Научная статья на тему 'Влияние асимметрии информации на развитие продовольственного рынка'

Влияние асимметрии информации на развитие продовольственного рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние асимметрии информации на развитие продовольственного рынка»

Развитие электронной торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьём в Краснодарском крае - это элемент стратегического развития его АПС. Подобная виртуальная торговая площадка позволит придерживаться в АПС справедливой рыночной цены, точно планировать и контролировать финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий, получать льготные банковские кредиты, осуществлять контроль и мониторинг за состоянием регионального агропродовольственного рынка.

Согласно И. Кирцнеру «... успех системы будет измеряться по ее способности координиро-

вать бесчисленные отдельные решения, планы и действия, принимаемые и совершаемые независимо в обществе в течение данного периода времени...».

А, согласно Доктрине продовольственной безопасности «.физическая доступность пищевых продуктов основана на межрегиональной интеграции в сфере продовольственных рынков; механизмах поддержки регионов, находящихся в зонах недостаточного сельскохозяйственного производства или в экстремальных ситуациях; повышении транспортной доступности отдаленных регионов для гарантированного и равномерного продовольственного снабжения.».

2.3 Роль информатики в решении проблем долгосрочного развития

агропродовольственных систем

ВЛИЯНИЕ АСИММЕТРИИ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

О.В. Ермолова, д.э.н., зав. лабор., В.В. Кирсанов, к.э.н., ведущий науч. сотр.

Института аграрных проблем РАН

Высокий уровень асимметрии информации снижает эффективность стратегических решений субъектов продовольственного рынка. В условиях социально-экономической нестабильности происходит рост трансакционных издержек поиска информации. Одним из условий их снижения является формирование межфирменных предпринимательских сетей, что способствует росту уровня концентрации.

Уровень асимметрии информации влияет на степень концентрации рынка. Имеет место и обратное воздействие. Теоретически обосновано, что при росте концентрации рынка происходит снижение асимметрии информации и, наоборот, при небольшой концентрации рынка, информационная асимметрия увеличивается. Однако на практике это положение не всегда выдерживается. Такой вывод сделан на основе исследования информационной асимметрии на продовольственных рынках. Асимметрия информации на рынке исследовалась в двух сегментах: информационная асимметрия между поставщиками сырья и перерабатывающими предприятиями, информационная асимметрия между производителями и покупателями на розничном рынке.

Экспертный опрос руководителей и специалистов агропромышленного комплекса, в ходе которого было опрошено 18 респондентов, был проведен в 2011 году. Экспертам было предложено оценить по 100-балльной шкале (0 -

отсутствие информации, 100 - полная и достоверная информация), степень информированности предприятий, приобретающих сырье, о ценах, качестве, конкурентах; а также степень полноты и достоверности информации о ценах и качестве товара для населения на различных отраслевых рынках.

В ходе экспертного опроса выявлено, что высокая степень асимметрии информации наблюдается на рынке животного масла, круп и кондитерских изделий. На рынке хлеба и хлебобулочных изделий уровень асимметрии информации наименьший и для производителей, и для потребителей.

На рынках цельномолочной продукции, муки и особенно мяса степень информированности товаропроизводителей о ценах и качестве сырья намного выше для производителей, чем для конечных потребителей.

Нами был сопоставлен уровень концентрации производства (рассчитанный на основе динамики показателей трех крупнейших товаропроизводителей) и степень асимметрии информации на различных отраслевых рынках Саратовской области (табл. 1). Тенденция к росту уровня концентрации производства наблюдается на рынках колбасных и кондитерских изделий, наиболее значительное снижение концентрации - на рынках мяса, круп и макаронных изделий.

Таблица 1 - Степень полноты информации о ценах и качестве продукции для производителей и _потребителей на продовольственном рынке Саратовской области_

Продукт Уровень концен- Полнота информации о Полнота информации о

трации производ- ценах и качестве сырья для ценах и качестве товара для

ства производителей населения

Мясо 18,5 60 35

Колбасные изделия 61,3 65 60

Цельномолочная продукция 52,4 85 65

Масло животное 25,0 50 50

Масло растительное 85,2 75 65

Мука 43,7 85 65

Крупа 52,1 45 55

Хлеб и х/б изделия 35,2 85 75

Макаронные изделия 60,2 60 65

Кондитерские изделия 89,7 45 40

Динамические характеристики этой взаимосвязи представлены на рисунке, где экспертным путем определен уровень асимметрии рыночной информации.

Исключение составляют рынки муки, хлебобулочных изделий и мяса для покупателей сырья, где низкий уровень концентрации производства сопровождается низкой асимметрией информации, а также рынки кондитерских изделий и крупы для покупателей сырья, где, несмотря на высокий уровень концентрации производства, информационная асимметрия достаточно высока.

