Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ БЛОКЧЕЙНА НА УРОВЕНЬ ДЕЗИНТЕРМЕДИАЦИИ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА'

ВЛИЯНИЕ БЛОКЧЕЙНА НА УРОВЕНЬ ДЕЗИНТЕРМЕДИАЦИИ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОКЧЕЙН / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ДЕЗИНТЕРМЕДИАЦИЯ / БИЗНЕС-МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Платов Алексей Владимирович, Новичкова Инна Алексеевна, Лустина Татьяна Николаевна, Хореева Наталия Константиновна, Удалов Денис Эдуардович

Основная цель исследования заключалась в выявлении условий для индустрии туризма, которые приведут к повышенному уровню дезинтермедиации за счет использования технологии блокчейн. Задачи исследования заключались в том, чтобы определить, какие именно характеристики и преимущества технологии блокчейн приведут к дезинтермедиации в туризме. В качестве основного метода сбора данных был выбран экспертный опрос в формате полуструктурированных личных интервью. Респонденты были отобраны исходя из их длительного опыта работы и глубокого представления о технологии блокчейна и ее потенциальном влиянии на индустрию туризма. Все респонденты сошлись в мнении, что использование приложений блокчейна принесет большую пользу туристической индустрии, обеспечивая безопасность и прозрачность данных, повышение уровня доверия между сторонами. Все эксперты согласились с тем, что блокчейн может повысить уровень дезинтермедиации и что это окажет положительное влияние на отрасль. Результаты этого исследования подтверждают предположение о том, что технология блокчейна может сыграть решающую роль в удалении посредников из цепочки поставок туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Платов Алексей Владимирович, Новичкова Инна Алексеевна, Лустина Татьяна Николаевна, Хореева Наталия Константиновна, Удалов Денис Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF BLOCKCHAIN ON THE LEVEL OF DISINTERMEDIATION IN THE TOURISM INDUSTRY

The main goal of the study was to identify conditions for the tourism industry that will lead to an increased level of disintermediation through the use of blockchain technology. The objectives of the study were to determine which specific characteristics and benefits of blockchain technology will lead to disintermediation in tourism. An expert survey in the format of semi-structured personal interviews was chosen as the main method of data collection. Respondents were selected based on their long experience and deep understanding of blockchain technology and its potential impact on the travel industry. All respondents agreed that the use of blockchain applications will bring great benefits to the tourism industry, ensuring the security and transparency of data, increasing the level of trust between the parties. All experts agreed that blockchain could increase the level of disintermediation and that this would have a positive impact on the industry. The results of this study support the notion that blockchain technology can play a critical role in removing intermediaries from the tourism supply chain.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ БЛОКЧЕЙНА НА УРОВЕНЬ ДЕЗИНТЕРМЕДИАЦИИ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА»

Влияние блокчейна на уровень дезинтермедиации в индустрии туризма

Платов Алексей Владимирович,

кандидат технических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Московский государственный университет спорта и туризма E-mail: aplatov@yandex.ru

Новичкова Инна Алексеевна,

кандидат юридических наук, заведующая кафедрой социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Московский государственный университет спорта и туризма E-mail: ikulakova@yandex.ru

Лустина Татьяна Николаевна,

кандидат экономических наук, доцент Высшей школы бизнеса, менеджмента и права Российского государственного университета туризма и сервиса E-mail: lustinat@mail.ru

Хореева Наталия Константиновна,

кандидат технических наук, доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Московский государственный университет спорта и туризма E-mail: horeeva@mail.ru

Удалов Денис Эдуардович,

доцент департамента психологии и развития человеческого капитала, кандидат юридических наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: udallov@yandex.ru

Основная цель исследования заключалась в выявлении условий для индустрии туризма, которые приведут к повышенному уровню дезинтермедиации за счет использования технологии блокчейн. Задачи исследования заключались в том, чтобы определить, какие именно характеристики и преимущества технологии блокчейн приведут к дезинтермедиации в туризме. В качестве основного метода сбора данных был выбран экспертный опрос в формате полуструктурированных личных интервью. Респонденты были отобраны исходя из их длительного опыта работы и глубокого представления о технологии блокчейна и ее потенциальном влиянии на индустрию туризма. Все респонденты сошлись в мнении, что использование приложений блокчейна принесет большую пользу туристической индустрии, обеспечивая безопасность и прозрачность данных, повышение уровня доверия между сторонами. Все эксперты согласились с тем, что блокчейн может повысить уровень дезинтермедиации и что это окажет положительное влияние на отрасль. Результаты этого исследования подтверждают предположение о том, что технология блокчейна может сыграть решающую роль в удалении посредников из цепочки поставок туризма.

