УДК 612.66.017.2 ББК 384
Чечеткина Анна Владимировна
Аспирант
кафедра спортивной медицины и физической реабилитации
Уральского государственного университета физической культуры
г. Челябинск Chechetkina Anna Vladimirovna Post-graduate Chair of Sports Medicine and Physical Rehabilitation Ural State University of Physical Training Chelyabinsk
Влияние оздоровительной методики по восстановлению индивидуального биоритма на адаптацию подростков □ первокурсников Influence of Health-Improving Techniques on Individual Biorhythm Recovering on Teenage FreshmenS Adaptation
В статье рассматривается возможность использования оздоровительной методики по восстановлению индивидуального биоритма с целью адаптации студентов □ первокурсников к изменившимся условиям. Представлены результаты исследования влияния адаптивной оздоровительной методики на психоэмоциональное состояние и образ жизни подростков, как основных показателей адаптации.
The article considers the possibility of using health-improving techniques on individual biorhythm recovering for the purpose of the first-year students ^adaptation to changed conditions; presents the research results of adaptive health-improving techniques influence on teenagers □ psycho-emotional state and the way of life as basic adaptation indicators.
Ключевые слова: адаптация, оздоровительная методика, суточный индивидуальный биоритм, подростки - первокурсники.
Key words: adaptation, health-improving techniques, daily individual
biorhythm, teenage freshmen.
Молодой человек, становясь студентом средне □ специального и высшего образовательного учреждения, подвергает свой привычный образ жизни качественным изменениям, которые в свою очередь, отражаются на состоянии физического здоровья, приводят к сбою индивидуального биоритма и это отражается на состоянии физического здоровья и психоэмоциональном состоянии. При этом нужно учитывать, что пубертатный период жизни □ это завершающий этап формирования всех органов и систем молодого организма, а потому в этот период особенно важно обращать внимание на поддержание и сохранение здоровья как физического, так и психического.
Грамотно спланированный учебный процесс студентов-первокурсников, который включает в себя комплекс занятий по восстановлению нарушенного индивидуального биоритма, позволит сделать процесс адаптации успешным. В данной статье предпринимается попытка проанализировать опыт внедрения адаптивной оздоровительной методики по восстановлению индивидуального биоритма на первом курсе колледжа.
Проблема исследования заключается в наличии противоречий между современными требованиями к состоянию психоэмоционального и физического здоровья студентов первых курсов образовательных учреждений и недостаточным уровнем их физической, психической подготовленности, необходимой в предстоящей самостоятельной и независимой жизнедеятельности. При этом важно учитывать, что в процессе адаптации человек вынужден приспосабливаться к шуму, изменению освещенности, нахождению в закрытых, плохо проветриваемых помещениях. Загрязнение окружающей природы, включение в пищу большого числа синтетических продуктов, алкогольных напитков, злоупотребление медикаментами, курение □ все это дополнительная нагрузка на все системы организма современного молодого человека. Как известно, именно на подростковый возраст падает максимальная нагрузка в учебных заведениях. В результате очень важно сохранить тот природный биологический ритм, который дан каждому из нас индивидуально.
Рассогласование и перестройка биологических ритмов происходит под воздействием определенного стресса, что приводит к неблагоприятным, а порой и патологическим отклонениям в организме [10].
На биоритмы организма влияют как внутренние ритмические процессы, так и факторы внешней среды [9]. К внутренним синхронизаторам относятся ритмы электрической активности мозга, частота сердцебиения и дыхания, активность пищеварительных процессов и эндокринных функций. К внешним синхронизаторам относятся периодические изменения температуры, освещенности, колебания магнитного поля земли, атмосферного давления, которые связаны с фазами луны, активностью
солнца, расположением планет. В организме человека ведущую роль в регуляции биоритмов играют функции гипоталамуса и гипофиза.
Актуальна разработка таких восстановительных оздоровительных методик, которые будут способствовать восстановлению индивидуального биоритма подростков в период адаптации к новым условиям жизнедеятельности, создавшихся в результате поступления в учебное заведение средней профессиональной школы.
Одним из способов сгладить процесс адаптации студента первого курса средне □ специального и высшего образовательного учреждения, является реализация нашей оздоровительной методики, так как она позволяет не только выявить проблему (наличие десинхроноза □ рассогласование и перестройку биологических ритмов), но и позволяет восстановить внутреннее нарушенное равновесие.
С целью изучения эффективности влияния оздоровительной методики на восстановление индивидуального биоритма и адаптацию подростков 15 - 16 лет было проведено исследование на базе Златоустовского филиала Уральского государственного университета путей сообщения факультета железнодорожной медицины у учащихся 1 курсов, возраста 15 - 16 лет.
Было обследовано 134 студента, из них 118 девушек и 16 юношей.
