Научная статья на тему 'Влияние аутстаффинга на трудовую миграцию населения в Республике Башкортостан'

Влияние аутстаффинга на трудовую миграцию населения в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / миграционный отток / население / труд / аутстаффинг. занятость / migration / migration outflow / population / labor / outstaffing / employment
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние аутстаффинга на трудовую миграцию населения в Республике Башкортостан»

Мамлеева Э.Р.

к.э.н., с.н.с., Институт стратегических исследований Республики Башкортостан; доцент УГАТУ, г. Уфа

mamleevaer@isirb.ru

Галиева Г.М.

к.э.н., с.н.с., Институт стратегических исследований Республики Башкортостан

galievagm@isirb.ru

ВЛИЯНИЕ АУТСТАФФИНГА НА ТРУДОВУЮ МИГРАЦИЮ НАСЕЛЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН1

Ключевые слова: миграция, миграционный отток, население, труд, аутстаффинг. занятость.

Keywords: migration, migration outflow, population, labor, outstaffing, employment.

В настоящее время в Республике Башкортостан наблюдается серьезная проблема в сфере демографического развития региона. В частности, с 2010 г. (за исключением 2014-2015 гг.) фиксируется снижение общей численности населения. Среди основных факторов, в первую очередь, необходимо выделить высокий миграционный отток населения за пределы республики.

С 2010 года стабильно наблюдается миграционная убыль населения (за исключением 2013 года, когда зафиксирован миграционный прирост - 2827 чел.).

Таблица 1

Показатели миграции населения в Республике Башкортостан

Показатели миграции 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Прибыло, чел. 75 557 107 232 132 738 151 321 153 173 151 716 147 202 143 762

Выбыло, чел. 74 996 116 618 141 582 148 494 157 614 157 643 154 592 146 369

Прирост (убыль), чел. 561 -9386 -8844 2827 -4441 -5927 -7390 -2607

Источник: Социально-экономическое положение муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан: статистический сборник - Уфа: Башкортостанстат, 2018. - 277 с.

Анализ распределения мигрантов по территориям выбытия и прибытия за последние четыре года выявил следующие тенденции:

- значительное преобладание внутрирегиональной и межрегиональной миграции;

- сельское население в большей степени подвержено процессам миграции, чем городское, что объясняется низким уровнем доходов, тяжелыми условиями труда в сельской местности;

- существенное место занимает молодежный отток: выпускники школ покидают пределы республики для поступления в высшие учебные заведения других регионов, как правило, города Москву, Казань, Санкт-Петербург2.

Таблица 2

Распределение мигрантов по территориям выбытия и прибытия, чел.

Показатели миграции 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

прибывшие выбывшие прибывшие выбывшие прибывшие выбывшие прибывшие выбывшие

Всего 153 173 157 614 151 716 157 643 147 202 154 592 143 762 146 369

в том числе:

в пределах России 138 721 147 055 139 431 148 166 139 153 145 898 131 632 139 457

внутрирегиональная 99 432 99 432 100 728 100 728 99 579 99 579 92 801 92 801

межрегиональная 39 289 47 623 38 703 47 438 39 574 46 319 38 831 46 674

международная 14 452 10 559 12 285 9477 8049 8694 12 130 6894

страны СНГ3 13 523 9488 11 568 8826 7389 8210 10 873 4533

Источник: Миграция населения в Республике Башкортостан: статистический сборник. В 2 ч. Ч. 2. - Уфа: Башкортостанстат, 2018. - 149 с.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Республики Башкортостан в рамках научного проекта № 19-410 - 020002 «Трансформация системы воспроизводства трудовых ресурсов в условиях цифровой экономики (на примере Республики Башкортостан)».

2

Мамлеева Э.Р., Марьина А.В., Сазыкина М.Ю., Бесчастнова Н.В. Воспроизводство трудовых ресурсов в Республике Башкортостан: тенденции и проблемы: монография / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: РИК УГАТУ, 2018. - 161 с.