Ключевые слова: блокчейн, туристская индустрия, дезинтер-медиация, бизнес-модель

Введение

Технология блокчейна - это революционное изобретение, которое привлекает внимание бизнеса и правительств по всему миру. Хотя технология блокчейна в настоящее время находится в самом начале своей эволюции, тем не менее она проявляет гигантский потенциал как радикально новый цифровой инструмент обмена «ценными» данными.

Блокчейном является специфическая технология хранения информации в совокупности узлов, агрегированных в сеть. Блокчейн базируется на четырех основных принципах: доступ к распределённой базе данных обеспечен для каждого участника, при этом никто не обладает полным контролем; иерархия в сети как таковая отсутствует, ни у одного узла нет приоритета; все операции абсолютно транспарентны для участников; записи остаются неизменными. Перечисленные принципы можно отнести к несомненным преимуществам блокчейна, к которым можно добавить дешевизну транзакций и их высокую скорость, защищенность и шифрование данных, универсальность, как возможность применения в самых разных сферах.

Использование криптографических алгоритмов означает, что каждому узлу, подключенному к сети, обеспечивается высокий уровень безопасности при совершении или проверке транзакций [1], [2], [3], [4]. Это обеспечивает безопасный, анонимный, постоянный, отслеживаемый и децентрализованный доступ к пользователям. Идентификационный код, который называется "хэш", содержится в каждом добавлении,произведенном в цепи.

Простыми словами блокчейн можно назвать цифровой платформой, содержащей данные о транзакциях между участниками и контролирующей их достоверность. Транзакции фиксируются в распределенной базе данных. Участники располагают своей копией этой базы данных, которая интегрирована с множеством других участников сети. При реализации новой транзакции, сеть формирует и верифицирует очередную запись, добавляемую кблокчейну. Такая технология гарантирует безопасность и высокую скорость сделки. Сеть может хранить финансовые активы и документацию большой важности, осуществлять мониторинг сделок, не используя посредников, проводить денежные транзакции. Информации передается по всей цепи операций, фиксируя происходящее в каждой ее точке, записи ведутся в хронологическом порядке, зафиксированная запись является неуда-ляемой.

Потенциал блокчейна, связанный со снижением затрат, повышением эффективности процессов, снижением риска мошенничества, ростом уровня

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

доверия между деловыми партнерами и снижением роли посредников, несомненно окажет влияние на все виды бизнес-операций. Поэтому важно изучить все аспекты блокчейна и его влияние внутри отраслей и между ними, чтобы лучше прогнозировать будущие изменения в индустрии туризма [5], [6]. Туристская отрасль характеризуется диверсификацией, непростой структурой деловых отношений, сложными бизнес-процессы, высоким уровнем конкуренции. Чтобы постоянно адаптироваться к этим условиям, необходимо внедрять новейшие технологии, которые будут предоставлять информацию, необходимую бизнесу для быстрых изменений, адаптации, интеграции и связи стейк-холдеров отрасли, а также учитывать разнообразные потребности путешественников и растущую потребность в скорости предоставления услуг [7].

Индустрия туризма также имеет огромное количество стейкхолдеров: туроператоры и тураген-ты, авиакомпании, владельцы отелей, страховые компании, поставщики платежных услуг, государственные учреждения и многие другие. Это требует, чтобы все внутренние процессы сопровождались прозрачностью для всех вовлеченных заинтересованных сторон. Использование криптовалют позволит осуществлять платежные переводы без помощи третьих лиц или дополнительных затрат. DApps (decentralized application) - децентрализованные приложения, новейший продукт блокчейна. Его различные типы бизнес-моделей были интегрированы с блокчейном, в связи с возможностью этого продукта упрощать использование блокчей-на, в том числе для предприятий в туристическом секторе. Туристические компании могут использовать DApps для создания более эффективных платформ для связи и взаимодействия со своими клиентами [8]. Технологии блокчейна также могут повлиять на туристический сектор благодаря своей способности управлять самыми разными транзакциями [9]. Это, в свою очередь, может оказать влияние на развитие индустрии туризма «умных» дестинаций.

Для пользователей, совершающих прямые транзакции в туризме, доверие также является определяющим фактором. Пользователям необходим высокий уровень безопасности денежных транзакций и обмена информацией; также они заинтересованы в исключении затрат на посредников и повышении прозрачности операций [10].

