Научная статья на тему 'Влияние оздоровительной методики по восстановлению индивидуального биоритма на адаптацию подростков первокурсников'

Влияние оздоровительной методики по восстановлению индивидуального биоритма на адаптацию подростков первокурсников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
262
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА / СУТОЧНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ БИОРИТМ / ПОДРОСТКИ ПЕРВОКУРСНИКИ / ADAPTATION / HEALTH-IMPROVING TECHNIQUES / DAILY INDIVIDUAL BIORHYTHM / TEENAGE FRESHMEN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чечеткина Анна Владимировна

В статье рассматривается возможность использования оздоровительной методики по восстановлению индивидуального биоритма с целью адаптации студентов первокурсников к изменившимся условиям. Представлены результаты исследования влияния адаптивной оздоровительной методики на психоэмоциональное состояние и образ жизни подростков, как основных показателей адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чечеткина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Health-Improving Techniques on Individual Biorhythm Recovering on Teenage Freshmen's Adaptation

The article considers the possibility of using health-improving techniques on individual biorhythm recovering for the purpose of the first-year students' adaptation to changed conditions; presents the research results of adaptive health-improving techniques influence on teenagers' psycho-emotional state and the way of life as basic adaptation indicators.

Текст научной работы на тему «Влияние оздоровительной методики по восстановлению индивидуального биоритма на адаптацию подростков первокурсников»

УДК 612.66.017.2 ББК 384

Чечеткина Анна Владимировна

Аспирант

кафедра спортивной медицины и физической реабилитации

Уральского государственного университета физической культуры

г. Челябинск Chechetkina Anna Vladimirovna Post-graduate Chair of Sports Medicine and Physical Rehabilitation Ural State University of Physical Training Chelyabinsk

Влияние оздоровительной методики по восстановлению индивидуального биоритма на адаптацию подростков □ первокурсников Influence of Health-Improving Techniques on Individual Biorhythm Recovering on Teenage FreshmenS Adaptation

В статье рассматривается возможность использования оздоровительной методики по восстановлению индивидуального биоритма с целью адаптации студентов □ первокурсников к изменившимся условиям. Представлены результаты исследования влияния адаптивной оздоровительной методики на психоэмоциональное состояние и образ жизни подростков, как основных показателей адаптации.

The article considers the possibility of using health-improving techniques on individual biorhythm recovering for the purpose of the first-year students ^adaptation to changed conditions; presents the research results of adaptive health-improving techniques influence on teenagers □ psycho-emotional state and the way of life as basic adaptation indicators.

Ключевые слова: адаптация, оздоровительная методика, суточный индивидуальный биоритм, подростки - первокурсники.

Key words: adaptation, health-improving techniques, daily individual

biorhythm, teenage freshmen.

Молодой человек, становясь студентом средне □ специального и высшего образовательного учреждения, подвергает свой привычный образ жизни качественным изменениям, которые в свою очередь, отражаются на состоянии физического здоровья, приводят к сбою индивидуального биоритма и это отражается на состоянии физического здоровья и психоэмоциональном состоянии. При этом нужно учитывать, что пубертатный период жизни □ это завершающий этап формирования всех органов и систем молодого организма, а потому в этот период особенно важно обращать внимание на поддержание и сохранение здоровья как физического, так и психического.

Грамотно спланированный учебный процесс студентов-первокурсников, который включает в себя комплекс занятий по восстановлению нарушенного индивидуального биоритма, позволит сделать процесс адаптации успешным. В данной статье предпринимается попытка проанализировать опыт внедрения адаптивной оздоровительной методики по восстановлению индивидуального биоритма на первом курсе колледжа.

Проблема исследования заключается в наличии противоречий между современными требованиями к состоянию психоэмоционального и физического здоровья студентов первых курсов образовательных учреждений и недостаточным уровнем их физической, психической подготовленности, необходимой в предстоящей самостоятельной и независимой жизнедеятельности. При этом важно учитывать, что в процессе адаптации человек вынужден приспосабливаться к шуму, изменению освещенности, нахождению в закрытых, плохо проветриваемых помещениях. Загрязнение окружающей природы, включение в пищу большого числа синтетических продуктов, алкогольных напитков, злоупотребление медикаментами, курение □ все это дополнительная нагрузка на все системы организма современного молодого человека. Как известно, именно на подростковый возраст падает максимальная нагрузка в учебных заведениях. В результате очень важно сохранить тот природный биологический ритм, который дан каждому из нас индивидуально.

