Научная статья на тему 'Физкультурно-оздоровительные технологии в коррекции функционального состояния студентов с отклонениями в сердечно-сосудистой системе'

Физкультурно-оздоровительные технологии в коррекции функционального состояния студентов с отклонениями в сердечно-сосудистой системе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
283
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НЕУСТОЙЧИВОЕ АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ляшенко Х. М., Веневцева Ю. Л., Мельников А. Х.

Обучение на первых курсах вуза сопровождается напряженностью адаптации к учебному процессу, артериальное давление (АД) повышается у 54,5 % юношей и 20,4 % девушек. Нормализация АД на фоне улучшения психофизиологических показателей после 12-недельного курса тренировок аэробной направленности свидетельствовала об эффективности используемых физкультурно-оздоровительных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ляшенко Х. М., Веневцева Ю. Л., Мельников А. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WELLNESS AND PHYSICAL ACTIVITY TECHNOLOGIES ARE EFFECTIVE IN STUDENTS WITH CARDIO-VASCULAR SYSTEM DISTURBANCES

Tension of adaptation is often seen in first year university students. Blood pressure (BP) was elevated in 54.5 % of men and in 20.4 % of female. BP normalization after 12-weekly course of aerobic training accompanied by psychophysiological adaptation improvement revealed wellness and physical activity technologies efficacy.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-оздоровительные технологии в коррекции функционального состояния студентов с отклонениями в сердечно-сосудистой системе»

занятиях и т. п. Вместе с тем следует указать, что часть названных документов, как уже указывалось выше, в электронном виде представлена в составе дидактического комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины, а это значит, что они могут быть востребованы преподавателем из другого модуля АРМ-П и не требуют дополнительного создания.

Обобщая сказанное, считаем, что разработка и использование АРМ-П будет способствовать повышению производительности профессиональной деятельности педагога в условиях информатизации высшей школы.

P.I. Obraztsov

AUTOMATED WORK PLACE OF TUTOR

In the article the some accesses to the research and their applying in higher educational institution of automated work place of tutor and science-methodical approach to its designing and construction are observed.

Key words: tutor, automated work place, modular approach, database.

Получено 14.02.2012 г.

УДК 378.17:796.012.6:612.133

Х.М.Ляшенко, аспирант, ассистент, +7 -920-741- 48- 75, tinalya@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

Ю.Л.Веневцева, д-р мед. наук., зав. кафедрой, (4872) 35-19-75, ulvenevtseva@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

А.Х.Мельников, д-р мед.наук, проф., (4872) 31- 90 -78, meln 12@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЕ

Обучение на первых курсах вуза сопровождается напряженностью адаптации к учебному процессу, артериальное давление (АД) повышается у 54,5 % юношей и 20,4 % девушек. Нормализация АД на фоне улучшения психофизиологических показателей после 12-недельного курса тренировок аэробной направленности свидетельствовала об эффективности используемых физкультурно-оздоровительных технологий.

Ключевые слова: студенты, физкультурно-оздоровительные технологии, неустойчивое артериальное давление.

Введение. Обучение в вузе предъявляет к организму молодых людей 18-25 лет, имеющих специфические анатомо-физиологические

особенности, повышенные требования. Студенческая молодежь как никакая другая социальная группа подвергается воздействию большого количества факторов риска [1, 2]. Студенты чаще, чем их сверстники из других социальных групп, страдают различными, нередко сочетанными, заболеваниями [3], причем их количество за время обучения в вузе постоянно увеличивается [4].

Одним из часто встречающихся проявлений напряженности адаптации к образовательной среде является нарушение гомеостаза, характеризующееся выходом за пределы зоны нормы физиологических констант, отражающих функционирование основных систем организма, в первую очередь, сердечно-сосудистой. По некоторым данным, распространенность артериальной гипертензии в настоящее время выросла в три раза и отмечается у 12-30 % подростков [5].