Одноранговые платежи позволяют блокчейну организовывать прямое общение между сторонами. OpenBazaar - пример приложения, использующего блокчейн для создания одноранговых сайтов для eBay [11]. Загрузка этого приложения на свой компьютер позволяет работать с поставщиками OpenBazaar без уплаты комиссии за транзакции. Здесь для делового взаимодействия наибольшее = значение имеет личная репутация. Криптовалюты е используются для облегчения нового вида тран-Я закций между клиентами на первичном и вторич-° ном рынках туристических продуктов и услуг [12], ¡в [13]. Криптовалюты, основанные на технологии

блокчейн, позволяют легко осуществлять денежные операции без необходимости в посреднике. В качестве прорывной технологии [14], [15] рынок криптовалют достиг 600 миллиардов долларов к 2017 году, общая сумма глобальных расходов на блокчейн-решения достигла 2,1 миллиарда долларов к 2018 году, а использование технологии блокчейна ожидается, что в ближайшие годы вырастет на 50%. Однако пока не имеется достаточной информации, касающейся разработки платформы на основе блокчейна, которая может привести к повышению уровня дезинтермедиации.

Материалы и методы исследования

В представленном исследовании применялись универсальные методы сбора и обработки информации, главные эмпирические результаты достигнуты на базе применения социологических инструментов. Систематизация и обзор теоретических положений была реализована с помощью метода кабинетного исследования печатных работ, опубликованных в научных электронных библиотеках Web of Science и Scopus.

Данное исследование относится к качественному типу. Эксперты, участвовавшие в этом исследовании, были выбраны для получения подробной информации о том, как технологии блокчейна могут повлиять на туристических посредников. Под экспертом мы понимаем лицо, владеющее значительными знаниями на основе исследований или опыта в определенной исследовательской области.

Таблица 1. Характеристики экспертов

№ Пол Должность Опыт, лет Образование

Э1 Муж. Консультант 10 Высшее, кандидат экономических наук

Э2 Муж. Начальник отдела информатизации 16 Высшее, кандидат технических наук

Э3 Муж. Бизнес-аналитик 11 Магистр делового администрирования

Э4 Жен. Консультант 10 Высшее техническое, магистр

Э5 Муж. Бизнес-аналитик 15 Магистр делового администрирования

Э6 Муж. Блокчейн-разработчик 14 Высшее техническое, бакалавр

Э7 Жен. Консультант 21 Высшее, кандидат экономических наук

Э8 Муж. Член совета директоров 18 Магистр делового администрирования, менеджмент туризма

Э9 Муж. Заведующий кафедрой 22 Высшее, доктор экономических наук

Их многолетний опыт был важным критерием для признания их экспертами в данной области. Для этого исследования были отобраны респонденты, исходя из того, что они работают в этой

сфере более 10 лет. Благодаря такому длительному опыту выбранные респонденты имеют глубокое представление о технологии блокчейна и ее потенциальном влиянии на индустрию туризма и, в частности, на посредников. Длительный опыт также рассматривался как фактор, повышающий надежность ответов. В таблице 1 представлены характеристики респондентов.

Количество участников определялось исходя из характера вопросов исследования. Критерием для этого было достижение точки насыщения, при которой нельзя было бы добавить больше новой информации [16]. Насыщенность можно описать как достижение определенной точки, когда из далее поступающих данных исследователь более не получает никакой новой информации. Точка насыщения определяет размер выборки при качественном исследовании, поскольку указывает на то, что собраны адекватные данные для подробного анализа.

Авторам не удалось заранее определить количество потенциальных участников. Таким образом, точка насыщения для этого исследования была достигнута после опроса шести экспертов в области технологии блокчейна. Чтобы подтвердить точку насыщения этого исследования, авторы продолжили опрос еще трех участников и определили, что эти респонденты не добавили никакой новой информации.

В качестве основного метода сбора данных выбран экспертный опрос в формате полуструктурированных личных интервью и интервью по Skype, в которых использовались открытые и закрытые вопросы. Данный подход позволил сконцентрироваться не столько на получении количественной информации, сколько на оценочных суждениях экспертов. Таким образом мы смогли получить качественно новую информацию по изучаемой проблеме.

Вопросы были подготовлены заранее до проведения интервью, все они были сосредоточены на внедрении технологии блокчейн в индустрии туризма.

