Научная статья на тему 'Влияние авторской оздоровительной методики на психоэмоциональное состояние и образ жизни подростков, занимающихся массовым спортом'

Влияние авторской оздоровительной методики на психоэмоциональное состояние и образ жизни подростков, занимающихся массовым спортом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
217
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / АВТОРСКАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА / МАССОВЫЙ СПОРТ / АДАПТАЦИЯ / TEENAGERS / PSYCHOEMOTIONAL CONDITION / MINING AREA / HEALTH-IMPROVING METHODS / MASS SPORTS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чечеткина А. В.

Выявлено положительное влияние авторской оздоровительной методики на психоэмоциональное состояние и образ жизни подростков, проживающих в горнозаводской зоне и занимающихся массовым спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чечеткина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE AUTHORIAL HEALTH-IMPROVING METHODS THE WAY OF LIFE AND PSYCHOEMOTIONAL CONDITION IN TEENAGERS, DOING MASS SPORTS

In the article physiological substantiation of the authorial health-improving methods in restoration in the teenagers doing mass sports, living in the mining area are represented.

Текст научной работы на тему «Влияние авторской оздоровительной методики на психоэмоциональное состояние и образ жизни подростков, занимающихся массовым спортом»

Раздел I

БИОЛОГИЯ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ И БИОИНФОРМАТИКА В МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

УДК 615.825 + 159.9

ВЛИЯНИЕ АВТОРСКОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ МЕТОДИКИ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ МАССОВЫМ СПОРТОМ

А. В. ЧЕЧЕТКИНА*

Выявлено положительное влияние авторской оздоровительной методики на психоэмоциональное состояние и образ жизни подростков, проживающих в горнозаводской зоне и занимающихся массовым спортом.

Ключевые слова: подростки, психоэмоциональное состояние, образ жизни, авторская оздоровительная методика, массовый спорт, адаптация.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психического и физического составляющих его здоровья. В подростковом возрасте усиливающееся эмоциональное напряжение и влияние биологических стимулов наблюдается одновременно с необходимостью оптимально приспосабливаться к повышенным требованиям социальной среды, связанной с вхождением молодого человека во взрослую жизнь. В этот период психоэмоциональное состояние играет решающую роль в формировании качества жизни.

В связи с вышесказанным, актуальным становится разработка таких восстановительных оздоровительных методик, которые будут способствовать психоэмоциональной адаптации подростков к новым условиям жизнедеятельности, создавшихся в результате поступления в учебное заведение средней профессиональной школы.

В данной статье рассматриваются влияние авторской оздоровительной методики на психоэмоциональное состояние и образ жизни подростков.

Цель исследования — выявить влияние авторской оздоровительной методики на образ жизни и психоэмоциональное состояние подростков 15-18 лет.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось в течение трех лет в три этапа на базе филиала «Уральского государственного университета путей сообщения» факультета среднего профессионального образования «Железнодорожной медицины» со студентами специальности «Сестринское дело» и «Лечебное дело» 1-3 курсов. На первом этапе, перед применением авторской оздоровительной методики мы провели исследование психоэмоционального состояния и особенности образа жизни студентов.

На втором этапе проводилась непосредственно авторская оздоровительная методика, которая в течение месяца проводилась в виде 20-минутных занятий с 10 часов утра каждый день. Оздоровительная методика включает в себя, комплекс общеразвивающих и корригирующих физических упражнений, составленных таким образом, что оздоровительное воздействие осуществляется, как на отдельную систему, так и на весь организм в целом. Особое внимание уделяется коррекции осанки и взаимосвязи воздействия на внутренние органы, так как осанка, прежде всего, является показателем здоровья (нормальное функционирование внутренних органов напрямую зависит от состояния позвоночника) и физической формы. Возраст 15-18 лет - это завершающий период формирования осанки. С помощью корригирующих упражнений увеличивается подвижность позвоночника, укрепляются формы и функции мышц, а также восстанавливаются висцеральные связи с внутренними органами. Предлагаемые упражнения помогают устранению дефектов тела, связанных с нарушением осанки, например уплощение груди, отстающие лопатки и др., а также в профилактике заболеваний и восстанов-

Уральский государственный университет физической культуры, ул. Орджоникидзе, д. 1, г. Челябинск, 454091

ления функций внутренних органов. Благодаря кортико-висце-ральным связям общеразвивающие и корригирующие упражнения нормализуют процессы регуляции сердечно-сосудистой системы, стимулируют функцию миокарда, что важно именно в пубертатный период. Физические упражнения по данному комплексу, оказывают воздействие и на центральную нервную систему - изменяют тонус нервных центров головного мозга.