Рассогласование и перестройка биологических ритмов происходит под воздействием определенного стресса, что приводит к неблагоприятным, а порой и патологическим отклонениям в организме [10].

На биоритмы организма влияют как внутренние ритмические процессы, так и факторы внешней среды [9]. К внутренним синхронизаторам относятся ритмы электрической активности мозга, частота сердцебиения и дыхания, активность пищеварительных процессов и эндокринных функций. К внешним синхронизаторам относятся периодические изменения температуры, освещенности, колебания магнитного поля земли, атмосферного давления, которые связаны с фазами луны, активностью

солнца, расположением планет. В организме человека ведущую роль в регуляции биоритмов играют функции гипоталамуса и гипофиза.

Актуальна разработка таких восстановительных оздоровительных методик, которые будут способствовать восстановлению индивидуального биоритма подростков в период адаптации к новым условиям жизнедеятельности, создавшихся в результате поступления в учебное заведение средней профессиональной школы.

Одним из способов сгладить процесс адаптации студента первого курса средне □ специального и высшего образовательного учреждения, является реализация нашей оздоровительной методики, так как она позволяет не только выявить проблему (наличие десинхроноза □ рассогласование и перестройку биологических ритмов), но и позволяет восстановить внутреннее нарушенное равновесие.

С целью изучения эффективности влияния оздоровительной методики на восстановление индивидуального биоритма и адаптацию подростков 15 - 16 лет было проведено исследование на базе Златоустовского филиала Уральского государственного университета путей сообщения факультета железнодорожной медицины у учащихся 1 курсов, возраста 15 - 16 лет.

Было обследовано 134 студента, из них 118 девушек и 16 юношей.

Данную методику мы апробировали как адаптационную для студентов первого курса. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе, перед применением авторской оздоровительной методики мы провели исследование психофизического состояния и особенностей образа жизни студентов □ как основных показателей процесса адаптации. Также на первом этапе проводилось научное исследование по составленным программам обследования суточного, недельного, месячного и годового биологического ритма подростков. Мы определили хронотип каждого подростка, при этом использовалась международная анкета Остберга, результаты которой показали, что среди 134 обследуемых - 78 человек (58%) являются «голубями□ (аритмиками), 39 человека (29%) -«Жаворонки □ и 17 человек (13%) -«совы»

Хронотипы человека коррелируют с вегетативной и эмоциональной реактивностью, заболеваемостью, темпераментом, способностью переносить гипоксию. В зависимости от принадлежности человека к «утреннему» «дневному□ или «вечернему» хронотипу, наблюдается изменения ЧСС, дыхания, температуры тела и многих других показателей[11].

Осуществлялся суточный биоритмологический контроль на выявление десинхроноза, который достаточно объективно отражает функциональное состояние организма учащегося. Проводилось пятикратные измерения в течение дня:

1. с 9 до 10 часов;

2. с 12 до 13 часов;

3. с 15 до 16 часов;

4. с 18 до 19 часов;

5. с 21 до 22 часов;

Исследовались: частота сердечных сокращений, число дыхательных движений, температура тела, артериальное давление, динамометрическое измерение силы кисти, а также оценивалось самочувствие, работоспособность, оценка аппетита и желание работать.

Полученные результаты исследований заносились в протокол и строились графики суточных колебаний, результаты которых показали: из 134 обследуемых у 110 человек (82%) выявлен скрытый и частичный десинхроноз -показатели самочувствия, работоспособности, оценки аппетита и желания работать они оценивали как «Ьтлично» и «хорошо» но при этом происходили нарушения естественной фазовой синхронизации некоторых циркадианных ритмов (ЧДД, ЧСС, АД, температуры тела и динамометрии).

