Научная статья на тему 'Модернизация функций системы агроконсалтинга'

Модернизация функций системы агроконсалтинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация функций системы агроконсалтинга»

Малым предпринимателям развивать их бизнес, продвигать товары и услуги, осуществлять поиск и выбор деловых партнеров, т.к. портал призван обеспечить связь с поставщиками необходимых услуг в области профессиональной подготовки кадров, кредитования, снабжения, логистики, сбыта и обеспечить участников продовольственного комплекса нормативно-правовой и рыночной информацией;

Создание портала возможно при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в рамках «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013— 2020 годы». Данный Интернет-ресурс должен стать одной из составляющих Единой системы информационного обеспечения АПК России.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ СИСТЕМЫ АГРОКОНСАЛТИНГА Е. А. Журавлева, к.э.н. доц., Кубанского государственного университета

В стратегических планах Краснодарского края продавать не менее 30% зерна, выращенного в нём через товарную биржу. В АПС она может быть представлена как региональная товарная биржа с участием капитала частных инвесторов и госкорпораций. Однако, в российской практике недостаточно опыта работы в этой области, а в отдельных случаях - он отсутствует. Организационный механизм работы через товарную биржу новый для сельскохозяйственных предприятий. В этом случае, к традиционно сложившейся организационной структуре товарной биржи необходимо добавить некоторые элементы, адаптирующие её для работы в региональном АПС на базе информационно -консультационных центров (ИКЦ).

Основной задачей Кубанского сельскохозяйственного ИКЦ является создание единой информационно-консультационной сети в агропромышленном комплексе Краснодарского края. Создание такой сети позволяет сделать всю систему информационно-консультационного обслуживания оперативной, удобной и доступной.

Кубанский ИКЦ оказывает консультационные услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям, координирует работу сети районных ИКЦ, оказывает помощь и содействие в создании новых центров на территории Краснодарского края в целях успешной реализации краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков с.-х. продукции, сырья и продовольствия Краснодарского края на 2008-2012 гг.».

Поэтому предлагается представить товарную биржу в виде торговой площадки по матричному принципу накопления информации о факторах конкурентоспособности по зональным центрам развития (ЦР) на базе информационно-консультационных центров

(ИКЦ), функционирующих в АПС Краснодарского края (рис. 1).

Представленная блок-схема - это некое информационное пространство, сокращающее коммерческие расходы сельскохозяйственных предприятий на сбыт и имеющее некоторое количество переменных затрат, зависящих от объёма реализации.

Структурными звеньями блок-схемы являются сельскохозяйственные предприятия шести зон Краснодарского края, объединённые в шесть стратегических ЦР; банк данных зарегистрированных контрагентов и банк данных условий сделок с сельскохозяйственной продукцией.

Рабочими элементами виртуальной региональной торговой площадки в АПС являются товар, цена, объём, контрагенты, контракты (простой на поставку и фьючерсный).

Преимущества разработанной организационной формы торговой площадки в региональном АПС.

В связи с некоторой искажённостью статистических данных позволяет аккумулировать информацию об условиях сделок с сельскохозяйственной продукцией (ценах, объёмах и т.д.).

Реальная информация об условиях сделок на товарной бирже позволяет прогнозировать основные показатели в сфере АПС, осуществлять региональное планирование с целью повышения оборотов сельскохозяйственной продукции, разрабатывать конкурентоспособные стратегии.

Банк данных участников торгов даёт возможность находить контрагентов для фьючерсных контрактов и получателей государственного финансирования на производство им-портозамещаемой сельскохозяйственной продукции.

Рисунок 1 - Схема структуры электронной торговой площадки в АПС Краснодарского края по матричному принципу накопления информации на базе ИКЦ

Накопление статистического банка данных - это платформа для квотирования экспорта и ограничения импорта, определения импортозамещаемых позиций сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения продовольственной безопасности.

Виртуальная региональная торговая площадка в АПС будет способствовать поиску деловых контактов, партнёров, покупателей фьючерсных контрактов в других регионах и за рубежом через регистрацию в банке данных.

На основе данных по результатам работы виртуальной торговой площадки существуют

возможности формирования инвестиционных проектов для производства импортозамещяе-мой сельскохозяйственной продукции и поддержания продовольственной безопасности, осуществления поиска участников проекта и партнёров.