Отметим, что в условиях неблагополучной ситуации в средних и малых городах, а также сельских районах Республики Башкортостан широкое развитие получает вахтовая и маятниковая миграция трудоспособного населения. Для вахтовиков республики наиболее привлекательными регионами являются: Тюменская область, Ханты-мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий АО. Из близлежащих регионов это: Республика Татарстан, Свердловская область, г. Москва и Московская область1.

По данным опросов, проведенных среди населения республики, вахтовой и маятниковой миграцией пользуются в основном жители сельских территорий республики. Так, каждый двенадцатый сельский респондент является «вахтовиком», и несколько больше участвуют в маятниковой миграции.

Распределение коэффициента миграционного прироста (убыли) по миграции, связанной с работой, по муниципальным районам РБ с использованием данных 2017 г. представлено на рис. 1. Необходимо отметить, что практически по всем районам республики миграционный отток превышает приток. И только в районах, которые находятся вблизи г. Уфа (Уфимском, Чишминском, Иглинском) и Туймазинском районе, наблюдается прирост населения.

36 32 28 1

28 1 24 1 20 1 16 1 12 1 О _ I

8 «м 1 4 0 ^чА , _ А /V .. ж уЛ \ -8- ^ ** «Т ^ ^ & & ¿г ¿Т Ж ¿г орл/^ «¡г ЛГ ¿Р «г А ¿/¿'¿'у** *

Л

Рисунок 1.

Распределение коэффициента миграционного прироста (убыли) по миграции, связанной с работой,

по муниципальным районам РБ

В городских поселениях вахтовых мигрантов значительно меньше, что в первую очередь свидетельствует о более благоприятной социально-экономической ситуации на данных территориях. По данным УФМС, из общего числа жителей РБ, вовлеченных в маятниковую и вахтовую миграцию, 80% - выходцы из сельских населенных пунктов, 13,5% - из средних и малых городов, и 6,5% - из Уфы2.

Таким образом, значительные объемы трудовой миграции способствуют возникновению и развитию региональных рынков миграционных посреднических услуг, одной из форм предоставления которых является аутстаффинг. Аутстаффинг - это юридический перевод сотрудника в штат сторонней организации, выполняющей функции работодателя, при котором сотрудник продолжает работать на прежнем месте.

На сегодняшний день в Республике Башкортостан функционирует значительное количество организаций, которые занимаются аутстаффингом. Эти компании предлагают свои услуги по трудоустройству, в том числе и на территории Российской Федерации. Однако не все аутстаффинговые организации осуществляют свою деятельность в рамках правового поля. Большое число вахтовых мигрантов пользуются услугами нелегальных аутстафферов, в результате чего республиканский бюджет несет потери в виде недополученных налоговых поступлений, снижается уровень реальных доходов населения, развивается теневой сектор экономики.

Изменения, внесенные в Федеральный закон № 116 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 05.05.2014 года в Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»3 и Трудовой Кодекс РФ4, с 01.01.2016 г., с одной стороны предоставляют больше гарантий наемным работникам, а с другой - ужесточают требования к аутстаффинговым компаниям и требуют выполнения ряда условий для ведения деятельности. К числу подобных условий относятся:

1) наличие уставного капитала в размере не менее 1 миллиона рублей;

2) отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов;

3) наличие у руководителя частного агентства занятости высшего образования, а также стажа работы в данной области не менее двух лет за последние три года;

4) отсутствие у руководителя аутстаффинговой компании судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики;

5) использование агентством занятости общего налогового режима;

6) сохранение прав и обязанностей за аутстафферами по заключенным ранее трудовым договорам в случае приостановления или отзыва аккредитации;

1 Якшибаева Г.В. Трудовая миграция как фактор социально-экономического развития региона: монография. - М.:

РУСАЙНС, 2017. - 237 с.

2

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности УФМС России по РБ в 2012-2015 гг. - С. 121.

3

Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 (ред. от 11.12.2018 г.) «О занятости населения в Российской Федерации». -http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/

4 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019). - http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34683/

7) число работников, привлекаемых по договору аутстаффинга не должно превышать 10 процентов от среднесписочной численности работников принимающей стороны;

8) регламентированы условия труда; производственные объекты и виды работ, где аутстаффинг запрещен.

