воздействия составляет 0,01 г/м3, или 10 мг/м3. Для гидроаэрозоля оборотных вод, сформированных на основе смеси очищенных городских и сточных вод производства синтетического каучука, содержащих, кроме перечисленных выше загрязнителей, органические соединения с температурой кипения выше 200°С и циклические вы-к сококипяшие спирты (сточная вода № 2), безопасный уровень воздействия составляет 0,004 г/м3, или 4 мг/м3.
Выводы. 1. Экспериментально доказана возможность токсического действия выносимого из градирен гидроаэрозоля оборотных вод. Степень токсичности гидроаэрозоля определяется составом очищенных сточных вод, используемых для формирования оборотных вод в охлаждающих системах.
2. Установлены безопасные уровни воздействия гидроаэрозолей оборотных вод на основе сточных вод различного состава.
3. Установленные безопасные уровни воздействия гидроаэрозолей позволяют регламентировать глубину очистки сточных вод, используемых
УДК 6 M.7I/.73-07:616.24-006.6:313.13
В современных крупных городах и промышленных центрах параллельно с ростом загрязнения атмосферного воздуха различными химическими веществами наблюдается увеличение заболеваемости населения как неспецнфическими заболеваниями органов дыхания (бронхитами, пневмониями и др.), так и специфическими, в частности, раком легкого (Э. И. Дейчман; Л. П. Ронжина; В. И. Ферштудт). Роль токсических агентов атмосферных загрязнении как провоцирующего фактора в распространении неспецифической легочной патологии достаточно хорошо изучена (К. А. Буштуева; Н. Ф. Измеров; Grandjean; I. Heimbach, и др.). Что же касается оценки их роли в распространении рака легкого, то об этом еще нет определенных научных данных. По мнению многих ученых, наблюдаемый рост рака легкого у населения может быть обусловлен загрязнением атмосферного воздуха канцерогенными веществами. В то же время, согласно данным экспериментальной онкологии, в развитии опухолевого процесса наряду с канцерогенными агентами существенное значение имеют и неспецнфические химические факторы (JI. М. Шабад и соавт.; И. М. Нейман; Kotin и Falk, и др.). К таким факторам, по-видимому, следует отнести и некоторые токсичные атмосферные загрязнения, воздействию которых, как
в оборотных системах, и режим работы градирен по величине выноса капельной влаги.
Литература. Пинигин М. А. — В кн.: Фармакология. Химиотерапевтнческие средства. Токсикология. Проблемы токсикологии. М., 1974, т. 6, с. 83—120. Пинигин М. А. — В кн.: Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. М., 1977, вып. 5, с. 8—11. Сидоренко Г. И., Пинигин М. А. — Гиг. и сан., 1972, № 3, 93—95.
Поступила 26.01.81
Summary. The toxicity of circulating waler hydroaerosol condensed from water-cooling towers at industrial enterprises was measured. Safe levels of the hydroaerosol effect were determined for circulating water containing purified sewage of various composition: for those containing purified city sewage, 20 mg/m3; for those comprising a mixture of purified city sewage and sewage from synthetic rubber manufacture containing low-molecular compounds of the fatty series and organic compounds of the aromatic series with the boiling points under 200 °C, 10 mg/m3; for a mixture of the above waters containing organic compounds with the boiling points above 200 °C and cyclic high-boiling alcohols, 4 mg/m3. The developed standards make it possible to regulate the work schedules of watcr-cooling towers with respect to the quantity of the condensed moisture.
и канцерогенных веществ, в условиях промышленного города подвергается население. Подтверждением данного положения являются пока еще малочисленные материалы, свидетельствующие о том, что наиболее распространенные атмосферные загрязнения — сернистый газ, окислы азота и фенол — в экспериментальных условиях могут активировать процессы опухолеобразова-ния в легких животных (КизсЬпег н Ьайкт).