Несмотря на то, что рационально организованные физические нагрузки являются мощным средством профилактики и реабилитации, в настоящее время из-за низкого уровня здоровья около миллиона старших школьников полностью освобождены от занятий физической культурой в школе [6]. Поступая в вуз, первокурсники с повышенным артериальным давлением (АД) направляются в специальное медицинское отделение, однако индивидуализация физической нагрузки при проведении занятий в группе студентов с разными заболеваниями (или с их сочетанием) представляет для преподавателя довольно трудно решаемую задачу.

Целью работы явилось изучение динамики артериального давления у студентов-первокурсников лечебного факультета и эффективности различных физкультурно-оздоровительных технологий для его оптимизации

Объект, методы и организация исследования.

На первом этапе, в течение 2009-2010 гг, осенью и весной измеряли систолическое (САД), диастолическое артериальное давление (ДАД) и частоту сердечных сокращений (ЧСС) у 102 студентов 1 курса лечебного факультета ТулГУ (А&D, Япония) с целью изучения динамики показателей в процессе обучения и последующего отбора в оздоровительную группу. Параметры психофизиологической (корректурная проба и тест Мюнстерберга, характеризующие активное внимание; тест «Память на образы» для изучения кратковременной зрительной памяти) и социальной адаптации определялись в октябре 2009 года. Психологический статус и уровень психоэмоционального напряжения оценивали с использованием цветового теста М.Люшера (ЦТЛ, 8-цветовой ряд), хронотип - с помощью короткой шкалы Хорна-Остберга, длительность индивидуальной минуты (ИМ) измеряли по

Н.И.Моисеевой (1986). Все тесты входили в компьютерную программу Allonic.net 4.3 (Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х., Самсонова Г.О., Саулин

О.А., 2003-2005).

В течение трех семестров студенты, на основании результатов медосмотра в поликлинике, занимались в основном или специальном медицинском отделении на кафедре ФВиС.

На втором этапе, в 4-м семестре, студентам, имеющим повышенное или неустойчивое АД при трех измерениях и изъявившим желание заниматься в оздоровительной группе на кафедре пропедевтики внутренних болезней ТулГУ, была предложена программа тренировки аэробной направленности на велоэргометре и тредбане, рассчитанная на один семестр (12 недель). Занятия проходили 3 раза в неделю по 30-50 минут в период с 13 до 14 часов с постепенным увеличением скорости, мощности нагрузки и угла наклона тредбана. ЧСС во время нагрузки в первые 4 недели повышали постепенно, с 100 до 125 уд/мин, на 5-й неделе

- с 125 до 130 уд/мин. с сохранением этого уровня до конца курса для достижения тренирующего эффекта.

Тренировочное занятие включало три части: разминка 10 мин. основная часть - от 20 до 30 мин. и заключительная - до 10 мин, в которую входила аутогенная тренировка по методике И.Г.Шульца. До начала тренировки и через 6 недель занятий измерялись АД и ЧСС в покое, кроме того, контроль АД проводили до, во время и после нагрузки на каждом занятии.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программы Excel 11.0, данные представлены как M±m.

Результаты исследования. Сплошное обследование 102 студентов-медиков 1 -го курса показало, что в первый месяц обучения случайное САД свыше 140 мм рт. ст. наблюдалось у 13,5 % девушек и 21,4 % юношей, снижение САД ниже 100 мм рт.ст. отмечено у 1,3 % девушек. В апреле следующего года (n=111) повышенные цифры САД регистрировались у 14,0 % девушек и у 54,5 % юношей (p=0,003), при этом до 6,4 % возросло количество студенток с гипотензией (P<0,05). В октябре 2010 года (n=90) повышение САД отмечено у 12,5 % девушек и 46,1 % юношей, а гипотензия - у 12,1 % девушек (тенденция к достоверности).