Анкета была составлена в соответствии с целью и задачами исследования. Получение, хранение и анализ информации, собранной в процессе исследования, базировались этических стандартах и праве респондентов на конфиденциальность. Процедура интервью предварялась беседой с экс-

пертом, в которой получалось устное согласие на участие в исследовании.

Вопросы касались следующих аспектов:

1) как эти эксперты определяют текущую роль посредников;

2) как, по их мнению, технология блокчейна повлияет на существующих и потенциальных посредников;

3) как, по их мнению, существующие бизнес-модели могут быть улучшены с помощью технологии блокчейна;

4) как, по их мнению, технология блокчейна приведет к повышению уровня дезинтермедиации, особенно в индустрии туризма.

В исследовании основное внимание уделялось последнему вопросу. Электронные письма были разосланы экспертам, изъявившим желание принять участие в исследовании. Эти участники были проинформированы по электронной почте о цели исследования. Запланированные интервью проводились со средней продолжительностью 45 минут. Каждое интервью начиналось с определенных вопросов, связанных с отношением респондентов и их восприятием технологии блокчейна и ее потенциального влияния на индустрию путешествий и туризма. Интервьюирование проводилось в период с февраля по апрель 2023 года в г. Москва.

В исследовании использовался постоянный сравнительный анализ для выявления сходств и различий в мнениях экспертов по конкретным аспектам.

Анализ частотности использовался для определения классов и элементов, найденных в ответах, с точки зрения того, насколько они важны для каждой атрибута, определяющего роль блокчейна в повышении уровня дезинтермедиации в индустрии туризма.

Результаты исследования

В таблице 2 показана частота атрибутов инструментов блокчейна, упомянутых в ответах на интервью. Все эксперты согласились с тем, что эти характеристики и преимущества блокчейна могут привести к повышению уровня дезинтермедиации в индустрии туризма. Этот результат совместим с результатами Wang, Singgih, Wang, and Rit (2019) [17] с точки зрения способности технологии блокчейна устранить некоторых посредников из этой отрасли.

Таблица 2. Мнения респондентов о характеристиках и преимуществах блокчейна, ведущих к отказу от посредничества в индустрии туризма

Характеристики Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Частота

Дезинтермедиация + + + + + + + + + 9

Безотказность + + + 3

Автоматизация + + + + + + + + + 9

Упрощенный процесс + + + + + + 6

Скорость обработки + + + + + + + 7

Снижение затрат + + + + + + + + + 9

Окончание

Характеристики Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Частота

Доверие + + + + + + + + + 9

Временные метки + + + + + + + + + 9

Неизменяемость + + + + + + + + + 9

Малая уязвимость + + + + + + + 7

Прозрачность + + + + + + + + + 9

Децентрализация + + + + + + + + + 9

Безопасность транзакций + + + + + + + + + 9

Конфиденциальность + + + 3

Что касается отношения экспертов к посредникам и их восприятия, а также их значимости для индустрии туризма, шесть участников не согласились с их важностью; трое из этих шести согласились с тем, что посредники важны для индустрии туризма, потому что они предлагают значимую помощь путешественникам, которым не хватает знаний о туризме. Вопреки мнению последних трех участников, эксперты отметили, что в будущем присутствие посредников не будет иметь значения, поскольку многие компании в настоящее время стремятся оптимизировать свою деятельность.

Все девять участников согласились с тем, что посредники обеспечивают туристическим компаниям конкурентное преимущество, поскольку они предлагают путешественникам больше преимуществ. Что касается проблемы конфиденциальности, то на вопрос «Считаете ли вы, что посредники могут продавать ваши персональные данные другим компаниям?» все участники согласились, что это может произойти. Один из респондентов заявил, что «большинство посредников продают данные пользователей для получения прибыли, и это неприемлемо». Что касается причины, по которой люди все еще используют посредников, все участники отметили, что основная причина заключается в сопротивлении изменениям, поскольку люди не готовы быстро принимать новые тенденции и технологии.

Что касается важности блокчейна и того, какую пользу он может принести индустрии туризма, все девять участников согласились, что эта технология будет играть важную роль в данной отрасли, помогая повысить уровень дезинтермедиации. Участники согласились с тем, что блокчейн может играть долгосрочную роль в упрощении организации поездок. Они рекомендовали создать между стейкхол-дерами индустрии туризма сеть, готовую использовать технологию блокчейна.

Один из респондентов отметил следующее: «Влияние технологии блокчейна затронет нашу повседневную жизнь, особенно то, как мы путешествуем. Одним из наиболее важных аспектов „ является повышение прозрачности, оптимизация = бизнес-процессов и безопасность транзакций. Та-â ким образом, безопасность данных, неизменность еЗ и децентрализация являются преимуществами блокчейна, которые могут повлиять на любой биз-z нес, включая индустрию туризма».