Данную методику мы апробировали как адаптационную для студентов первого курса. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе, перед применением авторской оздоровительной методики мы провели исследование психофизического состояния и особенностей образа жизни студентов □ как основных показателей процесса адаптации. Также на первом этапе проводилось научное исследование по составленным программам обследования суточного, недельного, месячного и годового биологического ритма подростков. Мы определили хронотип каждого подростка, при этом использовалась международная анкета Остберга, результаты которой показали, что среди 134 обследуемых - 78 человек (58%) являются «голубями□ (аритмиками), 39 человека (29%) -«Жаворонки □ и 17 человек (13%) -«совы»
Хронотипы человека коррелируют с вегетативной и эмоциональной реактивностью, заболеваемостью, темпераментом, способностью переносить гипоксию. В зависимости от принадлежности человека к «утреннему» «дневному□ или «вечернему» хронотипу, наблюдается изменения ЧСС, дыхания, температуры тела и многих других показателей[11].
Осуществлялся суточный биоритмологический контроль на выявление десинхроноза, который достаточно объективно отражает функциональное состояние организма учащегося. Проводилось пятикратные измерения в течение дня:
1. с 9 до 10 часов;
2. с 12 до 13 часов;
3. с 15 до 16 часов;
4. с 18 до 19 часов;
5. с 21 до 22 часов;
Исследовались: частота сердечных сокращений, число дыхательных движений, температура тела, артериальное давление, динамометрическое измерение силы кисти, а также оценивалось самочувствие, работоспособность, оценка аппетита и желание работать.
Полученные результаты исследований заносились в протокол и строились графики суточных колебаний, результаты которых показали: из 134 обследуемых у 110 человек (82%) выявлен скрытый и частичный десинхроноз -показатели самочувствия, работоспособности, оценки аппетита и желания работать они оценивали как «Ьтлично» и «хорошо» но при этом происходили нарушения естественной фазовой синхронизации некоторых циркадианных ритмов (ЧДД, ЧСС, АД, температуры тела и динамометрии).
На втором этапе проводилась непосредственно авторская оздоровительная методика. В течение месяца занятия проводились в 10 часов утра по 15-20 минут каждый день. После проведения оздоровительной методики в учебном заведении, учащиеся занимались самостоятельно. На третьем этапе исследования проводился контрольный срез □ изучение изменений в психофизическом состоянии и образе жизни обследуемых студентов.
Сравнительные результаты исследования образа жизни студентов на первом и третьем этапе исследования представлены в диаграмме 1.
Как видим, реализация оздоровительной методики, многочисленные беседы о здоровом образе жизни со студентами, позволили улучшить образ жизни (диаграмма 1), появилось сознательное отношение к своему здоровью у большинства подростков. Так, если на первом этапе очень здорового образа жизни придерживались 6 (4,5%) студентов, то на третьем этапе данный показатель увеличился до 13 (9,7%) студентов.
140
120
100
80
60
40
20
0
Г~|-
до проведения методики
после
проведения
методики
□ очень здоровый образ жизни
□ очень плохой образ жизни
□ терпимый образ жизни
Диаграмма 1. Сравнение показателей образа жизни подростков на различных этапах исследования
В то же время увеличилось общее количество студентов, ведущих очень плохой образ жизни с 6 (4,5%) до 9 (6,7%) подростков. Соответственно, уменьшилось общее количество студентов из имеющей резерв для улучшения образа жизни с 122 до 114 человек. Однако уменьшение произошло не только за счет того, что часть студентов ухудшила свой образ жизни, но и за счет того, что многие студенты улучшили свой образ жизни, причем по второму критерию показатель 9,7% несколько больше, чем по первому. Что говорит о положительных результатах реализации авторской оздоровительной методики. В то же время, пополнение ряда студентов, ухудшивших образ жизни можно объяснить и тем фактом, что они живут в общежитии, самостоятельно, без присмотра родителей, а значит без особого контроля со стороны взрослых.
Качественные изменения в образе жизни отразились непосредственным образом на психоэмоциональном состоянии студентов. Данные изменения представлены в диаграммах 2, 3.
уровень уровень сф-ти уровень
тревожности ОУ и Спец, способности к
умений саморазвитию
□ средний
□ высокий
□ очень высокий
Диаграмма 2. Результаты психологического тестирования перед применением
оздоровительной методики
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
92
68
48
32 32
^20| | _
60
40
□ средний
□ высокий
□ очень высокий
уровень уровень уровень сф-ти уровень уровень
тревожности эмпатии ОУ и Спец, развития силы способности к
умений воли саморазвитию
Диаграмма 3. Результаты психологического исследования после реализации
оздоровительной методики
Сравнительный анализ показателей, представленных в диаграммах 2 и 3 показал, что после проведения мероприятий, предусмотренных вторым этапом нашего исследования психоэмоциональное состояние студентов качественно улучшилось. Уменьшилось общее количество студентов с высоким уровнем тревожности с 76% до 48 %, при этом вырос показатель уровня способности к саморазвитию с 72% до 92%, и уровень силы воли с 24 % до 40%. Данный факт говорит о том, что оздоровительная методика позволила не только улучшить образ жизни, но и повысить такие психические свойства личности как целеустремленность, уверенность в себе.