11,7 % студентов имели повышенную (индекс массы тела, ИМТ, 25-26 г/м2), а 9,5 % - сниженную (ИМТ<18 г/м2) массу тела; курили 22,5 % юношей и 19,8% девушек. Средние величины САД/ДАД у юношей в октябре 2009 составили 121,4/71,8 мм рт.ст., в апреле они были выше (134,0/73,3 мм рт.ст., P<0,01) и снизились в октябре второго года обучения

- 125,6/70,6 мм рт.ст. (P=0,02). Средние показатели АД у девушек не

31

изменялись, составив 118,5/71,0 мм рт.ст. в октябре; 117,8/73,0 в апреле и 115,0/70,2 мм рт.ст. в октябре 2010. Тренд ЧСС не был выявлен ни у юношей, ни у девушек.

В апреле показатели АД только у 26,9 % юношей были нормальными. У 54 % студентов в группе с отрицательной динамикой наблюдалось исходное снижение концентрации внимания, у 62 % -кратковременной зрительной памяти (преобладание процессов возбуждения) на фоне повышения уровня психоэмоционального напряжения по тесту ЦТЛ, а также достоверно более низкая академическая успеваемость.

Девушки в зависимости от динамики АД были разделены на 4 группы: с подъемом АД (п=15), со стабильно нормальным АД (п=23), со снижением АД до гипотензии (п=13) и с выраженной вариабельностью АД (п=14). Параметры адаптации у девушек со снижением АД были сходными с полученными в группе юношей с подъемом АД: студентки имели те же психологические проблемы (отсутствие понимания, ласки, любви, позиция синего цвета), снижение концентрации внимания и скорости выполнения тестов, у 77 % была укорочена ИМ. Первоначальное АД в этой группе было достоверно выше (125,4/75,0 мм рт.ст.), а успеваемость - ниже.

Можно видеть, что на процесс адаптации при обучении на лечебном факультете влияет фактор пола, что может быть обусловлено особенностями эндокринной регуляции: у девушек при нарушении адаптации чаше наблюдается гипотензия, в то время как у юношей -гипертензия. Кроме того, значительную роль играет динамика АД в процессе обучения.

Для выяснения переносимости физических нагрузок была разработана анкета, с помощью которой изучали мотивацию к занятиям физкультурой, а также переносимость нагрузок разной мощности и характера. Анкета заполнялась преподавателями кафедры ФВиС во время занятий в 1 -м и 2-м семестрах и состояла из 8 вопросов с оценкой по десятибалльной шкале Борга. Данные представлены в таблице.

Оказалось, что у юношей с отрицательной динамикой АД во время обучения были достоверно ниже посещаемость занятий, прилежание, переносимость аэробных нагрузок и координация движений (Р=0,004) по сравнению со студентами с нормальным АД или со стабильно повышенным АД. В то же время интерес к занятиям, а также переносимость анаэробных и силовых нагрузок не различалась.

Результаты анкетирования преподавателей кафедры ФВиС, работавших со студентами с разной динамикой АД во время обучения,

баллы (M±m)

Показатель Стабильно Стабильно Отрицательная

нормальное АД (n=7) высокое АД (n=4) динамика (повышение) АД (n=15)

