УДК 796.011.3
КОРРЕКЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Х.М. Ляшенко
Обучение на первых курсах вуза сопровождается напряженностью адаптации к учебному процессу, повышением артериального давления у студентов. Его нормализация на фоне улучшения психофизиологических показателей после проведенного курса тренировок аэробной направленности свидетельствовала об эффективности используемых физкультурно-оздоровительных технологий.
Ключевые слова: студенты, физкультурно-оздоровительные технологии, неустойчивое артериальное давление.
Обучение в вузе предъявляет к организму молодых людей 18-25 лет, имеющих специфические анатомо-физиологические особенности, повышенные требования. Студенческая молодежь, как никакая другая социальная группа, подвергается воздействию большого количества факторов риска [1, 2]. Студенты чаще, чем их сверстники из других социальных групп, страдают различными, нередко сочетанными, заболеваниями [3], причем их количество за время обучения в вузе постоянно увеличивается [4].
Одним из часто встречающихся проявлений напряженности адаптации к образовательной среде является нарушение гомеостаза,
характеризующееся выходом за пределы зоны нормы физиологических констант, отражающих функционирование основных систем организма, в первую очередь, сердечно-сосудистой. По некоторым данным, распространенность артериальной гипертензии в настоящее время выросла в три раза и отмечается у 12-30 % подростков [5].
Несмотря на то, что рационально организованные физические нагрузки являются мощным средством профилактики и реабилитации, в настоящее время из-за низкого уровня здоровья около миллиона старших школьников полностью освобождены от занятий физической культурой в школе [6]. Поступая в вуз, первокурсники с повышенным (АД) направляются в специальное медицинское отделение, однако индивидуализация физической нагрузки при проведении занятий в группе студентов с разными заболеваниями (или с их сочетанием), представляет для преподавателя довольно трудно решаемую задачу.
Целью работы явилось изучение динамики артериального давления у студентов-первокурсников лечебного факультета и эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий для его оптимизации.
На первом этапе, в течение 2009-2010 года, осенью и весной измеряли систолическое (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД) и частоту сердечных сокращений (ЧСС) у 102 студентов первого курса лечебного факультета Тульского государственного университета (ТулГУ) с целью изучения динамики показателей в процессе обучения и последующего отбора в оздоровительную группу. Параметры психофизиологической (корректурная проба и тест Мюнстерберга, характеризующие активное внимание; тест «Память на образы» для изучения кратковременной зрительной памяти) и социальной адаптации определялись в октябре 2009 года. Психологический статус и уровень психоэмоционального напряжения оценивали с использованием цветового теста М. Люшера (ЦТЛ), хронотип - с помощью короткой шкалы Хорна -Остберга, длительность индивидуальной минуты (ИМ) измеряли по
Н.И. Моисеевой (1986). Все тесты входили в компьютерную программу Allonic.net 4.3 (Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х., Самсонова Г.О., Саулин О.А., 2003-2005).
В течение трех семестров студенты занимались, на основании результатов медосмотра в поликлинике, в основном или специальном медицинском отделении на кафедре физического воспитания и спорта (ФВиС).
На втором этапе, в четвертом семестре, студентам, имеющим повышенное или неустойчивое АД при трех измерениях и изъявившим желание заниматься в оздоровительной группе на кафедре пропедевтики внутренних болезней ТулГУ, была предложена программа тренировки аэробной направленности на велоэргометре и тредбане, рассчитанная на
один семестр (12 недель). Занятия проходили три раза в неделю по 30-50 минут в период с 13 до 14 часов с постепенным увеличением скорости, мощности нагрузки и угла наклона тредбана. ЧСС во время нагрузки в первые четыре недели повышали постепенно, со 100 до 125 уд/мин., на пятой неделе - со 125 до 130 уд/мин. с сохранением этого уровня до конца курса для достижения тренирующего эффекта.
Тренировочное занятие включало три части: разминка 10 мин., основная часть от 20 до 30 мин. и заключительная - до 10 мин., в которую входила аутогенная тренировка по методике И.Г. Шульца. До начала тренировки и через шесть недель занятий измерялось АД и ЧСС в покое, кроме того, контроль АД проводили до, во время и после нагрузки на каждом занятии. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программы Excel 11.0.
