Научная статья на тему 'Влияние аудиовизуальной продукции на сознание абитуриентов и студентов первых курсов ведомственных вузов УИС как угроза личной информационно-психологической безопасности будущего сотрудника правоохранительной сферы'

Влияние аудиовизуальной продукции на сознание абитуриентов и студентов первых курсов ведомственных вузов УИС как угроза личной информационно-психологической безопасности будущего сотрудника правоохранительной сферы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / РERSONAL INFORMATION SECURITY OF A MINOR / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL IMPACT / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ / ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ ИНФОРМАЦИИ / PROTECTION OF CHILDREN FROM INFORMATION / MEDIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азизова Екатерина Алексеевна, Трофимцева Светлана Юрьевна

В статье рассматривается проблема влияния аудиовизуальных продуктов на защищенность личной информационной безопасности несовершеннолетних. Анализируются правовые нормы российского законодательства по защите индивидуального сознания несовершеннолетнего от воздействия подобного вида угроз. Подвергнуты подробному анализу некоторые статьи Федерального закона № 436, на основе чего формулируются предложения по корректировке законодательства в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Азизова Екатерина Алексеевна, Трофимцева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA INFLUENCE ON THE CONSCIOUSNESS OF UNDERGRADUATE FRESHMENTS AS WELL AS THE FIRST COURSES STUDENTS OF DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE PENAL SYSTEM AS A THREAT TO THE PERSONAL INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE FUTURE EMPLOYEE OF LAW ENFORCEMENT SPHERE

The article considers the problem of the media influence on the security of minors personal information security. Legal norms of the Russian Federation legislation on protection of the minor individual consciousness from the influence of this type of threats are analyzed. Suggestions are being made to amend the legislation in this area.

Текст научной работы на тему «Влияние аудиовизуальной продукции на сознание абитуриентов и студентов первых курсов ведомственных вузов УИС как угроза личной информационно-психологической безопасности будущего сотрудника правоохранительной сферы»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА СОЗНАНИЕ АБИТУРИЕНТОВ И СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗОВ УИС КАК УГРОЗА ЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩЕГО СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

© 2017 Е. А. Азизова, С. Ю. Трофимцева

Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния аудиовизуальных продуктов на защищенность личной информационной безопасности несовершеннолетних. Анализируются правовые нормы российского законодательства по защите индивидуального сознания несовершеннолетнего от воздействия подобного вида угроз. Подвергнуты подробному анализу некоторые статьи Федерального закона № 436, на основе чего формулируются предложения по корректировке законодательства в этой области.

Ключевые слова: личная информационная безопасность несовершеннолетнего, информационно-психологическое воздействие, аудиовизуальные продукты, защита несовершеннолетних от информации.

MEDIA INFLUENCE ON THE CONSCIOUSNESS OF UNDERGRADUATE FRESHMENTS AS WELL AS THE FIRST COURSES STUDENTS OF DEPARTMENTAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE PENAL SYSTEM AS A THREAT TO THE PERSONAL INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE FUTURE EMPLOYEE OF LAW ENFORCEMENT SPHERE

© 2017 E. Azizova, S. Trofimtseva

Summary. The article considers the problem of the media influence on the security of minors personal information security. Legal norms of the Russian Federation legislation on protection of the minor individual consciousness from the influence of this type of threats are analyzed. Suggestions are being made to amend the legislation in this area.

Keywords: рersonal information security of a minor, information and psychological impact, media, protection of children from information.

В настоящее время достаточно остро стоит проблема обеспечения информационной безопасности, под которой понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз1. Актуальность настоящего исследования определена конкретизацией такой угрозы информационной безопасности как «наращивание информационного воздействия на население России, в первую очередь на молодежь» , а

1 Доктрина информационной безопасности РФ. Утв. указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения: 14.01.2017).

2 Там же.

ВЕСТНИК СЮИ

также решениями Совета безопасности при Президенте РФ3. Поскольку несовершеннолетние абитуриенты и студенты первых курсов ведомственных вузов УИС в будущем станут сотрудниками правоохранительной сферы, обеспечивающими общественную и государственную безопасность РФ, вопросы обеспечения их информационной безопасности имеют большую практическую значимость.