Рост у населения промышленных городов частоты неспецифической легочной патологии, особенно хронических бронхитов, которые рассматриваются некоторыми онкологами-клиницистами как предраковое состояние (Б. Е. Петерсон), дает основание полагать, что атмосферные загрязнения, провоцирующие хронические воспалительные заболевания легких, могут быть одной из причин, повышающих риск заболевания раком легкого. Изучение взаимосвязи между загрязнением воздушного бассейна и уровнем заболеваемости и смертности населения от рака органов дыхания проводилось нами на примере 3 средних промышленных городов, которые практически мало различались по климатическим условиям, возрастно-половой структуре населения, уровню медицинского обслуживания и ряду других социально-экономических факторов, но имели неодинаковые степень и характер загрязне-
Н. Н. Скворцова, Е. В. Иродова
ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИИ НА РАСПРОСТРАНЕНИЕ РАКА ЛЕГКОГО
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
ния атмосферного воздуха, обусловливаемые видом промышленности.
В работе нспользокалн ретроспективный метод сравнительной гигиенической оценки. Проводили анализ данных, характеризующих загрязнение атмосферного воздуха токсичными веществами (сернистый газ, фенол, окислы азота, пыль и др.), полученных в городских санэпидстанциях. Всего по 3 городам проанализировано в динамике за последние 6—14 лет более 100 ООО проб по 5—9 ингредиентам. Изучали степень загрязнения воздушной среды указанных городов бенз(а)пиреном (БП) в связи с отсутствием ретроспективных данных. Для этого в 8—10 пунктах жилых районов каждого города были отобраны пробы воздуха аспирационным методом и в 30—45 пунктах — седиментацнонным методом. Всего взято 236 аспирационных и 318 седнмента-ционных проб. Кроме того, проводили анкетный опрос населения для выявления ретроспективной неспецнфической заболеваемости органов дыхания, влияния атмосферных загрязнений на самочувствие и санитарно-гигиенические условия жизни населения, привычки к курению.
Выборочным методом «гнездного» обследования по специально разработанной нами карте в каждом городе опрошено 1000 жителей в возрасте 18 лет и старше, родившихся или проживающих в городе не менее 10 последних лет и не имеющих контакта с производственными вредностями. Изучали заболеваемость и смертность населения от всех злокачественных новообразований, в том числе рака легкого, за 13—14 лет по материалам онкологических диспансеров (форма № 61 ж) и загсов (акты о смерти). Проводили опрос больных и родственников лиц, умерших от рака легкого, для установления у них наличия привычки к курению, контакта с производственными вредностями и среднего срока проживания в городе до обнаружения рака легкого (опрос осуществлял медицинский персонал онкологических диспансеров по специально созданной нами карте). В разработку брали карты только больных, не имевших в анамнезе указаний на контакт с производственными вредностями и проживших в городе до установления диагноза 10 последних лет и более.
Статистическая обработка полученных данных проведена общепринятыми в эпидемиологии злокачественных новообразований методами (А. М. Мерков и А. В. Чаклин; Д. А. Сепетлиев).
Сопоставление результатов изучения загрязнения атмосферного воздуха БП в относительных показателях представлено в таблице.
Как видно из таблицы, наиболее высокое загрязнение атмосферного воздуха БП отмечено в городе А, а в 2 других оно было приблизительно одинаковым. Гигиенический анализ результатов проведенных в зимний и летний периоды исследований свидетельствовал о том, что в городе А основными источниками загрязнения окружаю-
Кратность превышения содержания БП в атмосферном воздухе*
Город Аспирационныс пробы Седмментационные пробы
макс н -мальная средняя % отрицательных проб максимальная средняя % отрицательных проб
А Б В 100 <1 1 18,3 3,5 1 9 7 37 40 1 1 14,5 <1 1 16 54,4 19
* Содержание БП в городе В принято за I.