С уверенностью можно отметить, что на первом курсе, в период адаптации к изменившимся условиям, необходимо проводить коррекцию образа жизни подростков, а также их психоэмоционального состояния, что вполне возможно сделать с помощью применения оздоровительных методик. Выполнение действий, предписанных адаптивной методикой по восстановлению индивидуального биоритма, существенно улучшит образ жизни и приведет к укреплению психоэмоционального состояния обследуемых студентов, а значит, сделает процесс адаптации более легким.
Библиографический список
1. Агаджанян, Н. А. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма / Физиология человека: К. В. Рушенкова, Н. В. Ермакова □ 1997. □ Т. 23. □ № 1П 2. - С. 93-97.
2. Ахмеджанов, Э. Р. Психологические тесты / Э. Р. Ахмеджанов - М., 1996. □ 320 с.
3. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский □ М.: Наука, 1992. -269 с.
4. Попов, С. Н. Физическая реабилитация / Учебник для студентов высших учебных заведений: С. Н. Попов □ Ростов н/Д: Феникс, 2006. □ 608 с.
5. Барбараш Н. А. Индивидуально □ годичные изменения психофизиологических параметров лиц юношеского возраста / Н. А. Барбараш, В. И. Шапошникова, М.В. Чичиленко. □ Спорт и здоровье: Мат. I межд. конгр. 9 □ 11 сентября 2003 г. □ СПб., 2003. □ Т.П. □ С. 89 □ 91.
6. Дубров А. П. Лунные ритмы у человека □ М.: Медицина, 1990. □ 159 с.
7. Жирмунский А. В. Критические уровни в развитии природных систем /
A.В. Жирмунский, В. И. Кузьмин □ Л.: Наука, 1990. □ 222 с.
8. Мюррей М. Т. Синдром хронической усталости / М. Т. Мюррей □ Пер. с англ. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
9. Рыбаков В. П. Биоритмы на службе здоровья / В. П. Рыбаков. □ М.: Советский спорт, 2001.
10. Степанова С. И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации / С.И. Степанова □ М.: Наука, 1996. □ 239 с.
11. Шапошникова, В. И. Хронобиология и спорт: монография / В. И. Шапошникова,
B. А. Таймазов. □ М.: Советский спорт, 2005. □ 180 с.
12. Шишкина, Л. С. Комплексное изучение новой психосоматической нормы у молодого поколения / Человек и общество □ тенденции социальных изменений: Л. С. Шишкина □ СПб, 1997.
Bibliography
1. Agadzhanyan, N.A. Adaptation Peculiarities of Juvenile Cardiovascular System / N.A. Agadzhanyan // Human Physiology: K. V. Rushenkova, N.V. Ermakova. □ 1997. □ V. 23. □ № 1 2.- P. 93-97.
2. Akhmetdzhanov, E.R. Psychological Tests / E. R. Akhmetdzhanov □ М., 1996. □ 320 p.
3. Arshavsky I.A. Physiological Mechanisms and Laws of Individual Development /
I.A.Arshavsky. □ М.: Nauka, 1992. - 269 p.
4. Barbarasch, N.A. Individual Circannual Changes of Juveniles □ Psycho-Physiological Parameters / N.A.Barbarash, V.I. Shaposhnikova, M.V. Chichilenko // Sports and Health: Materials of 1st International Conference, September, 9-11, 2003. □ SPb., 2003. □ V.2. □ P. 89 □ 91.
5. Dubrov, A.P. Human Lunar Rhythms / A.P. Dubrov. □ M: Medicine, 1990. D159 p.
6. Murrey, M. T. Chronic Fatigue Syndrome: Transl. from English / M.T.Murrey. Rostov-on-Don: Phoenix, 1997.
7. Popov, S.N. Physical Rehabilitation: Textbook for Students of Higher Educational Institutions / S.N.Popov. □ Rostov-on-Don: Phoenix, 2006. □ 608 p.
8. Rybakov, V.P. Biorhythms on Health Duty / V.P. Rybakov. □ M.: Soviet Sports, 2001.
9. Shaposhnikova, V.I. Chronobiology and Sports: Monograph / V.I. Shaposhnikova, V.A.Taimazov. □ M.: Soviet Sports, 2005. D180 p.
10. Shishkina, L.S. Complex Studying of a New Psychosomatic Norm of the Young Generation / L.S. Shishkina // Person and Society -Social Changes Tendencies. □ SPb, 1997.
11. Stepanova, S.I. Biorhythmologic Aspects of Adaptation Problem / S.I. Stepanova. □ M.: Nauka, 1996. □ 239 p.
12. Zhirmunsky, A.V. Critical Levels of Natural Systems Development / A. V. Zhirmunsky, V.I.Kuzmin. □ L.: Nauka, 1990. □222 p.