Информационно-психологическая безопасность определяется рядом исследователей как защищённость общественного и индивидуального сознания от угроз информационного характера. Информационно-психологическое воздействие - это, как указывает Т. С. Кабаченко, действие нематериального на поведение человека, его мыслительную и эмоциональную дея-тельность4. По мнению В. Г. Крысько, под таким «нематериальным» можно понимать информацию, а объектом воздействия являются индивиды и социум в целом5. Длительное массированное информационное воздействие деструктивного характера, как указывает Г. В. Грачёв, создает реальную угрозу существованию социума, поскольку идёт трансформация его культуры и мировоззрения6. К последствиям информационно-психологического воздействия будет относиться изменение поведения людей, что приводит к ущемлению жизненно важных интересов, прав и свобод личности, к росту эмоциональной и социальной напряженности в обществе, усилению дестабилизации внутриполитической обстановки и может создать угрозу национальной безопасности, а также снизить качественный уровень подготовки сотрудников правоохранительных органов.

Однако нельзя утверждать, что направленное информационно-психологическое воздействие всегда обладает высокой эффективностью. Но для того чтобы в сознании индивида появилась «зона психических защит» (К. Г. Юнг), в период социализации у индивидов должны сформироваться сходные аттитюды, сходные стереотипы восприятия, мышления и поведения.

Если рассматривать социализацию будущего сотрудника УИС в аспекте формирования механизмов индивидуальной защиты, то следует выделить ряд моментов, которые делают их уязвимыми. Исходя из теорий Г. Тарда и Т. Парсонса в процессе социализации ребёнок реализует механизм имитации как сознательно, так и неосознанно, поэтому дети, воспринимая аудиовизуальные продукты, начинают копировать модели поведения и принятия решений . Следовательно, совокупность факторов возрастной психологии несовершеннолетних можно также считать способствующей формированию уязвимостей сознания будущего сотрудника правоохранительных органов перед угрозой информационно-психологического воздействия, что приводит к снижению уровня защищённости личной информационной безопасности.

Основными каналами распространения аудиовизуальной продукции среди несовершеннолетних исследователи в конце ХХ в. считали телевидение. Об этом свидетельствуют ответы россиян на вопросы: «Откуда люди получают основное представление о мире?..»: телевидение - 72% (!), родители/семья - 48%, общение с людьми - 46%, учебные заведения - 37%, печатные СМИ (газеты, журналы) - 29%, радио - 23%, книги - 22%, собственный опыт - 19%, Интернет - 2%8.

3 Совет безопасности РФ. Основные направления научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена исполняющим обязанности секретаря Совета безопасности Российской Федерации, председателя научного совета при Совете безопасности Российской Федерации 7 марта 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/security/information/document94/ (дата обращения: 27.04.2017).

4 Цит. по: Чубуков С. Г. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): учебное пособие / под ред. М. М. Рассолова, В. Д. Элькина. - М.: Контракт, 2004. - С. 35.

5 Крысько В. Г. Социальная психология: словарь-справочник. - М.: АСТ, 2001. - С. 195.

6 Грачев Г. В. Три поисковика Рунета, не считая Google [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://socialexpert.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=17.html (дата обращения: 11.05.2012).

7 См. подробнее: Трофимцева С. Ю., Азизова Е. А. Негативное влияние аудиовизуальных продуктов на несовершеннолетних как угроза информационно-психологической безопасности государства // Аспекты в реализации научных исследований: материалы XXXII Международной научно-практической конференции, 25-26 апреля 2013 г. Украина. - Горловка: ФПЛ Пантюх Ю. Ф., 2013. - С. 95.

8 Всероссийское исследование «Российские подростки в информационном мире» 1997-1998 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advsmile.ru/istorii-na-advsmile/rasskazhem-o-reklamnyih-voynah/zelenogradskie-reklamnyie-voynyi.html (дата обращения: 24.05.2012).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

С точки зрения психологического воздействия на человека кино сильно влияет как на мировоззренческий аспект его мышления, так и на его восприятие в целом. Порой фильмы формируют очень сильные поведенческие реакции , т. к. в нем присутствует эффект погружения: индивид переносит иллюзионный мир, созданный кино, в реальность, заменяя жизнь, что корректирует его поведение. Так возникает искусственная причинно-следственная связь и ряд стереотипов.