Другой эксперт заявил, что «потенциал технологии блокчейна заключается в том, что вся информация в Интернете является общедоступной, надежной, безопасной, прозрачной и повышает доверие потребителей». Эксперт 4 предположила, что высокая безопасность блокчейна будет способствовать защите информации стейкхолдеров, и сведет к минимуму потребность в посредниках. Она заявил: «Децентрализованные системы помогут поставщикам услуг избавиться от посредников. Это связано с возможностями блокчейна для безопасного и доступного обмена информацией, и это займет меньше времени».

Эксперты считают, что высокий потенциал блокчейна заключаются в скорости обработки, которая является результатом большей автоматизации. Один из экспертов сказал: «Блокчейн серьезно сокращает время транзакций за счет автоматизации бизнес-процессов». Безопасность также повысит уровень доверия между разными сторонами, которые не знают друг друга при проведении транзакций.

Использование криптовалюты в туристической деятельности - еще один важный момент для блокчейна. Один эксперт заявил: «Существует высокая вероятность использования блокчейна в индустрии туризма. Использование криптовалюты в качестве способа оплаты будет более безопасным и отслеживаемым благодаря неизменному характеру записей. Такие платежи не подвержены вмешательству третьих лиц. Нет никаких задержек в переводе денег между странами».

Один из ключевых вопросов: может ли использование блокчейна в индустрии туризма повлиять на бизнес-модель отрасли и повысить уровень дезинтермедиации? Как заявил один эксперт, «многие приложения технологии блокчейн могут быть полезны для туристической индустрии, например, смарт-контракты, единые цифровые идентификаторы и использование криптовалют. Использование этих приложений блокчейна может принести большую пользу туристической индустрии, обеспечивая безопасность и прозрачность данных; это приведет к повышению уровня доверия между сторонами». Другой респондент прокомментировал, что «внедрение блокчейна может обеспечить отслеживание местонахождения багажа туристов».

Эксперты высказали предположение, что вследствие внедрения блокчейна многие посредники столкнутся с проблемами, пытаясь удержаться на рынке. Как заявил эксперт: «Потенциал блокчейна по избавлению от посредников высок. Это связано с тем, что блокчейн позволяет нам иметь дело напрямую с поставщиками, что экономит время и деньги». В целом участники воспринимали оптимизированные процессы, их скорость и автоматизацию как несомненные преимущества блокчейна. Один из участников отметил, что «блокчейн ускорит поток информации благодаря автоматизации, являющейся результатом этой технологии».

Такие атрибуты блокчейна как прозрачность и безопасность важны для укрепления доверия в индустрии туризма. Это также повлияет на роль посредников. Традиционные посредники столкнутся с большим количеством проблем на рынке. При этом блокчейн откроет рынок для посредников нового типа, использующих его возможности для замены традиционных функций.

Один из участников заявил, что «смарт-контракты, характерные для технологии блокчейна, являются ключевым фактором. Компании должны связать как можно больше своих операций со смарт-контрактами. Смарт-контракт станет основным компонентом и инструментом технологии блокчейн».

Все эксперты указали на потенциал блокчейна в отношении дезинтермедиации в индустрии туризма. Однако эксперты имели разные взгляды на характеристики блокчейна, которые привели бы к этим изменениям в бизнес-процессах отрасли. Причину этого мы видим в разном бэкграунде участников.

Несколько экспертов заявили, что роль блокчейна в индустрии туризма может быть значительной в долгосрочной перспективе, поскольку он может помочь установить связь между всеми стейкхол-дерами отрасли. Эксперты заключили, что у туристических посредников есть два варианта: либо уйти с рынка, либо изменить свои стратегические бизнес-модели, чтобы удержаться на рынке, при этом «традиционные турагенты и туристические консультанты, скорее всего, исчезнут».

Тем не менее, эксперты связали потенциальное повышение уровня дезинтермедиации в индустрии туризма с разными характеристиками блокчейна.

Заключение

Основная цель исследования заключалась в разработке модели для индустрии туризма, которая приведет к повышенному уровню дезинтермедиации за счет использования технологии блокчейн.