Статистический банк данных, формируемый на виртуальной торговой площадке, позволит более точно моделировать конкурентоспособность основных видов продукции на региональных сельскохозяйственных рынках (рис. 2).

Сельскохозяйственные предприятия N зоны -ЦРп

Л У

pricen X vn + pricea X v12 + ... + pricelm X vhm > ^

price21X v21 + price22 X v22 +... + price2m X v2m > S.

Price„1 X v„1 + price„2 Xv„2... + price„m X v„m > S„

Банк данных контрагентов

Поток входящей информации в виде трёхмерной матричной модели управления ценами в пределах ЦР по видам продукции для формирования равновесной цены на сельскохозяйственное сырьё и продовольственные товары

Рисунок 2 - Схема потока входящей информации от сельскохозяйственных предприятий ЦР для регистрации в информационной системе электронной торговой площадки регионального АПС

Развитие электронной торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьём в Краснодарском крае - это элемент стратегического развития его АПС. Подобная виртуальная торговая площадка позволит придерживаться в АПС справедливой рыночной цены, точно планировать и контролировать финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий, получать льготные банковские кредиты, осуществлять контроль и мониторинг за состоянием регионального агропродовольственного рынка.

Согласно И. Кирцнеру «... успех системы будет измеряться по ее способности координиро-

вать бесчисленные отдельные решения, планы и действия, принимаемые и совершаемые независимо в обществе в течение данного периода времени...».

А, согласно Доктрине продовольственной безопасности «.физическая доступность пищевых продуктов основана на межрегиональной интеграции в сфере продовольственных рынков; механизмах поддержки регионов, находящихся в зонах недостаточного сельскохозяйственного производства или в экстремальных ситуациях; повышении транспортной доступности отдаленных регионов для гарантированного и равномерного продовольственного снабжения.».

2.3 Роль информатики в решении проблем долгосрочного развития

агропродовольственных систем

ВЛИЯНИЕ АСИММЕТРИИ ИНФОРМАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

О.В. Ермолова, д.э.н., зав. лабор., В.В. Кирсанов, к.э.н., ведущий науч. сотр.

Института аграрных проблем РАН

Высокий уровень асимметрии информации снижает эффективность стратегических решений субъектов продовольственного рынка. В условиях социально-экономической нестабильности происходит рост трансакционных издержек поиска информации. Одним из условий их снижения является формирование межфирменных предпринимательских сетей, что способствует росту уровня концентрации.

Уровень асимметрии информации влияет на степень концентрации рынка. Имеет место и обратное воздействие. Теоретически обосновано, что при росте концентрации рынка происходит снижение асимметрии информации и, наоборот, при небольшой концентрации рынка, информационная асимметрия увеличивается. Однако на практике это положение не всегда выдерживается. Такой вывод сделан на основе исследования информационной асимметрии на продовольственных рынках. Асимметрия информации на рынке исследовалась в двух сегментах: информационная асимметрия между поставщиками сырья и перерабатывающими предприятиями, информационная асимметрия между производителями и покупателями на розничном рынке.

Экспертный опрос руководителей и специалистов агропромышленного комплекса, в ходе которого было опрошено 18 респондентов, был проведен в 2011 году. Экспертам было предложено оценить по 100-балльной шкале (0 -

отсутствие информации, 100 - полная и достоверная информация), степень информированности предприятий, приобретающих сырье, о ценах, качестве, конкурентах; а также степень полноты и достоверности информации о ценах и качестве товара для населения на различных отраслевых рынках.

В ходе экспертного опроса выявлено, что высокая степень асимметрии информации наблюдается на рынке животного масла, круп и кондитерских изделий. На рынке хлеба и хлебобулочных изделий уровень асимметрии информации наименьший и для производителей, и для потребителей.

На рынках цельномолочной продукции, муки и особенно мяса степень информированности товаропроизводителей о ценах и качестве сырья намного выше для производителей, чем для конечных потребителей.

Нами был сопоставлен уровень концентрации производства (рассчитанный на основе динамики показателей трех крупнейших товаропроизводителей) и степень асимметрии информации на различных отраслевых рынках Саратовской области (табл. 1). Тенденция к росту уровня концентрации производства наблюдается на рынках колбасных и кондитерских изделий, наиболее значительное снижение концентрации - на рынках мяса, круп и макаронных изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.