Сплошное обследование 102 студентов-медиков первого курса показало, что в первый месяц обучения случайное САД свыше 140 мм рт. ст. наблюдалось у 13,5 % девушек и 21,4 % юношей, снижение САД ниже 100 мм рт. ст. отмечено у 1,3 % девушек. В апреле следующего года (n=111) повышенные цифры САД регистрировались у 14,0 % девушек и у 54,5 % юношей (Р=0,003), при этом до 6,4 % возросло количество студенток с гипотензией (P<0,05). В октябре 2010 года (n=90) повышение САД отмечено у 12,5 % девушек и 46,1 % юношей, а гипотензия - у 12,1 % девушек (тенденция к достоверности).
11,7 % студентов имели повышенную (индекс массы тела, ИМТ, 25-26 г/м2), а 9,5 % - сниженную (ИМТ<18 г/м2) массу тела; курили 22,5 % юношей и 19,8 % девушек. Средние величины САД/ДАД у юношей в октябре 2009 составили 121,4/71,8 мм рт. ст., в апреле они были выше (134,0/73,3 мм рт. ст., P<0,01) и снизились в октябре второго года обучения - 125,6/70,6 мм рт. ст. (P=0,02). Средние показатели АД у девушек не изменялись, составив 118,5/71,0 мм рт. ст. в октябре; 117,8/73,0 мм рт. ст. в апреле и 115,0/70,2 мм рт. ст. в октябре 2010. Тренд ЧСС не был выявлен ни у юношей, ни у девушек.
В апреле показатели АД только у 26,9 % юношей были нормальными. У 54 % студентов в группе с отрицательной динамикой наблюдалось исходное снижение концентрации внимания, у 62 % -кратковременной зрительной памяти (преобладание процессов возбуждения) на фоне повышения уровня психоэмоционального напряжения по ЦТЛ, а также достоверно более низкая академическая успеваемость.
Девушки в зависимости от динамики АД были разделены на 4 группы: с подъемом АД (n=15), со стабильно нормальным АД (n=23), со снижением АД до гипотензии (n=13) и с выраженной вариабельностью АД (n=14). Параметры адаптации у девушек со снижением АД были сходными с полученными в группе юношей с подъемом АД: студентки имели те же
психологические проблемы (отсутствие понимания, ласки, любви, позиция синего цвета), снижение концентрации внимания и скорости выполнения тестов, у 77 % была укорочена ИМ. Первоначальное АД в этой группе было достоверно выше (125,4/75,0 мм рт. ст.), а успеваемость - ниже.
Можно видеть, что на процесс адаптации при обучении на лечебном факультете влияет фактор пола, что может быть обусловлено особенностями эндокринной регуляции: у девушек при нарушении адаптации чаше наблюдается гипотензия, в то время как у юношей -гипертензия. Кроме того, значительную роль играет динамика АД в процессе обучения.
Для выяснения переносимости физических нагрузок была разработана анкета, с помощью которой изучали мотивацию к занятиям физкультурой, а также переносимость нагрузок разной мощности и характера. Анкета заполнялась преподавателями кафедры ФВиС во время занятий в первом и втором семестрах и состояла из восьми вопросов с оценкой по десятибалльной шкале Борга. Данные представлены в таблице.
Результаты анкетирования преподавателей кафедры ФВиС, (М±т)
Показатель Стабильно Стабильно Отрицательная
нормальное АД (п=7) высокое АД (п=4) динамика (повышение) АД (п=15)
Интерес к занятиям 8,8±0,6 8,8±0,2 7,6±0,6
Посещаемость 9,0±0,3 8,5±0,3 7,3±0,6**
Прилежание 9,2±0,3 9,0±0,4 7,3±0,7**
Аэробные нагрузки 7,2±0,2 7,5±0,5 6,1±0,6*
Анаэробные нагрузки 6,6±0,2 7,0±0,4 5,9±0,5
Координация движений 7,8±0,2 7,3±0,5 6,3±0,3**
Силовые нагрузки 6,8±0,2 7,0±0,6 6,3±0,4
Оказалось, что у юношей с отрицательной динамикой АД во время обучения были достоверно ниже посещаемость занятий, прилежание, переносимость аэробных нагрузок и координация движений (Р=0,004) по сравнению со студентами с нормальным АД или со стабильно повышенным АД. В то же время интерес к занятиям, а также переносимость анаэробных и силовых нагрузок не различалась.