щей среды БП являются выбросы промышленных предприятий и автотранспорта, в городе Б — выбросы автотранспорта, в городе В — выбросы автотранспорта и отопительных систем. Следует отметить, что количество автомашин в этих городах (на 1000 населения) было почти одинаковым. Сопоставление уровней загрязнения атмосферного воздуха ведущими загрязнителями, характерными для современных промышленных городов, показало, что в городе А в динамике за ряд лет содержание сернистого газа (по максимальным разовым концентрациям за отдельные годы) было в 5,7—120 раз, пыли в 1,8—15,5 раз, а в городе Б — соответственно в 2—8 и 4—26 раз выше, чем в городе В. Однако воздушная среда городов А и Б значительно загрязнялась, кроме указанных ингредиентов, комплексом токсичных веществ, которые не обнаруживались в воздухе города В.
Гигиеническая оценка атмосферного воздуха' указанных городов позволила установить, что в городе А на протяжении многих лет загрязнение воздушной среды канцерогенными и токсичными веществами в несколько раз превышало гигиенические нормативы. В городе Б за этот же период отмечалось многокомпонентное загрязнение атмосферы более чем 15 токсичными веществами (сернистым газом, окислами азота, фенолом, хлором, сероводородом и др.) в концентрациях выше предельно допустимых. Количество канцерогенных веществ, как показали результаты исследования, незначительно превышало ПДК для БП, а средние показатели были даже ниже. В городе В атмосферный воздух в основном загрязнялся сернистым газом, пылью и окисью углерода. Содержание указанных веществ и БП, кроме окиси углерода, практически удовлетворяло гигиеническим требованиям, в связи с чем степень загрязнения в этом городе может быть оценена по номограммам М. А. Пинигнна как допу- * стимая, т. е. не представляющая опасности для здоровья населения.
Разница в степени загрязнения воздушной среды в городах А и Б, по сравнению с городом В подтверждается данными анкетного опроса жителей. В городах А и Б число жителей, отметивших неблагоприятное влияние загрязнения атмосферного воздуха на самочувствие, было со-
ответственно в 2,7—3,5 раза больше, чем в городе В (Р<0,01).
Сравнительный анализ анамнестических данных о заболеваниях органов дыхания свидетельствует также о том, что в городах А и Б в 2 раза больше коренных жителей, не имевших контакта с производственными вредностями, перенесли Iэти заболевания. Наибольшее число заболеваний органов дыхания было у мужчин 18—29 лет (Р<0,01), а среди женщин — в возрастной группе 30—49 лет (Р<0,01).
По данным опроса жителей, привычка к курению среди здоровых лиц была у 64,5 % в городе А, у 68 % в городе Б и у 63 % в городе В, т. е. существенно не различалась.
Изучение динамики показателей заболеваемости и смертности от злокачественных заболеваний среди населения, в основном от рака легкого, в указанных городах позволило установить определенные различия в распространенности их за 14 лет. Анализ онкоэпидемиологических данных показал, что в течение периода наблюдения отмечалось повышение заболеваемости всеми злокачественными новообразованиями, однако коэффициент роста их в А был в 4,5 раза выше, а в Б ниже (—0,53), чем в городе В. Последнее различие обусловлено повышенной заболеваемостью в городе В по сравнению с Б раком желудка (в2 раза) и кожи (в 3 раза). Сравнительные данные о заболеваемости населения раком легкого свидетельствуют о повышении ее в А и Б, а в го-роде В роста практически не наблюдалось. Для выявления более достоверных различий в распространении рака легкого весь изучаемый период был разделен на 4 периода, из которых для сравнения взяты первый и последний (разница между ними 8 лет). Стандартизацию проводили прямым методом. За стандарт принимали возрастно-половой состав населения СССР по переписи 1970 г.
В первый период наблюдения заболеваемость раком легкого среди всего населения в указанных городах была на одном уровне, а в последний она оказалась выше в А в 1,7 раза и в Б в 1,4 раза по сравнению с В (по стандартизованным показателям). Об увеличении заболеваемости раком легкого свидетельствует и коэффициент роста по выровненным рядам, который в А был в 7,8 раза, а в Б в 2,8 раза выше, чем в городе В.
В структуре заболеваемости населения злокачественными новообразованиями рак легкого занимал в городе Б второе место, в городе В — третье, в городе А в первый период — третье, а в последний — второе.