На втором этапе проводилась непосредственно авторская оздоровительная методика. В течение месяца занятия проводились в 10 часов утра по 15-20 минут каждый день. После проведения оздоровительной методики в учебном заведении, учащиеся занимались самостоятельно. На третьем этапе исследования проводился контрольный срез □ изучение изменений в психофизическом состоянии и образе жизни обследуемых студентов.

Сравнительные результаты исследования образа жизни студентов на первом и третьем этапе исследования представлены в диаграмме 1.

Как видим, реализация оздоровительной методики, многочисленные беседы о здоровом образе жизни со студентами, позволили улучшить образ жизни (диаграмма 1), появилось сознательное отношение к своему здоровью у большинства подростков. Так, если на первом этапе очень здорового образа жизни придерживались 6 (4,5%) студентов, то на третьем этапе данный показатель увеличился до 13 (9,7%) студентов.

140

120

100

80

60

40

20

0

Г~|-

до проведения методики

после

проведения

методики

□ очень здоровый образ жизни

□ очень плохой образ жизни

□ терпимый образ жизни

Диаграмма 1. Сравнение показателей образа жизни подростков на различных этапах исследования

В то же время увеличилось общее количество студентов, ведущих очень плохой образ жизни с 6 (4,5%) до 9 (6,7%) подростков. Соответственно, уменьшилось общее количество студентов из имеющей резерв для улучшения образа жизни с 122 до 114 человек. Однако уменьшение произошло не только за счет того, что часть студентов ухудшила свой образ жизни, но и за счет того, что многие студенты улучшили свой образ жизни, причем по второму критерию показатель 9,7% несколько больше, чем по первому. Что говорит о положительных результатах реализации авторской оздоровительной методики. В то же время, пополнение ряда студентов, ухудшивших образ жизни можно объяснить и тем фактом, что они живут в общежитии, самостоятельно, без присмотра родителей, а значит без особого контроля со стороны взрослых.

Качественные изменения в образе жизни отразились непосредственным образом на психоэмоциональном состоянии студентов. Данные изменения представлены в диаграммах 2, 3.

уровень уровень сф-ти уровень

тревожности ОУ и Спец, способности к

умений саморазвитию

□ средний

□ высокий

□ очень высокий

Диаграмма 2. Результаты психологического тестирования перед применением

оздоровительной методики

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

92

68

48

32 32

^20| | _

60

40

□ средний

□ высокий

□ очень высокий

уровень уровень уровень сф-ти уровень уровень

тревожности эмпатии ОУ и Спец, развития силы способности к

умений воли саморазвитию

Диаграмма 3. Результаты психологического исследования после реализации

оздоровительной методики

Сравнительный анализ показателей, представленных в диаграммах 2 и 3 показал, что после проведения мероприятий, предусмотренных вторым этапом нашего исследования психоэмоциональное состояние студентов качественно улучшилось. Уменьшилось общее количество студентов с высоким уровнем тревожности с 76% до 48 %, при этом вырос показатель уровня способности к саморазвитию с 72% до 92%, и уровень силы воли с 24 % до 40%. Данный факт говорит о том, что оздоровительная методика позволила не только улучшить образ жизни, но и повысить такие психические свойства личности как целеустремленность, уверенность в себе.

С уверенностью можно отметить, что на первом курсе, в период адаптации к изменившимся условиям, необходимо проводить коррекцию образа жизни подростков, а также их психоэмоционального состояния, что вполне возможно сделать с помощью применения оздоровительных методик. Выполнение действий, предписанных адаптивной методикой по восстановлению индивидуального биоритма, существенно улучшит образ жизни и приведет к укреплению психоэмоционального состояния обследуемых студентов, а значит, сделает процесс адаптации более легким.

Библиографический список

1. Агаджанян, Н. А. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма / Физиология человека: К. В. Рушенкова, Н. В. Ермакова □ 1997. □ Т. 23. □ № 1П 2. - С. 93-97.