Таким образом, фильмы имеют потенциальное воздействие на способы мышления, модели поведения и формирование либо корректировку некоторых мировоззренческих установок абитуриента ведомственных вузов УИС и элементарную идентификацию формирующейся личности, причём механизм идентификации на социальном уровне начинает усваиваться через присвоение несовершеннолетним идентифицирующего поведения другого человека путем подражания. Отрицательным моментом является то, что молодёжи предлагается слепое копирование матриц с телеэкрана, а особенно плохо, когда подростки, особенно ориентированные на службу в правоохранительных органах, начинают с детского возраста перенимать манеры некоторых героев, игнорируя собственную индивидуальность . Данная ситуация явно требует правового регулирования. В связи с этим в 2010 г. России и был принят Закон №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (вступил в силу с 2012 г.). Однако на практике такой закон оказался трудноисполнимым из-за некорректности ряда пунктов.

В ст. 2 дано определение натуралистическим изображениям или описаниям11, где любая часть тела или физиологический процесс запрещён к демонстрации среди несовершеннолетних, т.е. и рука, и нога, и дышащий человек, и поглощающее пищу животное. Причем далее в законе везде указано, что разрешается показывать только ненатуралистическое изображение.

В п. 3 ч. 2 ст. 5 к запрещенной была отнесена информация о насилии, о его допустимости (без ссылки на реальную ситуацию), а также подталкивающая к совершению насильственных действий по отношению к людям или животным12. Исключением является ситуации осуждения совершающих насилие. В п. 4 ч. 2 ст. 5 указано, что запрещается для распространения информация, которая девальвирует семейные ценности, разрушает чувство уважения детей к родителям и т.п.

Далее в рассматриваемом законе разграничивается информация, допустимая для детей до 6, до 12, до 16 и до 18 лет. Так, детям до 6 лет запрещено демонстрировать насилие, и тогда под формальный запрет попадает практически любая сказка, показывающая насилие над отрицательным персонажем (Бабой Ягой, Змеем Горынычем и пр.). Для детей от 6 до 12 запрещена информация о насильственной смерти с демонстрацией последствий, поскольку это может вызвать у них страх и панику.

Для подростков старше 16 лет, к группе которых относятся абитуриенты и студенты первых курсов ведомственных вузов УИС, разрешена информация о несчастных случаях и катастрофах, но без натуралистического описания последствий. Фильм «Пункт назначения» основан на серии несчастных случаев с подробным изображением катастроф, смерти главных героев. Такой фильм может крайне негативно отразиться на психике аудитории.

Кроме того, согласно требованиям ст. 14 настоящего закона, если несовершеннолетний получает информацию посредством Интернета, то оператор связи должен применять меры

9 Как кино влияет на людей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://obozrevatel.com/press-release/kak-kino-vliyaet-na-lyudej.htm (дата обращения: 17.01.2013).

10 Социально-психологические аспекты влияния современного кино на ценностные ориентации молодежи (на материале кинематографии западных стран) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/ 20104^р (дата обращения: 23.02.2013).

11 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 436-ФЗ в ред. федеральных законов [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.04.2017).

12 Там же.

ВЕСТНИК СЮИ

13

административного, организационного, технического и программно-аппаратного характера , что вызывает явное недоумение, поскольку непонятным остается, каким образом операторы должны достоверно идентифицировать пользователей-детей.

Таким образом, как показывает практика, Закон № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не выполняется в полной мере и сформулирован некорректно. Из-за недопонимания отдельных пунктов ответственные за маркировку продукции попросту поставили почти везде ограничение «16+», прекратили показывать советские мультфильмы и сказки, на которых выросло не одно поколение активных и законопослушных граждан страны.

В связи с этим в настоящей работе предлагается внести ряд изменений в текст рассматриваемого закона.

Так, при формулировании нормы п. 11 ст. 2 436-Ф3 законодателю следовало бы обратиться к норме п. 8 ст. 2 436-ФЗ, содержащей дефиницию термина «информация порнографического характера». Предлагаем изложить норму п. 11 ст. 2 436-ФЗ в следующей редакции: «натуралистические изображение или описание - изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств обнажённого человека, гениталий (половых органов) человека и (или) животного, коитуса (полового акта) с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях».

Предлагается внести изменения в ст. 5 Закона № 436-ФЗ, где законодатель называет виды информации, запрещённые к распространению в среде несовершеннолетних. В частности, изложить п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона № 436-ФЗ в следующей редакции: «к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая несовершеннолетних к совершению антиобщественных действий, запрещённых законодательством РФ под угрозой наказания».

В связи с неопределённостью норм п. 1 ст. 9 и п. 1 ст. 10 436-ФЗ изложить их в следующей редакции: «к допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста 12 или 16 лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная ст. 8 настоящего федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом: 1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, если человек или животное не представляет собой или своими действиями прямую угрозу для жизни человека».

