о©4 юридический архив ^d
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-458-462 NIION: 2018-0076-5/23-380 MOSURED: 77/27-023-2023-5-380
РАТТУР Мария Владимировна,
кандидат исторических наук, доцент, научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права РАН, SPIN-код: 5487-0117, Author ID: 419204, е-mail: rattur@yandex.ru
ВЛИЯНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА В ПОЗДНЕИМПЕРСКОЙ РОССИИ
Аннотация. В статье на основе историко-правового анализа предпринята попытка продемонстрировать динамику общественных настроений в российском обществе от благодарности за позволение реализовывать благотворительные проекты до радикализации взглядов на пути достижения социальной справедливости в стране и охарактеризовать влияние этих настроений на отечественное политико-правовое развитие. Выявление характерных черт практики взаимодействия власти и общества осуществлено на основе историко-правового опыта деятельности филантропических учреждений в поздне-имперский период.
Ключевые слова: историко-правовой анализ, благотворительность, гражданская активность, государственное регулирование, общественная инициатива, гражданское общество
RATTUR Maria Vladimirovna,
PhD in History, Associate Professor, Researcher of the Department of Legal Philosophy, Legal History and Legal Theory, Institute of the State and Law,
Russian Academy of Sciences
THE INFLUENCE OF CHARITABLE ORGANIZATIONS ON THE SHAPING OF POLITICAL AND LEGAL SPACE IN LATE IMPERIAL RUSSIA
Annotation. In the article on the basis of historical and legal analysis an attempt is made to demonstrate the dynamics of public sentiments in Russian society from gratitude for permission to implement charitable projects to radicalization of views on ways of achieving social justice in the country and to characterize the influence of these sentiments on domestic political and legal development. Identification of characteristic features of the practice of interaction between government and society is carried out on the basis of historical and legal experience of philanthropic institutions in the late imperial period.
Key words: historical and legal analysis, charity, civic engagement, state regulation, public initiative, civil society
Согласно «Основам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября № 809 к традиционным ценностям среди прочих отнесены гуманизм и милосердие [16]. Они являются нравственными ориентирами, формирующими «мировоззрение граждан России, переда-
ваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [16].
В современных условиях, характеризующихся активным развитием добровольчества и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
волонтерства, усилением их значения в условиях пандемии и специальной военной операции, а также вниманием государства к правовому регулированию и поддержке общественных добровольческих и благотворительных инициатив представляется интересным историко-правовой опыт в этой сфере в предшествующие исторические периоды российской государственности.
В дореволюционной историографии вопросы правового регулирования благотворительности получили освещение в сугубо практической плоскости. В целом ряде работ проблемы и опыт филантропической деятельности затрагивались в качестве одного из аспектов исследования [2, 3, 7]. Исследовательская работа и практический опыт составляли единый научно-практический комплекс. Характеризуя труды дореволюционных исследователей, следует отметить, что отсутствие единой терминологии и фрагментарность статистических сведений в области призрения стали препятствием для аналитических исследований филантропической деятельности [11, С. 11]. Однако «стремление попытаться найти объективный, строго научный подход к оценке исторических событий и явлений, обнаружить не только деятелей в прошлом, но, прежде всего, закономерности, руководившие этими деятелями» [14, С.107], является характерной чертой работ, посвященных общественному призрению в дореволюционной России.
К одному из источников влияния на конструирование отечественного правового пространства следует отнести общественный интерес к судебным процессам, сформировавшийся в пореформенный период отечественной истории. При этом интересно проследить их восприятие сквозь призму как общественного мнения, так и профессионального юридического сообщества. В этом вопросе важными источниками в первом случае выступает дневник Ф.М. Достоевского, а во втором - воспоминания А.Ф. Кони.