Интерес к занятиям 8,8±0,6 8,8±0,2 7,6±0,6

Посещаемость 9,0±0,3 8,5±0,3 7,3±0,6**

Прилежание 9,2±0,3 9,0±0,4 7,3±0,7**

Аэробные нагрузки 7,2±0,2 7,5±0,5 6,1±0,6*

Анаэробные нагрузки 6,6±0,2 7,0±0,4 5,9±0,5

Координация движений 7,8±0,2 7,3±0,5 6,3±0,3**

Силовые нагрузки 6,8±0,2 7,0±0,6 6,3±0,4

Достоверность различий: * - при P<0,05, ** - при P<0,01

В группу, занимавшуюся в течение 12 недель на тренажерах, вошло 34 студента, однако 6 юношей с АГ прекратили занятия из-за академической неуспеваемости. Этот факт еще раз подтверждает четкую зависимость успешности обучения от уровня здоровья. Уже в середине курса было отмечено достоверное (Р<0,01) улучшение гемодинамических показателей: САД снизилось с 132,4±0,8 до 119,0±1,7 мм рт.ст, ЧСС - с 87,1±2,2 до 80,0±1,4 уд/мин, при этом ДАД не изменилось (77,1±1,4 и 70,0±1,2 мм рт.ст.). Через 12 недель занятий САД составило 115,9±1,0 мм рт.ст., ДАД - 71,5±1,2 мм рт.ст., ЧСС - 80,0±1,4 уд/мин. Это сопровождалось снижением уровня психоэмоциональной напряженности: среднегрупповой индекс ЦТЛ уменьшился с 1,71±0,40 до 1,32±0,39 (Р=0,04), а также тенденцией к улучшению кратковременной зрительной памяти. Обследование на диагностической системе «АМСАТ» показало достоверное снижение коэффициента риска возникновения заболеваний с 38,3±2,7 до 31,5±2,6 (Р=0,03) с уменьшением гиперфункциональных нарушений в большинстве функциональных систем, в том числе в сердечно-сосудистой системе.

Таким образом, тренировки в аэробной зоне мощности, проводимые в весенний семестр у студентов с нестойким повышением АД, способствовали его нормализации.

Выводы: 1. В процессе обучения на 1-м курсе лечебного

факультета признаки напряженности адаптации к образовательному процессу в виде повышения АД наблюдаются у 54,5 % юношей и 20,4 %

девушек, при этом у 6,4 % девушек АД снижается ниже 100 мм рт.ст.

2. Оценка динамики АД в процессе обучения более информативна, чем разового его измерения. Если у юношей достоверно чаще наблюдается повышение АД, то у девушек - его снижение. Это требует учета фактора пола в дифференцированном подходе к дозированию нагрузок и построению занятий в практике физического воспитания .

3. Проведенный 12-недельный курс занятий на тренажерах с использованием нагрузок аэробной направленности в комплексе с психотренингом был эффективен в коррекции повышенного АД у студентов младших курсов, имеющих большой объем учебных занятий и низкий привычный уровень двигательной активности.

Список литературы

1. The effect of medical student teaching on patient satisfaction in a managed care setting /Simon S. R. [et al] // Journal of general internal medicine. 2000.15 (7). 457-61.

2. Fagard R.H. Impact of different sports and training on cardiac structure and function / Cardiol. Clin. 2001. Vol.15. N3.P. 397-412.

3 Тамм С.И. Психологическое значение антропометрии в студенческом возрасте // Проблемы современной антропометрии/ ред. Б.А. Никипок, Л.И. Тагако. Минск: Наука и техника, 1986. С. 119-120.

4. Антикова В.А. Пути повышения эффективности методического обеспечения массовой физкультурно-оздоровительной работы // Научнометодическое и медико-биологическое обеспечение физкультурнооздоровительной и спортивной работы: тезисы докладов областной научно-практической конференции, посвященной 10-летию ДГИФКа (Днепропетровск, 26-28 апр. 1995 г.). Днепропетровск, 1990. Ч. 3. С. 5-8.

5. Нежкина Н.Н. Системный аннализ показателей развития и нейровегетативного статуса детей 7-17 лет с синдромом вегетативной дистонии: дис. ...д-ра мед. наук. Иваново, 2005. 336 с.

6. Агаджанян Н.А., Желтиков А.А., Северин А.Е. Экопортрет и здоровье жителей средней полосы России. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. 309 с.

Ch. Ljashenko, Y. Venevtseva, A.Melnikov

WELLNESS AND PHYSICAL ACTIVITY TECHNOLOGIES ARE EFFECTIVE IN STUDENTS WITH CARDIO-VASCULAR SYSTEM DISTURBANCES

Tension of adaptation is often seen in first year university students. Blood pressure (BP) was elevated in 54.5 % of men and in 20.4 % of female. BP normalization after 12-weekly course of aerobic training accompanied by psychophysiological adaptation improvement revealed wellness and physical activity technologies efficacy.

Key words: students, wellness and physical activity technologies, blood pressure

Получено 14.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.