Задача исследования заключалась в том, чтобы определить, какие характеристики и преимущества технологии блокчейн приведут к повышению уровня дезинтермедиации в индустрии туризма. Основываясь на интервью с девятью экспертами в области технологии блокчейна, сделан вывод, что блокчейн станет очень важным в ближайшем

будущем, эта технология сыграет важную роль в индустрии туризма, поскольку туристы выиграют от ее применения. Эксперты отметили некоторые характеристики и преимущества блокчейна, в том числе неизменность, что означает способность реестра блокчейна оставаться постоянно сохраненным, и неизменным в транзакциях. Неизменяемость может превратить аудит в быструю, эффективную и экономичную процедуру. Блокчейн также по своей природе безопасен, надежен и использует надежное шифрование, предоставляя отдельным лицам право собственности на адрес и связанные с ним активы шифрования с помощью комбинации открытых и закрытых ключей, которые состоят из групп случайных чисел и букв. Это исключает риск кражи идентификационных данных, поскольку адреса не связаны напрямую с идентификационными данными пользователей; также трудно скомпрометировать эти адреса. Закрытые ключи более безопасны, потому что они намного длиннее. Это означает, что блокчейн обеспечивает более высокий уровень безопасности для отдельного пользователя, поскольку исключено использование слабых и легко взламываемых паролей. Прозрачность обеспечивает то, что каждый пользователь внутри блокчейна будет знать обо всех своих сделках, а неизменяемость означает, что после того, как данные были записаны в блокчейн, никто, даже системный администратор, не может их изменить. Среди других преимуществ выделяются отслеживаемость операций, автоматизация, ускорение бизнес-процессов, снижении затрат за счет децентрализации и конфиденциальности.

Все эксперты в этом исследовании согласились с тем, что блокчейн может повысить уровень дезинтермедиации и что это окажет положительное влияние на отрасль. Результаты этого исследования подтверждают предположение о том, что технология блокчейна может сыграть решающую роль в удалении посредников из цепочки поставок туризма или в уменьшении их числа за счет повышения прозрачности и неизменности. Сам блокчейн может взять на себя роль посредника в индустрии туризма, что вернет контроль над личными данными в руки пользователей.

С помощью смарт-контрактов и метода крипто-платежей, которые являются инструментами блокчейна, а также DApps можно повысить уровень дезинтермедиации в туризме, тем самым изменив роли участников этой отрасли. Использование блокчейна может обеспечить прямые отношения, в которых будет больше доверия и меньше необходимости в третьих лицах. Это согласуется с многочисленными прогнозами, что электронные рынки будут продолжать снижать транзакционные издержки, и это приведет к уменьшению потребности в услугах, предоставляемых посредниками.

По результатам опросов авторы разделили характеристики и преимущества блокчейна на следующие группы: децентрализация, доверие, безопасность, снижение затрат и скорость транзакций.

сз о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со £

m Р сг

СТ1 А

На рисунке 1 отображена структура фреймворка, которая может привести к повышению уровня дезинтермедиации в туризме.

Децентралвзацая

Одноранговая сеть Отсутствие централизованного контро.тя Отсутствие по с пел никое

Доверие Прозрачность Неизменяемость Временные метки

Факторы, ведущие к повышен ню уровня дезинтермедиации в туризме

Безопасность Малая уязвимость Безопасные трансакции Безотказность

Снижение затрат Отсутствие третьей стороны Снижение транзакцшжных издержек //

Скорость /

Автоматизация бизнес-процессов /

Упрошенные процессы Отс\тсгвие единой точки отказа

Рис. 1. Группы характеристик блокчейна, ведущие

к повышению уровня дезинтермедиации в туризме

Блокчейн - это мощная технология, обладающая потенциалом повышения уровня дезинтермедиации в различных отраслях, в том числе и в туризме. Эта технология может затронуть такие аспекты туристической индустрии, как ее бизнес-модель, системы денежных переводов, безопасность, доверие и т.д.

Данное исследование поможет специалистам-практикам в индустрии туризма ознакомиться с характеристиками и преимуществами блокчейна. Оно демонстрирует его полезность и высокий потенциал использования. Доверие к посредникам стало серьезной проблемой для бизнеса и конечных потребителей по различным причинам. Хорошо известен тот факт, что потребители уже находят способы обхода посредников. Интеграция блокчейна в бизнес-модели туризма способна сократить количество посредников и количество новых участников отрасли.

Результаты исследования также указывают на то, что данной технологией необходимо управлять таким образом, чтобы отрасль могла поддерживать конкурентное преимущество в постоянно меняющейся глобальной среде. Один из ключевых выводов данного исследования заключается в том, как использование технологии блокчейн предоставляет значительные преимущества конечным потребителям туристских слуг, помогая им сократить время и затраты, связанные с планированием и подготовкой к путешествию.