Усилия благотворительных организаций по формированию интереса к проблемам детства в пореформенной России нашли свое отражение в том внимании, с которым российская прогрессивная общественность следила за судебными процессами, обусловленными выявлением детского неблагополучия. Весьма показательно дело «родителей Джунковских с родными детьми», которому уделено значительное место в дневнике Ф.М. Достоевского в июле-августе 1877 г. [4, С. 344-354]. Уже сам факт рассмотрения уголовным судом дела о жестоком обращении родителей со своими детьми, несмотря на оправдательный приговор, был довольно необычен и стал возможен лишь благодаря изменениям в политико-правовом пространстве и коллективной правовой иден-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
тичности. Федор Михайлович, находясь под большим впечатлением от этого процесса, даже написал фантастическую речь председателя суда, которая начинается следующими словами: «Подсудимые, вы оправданы, но вспомните, что кроме этого суда есть другой суд - суд собственной вашей совести. Сделайте же так, чтоб и этот суд оправдал вас, хотя бы впоследствии» [4, С.354].
Таким образом, дневниковые записи великого русского писателя являются ярким подтверждением того, что в конечном итоге содержание нормы права определяет состояние отношений в обществе, даже если для ее закрепления требуется значительный временной отрезок. Именно так в материальной стороне права закрепляются авторитетные общественные взгляды и традиции.
О предпринятой неудачной попытке их использовать в личных целях свидетельствует А.Ф. Кони в своих воспоминаниях. Дело Гулак-Ар-темовской, окончившееся ее осуждением и этапированием в Сибирь, имело весьма интересную предысторию, которая изложена А.Ф. Кони на страницах воспоминаний [5, С.422-431]. Гулак-Ар-темовская использовала в качестве повода для знакомства с ним случай, произошедший с ее горничной. Девушка была обольщена, ждала ребенка, отец которого отказывался участвовать в его судьбе. А.Ф. Кони, объяснив просительнице, что «до рождения ребенка я ничего сделать не могу, так как сожитие неженатого с незамужней подсудно светскому суду лишь при рождении ребенка, если мать требует обеспечения себе и дитяти» [5, С.422], встретился с горничной и ее возлюбленным, решив вопрос в досудебном порядке. Сугубо личный порыв А.Ф.Кони был продиктован именно силой авторитета общественных взглядов и традиции, которые он полностью разделял [5, С.424]. Гулак-Артемовская решила воспользоваться этим эпизодом для установления личных приятельских отношений с А.Ф. Кони, которые в его планы не входили. Дама была очень настойчива, но получила отказ. Спустя некоторое время выяснилось, что она была организатором крупного мошенничества, и знакомства с влиятельными людьми весьма способствовали реализации ее противоправных деяний. В данном случае попытка эксплуатации лучших людских побуждений в преступных целях была пресечена.
Изучение общественных настроений позволяет сделать вывод о том, что в позднеимперский период и консервативная парадигма общественного развития (в основе которой незыблемость императорской власти, отеческая забота, проявление милости к подданным), и либеральная, связанная с предоставлением властью прав, исходя из концепции естественного права, и марксистская парадигма (сутью которой являлся взгляд,
что власть должна обеспечить достойные условия жизни трудящимся не из милости, а по праву) содержали идеи патернализма.
Определение юридической природы патернализма в различных типах правопонимания во второй половине XIX века, несмотря на существенные различия, содержит гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд.
Так, например, Б.Н. Чичерин в работе «Собственность и государство», изданной в 1882 году, в рамках теории естественного права как типа правопонимания выделяет совокупные общественные права, состоящие в «ведомстве государства». Речь идет о безопасности, попечении о духовном и материальном благосостоянии. По мнению ученого, в данном случае государство охраняло права, и управляло совокупными интересами народа [17, С.29].
Взгляды Б.Н. Чичерина в вопросах патерналистской роли государства сближаются с идеями социологического позитивизма, нашедшего отражение, например, в работе С.А. Муромцева «Определение и основное распределение права» [8]. В доктрине юридического позитивизма право - совокупность норм, установленных или санкционированных государством и обеспеченных государственным принуждением, либо принудительным порядком общественных отношений [15, С.59], поэтому отеческо-сыновьи отношения, являющие сущностью патернализма, юристам данного направления были близки и понятны. При этом видный нормативист позднеимперского периода Г.Ф. Шершеневич полагал, что «главный источник силы государственной власти - сочувствие населения, основанное на сознании необходимости государственного порядка и на одобрении настоящей формы государственной организации» [18, С. 213].