Предлагается изъять из нормы п. 1 ч. 3 ст. 5 436-ФЗ слово «преступление», так как имеющаяся в законе формулировка исключает показ несовершеннолетним любого детективного фильма, где, к примеру, детально изображается место совершения кражи.

Норму п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 436-ФЗ изъять, поскольку, как уже было отмечено выше, неопределённость данной нормы может привести к запрету ряда детских мультфильмов и сказок, где отрицательными героями являются, мачехи, сёстры, братья и т. п.

Норма п. 4 ст. 10 Закона № 436-ФЗ вызывает полное недоумение, поэтому её предлагается изъять, поскольку в Российской Федерации не определён список нецензурных слов и выражений (данное поручение только в 2013 г. было дано институтам русского языка), а к бранным выражениям можно отнести практически все, которые используются в разговорной речи и содержат отрицательную характеристику лица или его отдельных качеств.

Ввести в норму п. 2 ст. 6 436-ФЗ слово «экспертного», в результате чего изложить ее в следующей редакции: «При проведении экспертных исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат...». Внести изменения в ст. 17 436-ФЗ «Общие требования к экспертизе информационной продукции», изложив ч. 1 в такой редакции: «Экспертиза информационной продукции проводится в целях обеспечения информационной безопасности детей по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, регионального органа исполнительной власти, судебного органа, экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями»; дополнить

13 Там же.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ч. 6 п. 2: «для принятия решения федеральным органом власти о запрете предоставления конкретной информационной продукции детям должно быть проведено не менее трёх комплексных экспертиз экспертами из разных городов или регионов Российской Федерации».

В связи с невозможностью для операторов связи соблюдать норму ст. 14 Закона № 436-ФЗ в должном объёме предлагается изложить ст. 14 в следующей редакции: «доступ детей к информации, распространяемой посредством Интернет в детских учреждениях, предоставляется операторами связи, заключившими договор с данным учреждением, при условии применения технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».

Данные изменения позволят сделать Закон № 436-Ф3 более действенным, позволяющим реально защитить несовершеннолетних от негативной информации.

Библиографический список

Брайант, Д., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ / Д. Брайант, С. Томпсон. - М.: Вильяме, 2004. - 213 с.

Всероссийское исследование «Российские подростки в информационном мире» 1997-1998 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.advsmile.ru/istorii-na-advsmile/rasskazhem-o-reklamnyih-voynah/zelenogradskie-reklamnyie-voynyi.html (дата обращения: 24.05.2012).

Грачев, Г. В. Три поисковика Рунета, не считая Google / Г. В. Грачев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://socialexpert.ru/index.php?go=Pages&in=view&id=17.html (дата обращения: 11.05. 2012).

Доктрина информационной безопасности РФ. Утверждена указом Президента РФ от 05.12.2016 № 646 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html (дата обращения: 14.01.2017).

Как кино влияет на людей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://obozrevatel.com/ press-release/kak-kino-vliyaet-na-lyudej.htm (дата обращения: 17.01.2013).

Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. - М.: Наука, 1967. - 453 с.

Крысько, В. Г. Социальная психология: словарь-справочник / В. Г. Крысько. - М.: АСТ, 2001. - 397 с.

Совет безопасности РФ. Основные направления научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена исполняющим обязанности секретаря Совета безопасности Российской Федерации, председателя научного совета при Совете безопасности Российской Федерации 7 марта 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/security/information/document94 / (дата обращения: 27.04.2017).

Социально-психологические аспекты влияния современного кино на ценностные ориентации молодежи (на материале кинематографии западных стран) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20104.php (дата обращения: 23.02.2013).

Трофимцева, С. Ю., Азизова, Е. А. Негативное влияние аудиовизуальных продуктов на несовершеннолетних как угроза информационно-психологической безопасности государства / С. Ю. Трофимцева, Е. А. Азизова // Аспекты в реализации научных исследований: материалы XXXII Международной научно-практической конференции, 25-26 апреля 2013 г. Украина. - Горловка: ФПЛ Пантюх, Ю. Ф., 2013. - С. 94-100.

Чубуков, С. Г. Основы правовой информатики (юридические и математические вопросы информатики): учебное пособие / С. Г. Чубуков, под ред. М. М. Рассолова, В. Д. Элькина. - М.: Контракт, 2004. - 95 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.