Для снятия эмоциональной и физической нагрузки, а также для восстановления висцеральных связей межпозвоночных сегментов с внутренними органами, данный комплекс общеразвивающих и корригирующих физических упражнений следует чередовать с дыхательными техниками и заканчивать глазодвигательной гимнастикой и аутотренингом.

После проведения и обучения оздоровительной методики в учебном заведении с методистом, учащиеся занимались в дальнейшем самостоятельно.

На третьем этапе исследования проводился контрольный срез - изучение психоэмоционального состояния и образа жизни обследуемых студентов.

Нами было обследовано 134 студента, из них 118 девушек и 16 юношей. Подростки кроме занятий физической культуры по программе учебного заведения, занимались дополнительно в секциях волейбола и настольного тенниса 3 раза в неделю.

Учащиеся заполняли «анкету здорового образа жизни», состоящей из 20 вопросов с тремя вариантами ответов у каждого, направленных на выяснение особенностей образа жизни. Анализ результатов выявлял 4 уровня образа жизни: очень здоровый, терпимый, но есть резервы для улучшения, образ жизни явно плохой и образ жизни очень плохой. Результаты исследования показали, что из общего количества обследованных лиц 6 человек (4,5%) ведут очень здоровый образ жизни; еще 6 человек (4,5%) -образ жизни очень плохой и 122 человека (90,9%) ведут образ жизни терпимый и у них есть резервы для улучшения.

Параллельно нами было проведено диагностическое исследование психоэмоционального состояния подростков. Распределение подростков в зависимости от уровня развития психологических процессов представлено на рис. 1.

76 76

ГП

60

п

36 □ средним

Г

—.

4 1

уровень тревожности уровень сф-ти ОУ и Спец, умений уровень способности к саморазвитию

Рис.1. Результаты психологического тестирования подростков перед применением оздоровительной методики.

Согласно полученным результатам, 101 (76%) студентов имеют высокий уровень тревожности, 33 (24%) - средний. При этом мы видим примерно такой же показатель уровня эмпатии: 80 (60%) обследуемых подростков - очень высокий, 48 (36%) -высокий, 5 (4%) - средний. Более низкой является степень сфор-мированности общеучебных и специальных умений: только у 75 (56%) обследуемых студентов она высокая, а у 58 (44%) средняя. Самые низкие показатели выявлены по уровню развития силы воли: 33 (24%) - высокий, тогда как у 101 (76%) обследуемых подростков, он средний. Несмотря на низкие показатели развития силы воли, уровень способности к саморазвитию у большинства студентов - 96 (72%) от общего количества обследуемых - высокий и у 38 (28%) он средний.

На следующем этапе исследования мы реализовывали ав-

торскую оздоровительную методику. На третьем этапе мы проводили контрольный срез: использовались аналогичные первому этапу опросники. Сравнительные результаты исследования образа жизни студентов на первом и третьем этапе исследования представлены в рис. 2.

140

120

100

80

60

40

□ очень здоровый образ жизни

□ очень плохой образ жизни

□ терпимый образ жизни

до проведения после

методики проведения

методики

Рис. 2. Количество подростков, ведущих определенных образ жизни, на различных этапах исследования

Следовательно, реализация оздоровительной методики, позволили улучшить образ жизни (рис. 2), появилось сознательное отношение к своему здоровью у большинства подростков. Так, если на первом этапе очень здорового образа жизни придерживались 6 (4,5%) студентов, то на третьем этапе данный показатель увеличился до 13 (9,7%) студентов. В то же время увеличилось общее количество студентов, ведущих очень плохой образ жизни с 6 (4,5%) до 9 (6,7%) подростков. Соответственно, уменьшилось общее количество студентов из имеющих резерв для улучшения образа жизни с 122 до 114 человек. Однако уменьшение произошло не только за счет того, что часть студентов ухудшила свой образ жизни, но и за счет того, что многие студенты улучшили свой образ жизни, причем по второму критерию показатель 9,7% несколько больше, чем по первому. Это свидетельствует о положительных результатах реализации авторской оздоровительной методики. В то же время, пополнение ряда студентов, ухудшивших образ жизни можно объяснить и тем фактом, что часть подростков живут в общежитии, самостоятельно, без присмотра родителей, а значит без особого контроля со стороны взрослых.

Качественные изменения в образе жизни отразились непосредственным образом на психоэмоциональном состоянии студентов. Данные изменения представлены на рис 3.

100

90

80

70

60

50

40

30

20

I—I 60

52 48 48 I

— \--32 -32 \-

:ІЕШІЕ

40

□ средний

□ высокий

□ очень высокий

уровень сф-ти ОУ и Спец, умений

способности к саморазвитию

Рис. 3. Результаты психологического исследования подростков после проведения оздоровительной методики

Сравнительный анализ показателей, представленных на рис. 2 и 3 показал, что после проведения оздоровительных мероприятий, психоэмоциональное состояние студентов улучшилось. Уменьшилось общее количество студентов с высоким уровнем тревожности с 76 до 48%, при этом вырос показатель уровня способности к саморазвитию с 72 до 92%, и уровень силы воли с 24 до 40%. Данный результаты свидетельствуют о то, что проведенный комплекс оздоровительных мероприятий позволил не только улучшить образ жизни, но и повысить такие психические свойства личности как целеустремленность, уверенность в себе.