Таким образом, несмотря на различные взгляды, которых придерживались сторонники разных типов правопонимания в пореформенной России, очевидно, что они сближались в своих выводах и оценках, характеризуя патернализм правовой и культурный феномен. При этом одни высказывались о приоритетности прав и свобод личности, в то время как другие отстаивали идеи о власти, которая заботится и покровительствует подданным. Такая ситуация была возможна потому, что патернализм по сути своей дуалисти-чен. Ведь помимо подчинения имеются еще и обязательства опекающих по отношению к опекаемым.
Восприятие права как регулятора отношений между государством и гражданским обществом нашло свое отражение в научных работах известных правоведов позднеимперской России. П.И. Новгородцев писал: «От государства требу-
ется не только устранение юридических препятствий к развитию свободы, но и доставление материальной возможности для наилучшего проявления свободы». И приводил в качестве примера современный английский либерализм, который «видит путь к осуществлению свободы в том, чтобы оказывать содействие нуждающимся, чтобы улучшить условия социальной и промышленной жизни для тех, кто сам не сможет обеспечить для себя лучшие условия. Речь идет... о том, чтобы обеспечить для каждого возможность человеческого существования и освободить от гнета таких условий жизни, которые убивают человека физически и нравственно. И так как подобная забота относится, прежде всего, к тем, кто не может стать на твердую почву в жизненной борьбе, кто нуждается в помощи и поддержке, то обеспечение права на достойное человеческое существование ближайшим образом имеет в виду лиц, страдающих от экономической зависимости, от недостатка средств, от неблагоприятно сложившихся обстоятельств» [9, С.272].
Так в российском обществе постепенно формируется идея, что право на социальные блага должно быть закреплено законодательно. На смену милости непременно должно прийти право на социальную помощь и поддержку. Позволения власти заботиться о подданных в различных формах прогрессивно мыслящей российской общественности уже недостаточно. Так, например, юрист, приват-доцент Петербургского университета Н.И. Лазаревский в статье «Бюрократия и общество» делал акцент на том, что власть вынуждена «прислушиваться к голосу общественного мнения. как к необходимой гарантии законности и целесообразности управления» [6, С.209].
Реализация филантропических инициатив влияла на конструирование правового пространства в Российской империи, формировала у российской общественности навыки принятия самостоятельных решений, сплачивала социальные группы, порождала горизонтальные связи между ними, влияя на общественную активность, формировала ценностные установки [12, С.132].
В позднеимперский период создаются возможности доведения общественного мнения до власти посредством реализации филантропических инициатив в российском обществе. При этом нельзя не отметить скрытый конфликт, имевший в своей основе стремление легальных благотворительных обществ к реализации неуставных задач, обусловленных представлениями о справедливости и всеобщем благе. В итоге усилия российской общественности в области социальной помощи привели к попыткам ограничить государственную власть. В позднеимперский период создаются возможности доведения общественного мнения
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
до власти посредством реализации филантропических инициатив в российском обществе. При этом нельзя не отметить скрытый конфликт, имевший в своей основе стремление легальных благотворительных обществ к реализации неуставных задач, обусловленных представлениями о справедливости и всеобщем благе. В итоге усилия российской общественности в области социальной помощи привели к попыткам ограничить государственную власть.
Вопреки сформировавшемуся общественному мнению, в советский период, особенно межвоенный, общественная инициатива была сильна и активно использовалась государством во благо людей. Таким образом, влияние импульса благотворительных организаций на формирование политико-правового пространства в некоторой степени сохранилось даже при коренном изменении государственного строя и активном внедрении новой идеологии. Особое внимание уделялось детям и подросткам [10, С.145]. Примером привлечения общественных сил для решения проблем детского неблагополучия является создание студенческих дружин «по обследованию социальных условий жизни малолетних и несовершеннолетних». Не только обычные граждане, но и выдающиеся деятели культуры не оставались в стороне от дела помощи детям. В п. 3 постановления секретариата МК и МГК ВЛКСМ, хранящегося в Центральном государственном архиве Московской области (Ф.916. Оп.1. Д.316. Л.2.), просили «т. Мейерхольда, т. Образцова (Кукольный театр), т. Сац Н.И. (Детский театр), т. Москвина, т. Асеева... принять участие в жюри смотра художественной самодеятельности детских домов Московской области». Следует отметить, что они нашли возможность приехать к детям.