Негибкость приспособления цен, задержки в принятии решений в крупных корпорациях, различная ценовая реакция на поведение конкурентов, соперничество со стороны поставщиков сырья, рыночная власть поставщиков, стремление к устойчивости межотраслевых связей с ними, развитость контрактных отношений между поставщиками сырья, производителями, потребителями конечной продукции -все эти и другие факторы в различной степени

влияют на уровень цен. На вопрос, влияет ли уровень асимметрии информации на уровень цен в отрасли, эксперты ответили преимущественно отрицательно. Это свидетельствует о том, что движение цен подчиняется далеко не рыночным принципам.

На рынке большое значение имеет как ценовая, так и неценовая информация. Сигналы рынка слабо прогнозируемы, хотя они играют решающую роль в процессе стратегического выбора товаропроизводителей и в потребительском выборе. Высока неопределенность информации о будущей конъюнктуре рынков, что искажает ценовые сигналы.

Асимметрия информации выступает фактором, снижающим эффективность ценовой конкуренции. Она является источником ценовой дискриминации, поскольку у производителей появляется возможность дифференцировать продукт или услугу, игнорируя реальное изменение его параметров и прежде всего параметров качества.

Информационная асимметрия, баллы

Рисунок 1 - Динамика взаимосвязи информационной асимметрии и уровня конкуренции на

продовольственных рынках (1997-2010 гг.) *

* С - взаимоотношения продавцов и покупателей на рынке сельскохозяйственного сырья; Р - взаимоотношения покупателей и производителей на розничном рынке; 1997, 2011 - год проведения опроса или статистические данные

На степень асимметрии информации оказывает прямое воздействие и уровень синхронности изменения относительных цен на продовольственном рынке, что является важнейшей характеристикой межотраслевого диспаритета. Любое значительное изменение в относительных ценах является, как правило, проинфляционным. Несбалансированные скачки относительных цен, как в отраслевом, так и территориальном разрезе выступают как проявление структурной инфляции, которая для предпринимателей представляет большую опасность, поскольку невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.

Динамика межотраслевого паритета находится под влиянием роста цен на продукцию естественных монополий. Хотя среднегодовые приросты этих цен относительно стабилизировались, но темпы роста цен на продукцию естественных монополий всегда были выше темпов инфляции. Это является условием стимулирования инфляционных процессов во всех последующих стадиях отдельных продуктовых цепочек и комплекса в целом. Сильная дифференциация устойчивости субъектов реального сектора в ценовой конкуренции во многом определяется воспроизводимостью межотраслевых взаимодействий в долгосрочном периоде.

В современных условиях в связи с переходом экономических систем на более высокий уровень развития, усложнением экономических отношений, дальнейшей специализацией и глобализацией экономического пространства тенденции к увеличению трансакционных издержек проявляются все более активно. На микроуровне это выражается в увеличении доли тран-сакционных издержек в структуре затрат фирм. Расходы на маркетинговую деятельность, содержание управленческого аппарата, бухгалтерские и юридические услуги в условиях со-

временного рынка часто превышают стоимость создания самого товара. Это стимулирует появление фирм, отраслей, специализирующихся на производстве трансакций, - менеджмент, маркетинг, мониторинг, аудит, новые отрасли права. Поэтому на макроуровне происходит становление сектора трансакций. Структурные изменения в агропродовольственном комплексе, рост объемов производства отечественных товаропроизводителей, динамика относительных цен, структурные ценовые изменения, объединительные интеграционные и кооперационные процессы, налаживание прямых хозяйственных связей, некоторое упорядочение финансового сектора способствовали уменьшению торгово-посреднического сектора. Все это привело в последние годы к уменьшению доли торгово-посреднических услуг и некоторому возрастанию услуг финансовых посредников.

Институциональная обусловленность товарообмена предполагает широкое развитие сети специальных посредников (торговых агентов в виде торговых домов, бирж, оптовых звеньев), берущих на себя основную долю обменных операций и заметно влияющих на цену товара на пути от производителя к потребителю. Развитие производительных сил, усложнение производства, товарного и денежного хозяйства, рост числа агентов товарообмена, - все эти факторы оказывают активное влияние на процесс ценообразования, увеличивая трансакционные издержки. Чем выше в этих условиях степень асимметрии информации, тем выше трансакционные издержки.

Таким образом, на российском рынке не всегда выдерживается положение о взаимозависимости концентрации рынка и асимметрии информации на нем, а также положение о влиянии асимметрии информации на уровень цен в отрасли, что может быть связано с недостаточным уровнем развития отраслевых рынков, их деформациями.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ АГРАРНОГО ПРЕДПИЯТИЯ

В ДИНАМИКЕ ЗА МНОГОЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Л.В. Поварчук, науч. сотр. Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства

Себестоимость продукции сельскохозяйственного предприятия является важнейшим качественным показателем, отражающим все стороны деятельности предприятия, их достижения и недостатки. Её уровень тесно связан с объемом и качеством продукции, с использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты

труда и т.д. Она включает в себя стоимостную оценку всех используемых в процессе производства ресурсов, изучение себестоимости в динамике позволяет увидеть, насколько изменилось количество используемых средств на единицу продукции и сделать выводы о степени эффективности использования имеющихся у предприятия ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.