9) условия оплаты труда по трудовому договору с работником, направляемым аутстаффинговой компанией должны быть не хуже, чем условия оплаты труда работников принимающей стороны, выполняющих такие же трудовые функции и имеющих такую же квалификацию;

10) в трудовую книжку работника вносится запись, в которой обязательно упоминается организация, являющаяся местом фактического выполнения его трудовых обязанностей.

К положительным сторонам развития аутстаффинга, предопределяемого, в первую очередь, внесенными коррективами в нормативные акты, на территории РБ можно отнести:

1) сокращение случаев нелегальных трудовых отношений в данной сфере, что ведет к повышению собираемости налоговых платежей и взносов в государственные социальные внебюджетные фонды республики;

2) повышение официальной занятости населения;

3) повышение уровня социальной защиты трудовых мигрантов и получение ими всего спектра социальных гарантий, связанных с трудовым законодательством.

Тем не менее, законодательные акты не в полной мере вносят ясность в понимание некоторых аспектов трудовых отношений между аутстафферами и наемными работниками. В частности, в ТК РФ прописано, что аутстаффинго-вая компания имеет право заключать срочные трудовые договора до девяти месяцев с отдельными категориями работников. Это вызывает неоднозначность трактовки и может привести к заключению многочисленных срочных трудовых договоров между аутстафферами и наемными работниками и будет способствовать росту скрытой безработицы и социальной напряженности в регионе.

К негативным сторонам развития аутстаффинга следует также отнести:

1) отсутствие механизма, позволяющего контролировать договорные отношения субъектов аутстаффинга, что делает его популярным инструментом нелегальной деятельности фирм-аутстафферов на территории региона;

2) потери республиканского бюджета за счет функционирования на рынке аутстаффинга компаний-однодневок, скрывающих свои доходы и не уплачивающих налоги;

3) снижение уровня доходов населения вследствие неполучения или недополучения вознаграждения по «серым» договорам, заключаемым с аутстаффинговыми компаниями;

При этом можно прогнозировать развитие подобной формы трудовых отношений, в большей степени, для низкоквалифицированных рабочих, в связи со следующими ограничениями и рисками социального характера, которые могут выступить значимыми мотивами для трудовых мигрантов при выборе формы трудоустройства:

1) отказ трудоустройства в компанию-посредника в связи с отсутствием доверия к ней (доверие к крупной компании выше, чем к организации-посреднику);

2) риски потери престижа: желание персонала быть трудоустроенными в крупной компании, имеющей историю и репутацию, что влияет на личную трудовую историю и резюме сотрудника;

3) карьерные риски: оформление сотрудников (особенно высококвалифицированных) в компанию напрямую дает больше возможностей для карьерного роста в данной компании;

4) риски снижения заработной платы при устройстве через организацию-посредника, так как есть необходимость в ее содержании;

5) риски сокращения дохода из-за потери территориальных льгот и доплат («северные»).

Несмотря на имеющиеся недостатки аутстаффинг может стать одним из действенных механизмов, снижающих объемы трудовой миграции из республики. Для этого следует принять следующие меры на уровне региона:

1) выработать эффективные механизма контроля за деятельностью участников рынка аутстаффинга, в том числе со стороны Федерации Профсоюзов РБ и Министерства семьи, труда и социальной защиты населения РБ;

2) создать и систематически обновлять единый реестр аутстаффинговых компаний на сайте Министерства труда и соцзащиты РБ, которое позволит потенциальным работникам заключать трудовые договора с официальными аут-стаффинговыми компаниями;

3) повышать экономическую и юридическую грамотность населения в плане правильного выбора и выстраивания стратегии поведения с фирмой-аутстаффером при заключении трудового договора с целью работы на территории другого региона.

Таким образом, для эффективной реализации аутстаффинга в регионе как инструмента регулирования трудовой миграции, следует усилить государственный контроль за данным видом деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.