Не только безвоздмездный общественный труд, но и финансовая поддержка оказывались государственным учреждениям помощи детям. Так, источником доходов Московской областной деткомиссии «является трест «Мостекстить», отчисления из прибылей которого составили в 1937 г. 5,1 млн руб.» [10, С.147]. Получается, что не бюджетные ассигнования, а деньги шефов позволяли Облдеткомиссии реализовывать свои задачи.
Шефская помощь была уникальным советским проектом, сплачивающим граждан, укрепляющим поколенческие связи. Она оказывала существенное подспорье при решении насущных проблем. Так, в изоляторе им. Дзержинского персонал и воспитанники надеялись, что преодолеют все трудности «с помощью шефов Трехгорки, «Смычки», Зоопарка и 18 роты авиасклада» [10, С.148]. И общие усилия позволяли успешно справляться с трудностями. Н. Бердяев, находясь
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
в вынужденной эмиграции, в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» констатировал, что «появилось новое поколение молодежи, которое оказалось способным с энтузиазмом отдаться осуществлению пятилетнего плана, которое понимает задачу экономического развития не как личный интерес, а как социальное служение» [1, С.170].
Развитие современного российского политико-правового пространства происходит «с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт», что «позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность» [16], поэтому крайне важно учитывать накопленный истори-ко-правовой опыт взаимодействия государственных и общественных организаций в благотворительной сфере.
Список литературы:
[1] Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. - СПб.: Азбука (Азбука-классика. Non-Fiction), 2016. - 221 с.
[2] Благотворительная Россия: история государственной, общественной и частной благотворительности в России. Благотворительность государственная. Т. 1, ч. 1. / под ред. П.И. Лыко-шина. - СПб.: издание Светлейшей княгини О.Ф. Имеретинской и П.И. Лыкошина, 1901. - 330 с.
[3] Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права по лекциям профес. М.Ф. Вла-димирского-Буданова. Т.2. - Киев: тип. Г.Л. Фронц-кевича, 1915. - 227 с.
[4] Достоевский Ф.М. Дневник писателя. -СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017. - 464 с.
[5] Кони А.Ф. Избранные произведения. Т. II. Воспоминания. - М.: Госюрлитиздат, 1958. -536 с.
[6] Лазаревский Н.И. Бюрократия и общество // Право. - 1905. - №4. - С. 204-215.
[7] Максимов Е.Д. Городские общественные управления в деле помощи бедным. - СПб.: Гос. тип., 1905. - 224 с.
[8] Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. 2-е изд., доп.. - СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004 (ГИПП Искусство России). - 223 с.
[9] Новгородцев П.И. История новой философии права: Лекции пр. доц. П.И. Новгородцева. - М.: лит. Общ. распр. пол. кн., 1898. - 158 с.
[10] Раттур М.В. Генеалогия отечественной социальной политики в отношении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная политика и социология. — 2008. -№4. - С.131-149.
[11] Раттур М.В. Развитие системы общественного призрения детей и подростков в России (1881-1894 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Российский государственный социальный университет. Москва, 2004. - 235 с.
[12] Раттур М.В. Роль ценностных установок молодежи в формировании идеалов российского общества: социально-исторический аспект // Социальная политика и социология. - 2010. - №12 (66). - С.129-141.
[13] Раттур М.В. Социальные причины правовых девиаций несовершеннолетних // Образование и право. - 2021. - №1. - С.258-264.
[14] Сахаров А.М. Методология истории и историография. - М.: Изд-во МГУ, 1981. - 214 с.