В группу, занимавшуюся в течение 12 недель на тренажерах, вошло 34 студента, однако шесть юношей с артериальной гипертензией прекратили занятия из-за академической неуспеваемости. Этот факт еще раз подтверждает четкую зависимость успешности обучения от уровня здоровья. Уже в середине курса было отмечено достоверное ^<0,01)
улучшение гемодинамических показателей: САД снизилось со 132,4±0,8 до 119,0±1,7 мм рт. ст., ЧСС - с 87,1±2,2 до 80,0±1,4 уд/мин., при этом ДАД не изменилось (77,1±1,4 и 70,0±1,2 мм рт. ст.). Через 12 недель занятий САД составило 115,9±1,0 мм рт. ст., ДАД - 71,5±1,2 мм рт. ст., ЧСС - 80,0±1,4 уд/мин. Это сопровождалось снижением уровня психоэмоциональной напряженности: среднегрупповой индекс ЦТЛ
уменьшился с 1,71±0,40 до 1,32±0,39 (P=0,04), а также тенденцией к улучшению кратковременной зрительной памяти. Обследование на диагностической системе «АМСАТ» показало достоверное снижение коэффициента риска возникновения заболеваний с 38,3±2,7 до 31,5±2,6 (P=0,03) с уменьшением гиперфункциональных нарушений в большинстве функциональных систем, в том числе в сердечно-сосудистой системе.
Таким образом, тренировки в аэробной зоне мощности, проводимые в весенний семестр у студентов с нестойким повышением АД, способствовали его нормализации.
Выводы.
1. В процессе обучения на первом курсе лечебного факультета признаки напряженности адаптации к образовательному процессу в виде повышения АД наблюдаются у 54,5 % юношей и 20,4 % девушек, при этом у 6,4 % девушек АД снижается ниже 100 мм рт. ст.
2. Оценка динамики АД в процессе обучения более информативна, чем разового его измерения. Если у юношей достоверно чаще наблюдается повышение АД, то у девушек - его снижение. Это требует учета фактора пола в дифференцированном подходе к дозированию нагрузок и построению занятий в практике физического воспитания .
3. Проведенный 12-недельный курс занятий на тренажерах с использованием нагрузок аэробной направленности в комплексе с психотренингом был эффективен в коррекции повышенного АД у студентов младших курсов, имеющих большой объем учебных занятий и привычный низкий уровень двигательной активности.
Список литературы
1. Simon S.R., Peters A.S., Christiansen C.L., Fletcher R.H. The effect of medical student teaching on patient satisfaction in a managed care setting // Journal of general internal medicine 2000. N 15 (7):457-61.
2. Fagard R.H. Impact of different sports and training on cardiac structure and function / Cardiol. Clin. 2001. Vol.15. N3. P. 397-412.
3 Тамм С.И. Психологическое значение антропометрии в студенческом возрасте // Проблемы современной антропометрии; ред. Б.А. Никипок, Л.И. Тагако. Минск: Наука и техника, 1986. С. 119-120.
4. Антикова В.А. Пути повышения эффективности методического обеспечения массовой физкультурно-оздоровительной работы // Научнометодическое и медико-биологическое обеспечение физкультурно-
оздоровительной и спортивной работы: Тез. докладов обл. науч.-практ. конф., посв. 10-летию ДГИФКа. Днепропетровск, 1990. Ч. 3. С. 5-8.
5. Нежкина Н.Н. Системный анализ показателей развития и нейровегетативного статуса детей 7-17 лет с синдромом вегетативной дистонии: дис. ...д-ра мед. наук. Иваново, 2005. 336 с.
6. Агаджанян Н.А., Желтиков А.А., Северин А.Е. Экопортрет и здоровье жителей средней полосы России. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 2009. 309 с.
Ляшенко Христина Михайловна, преподаватель, [email protected], Россия, г. Тула, Тульский государственный университет
CORRECTION OF FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE CARDIOVASCULAR SYSTEM BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE
H.M. Lyashenko
Training on the first courses of the University is accompanied by the strength of adaptation to the educational process, increase of blood pressure among students. Its normalization on the background of improvement of psycho-physiological indicators after the course of training aerobic direction testified to the effectiveness of the physical and health-improving technologies.
Key words: students, sports and health technology, unstable blood pressure.
Lyashenko Hristina Mikhaelovna, teacher, Russia, Tula, Tula state university
Получено 08.02.2013 г.
УДК 796.5
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
В.М. Макаров
Разработанная инновационная модель формирования здорового образа жизни населения позволяет внедрять здоровьесберегающие технологии с использованием двигательной активности и средств спортивно-оздоровительного туризма и эффективно оздоравливать население.
Ключевые слова: здоровьесберегающая культура, физическая культура, спорт, туризм, двигательная активность, средства спортивно-оздоровительного туризма, здоровый образ жизни.
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня здоровья и физической подготовленности различных контингентов населения, в том числе учащейся молодежи. Это предполагает