Авторы обязаны признать, что представленное исследование имеет определенные ограничения, поскольку оно проводилось только в отношении индустрии туризма. Другие отрасли при внедрении Е блокчейн могут столкнуться с проблемами, отлич-0 ными от описанных в данной статье. Следователь-« но, необходимы дальнейшие исследования для 5 подтверждения этих результатов в более широком масштабе, например, путем использования коли-

чественных методов. Остаются открытыми целый ряд вопросов об инвесторах в блокчейн, основных драйверах перехода предприятий на эту новую технологию, изменениях в существующие бизнес-модели, максимизации преимуществ блокчейна.

Литература

1. Drescher D. (2017) Using the Blockchain: A tool with thousands of applications //Blockchain basics: a non-technical introduction in 25 steps. рр. 223-233.

2. lansiti, M., & Lakhani, K. R. (2017). The truth about blockchain. Harvard Business Review, 95(1), рр.118-127.

3. Lacity, M. C. (2018). Addressing key challenges to making enterprise blockchain applications a reality// MIS Quarterly Executive, 17(3), рр. 201-222.

4. Nakamoto S. (2008) Bitcoin: A peer-to-peer electronic cash system //Decentralized business review. рр.. 21260.

5. Hughes, A., Park, A., Kietzmann, J., & Archer-Brown, C. (2019). Beyond Bitcoin: What block-chain and distributed ledger technologies mean for firms// Business Horizons. 62 (3). рр.273-281.

6. Melnychenko, S., Mazaraki, N., & Tkachuk, T. (2019). Leading trends in tourism: Blockchain in franchising. 3rd international conference on social, economic, and academic leadership (ICSEAL 2019). Atlantis Press.

7. Melnychenko, S. (2010). Information technologies in tourism: Theoretical and practical aspects. URL: http://web.znu.edu.ua/herald/issues/2010/Vest_ Ek6-2 -2010-PDF/129-138.pdf. (дата обращения: 20.05. 2023).

8. Kennedy-Eden, H., & Gretzel, U. (2012). A taxonomy of mobile applications in tourism. In E-review of tourism research (pp. 47-50). University of Wol-longong.

9. Boucher, P., Nascimento, S., & Kritikos, M. (2017). How blockchain technology could change our lives. European parliamentary research service. Online verfügbar unter, zuletzt geprüft am. URL: http ://www.europarl.europa. eu/RegData/etudes/ IDAN/2017/581948/EPRS_IDA(2017)581948_ EN.pdf. (дата обращения: 20.05. 2023)

10. Poorigali, S. (2018). The application of blockchain in the hospitality sector. URL: https:// www.hotel-online.com/press_releases/release/ th e-applicability-ofblockchain-in-the-hospitality-sector#When:18:19:45Z. (дата обращения: 20.05. 2023)

11. Raval, S. (2016). Decentralized applications: harnessing Bitcoin's blockchain technology. O'Reilly Media, Inc.

12. Calvaresi, D., Leis, M., Dubovitskaya, A., Schegg, R., & Schumacher, M. (2019). Trust in tourism via blockchain technology: Results from a systematic review. In Information and communication technologies in tourism (pp. 304-317). Cham: Springer.

13. Gu, Y., & Zhu, F. (2018). Trust and disintermedi-ation: Evidence from an online freelance market-

place. Harvard Business School Technology & Operations Mgt. URL: https://doi.org/10.2139/ss-rn.3182456 (дата обращения: 20.05. 2023)

14. Walport, M. (2016). Distributed ledger technology: Beyond blockchain. A report by the UK government chief scientific adviser. URL: https:// www.gov.uk/government/ publications/distributed-ledger-technology-blackett-review (дата обращения: 20.05. 2023)

15. Bhargava, R. (2019). Blockchain technology and its application: A review// The IUP Journal of Information Technology. 15(1). рр.7-15.

16. Seidman, I. (2006). Interviewing as qualitative research: A guide for researchers in education and the social sciences. New York: Teachers College Press.

17. Wang, Y., Singgih, M., Wang, J., & Rit, M. (2019). Making sense of blockchain technology: How will it transform supply chains? //International Journal of Production Economics. 211. рр. 221-236.

THE IMPACT OF BLOCKCHAIN ON THE LEVEL OF DISINTERMEDIATION IN THE TOURISM INDUSTRY

Platov A.V., Novichkova I.A., Lustina T.N., Khoreeva N.K., Udalov D.E.