Заболеваемость раком легкого в городах А и Б у мужчин всех возрастных групп почти в 2 раза, а у женщин в 2,5—3 раза выше, чем в городе В. При этом в А и Б отмечена почти одинаковая степень роста заболеваемости раком легкого как у мужчин, так и у женщин (1,6 и 1,3 раза
соответственно при Р<0,01), в то же время в городе В наблюдались незначительный рост ее только у мужчин (в 1,2 раза при Р>0,05) и некоторое снижение у женщин (в 1,3 раза при Р>0,05). Особенностью распространенности рака легкого в городах А и Б являлось наличие его у лиц молодого возраста (20—29 и 30—39 лет).
При сравнении стандартизованных показателей смертности от злокачественных новообразований всех локализаций в динамике по отдельным периодам выявлено снижение смертности от всех локализаций рака в городе Б и особенно в городе В (в 1,3 раза при Р<0,05), а также некоторое повышение ее в А. Смертность от рака легкого в А и Б увеличилась в 2 и 1,3 раза, а в городе В осталась без изменений.
Стандартизованные показатели свидетельствовали о том, что у женщин и мужчин смертность увеличилась в городе А в 1,8 и 1,9 раз соответственно (Р<0,01), в городе Б — в 2,7 и 1,4 раза (Р<0,05), в городе В у мужчин — в 1,4 раза, а у женщин снизилась в 1,6 раза.
Сравнительная оценка данных о смертности от рака легкого в зависимости от возрастно-поло-вого состава умерших показала, что смертность в городах А и Б наблюдалась у мужчин молодого возраста (20—29 и 30—39 лет), а наибольший рост ее отмечен в возрастных группах 40— 49 и 60—69 лет, а в городе В — у лиц 70 лет и старше.
У женщин в городах А и Б смертность от рака легкого была большей в возрасте 50—59 лет и старше, в городе В во всех возрастных группах она снижалась.
При сравнительной оценке данных" опроса больных и родственников лиц, умерших от рака легкого, выявлены существенные различия в средних сроках проживания до заболевания раком легкого у жителей, не имевших контакта с производственными вредностями. В городах А и Б средний срок проживания на 7—11 лет меньше, чем в городе В (Р<0,05).
Известно, что курение считается одной из основных причин повышения заболеваемости раком легкого. В связи с этим проведена статистическая обработка данных опроса больных раком легкого путем применения показателя соответствия, с помощью которого установлено наличие этой связи, х2<1 %. Однако привычка к курению среди опрошенных больных в указанных городах была выражена практически в одинаковой степени (Р>0,05), а рост частоты рака легкого был в городе В меньше, чем в А и Б.
Особый интерес представляют данные о распространенности рака легкого среди населения городов А и Б. При сопоставлении стандартизованных показателей заболеваемости раком легкого в городе А, воздух которого значительно загрязнен канцерогенными и токсичными веществами, а в городе Б — преимущественно токсичными веществами, достоверной разницы не вы-
явлено (Р~>0,05). Смертность от рака легкого в этих же городах (в стандартизованных показателях) также не имеет различии (Р>0,05). Увеличение заболеваемости и смертности от рака легкого у мужчин и женщин, регистрация его в молодых возрастных группах, второе место в структуре заболеваемости злокачественными новообразованиями, одинаковое увеличение неспецифической легочной патологии дают основание полагать, что факторы, влияющие на эти показатели в городах А л Б, по-видимому, равнозначны. Результаты исследований убеждают в том, что существенной разницы в распространении рака легкого в городах А и Б нет, но имеются различия по сравнению с городом В.
Описанные методические приемы и результаты применения их при изучении 3 промышленных городов позволяют характеризовать токсичные атмосферные загрязнения как провоцирующие факторы и в распространении рака легкого среди населения.
Выводы. 1. Загрязнение атмосферного воздуха, содержащее комплекс токсичных веществ, следует, по-видимому, рассматривать как существенный провоцирующий фактор в распространении рака легкого среди населения.
