ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Влияние арт-терапии на социализацию детей с ОВЗ
Анисимова Кристина Семеновна,
студент Института психологии, ФГАОУ ВПО «СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» E-mail: anisiks000@mail.ru
Михайлова Виктория Власьевна,
к. филос.н., зав. кафедрой общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» E-mail: philos-svfu@mail.ru
Данная статья посвящена изучению влияния арт-терапии на социализацию детей с ОВЗ. Детям с ОВЗ в силу своих физических и психологических особенностей трудно социализироваться в нашем обществе, зачастую такие дети замкнуты, не общительны и кроме близких родственников, они не имеют друзей. Мы в данной статье дали определению понятия «социализация», а также изучили особенности социализации детей с ОВЗ. В ходе изучения теоретических источников особенностей социализации детей с ОВЗ мы пришли к выводу, что арт-терапия оказывает положительное влияние на социализацию детей с ОВЗ.
Ключевые слова: арт-терапия, дети с ОВЗ, социализация, самооценка, особенности социализации детей с ОВЗ, самооценка.
в и
см со
Проблема социализации детей с ограниченными возможностями остро возникла в современной социально-экономической ситуации. В настоящее время социализация детей с ограниченными возможностями имеет определенные специфики в зависимости от следующих факторов: характер способностей ребенка и объем ресурсов социальной реабилитации. Социализация оказывает положительное влияние на специфические особенности и навыки детей с ограниченными возможностями здоровья (коммуникативные навыки, развитие мелкой моторики и т.д.) и, в целом, на детей с ограниченными возможностями. Но дети с ограниченными возможностями испытывают трудности в общении, овладении навыками, обучении и самообслуживании. Многие психические и физические отклонения делают ребенка пассивным, его круг интересов сужается, а потребность во взаимодействии с миром уменьшается. В результате этого, снижается адаптивность.
Одним из методов, который помогает решить эту проблему, является арт-терапия, основной целью которой является гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния.
Шипицына, Л.М в своей работе дает такое определение: «Социализация - процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта» [7, с.43].
Мудрик А.В. в своей книге «Социализация человека», определяет социализацию как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [6, с. 9].
Отечественная традиционная социология рассматривает социализацию как процесс саморазвития личности, который взаимодействует со следующими структурами: социальными группами, институтами, организациями.
В ходе анализа литературы было выявлено, что ученые выделяют у детей с ОВЗ 3 типа особенностей, связанных с социализацией детей с ОВЗ. В первую группу «Я как самоценность» входит такая особенность как неадекватная самооценка. Вторая группа «Я и ты» характеризуется низ-
ким уровнем эмоционального интеллекта. И в 3 группу особенностей социализации детей с ОВЗ «Я и мир», входит в целом сам уровень социализации.
Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности [4].
Понятие «арт-терапия» первые было употреблено в 20 веке. В 1938 году художник Адриан Хилл обнаружил, что искусство помогает рассеивать проблемы пациентов и справляться с болезнями. Поэтому первой областью, использующей арт-терапию, является психоанализ.
Основная цель арттерапевтического метода заключается в создании гармонии в личности, развивая познания и выражения себя. Один из основателей психоанализа считает, что единственный механизм, который оказывает корректирующее воздействие в арттерапевтическом методе это сублимация. Карл Юнг считает, что искусство и арт-терапия, заметно оказывает влияние на саморазвитие человека.
В настоящее время существуют различные формы арт-терапии для людей с ограниченными возможностями. В некоторых случаях эта задача является только «клинической» (например, умственная отсталость, аутизм, тяжелые эмоциональные и поведенческие расстройства детей с ОВЗ). Это своего рода реабилитация. Естественно, это способствует социальному образованию и социально-культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Несмотря на то, что существуют разнообразные формы арт-терапии, которые подходят способностям и потребностям детей с ОВЗ, при работе с ними необходимо учитывать их особенности.
Н.В. Бибикова в арт-терапии с детьми с ОВЗ выделяет такие особенности:
1. Длительную работу с больными из-за устойчивого характера заболевания, а также снижение вероятности достижения заметных улучшений;
2. Дети с ОВЗ могут нерегулярно посещать занятии по-арт-терапии, в результате своего заболевания, кроме того они могут не иметь заинтересованность в занятиях, что подразумевает жесткую директивность;
3. В связи с нарушением коммуникативной функции, дети с ОВЗ затрудняются в установлении контакта с арт-терапевтом и в участии групповых формах арт-терапии. [1, с. 28] Исследователи выделяют следующие влияния
арт-терапии на детей с ОВЗ:
1. На физиологическое развитие детей с ОВЗ, то есть развитие моторики, коррекция звуко-произношения, расслабляет мышцы;
2. На интеллектуальное развитие. В ходе занятий ребенок с ОВЗ описывая рисунки, краски, предметы, картины, прилагательные и.т.д расширяет свой словарный запас и получает новые знания;
3. На эмоциональное благополучие.
