : Low Price Publications, 2001 (1910). - Vol. 2. - 382 p. - Reprinted.

24. Srtong J.S. Relics of the Buddha. - Princeton ; Oxford : Princeton University Press, 2004. - 291 p.

25. The Mahävamsa or the Great Chronicle of Ceylon / Translated into English by Wilhelm Geiger. - London : Oxford University Press, 1912. - lxiv, 300 p.

26. Thomas E.J. The Life of Buddha as Legends and History. - London : Kegan Paul, Trench, Trubner & Co., LTD ; New York : A. Knopf, 1931. - 298 p.

27. Viyogi N. Nagas: The Ancient Rulers of India (Their Origin and History). - Delhi : Low Price Publications, 2002. - Vol. 2. - 486 p. - (The history of the Indigenous Peole of India).

28. Waldschmidt E. Das Mahäparinirvänasütra. - Berlin : Akademie-Verlag, 1951. -Teil 3. - P. 304-526.

29. Zelliot E. From Untouchable to Dalit : Essays on the Ambedkar Movement. - Delhi : Manohar, 1996. - 350 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.