Выводы: реализация авторской оздоровительной методики способствовала психоэмоциональной адаптации подростков к новым условиям жизнедеятельности, создавшихся в результате поступления в учебное заведение средней профессиональной школы.

Уменьшилось общее количество студентов с высоким

уровнем тревожности, при этом вырос показатель уровня способности к саморазвитию. Все это позволило повысить такие психические свойства личности как целеустремленность, уверенность в себе, что в подростковом возрасте это значимо.

Литература

1. Аршавский, И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И.А. Аршавский.- М.: Наука, 1992.- 269 с.

2. Барбараш, НА. Индивидуально-годичные изменения психофизиологических параметров лиц юношеского возраста / Н.А. Барбараш, В.И. Шапошникова, М.В. Чичиленко.- Спорт и здоровье: Мат. I межд. конгр. 9-11 сентября 2003.- СПб., 2003.-T.II.- С. 89-91.

3. Дубров, А.П. Лунные ритмы у человека.- М.: Медицина, 1990.- 159 с.

4. Жирмунский, А.В. Критические уровни в развитии природных систем / А.В. Жирмунский, В.И. Кузьмин.- Л.: Наука, 1990.- 222 с.

5. Попов, С.Н. Физическая реабилитация / Учебник для студентов высших учебных заведений /С.Н. Попов.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 608 с.

6. Пустозеров, А.И. Методы доврачебного контроля состояния здоровья физкультурников и спортсменов: Учебно-методическое пособие / А.И. Пустозеров, В.К. Миловидов, Ю.И. Сазонов.- Челябинск: УралГАФК, 2004.- 92 с.

7. Степанова, С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации / С.И. Степанова.- М.: Наука, 1996.- 239 с.

8. Шапошникова, В.И. Хронобиология и спорт: монография / В.И. Шапошникова, В.А. Таймазов.- М.: Советский спорт, 2005.- 180 с.

THE AUTHORIAL HEALTH-IMPROVING METHODS THE WAY OF LIFE AND PSYCHOEMOTIONAL CONDITION IN TEENAGERS, DOING MASS SPORTS

A.V.CHECHETKINA Samara State Medical University, info@samsmu. ru

In the article physiological substantiation of the authorial health-improving methods in restoration in the teenagers doing mass sports, living in the mining area are represented.

Key words: teenagers, psychoemotional condition, mining area, health-improving methods, mass sports, adaptation.

УДК616.24-002

МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОСНОВНЫХ ВОЗБУДИТЕЛЕЙ ВНЕБОЛЬНИЧНЫХ ПНЕВМОНИЙ

Несмотря на достигнутые успехи в диагностике и лечении, проблема внебольничных пневмоний, вызванных сложнокультивируемыми бактериальными возбудителями, такими как микоплазмы и хламидии, в последнее время приобрела все большую актуальность. В нашем исследовании мы изучили распространенность основных генетических детерминант в штаммах M.pneumoniae, C.pneumoniae, выделенных у пациентов с внебольничными пневмониями и у носителей, что позволило нам сделать прогноз относительно мониторирования антибиоти-коустойчивости у сложнокультивируемых микроорганизмов. Ключевые слова: атипичные пневмонии, М.рпеишошае,

С.рпеишотае, устойчивость к антибиотикам

Несмотря на достигнутые успехи в изучении микробиологии и молекулярной биологии микроорганизмов, такие возбудители как S.peumoniae, M.pneumoniae, C.pneumoniae, L.pneumophila являются актуальными возбудителями внебольничных пневмоний. При этом, три последних вообще относят к группе так называемых «атипичных» пневмоний [1-4]. До настоящего времени изучение микробиологических свойств данных патогенов представляется достаточно проблематичным прежде всего потому, что культивирование этих микроорганизмов на искусственных средах является достаточно сложным в практическом плане [5].

Главный Госпиталь ТОФ, ул. Ивановская, д. 4, Владивосток Владивостокский государственный медицинский университет, пр-т Острякова, д. 2, Владивосток, 690990

Дальневосточный Федеральный Университет, ул. Суханова, д. 8, Владивосток, 690950

20

0

ч* н* и* __ ** * * *

Е.С. НОСАЧ , С.В. СКРЫЛЬ , А.А. ШЕПАРЕВ , А.В. МАРТЫНОВА

68

уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.