4. На чувство своей вины. Помогает избавиться от осознания себя виновным;
5. На раскрытие творческого потенциала детей с ОВЗ;
6. На самооценку и на общее психоэмоциональное состояние (снижает тревожность и агрессивность) детей с ОВЗ;
7. На установку отношений. Во время групповых занятий арт-терапии ребенок с ОВЗ, не только учиться выражать и познавать себя, но и знакомиться с другими детьми, тем самым повышая и развивая коммуникативную функцию. Здесь он может найти себе друзей.
Таким образом, можно сделать вывод, что арт-терапия оказывает влияние на социализацию детей с ОВЗ тремя способами. Во-первых, повышая самооценку ребенка с ОВЗ, арт-терапия учит его познать и выражать себя, а также самоутвердиться. Ребенок с адекватной самооценкой не будет испытывать дискомфорт при общении с другими детьми и людьми. Во-вторых, улучшая психомоциональное состояние и эмоциональный интеллект. Благодаря тому, что ребенок правильно понимает свои и эмоции других людей, у него не возникнет недопониманий с окружающими. Кроме того, повышая свое эмоциональное благополучие, ребенок с ОВЗ не будет испытывать тревожность и агрессивность при общении со сверстниками. И, в-третьих, арт-терапия оказывает влияние на сам уровень социализации, повышая коммуникативные навыки ребенка и находя ему друзей во время групповых занятий.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является эффективным, если с детьми с ОВЗ применять комплексный подход, в том числе и методы арт-терапии.
Литература
1. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф. Басова. - Москва: Академия. 2007. -288 с.
2. Бибикова, Н.В. Арт-терапия как технология социальной реадаптации людей с ограниченными возможностями / Н.В. Бибикова // Современные науки и проблемы образования. -2014. - № 4 - С. 28-32.
3. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно - М.: Медицина, 1989. - 304с
4. Копытин, А.И. Системная арт-терапия / А.И. Копытин. - Санкт-Петербург: Изд-во Питер. 2011. - 283 с.
5. Медведева, Е.Л, Левченко, И. Ю, Комиссарова, Л.Н, Добровольская, Т.А. Артпедаго-гика и арттерапия в специальном образовании / - М.: Издательский центр «Академия», 2001-248 с.
6. Мудрик, А.В. Социализация человека. / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2005. - 172 с.
сз о
о Л о
о сз о в
7. Холостова, Е.И. Зарубежный опыт социальной работы / Е.И. Холостова, А.Н. Дашкина, И.В. Малофеев. - М.: Дашков и Ко, 2018. -368 с.
THE EFFECT OF ART THERAPY ON THE SOCIALIZATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Anisimova K.S., Mikhailova V.V.
North -Eastern Federal University named after M.K. Ammosova
This article is devoted to the study of the effect of art therapy on the socialization of children with disabilities. Due to their physical and psychological characteristics, children with disabilities are difficult to socialize in our society, often such children are closed, not sociable, and apart from close relatives, they have no friends. In this article we gave the definition of the concept of "socialization", and also studied the features of socialization of children with disabilities. In the study of theoretical sources of the features of socialization of children with disabilities, we came to the conclusion that art therapy has a positive effect on the socialization of children with disabilities.
Keywords: art therapy, children with disabilities, socialization,
self-esteem, features of socialization of children with disabilities,
self-esteem.
Bibliography
1. Basov N. F. Fundamentals of social work / N.F. Basova. - Moscow: Academy. 2007. - 288 p.
2. Bibikova N.V. Art therapy as a technology of social rehabilitation of people with disabilities / N.V. Bibikova // Modern sciences and problems of education. - 2014. - No. 4 - P. 28-32.
3. Stormy M.E. Therapy of creative expression / M.E. Stormy - M.: Medicine, 1989. - 304 p.
4. Kopytin A.I. System art therapy / A.I. Kopytin. - St. Petersburg: Publishing House Peter. 2011. - 283 p.
5. Medvedeva E.L., Levchenko I. Yu., Komissarova L.N., Dobro-volskaya T.A. Art pedagogy and art therapy in special education. - M.: Publishing Center "Academy", 2001-248 p.
6. Mudrik A.V. Socialization of man / A.V. Mudrik. - M.: Academy, 2005. - 172 p.
7. Kholostova E.I. Foreign experience of social work / E.I. Kho-lostova, A.N. Dashkina, I.V. Malofeev. - M.: Dashkov and Co., 2018. - 368 p.
e
u
CM CO