[15] Туманова А.С., Киселев Р.В. Права человека в правовой мысли и законотворчестве Российской империи второй половины XIX - начала XX века. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 279 с.
[16] Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202211090019 (дата обращения 26.01.2023).
[17] Чичерин Б.Н. Собственность и государство. Ч.2. - М.: Тип.Мартынова, 1883. - 457 с.
[18] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М.: Изд.Бр.Башмаковых, 1910. - 320 с.
Spisok literatury:
[1] Berdyaev N. Istoki i smysl russkogo kommu-nizma. - SPb.: Azbuka (Azbuka-klassika. Non-Fiction ), 2016. - 221 s.
[2] Blagotvoritel'naya Rossiya: istoriya gosu-darstvennoj, obshchestvennoj i chastnoj blagotvori-tel'nosti v Rossii. Blagotvoritel'nost' gosudarstven-naya. T. 1, ch. 1. / pod red. P.I. Lykoshina. - SPb.: izdanie Svetlejshej knyagini O.F. Imeretinskoj i P.I. Lykoshina, 1901. - 330 s.
[3] Vladimirskij-Budanov M.F. Obzor istorii russkogo prava po lekciyam profes. M.F. Vladimirsko-go-Budanova. T.2. - Kiev: tip. G.L. Fronckevicha, 1915. - 227 s.
[4] Dostoevskij F.M. Dnevnik pisatelya. - SPb.: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2017. - 464 s.
[5] Koni A.F. Izbrannye proizvedeniya. T.II. Vospominaniya. - M.: Gosyurlitizdat, 1958. - 536 s.
[6] Lazarevskij N.I. Byurokratiya i obshchestvo // Pravo. - 1905. - №4. - S. 204-215.
[7] Maksimov E.D. Gorodskie obshchestvennye upravleniya v dele pomoshchi bednym. - SPb.: Gos. tip., 1905. - 224 s.
[8] Muromcev S.A. Opredelenie i osnovnoe razdelenie prava. 2-e izd., dop.. - SPb.: Izd. dom S.-Peterb. gos. un-ta, 2004 (GIPP Iskusstvo Rossii).
- 223 s.
[9] Novgorodcev P.I. Istoriya novoj filosofii prava: Lekcii pr. doc. P.I. Novgorodceva. - M.: lit. Obshch. raspr. pol. kn., 1898. - 158 s.
[10] Rattur M.V. Genealogiya otechestvennoj social'noj politiki v otnoshenii detej sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej // Social'naya politika i sociologiya. — 2008. - №4. - S.131-149.
[11] Rattur M.V. Razvitie sistemy obshchest-vennogo prizreniya detej i podrostkov v Rossii (18811894 gg.): dis. ... kand. ist. nauk: 07.00.02. Rossijskij gosudarstvennyj social'nyj universitet. Moskva, 2004.
- 235 s.
[12] Rattur M.V. Rol' cennostnyh ustanovok molodezhi v formirovanii idealov rossijskogo obsh-chestva: social'no-istoricheskij aspekt // Social'naya politika i sociologiya. - 2010. - №12 (66). - S.129-141.
[13] Rattur M.V. Social'nye prichiny pravovyh deviacij nesovershennoletnih // Obrazovanie i pravo.
- 2021. - №1. - S.258-264.
[14] Saharov A.M. Metodologiya istorii i istorio-grafiya. - M.: Izd-vo MGU, 1981. - 214 s.
[15] Tumanova A.S., Kiselev R.V. Prava cheloveka v pravovoj mysli i zakonotvorchestve Rossijskoj imperii vtoroj poloviny HIH - nachala HKH veka. - M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2011.
- 279 s.
[16] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosu-darstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cen-nostej» // [Elektronnyj resurs] Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202211090019 (data obrashcheniya 26.01.2023).
[17] CHicherin B.N. Sobstvennost' i gosu-darstvo. CH.2. - M.: Tip.Martynova, 1883. - 457 s.
[18] SHershenevich G.F. Obshchaya teoriya prava. - M.: Izd.Br.Bashmakovyh, 1910. - 320 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023