Moscow State University of Sports and Tourism, Russian State University of Tourism and Service, Financial University under the Government of the Russian Federation

The main goal of the study was to identify conditions for the tourism industry that will lead to an increased level of disintermedia-tion through the use of blockchain technology. The objectives of the study were to determine which specific characteristics and benefits of blockchain technology will lead to disintermediation in tourism. An expert survey in the format of semi-structured personal interviews was chosen as the main method of data collection. Respondents were selected based on their long experience and deep understanding of blockchain technology and its potential impact on the travel industry. All respondents agreed that the use of blockchain applications will bring great benefits to the tourism industry, ensuring the security and transparency of data, increasing the level of trust between the parties. All experts agreed that blockchain could increase the level of disintermediation and that this would have a positive impact on the industry. The results of this study support the notion that blockchain technology can play a critical role in removing intermediaries from the tourism supply chain.

Keywords: blockchain, tourism industry, disintermediation, business model.

References

1. Drescher D. (2017) Using the Blockchain: A tool with thousands of applications. Blockchain basics: a non-technical introduction in 25 steps. рр. 223-233.

2. lansiti, M., & Lakhani, K. R. (2017). The truth about blockchain. Harvard Business Review, 95(1), pp.118-127.

3. Lacity, M. C. (2018). Addressing key challenges to making enterprise blockchain applications a reality. MIS Quarterly Executive, 17(3), pp. 201-222.

4. Nakamoto S. (2008) Bitcoin: A peer-to-peer electronic cash system. Decentralized business review. pp.. 21260.

5. Hughes, A., Park, A., Kietzmann, J., & Archer-Brown, C. (2019). Beyond Bitcoin: What blockchain and distributed ledger technologies mean for firms. Business Horizons. 62 (3). pp.273-281.

6. Melnychenko, S., Mazaraki, N., & Tkachuk, T. (2019). Leading trends in tourism: Blockchain in franchising. 3rd international conference on social, economic, and academic leadership (IC-SEAL 2019). Atlantis Press.

7. Melnychenko, S. (2010). Information technologies in tourism: Theoretical and practical aspects. URL: http://web.znu.edu.ua/ herald/issues/2010/Vest_Ek6-2 -2010-PDF/129-138.pdf. (accessed: 20.05. 2023).

8. Kennedy-Eden, H., & Gretzel, U. (2012). A taxonomy of mobile applications in tourism. In E-review of tourism research (pp. 4750). University of Wollongong.

9. Boucher, P., Nascimento, S., & Kritikos, M. (2017). How block-chain technology could change our lives. European parliamentary research service. Online verfügbar unter, zuletzt geprüft am. URL: http://www.europarl.europa. eu/RegData/etudes/ IDAN/2017/581948/EPRS_IDA(2017)581948_EN.pdf. (accessed: 20.05. 2023)

10. Poorigali, S. (2018). The application of blockchain in the hospitality sector. URL: https://www.hotel-online.com/press_re-leases/release/th e-applicability-ofblockchain-in-the-hospitality-sector#When:18:19:45Z. (accessed: 20.05. 2023)

11. Raval, S. (2016). Decentralized applications: harnessing Bit-coin's blockchain technology. O'Reilly Media, Inc.

12. Calvaresi, D., Leis, M., Dubovitskaya, A., Schegg, R., & Schumacher, M. (2019). Trust in tourism via blockchain technology: Results from a systematic review. In Information and communication technologies in tourism (pp. 304-317). Cham: Springer.

13. Gu, Y., & Zhu, F. (2018). Trust and disintermediation: Evidence from an online freelance marketplace. Harvard Business School Technology & Operations Mgt. URL: https://doi.org/10.2139/ss-rn.3182456 (accessed: 20.05. 2023)

14. Walport, M. (2016). Distributed ledger technology: Beyond blockchain. A report by the UK government chief scientific adviser. URL: https://www.gov.uk/government/ publications/ distributed-ledger-technology-blackett-review (accessed: 20.05. 2023)

15. Bhargava, R. (2019). Blockchain technology and its application: A review. The IUP Journal of Information Technology. 15(1). pp.7-15.

16. Seidman, I. (2006). Interviewing as qualitative research: A guide for researchers in education and the social sciences. New York: Teachers College Press.

17. Wang, Y., Singgih, M., Wang, J., & Rit, M. (2019). Making sense of blockchain technology: How will it transform supply chains? International Journal of Production Economics. 211. pp. 221236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.