2. В промышленных городах с высокой степенью загрязнения атмосферного воздуха не только канцерогенными, но и токсичными веществами риск заболевания раком легкого будет выше, чем в городах с относительно невысоким загрязнением.
3. Снижение содержания канцерогенных и токсичных веществ в атмосферном воздухе до допустимого (ПДК) является одним из путей гигие-
нической профилактики рака легких среди населения промышленных городов.
Литература. Буштуева К. Л. — Гнг. и сан., 1971, № 3, с. 3-7.
Дейчман Э. И. Санитарно-дсмографические материалы зарубежных стран. М., 1968. Измеров Н. Ф. Соцналыш-гигисническне аспекты охраны атмосферного воздуха в условиях научно-технического прогресса. М., 1976. Мерков А. М., Чаклин А. В. Статистическое изучение злокачественных новообразований. М., 1962. Нейман И. М.— В кн.: Вопросы канцерогенеза и организации противораковой борьбы. Киев, 1967, с. 15—21. Петерсон Б. Е. — Вопр. онкол., 1971, № 1, с. 9. Пинигин М. А. Временные инструктивно-методические указания по оценке степени загрязнения атмосферного воздуха. М., 1977.
Ронжина J1. П. — В кн.: Эпидемиология злокачественных
опухолей. Алма-Ата, 1970, с. 222. Сепетлиев Д. А. Статистические методы в научных медицинских исследованиях. М., 1968. Скворцова Н. Н. — В кн.: Руководство по гигиене атмосферного воздуха. М., 1976, с. 384—391. Ферштудт В. И. — В кн.: Методы изучения эпидемиологии
злокачественных опухолей. М.. 1970, с. 198. Шабад JI. М.. Пылев J1. П., Колесничснко Т. С. — Вопр.
онкол., 1964, № 6, с. 65—72. Grandjean Е. — Schweiz. ined. Wschr., 1972, Bd 102, S. 1889—1897.
Heimbach I. A. — Comput. Biol. Med.. 1971, v. I, p. 243. Kotin P., Falk H. — Advanc. Cancer Res., 1963, v. 7, p. 475. Kuschner M„ Laskln S. — Am. J. Path., 1971, v. 64, p. 183.
Поступила 17.09.79
Summary. No significant difference was found in cancer morbidity and mortality in cities with air pollution bv carcinogenic and toxic substances and mainly by toxic substances. This makes it possible, to consider toxic pollutants of the atmosphere, sulphur dioxide, phenol, nitrogen oxides, ctc., as factors, increasing the risk of lung carcinoma in the population of industrial cities.
УДК 613.в45 + Ш4.875]-07: (615.9.015.4:612.6.052
10. И. Прокопенко, В. П. Ильин, П. С. Журков
ВЛИЯНИЕ ДЛИННОВОЛНОВОГО УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА МУТАГЕННЫЙ И ЭМБРИОТОКСИЧЕСКИИ ЭФФЕКТЫ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
В настоящее время большое внимание уделяется изучению факторов, влияющих на устойчивость организма к неблагоприятному действию загрязнителей окружающей среды. Одним из таких факторов является длинноволновое УФ-из-лучение, которое, влияя на защитно-прнспособи-тельные механизмы организма, изменяет его резистентность к вредному действию химических веществ (Ю. И. Прокопенко, 1976). Экспериментально доказано модифицирующее действие УФ-излучения на общетоксический и некоторые отдаленные эффекты (канцерогенный, аллергенный) химических веществ (Ю. И. Прокопенко,
1979). Анализ влияния длинноволнового УФ-излучения на другие виды отдаленных эффектов (мутагенный и эмбрнотоксический) химических соединений не проводился. В связи с этим целью нашей работы было определение влияния различных доз такого излучения на цитогенетиче-1 ское действие циклофосфамида и на эмбриоток-сическое действие формальдегида.
Цитогенетическое исследование проведено на 12 группах белых беспородных мышей-самцов массой 25—30 г. В каждой группе было по 6 животных. Влияние УФ-излучения на эмбрнотоксический эффект изучено на 12 группах белых бес-