2. Ахмеджанов, Э. Р. Психологические тесты / Э. Р. Ахмеджанов - М., 1996. □ 320 с.

3. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский □ М.: Наука, 1992. -269 с.

4. Попов, С. Н. Физическая реабилитация / Учебник для студентов высших учебных заведений: С. Н. Попов □ Ростов н/Д: Феникс, 2006. □ 608 с.

5. Барбараш Н. А. Индивидуально □ годичные изменения психофизиологических параметров лиц юношеского возраста / Н. А. Барбараш, В. И. Шапошникова, М.В. Чичиленко. □ Спорт и здоровье: Мат. I межд. конгр. 9 □ 11 сентября 2003 г. □ СПб., 2003. □ Т.П. □ С. 89 □ 91.

6. Дубров А. П. Лунные ритмы у человека □ М.: Медицина, 1990. □ 159 с.

7. Жирмунский А. В. Критические уровни в развитии природных систем /

A.В. Жирмунский, В. И. Кузьмин □ Л.: Наука, 1990. □ 222 с.

8. Мюррей М. Т. Синдром хронической усталости / М. Т. Мюррей □ Пер. с англ. Ростов н/Д: Феникс, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Рыбаков В. П. Биоритмы на службе здоровья / В. П. Рыбаков. □ М.: Советский спорт, 2001.

10. Степанова С. И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации / С.И. Степанова □ М.: Наука, 1996. □ 239 с.

11. Шапошникова, В. И. Хронобиология и спорт: монография / В. И. Шапошникова,

B. А. Таймазов. □ М.: Советский спорт, 2005. □ 180 с.

12. Шишкина, Л. С. Комплексное изучение новой психосоматической нормы у молодого поколения / Человек и общество □ тенденции социальных изменений: Л. С. Шишкина □ СПб, 1997.

Bibliography

1. Agadzhanyan, N.A. Adaptation Peculiarities of Juvenile Cardiovascular System / N.A. Agadzhanyan // Human Physiology: K. V. Rushenkova, N.V. Ermakova. □ 1997. □ V. 23. □ № 1 2.- P. 93-97.

2. Akhmetdzhanov, E.R. Psychological Tests / E. R. Akhmetdzhanov □ М., 1996. □ 320 p.

3. Arshavsky I.A. Physiological Mechanisms and Laws of Individual Development /

I.A.Arshavsky. □ М.: Nauka, 1992. - 269 p.

4. Barbarasch, N.A. Individual Circannual Changes of Juveniles □ Psycho-Physiological Parameters / N.A.Barbarash, V.I. Shaposhnikova, M.V. Chichilenko // Sports and Health: Materials of 1st International Conference, September, 9-11, 2003. □ SPb., 2003. □ V.2. □ P. 89 □ 91.

5. Dubrov, A.P. Human Lunar Rhythms / A.P. Dubrov. □ M: Medicine, 1990. D159 p.

6. Murrey, M. T. Chronic Fatigue Syndrome: Transl. from English / M.T.Murrey. Rostov-on-Don: Phoenix, 1997.

7. Popov, S.N. Physical Rehabilitation: Textbook for Students of Higher Educational Institutions / S.N.Popov. □ Rostov-on-Don: Phoenix, 2006. □ 608 p.

8. Rybakov, V.P. Biorhythms on Health Duty / V.P. Rybakov. □ M.: Soviet Sports, 2001.

9. Shaposhnikova, V.I. Chronobiology and Sports: Monograph / V.I. Shaposhnikova, V.A.Taimazov. □ M.: Soviet Sports, 2005. D180 p.

10. Shishkina, L.S. Complex Studying of a New Psychosomatic Norm of the Young Generation / L.S. Shishkina // Person and Society -Social Changes Tendencies. □ SPb, 1997.

11. Stepanova, S.I. Biorhythmologic Aspects of Adaptation Problem / S.I. Stepanova. □ M.: Nauka, 1996. □ 239 p.

12. Zhirmunsky, A.V. Critical Levels of Natural Systems Development / A. V. Zhirmunsky, V.I.Kuzmin. □ L.: Nauka, 1990. □222 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.